Меню

Игры с 6 месячным ребенком малыши. Развивающие игры для детей шестого месяца жизни. Развитие речи и мышления

Маммология

Некоторые родители ошибочно полагают, что с малышом до года не нужно заниматься. Это является большой ошибкой, потому что грудные дети каждодневно овладевают новыми навыками. Впоследствии это окажет большое влияние на развитие крохи. Очень важно, чтобы мама помогала ребёнку развиваться. Далее в статье будет разобрано, какие нужны занятия, чтобы малыш полноценно развивался в 6 месяцев.

Какие существуют особенности развития малыша в 6 месяцев

Как считает доктор Комаровский , хорошо развитый ребёнок в 6 месяцев должен обладать следующими навыками:

  1. Озвучивать слоги. Откликаться на собственное имя.
  2. Самостоятельно сидеть.

Если из этого перечня кроха что-то не может, то с ним необходимо заниматься. Чтобы помочь малышу самостоятельно сесть, ему каждый день необходимо проводить массаж. С крохой нужно заниматься гимнастикой, которая ему показана по возрасту. Если малыш не откликается на собственное имя, то с ним нужно чаще разговаривать и называть его по имени. Если малыш не озвучивает слоги, то с ним необходимо произносить побольше простых слов. Например, сюда относятся слова «пока» и «привет». Детскими педиатрами применяются немного другие критерии , чтобы определить, нормально развивается малыш в 6 месяцев или нет. По оценкам специалистов, в 6 месяцев кроха должен уметь следующее:

  1. Лепетать или произносить слоги.
  2. Должен уметь брать в руки игрушку и играть с ней.
  3. Из положения на животе должен уметь переворачиваться на спину.
  4. Кроха должен уметь ползать или приподниматься на ручках.
  5. А также у крохи должен быть навык, чтобы он кушал с ложки.

С 6 до 7 месяцев нужно приложить все усилия, чтобы малыш приобрёл новые навыки.

Как развивать кроху в 6 месяцев

С малышом каждодневно нужно проводить массаж и гимнастику, которые соответствуют возрасту малыша. Кроме этого, нужно производить следующие занятия с крохой:

Чтобы зарядка проходила более весело, можно включить музыку. Массаж малышу нужно делать под спокойные мелодии. Физзарядку с ребенком нужно проводить под детские песенки. Физкультура с ребенком должна проводиться в то время, когда кроха в хорошем настроении и спокоен. В этом возрасте у детей часто начинают резаться первые зубки. Если прорезывание зубов малышу даётся с трудом , то упражнения с крохой нужно отложить.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

Для игры с ребёнком необязательно покупать дорогостоящие игрушки. Чтобы развлечь малыша, подойдут обыкновенные упаковки из-под кофе или чая. Чтобы ребёнку интересно было играть, их необходимо обклеить разноцветной бумагой. Предметы должны быть разные по размеру. Ребёнок должен видеть, как в баночку помещена яркая игрушка. После этого банку неплотно надо закрыть крышкой. Тара непременно должна легко открываться. Зачем малышу нужно дать предмет и показать ему, как нужно снимать крышку. После этого нужно закрыть емкость , а ребёнок должен сам ее открыть.

Мама может сама изготавливать панель для сенсорных навыков крохи. Для этого понадобится плотный картон или лист ДСП. Формат листа необязательно брать большой, подойдёт А3. На эту основу необходимо закрепить резинки и разнообразные игрушки также сюда можно прикрепить мешочки разного размера с крупой или вишневыми косточками. Если родителям не хочется панель изготавливать собственноручно, то в магазине можно приобрести развивающий коврик, на нём уже есть игрушки на липучке. Если есть желание, развивающий коврик можно изготовить самостоятельно .

Можно провести еще одно увлекательное занятие с ребенком в 6 месяцев. Для этого ребёнка нужно предложить вытягивать разноцветные ленточки из коробки. Нужно взять коробку из-под бумажных салфеток, и обклеить ее разноцветной бумагой. Внутрь коробочки нужно положить длинную разноцветную ленту. Кончик ленты нужно слегка достать из тары. Нужно показать малышу, как доставать ленточку. Затем нужно предложить малышу достать ее самостоятельно. Такое нехитрое занятие способно на долгое время завлечь крохи.

Другое занятие, способное надолго увлечь крохи, заключается в собирании игрушек в коробку. Игрушки должны быть яркие и разные по размеру. Это упражнение позволит развить у крохи тактильное чувство. Среди игрушек в обязательном порядке должны находиться погремушки и шуршалки .

