Меню

Выводы о действии детского массажа. Все о детском массаже и гимнастике. Детский массаж как способ восстановления при различных нарушениях

Препараты

Между ними становится сильнее.

Улыбки, объятия, прикосновения мамы - ключ к воспитанию здорового и счастливого малыша.

Мария Евгеньевна БАУЛИНА , кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии психолого-социального факультета Российского государственного медицинского университета, член экспертного совета JOHNSON’S® BABY : «На первом этапе, от 0 до 2 месяцев, во взаимодействии новорожденного с мамой преобладают прикосновения, благодаря которым малыш получает информацию о существовании у себя тех или иных частей тела, разнообразных позах и типах движений».

Польза массажа

Такой вид прикосновений , как массаж является одним из важнейших способов установления крепкой незримой связи между мамой и крохой. Детский профилактический массаж необходим каждому ребенку с первых дней жизни, это прекрасный способ передать малышу всю палитру возможных тактильных и вестибулярных ощущений: давления, поглаживаний, похлопываний. Данная процедура способствует укреплению сердечно-сосудистой и нервной системы малыша, нормализации лактации у мамы, снижению уровня гормонов стресса в детском организме и в организме матери, легкому засыпанию и крепкому сну ребенка.

Для проведения массажа необходимо подготовить столик, на котором обычно пеленают кроху. Его желательно расположить вдали от отопительных приборов, сквозняков и так, чтобы можно было подойти к ребенку с любой стороны. В комнате следует поддерживать температуру примерно +22°С, чтобы крохе было комфортно во время массажа, он бы не замерзал и не перегревался. Лучше всего проводить процедуру после вечернего купания, тогда малышу будет легче расслабиться и настроиться на сон.

Как правильно делать массаж?

Техника профилактического массажа проста и не требует особых усилий.

Главное, приступайте к процедуре в хорошем настроении, улыбайтесь крохе, прикасайтесь к нему бережно и нежно.

Голова. Начинать массаж следует с головы. Мягко, самыми кончиками пальцев помассировать лицо и шею малыша. Следует быть особенно осторожными с родничками. У новорожденного их два: один расположен на темечке, второй - на затылке, ближе к шее. Хотя эти места защищены соединительной тканью, обращаться с ними нужно очень бережно. Затем нежными движениями погладить ушки, линии бровей — от переносицы к вискам, крылышки носа и губы.

Живот. Массировать осторожными поглаживающими движениями по часовой стрелке. Не рекомендуется затрагивать область печени (правое подреберье).

Грудь. Мышцы груди у новорожденных развиты слабо, поэтому все движения должны быть очень осторожными - от центра к бокам без нажима на грудную клетку.

Кисти. Массировать круговыми движениями с легким надавливанием, вложив большой палец своей руки в ладошку малыша. Затем каждый пальчик в отдельности, обхватив его большим и указательным пальцами у основания и двигаясь к кончику.

Ручки. Взявшись за кисть, приподнять ручку и, поглаживая, двигаться в направлении от кисти к плечу.

Ножки. Держась за стопу, приподнять ножку и в направлении от бедра к стопе аккуратно помассировать внешние стороны бедра и голени.

Стопы. Массаж стоп особенно важен. Нежными поглаживающими движениями необходимо размять верхнюю сторону ножки, лодыжку и подошву. Затем каждый пальчик отдельно.

Спинка. Следует перевернуть малыша на животик и круговыми движениями помассировать спинку, двигаясь от шеи к ягодицам и обратно.

Помощники

Использование «посредников» в виде кремов и масел расширяет спектр воспринимаемых тактильных ощущений и приносит другие положительные эффекты, такие как уменьшение признаков стресса во время процедуры, больший увлажняющий и успокаивающий эффект, лучшее скольжение рук и уменьшение давления на малыша. Выбирая средства для массажа, отдавайте предпочтение только тем продуктам, эффективность которых клинически доказана.

Помните, массаж и прикосновения не только сближают вас, но и помогают малышу гармонично развиваться. Поэтому прикасайтесь к крохе бережно и нежно и вы заметите, в с каждым днем становитесь еще ближе друг к другу.

