Меню

Воспитание ребенка до года: главные советы родителям. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям Развивающие игры от 0 до 3 месяцев

Обследование 

Новорождённый ребёнок очень беспомощный и нуждается в постоянной заботе и внимании взрослых. Во время ухода за малышом постоянно занимайтесь с ним двигательными упражнениями , чтобы способствовать его правильному физическому развитию.

В конце месяца грудничок уже может приподнимать голову, чтобы посмотреть на окружающие предметы.

Когда малыш лежит на спине, можно без усилий сгибать и разгибать его ножки, похлопать по ступням.

Укладывая на спину и живот, побуждать удерживать голову. Можно имитировать движение "велосипед" , приговаривая:"Мы едем, едем, едем..."

Удерживая малыша на руках в горизонтальном положении, поворачивайте его то в одну, то в другую сторону, то лицом к себе, то спиной к себе.

Перекатывание на мягкой поверхности. Возьмите за лодыжку и бедро и положите одну ножку на другую. Бедра и верхняя часть туловища перевернутся сами. Повторите движение в другую сторону.

Можно пытаться вызывать у малыша движение отталкивания ногами, при этом взрослый разговаривает с ребёнком, улыбается ему, старается вызвать ответное оживление.

Когда малышу будет уже один месяц, поиграйте с ним, давая ему свой палец, затем убирая, а ребёнок будет за него хвататься. Можно с малышом на руках танцевать под спокойную музыку, начиная с одного месяца.

Общение.

Общаться с младенцем нужно спокойно, ласково, напевая его имя на разные лады, хорошо петь колыбельные песенки.

Общаясь с ребёнком, старайтесь вызвать ответную реакцию на своё присутствие, на свою улыбку.

Ребёнок должен отыскивать глазами маму, поворачивать голову на её голос. Со второго месяца младенец может рассматривать лицо взрослого.

А к трём месяцам малыш уже оживляется при виде близкого родственника.

Все гимнастические комплексы для грудничков должны отвечать следующим требованиям:

1. Занятия проводятся ежедневно по несколько раз в день , на протяжении всего первого года жизни.

3. Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через час после него.

4. Помещение должно быть хорошо проветрено, оптимальная температура воздуха 21°С.

5. Все упражнения повторяются по 3 раза.

6. Продолжительность процедур около 15 минут.

7. Все упражнения следует сопровождать ласковыми словами и улыбкой, вызывая у малыша положительную реакцию.

8. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится поворачиваться на спину, на живот, ползать на животе и на четвереньках!

9. Начинать и заканчивать процедуры следует легким поглаживанием ладоней и пальцев ребенка, при котором кожа не собирается в складки.

10. Поглаживание рук ребенка проводится от кисти к плечу, ног - от стоп к паху, живота - по направлению от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка.

11. Не следует заниматься гимнастикой с простуженным или уставшим ребенком.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок правильно развивался, не жалейте времени с ним. Помните, что всё нужно делать вовремя, навёрстывать упущенное всегда сложнее.

Массаж и гимнастика

Младенческий возраст — не помеха для начала занятий массажем и гимнастикой. Массаж — это пассивная гимнастика, система дозированных механических воздействий на мускулы и мышцы. Во время массажа мышцы приводятся в такое состояние, как если бы они хорошо поработали. Так, массаж мышц живота активизирует деятельность его гладкой мускулатуры, то есть перистальтику кишечника.

Желательно, чтобы занятия проводились в одно и то же время. «Время» в данном случае — не какой-то определенный час, но определенная последовательность действий. Малышу для комфорта необходима предсказуемость событий, когда он знает, когда и что ожидать. Следовательно, вы можете заниматься перед купанием, после дневного сна, перед прогулкой — тогда, когда это удобно и вам, и ребенку. Гимнастикой и массажем нельзя заниматься сразу после еды, купания или ночного сна. Важно, чтобы малыш был настроен на занятия. Если он устал, голоден или просто не в настроении, отложите занятие.