Ребёнка увлечет следующее занятие:

Развитие ребенка 6, 7 месяцев

Развивающие занятия с ребёнком можно проводить в ванной, во время купания. Если в этом возрасте малыш плохо сидит, то его нужно купать в специальном стульчике. В воде нагрузка на позвоночник намного меньше, поэтому в стульчике для купания с ребёнком ничего страшного не произойдёт. В ванной с ребенком можно поиграть в следующие игры:

  1. Выжимать губку.
  2. Ловить руками мыльные пузыри.
  3. Ловить струю из-под крана.
  4. Ловить резиновые игрушки, выныривающие из воды. Для этого их необходимо удерживать под водой, а затем отпускать, чтобы они всплыли.

В магазинах можно приобрести специальные непромокаемые книжки. Их можно рассматривать во время купания. На каждой страничке нужно описывать рисунок. К примеру, если изображена кошка, то малышу нужно подсказать, как она разговаривает. Если там изображён мяч , то малышу нужно рассказать, что он скачет. Если на рисунке изображена туча, то малышу нужно сказать, что из неё идёт дождик.

Развитие крохи с помощью книг

Каждый день с ребенком необходимо рассматривать картинки в книжках. Книжки для крохи должны быть изготовлены из твердого картона. На них должны быть изображены яркие и большие картинки. Книжки должны быть разные , к примеру, в них должны быть:

  1. Потешки.
  2. Сказки.
  3. Стихи.

Картинки с ребенком необходимо совместно рассматривать, каждый день ему нужно читать стихи и сказки. Своими руками можно изготовить пособие для развития крохи. Например, можно сделать альбом с разными картинками. В него можно поместить изображения животных , растений, игрушек, фотографий и растений. Чтобы изготовить пособие собственноручно, понадобятся ненужные детские книжки, упаковки от детского питания и картинки. Каждую фотографию необходимо подписать печатными буквами, когда пособие перелистывается, ребёнку нужно подробно рассказывать, что изображено на фотографии.

Можно создать обучающее пособие для ребёнка, которое называется «Мой день». Для этого в альбоме необходимо разместить бирки от детского питания, различные кусочки ткани и картинки, которые изображают предметы, окружающие малыша. Все предметы, находящиеся в альбоме, нужно подписать печатными буквами. Таким образом, можно создать большое количество обучающих пособий для ребёнка.

Если хочется, чтобы альбом прослужил дольше, его необходимо изготовить из картона формата А4. Затем альбом необходимо разместить в папке с файлами, а листы альбома скрепить железными кольцами. Если ребёнка хочется развлечь , то ему можно включить мультик Тини Лав. Он рассчитан на детей от 3 месяцев до 12 месяцев. Этот мультик очень нравится детям, он увлекает на долгое время.

Занятия с ребенком 6 месяцев на кухне

Многие родители замечают, что малыш любит бывать на кухне. Если там нет для ребёнка опасных предметов, то он может там с удовольствием поиграть. Когда мама готовит обед, параллельно она может развивать своего малыша. Крохи нельзя класть на холодный пол. Его нужно расположить на одеяле. В кухне есть много предметов, которые заинтересуют кроху.

Ребёнка можно мотивировать к ползанию. Для этого перед ним нужно положить яркую игрушку или книгу. Главное, чтобы предмет заинтересовал ребёнка. Игрушку нельзя класть далеко от малыша. Как только он доползет до игрушки, ее нужно будет немножко отодвигать. В такую игру не надо долго играть, потому что кроха может быстро устать.

По такому принципу с ребенком можно проводить занятия на фитболе. Для игры крохи необходимо животиком вниз расположить на мяче, а перед ним положить яркую игрушку. Далее мячик необходимо наклонять вниз, а ребёнок будет стараться дотянуться до игрушки. Во время игры мама должна крепко держать крохи за ножки и тело.

Эмоциональное развитие крохи

В какие игры играть, чтобы ребёнок проявил эмоции? Можно поиграть в прятки. Для этого мама закрывает лицо руками и говорит: «Ку-ку, малыш, ты где?» А потом нужно убрать ладони от лица и сказать: «А вот и мама!». В эту игру можно играть с игрушками. У игрушки нужно мордочку закрыть лапками. Обычно ребёнок весело хохочет при этой игре.

Кроме кастрюль и тарелок , крохи привлекают и другие «взрослые» принадлежности. Когда малыш начинает ползать, то он в шкафах ищет интересующие его предметы. Особенно детей интересуют те вещи , которые они видели в руках у взрослого человека:

  1. Детей привлекает пульт от ТВ.
  2. А вот кнопочный телефон вызывает меньший интерес.
  3. Если у родителей дома есть неработающий пульт, то его нужно дать малышу.
  4. Перед этим его нужно тщательно промыть и продезинфицировать.

Если родители думают, что их малыш слишком маленький, и ничего не понимает, то они заблуждаются. Не нужно лениться общаться с ребенком. Для общения нужно использовать каждую возможность. Чтобы общаться с ребенком, необязательно ему постоянно петь песни и пересказывать стихи. Во время выполнения какого-то действия мама может рассказывать малышу, что она делает.