-------
| сайт collection
|-------
| Светлана Якубовна Тян
| Дмитрий Юрьевич Атланов
| Все о детском массаже
-------

«Язык тела» – не просто модный сегодня термин. Это основа, на которой и из которой вырастают все другие языки. Прежде чем назвать предмет, мы должны его как-то воспринять, почувствовать. А на это способно только тело и его органы восприятия. Прежде чем овладеть речью, ребенок должен овладеть жестами, мимикой и артикуляцией – управлением сложно организованным речевым аппаратом. Если в основе нашего мышления лежит речь, то в основе речи лежит телесная практика, физическая активность ребенка.
Современные психологи едины в том, что ребенок должен овладеть координированным движением руками и всем телом, прежде чем начнет уверенно различать предметы при помощи зрения по признакам «больше – меньше» и «дальше – ближе». Для того чтобы устойчиво различать форму разных предметов, ребенку важно их пощупать.
Но если это так, то и сигналы, которые ребенок посылает в мир, опираются прежде всего на телесные реакции, движения, позы, жесты и напряжения. Проблемы взрослых во многом коренятся в неверно сформированных телесных реакциях детского периода развития. А проблемы взаимодействия взрослых и детей коренятся в том, что подавляющее большинство взрослых просто не понимают и не представляют себе, каким образом взаимодействуют с миром дети. Взрослые не понимают языка, который дети используют для анализа и обработки информации.
Очевидно, что инструментарий, принятый во «взрослой» психологии, оказывается малопригодным в детской и совсем бессмысленным в психологии младенческого периода развития. Даже понимание особенностей функционирования психики младенца оставляет для практика открытым вопрос о способах обратного воздействия на процессы психического развития для коррекции тех или иных дефектов. Наша книга призвана хотя бы отчасти восполнить пробел в такой литературе.
Мы не пытаемся сделать еще одно пособие по детскому массажу, хотя практической технике массажа в книге уделено значительное место. Для нас важнее было подать материал таким образом, чтобы он мог оказаться полезным прежде всего для молодых родителей, вооружить их пониманием особенностей младенчества и практическими знаниями. Для специалистов по детскому массажу эта книга поможет восполнить определенный дефицит знаний по психологии, а для детских психологов будет актуальным знакомство с техниками непосредственного воздействия на ребенка.
Наша книга посвящена достаточно узкой теме – телесноориентированной психологии и психотерапии, – и составлена она так, как видится людям, практически работающим в этой сфере более десятка лет.

Лежащий в основе книги практический опыт авторов основан на многолетней практике в сравнительно небольшом населенном пункте, сельском поселении в Ленинградской области. Это обстоятельство позволило, во-первых, длительно наблюдать маленьких пациентов не только в специфических условиях терапевтического приема, но и в повседневной жизни, а во-вторых, также наблюдать молодых родителей и знать особенности их поведения и психической жизни. Во многом именно это позволило получать устойчивые результаты в работе и привлекать разнообразный материал – как из области психофизиологии, так и психологии личности и поведения.
Возможно, и вам, читатель, эта книга что-то подскажет и чем-нибудь поможет в вашей жизни.
В добрый путь!

То, чем мы занимаемся, уже давно переросло рамки массажа и даже рамки семейной психотерапии. Наверное, специалист в этих областях увидит какие-то черты общие со своими знаниями: что-то покажется ему совершенно не новым, с чем-то он, возможно, не согласится, но мы рассказываем о своем опыте и о своем пути, который ничем не хуже опыта и пути любого признанного авторитета.
Приходится делать реверансы в сторону специалистов, потому что мы сталкивались с врачами-педиатрами, которые понимали суть нашей работы, только когда она касалась их самих или их близких. Мы сталкивались и с педагогами, которые проявляли поразительную профессиональную беспомощность, когда дело касалось их собственных детей. Нам приходилось по-разному осмыслять сложные пороки развития детей в связи с поведением родителей, и мы уверенно говорим, что существуют такие связи, которые никогда не учитывают ни родители, ни врачи, ни педагоги.
Основу метода, а это одно из направлений телесноориентированной психотерапии, составляет работа с телом. От тела мы отталкиваемся в понимании проблем, с которыми сталкивается человек, и к телу мы обращаемся при попытках воздействовать на более высокие уровни организации человеческой жизни.

