Меню

План по нравственному воспитанию в детском саду. Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в доу. Обыгрывание и обсуждение ситуаций

Заболевания

Пояснительная записка

Система духовно - нравственных ценностей закладывается с детства, поэтому на сегодняшний день образованиюотводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры; оно является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

Цель. Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

воспитание уважительного отношения к труду.

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий образовательного учреждения. Все мероприятия направлены на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ: развитие творческих способностей воспитанников, формирование духовно-нравственных качеств личности, совершенствование форм и методов работы с родителями, выявление лучшего опыта работы.

Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет)

Тема

Формы обучения

Задачи

Дата

«Старание и терпение»

Экскурсия в школу.

Беседа с детьми « Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе».

Сюжетно-ролевая игра «В школу».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

сентябрь

«Мудрые люди»

Беседы «Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка». «Что такое забота?».

Фольклорный праздник «Покров».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.

«Верность земле русской»

Беседы «Минин и Пожарский»; «Русь православная».

«Народные игры». «Богатыри земли Русской».

Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе защитников русской земли. Формировать патриотическую память.

«Светлый образ»

Беседа « Моя мама - лучше всех».

Ручной труд (изготовление подарков маме).

Праздник, посвящённый Дню матери.

Развивать духовно- нравственный потенциал дошкольников; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей.

«Семейные традиции»

Беседы «Моя семья»; « Семейные традиции (обычаи) в вашей семье».

Семейные работы «Род и родословная».

Знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей.

«Рождественское чудо»

Беседы «Святочные посиделки», «Елка - символ Рождества».

Показ вертепного театра «Рождество Христово».

Аппликация «Рождественская открытка»

Познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадовать близких; познакомить с традиционным видом рождественского театра - вертепом.

«Мастера и рукодельницы»

Беседа «Россия - страна мастеров».

Выставка «Золотые руки мастеров».

«Эти мудрые русские сказки».

Развлечение «Масленица»

Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа.

Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой.

«Книга - праздник души»

Беседа: "А у книжки именины!"

Экскурсия в библиотеку «В гости к книжкам».

Вечер развлечений "В гостях у сказки".

Развивать интерес к книге, как к источнику знаний. Расширять и уточнять представления детей о книгах и их значении в жизни общества.

«Добрый мир»

Праздник «Благовещение»

Занятие «Земля - наш общий дом».

Беседа «Жалобная книга».

Экскурсия в лес.

Выпуск листовок «Берегите лес от пожара».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ответственность человека за окружающую среду.

«День Победы»

Выставка рисунков, посвященная Дню Победы.

Беседа « Дети военных лет».

Экскурсия к памятнику.

Участие в митинге.

Воспитание гуманной, толерантной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

«До свидания детский сад! Здравствуй школа!»

Праздничное мероприятие

«Выпускной бал»

Создание условий для успешной адаптации в школе.

Библиографический список:

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2011. - 224 с.

Истоковедение. Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».Том 15.- М.: Издательский дом «Истоки», 2013. - 160 с.

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте Истоковедения. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки», 2012. - 320 с.

Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам образовательных учреждений. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-112с,ил. - (Приобщение детей к истокам русской народной культуры).

Истоковедение. Социокультурный подход системный подход к истокам в образовании. Том 12. - М. Издательский дом «Истоки», 2012. - 328 с.

Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них могут иметь набор трудностей обучения. Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено...

Сценарий занятия, с помощью которого вы расскажете дошкольникам о ябедничестве. Учитель-логопед проводит занятие совместно с педагогом-психологом. ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: дети старшего дошкольного возраста Цель: сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества Задачи: упражнять слоговой анализ, синтез и подбор синонимов; развить...

Какие стороны готовности к школе особенно важны Это умение точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; умение осуществлять звуковой анализ...

Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; выявление лучших чтецов...

Перспективное планирование

по духовно – нравственному

воспитанию детей

«Мир - прекрасное творенье».

В подготовительной к школе группе №6 «Радуга»

Воспитатели: Богданова Н.В. Кока В.А.

2016 – 2017г.

Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Задачи:

Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;

Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитывать духовно – нравственные чувства;

Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);

Воспитывать любовь к родной природе.

Формировать и развить творчески духовно – нравственную личность с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;

Содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

Этические беседы : «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости,

Чтение : В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте».

Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание».

Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

*«Что летом родится, - зимой пригодится».

