Меню

Лев толстоймысли мудрых людей на каждый день. Л.н.толстой — мысли на каждый день Умные мысли недели

Онкология 

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Толстой Лев Николаевич
Мысли мудрых людей на каждый день

«Во время тяжкой болезни Л. Н. Толстого в январе 1903 года, когда жизнь его висела на волоске и он не мог отдаваться привычной работе, он все же находил силы прочитывать Евангелие и по привычке, ежедневно отрывая находившийся в его спальне календарь, прочитывал собранные там изречения различных великих людей. Но календарь прошлого года подошел к концу, и Льву Николаевичу, за неимением другого под руками, захотелось самому составить себе выдержки из разных мыслителей на каждый день. Ежедневно, находясь в постели, насколько позволяли ему силы, он делал эти извлечения, и результатом этого труда явилась предлагаемая читателям книга.



Сюда вошли избранные мысли следующих писателей и мудрецов: Эпиктета, Диогена, Марка Аврелия, Сократа, Конфуция, Будды, Лао-Тсе, Аристотеля, Платона, св. Августина и более современных: Паскаля, Руссо, Спинозы, Лютера, Вовенарга, Канта, Шиллера, Бентама, Шопенгауэра, Вольтера, Клингера, Теккерея, Достоевского, Вильмена, Рёскина и др .».

«Посредник», 1903


1 января

Однажды зимой Франциск шел с братом Львом из Перузы к Порционкюлю; было так холодно, что они дрожали от стужи, Франциск позвал брата Льва, который шел впереди, и сказал ему: «О, брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земли пример святой жизни; – запиши однако, что не в этом радость совершенная».

«И запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать четырехдневно умерших, – запиши, что и в этом не будет радости совершенной».

И, пройдя еще далее, Франциск сказал Льву: «Запиши еще, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести и души, – запиши, что и в этом нет радости совершенной».

Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: «И еще запиши, брат Лев, овечка Божия, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд, и если бы нам открылись все клады земли, и мы познали бы все тайны жизней птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней и вод, – запиши, что и это не было бы радостью совершенною».

И, пройдя еще немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему: «Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, – запиши, что и в этом не было бы радости совершенной».

Тогда брат Лев сказал Франциску: «В чем же, брат Франциск, радость совершенная?»

И Франциск отвечал: «А вот в чем. В том, что если, когда мы придем в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные и попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: «Что вы, бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ, крадете милостыню бедных людей, убирайтесь отсюда!» – и не отворит нам. И если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, что Сам Бог внушил ему так поступить с нами, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в воде до утра без ропота на привратника, тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная».

2 января

Люди затрудняются, беспокоятся и волнуются только тогда, когда они заняты внешними делами, от них не зависящими. В этих случаях они тревожно спрашивают себя: «Что я стану делать? Что-то будет? Что из этого выйдет? Как бы не случилось того или другого?» Так бывает с теми, которые постоянно заботятся о том, что им не принадлежит.

Наоборот, человек, занятый тем, что от него самого зависит, и полагающий свою жизнь в работе самосовершенствования, не станет так тревожить себя. Если бы он и стал беспокоиться о том, удастся ли ему удержаться истины и избегать лжи, то я сказал бы: успокойся, – то, что тревожит тебя, находится в твоих собственных руках; гляди только за своими мыслями и поступками и старайся всячески исправлять себя. Так и не говори: «Что-то будет?» Все, что ни случится, то обратишь себе в поучение и пользу.

– А если я умру в борьбе с несчастиями?

– Ну что же? В таком случае ты умрешь смертью человека честного, совершая то, что ты должен совершать. Нужно же тебе все равно умереть, и смерть должна же застать тебя за каким-нибудь делом. Я был бы доволен, если бы смерть застала меня за делом, достойным человека, за делом добрым и полезным всем людям; или чтобы она застала меня в то время, когда я стараюсь исправлять себя. Тогда я мог бы поднять руки к Богу и сказать Ему: «Господи! Ты знаешь Сам, насколько я воспользовался тем, что Ты дал мне для понимания Твоих законов. Упрекал ли я Тебя? Возмущался ли против того, что со мной случилось? Уклонялся ли от исполнения своего долга? Благодарю Тебя за то, что я родился, за все дары Твои. Я пользовался ими довольно: возьми их назад и распорядись ими, как Тебе угодно, – ведь они Твои!»

Может ли быть лучшая смерть? Чтобы дожить до такой смерти, тебе не нужно многого лишиться, хотя, правда, этим самым ты многое приобретешь. Если же ты захочешь удержать то, что не твое, то ты непременно потеряешь и то, что твое.

Кто хочет иметь успех в мирских делах, тот не спит по целым ночам напролет, постоянно хлопочет и суетится, подделывается к сильным людям и вообще поступает как подлый человек. И в конце концов чего он всем этим добился? Он добился того, что его окружают некоторыми почестями, что его боятся и что он, сделавшись начальником, распоряжается какими-нибудь поступками. Неужели же ты не захочешь сколько-нибудь потрудиться для того, чтобы освободить себя от всех таких забот и спать спокойно, ничего не боясь и ничем не мучаясь? Знай же, что такое спокойствие души не достается даром.

(Эпиктет)

3 января

Прекращается ли наша жизнь с плотскою смертью, это – вопрос самой великой важности, и редкий человек не думает об этом. Смотря по тому, верим ли мы или нет в вечную жизнь, и поступки наши будут разумны или бессмысленны. Всякий разумный поступок непременно основывается на уверенности в бессмертии истинной жизни.


Поэтому первая наша забота должна быть о том, чтобы разобрать и понять, что именно в жизни бессмертно. Некоторые люди всеми силами трудятся над тем, чтобы уяснить себя это. Они признают, что от этого должна зависеть вся их жизнь.


Другие люди, хотя и сомневаются в бессмертии, но искренно мучатся своим сомнением и считают его за величайшее свое несчастие. Они ничего не жалеют, чтобы только узнать истину, неустанно ищут ее и считают это самым главным делом своей жизни.


Но есть и такие люди, которые вовсе не думают об этом. Их небрежность там, где дело идет о них самих, удивляет, возмущает и пугает меня.

(Влас Паскаль)

4 января

Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

(Mm. VII, 1–5)


Легко замечать заблуждения других, но трудно заметить свои; любят разбираться в ошибках близких, но скрывают свои, как плут старается спрятать свою фальшивую игральную кость.


Человек склонен постоянно порицать других: он взирает только на их ошибки, но его собственные страсти разрастаются все более и более, удаляя его от улучшения.

(Буддийская мудрость)


Не осуждай ближнего своего, пока не будешь на его месте.

(Талмуд)

5 января

Одно мы знаем или можем знать, если захотим, а именно, что сердце и совесть человека божественны, что в отрицании зла и признании добра человек сам является воплощенным божеством; что его радость в любви, его страдания в гневе, его негодование при виде несправедливости, его слава в самопожертвовании являются вечными, неоспоримыми доказательствами его единства с верховным Властелином; что в этом, а не в телесных преимуществах и не в большем разнообразии инстинктов он сам является властелином над более низшим одушевленным миром. Поскольку он отрицает или нарушает веления сердца и совести, постольку он бесчестит имя небесного Отца, а не святит имени Его на земле; поскольку же он следует им, он святит Его имя и получает от полноты Его власти.

