Меню

Этническая толерантность в межнациональном общении. Межэтническая толерантность как социальная ценность Социальные и межнациональные отношения в аспекте толерантности

Маммология

В период активного формирования гражданского общества, тема толерантности становится актуальной, и приобретает особенный смысл, тем более в России, которая всегда являлась многонациональной, многоконфессиональной страной, с разнообразной культурой. Для современной России открытыми и острыми являются такие вопросы, как соблюдение прав человека; национальная терпимость и веротерпимость.

Толерантность, как многогранный феномен, исследуется в социологии, философии, психологии, политологии. В контексте политической философии, толерантность предстает как важный этический принцип доктрины либерализма, лежащего в основании современного гражданского общества. Кроме того, принцип толерантности является основной идеей такого политического института, как парламент; а также, с этико-правовой точки зрения, принцип толерантности формирует современную концепцию прав человека.

Рассмотрим, какие факторы влияют на уровень толерантности в современной России, на примере такого региона, как Тульская область.

Исторически, Тульская область является многонациональным регионом, однако преобладающее количество населения - русские. Согласно данным Тулаоблстата, из 1534147 человек, учитывавшихся при исследовании, на территории области в большинстве проживают русские (1462184 человек); украинцы (15027); армяне (9145); татары (7878); азербайджанцы (5629); цыгане (4043); белорусы (3645); немцы (2718). Весьма важно учитывать следующий факт: среди перечисленных национальных групп только русские открыто указали свою национальность (95 процентов из опрошенных); частично - украинцы, армяне и татары (по 1 проценту из опрошенных). Данные о большинстве населения, отказавшихся указать свою национальность, были установлены из административных источников.

Этому может быть два объяснения. Первое, то, что граждане других национальностей активно ассимилируются в русскую культуру, давно проживая на территории региона. Но, с другой стороны, это может быть и свидетельством низкой межнациональной толерантности, которая заставляет людей скрывать свое происхождение, называя себя русскими.

Межэтнические конфликты, в основании которых лежит отсутствие толерантности у конфликтующих сторон, могут быть спровоцированы таким фактором, как этносоциальная стратификация - закрепление престижных и социально значимых видов деятельности за определенными национальностями. На это напрямую указывается в принятой еще в 2001 году «Концепции безопасности» г. Тулы (прилож. к решению Тульской городской Думы от 23.05.2001 г. N 52/938, разд.3). Однако, приведенные выше данные о национальном составе региона показывают, что этнические группы достаточно малы и даже избегают собственной национальной идентификации. С другой стороны, потенциальные конфликты, с большей долей вероятности, могут вспыхнуть с представителями мусульманских общин: в Тульской области насчитывается около 100 000 мусульман, большую часть из которых представляют татары, являющиеся наиболее сплоченной этнической группой. Предотвращение возможных конфликтов заключается в поднятии культуры межнациональной толерантности, в чем могут сыграть значительную роль национально-культурные объединения. В Тульской области существуют следующие национально-культурные объединения:

1. Тульское региональное отделение Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России (ТРО ФНКА АЗЕРОСС)

2. Общественная организация Тульский областной еврейский благотворительный Центр «Милосердие»

3. Еврейская национально-культурная автономия Тульской области

4. Тульская областная немецкая национально-культурная Автономия

5. Тульская областная общественная организация «Армянский культурный центр «Крунк» («Журавль»)

6. Некоммерческое партнерство «Дагестанская диаспора»

7. Тульское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз грузин в России»

8. Тульская городская общественная организация «Вьетнамское землячество»

9. Тульская городская общественная организация «Грузинское землячество»

Нетерпимое отношение местного населения к гражданам иных национальностей зачастую зависит и от вовлеченности последних в криминальную деятельность. Мнения властей и населения в Тульской области, в этом смысле, совпадают: увеличение количества преступлений связывается с увеличением числа незаконных мигрантов на территории области. Губернатор

В.С. Груздев потребовал от руководства полиции обратить внимание на проблему преступности в мигрантской среде, а также поручил начальнику управления по развитию местного самоуправления аппарата администрации Тульской области Владимиру Лазуткину срочно предоставить контакты всех тульских диаспор и землячеств. Чтобы понять, насколько реальна эта опасность, обратимся к статистическим данным.