Когда мама выполняет домашнюю работу , она может рассказывать малышу про ту вещь, которая на данный момент находится у неё в руке. С ребёнком не надо много сюсюкать, с ним нужно разговаривать обычными взрослыми словами. Таким образом, у крохи будет сформировываться пассивный запас слов. Когда малыш начнет разговаривать, у него будет богатый словарный запас.

Заниматься с малышом нужно только в хорошем настроении, потому что ребёнок очень тонко чувствует настроение мамы и ее эмоциональное состояние. Детям очень нравится учиться чему-то новому . Если мама включит фантазию, то у неё не будет возникать вопросов, как играть с ребенком в 6 месяцев.

Как только в семье появляется ребенок , он тут же становится центральным персонажем. Родители с удовольствием наблюдают ежедневное развитие младенца. Как держит головку, как поджимает ножки, как хмурит бровки – каждое новое действие воспринимается как событие вселенского масштаба.

Время летит незаметно и всего через полгода малышу уже недостаточно ласкового общения с мамой, ему хочется познавать весь окружающий мир. Родителям важно знать, чем заниматься с ребенком в 6 месяцев для его активного и гармоничного развития.

В какие игры можно играть с шестимесячным малышом

Игры с шестимесячным малышом

Полгода – переходный момент в развитии ребенка . От осознанного комплекса оживления малыш стремительно набирается новых впечатлений и навыков на пути к самостоятельности.

Задача взрослого помочь крохе осваивать мир, делая его доброжелательным и безопасным.

Все игры, в которые можно играть с полугодовалым малышом, призваны обеспечить правильное физическое и психоэмоциональное развитие.

Физическое развитие включает в себя:

  • Моторные навыки (хватать, сидеть, стоять)
  • Ориентация в пространстве (совершенствование вестибулярного аппарата)

Игры на развитие моторных навыков

  1. Тянемся к игрушке и учимся ползать. Цель игры вызвать у малыша желание дотянуться, доползти до заинтересовавшего предмета, обследовать его. Для этого на коврике раскладываются различные игрушки на расстоянии до полуметра друг от друга. Ребенка кладут на спину так, чтобы в поле его видимости была одна интересная игрушка. Нужно привлечь внимание малыша (позвенеть или пошуршать ) чтобы он повернул голову, а затем перевернулся на животик. Так укрепляется мышечный каркас. После того как лежа на животе ребенок изучит первую игрушку, привлекают внимание ко второй, до которой ему придется доползти. Поначалу дети пятятся назад, поэтому родитель должен подставлять под ножки ребенка опору. Когда малыш научится по-пластунски ползти вперед , можно приступать к обучению передвижению на четвереньках. Для этого под животик подкладывают подушку валик и сгибают ножки. Ребенок очень быстро поймет удобство вспомогательного устройства, а уже через неделю-другую регулярных занятий будет обходиться без него.
  2. с игрой в прятки. Цель: научить ребенка вставать в манеже, фиксировать внимание. Мама приседает перед манежем, так чтобы ее не было видно, а затем, выглядывая из-за него, весело говорит: «Ку-ку!». Ребенок научится ждать появления мамы в одном и том же месте. После нескольких «ку-ку» малыш заинтересуется, куда за краем манежа исчезает мама и начнет вставать, держась за бортики.
  3. Учимся хватать. Цель игры научить ребенка брать предметы всеми пальцами. Для этого отлично подходит мешочек или коробочка, в котором находятся различные по форме и фактуре предметы. Мама достает по одной игрушке, показывает и рассказывает что это. Затем предлагает ребенку (первый раз сама опускает руку малыша в коробку) достать что-нибудь приговаривая: «Давай поищем, что там есть?»

Игры на ориентацию в пространстве

  1. « Скачки». Качать ребенка в разные стороны на коленях под потешку в стиле «ехали-ехали, в ямку – бух!»
  2. « Живой тренажер ». Мама, лежа на спине, сгибает ноги в коленях и на голенях качает ребенка , лежащего на животике лицом к маме, держа его за руки. Малыши обожают такое развлечение, а мама тем временем подкачивает пресс.
  3. « Самолетик ». Родитель берет ребенка под животик двумя руками с разных сторон и кружит в воздухе, одновременно поднимая малыша то выше, то ниже уровня собственной груди. Важно делать это максимально плавно и медленно!
  4. « Танцы». Под любую ритмичную музыку мама танцует с ребенком на руках, держа его за руку. Можно подергивать ручкой малыша вверх и в стороны в такт музыке. Благодаря таким танцам, очень скоро малыш сам будет поднимать руки, и пританцовывать при звуках ритмичной музыки.
  5. «Фитбол ». От катаний на гимнастическом мяче дети приходят в полный восторг. Полезную гимнастику легко превратить в игру. Положите интересную игрушку на диван, а ребенка на мяч, лицом вниз. Держите крепко за ноги и подстраховывайте тело. Раскачивая мяч вперед – назад приближайте малыша к игрушке, он будет стараться схватить её. Таким способом у ребенка формируется представление о расстоянии в пространстве, руки учатся действовать в тандеме с глазомером.