(Джон Рёскин)

6 января

Тот, чья вера слаба, не может и в других возбудить веры.

(Лао-Тсе)


Грех всего мира есть, в сущности, грех Иуды. Люди не неверят в своего Христа, а продают Его.

(Джон Рёскин)

7 января

Кто положил свою жизнь в свете разумения и служит ему, для того не может быть отчаянных положений в жизни, тот не знает мучений совести, не боится одиночества и не ищет шумного общества, – таковой имеет высшую жизнь, не бежит от людей и не гоняется за ними. Его не смущают помыслы о том: надолго ли дух его заключен в плотской оболочке; поступки такого человека будут всегда одинаковы, даже в виду близкой кончины. Для него одна забота – жить разумно в мирном общении с людьми.

(Марк Аврелий)

8 января

Благочестивые, люди дела, говорят: слава нашей молодости, не осрамившей нашей старости.


Кающиеся говорят: слава нашей старости, искупляющей нашу молодость.


Но те и другие говорят: благо тому, кто безгрешен, кто же согрешил – покайся, исправься и простится тебе.

(Талмуд)

9 января

Человек, стоящий на цыпочках, не может долго стоять. Человек сам себя выставляющий не может светить. Кто доволен самим собою, тот не может прославиться. Кто хвастается, тот не может иметь заслуги. Кто горд, тот не может возвыситься. Перед судом разума такие люди подобны отбросам пищи и вызывают отвращение всех. Поэтому тот, кто имеет разум, не полагается на себя.

(Лао-Тсе)

10 января

Ненавидящий своего ближнего как бы проливает человеческую кровь.

(Талмуд)


Тот, чья злоба не имеет границ, – тот, кто обвит ею, как повиликой, скоро приведет сам себя туда, куда хотел бы втолкнуть его только злейший враг.


Не киснет свеженацеженное молоко, не дает немедленно плода злое дело, но как огонь, зарытый в тепле, оно исподволь жжет и мучит безумца.

(Буддийская мудрость)

11 января

И вот, некто, подошедши, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

(Mm. XIX, 16. 21)


Как нечувствителен и равнодушен к чужому горю бывает человек богатый.

(Талмуд)

12 января

Сделал ли ты своему ближнему зло, хотя бы и небольшое, считай таковое большим, а сделал ты ему большое добро, считай его маловажным; небольшое же добро, оказанное тебе другим, считай большим.


Благословение Божие снизойдет на того, кто дает бедному; двойное благословение почиет на том, кто при этом встречает и провожает его ласково.

(Талмуд)

13 января

Прямой путь или правило поведения, которому надо следовать, – недалеко от людей. Если люди ставят себе за правило поведения то, что далеко от них, т. е. несогласно с их природой, то оно не должно быть принимаемо за правило поведения. Плотник, вытесывающий топорище, имеет перед собою образец того, что делает. Взяв в руки топорище того топора, которым он тешет, он смотрит на него с той и другой стороны и после того, как сделал новое топорище, рассматривает их оба, чтобы видеть, насколько они сходны; так и мудрый человек, который питает к другим такие же чувства, как он питает к себе, находит верное правило поведения. Он не делает другим того, что он не желает, чтобы ему сделали.

(Конфуций)

14 января

Всякому созданию полезно не только все то, что посылается ему Провидением, но и в то самое время, когда оно посылается.

(Марк Аврелий)


О как счастливы мы, проживая без ненависти к ненавидящим нас; как счастливы мы, если среди ненавидящих мы живем!..


О как счастливы мы, свободные от жадности среди жадных. Среди людей, снедаемых жадностью, живем мы свободные от нее!..


О как счастливы мы, ничего не называя своим. Светлым богам подобны мы, напоенные святостью!..

(Буддийская мудрость)

15 января

Простота жизни, языка, привычек придает силу нации, а роскошь жизни, вычурность языка и изнеженность привычек ведет к слабости и погибели.

(Джон Рёскин)


Истинная политическая экономия есть та, которая учит народы не желать, а презирать и уничтожать все, ведущее к погибели.

(Он же)

16 января

Лошадь спасается от врага своим быстрым бегом, и она несчастна не тогда, когда не может петь петухом, а тогда, когда потеряла то, что ей дано, – свой быстрый бег.


Собака имеет чутье; когда она лишается того, что ей дано, – своего чутья, она несчастна, а не бывает несчастна тогда, когда она не может летать.


Точно так же и человек становится несчастным не тогда, когда он не может осилить медведя или льва, или злых людей, а тогда, когда он теряет то, что ему дано, – доброту и рассудительность. Вот такой-то человек воистину несчастен и достоин сожаления.


Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения: все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство.

(Эпиктет)

17 января

Весь мир подчинен единому закону, и во всех разумных существах единый разум. Правда едина, и для разумных людей понятие о совершенстве тоже едино.

(Марк Аврелий)


Все блага – ничто пред благом истины; все сладости – ничто пред сладостью истины; блаженство истины безмерно превосходит все радости.

(Буддийская мудрость)

18 января

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

(Mm. VI, 25)


Не тужи о завтрашнем дне, ибо тебе неизвестно, что еще сегодня случится.


Кто имеет хлеб в корзине и говорит: «Что я буду есть завтра?» – тот принадлежит к маловерным.


Создавший день создаст и питание для него.

(Талмуд)

19 января

Когда мудрец держится закона добродетели, то он скрывает это от взоров людей и не жалеет о том, что он никому не известен.

(Конфуций)


Ложный стыд есть излюбленное орудие дьявола. Он больше достигает им, чем даже ложной гордостью. Ложной гордостью он только поощряет зло, а ложным стыдом парализует добро.

(Джон Рёскин)

20 января

Наша жизнь – следствие наших мыслей: она рождается в нашем сердце, она исходит из наших мыслей. Если человек говорит или действует со злою мыслью – страдание неотступно следует за ним, как колесо за пятою вола, влекущего повозку.


Наша жизнь – следствие наших мыслей: она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит или действует с доброю мыслью – радость следует за ним, как тень, никогда не покидающая.


«Он обидел меня, он восторжествовал надо мною, он поработил меня, он оскорбил меня», – в сердце, встревоженном такими мыслями, никогда не угаснет ненависть.


«Он обидел меня, он восторжествовал надо мною, он поработил меня», – кто не дает в себе убежища таким помыслам, тот навсегда заглушит в себе ненависть.


Ибо не ненавистью побеждается исходящее из ненависти: оно угашается любовью – таков вечный закон.

(Буддийская мудрость)

21 января

Кто стыдится непостыдного и не стыдится бесстыдного, тот, следуя ложному мнению, вступает на злой путь погибели.

(Буддийская мудрость)


Похвальная черта в человеке – это стыдливость, ибо стыдливый не скоро согрешит.

(Талмуд)

22 января

Какая сила в человеке, который действует всегда по воле Бога и во всем Ему покорен!

(Марк Аврелий)


Сущность любви к Богу состоит в стремлении души и влечении ее к Создателю, чтобы слиться с Его высшим светом.

(Талмуд)

23 января

Все то, чем люди так восхищаются, все, ради приобретения чего они так волнуются и хлопочут, все это не приносит им ни малейшего счастья. Покуда люди хлопочут, они думают, что благо их в том, чего они домогаются. Но лишь только они получают желаемое, они опять начинают волноваться, сокрушаться и завидовать тому, чего у них еще нет.