* «Восенушка - осень – сноп последний косим».

* «Хлеб – всему голова».

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень».

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Беседа об уме и о глупости. Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина. Словесная игра «Филя и Уля».

Дружеские взаимоотношения.

Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь».

Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», л. Толстой «Два товарища».

«Этические представления»

Дружба, товарищество.

«Семейная принадлежность»

Моя семья.

Рассматривание семейных фотографий.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продуктивная деятельность «Подарки любимым».

«Гражданская принадлежность»

*Моя улица, домашний адрес.

Экскурсия по улице.

Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.

Дидактические игры и упражнения : «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице».

Проводы в школу выпускников детского сада.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Беседа о труде воспитателя.

Бог-творец мира, нашего общего дома.

Беседа : «Бог – творец мира, нашего общего дома».

Октябрь

«Культура поведения»

«Телефонный этикет»

Формирование форм словесной вежливости

Беседа «Правила разговора по телефону».

Чтение : А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён».

Дидактические игры : «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«У истоков русской народной культуры»

«Град на Вороне-реке».

«Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

«Злое истребление»

Рассказ воспитателя об истории города Уварово. Рассматривание открыток «Уварово».

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием.

«Положительные моральные качества»

«Забота о малышах и пожилых людях».

День пожилого человека.

Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей».

Чтение : р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек»,

Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!».

«Этические представления»

«Доброта и забота»

Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».

Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»

«Семейная принадлежность»

«Работа моих родителей»

Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».

Чтение: С. Михалков «А что у вас?».

Дидактическая игра «Угадай профессию».

«Гражданская принадлежность»

«Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники».

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

Фотовыставка «Как мы отдыхаем».

Беседа «Что есть в нашем городе для детей».

Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха».

«Духовно-нравственные чувства»

«Храм»

Рассказ о внутреннем устройстве храма: иконостас, алтарь и светильники в храме.

Ноябрь

«Культура поведения»

«Правила поведения в общественных местах»

Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо».

«У истоков русской народной культуры»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

«Синичкин день».

«Где живёт перо Жар-птицы?»

«Золотая хохлома».

Экскурсия по историческим местам города.

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).

«Положительные моральные качества»

«Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость»

Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».

Чтение : А. Барто «Вовка- добрая душа».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».

«Этические представления»

«Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания».

Беседы : «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».

«Семейная принадлежность»

«Моя родословная».

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (с родителями).

Беседа «Моя родословная».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

«Гражданская принадлежность»

«Столица нашей Родины – Москва».

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

«Духовно-нравственные чувства»

«Храм Божий»

Рассматривание иллюстраций

«Храм Божий».

Декабрь

«Культура поведения»

«Словесные формы выражения благодарности»

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

«У истоков русской народной культуры»

«Зима – не лето,- в шубу одето».

«Светит, да не греет».

«Пришёл мороз – береги ухо да нос».

«Снегурочка – внучка Деда Мороза».

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок».

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

«Положительные моральные качества»

«Формирование чувств заботы и любви к близким людям».

Беседы : «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».

Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».

«Этические представления»

«Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим».

Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын».

«Семейная принадлежность»

«Семейные традиции».

Рассказ воспитателя «Что такое традиция».

Беседа: «Традиции вашей семьи»

Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник»

«Гражданская принадлежность»

«Новый год в России и других странах».

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку».

«Духовно-нравственные чувства»

«Новогодний карнавал».

Театрализованные семейные постановки «Семейный карнавал».

Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».

Обыгрывание ситуаций : «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

«У истоков русской народной культуры»

«Пришла Коляда накануне Рождества».

«Зимние Узоры».

«Гжель прекрасная».

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

«Положительные моральные качества»

«Скромность».

Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».

Чтение р.н.с. «Заяц – хваста».

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

«Этические представления»

«Скромность- положительная черта характера».

Обыгрывание ситуаций.

«Семейная принадлежность»

«Наш детский сад – большая семья».

Рассматривание фотографий из архива детского сада.

Рассказ воспитателя.

Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года».

Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

«Гражданская принадлежность»

«Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

Рассматривани е иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

Беседа «Мы живём в России».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».

«Духовно-нравственные чувства»

«Рождественские праздники».

«Крещение».

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

Рассматривание иллюстраций.

Театрализованная постановка «Рождественская ёлка».

