Меню

Использование социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Сообщение "социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология" Тема: ««Социо-игровые задания и упражнения»»

Маммология

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель работы: обучение применению социо-игровой технологии через герменевтический подход в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
  2. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Программа семинара-практикума:

  1. Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе.
  2. “Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология”.
  3. Практикум: “Работа по картине В.Поленова “Московский дворик”.

Ход практикума

1.1. Игра для социо-игрового приобщения к делу “По алфавиту”.

(Предлагаю всем участникам семинара встать в круг. Каждый стоящий в кругу называет слово или словосочетание приветствие-напутствие всем присутствующим в зале. Каждое слово-фраза начинаются с последующей буквы алфавита.)

1.2. Окружающий нас мир стремительно изменяется, меняемся мы, становятся другими наши дети. Размываются ориентиры, рушатся незыблемые прежде категории, происходит естественная переоценка ценностей или “замещение одних правил игры ” другими. Это не хорошо, но и не плохо. Это данность, которую нужно принять или, по крайней мере, с которой нужно смириться. Перемены самым непосредственным образом касающиеся нас и наших воспитанников, настолько быстротечны, настолько непредсказуемы и неожиданны, что все мы порой не успеваем, не только приготовиться к ним, но даже уследить за ними.

При этом никто не снимает с воспитателя его главной обязанности – поднять и подготовить к самостоятельному “плаванию” своих воспитанников, максимально закалив их при этом как в плане здоровья, так и в устойчивости к будущим жизненным коллизиям.

Известно, что воспитание подрастающего поколения – а воспитание в эпоху перемен в особенности – во все времена считалось чрезвычайно сложной задачей.

Дети по своей природе очень впечатлительны, ведь так много узнают, готовясь к взрослой, школьной жизни. Стремясь выведать как можно больше об окружающем мире и о своем месте в нем, они впитывают в себя буквально все.

Они тянутся к умным, знающим и понимающим педагогам в надежде получить от них защиту, внимание и необходимые советы и знания, новое понимание смысла деятельности.

Эту задачу решает герменевтический подход в воспитательно-образовательной работе, как детского сада, так и школы.

1.3. “Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе”.

Герменевтика – наука об искусстве понимания. Брокгауз и Эфрон (“Новый энциклопедический словарь”, т.13) называют герменевтику наукой, отклоняющей “всякие директивы, от кого бы они ни исходили”. А.П. Ершова и В.И. Букатов рассматривают герменевтику как науку об искусстве понимания как литературных, так и всяких других текстов: живописных, музыкальных, математических, справочных и т.д.

С позиций герменевтики, воспитание – это обращение к психическому опыту субъекта, к его “жизненному миру”, который проявляется как переживание.

Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Важными атрибутами воспитательного процесса становятся детские стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты воспитателем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самого воспитателя собственного детского опыта, своих детских переживаний, “проживания” воспоминаний из детства.

Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя. Понимание в герменевтике рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры. Поэтому, для воспитания очень важно обращение к классическим образцам в литературе, музыке, изобразительном искусстве, где главные смыслы, уже истолкованы великими авторами, и надо только открыться им.

Герменевтический подход дает новое понимание известным методам и приемам работы с детьми, связан c широким использованием игр (театральных, народных, современных детских…), с организацией работы детей по “микрогруппам” (своего рода “микросоциумам”).

2.1. Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.

Следуя этим советам,

  • НОД организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и одновременно в каждой из них;
  • социо-игровую технологию системно используем как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

2.2. В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:

  • помочь детям научиться эффективно общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

2.3. Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

  • на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
  • на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
  • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.

2.4. Применение социо-игровой технологии способствует:

– реализации потребности детей в движении;
– сохранению их психологического здоровья;
– формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Таким образом, социо-игровая педагогика ратует за реабилитацию методической самостоятельности педагога. Любая социо-игровая технология, методика, прием – это всего лишь нижняя “планка”, всего лишь “почва” для его методических поисков и личностного процветания.

2.5. Социо-игровая практика базируется на трех китах.

Чего же следует опасаться тем, кто собирается работать в социо-игровом стиле?

1. Отсутствия движений – раз! Если дети на занятии были малоподвижны, то социо-игрового стиля на нем скорее всего не было (что бы там в своих рабочих планах или отчетах воспитатель ни записывал).

