Меню

Сценарий новогоднего и рождественского представления "Когда Дед Мороз Был маленьким" для разновозрастного детского коллектива методическая разработка (7 класс) на тему. Урок по культуре башкортостана "уральская зима" Когда дед мороз был маленьким

Кольпит 

В прошлом году я возила на отдых в детский санаторий группу детей их 7х, 10х и 11х классов. Специфика коллектива определила форму новогоднего праздника: сначала младшие играли ёлку для взрослых школьников, а потом старшие показывали рождественскую историю для семиклассников. Получилось очень хорошо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОГДА ДЕД МОРОЗ БЫЛ МАЛЕНЬКИМ

Ведущий Взрослый: Внимание! В зал приглашаются гости и участники сегодняшнего праздника! Рождественская фантазия начинатеся! Маэстро, музыку! (В зал входят участники, полонез, рассаживаются. Появляются Ведущий 1 и 2)

Ведущий 1: За окном крупными хлопьями медленно падает белый снег, метёт и кружится метель.

Ведущий 2: Перед Новым годом окна разрисованы красивыми листьями, цветами, большими колосьями. И каждое утро эти узоры меняются. (Уходят в сторону . Появляются мама и дочка(Настя Ширяева и Катя Дряхлова)

Катя: Мамочка, кто это рисует так красиво?

Настя: Это Дед Мороз делает тебе подарки.

Катя: А почему же он всегда рисует только травы и цветы?

Настя: Дед Мороз знает, что зимой люди тоскуют по лету и очень ждут его.

Катя: Мама, а Дед Мороз был когда-нибудь маленьким?

Настя: Наверно, был...

Катя: А где он жил, когда был маленьким?

Настя: Не знаю,- ответила мама.

Катя: Почему же всегда приходят только Деды Морозы, а ни когда не приходят мальчики Морозы?

Настя: Наверно, мальчиков таких не бывает...

Катя (задумчиво): Нет, нет, наверно, бывает… Ведь люди не сразу становятся дедушками… (Уходят в зал. Выходит ведущи1)

Ведущий 1: Когда-то все были детьми: И Дед Мороз, и Баба Яга, и Кощей, и Зимняя королева, и Леший, и Снегурочка.

(Садится в зал, появляется М.Мороз и М.Кощей )

Мальчик Мороз (Кирилл): Я, наверное, никогда не пойму, почему на каждой ёлке мне кричат: «Де-душ-ка Мо-роз!!! Де-душ-ка!!! Де-душ-ка!!!». Ну, сколько можно? Какой я дедушка? Тулуп мне большой, шапка вообще сваливается, Я расту-расту, расту-расту, а ёлки мне вести не доверяют.

Мальчик Кощей (Азат): Завидую! За-виду-ю! А давай я за тебя поиграю!

Мальчик Мороз: Это почему?

Мальчик Кощей: Я у тебя загадки заберу на одну минуточку, их отгадают, и я тебе верну. Согласен? (Мороз кивает, уходит) (игра-кричалка) Объявляется Кричалка: Вы должны, уважаемые зрители, закончить стихотворение так, чтобы получилась рифма. Например, Кто накрасил краской нос?
Ну конечно – и вы мне отвечаете … (Дед Мороз)!

В белом платьице фигурка
Это внученька … (Снегурка)!

Вот идут они вперед
На веселый … (Новый год)!

Дед Мороз в плечах широк,
Тащит за спиной… (мешок).

В нем различные игрушки,
Куклы, зайчики, … (хлопушки).

Был их путь, конечно, долог
Вот и показалась… (школа).

И конечно Дед Мороз
Свой мешок на праздник … (нес).

Кто расскажет нам стишок,
Вмиг раскроется … (мешок).

И за танцы всем вам, детки,
Дед Мороз даст … (по конфетке).

Веселись честной народ
Лучший праздник – …(Новый год)!

Появляется Девочка Яга (Лера Забродина)

Девочка Яга: Привет, Кощан! То есть, Кощей-разозли-детей-скорей!

Мальчик Кощей: Я, между прочим, у Морозки волшебные загадки отнял! А потом еще палочку заберу, и буду самый главный зимний волшебник!

Девочка Яга: Здоров ты, братец, хвастаться! Да только я скоро в лесу буду – самая красивая Девочка-Яга!!! Я у Снегурки волшебные ледяные бусы стащила!!! Вот, зацени!!! (показывает, оба приговаривают, ух ты, вот это класс!)

Мальчик Кощей: Это значит, мы у них и загадки, и бусы унесли, осталось посох волшебный и шапку добыть.

Появляется Снегурка (Лера Трифонова), Яга прячет за спину бусы:

Снегурка: А что это ты там прячешь, Ягулечка?

Яга: А это я с ребятками танцую! Эй, честной народ, становись в хоровод, делай, как я! Сначала за руки…

(хороводная «Маленькой ёлочке» )

Снегурка: Ничего не скажу, веселая песенка. Но мне кажется, что-то здесь не то. Кстати, а где мои заколдованные бусики? Мне их мама Весна дарила, надо бы примерить в честь праздника! (Роется в карманах, не может найти). Нет нигде, мама, мамочка, что же делать-то? (Смотрит на Ягу) Твоя работа?

