Меню

Самые красивые африканские племена: Химба. Намибийская обнаженка Племя химба женщины конкурс красоты

Гинекология

Повседневная жизнь в Намибии: женщина химба в супермаркете September 3rd, 2016

Шведский фотограф Бьорн Перссон (Bjorn Persson) во время посещения супермаркета в городе Опуво на севере Намибии запечатлел там женщину из племени Химба, покупающую предметы первой необходимости. По словам автора, химба ведут очень традиционный образ жизни и одеваются одинаково, независимо от того где они находятся - у себя в деревне или в городе.

Химба — кочевой народ, живущий в северной Намибии в области Кунене. Из-за сурового климата пустыни, в которой живут химба, и их изолированности от внешнего мира, племя сумело сохранить свой традиционный образ жизни.

Для химба прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в их традиционной культуре. Даже новорожденных младенцев украшают жемчужным ожерельем, а дети постарше носят браслеты из меди, украшенные ракушками.

Женщины химба носят юбки из козлиной кожи, украшенные ракушками и ювелирными изделиями из меди. И мужчины и женщины покрывают своё тело смесью из охры, жира и пепла, чтобы защитить кожу от солнца и насекомых. Довольно часто в эту пасту добавляется ароматическая смола кустарника омузумба. Эта смесь придает их коже красноватый оттенок, который символизирует кровь, которая в свою очередь символизирует жизнь.

Женщины заплетают друг другу косы и также покрывают их этой смесью. По прическе женщины можно определить её семейное положение. Прически мужчин также отражают их семейное положение. Например, женатые мужчины носят тюрбаны.

Современная одежда у химба практически отсутствует, но если она и появляется, то её получают мужчины. Из современных предметов быта химба используют в основном пластиковые бутылки и целлофановые пакетики, для хранения вещей, и украшения.

На этих фото запечатлен необычный для химба аксессуар - мобильный телефон, но скорее всего он не работает и используется просто в качестве украшения.

Химба живут в родовом строе, основанном на билатеральном наследовании. Согласно концепции билатерального наследования, каждый член племени принадлежит к двум кланам: по отцовской линии (патриклан) и по материнской линии (матриклан). Возглавляют кланы самые старые мужчины. Сыновья живут в клане своего отца и матери, а дочери, когда выходят замуж, отправляются жить в клан мужа.

Химба занимаются разведением рогатого скота, коз и овец. Женщины являются ответственными за дойку коров. Также женщины заботятся о детях (одна женщина может взять на себя заботу о детях другой). Помимо этого женщины зачастую выполняют более тяжелую работу, чем мужчины: носят воду в деревню и строят дома.

Химба сохранили свои традиционные верования, в том числе ритуалы, связанные со священным огнём. Сама религия Химба является монотеистической, с верховным божеством Мукуру. Также важную роль играют духи предков. Каждая семья химба строит в хижине алтарь со священным родовым огнём, где совершается поклонение предкам и Мукуру через каждые 7-8 дней. Другой важный элемент верования Химба — существованое омити или чёрного колдовства, которым, как считают химба, наделены злые люди, способные насылать порчу на остальных или даже внушать тёмные мысли.

Фото: Bjorn Persson/Caters News Agency

-
На севере страны, вблизи границы с Анголой, живет поразительное племя химба.
В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из “постороннего” мира.
Привлекает гостей одно: удивительная красота и особая, странная грациозность, женщин Химба.

Химба на самом деле ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды.

Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть – тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды.

Одежда им не нужна – разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой – кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, – они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.

Новых Наоми Кэмпбелл из девушек химба можно было бы делать прямо десятками. И куда только смотрят модельные агентства.

Есть только два предмета, которые стали для них предметом первой необходимости. Во-первых, это разного рода расчески и гребешки, которыми женщины химба часами начесывают особого рода "помпоны", увенчивающие их прихотливые и сложноструктурированные прически.
И во-вторых, - разноцветные целлофановые шуршащие пакетики из супермаркета, которыми они готовы украшать себя и свои поразительные туалеты, и хранить в них весь свой скарб, и подвязывать детей к поясу, и еще применять в дело тысячей способов, иногда довольно неожиданных.

У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно.
Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра".
Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых.
Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная.
И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом.
Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

Между прочим, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз.
После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается.

Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: Спид. В Намибии Спидом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял. Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься – живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100.
Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда нас не пускают.

Главное отличие химба от других народов Намибии в том, что они все еще сохраняют весь груз своих традиций и верований. Христианство никак не повлияло на быт этого народа. Быт химба, их обычаи почти не изменились. На сегодняшний день их насчитывается не больше 10 тысяч.

