Меню

Чего нужно избегать родителям при воспитании детей? Осипов алексей ильич лекции о воспитании детей

Маммология

Вопрос: «Порой дети очень жестоки и неблагодарны. Стоит ли ждать благодарности от детей?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Это я не впервые слышу: «Мы – хорошие, а дети – дурные. И что же нам делать с детьми?» Вот я – такой хороший, а мои дети… Но яблочко от яблоньки далеко не падает. Как же так воспитывали, что они стали неблагодарными?

Что у нас делается? До какого-то возраста, пока еще физически справляются с ребенком, его не воспитывают, а держат. А потом, когда уже не справляются: «Что нам с ним делать?» А куда же мы смотрели до этого? Что делали? Подчас, родители не воспитывают детей, а оскорбляют. Ведут себя, как тираны, в полном смысле слова! Реагируем на детей только тогда, когда они нас заденут. Мы часто живем со своими детьми, как с чужими, только под одной крышей. Нас интересует, что они читают? С кем они дружат? Что они смотрят по телевизору и в компьютере?

Воспитание – это труд, да – какой труд! Надо постоянно быть в курсе того, чем занимается ребенок. По-доброму, по-дружески, вместе с ним рассуждать: почему это – хорошо, а это – плохо. А не так, как зачастую ему отвечают: «Я тебе сказал!» Главный и очень важный вопрос для ребенка: почему? И если вы не ответили на это «почему» – вы загнали болезнь внутрь, которая впоследствии выйдет таким фонтаном, что не обрадуетесь.

К сожалению, мы не обращаем внимания на воспитание детей до переходного возраста, а потом начинаем пожинать плоды. Мне звонит одна женщина из Сибири и спрашивает: «Что нам делать? У нас прекрасный мальчик, мы его крестили еще в детстве. Каждую службу мы его причащали. Он все службы хорошо знал. А теперь ему не интересен храм». Я говорю: «Простите, он причащался или Вы его причащали? Он крестился или Вы его крестили? Вы его за деревяшку считаете? Что Вы сделали для того, чтобы он принял христианство? Насильно в храм водили?» Ребенок – это живое существо! Драгоценное и хрупкое существо, с которым нужно быть очень осторожным и внимательным. Надо у него вызывать веру, а не насильно заставлять!

Мне очень понравилось, как однажды ответил отец Иоанн (Крестьянкин) одному священнику, который написал: «Я запрещаю женщинам краситься!» А отец Иоанн ему ответил: «Ты неверно поступаешь, голубчик. Они должны сами прийти к тому, чтобы не краситься. А для этого ты должен показать – почему».

Вся наша беда в том, что мы, родители, считаем себя хорошими, только почему-то вдруг дети у нас получаются плохими. И мы в полном недоумении: «Как же это от меня, такого хорошего, и вдруг – такие плохие дети?» Мы в прелести находимся! Нам пора бы подумать о том, как воспитать самих себя! Я никого не смогу научить играть на скрипке, если я сам не умею на ней играть. Я никогда не смогу воспитать доброго человека, если во мне самом нет ничего доброго.

К сожалению, постоянно об этом сейчас спрашивают: «Что нам делать с детьми?» И я всё время восклицаю: «Когда же я услышу вопрос: “Что нам делать с самими собой, чтобы наши дети стали хорошими?”» Не слышу я этого вопроса! А постановка вопроса должна быть именно такой!

Беда в том, что мы – не христиане! Всё наше христианство состоит в том, что, может быть, крест на шее носим, но как только касается жизни, то получается, что, например, при детях мы осуждаем других людей. Только что принимали гостей, так всё хорошо было – лишь гости ушли, и мы тут же начинаем поносить их! И ребенок – в ужасе! Только что и папа, и мама так хорошо говорили с ними и – вдруг!

Что мы при детях делаем? Что мы при них говорим? Как мы осуждаем? Как мы клянем? И после этого мы хотим, чтобы дети были хорошими?

Когда и что мы должны сделать, чтобы самим стать христианами? Только тогда мы сможем и детей воспитывать в христианском русле.

Профессор Московской духовной академии А.И.Осипов в эфире телеканала «Союз» ответил на вопросы о воспитании детей

Это тема очень большая , и я, не имея опыта, едва ли могу сказать что-то особое. Есть один общий принцип , который всем известен: невозможно воспитать ребенка тому, кто сам невоспитан. Я иногда произношу даже такие не очень корректные слова: «Нельзя, будучи дьяволочком, воспитать ангелочка» . Если в семье нет даже элементарной дисциплины, и каждый живет по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими, если в ней постоянные ссоры, грубые крики, грязные слова, дикая музыка, всюду сплошной непорядок, все раскидано, разбросано; если детей совсем не приучают к тому, с чем им обязательно придется столкнуться в жизни, особенно в семейной; если вся забота родителей лишь о том, чтобы создать детям материальный комфорт, а к прочим сторонам жизни ребенка практически нет никакого внимания, то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно от него ожидать?