Так, в регионе, согласно статистическим данным января- сентября 2011 года, существенно увеличился поток мигрантов: по сравнению с тем же периодом 2010 года, прирост мигрантов составил 15, 7 процентов. В основном, это мигранты из стран бывшего СНГ (которых стало на 10,4 процента больше, чем в

2010 году).

Согласно данным по УВД Тульской области, на территории области за 2011 год увеличилось число преступлений, совершенных мигрантами: на 21 преступление, по сравнению с предыдущим годом. С другой стороны, по тем же данным, местное население стало относиться к мигрантам терпимее: против иностранцев было совершено за год 26 преступлений, что на 9 меньше, по сравнению с 2010 годом.

Несмотря на то, что проблема межнациональной толерантности в Тульской области стоит не так остро, как в некоторых других регионах, помимо профилактики возможных правонарушений, власти пытаются проводить политику воспитания толерантности. Так, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике разработал учебный курс «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде», который предназначен для обучения руководителей и сотрудников федеральных, региональных и муниципальных органов власти, реализующих государственную и муниципальную молодежную политику. Целью этого курса является создание информационносетевого проекта технологического комплекса толерантности, в котором будут использоваться как теоретические научные разработки, касающиеся проблемы толерантности, так и практические проекты по развитию толерантного сознания (правовое консультирование и судебная защита жертв дискриминации; волонтерские кампании на уровне регионов и муниципалитетов, направленные на «минимизацию различий» между основной частью общества и социальными меньшинствами; информационное позиционирование и консультирование (пропаганда толерантного поведения); внедрение в массовое сознания дополнительной информации о проблеме и механизмах её возможного решения, активное обсуждение в Интернете). Особое место в рамках социально-политических проектов толерантности занимают программы взаимной адаптации мигрантов и «коренного» населения на основании когнитивных («узнавание» друг друга) и эмоционально-поведенческих подходов.

На примере Тульской области, можно сделать вывод, что формирование культуры межнациональной толерантности в России напрямую от специфики каждого региона, при анализе которой следует обращать внимание на следующие факторы:

1. Национальный состав населения региона

2. Национальная идентификация населения

3. Наличие и степень сплоченности национальных общин

4. Уровень межнациональной напряженности

5. Уровень этносоциальной стратификации

6. Динамика миграционных потоков

7. Уровень преступности среди мигрантов

8. Наличие межнациональных конфликтов

Любой конфликт проще предотвратить, чем устранять уже существующий, поэтому оптимальной профилактикой межнациональных конфликтов является воспитание толерантности, знание, понимание и уважение иной культуры.

Таким образом, концепция межнациональной толерантности связана как с идей гражданского равенства, так и с и идеей сохранения национальной идентичности. В современной России воспитание и формирование толерантности должно быть построено с учетом политических, культурных, социальных и национальных особенностей. Принцип толерантности является важнейшим фактором, объединяющим и формирующим гражданское общество.

Толерантность в межнациональных отношениях.

Актуальность проблемы формирования культуры межнациональных отношений во многом определяется характером социальных преобразований, проводимых в нашей стране. Современный мир в своем развитии сталкивается с целым рядом сложных социальных, экономических, экологических и политических проблем, требующих разработки и осуществления эффективных международных средств и форм межнационального взаимодействия.

Проблема воспитания толерантности и взаимопонимания между народами остается нерешенной, о чем свидетельствуют события, происходящие почти ежедневно в разных уголках нашей планеты, где участниками становятся представители разных национальностей. Конфликты, чреватые разрушительными войнами, угрожают самому существова­нию человечества. Их глубинные причины – нетерпимость, ксенофобия, национализм, имеющие тысячелетние традиции. Только на основе принципов толерантности может выжить человечество в современном мультикультурном мире.

в своей статье «Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений» пишет о природе, социальных истоках и психологических механизмах антисемитизма и вообще этнических предубеждений. По его мнению, этноцентризм – естественное явление в человеческой среде, которое содержит в себе изначально чувство превосходства над другими народами. Тем не менее, в основе интолерантности лежит не просто природный национализм, а именно расовые стереотипы и предрассудки.