Проводить массаж и гимнастику лучше всего в проветренной комнате с температурой воздуха от 22 до 25 °С. Положите на любую твердую поверхность байковое одеяло, а поверх него — клеенку и простынку Первые сеансы массажа должны продолжаться не дольше 2 минут. Постепенно продолжительность массажа можно довести до 10 минут в день, а к 1 году — до 15 минут.

Ни в коем случае нельзя делать массаж, если:

— ребенок болен;

— у малыша температура выше 37,5 °С;

— у ребенка диатезная сыпь, гнойничковые или воспалительные заболевания кожи;

— поставлен диагноз «порок сердца».

Массаж можно делать через день, а гимнастические упражнения нужно выполнять ежедневно. Все свои действия желательно сопровождать словесными объяснениями — называть те части тела, к которым вы прикасаетесь, придумывать веселые песенки и стишки для определенных движений. Очень важно не забывать хвалить малыша во время занятий — это побудит его выполнять все, о чем вы его просите. Занимаясь со своим ребенком массажем и гимнастикой, вы заметите, как он и сам стремится повторить то, что вы только что проделывали с ним, радуется «игре», которую вы ему предложили.

Развитие мелкой моторики ребенка во многом зависит от хорошего развития мышц рук и гибкости пальцев.

Массаж рук для детей от рождения до 1,5 месяцев

— Возьмите малыша за правую руку, нежно погладьте ее по направлению от запястья к предплечью и плечу, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Мышцы-сгибатели в этом возрасте еще сильно напряжены, поэтому не пытайтесь разгибать руку насильно, чтобы не причинить малышу боль. Повторите те же движения с левой рукой ребенка.

— Возьмите кулачок ребенка в свою руку и раскройте его. Распрямите пальчики, погладьте каждый из них по боковым сторонам, от ладошки к кончикам, легонько нажмите на каждый ноготок, слегка помассируйте подушечки пальцев.

Массаж и упражнения для рук для детей от 1,5 до 3 месяцев

Малышу исполнилось всего лишь полтора месяца, а он так заметно изменился: мышцы-сгибатели уже меньше напряжены, появились новые движения и навыки.

— Положите ребенка на спинку и сделайте массаж рук так же, как делали раньше, с той лишь разницей, что ваши «невесомые», поглаживающие движения должны стать более ощутимыми.

— Возьмите руку малыша, обхватите запястье большим и указательным пальцами и растирайте в том же направлении, как при поглаживании, то есть вверх по руке.

— Возьмите в свои руки кисти ребенка и легонько потрясите их, затем разведите его ручки в стороны и подвигайте ими так, как будто птица машет крыльями. Это упражнение хорошо расслабляет мышцы рук малыша.

— Вложите в ручки ребенка свои большие пальцы — он тут же рефлекторно сожмет кулачки. Остальными пальцами обхватите его пальчики и вытяните (поднимите) его правую руку вверх, а левую опустите вниз, после чего поменяйте их положение. Повторите упражнение 3-4 раза.

— Разведите руки малыша в стороны, положите их на стол, затем скрестите их на его груди и опять разведите в стороны. Повторите упражнение 3-4 раза.

— Одной рукой возьмите руку ребенка, вложив свой большой палец ему в кулачок. Отведите руку в сторону, положите ее на стол, прижав другой рукой плечо ребенка к столу. Сгибайте и разгибайте руку в локте 3-4 раза. Повторите это упражнение с другой рукой.

— Возьмите руку малыша за предплечье и легко поверните ладошку сначала влево, затем вправо, после чего разогните и согните руку в лучезапястном суставе. Проделайте это упражнение с другой рукой.

Интерес к окружающему миру

С рождения малыш попадает в предметный мир. Чтобы войти в этот мир, надо научиться познавать его, правильно воспринимать, действовать с предметами. Познавательная деятельность младенца начинается примерно с 2 месяцев, когда он сосредоточивает взгляд на объекте внимания и делает пока еще беспорядочные движения ручками.

В возрасте до 3 месяцев развиваются такие важные способности, как зрительное слежение и рассматривание, слуховое внимание, кожная чувствительность. Не секрет, что большими знаниями обладают люди любознательные. Поэтому первое, что мы должны делать, как только у нас родился ребенок, — всемерно стимулировать его активность, не только физическую, но и познавательную. Новорожденному интересно все, но в первую очередь — те, кто его окружает.