Известен психологический закон, что лучшим средством испортить, буквально развратить ребенка является вседозволенность, безнаказанность . Это, кстати, прекрасно знают враги человечества и потому насильно внедряют принципы пресловутой ювенальной юстиции, основной принцип которой - ребенок это божок, а родители - рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти.

Древняя мудрость гласит: «Привычка - вторая натура» . Поэтому в высшей степени важно с детства прививать ребенку добрые навыки : послушание и уважение к родителям, трудолюбие, умение бороться со своими желаниями, дурными мыслями, а не только не совершать дурных поступков. Очень важно приучать ребенка к честности и в делах, и в словах, и … в мыслях, ибо с мыслей всё начинается. Бесчестный много будет страдать в жизни, ибо, как говорил преподобный Варсануфий Великий, страсти тяжелее скорбей, а преп. Исаия Отшельник предупреждал: «Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение» .

Огромное и неоспоримое значение в воспитании имеет, конечно, привитие ребенку православных взглядов и навыков . Этому очень помогают жития святых, жизнь замечательных своим высоким нравственным уровнем людей, вообще хорошая литература, начиная с прекрасных народных сказок, церковная, народная и классическая музыка и проч. Ребенок обязательно должен знать Евангелие , христианские начала жизни.

Однако без разумной дисциплины в семье успеха в воспитании ребенка добиться невозможно. В частности, должен быть полный запрет на хулиганские словечки, на развращающие фильмы, картинки, книги, журналы, на дикую музыку и тому подобное. Очень важно наблюдать за компьютерными интересами и играми ребенка, ибо компьютерные игры, как выражаются психологи, «вскрывают» душу и могут и нравственно, и психически, и даже физически, и тем более религиозно, совершенно погубить ребенка. Серьезнейшее наблюдение необходимо за кругом его общения . Уже древние говорили: «Дурные сообщества развращают добрые нравы» . И, конечно же, всегда главнейшим в воспитании детей остается пример жизни и поведения родителей , характер их общения между собой, с другими людьми

– Чего нужно избегать родителям при воспитании детей?
– Это тема очень большая, и я, не имея опыта, едва ли могу сказать что-то особое. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребёнка тому, кто сам не воспитан. Поэтому иногда приходится произносить даже такие не совсем приличные слова: «Нельзя, будучи дьяволо́чком, воспитать ангелочка».
И действительно, если в семье каждый живёт по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими; если в ней постоянные ссоры, грубые крики, грязные слова, дикая музыка, всюду беспорядок, всё разбросано; если детей не приучают к труду (убрать комнату, помыть посуду, почистить обувь и т.д.); если вся забота родителей о детях заключается лишь в том, чтобы накормить, напоить, одеть, устроить в школу, институт, и при этом не обращается внимания на нравственную сторону их жизни, на то, чем они интересуются в интернете, что смотрят, читают, – то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно ожидать от детей?

Всегда и все знали, что одним из самых эффективных средств испортить, развратить ребёнка является вседозволенность и безнаказанность. Это прекрасно понимают и враги человечества, поэтому в настоящее время всеми средствами, в том числе законодательно, они внедряют принципы пресловутой ювенальной юстиции, основное положение которой таково: ребёнок – это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти. Так разлагают детей, разрушают устои семьи.

В огромной степени духовные и нравственные задатки ребёнка определяются духовным состоянием его родителей. Святитель Григорий Нисский предупреждал, что по закону природы от страстного рождается страстный, от грешника грешный. Священник Алексий Бургов даже так писал: «По наследству передаются не только черты лица и особенности физической организации, но и психические свойства и наклонности ближайших и отдалённых предков». «В основании часто повторяемого в Библии изречения, что Бог карает грехи отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5; 34, 7; Втор. 5, 9), лежит та мысль, что грех в жизни является не только индивидуальным, но и родовым, почему и проявляется не только в родоначальнике, но и в нисходящих членах рода. В жизни всего чаще встречаются примеры патологической наследственности: известна наследственная передача алкоголизма и других страстей, болезней и психического расстройства, даже страсти к преступлениям».

И конечно же, пример жизни родителей, характер общения между собой и поведения с другими людьми всегда оказываются главнейшими в воспитании детей. Ещё древнегреческий философ Демокрит говорил: «Привычки отцов превращаются в пороки детей».

Пороки отцов реально воздействуют на наследственные свойства потомков, расстраивая их тело и душу. Это проявляет себя различным образом. Воздействие наркоманов, алкоголиков на тело и психику их детей очевидны для всех. Столь же закономерным оказывается и воздействие преступных деяний и тёмных страстей родителей на духовно-нравственные свойства будущего ребёнка, которые проявляются в виде особенной тяги, воспалённого страстного влечения к какому-либо греху. Отсюда понятно, насколько внимательными должны быть родители к своей нравственной жизни, если хотят иметь счастливых детей.

Алексий Бургов , с вящ . Православно-догматическое учение о первородном грехе. Киев, 1904. С. 146.
Там же. С. 43.