Женщины Химба носят только набедренную повязку. Помимо покрывающей тело краски на женщинах химбу столько всего навешано, что отсутствие одежды быстро перестаешь замечать: роскошные ожерелья из кожи, железа и латуни, подвески, пояс, браслеты, ножные украшения. Все это они делают своими собственными руками.

У всех химба старше десяти-двенадцати лет отсутствуют четыре нижних зуба. Браки у химба полигамные: мужчина может иметь нескольких жен. Отсюда и большое число детей. При достижении определенного возраста они проходят через довольно жестокий обряд инициации. Процедура эта весьма болезненна. Здоровых зубов человека лишают нехитрыми предметами - обгоревшей палочкой из «священного» огня и камнем. Выбивают каждый зуб по отдельности, а раны потом прижигают раскаленным железом. Хочешь быть взрослым, тогда терпи.

Мальчика от девочки можно отличить по прическе. Девочки носят две свисающие на глаза косички. Мальчики - одну, сзади, или вовсе обходятся без нее. Девушка, достигшая 14 лет, считается невестой. В знак этого ей заплетают множество косичек, так, чтобы они почти полностью закрывали лицо. У замужних женщин прическа такая же, но лицо открыто. Волосы поддерживает замысловатый убор, сделанный из кожи.

У химба заведен такой порядок - если муж убивает жену, случается такое в семейной жизни, то он выплачивает компенсацию семье жены в размере 45 коров. Если жена убивает мужа, такое тоже бывает, то семье мужа ничего не перепадает. Власти виновных в происшествиях не наказывают, в тюрьму не сажают. Считают, что это внутреннее дело химба, и не вмешиваются.

Свадьбы у химба случаются не часто. За невесту нужно заплатить большой выкуп, и не каждый мужчина в состоянии это сделать.

У химба до сих пор жив обычай: во-время праздников меняться женами.
Такая свобода нравов беспокоит правительство.
После достижения независимости, власти Намибии развернули наступление на обычаи химба. Чиновники призывают народ отказаться от древних традиций из-за угрозы Спида. Химба же считают, что предки отличались завидным здоровьем, потому что свято соблюдали традиции. И отказываться от традиций негоже, хотя у каждого времени свои веления.

В цивилизованных странах отличаются друг от друга лишь в деталях. Девушки любят холеных мужчин, которые ухаживают за собой и умеют хорошо одеваться.

И пускай дамам тоже хочется оценивать красавчиков, в нашем обществе чаще судят женскую внешность. Другое дело - нигерийское племя водабе. Этот кочевой народ известен ежегодным мужским конкурсом красоты, который устраивают на празднике ворсо. Он проходит в конце сентября и длится неделю. Самое интересное - конкурс оценивают женщины!


Здесь всё наоборот: мальчишки тратят кучу сил, времени и средств, чтобы принарядиться, а девчонки выбирают самого яркого и симпатичного. Турнир настолько важен, что на него съезжаются все представители племени.


Участники густо мажут лица разноцветными красками. Красный цвет олицетворяет мужество и храбрость, желтая охра говорит о мистических силах, а белый приравнивают к смерти. Ну а черная краска лучше выделяет белоснежные зубы и зрачки. Ее делают из пепла костей животных.



Для пущей элегантности парни украшают себя красочными хлопковыми тогами до пят и массивными бусами. Головы участники покрывают чалмами или широкополыми шляпами из соломы. Некоторые мужчины принаряжаются так ловко, что их с трудом можно отличить от миловидных барышень.



В начале состязания претенденты идут шеренгой по саванне Сахель. Девушки из жюри оценивают их по росту, широте улыбки, телосложению и выносливости. Последнюю мужчины показывают на состязаниях: седлают верблюдов, ловят дичь, поют, колдуют и танцуют ритуальный танец геревол.



Во время плясок они скалят зубы, закатывают глаза и входят в транс. Чтобы выдержать такую пляску под жарким солнцем Сахары, участники часто пьют особый напиток из сброженной коры, который имеет галлюциногенное действие.



Любая девушка может подойти к фавориту и хлопнуть его по плечу. Это означает, что она выбрала себе... мужа! При этом она официально может быть замужней, и новая связь будет считаться «браком по любви». После таких коротких романов появляются дети, благодаря чему обновляется генофонд деревни.



Победитель турнира может сам выбрать любое количество девушек и пребывать с ними целый месяц. Интересно, что дамы этого племени также любят принарядиться и считаются одними из самых красивых женщин Западной Африки.