Февраль

«Культура поведения»

«Формирование культуры разговора, спора».

Беседа «Вежливость в разговоре».

Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«У истоков русской народной культуры»

«Дело мастера боится».

«Живёт в народе песня».

«На героя и слава бежит».

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Беседа о русской народной песне.

Рассказ воспитателя о русских богатырях.

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

«Положительные моральные качества»

«Рыцарское отношение к девочкам».

Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».

Чтение : А. Ахундова «Красивая девочка»

«Этические представления»

«Скромность и зазнайство».

Рассказ воспитателя.

Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

«Семейная принадлежность»

«Забота и внимание»

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших».

Чтение : М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие».

«Гражданская принадлежность»

«Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

«День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность».

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность «Российский флаг».

Целевые прогулки к памятникам героям войны.

Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».

Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения».

«Духовно-нравственные чувства»

«Защитники отечества».

Встречи с воинами Российской армии.

Март

«Культура поведения»

«Гостевой этикет».

Беседа «Гости в дом – радость в нём».

Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом».

Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».

«У истоков русской народной культуры»

«Сердце матери лучше солнца греет».

«Русская матрёшка».

«Поэзия народного костюма».

«Грач на горе- весна на дворе»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.

Р ассказ о матрёшке.

Рассказ о народном костюме.

Беседа о русских обычаях встречи весны.

«Положительные моральные качества»

«Оценка своих поступков».

Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«Этические представления»

«Честность и лживость».

Беседа «Правда и ложь».

Чтение : Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».

«Семейная принадлежность»

«Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство.

Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени».

«Гражданская принадлежность»

«Международный женский день»

Беседы о маме.

Утренник, посвящённый женскому празднику.

Продуктивная деятельность : подарки мамам и бабушкам.

«Духовно-нравственные чувства»

«Прощёное воскресение».

Рассказ воспитателя.

Беседа «Что означают наши христианские времена».

Апрель .

«Культура поведения»

«Правила поведения в общественных местах».

Беседа «Как мы ведём себя на улице».

Дидактические упражнения : «Мы идём по улице», «Мы в магазине».

«У истоков русской народной культуры»

«Шутку шутить – людей насмешить».

«Путешествие на златогривой чудо –тройке».

«Красная горка».

Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница».

Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

«Положительные моральные качества»

«Справедливость и доброжелательность»

Беседа «Справедливость – хорошее качество человека».

Чтение : А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу».

Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть».

«Этические представления»

«Справедливость».

Обыгрывание ситуаций

«Семейная принадлежность»

«Конвенция о правах ребёнка».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Мы и наши права».

«Гражданская принадлежность»

«День космонавтики: первый полёт человека в космос».

Рассматривание портретов, иллюстраций.

Беседа «Мы первые в космосе».

Чтение : М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли».

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!».

«Духовно-нравственные чувства»

«Православные праздники».

Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе.

Май.

«Культура поведения»

«Культура поведения на природе».

Рассматривание Красной книги Тамбовской области.

Экологические акции : «Ёлочка – зелёная иголочка», «Наш город должен быть чистым», «Памятка

выезжающим на природу».

«У истоков русской народной культуры»

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Край родной, навек любимый».

Прощание с «избой».

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.

Экскурсия в музей «Русская изба»

Беседа о русской избе и национальной кухне.

«Положительные моральные качества»

«Культура других народов».

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций по теме.

«Этические представления»

«Трудолюбие и лень»

Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».

Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

«Семейная принадлежность»

«15 мая – Международный день семьи».

Беседа о семье.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

«Гражданская принадлежность»

«День Победы».

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев».

Рассматривание иллюстраций .

Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад».

«Духовно-нравственные чувства»

«Правила христианской жизни».

Рассказ преподавателя воскресной школы.

Список используемой литературы:

Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.

Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Мария Сизова
Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Планирование работы по начинается с анкетирования родителей для того, чтобы понять, как они относятся к деятельности детского сада в духовно-нравственном воспитании их детей , к работе в этом направлении . По результатам анкетирования - 69% родителей заинтересованы в работе детского сада по данному направлению. Однако оставшиеся 31% относятся с осторожностью, или недопониманием. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности , что именно родители ответственны за воспитание детей .

Для выявления уровня развития духовно -нравственных качеств мы провели обследование детей среднего и старшего дошкольного возраста. Показатели духовно -нравственного развития детей оценивали по следующим критериям : культура общения, культура поведения, аккуратность, отзывчивость, доброта, дружелюбие, самостоятельность, любознательность, честность, эмпатия.