2. Отсутствия смены, разнообразия, вариативности – два! Если в деятельности не было хотя бы двух-трех смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то смело можно утверждать, что занятие было не вполне социо-игровым.

3. Отсутствия малых групп – три! Если про ходу деятельности дети не объединялись для работы в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с самим педагогом), то социо-игровая педагогика и “близко не лежала”.

Зато, если эти “три кита” – и движение, и вариативность, и работа в малых группках – в специально-организованной деятельности “были налицо”, то смело можно утверждать, что такое занятие детям не только пошло на пользу, но и очень им понравилось.

3. Практикум “Работа по картине В.Поленова “Московский дворик”.

А сейчас давайте попробуем на практике поискать смыслы деятельности новые понимания происходящего.

Для работы нам нужно разделиться на команды.

1. Игра “Команды”.

Условие игры: Каждый по порядку выполняет определенное словом движение топнул – хлопнул – покружился – поклонился – оглянулся – поздоровался

По завершении игры собраться в команды, согласно ключевому слову (6 команд воспитателей, 2 команды заместителей заведующих).

2. Сегодня мы с вами попробуем выстроить цепочку процедур, которая приведет нас к своему личному пониманию картины В. Поленова Московский дворик”.

Первый этап работы – блуждание по картине.

Методика: Блуждание начинайте с самого легкого, знакомого:

– Что легкое, твердое, мягкое, шершавое, тяжелое, холодное, горячее, гладкое;
– Что находится над, в, за, под, перед, позади?
– Что большое, что маленькое?
– Что тонкое, что толстое?
– Что длинное, что короткое?
– Что на земле, что в воздухе?
– Сколько и чего?
– Чего по 2, 3...?
– Найдите предметы из стекла, железа, шерсти, дерева и т.д.
– Назовите растения, живое и неживое?
– Назовите слова, в которых есть буква а, б....или которые начинаются, или оканчиваются на какую-либо букву.

Задание для команд:

– Сколько живых объектов на картине?
– Назовите предметы, имеющие форму геометрических фигур, встречающихся на картине?
– Что общего на картине В.Поленова и в помещении?
– Назовите деревянные предметы, изображенные на картине?
– Назовите все оттенки зеленого цвета?
– Сколько тропинок справа – налево и сверху – вниз?
– Какие породы деревьев и кустарников изображены на картине?
– Какое время года изображено на картине, и который час? Обоснуйте.
– Назовите предметы, изображенные автором, которые начинаются с буквы “з”

На этом I этап заканчивается. Мы поблуждали по картине. Она стала ближе, понятнее, роднее.

Второй этап работы – поиск странностей.

Любое искусство без странностей не обходится. И еще Пушкин в одном из черновиков записал, что странности бывают двух родов: первые происходят от недостатка разумения, а вторые – от избытка разумения и недостатка слов для его выражения.

Яркий пример – речь Е.Е. Шулешко. При избытке мыслей и недостатке слов он то и дело переходил на некий птичий язык, весьма понятный (и даже с полуслова), но только неравнодушным собеседникам.

Хочу еще раз напомнить, что с нахождения странностей начинается освоение ребенком зоны своего ближайшего развития. Давайте и мы направим усилия в это русло.

Задание для команд:

– Найти на картине странность, нелепость, то есть то, что вызывает удивление.

– Кто нашел больше 20 странностей.
– Кто меньше 20, но больше 10?
– Кто больше 5?
– Назовите
– Какие из названных странностей встречаются у других и т. п.

Замечание:

Когда странностей становится очень много, (и для каждого они свои) возникают новые смыслы, новые варианты. Принципиально важно, чтобы дети не только находили всевозможные странности (ВАРИАТИВНОСТЬ СМЫСЛОВ), но и предавали их огласке, обсуждали их друг с другом (ПОЯВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА).

Третий этап работы – вариативность смыслов.

(Обсуждение нелепиц и странностей.)

Часто мы вкладываем один смысл в произносимое слово, а нас понимают по-другому, по-своему. Недаром Тютчев справедливо подметил:

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.