Яга: а вот и не отдам! Объявляю конкурс: « Передай мещочек». Главное в этом конкурсе – передать мешочек за спиной, чтобы Снегурка не видела. А Снегурка пусть попробует отнять. Те, кто мешочек уронил, выходят к Ёлке.

(Конкурс ПЕРЕДАЙ МЕШОЧЕК. Те,которые вылетели из игры, под елкой играют в третий-лишний.Мешочек с бусами отдают Снегурке, та надевает их на себя, ведущий объясняет правила, «Хочу на ручки») (Третий-Лишний с потеряшками, Яга и Кощей встают в круг.

Появляются Лешачонок и Снежинка (Илья и Наташа)).

Снежинка: И больше мне не рассказывай, что в лесу сугробов много, и что все деревья замело, и что тебе побегать негде!!! Вам – мальчишкам – только и бегать!!!

Лешачонок: А вам, снежинкам, только и кружиться, только и плясать!!!

Снежинка: а вот и нет!

Лешачонок: А Вот и да!

Снежинка: А вот и нет!

Лешачонок А вот и да!

Снежинка: А я говорю – нет!!!

Лешачонок: А я говорю – да!!!

Кощей: Завидую!!!

Снежинка и Лешачонок (хором): Завидуй молча !!!

Снежинка: Давай так: проверим, мы с ребятами соревноваться будем. Ты свою команду набираешь, а я свою. Чей игрок победит – тот и прав!

Взрослый ведущий объясняет правила игры. Л.и С. набирают по 5 участников , к левой ноге участников привязывают воздушный шарик. Под музыку участники должны танцевать и попытаться лопнуть правой ногой шарик соперника. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один шарик у победителя.)

(Появляется Мальчик Кощей. Появляются Василисы Премудрые – Аня, Полина, Мариам)

Мальчик Кощей: Вот это здорово! Эй, вы кто такие? Ходят тут все, добро копить мешают!

Василиса 1: - Мы - Василисы-премудрые.

Мальчик Кощей - Кто?

Василиса 1,2,3 (хором): - Василисы-премудрые !

Мальчик Кощей - А вы откуда взялись?

Василиса 2- Прилетели из разных сказок...

Василиса 3- Потому что у нас слёт юных Василис.

Василиса 1, 2,3 (хором): - По обмену премудростями.

Мальчик Кощей - Чем?

Василиса 1, 2,3 (хором): - По обмену премудростями .

Мальчик Кощей: Не хочу! Не хочу! В школе учат, учат. Eщё тут, в сказке, навалились.

Василиса 1: Ты Морозу позавидовал? Позавидовал! Загадки унес? Унес!

Василиса 2: А на ёлки тебя зовут? Нет!!!

Кощей: А я ничего не умею!

Василиса 3: - Ну как, девочки, научим?

Василиса 1,2,3 (вместе): - Научим.

(Взрослый ведущий) Встали в круг – покажем Кощею, как танцуют новогодние игрушки на ёлке: (Танец маленьких утят)Как танцуют стеклянные шары, хрустальные сосульки, мишура, зайчики и белочки, ёлка .

(Выходят под елку все дети-герои, кланяются, расходятся, остается ведущий 3.

Ведущий 3: Дети вырастают, и сказки меняются. Но есть одна, которой уже 2 тысячи лет. (Взмахивает руками, фон) Пусть станет явью волшебство Сейчас в святое Рождество.Уходит, появляется бородатый мудрец.

Мудрец : Близится самый светлый день на земле, самый любимый христианский праздник – Рождество Христово! У многих из вас уже зажгла огни (показывает на елку в зале ) нарядная Рождественская елочка, так?

Мудрец . А мы сегодня расскажем вам, как мог возникнуть этот замечательный и красивый обычай - наряжать елочку ко дню Рождества Христова. Хотите?

Пастух 1 . Но сначала давайте с вами вспомним библейскую историю о рождении Младенца Иисуса Христа . Библия повествует так. Увидел Бог Творец, что люди, его любимые создания, стали очень несчастными на земле. А случилась такая беда потому, что люди забыли Божьи заповеди и погрязли в грехах. Они стали лживыми, жадными, злыми. И решил Творец послать к человечеству сына своего Иисуса Христа, повелев Ему стать всем людям Спасителем и научить людей жить в добре и любви друг к другу.
Пастух 2 Волею Бога Отца, Спаситель Христос явился людям прекрасным Младенцем. Дитя появилось на свет в Иудее, в городе Вифлееме, и не во дворце, а в пещере-хлеву. Земными родителями Иисуса стали Мария и плотник Иосиф Счастливая мама спеленала родившегося Сына и положила Его в ясли, кормушку для животных, как в обычную колыбель.

Пастух 3: И еще Творец сделал так, что о Младенце Иисусе, первыми узнали не богачи, а бедные пастухи, хозяева пещеры-хлева. В ночь, когда родился Иисус, они пасли стада недалеко в поле. Вдруг над ними вспыхнула прекрасная яркая звезда, и с неба сошли ангелы. Пастухи испугались!