— Вспомните, с каким удовольствием вы делали в детстве разные гримасы. Состройте ребенку смешную рожицу и посмотрите на него, улыбаясь. Он может просто улыбнуться в ответ или попробует скопировать вашу гримасу. Высуньте язык, поднимите брови, наморщите нос — словом, поиграйте со своим лицом. Ребенок будет смотреть не отрываясь. Отодвиньтесь на минутку так, чтобы малыш не видел ваше лицо. Если игра его не утомила, вы увидите, как он начнет искать вас. Тогда продолжите игру до тех пор, пока ему не надоест.

— Младенцам очень нравится, когда тело и ручки гладят какой-нибудь мягкой игрушкой. Еще лучше, если эта игрушка издает какие-нибудь звуки. Это может быть мягкая собачка, которая гавкает, если нажать ей на животик, или зайчик, пищащий при сдавливании. Возможно, это кукла, умеющая говорить: «Мама!» Погладьте и пощекочите ребенка игрушкой, а потом спрячьте ее себе за спину. Если ребенок начнет беспокоиться и искать игрушку, продолжите игру.

— Дети довольно быстро начинают изучать свои руки: подносят ладошки поближе к лицу и шевелят пальчиками. Можно помочь ребенку — поиграть с его руками. Поднесите ручки ребенка к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвигайте его пальчиками, приговаривая что-нибудь нежное и ласковое. Потом отпустите ручки и слегка отвернитесь, поглядывая на ребенка время от времени, так, чтобы он это замечал. Если он постарается снова привлечь ваше внимание — продолжите игру.

Наблюдательность — еще одно необходимое качество, которое нужно развивать с самого нежного возраста. Ребенок приобретает знания об окружающем мире, наблюдая за всем происходящим вокруг. Чтобы развивать врожденную склонность к наблюдению, нужно сделать так, чтобы окружающее было интересным для ребенка, привлекало бы его внимание. Ребенок в этом плане мало отличается от нас: сев в поезд, мы с интересом начинаем смотреть в окно, но если пейзаж однообразен и скучен, внимание наше быстро переключается на что-либо более интересное. Если же ничего интересного нет, мы, скорее всего, предпочтем проспать всю дорогу.

До 3 месяцев малыш больше всего времени проводит в своей кроватке. Как сделать его мир интересным? Лучшее средство для этого — подвесной мобиль.

— Мобиль можно подвесить на шнуре (особенно удобно это получается на кроватке с пологом) или закрепить на кронштейне. Мобиль необязательно покупать, его можно сделать из обычной вешалки, подвесив к ней игрушки, шарики или ленточки. Висеть он должен так, чтобы ребенок мог рассматривать предметы, но не дотягивался бы до них.

— Обязательно ходите с малышом по квартире, кладите его на диван, на кресло, на пол. Таким образом вы меняете поле зрения ребенка, а значит, тренируете его координацию в пространстве и чувство равновесия, даете возможность составить свои впечатления о доме.

— Такая, казалось бы, простая игрушка, как погремушка, способствует развитию слуха, внимания, координации движений. К 3 месяцам (а нередко даже раньше) ребенок уже поворачивает голову в ту сторону, откуда доносится звук. Младенец хорошо реагирует на звуки на расстоянии не более полутора метров. Возьмите яркую погремушку и потрясите ее справа от малыша. Он повернет головку в сторону, откуда доносится звук. Похвалите умницу. Погремите игрушкой слева. Малыш с интересом устремит взгляд в эту сторону. Привлеките погремушкой внимание к себе.

— Дайте ребенку потрогать погремушку. Поверхность игрушки должна быть гладкой. Погремушка должна быть яркой, удобной для захвата, безопасной и приятно звучащей. Помните, что слишком громкие звуки могут напугать ребенка.

— Позвените около малыша колокольчиком так, чтобы звук раздавался справа, слева, сверху, сзади и т. п.