Анализ уровня развития, что у детей нравственные качества сформированы на среднем уровне. То есть не все дети имеют достаточные нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.

Изучив с педагогами работу по духовно -нравственному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили уровень организации .

Изучили методическую литературу по духовно-нравственному воспитанию . Это помогло нам методически грамотно подготовиться к ведению воспитательно -образовательного процесса.

Заложить основы духовно -нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Чтобы достичь поставленной цели по духовно-нравственному воспитанию , мы поставили следующие задачи :

Приобщить детей к духовно -нравственной традиции русского народа; - способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе) ; - формировать моральное сознание и моральные оценки; - помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

В основе работы по духовно-нравственному воспитанию лежат следующие принципы :

1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно -нравственное становление и развитие ребенка.

2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса - объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур, участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно -нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок , озабоченных развитием собственной духовности , способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству) .

3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы - идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей посредством проектной деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода - принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка.

5. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода - индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов, с учетом семейных, национальных традиций и т. п.

6. Принцип деятельностного подхода - развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.

7. Принцип культуросообразности - следование в процессе и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.

8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

В своей работе используем следующее методическое обеспечение :

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2016 год.

Шевченко Л. Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию

Н. Г. Зеленова «Мы живем в России» - программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей , содержащиеся в этих программах, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ, обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Физическое развитие

Формирование у детей представления о физической силе как о необходимом качестве для трудовой деятельности и как способе защиты в опасных ситуациях;

воспитание у детей потребности в оказании посильной физической помощи окружающим людям;

воспитание у детей милосердия , внимательного отношения к самочувствию окружающих людей, желания оказать необходимую помощь.

Социально-коммуникативное развитие

Формирование у детей представлений о родительском доме, детском садике, о городе и стране;

Развитие умения быть отзывчивым, дружелюбным;

воспитание у детей послушания , доброго и внимательного отношения к родителям; уважительного отношения к пожилым людям;

Развитие у детей представлений о милосердии, великодушии, справедливости;

воспитание дружелюбного отношения детей к друг другу, детям других национальностей, детям с ограниченными возможностями здоровья;

воспитание навыков межличностного общения здоровых детей и детей с ОВЗ на позициях равенства, уважения, взаимопонимания.

Речевое развитие

Развитие у детей понимания значимости слова как источника жизни человека : мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь; слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение; слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад;

Формирование представлений о роли слова в жизненных ситуациях : с помощью слова можно познакомиться, приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть;

Развитие у детей интереса к художественной литературе как источнику духовно -нравственного опыта людей; поощрение позитивной направленности придуманных детьми сюжетов сказок и рассказов на разрешение различных нравственных проблем;

воспитание доброжелательного отношение к сочинениям других взрослых и детей, побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы .

Познавательное развитие

Развитие у детей представлений :

О малой Родине и Отечестве;

О социокультурных ценностях нашего народа;

Об отечественных традициях и праздниках;

О планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира;

Развитие интереса к жизни наших предков;

Усвоение ребенком ценностей и опыта культуры народов местности, национальных отечественных традиций;

Формирование у детей представлений о труде как основе жизни человека на земле;

воспитание трудолюбия , желания прийти на помощь другому человеку, чувства ответственности за свои дела.

Художественно-эстетическое развитие

воспитание у детей эстетических и нравственных чувств при восприятии детьми произведений искусства;

Развитие у детей нравственно – эстетических чувств в процессе музыкальной, изобразительной деятельности;

Побуждение детей старшего возраста к проявлению патриотических чувств у детей в процессе слушания музыки соответствующего содержания;

Формирование у детей средствами музыки потребности в духовной и эмоциональной близости с родителями и другими близкими людьми;

воспитание у детей средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в заботе об окружающих.

В связи с этим работа в МБДОУ по духовно - нравственному воспитанию дошкольников ведется в таких направлениях : работа с детьми , педагогами, родителям и социумом.

Для работы по этим направлениям был разработан перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию .

Работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию разделили на несколько направлений (блоков) : - Ознакомление с отечественным литературным наследием. - Фольклор; - Азбука нравственного воспитания ; - Декоративно – прикладное искусство; - Патриотическое воспитание ; - Краеведение; - Семья

Блок «Ознакомление с отечественным литературным наследием» построен на ознакомлении детей с творчеством русских писателей. В этом блоке раскрывается два направления :

Первое направление – это художественное наследие, которое проходит через произведения Л. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Есенина, А. С. Пушкина и других русских писателей и поэтов.

Второе направление – художественная литература современных авторов проходит через знакомство детей с творчеством А. Барто, К. И. Чуковского, Е. Чарушина, С. Я. Маршака, С. Михалкова. Через произведение этих авторов дети учатся добру, гуманному отношению к природе, близким людям; в их души закладываются первые родные слова, хорошие мысли.

Блок «Фольклор» . Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям фольклорных жанров, к ценностям родной культуры. Данный блок позволяет через малые фольклорные жанры познакомить детей со средствами выразительности родного языка, обогатить познавательный и нравственный опыт детей; учат видеть особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, знакомит с народными праздниками.

В первой младшей группе этот блок раскрывается через знакомство детей с потешками, во 2 младшей через русские народные сказки, в средней группе мы знакомим детей с пословицами, загадками, дразнилками, в старшей с русскими сказаниями и волшебными сказками, а в подготовительной с былинами.

Блок «Декоративно-прикладное искусство» знакомит детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготовлено изделие, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывать при этом чувство формы, ритма. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями, народными праздниками, поэтому этот блок является неотъемлемой частью всех других блоков.

Блок «Семья» служит для приобщения детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания . Работа по этому блоку опирается на важнейшую, объединяющую людей духовную ценность-гармонию семейных взаимоотношений. Содержание блока опирается на семейные православные ценности.

Блок «Азбука нравственного образования и духовного становления » служит для воспитания мотивов бескорыстного отношения друг к другу; способствует формированию личного отношения ребёнка к соблюдениям (нарушениям) моральных норм; учит детей правилам общения и культуре поведения. Всё это служит ориентирами при моральной оценке собственного поведения детей. Содержание блока опирается на православную этику.

Блок «Краеведение» призван познакомить детей с жилищем русского человека, предметами русского народного быта, красотой национального костюма; развить интерес к старинным играм и забавам

В этом блоке мы начинаем знакомить детей с русскими народными игрушками-забавами, во второй младшей группе мы знакомим детей с русским национальным костюмом, в средней группе с жилищем русского человека, с предметами быта, в старшей группе – с промыслами и ремеслами народов Дальнего Востока, а в подготовительной группе – мы воспитываем интерес к истории земли Дальневосточной на примере исторических событий и личностей.

Блок «Патриотическое воспитание » призван воспитывать чувство любви и сопричастности к родной природе, своему дому, детскому саду, городу, стране. С ранних лет формируется представление об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды- местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности культурным и природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм .

Работа с педагогами .

Работа с педагогами - самое ответственное звено в реализации данной задачи. Вопросы по данному направлению решаем на педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах, открытых просмотрах, методических объединениях и т. д. Наряду с использованием традиционных форм работы вводим нетрадиционные новые формы работы по духовно-нравственному воспитанию с педагогами . Это психолого – педагогическое консультирование со специалистами. На психолого – педагогическом консультировании даются ответы на возникающие вопросы. Формы проведения данных встреч самые разные : анкетирование, тестирование, встречи с батюшкой.

Взаимодействие с родителями.

Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности , созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей , и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания , отношения к людям, к природе.

Именно поэтому уделяем большое внимание взаимодействию с семьей с родителями, Проводим :

Родительские собрания на духовно-нравственные темы ;

Открытые показы воспитательно -образовательного процесса;

Проведение совместных развивающих мероприятий (выставки, конкурсы) ;

Факультативные занятия совместно с родителями : анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно-нравственному воспитанию ;

Индивидуальные консультации специалистов,

Наглядные виды работы : информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты, буклеты и т. д.

Экскурсии;

Посещение семей на дому;

Совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;

Проектная деятельность.

Задействуем родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумыванию герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания , сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

Взаимодействие с социумом.

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом.

Наш детский сад взаимодействует с : НИРО, Православной гимназией, школой №8, библиотекой, Центром ремесел, Ледовым дворцом, с Приходом Храма Живоначальная Троица.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.

Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт» , который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.