Мудрец : Но ангелы сказали: “Не бойтесь! Мы пришел сообщить вам великую радость: сейчас в Вифлееме родился всем людям Спаситель! И вот вам знак: вы найдете Дитя в пеленах, лежащего в яслях”. Пораженные пастухи поспешили к своему хлеву, чтобы первыми поклониться Великому Младенцу.
Пальма: А согласно одной народной легенде, вблизи пещеры-хлева, к которой спешили пастухи, росли три деревца (представляет по очереди ): елочка, пальма и олива.

Олива: Теперь посмотрите, что рассказывают старые люди, почему мы наряжаем елочку к Рождеству Христову.

Пальма (к Ели и Оливе). Вы слышали? Слышали, что говорят люди? В хлеву Дитя, родившееся спасти мир!

Олива . Давайте осторожненько заглянем в окно. Так хочется посмотреть на Него.

Ель . Какой чудесный Малыш! Его родители счастливы! Они зовут Его Иисусом!

На сцене появляются Мудрецы. В руках у них подарки: золотая шкатулка и амфоры. Ель это замечает .

Ель. Смотрите! Смотрите, какие знатные люди идут сюда.

Пальма . Похоже, это восточные мудрецы.

Олива. Или сами цари!

Мудрецы подходят к хлеву.

1-й мудрец . Звезда привела нас не к дворцу, а к этому жалкому хлеву!

2-й мудрец . И все же, именно здесь мы найдем будущего Царя Мессию.

3-й мудрец . Да! Так сказано у пророков. Что ж, мудрейшие, поспешим внутрь.

Ель . С каким почтением кланяются мудрецы Младенцу!

Пальма . Они подарили ему чудесные вещи!

Олива (увлекая Пальму и Ель от окна ). Мы тоже должны одарить Маленького!

Ель . Мысль чудесная! Но что деревца могут Ему подарить?

Несколько секунд деревца раздумывают.

Олива .Я придумала! Я подарю Младенцу свои золотистые оливы! А взрослым, Он всегда найдет отдых в моих рощах.

Пальма . И мои финики, понравятся Младенцу! Он и его семья смогут кормиться моими плодами всю жизнь. А своими ветвями я буду славить Его!

Ель . Почему же я такая несчастная? Мои шишки горькие, а хвоя такая колючая! Мне нечем одарить Младенца. Я умру от огорчения!

Олива . Погоди, Елочка, не печалься! Мы сейчас что-нибудь придумаем.

Пальма . Есть идея! Мы попросим звездочек украсить твои ветви.

Олива . Верно! Ты засверкаешь и понравишься Маленькому не меньше дорогого подарка!

Появляется Звезды.

1-я звезда . Мы все видели и слышали.

2-я звезда (к Ели ). Прими наш звездный наряд!

Звезды набрасывают на Ель золотой и серебряный дождик.

3-я звезда. А это украшение тебе вон от той прекрасной Звезды (показывает на Звезду в небе) . Это она возвестила миру о рождении Младенца Иисуса.

Звезды надевают на Ель верхушку - золотистую корону в виде той звезды, что сияет на небе.

Ель . Какой бесценный дар!

Все. Как красиво!
Какое чудо!

Какая дивная елка!

1-я звезда. Жаль расставаться, но мы должны возвращаться

2-я звезда. А тебя, Елочка, теперь наряжать станут люди.

3-я звезда. Каждый год в честь рождения Младенца Иисуса они будут украшать тебя, зажигать на твоих ветвях огоньки - звездочки.

Ель. Как я счастлива! Я стану возвещать всему миру светлый праздник Рождества Христова!

Олива : Возле тебя будут счастливы и детвора, и взрослые и люди назовут тебя Рождественской елкой!

Пальма: Самые черствые сердца смягчатся у Рождественской елочки. Люди забудут обиды, вспомнят о милосердии, будут с радостью помогать и одаривать друг друга.

Ель . И все вместе, счастливые, мы станем славить рождение Великого Младенца!

(Появляется Мудрец в костюме деда Мороза:

Дед Мороз: Пусть Новый Год вас осенит,
Подарит вам успех.
И в вашем доме пусть звучит
Веселый, звонкий смех.
Пусть рядом будет верный друг
И в праздник, и в ненастье.
И пусть в ваш дом,
Как снежный ком,
Всегда приходит счастье!

Маленькому можно то, чего большому нельзя: проситься на руки, требовать утешения, повышенного внимания, подарка «вне очереди». И маленький рядом с большим всегда выигрывает в глазах взрослого - в силу своей подчеркнутой уязвимости и потребности в опеке.

С другой стороны, маленькому много чего нельзя - и часто как раз то, чего очень хочется. Чего-то действительно стоящего, захватывающего, может быть, даже рискованного. Как правило, это ограничения на самостоятельные действия. Нельзя - потому что маленький.

В общем, слово «маленький» в представлении ребенка обладает в одно и то же время прямо противоположными значениями.