Игры с зеркалом

Развивающими принято называть игры, стимулирующие психоэмоциональную сферу ребенка . Заботливые родители не всегда знают, во что и как играть с младенцем, которому едва исполнилось полгода.

Между тем это очень важный период в жизни ребенка . Именно в этом возрасте обостряется восприятие и активизируется наглядно-действенный характер мышления.

Родители просто обязаны не упустить драгоценный момент и всячески способствовать развитию всех сфер восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и время).

  1. Игры с зеркалом. Если знакомства с зеркалом не произошло ранее, то полгода – самый подходящий для этого срок. Мама с малышом на руках встает перед зеркалом, приговаривая: «Где (имя ребенка )?- Вот (имя)!» при этом ладонью ребенка поочередно дотрагивается до его груди в реальности и в отражении. Те же манипуляции проводятся и в отношении мамы: «Где мама? – Вот мама!»

Когда малыш привыкнет к собственному отражению, можно играть в игры, изучающие тело малыша: «Где глазки? – Вот они глазки! Где ротик? – Вот он ротик!» и т.д . Указательные действия производит мама рукой ребенка . Через некоторое время кроха и сам научится показывать себя и части своего тела в зеркале.

  1. Игры на развитие слуха, внимания и памяти. В 6 месяцев ребенок еще неспособен запоминать большое количество информации, а внимание его очень избирательно и кратковременно. Поэтому игры не должны быть слишком сложными, лучше – основанными на одной – двух игрушках. Мама сама моделирует различные ситуации, насколько позволит фантазия.

Игры на развитие слуха

«Дело в шляпе». У малыша на глазах накройте любимую игрушку шляпой или одеяльцем так, чтобы он видел какую-нибудь её часть (хвостик, лапку). Удивленно спросите: «Где зайка (игрушка)?» Важно проявлять неподдельное удивление и искать вместе с ребенком игрушку. Приподняв шляпу, найти её и радостно сказать: « Вот же она! Спряталась!» Снова накрыть игрушку и добиваться повторения действий малышом.

Также можно играть и с музыкальными «говорящими» игрушками. Накрыв игрушку одеяльцем, незаметно включить её. Искать вместе с ребенком : «Кто это поет ? Где он?»

Игра «Наперстки ». Для игры можно взять 2 коробки под одной из которых спрятать игрушку. Искать вместе с ребенком , поднимая коробки, куда спрятался тот-то: «Давай посмотрим: здесь? Здесь нет. А может быть он здесь? Вот он!»

  1. Игры на развитие речи. В возрасте 6 месяцев ребенок внимательно следит за артикуляцией взрослого. Поэтому произносить различные слоги можно усадив ребенка на колени лицом к себе. Можно читать детские стихи, петь песенки, главное, чтобы малыш видел, как производятся звуки.

Полезно давать ребенку с «неигровыми» предметами окружающего пространства. Это могут быть ложки, пластиковые чашки, разноцветные кухонные контейнеры, кастрюли с крышками. Мама может брать ребенка на кухню, если позволяют условия. Стелить на пол одеяло, усаживать ребенка и давать на обследование поочерёдно различные предметы из кухонной утвари. Дети любят возиться с такими «игрушками», а мама успеет приготовить ужин. Манипулируя предметами быта, ребенок знакомиться с цветом, формой, фактурой, весом и температурой.

Для развития мелкой моторики можно сшить или купить небольшие мешочки, в которые насыпать различные крупы: гречку, горох, пшено. Плотно завязанные мешочки давать по одному в руки малышу.

Аналогичным образом делаются погремушки для развития слухового восприятия. В пластиковые бутылочки насыпаются разные крупы, звенят они тоже по-разному.

Простор для развития ребенка в обычной квартире неограничен. Существует только два правила:

  1. Все предметы должны быть чистыми и безопасными (не иметь сколов и острых углов).
  2. Все игры проходить под пристальным вниманием взрослого.

Выбор подходящих игрушек для малыша

Развивающий коврик

Полугодовалому ребенку еще не требуется много игрушек. Родственники и друзья наверняка надарят много разнообразных плюшевых мишек и зайчиков. А родители должны позаботиться о приобретении определенных развивающих приспособлений.