И это очень понятно, потому что не удовлетворением своих праздных желаний достигается свобода, но, наоборот, избавлением себя от таких желаний.

Если хочешь увериться в том, что это правда, то приложи к освобождению себя от своих пустых желаний хоть наполовину столько же труда, сколько ты до сих пор тратил на их исполнение, и ты сам скоро увидишь, что таким способом получишь гораздо больше покоя и счастья.

Покинь общество людей богатых и влиятельных; перестань угождать людям знатным и сильным и воображать, что от них ты можешь получить что-либо нужное тебе. Ищи, наоборот, у людей праведных и разумных того, что можешь ты от них получить и, уверяю тебя, не с пустыми руками уйдешь ты от них, если только придешь к ним с чистым сердцем и добрыми мыслями.

Если ты не веришь мне на слово, то хоть на время попробуй сблизиться с такими людьми, постарайся сделать хотя несколько шагов на пути к истинной свободе. А тогда уже сам решай, куда тебя больше тянет: к благу и свободе или к злу и рабству. В таком опыте ведь нет ничего постыдного. Испытай же себя…

(Эпиктет)

24 января

Будь правдив даже по отношению дитяти: исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи.

(Талмуд)



Никогда не учите ребенка тому, в чем вы сами не уверены, и если вы хотите что-нибудь внушить ему в нежные годы, чтобы чистота детства и сила первых сочетаний запечатлели это в нем, то берегитесь больше всего, чтобы это не была ложь, про которую вы и сами знаете, что это ложь.

(Джон Рёскин)

25 января

И когда пришли на место, называемое лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

(Лк. XXIII, 33–34)


Душа человеческая не добровольно, а силой отвращается от правды, умеренности, справедливости и добра; чем яснее это уразумеешь, тем кротче отнесешься к людям.

(Марк Аврелий)

26 января

Можешь ли ты разумно негодовать на человека, одержимого каким-нибудь отвратительным недугом? Чем он виноват, что его соседство тебе противно? Точно так же относись и к нравственным недугам.

«Но, – скажешь ты, – у человека есть разум, помощью которого он может сознавать свои пороки». Это верно. Следовательно, и ты обладаешь разумом и можешь разумным обхождением привести ближнего к сознанию своих недостатков; так прояви же свой разум, сумей пробудить в человеке совесть и исцели его слепоту без гнева, нетерпения и надменности.

(Марк Аврелий)

27 января

В сравнении с окружающим его миром человек не более как слабый тростник; но он – тростник, одаренный разумением.


Какого-нибудь пустяка достаточно, чтобы убить человека. И все-таки человек выше всяких тварей, выше всего земного, потому что он и умирая будет разумом своим сознавать, что он умирает. Человек может сознать ничтожество своего тела перед природою. Природа же ничего не сознает.


Все наше преимущество заключается в нашей способности разуметь. Одно только разумение возвышает нас над остальным миром. Будем же ценить и поддерживать наше разумение, и оно осветит нам всю нашу жизнь, укажет нам в чем добро, в чем зло.

(Влас Паскаль)

28 января

Тот, кто свои прежние злые дела покрыл впоследствии добрыми, светит в этом мрачном мире подобно месяцу в облачной ночи.

(Буддийская мудрость)


Благо человеку, кающемуся в грехах, когда он еще мужествен.


Покайся, пока силы не оставили тебя, подлей масло, пока еще не погасла светильня.

(Талмуд)

29 января

Истина ни в чем не познается путем разговоров, а только трудом и наблюдением. И когда вы овладеете одной истиной, – две другие, наверное, предстанут перед вами прекрасные, как первые листочки двусемянодольных растений.

(Джон Рёскин)


Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет.

(Он же)

30 января

Кто мнит правду во лжи и видит ложь в истине, тот никогда не постигнет истины и будет тщетно метаться в заблуждениях.

Но тот, кто узрел ложь во лжи и познал правду в правде, тот уже близок к истине, и путь его верен.


Как дождь неудержимо проникает в плохо прикрытое здание, так и страсти легко проникают в сердце, не защищенное размышлением.

(Буддийская мудрость)

31 января

Искусство только тогда на надлежащем своем месте, когда оно подчинено пользе. Его задача – поучать, но поучать любовно; и оно является постыдным, а не возвышенным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открыть истину.

(Джон Рёскин)


Люди, говорящие цветисто и искусно, с приятным обхождением, редко обладают добродетелью человеколюбия.

(Китайская мудрость)

  • Мудрые мысли на каждый день - Попробуйте, дайте хоть один шанс невозможному. Вы никогда не задумывались, как оно, это невозможное, устало, как оно нуждается в нас.
  • Единственный человек, с которым ты должен сравнивать себя, это ты в прошлом. И единственный человек, лучше которого ты должен быть, это ты.
  • Каждый новый день мы строим планы на будущее. Но у будущего свои планы.
  • Лет через 20 вы больше будете жалеть о том, что вы не сделали, чем о том, что сделали. Поэтому поднимайте якоря и уплывайте из тихой гавани. Ловите попутный ветер в свои паруса. Пользуйтесь. Мечтайте. Делайте открытия. (Марк Твен)
  • Одиночество не просто так… Оно для того, чтобы было время подумать…
  • Никогда не спрашивайте человека, за что он вас любит: стоит ему над этим задуматься, как может оказаться, что любить вас не за что.
  • Не стоит бояться перемен - чаще всего они случаются именно в тот момент, когда они необходимы.
  • Принимайте всё, когда оно приходит к вам, наслаждайтесь всем, пока оно длится, отпускайте всё, когда оно должно уйти. (Нисаргадатта Махарадж)
  • Сильные поступают так, как хотят, а слабые страдают так, как и должны.
  • Давайте поблагодарим дураков. Не будь их, остальным было бы трудно добиться успеха.
  • Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его: возможно он слышит звук другого марша. (Генри Торо)
  • В один прекрасный день ты обнаружишь, что у тебя осталась только одна проблема – ты сам.
  • Воля - целеустремленность, соединенная с правильным суждением. (Платон)
  • Чем старше и мудрее человек, тем меньше ему хочется выяснять отношения. Хочется просто встать, пожелать удачи и уйти.
  • Если Вы не сдаетесь, когда на Вас сваливаются трудности, если не бежите от работы, и если несмотря ни на что не опускаете рук – единственное, чего Вы в итоге добьетесь – это гарантированный успех. Без вариантов.
  • Я уверен: книгу ничто не заменит в будущем, так же как ничто не могло заменить её в прошлом. (Айзек Азимов)
  • Тот, кто знает людей,- благоразумен. Знающий себя - просвещен. Побеждающий людей - силен. Побеждающий самого себя - могуществен. (Лао-цзы)
  • Забей на то, что думают другие люди - и жить станет легче.
  • То, что вы имеете каждый день, кто-то просит каждый день. (Мухаммад Окар)
  • Видеть в море одну лишь массу воды - значит совсем не видеть моря. (Виктор Гюго)
  • Сегодня вы находитесь там, куда вас привели ваши вчерашние мысли. А завтра вы будете там, куда приведут вас сегодняшние мысли.
  • Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано. (Вольтер)
  • Скорость звука - довольно странная штука. Родители что-то говорят тебе в двадцать лет, а доходит только к сорока.
  • Учитесь, пока остальные спят; работайте, пока остальные болтаются без дела; готовьтесь, пока остальные играют; и мечтайте, пока остальные только желают.
  • Мудрые мысли на каждый день - Если ты собираешься в один прекрасный день создать что-то великое, помни – один прекрасный день – это сегодня. (Стивен Спилберг)
  • Когда более не жаждешь обладать, тебе принадлежит весь мир. (Ремарк)
  • Будь способен практиковать эти пять вещей в любых условиях: уравновешенность, щедрость души, искренность, убежденность и добро, и тогда ты узнаешь, что такое хорошая жизнь. (Конфуций)
  • Не скупись на похвалу и признание - они ничего не стоят тому, кто их выражает, но бесценны для того, кому они адресованы.
  • Проблема в том, что когда находишь человека, с которым тебе хорошо, то без него становится плохо.
  • Нельзя одновременно иметь две судьбы - судьбу необузданного дурака и умеренного мудреца. Нельзя выдерживать ночную жизнь и быть в состоянии создать что-то днем. Нельзя позволять себе еду и алкоголь, которые разрушают тело, и все же надеяться иметь тело, которое функционирует с минимальным разрушением. Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой.