Но по отношению к книжным персонажам характеристика «маленький», как правило, сразу делает героя «своим», «близким по духу». «Маленькие» - в частности, маленькие ростом, - почти всегда вызывают у детей симпатию и сочувствие - и своей видимой уязвимостью, и своими попытками эту уязвимость как-то компенсировать - победить, обхитрить или превзойти больших. И это касается детей самых разных возрастов. С того момента, когда взрослые начинают обосновывать свои запреты словами «Ты еще слишком мал для этого», и начинает работать механизм отождествления ребенка с «маленькими» и по этой причине чего-то лишенными персонажами.
Вот почему Маленький Дед Мороз немецкой писательницы Ану Штонер сразу оказывается в ряду любимых детских персонажей.

Но вообще-то маленький Дед Мороз - это своего рода революция в детском сознании.За Дедом Морозом, кажется, изначально «закреплен» определенный визуальный образ: это седовласый ДЕД (т.е. взрослый человек). Он волшебник, даритель. Он приносит подарки. Но голос у него такой громкий, и борода какая-то слишком густая и длинная, и посох волшебный, и вообще… Он же вроде и заморозить может. Уверения в том, что он добрый, всегда принимаются с некоторыми сомнениями: кто его знает! Недаром при нем надо вести себя хорошо...

И вдруг возникает нечто, вступающее в спор с этим каноническом образом.
Оказывается, Дедов Морозов на свете много (ну, это еще ладно, об этом мы и сами давно знаем: один Дед Мороз ко всем и не доберется вовремя). И среди них есть маленький. То есть Дед Мороз - ребенок. Или, точнее, Дед Мороз как ребенок - со всеми присущими ребенку переживаниями и обидами, хотя внешне он отличается от взрослых только размерами. Во всем остальном он их точная копия - у него и одежка та же, и валенки, и даже борода.
Но борода - не как признак старости, а как «обязательный атрибут», связанный с «заснеженностью» и символизирующий причастность к зиме.

Борода Маленького Деда Мороза именно так и выглядит на рисунках Генрики Уилсон - как маленький снежный сугробик.

Иллюстрации - едва ли не самое ценное в книжке про Маленького Деда Мороза. Они очень «красноречиво» дополняют и усиливают словесные образы. Чего стоит один разворот, на котором Маленький Дед Мороз разговаривает с огромными валенками! То есть на самом деле разговаривает он с Главным Дедом Морозом, но наши глаза по воле художника видят всю эту сцену на уровне взгляда Маленького Деда Мороза. А он сам смотрит на старшего снизу вверх, запрокинув голову. И его малость - которая является причиной несправедливого (как нам кажется) отношения к нему других Дедов Морозов - прямо-таки пронзает сердце.

Еще острее ощущаем мы горечь и обиду героя, оставленного дома и отлученного от общего праздника, глядя на другую картинку: на фоне огромного темного неба, на узкой полоске белого снега - малюсенькая сгорбленная фигурка в красном колпачке. А за ней на снегу отпечатки маленьких валенок - как символ первых шагов к самостоятельному решению.

Вообще, зная название книги, по картинкам можно придумать свой текст истории - настолько картинки понятны и последовательны с точки зрения сюжета.
И раскрашены они очень «правильно» с детской точки зрения: узнаваемые контрастные цвета, подчеркнутые контуры.

Вместо глаз у персонажей - точки («точка, точка, два крючочка»), но лица и звериные мордочки очень выразительны, и мы без труда «читаем» по ним эмоциональное состояние героев. При желании эти картинки можно перерисовать (или перевести с помощью кальки).

А сама история так и просится на «сцену» - в настольный театр. Фигурки сказочных персонажей легко, например, вылепить из любого пластического материала. Экономное отношение художника к изобразительным деталям делает эту задачу вполне осуществимой.

Маленький спектакль по книжке мог бы оказаться хорошим праздничным действом у елки.
И ведь какое прекрасное решение конфликта предлагает сказка: Маленький Дед Мороз, который в силу роста и возраста еще не годится для взрослых дел, решает отдать подарки лесным зверятам - стать лесным Дедом Морозом.
Оказывается, при желании можно найти кого-то, кому ты можешь помочь, доставить радость. А это уже - высокая философия.

Марина Аромштам

_______________________________

По книге Ану Штонер «Маленький Дед Мороз»

«Если бы я ничего не читал о Башкирии, кроме книг Мустая Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и её народ».

Дагестанский поэт Кайсын Кулиев.

Я живу в небольшом поселке Чишмы Республики Башкортостан, название которого переводится как «родник». Да, мой родной край славится своими звонкими источниками, воды которых имеют целебную силу.

Но самым великим даром земли нашей я считаю людей добрых, мужественных, безгранично любящих свой родной край, искренних, мудрых, наделенных талантом.

Я с гордостью могу назвать своим земляком одного из самых известных и уважаемых сынов родной Башкирии Мустая Карима, так как он родился в 1919 г. в деревне Кляшево Чишминского района, что находится совсем рядом с моим поселком.

Вот передо мной его портрет. С фотографии смотрит на меня человек с пышными вьющимися волосами, тронутыми благородной сединой, мудрое лицо излучает доброту, искреннее радушие, на губах улыбка, а глаза печальные. Я нашла запись из его дневников от 3 марта 1978 г. Вот что он писал о себе: «Быть может, я самый грустный весельчак». О чем печалился этот человек?

