Меню

Как отказаться от мести? Почему о совершенной мести впоследствии можно пожалеть Почему мстить - не лучшее решение

Рак груди 

Желание мстить погружает человека в трясину зла, подлости, хитрости и жестокости, замещает простые человеческие чувства и радости, обычные ежедневные занятия нехорошей злобной лихорадкой, отравляющей каждый день и каждый час, заставляющей придумывать всё более изощрённые способы доставления зла тому, против кого направлены все силы и вся энергия.

Человек подчиняет свою жизнь и судьбу одной цели - получить компенсацию, получить удовольствие или удовлетворение от того, что делает зло.

Пусть он делает его в ответ на то зло, которое сделали ему, но это не оправдание. Если человек не хочет быть звеном в эстафете зла, должен научиться прощать, иначе он иссушит собственную душу, потеряет правильное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, опустится ниже, чем тот, кому он мстит.

Обычно месть полностью лишает человека спокойствия, разрушает его внутренний мир и подчиняет его своей воли. Человек, желающий отомстить забывает о доброте, великодушии и сосредотачивается только на своих уязвленных чувствах и гневе.

Это мешает мстителю быть объективным и справедливым, хотя именно справедливости он якобы добивается. Но желание мести как правило ослепляет и справедливость такого человека становится мутной и лишенной здравого смысла.

В литературе мстители очень часто изображаются в романтическом ключе и показаны как положительные герои. Именно таковым является главный герой повести Пушкина «Дубровский» - молодой дворянин, ставший разбойником, чтобы отомстить за несправедливость и смерть своего отца, но не потерявший при этом благородства и великодушия.

Хотя личная жизнь его терпит крах из-за мести. Однако есть и негативные примеры, наподобие персонажа другой повести Александра Сергеевича - Алексея Швабрина, который желая отомстить становится подлецом и негодяем.

Месть бывает разной, иногда нельзя не оправдать мстящего человека, так складывается жизнь, что его можно понять, особенно в условиях войны, или в мирное время в современном обществе, где часто нет надежды на правосудие.

Но месть чаще всего, вне зависимости от того, за что человек мстит, и как - разрушает душу, как разрушает душу и период времени, предшествующий мести. Если человек все-таки решился на месть, то значит он так и не смог простить, успокоиться, начать жить своей нормальной жизнью, а не жизнью, посвященной мести.

В литературе мы видим примеры того, как месть разрушает душу и жизнь. В «Капитанской дочке» разрушена душа и судьба Швабрина из-за совершенно недостойной и подлой его мести, в «Дубровском» главный герой потерял любовь из-за мести, которую в принципе можно оправдать, поставив себя на его место.

Месть - отвратительное качество, которое присуще подлым людям. Влияет на жизнь оно прямым способом - человек становится желчным - он противен окружающим. Великодушие - черта сильных, когда идешь дальше не смотря ни что. И те кто рядом. Поэтому самым оптимальным вариантом является великодушие, которое не стоит путать со слабостью. Всем добра! Будьте лучше, чем вчера!

Желание мстить превращается в навязчивую идею, которая не дает спокойно жить и отравляет твою жизнь. Месть - эта черта присуща людям, которые не могут простить. Только сильный духом человек может простить обиду.

Литература полна примеров как великодушных, так и мстительных героев. С одних мы, как читатели, можем брать пример, а другие являются наглядной иллюстраций того, как делать не нужно. «Преступление и наказание» Достоевского так же вмещает в себя таких противоположных персонажей, способных на злодеяния и месть или же на добро и великодушие.