Вот педагог и должен работать на этом со-чувствии, и закручивать обучающую ситуацию так, чтобы в этой социо-игровой ситуации у всех присутствующих возникало подлинное со-чувствие – и детей друг к другу, и у воспитателя к своим воспитанникам.

Четвертый этап работы выражение замысла.

Для выражения замысла составим рассказ с использованием различных литературных жанров.Выберите посыльного, который возьмет карточку с заданием.

Задание для команд:

На карточках предложены следующие литературные жанры: ХОККУ, ТРИЛЛЕР, ТРАГЕДИЯ. СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗАНИЕ, РАССКАЗ, ПРИТЧА, ОЧЕРК, КОМЕДИЯ, ДИФИРАМБ, ДЕТЕКТИВ, ЮМОРЕСКА, БАСНЯ

Чтобы уточнить правильность выражения замысла представим его на суд зрителей (на подготовку 5 минут).

На карточках с заданием написаны цифры – это порядок выступления. Начнем с наибольшего числа.

Выступление команд: Начинаем презентацию картины В.Поленова “Московский дворик” В роли экскурсовода команда…

Итак, в ходе работы с картиной мы постарались приблизиться к пониманию и своего замысла и ступени своей договоренности с другими и своего понимания ситуации и своего понимания себя.

Работа над пониманием как процессом и результатом смыслодеятельности способствует активизации познавательной активности ребенка, актуализации его творческого потенциала, учит постигать мир средствами искусства и, самое главное, сохраняет человеческое в человеке. Понимание как средство освоения действительности является важнейшим регулятивом человеческой деятельности. Понять что-то - значит осмыслить, выявить, реконструировать смысл. Нет смысла вне понимания. Субъективный смысл и объективное значение - из этих совокупных элементов содержания сознания складывается личностный смысл, выступающий в виде мотивации деятельности и отношения к окружающей действительности. Со смыслом связаны ценности личности, определяющие поведение человека. Для того чтобы сформировать свое ценностно– смысловое пространство, воспитанник должен получить опыт преобразования общечеловеческих ценностей в личностные. В этом и состоит актуализация своего “Я”, начало становления личности.

Рефлексия:

А сейчас попрошу Ваши команды посоветоваться и ответить на предложенные вопросы:

– Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
– Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
– Возник ли у Вас интерес к использованию в практике “Бабочки социо-игрового стиля обучения”

Большое спасибо за Ваше понимание.

И в заключение работы хочу сказать следующее:

Организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии.

– Зачем я предлагала детям это задание?
– Зачем дети его выполняли?

Честные ответы на подобные вопросы помогут квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления, желания, наполнят жизнь новыми смыслами деятельности

Елисеева Ольга. Методист: Иванова Ульяна Михайловна.
Социо-игровая технология в детском саду

1. Введение.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Подготовка к школе еще в недалеком прошлом рассматривалась как более раннее изучение программы первого класса и сводилась к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Хотя многочисленные исследования психологов и педагогов всегда говорили о том, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

ФГОС ДО расставил все точки над «i» , узаконив принципы дошкольного образования в Российской Федерации.

Теперь «обучать» дошкольника - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе по ФГОС ДО стало формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

В соответствии с данными требованиями в МАДОУ ДСОВ № 40 разработана Программа развития, целью которой является создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для успешного достижения целевых ориентиров дошкольного образования при целенаправленном использовании современных развивающих технологий .

Таким образом, обозначилась проблема – несовершенство организации детской деятельности посредством социо-игровой технологии в соответствии с современными требованиями.

1.1. Применение социо – игровой технологии на занятиях с воспитанниками дошкольного возраста

Необходимость использования игр в усвоении программного материала настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Все понимают, что игра идет на пользу общему развитию ребенка : стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

Однако включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия. С такими трудностями встретилась и я. И, прежде всего – боязнь превратить обучение в развлечение, когда дети и взрослые могут «заиграться» .

Занятия старалась вести интересно, используя разные педагогические новинки, использовала и игру. Но желаемых результатов в полной мере не добивалась. И тогда разобраться с трудностями и повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо - игровая технология .

Главная задача применения «социо - игровых » технологий : усвоение детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении их собственной личности : формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия; обеспечение душевного благополучия; коррекция импульсивного поведения.

Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они прежде всего воспитывают ребенка, а потом развивают) . Правильный смысл социо - игровой педагогики – группо - игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна : взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения.

Различия традиционной и социо - игровой педагогики, зародили в моём сознании, развили и утвердили идеи перехода от педагогики требований к педагогике отношений, восприятию детей, не как «объекта» , а как «субъекта» развития и воспитания.

Основа социо-игровой технологии заложена в словах : «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов) .

Смысл основного вектора социо-игровой технологии в том , чтобы воспитателям научиться слушать детей. И в этом им могут помочь три социо-игровых постулата (принципа) педагогического мастерства (по Е. Е. Шулешко) .

1. «Не учить!»

Если большинство из привычных технологий ориентированы на то , как лучше воспитателю объяснять, рассказывать, учить, то в социо-игровой технологии воспитателям надо , прежде всего, учиться не столько объяснять, сколько… молчать! Потому что их задача в том, чтобы не учить, но создавать ситуации, когда дети начинают учиться, то есть учить себя сами.

2. «133 зайца!»

В народе как говорят : «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» . А вот, если по социо-игровому , то дело обстоит иначе : «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь, из которых пять будут науке неизвестны». Другими словами – нечаянная радость.

3. «Не бояться быть идиотом!»

Когда воспитатель, не кривя душой, признаётся детям, что про то или иное он и в самом деле не знает – это так окрыляет детей! Но для этого воспитателю надо уметь во время образовательной деятельности заходить в область неведомого.

Социо-игровая технология предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному и физическому развитию дошкольников. В общем, все то, что мы хотели бы видеть в детях на период их перехода в школу.

2.2. Методы и игры для активизации мыслительной деятельности :

В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности :

I. Методы, повышающие познавательную активность :

Элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

Сравнение по сходству или контрасту : группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию :

Сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

Придумывание сказок;

Игры – драматизации;

Юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

Создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений :

Повторение;

Наблюдение;

Экспериментирование;

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Последовательность введения игр :

Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень» , «Встань по пальцам» , «Стою, на кого-то смотрю» , «Замри» , «Волшебная палочка» , «Летает - не летает» и др.

Игры социо - игрового характера – «Комплимент» , «Составь слово» , «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво» , «Сценки-истории» , «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет» , «Ловишки» , «Колечко – колечко» , «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем» , «День и ночь» и др.

Таким образом, на основании всего выше сказанного следует, что муниципальный эксперимент по изучению использования социо-игровой технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации будет способствовать решению основных задач Концепции непрерывного образования и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Обобщение, выводы.

В заключении кратко остановлюсь на проблемах, или как сейчас говорят «человеческом факторе» . Мне было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Иногда на занятии неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу» . Раньше был один ответ ребенку : «Твой вопрос мы решим после занятия» , а теперь я пытаюсь услышать каждого.

С помощью социо - игровой педагогики я поборола свой страх ошибки, лидерства, стремление демонстрировать свое умение, быть во всем правильной и правдивой. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними.

Изменились не только дети, изменились и мы - воспитатели. Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом. Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.

Сфера применения: урочное обучение в начальной, средней и старшей общеобразовательной школе ;коллективные формы дополнительного образования , групповые формы дошкольного обучения и воспитания , интерактивные технологии аудиторного обучения в ВУЗе . Встречается разное терминологическое написание (помимо написания чарез дефис допустимо и слитное написание -социоигровые приёмы - и через косую - соци/игровые технологии). Разнообразие социо-игровых технологий в своей основе опирается:

· на игровые методики театральной педагогики русского психологического театра (которые с конца XIX векаразрабатывались К.С.Станиславским и с 30-х годов ХХ века активно пропагандировались в Америке одним изего лучших учеников - М.Чеховым);

· на психологические идеи герменевтики (разработанные в XIX-XX веке учениками и последователямиА.А.Потебни , а в последней трети XX века Е.Е.Шулешкой )

С 70 годов социо-игровые технологии активно разрабытываются А. П. Ершовой и В. М. Букатовым (1980;1998; 2000; 2008). Основные организационно-методические параметры (ориентиры):

· Двигательная активность самих обучающихся;

· Разнообразие (обязательная смена) во время урока: осуществляемых ролей (и учениками и учителем),темпо/ритма деятельности, рабочих мизансцен;

· Работа "малыми группами".