Заметив облаченную в броскую обложку книгу Колесника А. А. «1000 мудрых мыслей на каждый день» (2013), ставшую бестселлером, логично задаться вопросом: «Что же такое мудрость?». Это свойство ума или дар, который приходит свыше? На эту тему до сего дня нет единого мнения.

Кто они - мудрецы?

Продолжим наше изучение этого феномена, связывая его с личностями, заведомо мудростью обладавшими. Кто из людей известных был наделен этим даром? Имена многих из них дошли к нам даже сквозь тысячелетия: Пифагор, Платон, Аристотель. Иные родились в средние века - Леонардо да Винчи, Нострадамус. Люди, обладавшие мудростью, украсили собой и Новейшую историю, среди них - Исаак Ньютон, Лев Толстой. Очевидно, что имеет смысл остановиться на рассмотрении учения последней персоны, наиболее близкой нам ментально.

Вышеупомянутый великий русский писатель был одновременно и признанным философом («какая глыба, какой матерый человечище»), и кумиром миллионов русских людей, многие из которых даже называли себя толстовцами. Он сформулировал оригинальную теорию, согласно которой мудрые мысли на каждый день, если им следовать, способны упорядочить и направить к благоденствию жизнь человека.

Книга, созданная на грани жизни и смерти

В 1902 году классик русской и мировой литературы тяжело захворал. В этом состоянии, сопровождающемся страшными болями, писатель невольно подводил итог всей своей жизни. Находясь на постельном режиме, он яростно и исступленно боролся с недугом, при этом находя опору в трудах мудрецов. Это ему помогло не отчаяться. Будучи в тяжелейшем, болезненном состоянии, Лев Николаевич предельно глубоко воспринимал и соизмерял своим разумом и душой цитаты мудрецов - наследие, оставленное ими потомкам.

Он, страдая, ежедневно выбирал из сотен страниц прочитанного только те изречения, которые помогали победить в борьбе с болезнью. Группируя их, классик готовился после выздоровления создать свой знаменитый сборник «Мысли мудрых людей на каждый день». Толстой впоследствии считал его «одним из своих важнейших трудов». Это было одно из самых любимых творений, близкое душе самого классика. После написания книга стала настольной для самого графа.

Справка о книге «Мысли мудрых людей на каждый день» (Лев Толстой)

Сборник Л. Н. Толстым составлялся в промежуток времени с 1 по 23 января 1903 года. Об этом свидетельствует запись в дневнике его супруги Софьи Толстой о том, что муж здоров и группирует цитаты по дням. В сборник вошли афоризмы, выбранные самим Львом Николаевичем, перечень авторов и источников представлен в следующем списке:

  • Ал-Харизи и арабская мудрость;
  • Бентам, Блекки и браминская мудрость (Рамакришна);
  • буддийская мудрость («Голос безмолвия»);
  • В. Гумбольдт, Влас Паскаль;
  • Вовенарг, Гёте, Даниэль;
  • Гончаров, Достоевский;
  • Джон Рёскин;
  • Жан-Жак Руссо;
  • Жан-Поль Рихтер;
  • Иоанн Евангелист;
  • Кант, Карлейль;
  • китайская мудрость;
  • Клингер, Конфуций;
  • Лао-цзы, Леббок;
  • Лука Евангелист;
  • Лютер;
  • Магомет;
  • Марк Аврелий;
  • Матвей Евангелист;
  • Платон;
  • Послание Иакова;
  • Рамакришна;
  • Рюккерт;
  • Сафир;
  • Сенека, Спенсер, Спиноза;
  • Талмуд;
  • Теккерей;
  • Фома Кемпийский;
  • Франц Гартман;
  • Шиллер, Шопенгауэр;
  • Эпиктет;
  • Ювенал;
  • Dhammapada.

Собственные высказывания в сборнике подписывал инициалами «Л.Т.» Лев Толстой. Мудрые мысли на каждый день он почерпнул из приведенных ниже литературных источников:

В 1906 году Лев Николаевич начал готовить следующую редакцию данной книги, дополняя ее новыми переведенными цитатами. Ему нравился этот труд, о чём классик писал в дневнике: «Это радостная работа!». Однако обновленному изданию не суждено было выйти в свет.

Природа мудрости графа Толстого

Не только глубоко воспринимал мудрые мысли на каждый день Толстой Лев Николаевич, он их соизмерял с огромными пластами русской жизни. Автор «Войны и мира» умел отделить неизбежное от недостижимого. С первым смириться, а от второго отказаться. Однако его могучий разум вовсе не был холодным.

Толстой, что немаловажно, любил мир и, даже будучи прикованным к постели, живо интересовался всеми её аспектами. Несмотря на высокий титул поместного дворянина, он вел весьма скромную, почти аскетичную жизнь, лишенную всякого самолюбования. При этом Толстой всегда находил в окружающих людях восхищающее его.

Не секрет, что мудрые мысли на каждый день приходят к человеку, предварительно подготовившему себя к этому. В хаосе мира такая личность подобна стрелке компаса, постоянно нацелена на высшие жизненные цели. И с этого направления ее не могут отвлечь ни преходящие ценности, ни суета, ни намеренно дезориентирующая информация. Таковым компасом для русских людей служили идеи Льва Николаевича.

Толстой о свободе

Писатель рассматривал свободу человека как одно из необходимых условий обретения мудрости. Подобных взглядов придерживались Марк Аврелий, Эпиктет, Жан-Жак Руссо.

Для многих сторонников «государственной идеи» это выглядело утопично и парадоксально в Российской империи, наделенной жесткой вертикалью власти.

Впрочем, учение графа оказалось верно. Свобода - согласно взглядам Толстого - понятие глубоко личное, индивидуальное для каждого человека. Писатель учит своих последователей, как ее обрести, щедро даря мудрые мысли на каждый день почитателям своего учения.

Лев Николаевич считал человека несвободным, если его работа и поступки вызваны первопричиной - событием, произошедшим в прошлом. Однако эта личность освободится, если поймет истинную природу настоящего. Оно, с позиций философа, является уникальной точкой пересечения закабаляющего прошлого и эфемерного будущего. Этому же учит своих последователей и Талмуд. Только человек, заставивший свой разум жить только в настоящем - единственной точке на временной оси, где есть свобода - и при этом не соизмеряющий свою жизнь с прошлым, может стать счастливым.