  1. Развивающий коврик – нужная и очень полезная вещь. В магазинах сейчас огромный ассортимент этого изобретения. Выбирать нужно тот, на котором больше разно-фактурных элементов, с пищалками на резинках, «шуршалками », аппликациями на липучках. Такой коврик будет интересен ребенку до 8— 9 месяцев. Затем можно убрать его и доставать время от времени. Малыш обрадуется, увидев «старого друга» снова.
  2. Мягкие книжки для купания. Лучше приобретать книжки с детскими стихами. Регулярно читая малышу короткие стишки, родители подготавливают базу для успешного речевого развития. Кроме того, они очень яркие и легко моются.
  3. Музыкальные игрушки. Для развития слуха понадобятся две – три поющие плюшевые небольшие игрушки. Возможно, одна из них станет любимой. Обязательно в арсенале иметь бубен, неваляшку, пианино с большими клавишами. Эти классические игрушки пригодятся на протяжении всего периода раннего детства.
  4. Кубики. Полугодовалому малышу подойдут мягкие кубики, сшитые из различных тканей. Сейчас он будет их только ощупывать и пробовать на вкус, а в дальнейшем научится ломать построенные мамой башенки. С помощью кубиков ребенок изучает цвет и форму, пополняет запас тактильных ощущений.
  5. Мяч. В 6 месяцев ребенок еще не сможет играть с резиновыми мячами, они слишком тяжелы для него. А вот мягкий тряпичный аналог подойдет как нельзя лучше. Его можно хватать и катать, активно развивая наглядно-действенное мышление.
  6. Игрушки для купания. В возрасте 5— 6 месяцев ребенка можно купать в большой ванне. Плавающие вокруг малыша уточки и рыбки разнообразят принятие водных процедур и познакомят с новыми свойствами предметов. Главное, чтобы игрушки для купания были непотопляемыми.
  7. Логические . О развитии логического мышления в 6 месяцев не может быть и речи. Но знакомство с формой и цветом, а также развить навыки манипулирования с предметами помогут пирамидка и «куб-сортер ».

Играть в логические игры нужно обязательно вместе с ребенком . В этом возрасте он способен научиться снимать с основы кольца пирамидки, вынимать из куба различные фигурки, изучать их форму, размер. На данном этапе эти игрушки также способствуют развитию мелкой моторики.

Выбирая игрушки для маленького ребенка , родители должны руководствоваться следующими критериями:

  • Безопасность. Игрушка должна быть выполнена из нетоксичных материалов и не иметь острых углов и деталей, которые легко отломить и проглотить.
  • Размер. Игрушка должна быть такого размера, какой ребенок сможет самостоятельно держать в руках. Огромные плюшевые медведи младенцу совершенно ни к чему.
  • Гигиеничность. Игрушки должны быть выполнены из таких материалов, которые можно мыть и стирать.

С шестимесячным ребенком играть можно во множество игр, любая игра, предложенная любимой и любящей мамой, ему обязательно понравится!

Видео о развитии малыша:

Как развивать своего малыша в 6 месяцев? Полугодовалые малыши развиваются в геометрической прогрессии. Их физическая форма дает простор для движения, осознанная координация вместо рефлекторных «хватаний» позволяет манипулировать предметами. А развитие психоэмоциональной сферы на этом фоне открывает большие возможности для познания окружающего мира, чем малыш и пользуется. Естественно, задача родителей, как и на всех предыдущих этапах, – помочь крохе развивать и совершенствовать необходимые ему навыки. Как им развивать своего ребенка в 6 месяцев?

Полгода – важный возраст

Ребенок в полгода – настоящий крепыш и смышленыш. Его мускулатура и скелет окрепли настолько, что позволяют ему садиться, вставать на ножки, держать спинку ровно, ползать по-пластунски (а некоторые даже могут делать это «по-настоящему», вставая на четвереньки). Поэтому родителям 6-месячного ребенка и дома, и на улице, и в гостях необходимо постоянно быть начеку: есть риск упасть, удариться, схватить что-то опасное.

Психические и мыслительные процессы тоже не стоят на месте. Так, кроха может без труда узнать голос своих родителей, даже не видя их. Он окликнет их в ответ, а увидев, будет сам проситься на ручки. Многие детки сейчас уже умеют выражать нежность к родным: прижиматься, гладить по лицу, обнимать. При этом общение с родителями уже не сводится к простому тактильному или речевому контакту. Крохе важно, чтобы взрослые помогали ему изучать свойства интересующих его предметов. Тем более что простейшая логика в его сознании уже есть. Он понимает, что если маму звать, она придет, если игрушку стукнуть – будет звук, если бросить – она упадет.