Водабе ценят три вещи: красоту, скот и семью. Племя промышляет скотоводством и поставляет мясо в сотни деревушек от озера Чад до Атлантического побережья Сенегала. Сами того не зная, эти удивительные люди бросают вызов гендерным стереотипам красоты. Они не очень любят контактировать с иноплеменниками, и даже на их родном языке «водабе» означает «люди табу».

Эта красивая самобытная культура - настоящее сокровище нашего мира. Хотел бы ты стать свидетелем знаменитого ритуального турнира? Что ты думаешь об этого племени? Расскажи нам в комментариях и поделись с друзьями.

Шестой день нашего путешествия "От пустынь Намибии до водопада Виктория" мы начали на Атлантическом побережье Намибии, где увидели фламинго и выброшенные штормами на берег корабли. А потом, свернув направо, направились вглубь Африки и там познакомились

К 17:00, преодолев последние за этот день 80 км, приехали в лодж Khorixas, расположившийся на окраине одноименного городка. В лодже было десятка два вот таких уютных домика с кондиционером и со всеми удобствами внутри, а такжеи барбекю сбоку от него.


Коттеджные домики в Кхорихас лодже

1


Ужин со свечами наши командиры Руан и Траст приготовили в виде барбекю, ингредиенты которого были закуплены в супермаркете городка Кхорихас.


В лодже был также и ресторан, в котором мы позавтракали. А рядом с ним находился неплохой бассейн, в котором так никто и не искупался — не хватило времени…



Для путешественников, которые хотели располагаться бюджетно, неподалеку была площадка, на которой они могли ставить и свои автомобили, взятые напрокат, и свои палатки. На каждом таком участке был и очаг для костерка и барбекю. Все африканские сафари-джипы обычно оборудованы специальными приспособлениями, которые позволяют устанавливать палатку прямо на крыше машины. Здесь это обязательная норма безопасности от диких животных при ночевке в саванне!


7-й день. Народность Химба. Вечернее сафари в НП Этоша (376 км)

Выехав в 8 утра из лоджа Khorixas, через сотню километров по хорошей асфальтированной дороге № С35 подъехали к супермаркету в городке Каманьяб. Там заправились бензином и продуктами для ланча и ужина. А еще прикупили сувениры для детей племени Химба — всякие там ручки, карандаши и тетрадки — к ним мы заедем через часок по пути в Национальный парк Этоша.


Карта пути до деревни химбу

Супермаркеты в намибийских городках выглядели вполне современно и обладали достаточным ассортиментов товаров и продуктов. Конечно, в них не было того изобилия, которое есть в крупных столичных маркетах в виде многих десятков видов сыров, колбас или хамона, но пять-шесть видов каждого из этих продуктов можно было найти.

Алкогольные напитки тоже присутствовали, но в отдельном секторе, который работал только в дневное время. Из таких напитков мы предпочитали южноафриканские вина, которые были в довольно хорошем ассортименте. И лучшим вариантом для нашей походно-автомобильной жизни было приобретение сухих вин, расфасованных в 5-литровых пакетах…


Супермаркет и заправка в городке Каманьяб

1


Наш водитель Траст

Свернув с дороги № С35 на № С40, на 20-м километре съехали направо на песчаную грунтовку и сквозь открытые окна услышали каке-то необычные звуки — как будто кто-то щелкал орехи. Остановившись, увидели, что вся дорога усеяна какими-то крупными насекомыми, смело переползавшими дорогу.

1


Дорога к химбу

3


Проехав еще немного, остановились у небольшого одноэтажного строения, которое служило одновременно и школой, и пропускным пунктом в деревню Химба — Otjikandero Himba Orphanage Village, в которой мы познакомились с живущей в области Кунене в Северной Намибии народностью Xимбa. Их численность невелика и точной цифры никто не знает. Полагают, что она колеблется в пределах 20 -50 тыс. человек.


Здание школы в деревне народности химба


К нам подошел гид — местный парень и сказал, что платить ни за вход в деревню, ни женщинам в ней ничего не надо. Только, если есть что-то для школы — разные там ручки, карандаши или тетрадки, то это можно подарить для ребят. Ну, и покупайте сувениры, сделанные руками химбу!

Выслушав такое напутствие, мы передали ему школьные принадлежности, которые купили для детей, быстро собрали аппаратуру и вышли из сафари-трака навстречу новым впечатлениям. Метров через сто нашему взору открылась просторная территория с парой десятков круглых домиков под тростниковыми крышами.

Такое поселение у химбу называется крааль и там, как правило живет одна семья. Крааль имеет круговую планировку. Он имеет огороженный плетнем большой скотный двор, в котором содержат коров и коз. Вокруг расположены хижины семьи — детей, жен, престарелых родителей.