— Привяжите воздушный шарик к ручке малыша ленточкой так, чтобы ребенок мог наблюдать за его движением и, следовательно, координировать движения своих глаз и рук. Только будьте внимательны и осторожны, чтобы шарик не лопнул и не напугал малыша.

Полезны и приятны малышу будут и другие упражнения.

А ну-ка подтянись!

Здоровые новорожденные до 2 месяцев обладают хватательным рефлексом, который можно использовать для игры и физической тренировки малыша.

Вставьте в ручки ребенка свои указательные пальцы и слегка поднимите руки. Малыш потянется за вашими руками и слегка приподнимется. Через 1-2 секунды опустите малыша, чтобы он отдохнул, потом опять приподнимите.

Теперь вставьте в сжатые кулачки ребенка свои большие пальцы. Осторожно тяните его к себе до тех пор, пока малыш не «сядет».

Помогите малышу ухватиться за деревянную палочку, пластмассовое или деревянное колечко и осторожно приподнимите.

Как только ручки ребенка начинают слабеть, нужно осторожно положить его. Месяцам к двум он уже сможет приподниматься, держась за ваши пальцы.

Игра развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы, улучшает координацию.

Наши маленькие ручки

Осторожно, нежно погладьте правую ручку малыша по направлению от запястья к плечику, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Повторите те же действия с левой ручкой.

Взяв кулачок ребенка в свою руку, раскройте его, погладьте ладошку, распрямите пальчики. Погладьте каждый пальчик, начиная от основания, а в заключение массажа слегка нажмите на ноготок.

Игра необходима для физического развития, закаливания, укрепления эмоциональной связи мамы и ребенка.

Наши пальчики

Спойте потешку, перебирая детские пальчики:

Сорока-белобока Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Ничего тебе не дам!

Слегка погладьте ладошку малыша, мягко надавливая на основания пальцев.

Игра развивает мелкую моторику, слух, память.

У здорового младенца есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании.

Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.

Наблюдаем

Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».

Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.

Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети.

Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.

«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»

«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».

Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.

Развиваем осязание

Старайтесь развивать тактильную чувствительность ребенка – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.

Очень любят малыши и самодельные погремушки . Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем.

Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.

Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для ребенка это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.

А весной можно выходить на улицу и смотреть, как распускаются почки. Малыш погладит их своими крошечными пальчиками и потеребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.

Слушаем

Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в животе у мамы. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте ребенка к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.

На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).

Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).

Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.

Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!

Инесса Смык

Появление ребенка в семье сопряжено со множеством новых забот, одна из них – выбор одежды для новорожденного. Хорошие родители осознают, что гардероб малыша должен отвечать самым жестким требованиям. Сегодня многие мамы и папы предпочитают не пеленать кроху, а одевать его почти как взрослого с самого рождения. Однако не все знают, как правильно выбирать первые повседневные вещи для малыша. Мы расскажем о видах распашонок и штанишек, а также о том, как разобраться в современном ассортименте чепчиков для крохи.

Одежда для малыша должна быть безопасной, гигиеничной и натуральной

Разновидности детской одежды

Для начала надо разобраться в том, какая одежда для новорожденных от 0 до 3 месяцев существует. Гардероб современных мальчиков и девочек пополнился новыми изделиями, о которых не приходилось слышать нашим мамам и бабушкам. В таблице мы привели классификацию самых популярных моделей для младенцев и детей до трех месяцев.

Таблица наиболее актуальных вещей для новорожденных:

Наименование Внешний вид Основные функции
Боди популярны среди родителей грудничков. Представляют собой длинную футболку с рукавами, которая застегивается между ног. Боди не выскальзывает из-под ползунков, обнажая тело. Их шьют из разных видов ткани, они могут быть предназначены для лета и зимы.
Специальные штанишки для малышей могут быть на резинке, а также на бретельках. Вторые застегиваются на плечах на кнопки или пуговицы. Такие штанишки комфортны для ползания, они не должны сползать вниз.
Кофточки, которые не имеют застежек, а лишь запахиваются на груди или спине. Иногда распашонку можно завязать под горлом. Распашонки годятся только для самых маленьких. Ввиду отсутствия застежек этот предмет туалета используется в качестве нательного белья при пеленании малыша.
Большинство моделей кофточек имеют застежки. Иногда они застегиваются на кнопки, реже – на пуговицы. Являются своеобразным заменителем распашонок. Кофточки лучше комбинировать со штанишками на бретельках. Иначе они будут выглядеть неопрятно – подол кофточки часто выскальзывает из ползунков на резинке.
Комбинезоны или слипы («человечки») Детская одежда для всего тела – штанишки вместе с кофточкой в одном комплекте. Застегиваться могут по-разному – спереди, сзади. Многие модели дают возможность сменить подгузник, расстегиваясь между ног. Комбинезон может быть утепленным, предназначенным для прогулки. «Человечек»-слип, сшитый из тонкого трикотажа, либо из флиса, подойдет для дома, сна и ползания.









Дополнительные аксессуары:

Наименование Внешний вид Основные функции
Шапочки Для дома используют чепчики, сшитые из трикотажного полотна. Они плотно облегают голову грудничка, имеют веревочки, которые завязываются под подбородком. Шапочки для прогулки шьют из более плотных материалов – они красивы и сидят на малыше свободно. Головной убор призван защитить ребенка от солнца, ветра или мороза. Подобрать шапочку или чепчик непросто – нужно, чтобы выбранная модель хорошо сидела.
Носочки - обязательный предмет туалета младенца. Для лета можно приобрести несколько пар из тонкого трикотажа, для холодного времени – махровые или шерстяные. Носочки используются не только для защиты ножек от холода. Носочками иногда фиксируют слишком свободные ползунки.
Пинетки Пинетки - предмет облачения, имитирующий обувь. 3-месячный малыш еще не может ходить, поэтому задача пинеток такая же, как и у носочков. «Тапочки» смотрятся нарядно и хорошо фиксируются на ножке шнурком или липучкой.
Защита для ручек Защита для ручек похожа на варежку, однако, без отдельного «домика» для большого пальца. В народе такие варежки называют «антицарапки». Они могут завязываться на запястье, а могут фиксироваться на руке с помощью резинки. Антицарапки предназначены для того, чтобы малыш сам себя не поцарапал.






Пинетки (рекомендуем прочитать: )

Одежда для первых дней

Собираясь за покупкой облачения для новорожденного, невозможно учесть все. В связи с этим желательно действовать, ориентируясь на стандартный комплект экипировки младенца. Мы составили список изделий, необходимых малышу сразу после выписки из роддома:

  • боди с коротким или длинным рукавом в зависимости от сезона – 2-4 шт;
  • ползунки на резинке и на бретелях – 3-5 шт;
  • кофточки или распашонки – 2-4 шт;
  • чепчики из трикотажа – 2-4 шт;
  • носочки – 2-4 пары.

Для выписки из роддома, когда счастливые родители заказывают услуги фотографа, нужно подготовить традиционный набор: нарядный комбинезон, яркий конверт, а также шапочку. Тогда фото и видео первого выхода малыша «в свет» будут напоминать родителям о счастливых минутах.

Позже в этом комбинезоне и шапочке мама сможет выходить с малышом на прогулку. Если это зима или поздняя осень, облачение должно быть теплым, если лето – достаточно флисового “человечка”. Все изделия желательно выбирать по размеру, который определяется ростом крохи.



Нарядный комбинезон потом можно будет использовать для прогулок и фотосессий

Также понадобятся пеленки. Их количество зависит от того, используют ли родители подгузники. Если мама с папой планируют пользоваться одноразовыми подгузниками и не пеленать малыша с первых дней жизни – 4-5 пеленок вполне достаточно. Их удобно использовать для того чтобы застелить кроватку, матрасик в люльке или коляске, пеленальный столик. Также пеленки понадобятся для каждого визита к педиатру.

Если же родители не планируют использовать одноразовые подгузники, пеленок придется купить больше. Сколько штук понадобится? Чем больше, тем лучше – в среднем 15-20 единиц. Также желательно приобрести пару штук непромокаемых пеленок.