Если обобщить все умения малыша в этом возрасте, то они выглядят так:

  • кроха ползает по-пластунски или на четвереньках;
  • сам сидит (с небольшой опорой);
  • хватаясь за опору, пробует подниматься на ножки;
  • пробует переступать, держась за опору;
  • интересуется маленькими деталями и предметами, захватывает их с помощью трех пальчиков;
  • уверенно держит в руках игрушки, может стучать ими друг о друга, перекладывать из ручки в ручку, бросать, поднимать упавшие игрушки;
  • может кушать из ложечки и или поильника при помощи мамы;
  • лежа на животике, опирается на одну ручку, чтобы достать игрушку другой;
  • лежа на спине, крепко держится за пальцы взрослого, приподнимаясь до сидячего положения и даже вставая на ножки;
  • учится вкладывать мелкие предметы в те, что побольше;
  • если игрушка потерялась во время игры, кроха начинает ее искать;
  • находит предметы, прикрытые чем-то;
  • может развлекать себя игрушками самостоятельно примерно 15 минут, много раз повторяя выученные манипуляции (стучать, открывать, бросать, нажимать);
  • узнает в зеркале свое отражение, радуется ему, откликается на свое имя;
  • по просьбе мамы может показать на знакомый предмет или повторить выученные действия («полетели», «ладушки», «привет», «пока»);
  • начинает понимать речь взрослых, обращенную к нему, различает интонации, реагирует на мимику, уже точно знает значение слова «нельзя» и реагирует на него;
  • речь малыша вступила в стадию лепета: гласные и согласные в его речи сочетаются в различных комбинациях. Ребенок прекрасно может имитировать услышанные звуки, подражает словам взрослых, но до первых настоящих слов пока далеко – это просто звуковые цепочки.

Важные аспекты: что развиваем?

Развивать ребенка в 6 месяцев необходимо в соответствии с тем, какие умения у него уже есть, совершенствуя и усложняя их. Если малыш какие-то навыки освоил плохо (не умеет , перекладывать игрушки, переступать ножками), этому стоит уделить отдельное внимание, ведь все эти умения с каждым днем будут нужны ему все больше. Но в любом случае важно развивать малыша разносторонне, чтобы во всех сферах он достигал новых вершин.

Итак, что сейчас особенно важно?

  • Физическое развитие (зарядка, упражнения, укрепляющие мышцы ног, спины, тазобедренные суставы; массаж, закаливание). Немаловажное значение при этом имеет рацион крохи. Обычно именно с 6 месяцев детки начинают получать прикорм. Родителям важно следить за отсутствием аллергических реакций и сбалансированным питанием.
  • Координация движений и равновесие. Эти навыки нужны для того, чтобы малыш мог уверенно чувствовать себя в окружающем пространстве, прежде всего, во время ходьбы, которую он освоит всего через несколько месяцев.
  • Речевые навыки. На пути к первым самостоятельным словам необходимо уделять внимание простым речевым упражнениям, пальчиковым играм, мелкой моторике.
  • Развитие слуха. Ребенок сейчас хорошо слышит разные звуки. Поэтому важно пополнять этот багаж, учить кроху распознавать ритм речи, музыки. Это поможет ему в будущем правильно строить собственную речь.
  • Умственные способности малыша также требуют внимания. Простейшие игры на логику, память, внимание помогут в этом.
  • Эмоции. Положительные эмоции помогают развиваться правильно и гармонично, вызывают привязанность к близким людям, создают ощущение комфорта, закладывают основы чувства юмора.

Чтобы у малыша хватало сил на все его ежедневные «подвиги», постарайтесь обеспечить ему полноценный дневной и ночной отдых, а также включите в режим дня частые прогулки и игры на свежем воздухе, если позволяет погода. Это благотворно скажется на работе всех отделов мозга ребенка.

Во что будем играть?

Итак, развивающие игры для детей в 6 месяцев должны быть разноплановыми. Приведем в пример лишь некоторые такие занятия. Родители могут подобрать и множество других. Главное, чтобы они приносили удовольствие ребенку, вызывали его интерес и не утомляли: продолжительность их не должна превышать нескольких минут.

  • Физическая форма.

Это, прежде всего, движение. Пусть ребенок как можно больше ползает, встает, тянется за игрушками, поднимает их. Не стоит ограничивать пространство вокруг малыша, но его нужно сделать максимально безопасным: убрать, закрыть, закрепить все, что может травмировать или быть опасным при проглатывании. Чтобы стимулировать ребенка к ползанию, можно раскладывать перед ним яркие игрушки, за которыми ему захочется тянуться. Если он уже умеет сидеть, полезно катать мячик от мамы к нему, побуждая его толкать мячик обратно маме или тянуться за ним.

Если карапуз встает на четвереньки, можно создавать перед ним искусственные препятствия в виде небольших подушек или игрушек, преодолевая которые на пути к зовущей маме, он будет осваивать навык ползания.