  1. (Месть бесполезна и ведет к плохим последствиям ) Преступление Раскольникова можно назвать своеобразной местью. Его мучит социальная несправедливость, что крайне отталкивающая старуха-процентщица при всем своем богатстве необычайно жадна, а бедные люди живут в нищете. Продумывая и анализируя теорию «тварей дрожащих и право имеющих», герой все-таки решается бросить вызов сложившейся ситуации. Однако его средства для достижения цели – ограбление и убийство, поэтому из его, так называемой, мести проку не вышло – герой лишь совестливо переживал содеянное, не зная, как не сойти с ума. Месть чаще всего и подразумевает жестокость, поэтому даже для достижения справедливого результата не стоит прибегать к злодеяниям: вкус заслуженной победы будет не так сладок, а скорее, только испорчен от горького привкуса мести.
  2. (Сила великодушия и его роль в человеческих отношениях ) Благодаря положительным качествам других персонажей роман Достоевского окрашивается в светлые тона. Сонечка Мармеладова, узнав о поступке Родиона Раскольникова, не отступилась от героя. Напротив, девушка искренне хотела спасти душу бедного молодого человека, поэтому она посоветовала ему покаяться в преступлении. Соня даже читает Раскольникову легенду о воскресении Лазаря с надеждой на возрождение новой жизни. Понимая, что Раскольников сожалеет об убийстве, она сострадает ему, не оставляя без поддержки. Безмерная любовь к людям и отзывчивость Сони смогли вытащить Родиона из ужасной пропасти. Так, автор подчеркивает силу великодушия, которое может спасти человеческую душу.
  3. (Великодушные люди часть становятся жертвами жесткости, это качество не приносит счастья ) К сожалению, даже добрые и сострадающие люди могут сталкиваться с несправедливой местью и жестокостью. Часто они становятся невинными жертвами ситуации, как получилось с Соней Мармеладовой. На поминках ее отца Лужин, несостоявшийся жених Дуни Раскольниковой, подложил в карман девушки сто рублей, чтобы потом обвинить ее в воровстве. Конкретно против Сони Лужин ничего не имел: таким образом, он лишь хотел отомстить Раскольникову за то, что тот выгнал его из квартиры. Зная, что Родион прекрасно относится к Соне, Лужин и воспользовался ситуацией, но Лебезятников спас дочь Мармеладова от клеветы. Месть героя не обвенчалась успехом, все лишь убедились в его безнравственности.
  4. Бороться за справедливость можно и без мести . Следователь Порфирий Петрович в своем деле весьма талантлив, и он догадался о преступлении Раскольникова задолго до его признания. Не имея улик против главного героя, он старался психологически вывести Родиона на чистую воду. После прочтения статьи Раскольникова, его падения в обморок и возмущений, что следователь с ним играет вместо того, чтобы действовать по форме, Порфирий Петрович только убеждается в своей интуиции: «Да уж больше нельзя себя выдать». Однако Порфирий подталкивал Раскольникова к признанию не для того, чтобы облегчить себе работу, или как-то скорее отомстить преступнику настоящим наказанием. Напротив, он делал это из глубокого великодушия и сострадания, ведь явка с повинной может смягчить наказание героя. Порфирий Петрович – человек, для которого справедливость – не пустой звук, однако в своем деле он сочувственно проявляет великодушие к настрадавшемуся Раскольникову.
  5. (Цена великодушия, пример великодушного человека ) Проявление великодушия – задача не из легких, иногда приходится отказываться от желаемого и идти на уступки. Семья Раскольниковых жила совсем небогато, и, чтобы выбраться из бедственного положения, сестра Родиона Дуня собиралась выйти замуж за расчетливого дельца Лужина. Раскольников понимал, что сестра идет на это не из-за любви, а из желания помочь их матери и самому Родиону. Не смиряясь с этой ситуацией, главный герой настаивает на расторжении помолвки: он понимал, что в интересах Лужина будет попрекать Дуню и командовать будущей женой, ведь тот спас ее от нищеты. Дуня была готова пойти на это, что говорит о ее заботе и стремлении помочь родным. Но, к счастью, Родион здесь также оказывается не скуп на великодушие, и не позволяет сестре загубить себе жизнь. Быть великодушным не так легко, для этого нужно быть готовым к самопожертвованию. Кроме того, не менее важно, чтобы люди, ради которых человек идет на уступки, ценили это.