Одежда по сезону

Подбирая малышу облачение, следует учитывать время года. Дети до года растут намного быстрее, чем 2-4-летние малыши. Покупать комбинезон «на вырост», который понадобится только через полгода, не стоит. Никто не знает, как подрастет кроха, какой размер ему придется впору. Желательно приобретать изделия, рассчитанные на 2-3 месяца. Если малыш родился летом – не следует покупать для него вещи, предназначенные для зимы, сделать это желательно позже. Ниже рассмотрим, какая одежда потребуется новорожденному в зависимости от времени его рождения.



В летнюю пору ребенку нужна легкая одежда, которая защитит от сквозняков и солнечных лучей

Лето

В жаркую погоду малыш потеет так же, как и взрослый, поэтому нужно выбрать несколько комплектов легких кофточек и штанишек. Не стоит стараться одеть кроху потеплее, чтобы он не простудился. Таким способом можно добиться противоположного результата – ребенок вспотеет и станет кашлять от легкого ветерка. Список детских вещей, которые подойдут для лета:

  • Боди – они могут иметь короткие рукава или не иметь их вовсе.
  • Песочники – такое облачение представляет собой рубашку или майку, совмещенную с шортами. Песочники (ромперы) комфортны тем, что не облегают тело, как боди. Эта одежда свободная, ромперы не натирают, в них обычно не жарко. Однако песочники лучше подходят детям постарше, которые уже начинают сидеть – от 4-5 месяцев.
  • Для прохладных дней необходимо иметь более теплую одежду – комфортны в носке вязаные кофты на пуговицах (а не пуловеры), комбинезоны из фланели, курточки и штанишки из плотного хлопка (рекомендуем прочитать: ).

Зима

Главный туалет новорожденного для зимы – теплый и комфортный комбинезон (см. также: ). К его выбору стоит отнестись серьезно. Основные требования:

  • Комбинезон должен быть предназначен для зимы. Нельзя новорожденному надевать демисезонную одежду при минусовой температуре.
  • Желательно, чтобы верхний слой изделия был непромокаемым – обычно используется парусиновая ткань с напылением.


Верхний слой комбинезона должен быть непромокаемым
  • Хороший комбинезон легко и быстро застегивается. Это качество поможет не перегревать кроху в процессе долгого надевания верхней одежды. Оптимально, если комбинезон оснащен двумя длинными и надежными застежками-«молниями».
  • Желательно, чтобы зимний комбинезон имел капюшон. Он потребуется не только для того чтобы защитить голову малыша от ветра и снега, но и чтобы прикрыть шею.
  • При покупке сразу нужно уточнить у продавца, можно ли комбинезон стирать. Эта же информация есть на ярлыке изделия. Если наполнитель – пух, то комбинезон придется сдавать в химчистку, что не всегда удобно. Во-первых, услуга недешевая, во-вторых, пока изделие будет в чистке, кроха не сможет выходить на прогулку. Модели побюджетнее шьют с синтепоном или холлофайбером, их можно стирать в машинке (рекомендуем прочитать: ).
  • Комбинезон обычно укомплектован варежками и бахилами. Чаще всего их шьют из того же материала, что и основное изделие. Затем крепят на рукава и штанины с помощью молний, кнопок.

Вместо комбинезона можно использовать утепленный конверт. Также для зимних прогулок пригодится теплая шапочка – она должна сидеть на голове свободно, чтобы под нее можно было надеть чепчик. При этом шапочка призвана закрывать уши и прикрывать часть лба.

Межсезонье

Осенью и весной нужно особенно внимательно отнестись к одежде малыша. Это время коварное – в марте-апреле солнце днем согревает воздух, а ближе к земле температура более низкая. Не стоит забывать, что ребенок в коляске находится ниже мамы, поэтому ему может быть холоднее. В то же время не следует перегревать малыша, чтобы он не потел.



Перегрев для малыша так же опасен, как и сильное охлаждение

Демисезонный комбинезон – наиболее актуальное изделие для весны и осени. Пусть малыш будет одет так же, как и зимой, только верхняя одежда должна соответствовать сезону. Демисезонный комбинезон тоньше, чем зимний, в нем не будет жарко. При этом детские комбинезоны шьют из непромокаемых тканей, а также у них может быть отстегивающаяся подкладка.