Нынче и завтра

Писатель, подобно Эпиктету, считал вредным для человеческой природы чрезмерно заботиться о дне завтрашнем, визуализируя его, думая о нем, беспокоясь о том, как его обеспечить. Он выдвинул принципиальный тезис: «Завтра, оторванного от сегодня, не существует».

Из этой мысли следовало: необходимо заботиться исключительно о своем благоденствии в настоящем. И если будет достигнут его надлежащий уровень, то «оно добро всегда». Созвучно с русским философом мыслили Марк Аврелий, Джон Рескин.

Беды или испытания?

Не заигрывает Лев Николаевич перед своими почитателями, утверждая, что реально достижимое счастье - это отнюдь не безоблачная идиллическая жизнь: «Человеку дано развиваться, лишь благодаря преодолению испытаний». Подобную же позицию выражают Лао-цзы, Влас Паскаль, Клингер.

Поэтому идентификация человеком самого себя счастливым зависит, прежде всего, от его личной оценки своих жизненных невзгод. «Таким образом, счастье - это категория строго субъективная», - считает Лев Толстой («Мысли мудрых людей на каждый день»).

Писатель подводит нас к важной идее: далек от счастья тот, кто считает случающиеся невзгоды с ним - бедами. В свою очередь, тот, кто воспринимает их, как испытания, «растет», преодолевая неприятности, и испытывает счастье, преодолев:«Крест облегчается, если охотно свою спину подставлять под него».

Как человеку ощутить свою ценность?

Многие люди страдают, считая свою жизнь не только наполненной горестями, но и тленной. Граф, отлученный невеждами в рясах от церкви, не следующий догмам, но верующий в Бога и вдохновенно ищущий истоки духовности, таки нашел их в философии Лао-цзы, считающего настоящей бедой лишь неудовлетворение.

Справедливости ради стоит отметить, что абсолютное большинство людей русских тогда поддерживало этого праведника, несправедливо подвергнутого анафеме.

Некоторые из краеугольных идей духовности человека изложены в его книге, содержащей мудрые мысли на каждый день. Лев Толстой призывал ощущать жизнь не только в теле, но и в духе, подобно Марку Аврелию, Джону Рескину, следуя цитатам Талмуда.

Если развивающий себя человек приходит к такому восприятию, то следующим шагом осознания его духа есть опознание, идентификация своей души. А в ней он неизбежно найдет то, что «не умирает». Философ призывал человека «отделить в своих мыслях телесное от нетелесного», чтобы понять, что в нем живет вечно. В этом суждении граф был близок к философии евангелистов - Луки, Иоанна, Матфея.

Очевидно, что основанием для таких выводов могла послужить брахманская мудрость, гласящая, что вечное есть тот человек, который был, «есть и будет, и час которого не пробьет никогда».

Отношение к бытию

Человеческое общество парадоксально. Оно одновременно наращивает свои систематизированные знания и, в то же время, развивается хаотично. Об этом написано в Талмуде, это понял и осознал Лев Толстой.

Молодые люди, получая образование, осваивая науки, построенные на строгой логике и причинно-следственных связях, невольно соизмеряют с их логикой окружающую жизнь и разочаровываются в последней. К сожалению, информационная среда переполнена различными людскими сетованиями. Человек, поддающийся навязываемым упадническим взглядам, невольно чувствует себя жертвой, погруженной в среду губительную, разрушающую.

Подобную ситуацию на заре прошлого века проанализировал Толстой, излагая выбранные мудрые мысли на каждый день недели. Классик твердо стоит на том, что само недовольство человека своей жизнью является эфемерным, кажущимся. На самом деле у человека могут возникнуть лишь основания быть недовольным собой. Предложенный Львом Николаевичем постулат действительно мудр.

Ведь находя причину в несовершенстве окружающей жизни, человек мысленно начинает отторгать себя от нее. Не потому ли, собственно говоря, случаются суициды? Склонившись к точке зрения русского писателя и видя причину в несовершенстве самого себя, он неизбежно приходит к идее самосовершенствования, самообразования. Такой подход приведет человека не ропщущего, но стремящегося, на более высокий уровень бытия.

Как преодолеть суету?

Абсолютное большинство современных люди живут суетно. И это ни для кого не секрет. Для этого имеется и расхожее оправдание: ритм жизни XXI века неизмеримо напряженней, чем во времена жизни классика. Однако стоит ли пренебрегать словами русского мудреца, подарившего потомкам бриллианты мыслей, подобные следующей: «Не осуждай себя, не хвали и не спорь. Все грехи начинаются в мыслях».

Поэтому нашему современнику, пользующемуся Интернетом, нет-нет, да и стоит остановиться в своем поиске на афоризмах о жизни. Он обязательно найдёт не менее 25 мудрых мыслей на каждый день от Льва Толстого. В хаосе настоящего важно соизмерять свои действия с неким компасом. А, как известно, компасом умных поступков во все времена была и есть мудрость, помогающая «отделить зерна от плевел».

Следования словам русского мудреца, почерпнувшим это знание из китайской мудрости и Талмуда, помогло многим людям правильно распределить свои жизненные цели и приоритеты. На любом этапе жизни, во всех жизненных ситуациях полезно помнить слова Льва Николаевича: «У человека есть не только обязанности к окружающему и ближним, но и обязанности к себе, к тому духу, что живет в нем».

Заключение

Сто лет, отделяющие нас от жизни выдающегося русского писателя и философа Льва Николаевича Толстого не заставили потускнеть мысли, им высказанные в поучение современников и потомков. Мудрые мысли на каждый день от Толстого обращены к человеку, стремящемуся жить счастливо и осознанно, не поддаваться обстоятельствам, быть создателем, а не разрушителем, сохранять духовность.

Коротко, ясно, доходчиво и, что главное, - с позитивом. Цитаты от великих людей на каждый день помогут взглянуть на собственную жизнь как бы чуть-чуть со стороны. Необычный угол зрения, несколько непривычная трактовка, возможно, помогут понять и оценить происходящие с вами события немного иначе. Может быть помогут понять себя. А может, и нет. В любом случае, настроение они поднимут – ведь на то они и позитивные цитаты на каждый день:)

Счастье - это не обладание тем, чего желаешь, а желание того, чем обладаешь.
Ошо

Чудеса - там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются.
Дени Дидро

Веди себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее.
Дейл Карнеги

Всюду, где можно жить, можно жить хорошо.
Марк Аврелий Антонин

Я попадал мимо более 9000 раз за свою карьеру. Я проиграл почти 300 матчей. 26 раз мне было доверено сделать решающий бросок и я промазал. Я очень часто терпел неудачи в своей жизни. Именно поэтому я преуспел.
Майкал Джордан

Успех - это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма.
Уинстон Черчилль

Если падаешь со скалы в пропасть, почему бы не попробовать полететь? Что ты теряешь?
Макс Фрай, «Хроники Ехо»

Цельтесь в Луну… ибо даже если Вы промахнетесь – приземлитесь на одной из звезд
Лес Браун

Тебе никогда не дается желание без того, чтобы не давались силы осуществить его.
Ричард Бах

Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё сбылось.
Пауло Коэльо

Ну что, получили дополнительный положительный заряд? Если вам мало - продолжим. Позитивные цитаты на каждый день вернут вам веру в свои силы и подскажут ответы на непростые вопросы. Так что вот еще порция мыслей и высказываний для вдохновения и энергии.