Наверное вспоминались ему трудные испытания судьбы, через которые пришлось пройти в жизни. Нелегкое было детство. Но даже тогда, будучи еще ребенком, все тяготы голодных лет он переносил стойко. Эта мысль прозвучала и в одной сказке для детей. Он писал: «Эти беды не испугали меня. А закалили и научили быть стойким».

В книге «Мгновения жизни» писатель рассказывал о том, как им с братишкой приходилось целыми днями просиживать с удочкой у озера, в надежде принести домой хоть какую-то пищу. Особенно меня взволновало то, что он и его братишка Ильяс не по-детски терпеливо вели себя при этом и даже ободряли друг друга. А когда уставшие возвращались домой, то Мустай, которому было тогда 13 лет, нес до дома на закорках своего шестилетнего братика. Намного позднее он написал в своей книге: «Если бы люди почаще друг друга поднимали и несли, тогда и раскаяний было бы меньше».

И все-таки, детские годы писатель вспоминает с теплотой: «Однажды, в 1932 году, очень голодный год был, мы поздно пахали. Осенью. Шел дождь. Я пришел усталый, замерзший, голодный, и вдруг дома запахло кашей. Мать откуда-то достала крупы и сварила кашу с тыквой. Вот тогда я был очень счастлив».

Интересно было узнать, как играл и развлекался Мустай Карим, будучи ребенком. «Мы, мальчишки улицы Черчэ, - писал поэт, росли шумно, дружно, во всем подражая взрослым. За околицей у нас были свои игрушечные пашни и луга, мы ежегодно устраивали даже свой сабантуй с бегами, борьбой и другими состязаниями; победители получали в подарок красивые обертки из-под фамильного чая и мыла, которые мы на кануне собирали «с населения», обходя всю улицу».

Мустай Карим родился в ауле Кляш, на берегу прекрасной реки Дёмы. Я думаю, живописная природа стала источником для творческого вдохновения:

Ты знаешь, как на родине моей

Бежит вода жемчужная, как слезы,

Томятся белоствольные березы

В зеленом обрамлении полей?

Стихи он начал писать с 6 класса, а в 16 лет несколько стихотворных подборок было уже опубликовано в печати. Первая книга Мустая Карима вышла в далеком 1938 г. и была названа в духе времени «Отряд тронулся». Велико было мое удивление, когда я узнала, что этот талантливый поэт и писатель, оказывается, был в своем роду всего лишь вторым грамотным человеком! Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. А до того никто в большой семье не умел даже подписаться, как впрочем, почти в любой другой крестьянской башкирской семье. «Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу, - рассказывает писатель. – Эта тамга была у нас вроде родового герба. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе коня, даже на топорище».

Когда началась война, Мустай Карим только что окончил литературный факультет педагогического института. Он сразу ушел на фронт. В армии был начальником связи и начальником штаба артиллерийского дивизиона. Противотанковый артдивизион действовал на самых ответственных передовых рубежах, все время вел жесточайшие сражения. Но и тогда, в боевой обстановке, и позже, лежа с тяжелой раной в госпитале, Карим писал стихи. После госпиталя он стал корреспондентом фронтовых газет и оставался на фронте до последнего дня войны.

Писать и печататься Мустай Карим начал еще до войны. Но настоящая известность пришла к нему с военными стихами.

Поэты – фронтовики! Как много говорят эти два слова! Люди, сражавшиеся за родину, за спасение всего человечества – и боевым оружием, и поэтическим словом. Люди, знавшие самый тяжкий и опасный труд войны и создавшие такую высокую, такую блистательную и, как хлеб, нужную поэзию!

За годы, прошедшие после войны, Мустай Карим много путешествовал и писал. Когда художник или писатель особенно ярко и зримо рисует какую – либо область земли, он как бы дарит ее нам. Земля эта становится для нас родной. Мустай Карим дарит нам в своих произведениях Башкирию. Ее щедрые пашни и заливные луга, ее горы, реки, озера – живут в его стихах многоцветно и живо.

Я иду цветущею долиной

В свой аул из дальнего похода.

Землянику рву и пью горстями

Родников родных живую воду.

Поэзия Мустая Карима задушевна и лирична, а его проза так мудра и понятна.

Меня удивляют и восхищают произведения, адресованные нам, детям. Когда читаешь их, забываешь, что автором является человек почтенного возраста. Настолько тонко прочувствованы детские переживания, тревоги и сомнения. Я уверена, что писатель был прекрасным психологом и точно знал, о чем думает ребенок, что его интересует, что волнует. По поведению и поступкам детей он «читал» их характеры. Это особенно ярко отображено в сказке «Когда Дед Мороз был маленьким».

Я заметила, что и в произведениях для детей писатель поднимает такие важные темы, как честность, трудолюбие, выносливость, преданность в дружбе. Мне очень понравилась его мысль: «Когда есть настоящие друзья, не так страшны даже враги».