  • Координация и вестибулярный аппарат.

Прекрасные игры для этого – катание на плечах. Можно сажать кроху на плечи и, придерживая, наклоняться вперед-назад. Мама также может качать ребенка на ноге, меняя темп: сначала медленно, затем быстро. Прекрасно, если такие игры будут сопровождаться веселыми потешками. Тогда они точно принесут малышу, помимо практической пользы, массу положительных эмоций.

Кроме этого, хорошо развивают вестибулярный аппарат упражнения со сменой положения в пространстве. Малыша полезно переворачивать, раскачивать на руках или одеяле. Можно кружиться с ним по комнате, особенно под приятную ему музыку, играть в «неваляшку»: подтягивать за ручки из положения на спине и легонько толкать в исходное положение.

Раскачивать ребенка можно и на фитболе. Кроху укладывают на мяч сначала животиком, затем – спиной, медленно раскачивая вперед и назад. Лежа на животике, ребенок может доставать во время движения вперед ручками до пола. Особенно если там его ждет красивая игрушка.

  • Слух.

Слух у ребенка должен развиваться как общий (распознавание всех звуков и шумов), так и музыкальный (различие медленной и быстрой музыки, чувство ритма), и фонематический – распознавание звуков и отдельных слов на слух.

Для общего развития полезно слушать самые разные звуки (природы, бытовых приборов, животных, звуковых игрушек) со сменой громкости. Например, если звук раздается в другой комнате, можно спрашивать, где это звучит, объясняя, что именно издает звук и как его можно назвать (звон, шум, гудение, шипение, шелест). Интересно малышу будет пошелестеть газетой, полиэтиленовыми пакетами или фольгой. Важно только внимательно следить, чтобы он не тянул все это в ротик, ведь этого способа познания пока еще никто не отменял.

Слуховое восприятие прекрасно развивают игрушки, издающие разные звуки (гремящие, шелестящие, звенящие), детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, ксилофон, барабан, клавишные инструменты типа простейшего детского пианино).

Полезные развивашки мама легко может сделать самостоятельно, наполнив пластиковые и металлические банки разным содержимым (монетками, крупами, мелкими деталями конструктора). Если показать крохе, что звуки в каждой емкости отличаются, он вскоре начнет трясти их сам и прислушиваться. Другой вариант – налить в несколько одинаковых стеклянных бутылок разное количество воды и показывать ребенку, что звон они издают разной высоты.

Ну а для развития фонематического слуха достаточно постоянно говорить с малышом, особенно повторять стихотворные строки, ритмично или нараспев.

  • Мышление.

В этом возрасте малышу нужно давать представление о простых логических действиях и их последствиях (если игрушку бросить – она упадет, но ее можно поднять и снова играть ею; если мама спряталась, то она не исчезла, ее нужно просто поискать – то же самое относится к игрушкам). Также ему важно осваивать новые способы манипуляций с предметами. Например, помещать меньшую деталь игрушки-вкладыша в большую.

Полезные игры для развития мышления не отличаются сложностью. Например, прятки (прятать можно маму, ребенка или игрушки, накрывая их платком или салфеткой). Главное, чтобы «отыскивание» приносило положительные эмоции.

Игра в прятки может быть несколько усложнена. Мама на некоторое время выходит из комнаты, а затем появляется. Такой прием поможет вам приучить ребенка к тому, что мама его не бросает, а всегда возвращается. Ведь впереди у него период сепарационной тревожности, когда появится страх, что мама потерялась и больше не придет. Эта игра помогает отлично подготовить кроху к этому этапу.

Если дать ребенку в каждую ручку по игрушке, а затем предложить ему третью, он сначала попытается взять ее, но вскоре сообразит, что для этого придется какую-то игрушку отложить, чтобы освободить одну ручку.

Еще одна полезная в этом возрасте игрушка – пирамидка. Малыша нужно учить разбирать ее, поочередно снимая одно кольцо за другим. А всевозможные баночки и коробочки научат его открывать и отвинчивать крышки.

Речевые навыки

Речевые занятия с ребенком должны включать несколько видов игровой деятельности.

  • Пальчиковые игры («ладушки», сорока-ворона», «коза рогатая» прекрасно подойдут), массаж и разминание пальчиков.
  • Развитие мелкой моторики. Для этого можно наполнить несколько маленьких мешочков разным содержимым (крупами, пуговками, фасолью, полиэтиленом, ватой) и давать крохе их трогать. Можно сжимать и разжимать резиновые мячики или игрушки-пищалки, катать в ладошках маленькие мячики или орехи.
  • Чтение книжек с яркими картинками, забавных стишков, потешек, пение песенок, колыбельных.
  • Речевое окружение. С ребенком нужно постоянно говорить. Рассказывать обо всем, что его окружает, что происходит вокруг, что делает мама, из чего состоят предметы, для чего они нужны и т. д. Важно повторять за малышом то, что он произносит, участвуя в общении: используя мимику, интонации, меняя громкость голоса. Вскоре кроха начнет повторять за взрослыми. Тогда нужно будет произносить новые для него звуки медленно, артикулируя четко, утрированно, чтобы он мог запомнить движения губ взрослого.