Думаю, надо получать удовольствие от скачки, пока ты на коне.
Джонни Депп

Если вы не совершаете ошибок, значит, вы и не пытаетесь что-то сделать.
Коулмен Хокинс

В жизни нет разочарований – только уроки.
Дженнифер Энистон

Всем нужен шанс, чтобы измениться к лучшему.
Джей Зи

Если не заходить слишком далеко, то как узнать, на что вы способны?
Томас Стернз Элиот

Если вы взяли не ту ноту, играйте дальше так, чтобы никто не заметил вашу ошибку.
Джо Пасс

Нельзя себя ограничивать. Чем больше вы мечтаете, тем большего добьетесь.
Майкл Фелпс

Следуйте зову сердца. Будьте верны себе. Никогда не идите по чужому пути, разве что вы заблудились в лесу и нашли тропинку – тогда, конечно же, следует пойти по ней.
Эллен Дедженерес

Держи голову высоко и качай бедрами при ходьбе.
Кристина Агилера

Я благодарен судьбе за все свои проблемы. Преодолевая каждую из них, я становился более сильным и способным решить те проблемы, с которыми мне еще предстояло столкнуться. Благодаря всем этим трудностям я развивался.
Джей Си Пенни

Помните, что позитивного в жизни всегда больше, чем негативного. Иногда достаточно просто по-новому взглянуть на свою жизнь и осознать, что все в ваших руках. Сделайте это своей установкой на каждый день, и пусть эти позитивные высказывания послужат вам пинком (в хорошем смысле этого слова).

Оказавшись в тупике, ставьте под сомнение все, кроме способности выбраться из него.
Твайла Тарп

Любая проблема – это шанс проявить себя.
Дюк Эллингтон

Пусть плохие времена приходят и уходят. Я наслаждаюсь каждой минутой борьбы.
Мэри Мэдсен

Не нервничай. Делай свою работу спокойно, радостно и беззаботно.
Генри Миллер

Вы и только вы способны написать ту историю своей жизни, которую вам суждено рассказать. А миру нужна ваша история, потому что ему нужен ваш голос.
Керри Вашингтон

Для того чтобы получить то, чего вы хотите от жизни, совершенно необходимо сделать первый шаг: решить, чего именно вы хотите.
Бен Стайн

Чтобы избежать критики, нужно ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть.
Элберт Хаббард

Жизнь – большая ценность. Она дается только один раз. Не тратьте ее на плохие отношения, плохой брак, плохую работу, плохих людей. Мудро расходуйте свою жизнь на то, что вам хочется делать.
Эрик Айдл

Нет причин не идти на зов своего сердца.
Стив Джобс

Нельзя быть ребенком, который стоит на водной горке и долго думает, что делать. Вы должны спуститься по желобу.
Тина Фей

Подборка позитивных цитат о любви для вдохновения и веселых цитат обо всем для улыбки

«Во время тяжкой болезни Л. Н. Толстого в январе 1903 года, когда жизнь его висела на волоске и он не мог отдаваться привычной работе, он все же находил силы прочитывать Евангелие и по привычке, ежедневно отрывая находившийся в его спальне календарь, прочитывал собранные там изречения различных великих людей. Но календарь прошлого года подошел к концу, и Льву Николаевичу, за неимением другого под руками, захотелось самому составить себе выдержки из разных мыслителей на каждый день. Ежедневно, находясь в постели, насколько позволяли ему силы, он делал эти извлечения, и результатом этого труда явилась предлагаемая читателям книга.



Сюда вошли избранные мысли следующих писателей и мудрецов: Эпиктета, Диогена, Марка Аврелия, Сократа, Конфуция, Будды, Лао-Тсе, Аристотеля, Платона, св. Августина и более современных: Паскаля, Руссо, Спинозы, Лютера, Вовенарга, Канта, Шиллера, Бентама, Шопенгауэра, Вольтера, Клингера, Теккерея, Достоевского, Вильмена, Рёскина и др .».

«Посредник», 1903


1 января

Однажды зимой Франциск шел с братом Львом из Перузы к Порционкюлю; было так холодно, что они дрожали от стужи, Франциск позвал брата Льва, который шел впереди, и сказал ему: «О, брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земли пример святой жизни; – запиши однако, что не в этом радость совершенная».

«И запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать четырехдневно умерших, – запиши, что и в этом не будет радости совершенной».

И, пройдя еще далее, Франциск сказал Льву: «Запиши еще, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести и души, – запиши, что и в этом нет радости совершенной».

Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: «И еще запиши, брат Лев, овечка Божия, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд, и если бы нам открылись все клады земли, и мы познали бы все тайны жизней птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней и вод, – запиши, что и это не было бы радостью совершенною».

И, пройдя еще немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему: «Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, – запиши, что и в этом не было бы радости совершенной».

Тогда брат Лев сказал Франциску: «В чем же, брат Франциск, радость совершенная?»

И Франциск отвечал: «А вот в чем. В том, что если, когда мы придем в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные и попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: «Что вы, бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ, крадете милостыню бедных людей, убирайтесь отсюда!» – и не отворит нам. И если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, что Сам Бог внушил ему так поступить с нами, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в воде до утра без ропота на привратника, тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная».

2 января

Люди затрудняются, беспокоятся и волнуются только тогда, когда они заняты внешними делами, от них не зависящими. В этих случаях они тревожно спрашивают себя: «Что я стану делать? Что-то будет? Что из этого выйдет? Как бы не случилось того или другого?» Так бывает с теми, которые постоянно заботятся о том, что им не принадлежит.

Наоборот, человек, занятый тем, что от него самого зависит, и полагающий свою жизнь в работе самосовершенствования, не станет так тревожить себя. Если бы он и стал беспокоиться о том, удастся ли ему удержаться истины и избегать лжи, то я сказал бы: успокойся, – то, что тревожит тебя, находится в твоих собственных руках; гляди только за своими мыслями и поступками и старайся всячески исправлять себя. Так и не говори: «Что-то будет?» Все, что ни случится, то обратишь себе в поучение и пользу.

– А если я умру в борьбе с несчастиями?

– Ну что же? В таком случае ты умрешь смертью человека честного, совершая то, что ты должен совершать. Нужно же тебе все равно умереть, и смерть должна же застать тебя за каким-нибудь делом. Я был бы доволен, если бы смерть застала меня за делом, достойным человека, за делом добрым и полезным всем людям; или чтобы она застала меня в то время, когда я стараюсь исправлять себя. Тогда я мог бы поднять руки к Богу и сказать Ему: «Господи! Ты знаешь Сам, насколько я воспользовался тем, что Ты дал мне для понимания Твоих законов. Упрекал ли я Тебя? Возмущался ли против того, что со мной случилось? Уклонялся ли от исполнения своего долга? Благодарю Тебя за то, что я родился, за все дары Твои. Я пользовался ими довольно: возьми их назад и распорядись ими, как Тебе угодно, – ведь они Твои!»

Может ли быть лучшая смерть? Чтобы дожить до такой смерти, тебе не нужно многого лишиться, хотя, правда, этим самым ты многое приобретешь. Если же ты захочешь удержать то, что не твое, то ты непременно потеряешь и то, что твое.