Мне кажется, он, как добрый наставник, дает нам мудрые, жизненные советы. Мустай Карим старается оберечь нас от серьезных ошибок. В этом я вижу отеческую заботу о подрастающем поколении. Очень поучительны его рассказы и сказки «Туда или сюда?», «Листик и муравей», «В березовом лесу».

Читая детские произведения Мустая Карима, мне каждый раз кажется, что я беседую с близким мне человеком, который желает мне добра.

Он действительно был очень интересным, доброжелательным собеседником. Однажды Мустай Карим побывал на встрече с педагогами в нашей школе. Было это в 2000 г. Вот что вспоминает моя учительница, Сеничева Т. Ю. : «О чем бы он ни говорил: о профессии учителя, о политике, о своей жизни, он умел вызвать искренний интерес слушателей». Больше всего Татьяне Юрьевне понравилось то, что наш великий земляк воспринимал жизнь оптимистично, вселял уверенность, учил радоваться каждому прожитому дню. Его речь была насыщена искрометным юмором. Хотелось запомнить каждую остроумную фразу, каждое мудрое высказывание. А еще всем очень понравилось, что в общении с учителями, великий поэт и писатель проявлял искреннее уважение. Ни тени высокомерия и намека на его высокое положение! «Общаться с ним было легко и приятно, как с давним другом. После такой беседы на душе было радостно», - рассказала мне Татьяна Юрьевна.

Долгую и интересную жизнь прожил великий сын Башкортостана, Мустай Карим. И прожил ее красиво, достойно, с гордо поднятой головой:

Родившийся человеком

Не ползать по ней рожден!

На ноги став однажды, не упади, держись!

Вот уже несколько лет, как нет этого талантливого человека, но его душа, его мысли живут в его прекрасных произведениях. И чем больше я читаю о нем, тем сильнее возрастает мой интерес к его творчеству и к личности самого Мустая Карима.

У меня есть мечта побывать в его родной деревне. Постоять у знаменитого «Колодца вдохновения», обнять белоствольные березки, так любимые поэтом и писателем. Встать на крутой берег реки Дёмы и ощутить чувство свободы и парения над родным краем. Хотелось бы побеседовать с односельчанами, которые знали его не только по произведениям, а лично были знакомы с Мустаем Каримом. Я думаю, эта мечта скоро осуществится!

Однажды, сотни лет назад, накануне Дня зимнего солнцестояния на Северном полюсе произошло чудо. В глубоких пещерах, под толщей льда возникло Эльфийское королевство... Теперь королевство разрушено. Благодаря летающему оленю, спастись удалось одному Николаю, последнему эльфу. Мальчик растет среди добрых и хороших людей, но чувствует, что не похож на них... Когда безжалостная ведьма Магда, окруженная гоблинами и демонами, решает отнять детство у всех детей планеты, только Николай может противостоять ей. Захватывающая история с замысловатым сюжетом, который приводит нас на самый Северный полюс. Николай и тайна Золотого города - замечательная сказка. Вы не забудете ее никогда.

Кроме того, он владелец маленького книжного магазинчика «The Blue Bunny», основатель организации «Fable Vision», миссия которой - помочь детям раскрыть творческий потенциал, обнаружить свои способности и таланты. А все потому, что Питеру в детстве встретился очень правильный учитель - учитель математики мистер Мэтсон. Вместо того чтобы заставлять маленького Питера слушать урок и не отвлекаться, он позволял ему рисовать. Он даже предложил Питеру рисовать небольшие истории на математические темы, чтобы другим ученикам было легче их понять. Вдохновленный, мальчик тут же взялся рисовать книгу математических комиксов, и это перевернуло его взгляды на математику: впервые за безликими цифрами он увидел вещи и действия, которые можно нарисовать на бумаге. Когда проект был готов, мистер Мэтсон предложил Питеру сделать обучающий анимационный фильм на основе комиксов, и через пару месяцев он был готов. Теперь Питер занимается этим профессионально, создавая обучающие книги и фильмы. Кроме того, он основал компанию «Fable Vision», которая пытается помочь детям найти себя (ведь не всем везет встретить такого учителя, как мистер Мэтсон, который разглядит ваш потенциал).

Рейнольдс, П. Точка. – М. : КомпасГид, 2011.

Питер Г. Рейнольдс, автор и иллюстратор книги «Точка», нашёл необычный угол зрения, чтобы показать творческое начало в каждом человека. Главная героиня книжки, которую зовут Вашти, чтобы доказать своё неумение рисовать, тыкает карандашом в бумагу. Однако получившаяся маленькая точка становится началом сюрпризов и открытий.



Урок рисования закончился, но Вашти сидит за партой, словно ее приклеили. Ее лист пуст. Она не умеет рисовать. Чтобы доказать это, Вашти хорошенько тыкает карандашом в бумагу. «Вот!» - говорит она. И эта маленькая точка становится началом сюрпризов и открытий...


Лет со дня рождения

Джон Роу (род. 1949) - английский детский писатель и художник.