Если мама сомневается в том, как одеть малыша в межсезонье, ей стоит руководствоваться собственными ощущениями.

Существует универсальное правило: ребенок должен иметь столько же слоев одежды, как и взрослый, плюс еще один слой. Например, мама для прогулки надела два слоя – спортивный костюм и куртку. Значит, малышу потребуется нижний слой, промежуточный и верхний.

Чтобы легче было ориентироваться в том, как одеть ребенка в зависимости от погоды, мы собрали имеющуюся информацию в таблицу. В таком возрасте не имеет значение пол ребенка – облачение для мальчиков и девочек может быть идентичным.

Таблица видов одежды в зависимости от времени года

Возраст ребенка Зима Лето Межсезонье
В первые дни в роддоме В любой сезон ребенку потребуются: "человечек", боди, распашонки, ползунки, чепчики
Новорожденный Утепленный конверт или комбинезон (либо то и другое), теплая шапочка. Снизу на ребенке должно быть еще два слоя одежды: чепчик, человечек, а также распашонка, штанишки. Конверт из легкой ткани, комбинезон-человечек, распашонка, штанишки. Носочки, антицарапки, чепчик и летняя шапочка. Демисезонный комбинезон или конверт, "человечек" флисовый (фланелевый), распашонка-кофточка, штанишки.
От 0 до 3 месяцев Пеленки, боди, человечки, распашонки, штанишки, кофточки. Конверт или комбинезон для зимы, чепчики и шапочки. Для дома желательны антицарапки, носочки, пинетки. Пеленки, легкое одеяло для коляски. Песочники, боди, ползунки, распашонки, чепчики. 1-2 штуки флисовых комбинезонов, пару вязаных кофточек. Носочки, пинетки. Пеленки, теплое одеяло в коляску. Демисезонный конверт или комбинезон, шапочка для прогулок, чепчики. Боди, распашонки и штанишки.

Все перечисленное для новорожденных и детей до трех месяцев является наиболее актуальным. Важно не бросаться в крайности, закупая огромное количество всевозможных вещей для грудничка – мама может не успеть использовать все. К тому же малыш растет быстро, а ползунки и распашонки за короткое время станут ему малы. Одежду лучше приобретать небольшими партиями по мере необходимости, ориентируясь на текущие потребности крохи.

Младенческие игры
Часть 1.

Традиции ухода за маленькими детьми создаются и меняются прямо на наших глазах. Еще десять-пятнадцать лет тому назад с ребенком начинали играть и заниматься, когда ему исполнялось хотя бы два-три года. А грудной младенец – что он, собственно, может понять? Да нужно ли с ним как-то специально играть? Теперь времена изменились, и педиатры и психологи в один голос советуют новоиспеченным родителям: играйте с малышом, занимайте его все то время, пока он не спит. Но легко ли это делать родителям, большинство из которых было лишено таких игр в нежном младенческом возрасте? Во что играть с младенцем до года – об этом мы и поговорим сегодня.

От 0 до 3 месяцев

Вам кажется, что новорожденный младенец абсолютно беспомощен и способен только есть да спать? На самом деле, это не так. У здорового новорожденного малыша есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании. Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.

Наблюдаем
Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».

Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.
Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети (например, моя старшая шестилетняя дочь с удовольствием вырезала своей новорожденной сестре картонные фигурки для первого мобиля).

Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.

«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»

«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».
Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.

Развиваем осязание
Старайтесь развивать тактильную чувствительность вашей крохи – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.
Очень любят малыши и самодельные погремушки. Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем. Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.
Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для крохи это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.

Наконец-то наступила весна, и мы с Дашенькой каждый день выходим на улицу посмотреть, как распускаются почки. Девочка гладит их своими крошечными пальчиками и теребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.

Слушаем
Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в мамином животике. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте кроху к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать!). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.
Изображайте различные звуки голосом, пойте песни (и не только нежные колыбельные, но и громкие, веселые мелодии).
На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).
Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).
Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.
Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!
Инесса Смык