Комплексная ориентация на эти три параметра позволяет обеспечить у обучаемых ситуационную реализацию

· их мотивационной свободы (добровольности);

· их информационной инициативности (коммуникативности);

· их деловой компетентности (самостоятельности).

Сопряжение этих качеств в ходе учебно-познавательной деятельности ведёт к тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности. В социо-игровой педагогике большое внимание уделяетсяособенностям поведения учителя и развитию его педагогического мастерства : см. "Режиссура урока" (А.Ершова, В.Букатов; 4 изд: М.2010). И ситуационному конструированию игровых приёмов:"Драмогерменевтика" (В.Букатов, 1994; см. www.openlesson.ru)



Разбор почты руководителя

Метод Разбор почты руководителя (документации, корреспонденции) имеет явно выраженную управленческую направленность. Реализация метода предусматривает моделирование деятельности организации, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителюорганизации для разбора. Это могут быть письма от сторонних организаций, служебные записки отруководителей смежных организаций и подчиненных, исходящие письма, подготовленные на подпись иотправку, докладные, а также документы частного характера и «случайные», не относящиеся к компетенции данного руководителя. Метод используется в виде дидактической игры. Участники должны изучить документы, принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, они должны составитьо пределенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть игры проводится в виде дискуссии сразбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

Одним из вариантов метода является так называемая мусорная корзина . При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов.

·didakticheskie_igry.docx

·http://pedagogicheskaya.academic.ru/1048/%D0%94%D0%98%D0%94%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95_%D0%98%D0%93%D0%A0%D0%AB

·Применение дидактических игр в процессе освоения профессиональных компетенций студентами педагогического вузаhttp://naukovedenie.ru/PDF/103PVN215.pdf

ТЕМА 14: Деловые игры

Деловая игра

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических целей.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:

·уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;

·наличие тактического и (или) стратегического мышления;

·скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);

·способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;

·способность прогнозировать развитие процессов;

·способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;

·стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.

Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто - генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения. Например, участники игры, уделяющие большое внимание мелким деталям, подробностям решения задач, как правило, являются прекрасными техническими работниками, хорошими исполнителями.

Профессиональная организация деловых игр - весьма дорогостоящее мероприятие, поэтому используют их, в основном, при отборе руководящих кадров.

Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.

Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.

После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель - активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии - с другой.

Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача - дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:

1. Дать краткий анализ поставленной проблемы.
2. Обосновать выработанные предложения.
3. Доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.

На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет.

·http://psyfactor.org/personal5.htm

татьяна жултаева
Использование социо-игровой технологии в работе с дошкольниками

В условиях обновления содержания образования педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий .

Одной из таких технологий является социо-игровая .

Сам термин «социо-игровой стиль » появился в 1988 году. Разработчиками социо -игровой педагогики являются Шулешко Е. Е., Букатов В. М., Ершова А. П.

Шулешко Евгений Евгеньевич - президент Международной Федерации Свободного Образования, известный московский психолог и педагог.

Букатов Вячеслав Михайлович - доктор педагогических наук, один из главных разработчиков социоигрового стиля обучения .

Ершова Александра Петровна - педагог и режиссер, дочь выдающегося русского режиссера и теоретика театра Петра Ершова.

Основа социо -игровой педагогики заложена в словах : «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко) .

«Золотые правила» социо – игровой технологии

(по В. М. Букатову)

1 правило : Используется работа малых групп или , как их еще называют, «группы ровесников» . Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем возрасте - по 5-6 детей.

По цвету одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

Кто на каком этаже живет;

Четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;

Найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по тому «одинаковому» объединится в тройки и т. д.

2 правило : «Смена лидерства» . Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило : Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы : в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило : Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.

5 правило : Интеграция всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме : можно использовать различные игры , развивающие внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом : «Слухачи» , «Эстафета» , «За себя не отвечаю» , «Волшебная палочка» , «Города с небывальщиной» и т. д.

6 правило : Ориентация на принцип полифонии : «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток» . Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослыми.