  6. (Может ли месть быть справедливой? Месть судьбы ) Свидригайлов выступает воплощением теории Раскольникова. Его, на первый взгляд, не тревожат муки совести, а ведь он виновен не в одной смерти. Но, если судебные наказания так и не настигли героя, то это не значит, что Свидригайлов не был отомщен судьбой. Сам Аркадий Иванович признается Раскольникову в том, что к нему приходят привидения, а это означает, что персонаж чувствует собственную вину. Месть может быть справедливой и совершаемой не человеком, а роком, именно это и ожидало Свидригайлова. За все содеянное герой был отомщен несчастной судьбой – он остался без поддержки, вследствие чего не выдержал и совершил самоубийство.
  7. Великодушие друзей может выручить любого в трудную минуту. Совершив долгожданное преступление, Раскольников уже не может вести себя, как обычно, хоть и старается отвести от себя всякие подозрения. От бедности убийство старухи-процентщицы его так и не спасло, ведь герой в муках совести и страха избавился от всего украденного. На помощь к Родиону неоднократно приходит его приятель Разумихин, замечавший, что с другом творится что-то странное. Товарищ не ограничивается материальной помощью. Когда Раскольников понимает, что ему стыдно находиться с матерью и сестрой, он просит Разумихина быть с ними и поддерживать его семью. Родион мог полностью положиться на своего приятеля, а тот великодушно поддерживал Раскольникова, как мог.
Сочинение по данному тексту (задание уровня «С») 1.Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста). 2.Проблема, поднятая в тексте 3.Комментарий 4.Авторская позиция 5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка). 6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт). 7.Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом). Речевые образцы Как начать сочинение Можно начать: 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы. 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). Например: Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что... 3) с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). Например: Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли... Комментарии - В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о... - В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: ... - В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о..., но и о....Такой смысловой емкости автор достигает при помощи.... - Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: .... - Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора). - Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о..., автор подразумевает... Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Одобрение Нейтральная позиция (констатация фактов) Порицание, осуждение
Автор восхищается...; поражается..., удивляется...; словно приглашает вместе с ним полюбоваться...; с интересом наблюдает за тем...; любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о Автор размышляет о...; словно приглашает читателя к диалогу...; делится своими мыслями, наблюдениями...; ставит перед читателями важную, злободневную проблему...; пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п. Автор с болью в сердце пишет о том, что...; с горечью говорит о… у автора вызывает негодование...; автор не может мириться с тем...; с горькой иронией пишет о том...; свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...