Родился в городе Кингстон-на-Темзе, графство Суррей, Англия. В 1969 учился рисовать в Ричмондском колледже искусств в Лондоне. В 1970 учился рисовать в Твикингемском технологическом колледже. В 1971 учился рисовать в английской школе искусств, графство Суррей. В 1974 учился рисовать в Hochschule für Angewandtekunst, Вена.

В 1990 Джон Роу создал первую детскую книгу и не может остановиться до сих пор.

Роу, Дж. Обнимите меня, пожалуйста! – М. : ИД Мещерякова, 2009.

Больше всего на свете ёжик Элвис хотел, чтобы его кто-то обнял. Но никто не отваживался даже прикоснуться к нему, ведь он был таким колючим. Куда бы Элвис ни пришёл, все только качали головами и отворачивались… И вот, в один прекрасный день его жизнь изменилась. Эта книга о том, как колючий ёжик с добрым сердцем нашёл себе друга. А также о потребности каждого человека преодолеть расстояние, отделяющее его от других. Английский писатель Джон Роу сочинил эту маленькую историю для детей, но она снискала любовь читателей разных возрастов во всём мире.

Книга была переведена на многие языки. Весной 2008 года она стала одним из главных событий Международной ярмарки детской литературы в Болонье.

Роу, Дж. Хорошо, что я такой! – М. : ИД Мещерякова, 2010.

Ёжик Элвис был невероятно любопытен. Однажды тайком от своего лучшего друга, крокодила Роки, он отправился гулять по лесу. В лесу ёжик неожиданно загрустил. Его новые друзья - лесные обитатели - оказались необыкновенно красивыми и талантливыми. Элвис решил, что все они лучше его... Ёжик был ещё маленький и не понимал, что каждый по-своему ценен и неповторим.


Кейт Саммерскейл

Кейт Саммерскейл (англ. Kate Summerscale) (род. 1965) - английская журналистка и писательница.

Произведения: 1997 – «The Queen of Whale Cay», 2008 – «Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл», 2012 – «Mrs Robinson"s Disgrace».

Признание : лауреат премии имени Соммерсета Моэма (за книгу «The Queen of Whale Cay») за 1998 год.

Саммерскейл, К. Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл. – М. : Аст, 2010.

Самое загадочное преступление и самое необычное расследование Скотленд-Ярда. Реальная история, положенная в основу удивительного, захватывающего романа! 1860 год. Богатый загородный особняк высокопоставленного чинов­ника Сэмюела Кента. Казалось бы, там не может случиться ничего из ряда вон выходящего... Но летней ночью в доме совершается чудовищное убийство, жертвой которого становится трехлетний сын Кента. Дело поручают Джеку Уичеру - знаменитому детективу Скотленд-Ярда, человеку-легенде, ставшему прототипом сыщика Каффа - герои романа Уилки Коллинза «Лунный камень». Уичер сразу понимает - человек «со стороны» просто не смог бы пробраться в особняк Кентов. А это значит, что пол подозрением оказываются все обитатели дома - от слуг до членов семьи...

Samuel Johnson Prize.

Али Смит

Али Смит (род. 1962) – шотландская писательница.

Цели:

  • познакомить детей с особенностями уральской зимы, ее отличительными признаками от зимней природы Сибири и Крыма.
  • развивать умение делать умозаключения и выводы.
  • прививать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • Атлас Республики Башкортостан под редакцией М.Ф.Хисматова, В.Н.Гнатишина.
  • Карта “Климатические зоны”.
  • Учебник “Живые родники” 3-4 кл. Авторы: Идельбаев М.Х., Сулейманов A.M.
  • Учебное пособие “Цветущий край, благословенный”.Автор Мавлетов B.C.
  • Телеграмма от Деда Мороза.

Ход урока

1. Создание психологического комфорта

Учитель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Какой сегодня замечательный день. Искрящийся на солнце снег создает нам хорошее настроение. Я надеюсь, что это настроение мы сохраним весь урок еще и потому, что приближается самый любимый праздник детей – Новый год.

2. Введение в тему

У: Начнем наш урок с зарядки для ума. Вашему вниманию предлагается филворд. Отгадайте загадки и найдите слова-отгадки в филворде. Не забывайте, что слова можно читать в любом направлении, (филворды у каждого ученика без ответов.) (Приложение 1 .)

  1. Самостоятельная работа с филвордом.
  2. Проверка выполнения задания.

– Какой общей темой объединены эти слова-отгадки?

Дети: Все слова отгадки связаны с зимой.

3. Актуализация знаний

У: Что вы знаете о зиме?

(Высказывания детей .)

– Зима длится 3 месяца. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Низкая температура воздуха. Земля покрыта снегом, осадки в виде снега.

(Обобщая ответы фиксировать их на доске. Лучше использовать карточки.)

У: Вот как описывает зиму Хабибулла Габитов в своем стихотворении “Зима”.

(Учебник “Живые родники” 3-4 кл.) с. 67.

  1. Чтение стихотворения подготовленным учеником.
  2. Беседа о прочитанном по вопросам в учебнике.

4. Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об уральской зиме, т.е. о зиме в нашей местности. (Записывается тема урока. Слово “уральская” выделено).

5. Создание проблемной ситуации

У: Почему выделено слово “уральская”?