Телесноориентированная психотерапия (соматическая психология) – одно из основных направлений современной практической психологии. Это синтетический метод «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.

Практика телесноориентированной психотерапии до последних дней опирается на различные способы работы с трансовыми состояниями сознания различной степени глубины. Предполагается, что сознание уже наличествует, а это значит, что человек успел достигнуть определенной степени зрелости. Проблемы же, с которыми сталкивается ребенок, кажутся неразрешимыми теми методами, которые обычно используются в этом направлении терапии. Но когда мы говорим о проблемах ребенка так же, как о проблемах отдельно взятого взрослого самостоятельного человека, мы совершаем ошибку.

Ребенок неотделим от своей семьи подобно тому, как взрослый человек неотделим от собственного опыта и памяти. Ребенок, не имеющий опыта собственного реагирования на раздражители, использует (заимствует, присваивает) опыт своих родителей и опыт семьи в целом. Этот тезис в специальном доказательстве не нуждается. Пример – дети, воспитанные в стае диких животных, такие случаи известны. Ребенок присваивает себе опыт животного.
Но для того чтобы начать говорить о механизмах присвоения и воспроизведения родительского опыта, придется подробнее поговорить о развитии ребенка.

Начнем с момента зачатия. История человека начинается как минимум с истории его родителей. При этом необходимо иметь в виду не только историю телесного развития, но и историю событийную, историю чувств и переживаний человека, а здесь наука только приближается к пониманию тонких механизмов наследования и передачи информации, несмотря на огромный объем фактов и обобщений, накопленных в этой области к сегодняшнему дню.
Так, например, совсем с недавних пор считается установленным тот факт, что сильные стрессы, например серьезные ранения, деформируют генетическую информацию в клетках раненого. А значит, информация о ранении определенным образом будет унаследована потомками. Очевидно, что нечто подобное может происходить и вообще при любом стрессе, переживаемом одним из родителей. А значит, можно считать правомерным старинное наблюдение, что у счастливых родителей рождаются здоровые дети. Это, кстати, подтверждено авторитетными специалистами из многих стран. Чувство, сильное чувство любви дает лучшую гарантию того, что в момент зачатия родители не впишут в генетическую программу ребенка негативную информацию. Это, к сожалению, не всегда гарантирует защиту от тех деформаций, которые уже вписаны в генотип родителей их предшествующей жизнью и опытом. Но отношения между генетически передаваемым опытом и его практической реализацией очень сложны.
Сегодня существует пока как гипотеза, но становится все более популярным представление о том, что структура генома и структура информации, обрабатываемой человеком в ходе мыслительной деятельности, подчинены общим закономерностям, что они некоторым образом созвучны и при определенных условиях резонируют друг с другом. Таким образом, в зависимости от господствующих информационных потоков, активизируются строго определенные массивы генетической информации, обеспечивающие направленные мутации.
О многом заставляет задуматься и явление, которое в науке носит название телегении.

Телегения (от «теле» – далеко, и «ген» – рождающий) – наследование ребенком качеств, отсутствовавших у непосредственных родителей, но наличествовавших у других сексуальных партнеров родителей.