Законы общения

o Не унижать, не оскорблять ребёнка, не выказывать недовольства.

o Быть взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными.

o Относиться к неудаче как к очередному опыту в познании.

o Поддерживать, верить, помогать ребенку в решении его проблем.

o Дети фантазёры : не оставлять без внимания их проблемы.

Общение детей в рамках данной технологии проходит три этапа :

o на первом этапе дети учатся правилам общения, культуре общения;

o на втором этапе ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

o на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение педагог обучает дошкольников .

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников .

Пять советов педагогам дошкольных организаций

Первый совет : Быть готовым к собственным промахам :

o Какое бы предложение сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить - ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу, поэтому ему нужно быть готовым к своим возможным промахам, так как не всегда предстоящая деятельность может быть успешной.

o Все препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе , воспитателю следует рассматривать как содержание образовательной деятельности, видя в ней сущность своих задач, а в их преодолении - сущность развития и всей группы, и самого ребёнка.

o Второй совет : Не разжевывать смысл задания

o Часто дети говорят, что не начинают выполнять заданное, потому что ничего «не поняли» . Но это совсем не означает необходимости «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребёнку.

o В социо -игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать : «не понял» - это, наверное, просто поосторожничал, «поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.

o Иногда воспитательница должна и пояснять (повторять) задание, если она почувствовала, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу, точнее по ее собственной вине, а не из-за невнимания или пассивности обучаемых детей.

o Третий совет : Обращать внимание на интересные неожиданности

o Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный воспитательницей.

o Важнее включить в работу активность , даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку : сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится. Иначе, союз детей и воспитателя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребёнка. В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию - «когда же тётя меня похвалит» .

o Четвертый совет : Видеть в детских отказах ценные подсказки

o Самая «страшная» неприятность - отказ некоторых детей от участия в предложенной игре (задании, упражнении) - снимается предварительной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, которые позволят отказывающимся найти в себе уверенность для участия в общей работе .

o Столкновение с детским отказом перестает быть «страшным» , если воспринимать его как своевременную подсказку, подаренную ребёнком.

o Пятый совет : Умейте порадоваться шуму

o Часто у воспитателей возникает недовольство лишним, казалось бы, посторонним шумом, естественным при повышении активности обучаемых

o детей. Необходимо быть внимательным к происходящему (то есть, замечая и видя конкретных детей, давать себе отчет : «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так!

o Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых «репетиций» . И поэтому нужно радоваться тому, что задание вызывает у детей желание работать .

Классификация игр социо -игровой направленности,

предложенная Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и ВМ. Букатовым

1. Игры для рабочего настроя . Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры-разминки (разрядки) . Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться.

3. Игры социо -игрового приобщения к делу.

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

4. Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия .

5. Игры вольные (на воле) . Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения. Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника, и тогда дела становятся игрой.

Плюсы социо-игрового стиля

o Педагог является равноправным партнером;

o Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

o Дети самостоятельны и инициативны;

o Дети сами устанавливают правила игры;

o Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

o Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих) ;

o Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

o Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

o Социо -игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Мастер-класс.

Тема: ««Социо-игровые задания и упражнения»».

Воспитатель МБДОУ д/с №21

Мякишова О.Д.

Цель: Познакомить воспитателей с социо-игровой технологией.

Задачи:

Форма проведения мастер-класса:

С педагогами;

Сообщение с элементами презентации + практическая работа.

Структура мастер-класса:

  1. Вступительная часть.
  • Объявление темы и цели мастер-класса.
  • Обоснование выбора социо-игровой технологии.
  1. Теоретически-демонстрационная часть.
  • Три кита социо-игрового стиля обучения;
  • Что формирует социо-игровой подход у детей;
  • Положительные стороны социо-игрового стиля;
  • Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры;
  • Классификация социо-игровых заданий-упражнений.
  1. Практическая часть.
  • Игры со слушателями, демонстрация приемов организации и проведения игровых заданий-упражнений.
  1. Рефлексия учеников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса.

2 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги. Цель нашего мастер-класса: познакомиться с социо-игровой технологией. Так как тема нашего педфестиваля посвящена взаимодействию педагога с дошкольниками, хочу вам предложить познакомиться с социо-игровыми играми, заданиями и упражнениями, которые построены на взаимодействии взрослых и детей, а также сверстников между собой и развивают многие качества личности ребенка указанных в целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования.