Изменится ли рассказ о зиме, если мы будем говорить о Сибирской зиме, о зиме в Крыму? Разве зима не везде одинакова?

Д: В разных районах зима протекает по-разному.

У: От чего это зависит?

Д: От климатической зоны, к которой находится данная местность. Чем ближе к полюсу находится климатическая зона, тем холоднее, т.к. меньше угол падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору находится климатическая зона, тем теплее, т.к. больше угол падения солнечных лучей.

6. Решение проблемной ситуации

У: В какой климатической зоне находится Урал?

Д: Урал находится в умеренной климатической зоне.

(Ответ сопровождается показом по карте “Климатические зоны”.)

У: По каким признакам определяем приход Зимы в нашей местности?

Д: Замерзают водоемы, земля покрыта снегом it он не тает.

У: Стихотворение Назара Наджми на стр. 69 поможет нам ответить на этот вопрос.

  1. Чтение стихотворения.
  2. Беседа о прочитанном по вопросам в учебнике с. 70.

У: Подумайте, в каком месяце в нашей местности проявляются признаки прихода зимы и в каком месяце они заканчиваются?

Д: С ноября по март устойчивый снежный покров и замерзшие водоемы.

У: Какой вывод о протекании зимы на Урале вы можете сделать?

Д: Уральская зима длится с ноября по март, т.е. 5 месяцев, зимние месяцы - ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.

У: Когда же мы были правы (обращаемся к записи на доске ), когда делали первую запись на доске или сейчас.

(Высказывания детей.)

– В первом случае речь идет о календарной зиме – общепринятой. А во втором случае речь идет о сезонной зиме, характерной для данной местности. Интересную информацию об уральской зиме можно прочитать в Атласе республики Башкортостан.

  1. Чтение статьи с. 24-25 в Атласе.
  2. Чтение учеником отрывка о зиме в учебном пособии “Цветущий край, благословенный.” с 87.
  3. Беседа по статьям.

7. Физкультминутка

“Зимняя зарядка”

А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
А какой вышины?
Вот такой вышины
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
– Здравствуй, зима!
Ты хозяйке, поклонись-ка:
Здравствуй, зима!

8. Работа над отличительными особенностями уральской зимы от зимы в Крыму и Сибири

У: Какими играми, забавами вам нравиться заниматься зимой

(Высказывания детей.)

– Какой главный зимний праздник приближается?

Д: Новый год.

У: С каким настроением мы встречаем приход Нового года, Деда Мороза, Снегурочки?

(Высказывания детей.)

– Очень интересно описывает встречу Деда Мороза и детей Асхаль АхматХужа в стихотворении “Дедушка Мороз”.

  1. Чтение стихотворения с 67-68.
  2. Беседа по содержанию.

У: Послушайте стихотворение И.Махониной “Дед Мороз”.

1. Чтение наизусть стихотворения И.Махониной “Дед Мороз”.

Дед Мороз идет по Крыму,
Дед Мороз ругает зиму!
Он обиделся всерьез,
Он расстроился до слез:
Теплый дождь в Крыму идет
В зимний праздник –
В Новый год!
Что тут делать?
Плачь не плачь.
– Надевать придется плащ!
В магазин заходит он,
Просит плащ и капюшон,
Новый зонтик яркий,
Чтоб спасти подарки!
Дед идет по городу -
Выжимает бороду...

  1. Беседа по содержанию.

У: Почему возможно такое явление в Крыму, как дождь в Новый год?

Д: Крым находится в жарком тепловом поясе. Температура воздуха зимой в Крыму –2 °С +10 °С. Почти не бывает снега.

У: Дед Мороз путешествуя по всему миру оказался в Сибири и прислал оттуда телеграмму.

(Дети читают телеграмму и обсуждают.)

Телеграмма

В Сибири ясная морозная зима. Самая низкая температура была зафиксирована –71° С. Слово “Оймякон” в переводе со староякутского значит “свирепый мороз”. Проваливаюсь в снегу по самую шапку. (Дед Мороз. )

У: Где бы вы хотели оказаться в Новый год. Поставьте метку со своим именем напротив записи.

  • на Урале
  • в Сибири
  • в Крыму

– Если бы вы встретились с Дедом Морозом, чтобы вы у него спросили?

(Высказывания детей.)

– Маленькую девочку Альфию из рассказа Myстая Карима “Когда дед Мороз был маленьким” интересовал вопрос “Почему же всегда приходят только деды Морозы, а никогда не приходят мальчики Морозы?”

  1. Чтения рассказа М.Карима с.70-75.
  2. Беседа о прочитанном.

9. Обобщение по теме

  1. Что узнали об Уральской зиме?
  2. Чем зима на Урале отличается от зимы в Крыму и в Сибири?
  3. Что означают понятия сезонная и календарная зима?
  4. Какие башкирские писатели и поэты создали произведения о зиме?

У: Наш урок мы закончим прослушиванием песни “Первый снег” Д.Хасаншина на слова С.Алибаева.

10. Домашнее задание

Нарисовать картину по содержанию стихотворения “Зима” Х.Габитова.