б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера - это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

Практикум: «Пишем сочинение»

Занятие № 1. Как работать с текстом при написании сочинения?

Существует много методик, которые помогут нам в работе нал сочинением. Мы предлагаем один из вариантов подготовительной работы с текстом.

I. Прочитайте текст (см. Учебно-тренировочные варианты. Ва риант № 15).

(1) Сжимая в руке вилы, М ария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к такой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) Н какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и понят, что он безоружен.

(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдави ли сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу ху торян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени. и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы...

(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сде лала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.

(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

Мама! Ма-а-ма!..

(11) Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрог нуться от нестерпимой боли.(12) Мария выронила вилы, ноги её под косились. (13) Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза...

(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) За хлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам. едва за кончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

(17) Мария молча плакала. (18) Смерть мужа и сына, угон ху торян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её. и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому чело веку, первому, кого она встретила за все последние дни.(19) И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. (20) И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо под чиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. (21) Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вло жил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.

(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что вто рой осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая ру кой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она - последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в mm горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из созна ния умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд - Мария и это поня ла - выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жить, отогнать смерть...

(По В. Закруткину)

  1. Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую автором в тексте, и его позицию.

Выпишите эти фразы, например:

  1. ...ненависть и слепая злоба...
  2. ...слабый крик множеством ножей впился в грудь...
  3. ...ведь только святое слово «мама»...
  4. ... присела рядом... напоила молоком...
  1. Проанализируйте свои записи. Подумайте, какую проблему поднимает автор в прочитанном вами тексте. Сформулируйте и за пишите эту проблему, например: Месть или отказ от мести?
  2. Определите позицию автора, то есть его мнение по поводу поднятой проблемы. Из пятого предложения текста понятно, что желание мстить является чувством, которому трудно противосто ять. Это один из взглядов автора, но постепенно он подводит чи тателя к мысли, что поверженный враг имеет право на гуманное отношение. Сделайте запись, в которой укажите позицию автора.

V. Решите: согласны ли вы с мнением автора. А может быть, его
точка зрения не приемлема для вас? Вспомните художественные
произведения или случаи из жизни, которые помогут вам доказать
свою точку зрения и запишите их.

  1. Подумайте, какое можно использовать введение. Наиболее выигрышным является аналитическое введение. Оно сразу заявля ет о вас, как о личности, умеющей логически грамотно мыслить. Суть такого вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.
  2. Составьте план. Постарайтесь, чтобы он был подробным и помог вам написать сочинение. Например:

Вступление:

  1. Что такое месть?

Основная часть:

  1. Короткое слово «мама»...
  2. Гуманистический выбор Марии.
  3. Мое отношение к авторской позиции.

Заключение:

I) Месть или отказ от мести - выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

VIII. Опираясь на план, напишите сочинение.

Приводим образец такого сочинения. Конечно, у вас оно мо жет быть совершенно другим. Всё зависит от вашей точки зрения, а также читательского и жизненного опыта.

Вступление

1) Что такое месть?

Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть. Что же такое месть? Это на меренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть - это сложнейшее и противоречи вое явление в жизни общества.

Основная часть

  1. «Убить убийцу» « во имя высшей справедливости».

Месть или отказ от мести - такова основная проблема прочи танного мною текста.

«Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она уви дела...раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги по висшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки». Прочитав это предложение, я понимаю, что автор считает жела ние отомстить за смерть близких людей чувством, которому трудно противостоять. И его героиня поднимает вилы...

  1. Короткое слово «мама»...

Но в последнее мгновение Мария слышит сдавленный крик: «мама!» Почему именно это слово вложил автор в уста раненного немца? Ко нечно, сделано это не случайно. Кричать так может только насмерть испуганный мальчишка. В то же время Мария, услышав слово «мама», понимает, что перед ней беспомощный человек, который нуждается в помощи.

  1. Гуманистический выбор Марии.

И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией ав тора: у поверженного, а значит уже неопасного врага, есть право на гуманное отношение.

  1. Моё отношение к авторской позиции.

Эта позиция близка и мне ещё с той поры, когда я прочитала книгу Л. Н. Толстого «Война и мир».

Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля. а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешептываются друг с другом. Возможно, они восхищаются бла городством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.

Такова же и позиция писателя Гроссмана в произведении «Жизнь и судьба». Да, война несёт смерть. Но даже во время войны человек мо жет побороть в себе желание отомстить бывшему врагу, который безоружен и страдает.

Заключение

1) Месть или отказ от мести - выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести - это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ В. Солоухи на «Мститель». В душе героя-рассказчика идёт борьба между жела нием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге ему удаётся разорвать порочный круг, и на душе становится легко.

Так мстить или отказаться от мести? Я думаю, что повержен ного, повинившегося врага стоит простить, памятуя, что «высу шить одну слезу - больше доблести, чем пролить целое море крови».

IX. Уберите из текста сочинения пункты плана. Перечитайте со чинение. Убедитесь в том, что у нас получился логически связан ный текст сочинения и нам удалось доказать свои идеи, сформу лировать вывод. Проверьте грамотность написанного вами текста.