Женщина не случайно на всю жизнь запоминает своего первого сексуального партнера независимо от того, насколько сильные чувства связывали ее с ним. Оказывается, информация о первом партнере отпечатывается на всех последующих детях, рожденных от других. Это хорошо знают люди, профессионально занимающиеся селекционированием и разведением животных. Первая вязка самки с беспородным партнером приводит к выбраковке, – породистое потомство такая самка уже никогда не принесет. Кстати, это же относится и к самцам.
Сексуальные опыты как мужчин, так и женщин, не сопровождающиеся зачатием, тем не менее изменяют генетически передаваемую информацию. Информация о половых партнерах каким-то образом фиксируется и встраивается в информационное пространство, или поле, детей, рожденных от других партнеров.
Блоки разнородной генетической информации, полученной в итоге не от двух родителей, иногда плохо совместимы друг с другом, что ведет к сущностным дефектам, вырождению. Это обстоятельство объясняет, почему такое большое значение в древности уделялось как мужскому, так и женскому целомудрию. Никто не мог стать первосвященником или вождем, который в истории всегда выполнял и магические, священнические функции, если были сомнения в его «чистоте крови». Это же объясняет и то, почему в обществах, стоящих на родовой ступени развития, столь широко распространен был обычай «права первой ночи». Первым мужчиной для любой женщины племени был вождь. Надо при этом отметить и то, что, во-первых, вождь был лучшим мужчиной племени. Если он переставал быть таковым, то его обыкновенно убивали. Во-вторых, все дети, в том числе и рожденные впоследствии от других мужчин, все равно были детьми вождя и, соответственно, носили какие-то его качества. Таким образом, этот обычай прямо соотносится с родовым строем.
Эти не слишком подробные рассуждения вплотную подводят нас к пониманию причин так называемых «кармических» заболеваний. Термин не претендует на научность, но в массовом сознании укоренился достаточно прочно. Большое количество публикаций в отечественной литературе последнего времени больше запутали, чем прояснили этот вопрос. На самом деле ничего сверхсложного в этом нет. Как известно, сам термин «карма» восходит к санскритскому корню «кри», что означает буквально «действие, поступок», отсюда «карма» в русском языке наиболее точно передается термином «поведение».

Карма (на санскрите «деяние, возмездие») – влияние совершенных человеком действий на его текущее и будущее существование.

И это слово очень точное. «Поведение» включает в себя корень «вед» – это знание, ведание, но и одновременно управляемая деятельность: отсюда ведение, поведение. Речь идет как об информационной составляющей любого предмета или действия, так и о действии, поступке как таковом. Вот это знание, о связи информационных компонентов с их физическими носителями, и лежит в основе многих непонятных теперь, «темных» правил, освященных тысячелетними традициями.
В евангельской традиции Иисус говорит об ответственности не только за непосредственное деяние, но и за мысли о непотребном. В теме зачатия это прослеживается очень точно. Счастливые люди чисты. Если родители зачинают ребенка, думая при этом о «материнском капитале», который им предоставят после его рождения, то ребенок не только не будет счастлив в своей жизни, но и получит одну из так называемых «кармических» болезней, например нейродермит. У нас в практике есть такие случаи, когда причина одна – буквально та, которую мы привели, а болезни разные, но общее у них то, что они «кармические», созданные не экологией, не физической болезнью родителей, а их неправильным образом мыслей, неведением, омраченностью, распущенностью и т. д.
Это примеры совершенно вопиющие, но, скажем, не столь редки случаи, когда женщина принимает решение зачать ребенка, руководствуясь при этом желанием кому-то что-то доказать – например, что она здорова – или чтобы не быть одной. В этих случаях ребенок тоже не является самоцелью, а лишь средством к чему-то, и, значит, карма его будет отягощена.
Вполне реальны и процессы, связываемые с понятием родовой кармы. Определенные стереотипы мышления наследуются, и существуют настолько мощные бессознательные установки, что они воспроизводят себя в нескольких поколениях одного рода, обеспечивая иногда буквальное воспроизведение определенных жизненных ситуаций. А откуда, если вдуматься, возникнут иные – положительные стереотипы поведения и мысли?