Проблеме межнациональных отношений и межнационального общения посвящено значительное количество философской, социологической и психолого-педагогической литературы. Это работы таких авторов, как , , , , и др. Идеи психологических концепций, раскрывающие природу предубежденности (интолерантности), отражены в работах Т. Адорно , Э. Аронсон , Г. Олпорт .

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» – терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению . Этот термин был введен философами в XVI – XVII вв.

В современной этнопсихологии этническая толерантность трактуется как личностное образование, которое входит в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур. Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования . Этническая толерантность личности обнаруживается и в определенном смысле формируется в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.

в своей статье «Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений» пишет о природе, социальных истоках и психологических механизмах антисемитизма и вообще этнических предубеждений. По его мнению, этноцентризм – естественное явление в человеческой среде, которое содержит в себе изначально чувство превосходства над другими народами. Тем не менее, в основе интолерантности лежит не просто природный национализм, а именно расовые стереотипы и предрассудки .

Нами было проведено исследование, задачами которого было выявить уровень общей и этнической толерантности и основные сложности во взаимодействии подростков разной национальности. В исследовании принимали участие ученики 5-го и 10-го классов Лицея №11. Всего было протестировано 25 учеников пятого класса и 26 – десятого.

Методическим обеспечением исследования послужили:

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (,);

Анкетирование.

В результате проведенного исследования нами был выявлен уровень общей толерантности, а также показатели уровня этнической толерантности, социальной толерантности и толерантности как черты личности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что среди школьников обеих возрастных групп преобладает средний уровень общей толерантности (76% и 81% соответственно).

Что касается этнической толерантности, дело обстоит несколько иначе. У школьников младшей возрастной группы преобладает средний уровень этнической толерантности (64% респондентов), а у старшей – низкий уровень (43%). Высокие показатели преобладают у 24% респондентов 5 класса и у 12% – низкие. Средий уровень этнической толерантности наблюдается у 38% десятиклассников, а низкий – у 19%. Таким образом, ученики 10 класса более склонны к интолерантному поведению с представителями других национальностей, а ученики 5 класса показывают средний уровень толерантности.

Показатели уровней социальной толерантности и толерантности как черты личности у учеников 5-го класса также оказались выше, чем у учеников 10-го класса. Среди учеников 5 класса преобладают высокие показатели по обоим направлениям (52% и 44% соответственно), в то время как у учеников 10 класса преобладают средние показатели по обоим направлениям (58% и 76% соответственно).

Из полученных результатов можно сделать вывод, что у учеников 5 класса показатели толерантности выше, чем у учеников 10 класса.

Следующим этапом нашего исследования было анкетирование школьников.

В данной анкете дети указали свой возраст, пол, национальность и ответили на ряд вопросов. Среди учеников 5 класса один указал свою национальность как еврей, одни – как азербайджанец, остальные – русские. Ученики 10 класса все указали национальность «русский».

52% опрошенных учеников 5 класса ответили, что хорошо относятся к сверстникам другой национальности, 40% высказали безразличие и 8% – негативное отношение. Среди учеников 10 класса 50% опрошенных высказали безразличие, 27% – хорошее отношение и 23% – негативное.

На вопрос, имеет ли опрошенный друзей другой национальности, 80% пятиклассников ответили «да», 12% – «нет» и 8% – «нет, но хотелось бы иметь». Среди учеников 10 класса 77% опрошенных ответили «да» и 23% – «нет».

Среди опрошенных учеников 76% как 5-го, так и 10-го классов выразили готовность оказать помощь сверстнику другой национальности, 8% пятиклассников и 16% десятиклассников ответили отказом, остальные не определились.

На вопрос о том, что вызывает сложности в общении со сверстниками иной национальности, 72% пятиклассников называет разницу в языках, 28% объяснили разницей в обычаях, культуре, 24% указали на агрессивное поведение со стороны мигрантов, 16% сказали, что им вообще не нравится, что чужие люди приехали в нашу страну, 2 человека ответили, что их сверстники-мигранты сами не хотят с ними общаться, и двое ответили, что проблем со взаимопониманием у них нет.