Кто хочет иметь успех в мирских делах, тот не спит по целым ночам напролет, постоянно хлопочет и суетится, подделывается к сильным людям и вообще поступает как подлый человек. И в конце концов чего он всем этим добился? Он добился того, что его окружают некоторыми почестями, что его боятся и что он, сделавшись начальником, распоряжается какими-нибудь поступками. Неужели же ты не захочешь сколько-нибудь потрудиться для того, чтобы освободить себя от всех таких забот и спать спокойно, ничего не боясь и ничем не мучаясь? Знай же, что такое спокойствие души не достается даром.

(Эпиктет)

3 января

Прекращается ли наша жизнь с плотскою смертью, это – вопрос самой великой важности, и редкий человек не думает об этом. Смотря по тому, верим ли мы или нет в вечную жизнь, и поступки наши будут разумны или бессмысленны. Всякий разумный поступок непременно основывается на уверенности в бессмертии истинной жизни.


Поэтому первая наша забота должна быть о том, чтобы разобрать и понять, что именно в жизни бессмертно. Некоторые люди всеми силами трудятся над тем, чтобы уяснить себя это. Они признают, что от этого должна зависеть вся их жизнь.


Другие люди, хотя и сомневаются в бессмертии, но искренно мучатся своим сомнением и считают его за величайшее свое несчастие. Они ничего не жалеют, чтобы только узнать истину, неустанно ищут ее и считают это самым главным делом своей жизни.


Но есть и такие люди, которые вовсе не думают об этом. Их небрежность там, где дело идет о них самих, удивляет, возмущает и пугает меня.

(Влас Паскаль)

4 января

Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

(Mm. VII, 1–5)


Легко замечать заблуждения других, но трудно заметить свои; любят разбираться в ошибках близких, но скрывают свои, как плут старается спрятать свою фальшивую игральную кость.


Человек склонен постоянно порицать других: он взирает только на их ошибки, но его собственные страсти разрастаются все более и более, удаляя его от улучшения.

(Буддийская мудрость)


Не осуждай ближнего своего, пока не будешь на его месте.

(Талмуд)

5 января

Одно мы знаем или можем знать, если захотим, а именно, что сердце и совесть человека божественны, что в отрицании зла и признании добра человек сам является воплощенным божеством; что его радость в любви, его страдания в гневе, его негодование при виде несправедливости, его слава в самопожертвовании являются вечными, неоспоримыми доказательствами его единства с верховным Властелином; что в этом, а не в телесных преимуществах и не в большем разнообразии инстинктов он сам является властелином над более низшим одушевленным миром. Поскольку он отрицает или нарушает веления сердца и совести, постольку он бесчестит имя небесного Отца, а не святит имени Его на земле; поскольку же он следует им, он святит Его имя и получает от полноты Его власти.

(Джон Рёскин)

6 января

Тот, чья вера слаба, не может и в других возбудить веры.

(Лао-Тсе)


Грех всего мира есть, в сущности, грех Иуды. Люди не неверят в своего Христа, а продают Его.

(Джон Рёскин)

7 января

Кто положил свою жизнь в свете разумения и служит ему, для того не может быть отчаянных положений в жизни, тот не знает мучений совести, не боится одиночества и не ищет шумного общества, – таковой имеет высшую жизнь, не бежит от людей и не гоняется за ними. Его не смущают помыслы о том: надолго ли дух его заключен в плотской оболочке; поступки такого человека будут всегда одинаковы, даже в виду близкой кончины. Для него одна забота – жить разумно в мирном общении с людьми.

(Марк Аврелий)

8 января

Благочестивые, люди дела, говорят: слава нашей молодости, не осрамившей нашей старости.


Кающиеся говорят: слава нашей старости, искупляющей нашу молодость.


Но те и другие говорят: благо тому, кто безгрешен, кто же согрешил – покайся, исправься и простится тебе.

(Талмуд)

9 января

Человек, стоящий на цыпочках, не может долго стоять. Человек сам себя выставляющий не может светить. Кто доволен самим собою, тот не может прославиться. Кто хвастается, тот не может иметь заслуги. Кто горд, тот не может возвыситься. Перед судом разума такие люди подобны отбросам пищи и вызывают отвращение всех. Поэтому тот, кто имеет разум, не полагается на себя.

(Лао-Тсе)

10 января

Ненавидящий своего ближнего как бы проливает человеческую кровь.

(Талмуд)


Тот, чья злоба не имеет границ, – тот, кто обвит ею, как повиликой, скоро приведет сам себя туда, куда хотел бы втолкнуть его только злейший враг.


Не киснет свеженацеженное молоко, не дает немедленно плода злое дело, но как огонь, зарытый в тепле, оно исподволь жжет и мучит безумца.

(Буддийская мудрость)

11 января

И вот, некто, подошедши, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

(Mm. XIX, 16. 21)


Как нечувствителен и равнодушен к чужому горю бывает человек богатый.

(Талмуд)

12 января

Сделал ли ты своему ближнему зло, хотя бы и небольшое, считай таковое большим, а сделал ты ему большое добро, считай его маловажным; небольшое же добро, оказанное тебе другим, считай большим.


Благословение Божие снизойдет на того, кто дает бедному; двойное благословение почиет на том, кто при этом встречает и провожает его ласково.

(Талмуд)

13 января

Прямой путь или правило поведения, которому надо следовать, – недалеко от людей. Если люди ставят себе за правило поведения то, что далеко от них, т. е. несогласно с их природой, то оно не должно быть принимаемо за правило поведения. Плотник, вытесывающий топорище, имеет перед собою образец того, что делает. Взяв в руки топорище того топора, которым он тешет, он смотрит на него с той и другой стороны и после того, как сделал новое топорище, рассматривает их оба, чтобы видеть, насколько они сходны; так и мудрый человек, который питает к другим такие же чувства, как он питает к себе, находит верное правило поведения. Он не делает другим того, что он не желает, чтобы ему сделали.

(Конфуций)

14 января

Всякому созданию полезно не только все то, что посылается ему Провидением, но и в то самое время, когда оно посылается.

(Марк Аврелий)


О как счастливы мы, проживая без ненависти к ненавидящим нас; как счастливы мы, если среди ненавидящих мы живем!..


О как счастливы мы, свободные от жадности среди жадных. Среди людей, снедаемых жадностью, живем мы свободные от нее!..


О как счастливы мы, ничего не называя своим. Светлым богам подобны мы, напоенные святостью!..

(Буддийская мудрость)

15 января

Простота жизни, языка, привычек придает силу нации, а роскошь жизни, вычурность языка и изнеженность привычек ведет к слабости и погибели.

(Джон Рёскин)


Истинная политическая экономия есть та, которая учит народы не желать, а презирать и уничтожать все, ведущее к погибели.

(Он же)

16 января

Лошадь спасается от врага своим быстрым бегом, и она несчастна не тогда, когда не может петь петухом, а тогда, когда потеряла то, что ей дано, – свой быстрый бег.


Собака имеет чутье; когда она лишается того, что ей дано, – своего чутья, она несчастна, а не бывает несчастна тогда, когда она не может летать.