Уже в период внутриутробного развития плод обладает памятью и реакцией на внешние раздражители, несущие в себе информацию о тех структурных уровнях среды, с которыми плод в непосредственном контакте не находится. Например, данные психоанализа и исследования возрастной регрессии, осуществляемой под воздействием гипноза, как и данные телесноориентированной терапии, указывают на возникновение в эмбриональной фазе развития устойчивых связей, проявляемых на уровне поведения в более поздние периоды развития человека. Проще говоря, плод запоминает все состояния матери и опосредованно – состояния и эмоциональные реакции отца.
В июле 1983 г. доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре– и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, происходивших с матерью во время беременности.
Современные научные представления о развитии плода сходятся в том, что центральная нервная система развивается в течение всей жизни. Но функционировать она начинает еще в материнском организме. Т. Верни отмечал, что плод начинает реагировать на шумы начиная с 24-й недели развития. Специальные исследования показали, что плод воспринимает не только шумы материнского организма, например биение сердца, но и внешние звуки, голоса. Если мать эмоционально реагирует на те или иные звуковые раздражители, то и ребенок приучается реагировать на эти раздражители тем же образом. Мало того, например, опыт, накопленный в дианетике, при всей неоднозначности отношения к ней, утверждает, что плод помнит не только общий эмоциональный фон, но и точные слова родителей. С 6-й недели развития плод совершенно определенно реагирует на свет. Он реагирует даже на световой луч, направленный на живот матери, отворачиваясь или подпрыгивая.
Исследования химизма материнского организма, проведенные еще в первой половине XX в., показали, что в моменты беспокойства организм матери выделяет особые вещества – катехоламины, – которые проникают и в организм плода, заставляя его беспокоиться. У 28-недельного плода наблюдаются выраженные мимические реакции на разные вкусовые ощущения: отрицательные – на горькое и соленое, удовольствие – на сладкое. Мало этого, его мимика обеспечивает выражение развитых эмоций – гнева, радости, страха. Двигательные реакции также многообразны: в возрасте 11,5 недели внутриутробного развития появляется хватательный рефлекс, сосательный – в 13 недель, зажмуривание в 17, а дыхательные движения фиксируются в 20 недель. Энцефалограмма фиксирует на последних месяцах внутриутробного развития активность мозга, характерную для сна в двух фазах – «медленный» и «быстрый сон».
Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В 6 недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В 7 включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта, то он откинет голову. От прикосновения к руке 9-недельный зародыш совершит хватательное движение, при касании век будет двигать глазами. Если воздействие на руку окажется болезненным, рука отдернется.
Современные приборы и методы исследования позволили снять фильм, в котором показано поведение плода, подвергающегося аборту, – он буквально испытывал панику, пытался уклониться от прикосновения, избежать контакта с инструментом, вжаться в стенки матки. Энцефалограмма плода фиксировала реакцию, характерную для тяжелейшего стресса, его гормональный выброс был ужасен. Таким образом, говоря о внутриутробном периоде развития, приходится признать, что плод способен к переживанию, эмоциональным реакциям и направленной двигательной (хочется сказать, поведенческой) активности.
В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно, так как малыш активно ворочается сам, вступая в контакт с жидкостью, пуповиной и стенками матки, и чувствует движения матки. Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг.
Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо, и вся система слуха формируется к 5 месяцам.
Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием записи материнского голоса, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, плод дает понять, что они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.
Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений.
Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.
Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора – качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.
С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости – эндорфины, когда грустит или тревожится, гормоны стресса – катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок.
Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся: с радостью или тревогой, спокойствием или страхом. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно – только мать, пропуская их через себя, отсекает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет от них освободиться.
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думали о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.
Таким образом матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития зародыша являются их собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает у человека еще до рождения.
Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка.

Наверное, не существует родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети росли счастливыми и здоровыми. Мамы и папы отлично понимают, насколько большое значение для здоровья их маленьких чад имеют солнечный свет, воздух, правильное питание, чистая вода, забота взрослых. Однако они не всегда до конца осознают важность физической активности, особенно, если речь идет о детках первого года жизни.

Часто мамы радуются, когда их малыш спокойно лежит в колыбели или сидит в манеже, перебирая игрушки. Они не понимают, что ограниченность движений может оказать крайне неблагоприятное воздействие на здоровье ребенка. Компенсировать этот недостаток подвижности могут особые занятия, массаж, гимнастика.

Детский массаж до года: польза и значение

Во-первых, массаж способствует развитию всех органов и систем, укрепляя полностью детский организм. При этом оказывается воздействие на:

  • Опорно-двигательную систему

Приводится в норму мышечный тонус, исчезает гипо – и гипертонус мышц, решаются проблемы вывернутых наружу и внутрь стоп, недостаточного разведения в тазобедренном суставе ног, косолапости. Улучшается моторика у младенцев. Ребенок быстрее учится садиться, ползать, вставать на ножки, ходить.

  • Сердечно-сосудистую систему

Действие, направленное на мышцы, и учащенное дыхание способствуют увеличению частоты сердечных сокращений. Сердечная мышца при этом пребывает в тонусе, происходит нормализация и стабилизация пульса, что также весьма положительно сказывается на детском здоровье.