Среди учеников 10 класса картина несколько иная. 54% опрошенных объясняют сложности агрессивным поведением со стороны мигрантов, 42% указали на разницу в обычаях и культуре, 31% респондентов ответили, что им не нравится, как выглядят представители другой национальности, и столько же – высказали недовольство по поводу того, что чужие люди приехали в нашу страну, 23% опрошенных называют разницу в языках, 8% указали на то, что мигранты сами не хотят с ними общаться и у 15% проблем со взаимопониманием не возникает.

Полученные результаты опроса позволяют сделать вывод, что младшие школьники более дружелюбны к представителям другой национальности, чем старшеклассники. Главной причиной недопонимания ученики 5 класса указывают языковой барьер и различия в культуре, а ученики 10 класса – агрессивное поведение мигрантов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что склонность к толерантности или интолерантности закладывается ещё с детства. Основной причиной существующих предубеждений является усвоение стереотипов, существующих в современном обществе. При этом с увеличением возраста подростков уровень нетерпимости только растет.

Список использованных источников:

1 Бердяев России (Опыты по психологии войны и национальности). Сборник статей 1914–1917. М.: Эксмо, 20с.

2 Лосский, как органическое целое. М.: Директ-Медиа, 20с.

3 Шпет в этническую психологию. М.: П. Э.Т. – Алетейя, 19с.

4 , Сусоколов: учеб. М.: Аспект-Пресс, 19с.

5 Социология межэтнической толерантности / [и др.]; отв. ред. . М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. 222 с.

6 , Матвеева конфликты в постсоветском пространстве // Вестник РАН, 1995. том 65. №7. C. 579–594.

8 Общественное животное. Введение в социальную психологию. Изд. 7, пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 19с.

9 Становление личности: aвт. сборник. M.: Смысл 20с.

10 , Колесов (введение в проблему). Воронеж: МОДЭК, 20с.

11 Тихомандрицкая социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. М., 2007. № 4. С.31-41.

12 Кон предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир, 1966. № 9. C. 187–205.

Этология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolero – «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол применялся в тех случаях, когда было необходимо, «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для держания и переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть. Однако широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance – где народу с терпимостью он означает также «допускать» .

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантности имеет довольно широкий диапазон интерпретации и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятия другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит выдержке, самообладание, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия .

Отечественные ученые (Г. Солдатаова, М. Поташник, Э. Соколова) также называют одним из важных качеств толерантности единство или открытость к другим людям. Г. Солдатова считает, что сущность толерантности заключается в признании единства и многообразия человечества, готовности признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Э. Соколова и М. Поташник подчеркивают роль совместного решения проблем и взаимодействия, основанного на желании оказать взаимную помощь друг к другу .



Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, мало доступным для строгого научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию межэтнической толерантности. Поэтому целесообразно определить соответствующие критерии, показатели, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление. К числу такого рода критериев относится:

Реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-нибудь иной группе),

Взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным культурным и другим людям;

Отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношение и в отношениях между полами.

Представленные критерии соответствуют модели либерального гражданского общества, которую в современной истории рассматривают как наиболее полное воплощение толерантности. В этой модели общество главным субъектом становится беспристрастное государство, гарантирующее право каждого гражданина вырабатывать и выражать свои убеждения. Позитивное отношение толерантности достигается через уяснения противоположности – интолерантности (нетерпимости). Она основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это непросто отсутствия чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают привычные модели. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей .

Как бы не была сложна задача теоретического осмысления проблемы толерантности, ее практическая реализация требует еще больших усилий педагогов, психологов, социологов, этнологов и представителей других наук. Практика показывает, что в конфликтных ситуациях призывы к толерантности не дают желаемых результатов. Вместо бесплодных призывов необходимы меры, осуществление которых будет способствовать устранению высокомерного подхода в отношениях между народами и индивидами.

Толерантность – это фактор, стабилизирующий любое сообщество людей, направляющий отношения в обществе в мирное русло, связывающий индивидов с традициями. Нормами, культурой своего народа. Сегодня надо новое поколение к жизни в меняющихся условиях, необходима готовность к изменениям, что является сложной задачей. Решение данной задачи, по мнению Садохина А. П., следует начинать с подготовки кадров, ориентированных на воспитательную деятельность в духе толерантности. Учебные программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между различными группами. С этой целью следует ввести в программы курсов педагогики, психологии, культурологи и в другие науки, соответствующие темы по психологии толерантности.