Задачи мастер-класса:

  • Вызвать у участников интерес к социо-игровой технологии.
  • Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.
  • Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.

Социо-игровой стиль – это организация образовательной деятельности как игры между микрогруппами детей и одновременно в каждой из них (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»).

Микрогруппа позволяет ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках общей работы), искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении своих возникших проблем.

4 слайд

Три кита социо-игрового стиля обучения:

Двигательная активность воспитанников;

Смена мизансцен, ролей, темпо-ритма в образовательных ситуациях;

Работа детей малыми группами.

5 слайд

Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения

следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.

6 слайд

Положительные стороны социо-игрового стиля.

  • Налаживаются активные отношения: «ребенок - сверстники»;
  • Педагог является равноправным партнером;
  • Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
  • Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
  • Дети самостоятельны и инициативны;
  • Дети сами устанавливают правила игры;
  • Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
  • Дети договариваются, общаются (выполняют роль, и говорящих, и слушающих, и делающих);
  • Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
  • Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
  • Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

7 слайд

Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры:

  1. Быть готовым к собственным промахам. Препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.
  2. Не разжевывать смысл задания. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности должна расти от раза к разу. Дети должны почувствовать: «не понял» - значит, поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как, кто-то из них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, - число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
  3. Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется неверно, из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант.
  4. Не бояться детских отказов. Самая «страшная» трудность – отказ некоторых детей от участия в предложенной игре. Педагог может преодолеть этот отказ специальным подбором подготовительных упражнений, чтобы ребенок нашел в себе уверенность для участия в общей работе.
  5. Уметь порадоваться шуму. При шумной активности детей, направленной на выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать и самому включаться в работу детей, помогая каждой группе ненавязчивыми советами.

8 слайд

Класификация социо-игровых заданий-упражнений

  • Игры-задания для «рабочего настроя» имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела;
  • Игры для «социо-игрового приобщения к делу» – каждое из этих игр может быть дополнено и нагружено образовательным материалом, который в играх усваивается с особым успехом;
  • Игровые «разминки-зарядки» – общим для этой группы упражнений является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного несерьезного выигрыша. В этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха;
  • Упражнения для «творческого самоутверждения» имеют свою специфику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;
  • «Вольные» игры-упражнения – подвижные игры, проводимые «на воле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения.

Итак, обратимся к практике социо-игрового подхода.

Для этого я приглашаю 12 участников.

  1. Игр – заданий для «рабочего настроя».

Предлагаю выбрать часть разрезных картинок и принять участие в составлении «своей» картинки. У нас образовалось 3 команды.

Придумайте название своей команде.

  1. Игра «Волшебная палочка» - может иметь много вариантов.

«Волшебная палочка» будет ходить от одной команды к другой. Передающая команда, посовещавшись, должна назвать сказку, а принимающая команда – героя этой сказки.

Комментарии :

Упражнение фиксирует момент диалога: услышал – ответил, развитие речи, развитие внимания, умение сообща решать задачи, и тренировка увлеченности.

  1. Следующая игра для «рабочего настроя» называется «Встать по пальцам».

Приглашаю команды присесть на стульчики.

Первая команда играет, а вторая команда «судьи» наблюдают за точностью выполнения команды: «Замри!».

Исходное положение: все сидят; ведущий, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Затем поворачивается к играющим. В комнате должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. Причем, между собой общаться никаким образом нельзя.

Комментарии:

В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого встать или сразу сесть. Мобилизует всех играющих.

(Должен быть азарт ведущего!)

  1. Игры для «социо-игрового приобщения к делу.

Пожалуйста, подойдите к столам, и выбрав геометрическую фигуру, найдите свою команду. Присаживайтесь на стулья. Одна команда играет, другая выступает в роли судей, затем меняются.

  1. Игра «Стулья».

Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!» - одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг лицом к двери) и одновременно поставив стулья садится. Нельзя разговаривать во время выполнения задания, нельзя командовать, все работают одновременно. За этим следят «судьи».

Круг по центру. Приготовились! Пожалуйста!

Буква «П» лицом к зеркалам. Приготовились! Пожалуйста!

Полукруг спиной к двери. Приготовились! Пожалуйста!