  • Дыхательную систему

Манипуляционные движения усиливают вентиляцию и разработку легких, вследствие чего укрепляются их защитные функции против воздействия инфекционных возбудителей и внешних факторов.

  • Кожные покровы

Деликатная и чувствительная кожа грудничков очень легко повреждается. Детский массаж (картинки , позволяющие научиться правильно делать его в домашних условиях, можно найти на нашем сайте) повышает упругость и эластичность кожи, не допускает появления на ней сыпи.

  • Микроциркуляцию крови

Оказывается положительное влияние на кровоток, клетки насыщаются кислородом и питательными элементами в разы быстрее.

Во-вторых, если массаж проводят родители, то упражнения в , сопровождаемые нежными прикосновениями маминых или папиных рук, не только приносят удовольствие малышу, но и делают более крепкой его эмоциональную связь с родителями, бабушками, дедушками.

Кто и где может делать массаж ребенку

Профессиональных детских массажистов можно найти практически в любом медицинском учреждении. Вы можете записаться на курс массажа в поликлинике или же пригласить специалиста к себе домой. Однако родители уже более взрослых деток ищут возможности «совместить приятное с полезным» и отдают своих чад в детские сады, штат которых укомплектован опытным массажистом.

Наличие специалиста в детском саду избавляет родителей от необходимости тратить время на ежедневное посещение медицинского учреждения, а также позволяет уберечь ребенка от риска заражения разнообразными в поликлинике. Массажисты в дошкольных учреждениях зачастую имеют солидный опыт. Через их руки проходят сотни детей, поэтому они отлично разбираются в самых разных видах манипуляций. Плюс ко всему массаж в детском саду , в большинстве случаев, представляет собой бесплатную процедуру, что также не может не радовать.

В дошкольных заведениях могут проводиться как общеукрепляющие процедуры, так и коррекционные массажи. В первом случае манипуляции могут осуществляться даже без наличия каких-либо особых медицинских показаний и дополняться лечебной физкультурой. Все эти действия призваны укрепить организм ребенка, улучшить его развитие.

В садах для деток с особыми потребностями главная цель занятий заключается не только в общем развитии, но и в дополнении, усилении комплексного лечения определенного . От массажистов, в этом случае, требуется больший уровень профессионализма.

Детский массаж в домашних условиях

Безусловно, лечебный массаж следует доверить исключительно специалистам своего дела. Однако, с общеукрепляющими манипуляциями, вполне может справиться и любая мама.

Детский массаж на дому можно начинать проводить уже с 1,5-месячного возраста ребенка. Рекомендуется выбирать для этого время между кормлениями, когда младенец не голоден и его ничего не беспокоит. В массаже применяются следующие виды движений:

  • Поглаживающие

С помощью поглаживаний мама подготавливает кожу ребенка к более активным воздействиям и расслабляет его мышцы.

  • Растирающие

Движения в этом случае слегка более интенсивные, чем при поглаживании, и осуществляются подушечками пальцев по прямой линии или по спирали.

  • Разминающие

Щипцеобразное разминание подразумевает энергичный и в то же время деликатный захват мышц тремя пальцами руки.

  • Вибрирующие

С первых месяцев жизни допускаются потряхивания, а ближе к году и нежное поколачивание подушечками пальцев или тыльной стороной.

Родители, которые хотят проводить массаж своему ребенку в домашних условиях, несомненно, должны более подробно изучить этот вопрос. Особые методики занятий собрала в своей книге Ирина Семеновна Красикова . Детский массаж, гимнастика , предложенные в данном пособии, учитывают специфику психомоторного развития детей, начиная от первых дней жизни и заканчивая трехлетним возрастом. Отдельно автор рассматривает особенности занятий с детьми, родившимися и/или страдающими заболеваниями, лечение которых отличается длительностью и невозможно без участия родителей.

Детский массаж в комбинации с лечебной физкультурой или гимнастикой – гарантия полноценного физического и психического развития малыша. Не сомневайтесь, работа со специалистами, дополненная стараниями мамы, поможет вашему ребенку расти здоровой и гармоничной личностью!

Всем удачи, до встрече в следующей статье.