Значение термина «этнос» неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. В качестве этнокультурных характеристик могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле. Миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор до стремления создать или восстановит свою национальную государственность. Ранее этнокультура проявлялась и в быте, стиле ведения домашнего хозяйства, в одежде, утвари, в семейных отношениях.

Большое разнообразие национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности одних народов и подлинное уважение к духовным ценностям других народов – это духовно-нравственный компонент национальных отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляются как общечеловеческие, так и социально-классовые установки каждой национальной культуры. При этом речь идет не только о развитии и укреплении национальной культуры в рамках определенных национально-территориальных образований. Логика общественного развития проявляется в необходимости создания и национально-культурных объединений в рамках определенных крупных образований – городов, республик.

Именно культура, язык, обычаи и традиции народа хранят в себе в большей мере, ем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно этой народности, этнической группе.

Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он есть, а избирательное отношение к этнодругому, к другому этносу и его представителям. Она предполагает:

· готовность к сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству но основе взаимоприемлемых ценностей;

· готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению;

· установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

Этническая толерантность, не безусловна, ее необходимо культировать. Хорошо известно, что для воспитания ненависти одного народа к другому большого ума не надо. Но это не идет на пользу какому-либо этносу. Этническая масса, проникнутая неприязнью, тем более ненавистью к другому народу, по-своему несчастна, она обездоливает себя в поликультурном человеческом сообществе.

Таким образом, понятие межэтническая толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Межэтническая толерантность предполагает принятие другого этноса таким, каким он есть, избирательное отношение к этнодругому и выражается в готовности к сотрудничеству, к культурному взаимообмену и взаимообогащению, в способности к взаимной эмпатии, в нейтрализации негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, в установке на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В современном мире тема толерантности стала одной из самых популярных для исследования общественных отношений и перспектив его развития. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение. В процессе общественного развития и становления политической мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала определенные изменения. Это является естественным явлением, так как менялось и само общество, а во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.

Культура мира, толерантность, которую в настоящее время необходимо привить подрастающему поколению, есть культура принятия другого, терпимости к нему, его образу мышления и поведения.

Воспитание и образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм передачи обычаев, традиций, ценностей - всего этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Именно такие задачи сегодня остро стоят перед системой воспитания и образования в молдавском обществе, которой необходимо оптимально решать задачи межнационального общения, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности.

Изучение опыта разных народов исключает навязывание тех или иных ценностей, межнациональную нетерпимость, способствует не только выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляется духовность этноса, его гуманистические ценности. Такие знания позволяют привести молодое поколение к пониманию взаимосвязи национальных духовных культур, умению мыслить аналитически, сопоставляя категории «частного» и «общего», взаимосвязи «национального» и «межнационального», что способствует принятию общегуманистической позиции.

Одним из основных направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения может стать увеличение роли обществоведческих дисциплин (философия, этика, логика, политология, социология и др.), которые способны системно продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, выраженных в реализации программ как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, которые предполагают тесные контакты, взаимодействие различных этнокультурных групп, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более острыми, напряженными.

Специалисты в данной области подчеркивают, что при работе с молодым поколением необходимо помнить, что это и будущие «учителя», которые должны будут передать полученные знания и сформированные установки последующим поколениям. История же демонстрирует, что наличие различных факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения нового поколения, обусловлено влиянием «учителей» с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Молодые люди, воспитанные в духе позитивной формы выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в компании, коллективе, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. В противном случае у нового поколения возникают барьеры в социально-психологической адаптации к полиэтничному обществу.

В этой связи интересно отметить, что большая часть различных этнофобий имеет корни в негативной оценке своей этнической группы. Именно отсутствие позитивной оценки своего этноса и переживания национального комплекса неполноценности приводят к тому, что срабатывает психологическая защита, и люди обрушиваются на другие народы, обвиняя их во всех смертных грехах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих комплекса мер, направленных на формирование здоровой межэтнической обстановки.

В целом, именно в молодежной среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика. Особая роль в этом процессе принадлежит системе образования. Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального молдавского общества. Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи мультикультурности, гарантируя тем самым стабильное развитие общества. Система образования призвана скорректировать разного рода негативные проявления, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.