Точно так же и человек становится несчастным не тогда, когда он не может осилить медведя или льва, или злых людей, а тогда, когда он теряет то, что ему дано, – доброту и рассудительность. Вот такой-то человек воистину несчастен и достоин сожаления.


Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения: все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство.

(Эпиктет)

17 января

Весь мир подчинен единому закону, и во всех разумных существах единый разум. Правда едина, и для разумных людей понятие о совершенстве тоже едино.

(Марк Аврелий)


Все блага – ничто пред благом истины; все сладости – ничто пред сладостью истины; блаженство истины безмерно превосходит все радости.

(Буддийская мудрость)

18 января

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

(Mm. VI, 25)


Не тужи о завтрашнем дне, ибо тебе неизвестно, что еще сегодня случится.


Кто имеет хлеб в корзине и говорит: «Что я буду есть завтра?» – тот принадлежит к маловерным.


Создавший день создаст и питание для него.

(Талмуд)

19 января

Когда мудрец держится закона добродетели, то он скрывает это от взоров людей и не жалеет о том, что он никому не известен.

(Конфуций)


Ложный стыд есть излюбленное орудие дьявола. Он больше достигает им, чем даже ложной гордостью. Ложной гордостью он только поощряет зло, а ложным стыдом парализует добро.

(Джон Рёскин)

20 января

Наша жизнь – следствие наших мыслей: она рождается в нашем сердце, она исходит из наших мыслей. Если человек говорит или действует со злою мыслью – страдание неотступно следует за ним, как колесо за пятою вола, влекущего повозку.


Наша жизнь – следствие наших мыслей: она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит или действует с доброю мыслью – радость следует за ним, как тень, никогда не покидающая.


«Он обидел меня, он восторжествовал надо мною, он поработил меня, он оскорбил меня», – в сердце, встревоженном такими мыслями, никогда не угаснет ненависть.


«Он обидел меня, он восторжествовал надо мною, он поработил меня», – кто не дает в себе убежища таким помыслам, тот навсегда заглушит в себе ненависть.


Ибо не ненавистью побеждается исходящее из ненависти: оно угашается любовью – таков вечный закон.

(Буддийская мудрость)

21 января

Кто стыдится непостыдного и не стыдится бесстыдного, тот, следуя ложному мнению, вступает на злой путь погибели.

(Буддийская мудрость)


Похвальная черта в человеке – это стыдливость, ибо стыдливый не скоро согрешит.

(Талмуд)

22 января

Какая сила в человеке, который действует всегда по воле Бога и во всем Ему покорен!

(Марк Аврелий)


Сущность любви к Богу состоит в стремлении души и влечении ее к Создателю, чтобы слиться с Его высшим светом.

(Талмуд)

23 января

Все то, чем люди так восхищаются, все, ради приобретения чего они так волнуются и хлопочут, все это не приносит им ни малейшего счастья. Покуда люди хлопочут, они думают, что благо их в том, чего они домогаются. Но лишь только они получают желаемое, они опять начинают волноваться, сокрушаться и завидовать тому, чего у них еще нет.

И это очень понятно, потому что не удовлетворением своих праздных желаний достигается свобода, но, наоборот, избавлением себя от таких желаний.

Если хочешь увериться в том, что это правда, то приложи к освобождению себя от своих пустых желаний хоть наполовину столько же труда, сколько ты до сих пор тратил на их исполнение, и ты сам скоро увидишь, что таким способом получишь гораздо больше покоя и счастья.

Покинь общество людей богатых и влиятельных; перестань угождать людям знатным и сильным и воображать, что от них ты можешь получить что-либо нужное тебе. Ищи, наоборот, у людей праведных и разумных того, что можешь ты от них получить и, уверяю тебя, не с пустыми руками уйдешь ты от них, если только придешь к ним с чистым сердцем и добрыми мыслями.

Если ты не веришь мне на слово, то хоть на время попробуй сблизиться с такими людьми, постарайся сделать хотя несколько шагов на пути к истинной свободе. А тогда уже сам решай, куда тебя больше тянет: к благу и свободе или к злу и рабству. В таком опыте ведь нет ничего постыдного. Испытай же себя…

(Эпиктет)

24 января

Будь правдив даже по отношению дитяти: исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи.

(Талмуд)



Никогда не учите ребенка тому, в чем вы сами не уверены, и если вы хотите что-нибудь внушить ему в нежные годы, чтобы чистота детства и сила первых сочетаний запечатлели это в нем, то берегитесь больше всего, чтобы это не была ложь, про которую вы и сами знаете, что это ложь.

(Джон Рёскин)

25 января

И когда пришли на место, называемое лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

(Лк. XXIII, 33–34)


Душа человеческая не добровольно, а силой отвращается от правды, умеренности, справедливости и добра; чем яснее это уразумеешь, тем кротче отнесешься к людям.

(Марк Аврелий)

26 января

Можешь ли ты разумно негодовать на человека, одержимого каким-нибудь отвратительным недугом? Чем он виноват, что его соседство тебе противно? Точно так же относись и к нравственным недугам.

«Но, – скажешь ты, – у человека есть разум, помощью которого он может сознавать свои пороки». Это верно. Следовательно, и ты обладаешь разумом и можешь разумным обхождением привести ближнего к сознанию своих недостатков; так прояви же свой разум, сумей пробудить в человеке совесть и исцели его слепоту без гнева, нетерпения и надменности.

(Марк Аврелий)

27 января

В сравнении с окружающим его миром человек не более как слабый тростник; но он – тростник, одаренный разумением.


Какого-нибудь пустяка достаточно, чтобы убить человека. И все-таки человек выше всяких тварей, выше всего земного, потому что он и умирая будет разумом своим сознавать, что он умирает. Человек может сознать ничтожество своего тела перед природою. Природа же ничего не сознает.


Все наше преимущество заключается в нашей способности разуметь. Одно только разумение возвышает нас над остальным миром. Будем же ценить и поддерживать наше разумение, и оно осветит нам всю нашу жизнь, укажет нам в чем добро, в чем зло.

(Влас Паскаль)

28 января

Тот, кто свои прежние злые дела покрыл впоследствии добрыми, светит в этом мрачном мире подобно месяцу в облачной ночи.

(Буддийская мудрость)


Благо человеку, кающемуся в грехах, когда он еще мужествен.


Покайся, пока силы не оставили тебя, подлей масло, пока еще не погасла светильня.

(Талмуд)

29 января

Истина ни в чем не познается путем разговоров, а только трудом и наблюдением. И когда вы овладеете одной истиной, – две другие, наверное, предстанут перед вами прекрасные, как первые листочки двусемянодольных растений.

(Джон Рёскин)


Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет.

(Он же)

30 января

Кто мнит правду во лжи и видит ложь в истине, тот никогда не постигнет истины и будет тщетно метаться в заблуждениях.

Но тот, кто узрел ложь во лжи и познал правду в правде, тот уже близок к истине, и путь его верен.


Как дождь неудержимо проникает в плохо прикрытое здание, так и страсти легко проникают в сердце, не защищенное размышлением.

(Буддийская мудрость)

31 января

Искусство только тогда на надлежащем своем месте, когда оно подчинено пользе. Его задача – поучать, но поучать любовно; и оно является постыдным, а не возвышенным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открыть истину.

(Джон Рёскин)


Люди, говорящие цветисто и искусно, с приятным обхождением, редко обладают добродетелью человеколюбия.

(Китайская мудрость)