5


Жилой дом народности химба

Между хижинами росли какие-то деревья с распустившимися красивыми цветами. Как потом оказалось, это были деревья Perpepotemenella (так написал их название наш гид Руан). Их цветы используют в качестве заварки для чая.

2


Чуть в сторонке от домиков была площадка — их центральная площадь, которая использовалась для проведения различных деревенских мероприятий — собраний, рыночной торговли, танцев и др. Вот и сейчас с десяток женщин сидели кружком, оставляя проход в центр этого пространства для туристов и ждали нас.

5


Как у всякого народа, и у химба есть миф о своем происхождении. И оно гласит, что первопредок народа Мукуру и его жена вместе с крупным рогатым скотом вышли из священного дерева Омумборомбонго. В других легендах Мукуру отождествляется с богом-творцом, создателем всего сущего, который наделил души умерших предков сверхъестественными способностями.

2

Все женщины были как одна — с интересными прическами на голове в виде косичек волос, густо обмазанных как будто красной глиной, со всякого рода ожерельями на шее и руках и — обнаженные по пояс. Как они делают такие прически (каждый день?!), как спят с ними (сидя?) — загадка…

Сделать такую прическу самой сложно и поэтому они помогают в этом друг другу. Заплетая косы, они покрывают их смесью из охры, жира и пепла. По прическе можно определить и семейное положение женщины. Такой же смесью все химбу покрывают и своё тело с целью защиты кожи от палящего солнца.

1


2


Они были разными по возрасту — от молодых девушек до женщин уже «в годах» …

2


Прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в традиционной культуре для женщин химба. У них нередки и жемчужные ожерелья. А на руках, как правило, они носят браслеты из меди, украшенные ракушками.

2


3


Все туристы, а вместе с нами прибыл еще автобус с немецкими туристами, разбрелись по деревне в поисках интересных фотокадров. Но, так как мы были первыми, нам удалось еще поснимать местную фактуру без туристов на заднем плане.

6

Если сверху женщина химбу раздета, то в нижней части у нее очень сложная конструкция юбок, в числе которых бывают и кожаные, сделанные из козлиных шкур. Эта часть одежды тоже украшается разного рода «драгоценностями». И порой их столько, что отсутствие одежды быстро перестаешь замечать: роскошные ожерелья из кожи, железа и латуни, подвески, пояс, браслеты, ножные украшения. И все это они делают своими собственными руками.

2


8


Заглянув внутрь дома, я ужаснулся от вида его «интерьера», в котором не было абсолютно никакой мебели. И — даже ящика, на который можно было бы складывать вещи или кухонную посуду. Все лежало или валялось на голой земле. На ней же были и тонкие циновки для сна и процесса продолжения рода…

Работают в краале в основном женщины. Взбивают в сосудах, сделанных из высушенной тыквы масло, обрабатывают шкуры, очищают их скребком от мездры. Ну, и конечно на их плечах и приготовление пищи, и воспитание многочисленных детей. Кроме того они и топливо заготавливают, и порядок поддерживают, и собирательством занимаются. Саванна, несмотря на кажущуюся ее бедность, тоже привносит свой вклад в питание химбу. Там хватает всяких съедобных корешков, плодов и ягод! Так что крааль — это настоящее царство женщин. Они здесь главные.

И при всем этом женщины химбу остаются вот такими красотками!

6


Сразу у выхода находился костровой очаг, на котором в котелке готовилась пища. Тут же крутились под ногами малые дети. Они, в отличие от своих матерей, были одеты в европейскую одежду — шорты и футболки. Также были одеты и их мужчины, которых мы практически и не видели.

Из предметов быта были еще большие 20-литровые пластиковые канистры, с которыми ходили за водой. И это была обязанность тоже женщин. Говорят, ношение груза вырабатывает стройность фигуры. Собственно, женщины химбу и выглядели такими. Сколько раз я предлагал и своей супруге так носить покупки из маркета — не хочет…

1

2

У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно.

Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра". Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день.

Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых.

Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом...

Тот же суперкрем служит основой для традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

Между прочим, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя.

Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся английские цифры - особенно когда приходит время поторговаться).

После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается.

Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: спид. В Намибии спидом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял.

Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься - живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100. Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда туристов не пускают.

Идеальная отправная точка для путешествия к поселениям химба – городок Опуво (Opuwo). Уже здесь, к слову, вы можете повстречать представительниц химба. Не удивляйтесь, если увидите одну из этих шикарных дам в супермаркете.

Непосредственно в деревню химба лучше ехать с местным гидом. Он сможет провести переговоры с вождем племени о посещении «крааля» (традиционного жилища химба) и он расскажет о быте и культуре химба.