В условиях многонационального общества одной из важных задач системы образования является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику социально - исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов, проживающих в различных регионах Республики Молдова.

Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе, что, конечно же, необходимо воспитывать с раннего возраста.

Развитие толерантности в образовании должно происходить путем диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой сторон, гуманизации процесса образования. Необходимо обогатить содержание учебных курсов и программ гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин поликультурной тематикой, а также совершенствовать методы преподавания всех видов дисциплин.

Воспитанию толерантности может способствовать внедрение в образование элементов поликультурности.

Важными шагами на пути воспитания толерантности можно считать:

Воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

Всестороннее изучение культуры своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

Формирование представлений о многообразии культур в Республике Молдова и мире;

Воспитание положительного образа, отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

Формирование умений и навыков эффективного общения с представителями различных культур.

Поликультурное образовательное пространство предполагает формирование системы ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства собственного достоинства, умения понимать другого и самого себя.

Каждому молодому человеку необходимо понимать, что национальная локализация, изучение только родного языка, собственных культурных традиций и религии неизбежно приведет к культурной и экономической отсталости страны, поскольку молодежь страны не сможет продолжить образование на тех высоких уровнях, которые задают мировые образовательные центры.

Особая роль системы образования обусловлена тем, что только здесь, во взаимном творческом взаимодействии, в диалоге культур рождается понимание общности человеческой природы, общности ценностей и жизненных установок.

В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого - создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. Таким образом, в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуальному подходу в социальном становлении. Адаптация человека в образовательную среду может быть реализована посредством различных видов деятельности:

Активизирующие процессы самопознания, саморазвития;

Процессы, направленные на выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем межкультурного взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации);

Процессы, направленные на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности информационного и практического характера.

В нашем сложном мире, чтобы оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данность и пытаться освоиться в «чужой» культуре, не теряя своей собственной.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания.

В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

толерантность культура общение межнациональный

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ советско-турецких культурных отношений в первой половине XX века. Российско-турецкое культурно-гуманитарное сотрудничество. История советско-турецких отношений в 20-30-е годы XX века, связи в области культуры и туризма. Перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Мультикультурализм как один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Культурное разнообразие как этническое разнообразие.

    реферат , добавлен 15.05.2009

    Анализ состояния экономических отношений между Россией и Францией. Российско-французское сотрудничество в области культуры. Описания контактов деятелей науки и искусства, политиков и деловых людей. Проблемы развития экономических отношений между странами.

    реферат , добавлен 10.08.2013

    Исторический аспект российско-канадских отношений и сотрудничества. Внешняя политика Канады после "холодной войны". Современное состояние и договорно-правовая база, проблемы и перспективы политического и экономического взаимодействия России и Канады.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Современное состояние внешнеполитических отношений Федеративной Республики Бразилия и Российской Федерации. Торгово-экономическое сотрудничество. Проблемы экологии в странах, защита природных богатств и обеспечение устойчивого экологического развития.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2016

    История развития и договорно-правовая база российско-китайских отношений. Сотрудничество во внешней торговле и в сфере инвестиций. Динамика внешнеторгового оборота, товарной структуры экспорта и импорта. Перспективы развития отношений России и Китая.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Типология международных отношений с точки зрения различных школ. Современные концепции развития человечества. Конфликт и сотрудничество в международной политике. Интеграция в международных связях. Важнейшие институты развития общественных отношений.

    презентация , добавлен 13.03.2016

    Сотрудничество в сфере демократии и экономического развития Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии в рамках ГУАМ: история учреждения организации, перспективы на Западе, проблемы построения сотрудничества и единства мнений, особенности стран-участниц.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Экономическое сотрудничество Российской Федерации и КНР на уровне международных организаций, исторический аспект отношений. Характеристика торгово-экономических отношений России и Китая. Приоритетные направления и перспективы развития взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2014

    ЕС - основная интеграционная группировка в современное время и этапы его развития. Политика и сценарии развития отношений Россия–ЕС. Внешнеэкономические связи ЕС и России - договорно-правовая база для торговых отношений и перспективы развития отношений.