Заниматься с 6-месячным ребенком нужно больше, чем с детками младшего возраста. Далее эта тенденция будет сохраняться. Но плоды родительских усилий будут очевидны. Особенно если кроха растет в уверенности, что его любят, что он нужен, а в мире под названием «семья» тепло и безоблачно.

Развитие ребенка в 6 месяцев - практические советы

Ребенок обследует дом: Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.

Сядьте на пол вместе с ребенком: В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе. Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.

Называйте своими именами: В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.

Пригласите в гости друзей: Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Время игр

Новые открытия

Ладушки: Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.

Разговор с чашкой: Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.

Шарик с водой: Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.

Игра со звуками: Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.

Фотографии мамы и папы: При любой возможности произносите слова "папа" и "мама". Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш "гулит" "ма-ма" и "па-па", показывайте ему на фотографии и говорите: "Это мама, а это папа".

Развитие координации

"Птички полетели": Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите "Птички полетели", поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.

Посадите ребенка на плечи: Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.

Покачайте малыша на ноге: Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.

Если ребенок научился ползать: Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.

Крутящийся шарик: Отличный способ заставить малыша ползать - показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: "Скорее иди сюда и возьми шарик".

Игра с мячиком: Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Решение проблем

Третья игрушка: Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.

Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло: Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.

Уроните куклу со стола: Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями. Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.

Игра с формочками: Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.

Спрячьте радиоприемник: Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.

Воздушный шарик: Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного -- если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.

Дайте малышу "доску для игр": Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.

Помашите рукой на прощание: Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.

Повседневные дела

Время кормления

Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул: В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.

Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске: Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.

Помогите ребенку стучать по столу: Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова "удар, ударять", чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.

Сладкое желе: Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.

Соломинки: Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.

Время отдыха

Занимательная подушка: Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.

Большая тряпичная кукла: Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"

Первый год жизни малыша - это довольно-таки непростой, но очень увлекательный период жизни для каждой молодой семьи. Каждый новый месяц приносит новые сюрпризы и открытия, которые буквально переворачивают все представление о развитии ребенка, сложившееся после просмотра многочисленных роликов от экспертов на канале ютюб.

Конечно, есть определенные общие рекомендации и советы, которые знать нужно обязательно, но все же самое главное для себя уяснить одну простую истину, которая в любой «спорной ситуации» должна всплывать у вас в голове, а именно «все дети разные и развиваются в своем индивидуальном режиме». Главное сделать все от вас зависящее, чтобы уделить своему малышу максимум внимания и вашей материнской любви. Ну а ребенок сам будет подсказывать вам, что ему интересно, а что не очень. Нужно просто уметь распознавать его намеки

Ну а я просто поделюсь с вами своими открытиями и наблюдениями в процессе развлечения своей шестимесячной малышки. В полугодовалом возрасте она уже практически стала осознанным человеком, со своими особенностями характера, привычками и увлечениями. Итак, как же мы развлекаемся?

Игрушки

Про игрушки (особенно про всевозможные «развивающие игрушки» для детей 6-месячного возраста) могу сказать одно, покупать их не стоит. Точнее можно ради интереса купить парочку и посмотреть на реакцию вашего ребенка, но, опять же судя по своему опыту, дети в таком возрасте гораздо лучше реагируют на вещи и предметы «естественного происхождения», либо сделанные своими руками.

Мы накупили множество разных шуршалок, гремелок, вертелок, сверкалок и т.д., но вот увлеченно играет наша девочка только с одной игрушкой, которую наш папа в каком-то невероятном творческом порыве сделал для нее своими руками.

При этом ее себестоимость составила всего около 150 рублей, в отличие от большинства развивалок, стоимость которых начинается от 250 рублей и выше.

Также она предпочитает всему разнообразию ярких и интересных (на наш взгляд) игрушек какие-то простые вещи, для игр вовсе не предназначенные (опять же по мнению родителей). Это и разные баночки, и пакетики, и ложки, и вата, и подгузники, и все что угодно, лишь бы не игрушки. Ребенок учится за счет подражания родителям, и он хочет играться именно с теми вещами и предметами, которыми, как он замечает, пользуются родители.

В стоящем перед ней выборе: поиграть с новой шуршащей игрушкой (например, слоник с разнофактурными поверхностями) или с шуршащим пакетиком от этого слоника, она всегда склоняется в пользу последнего.

Мы даже провели эксперимент: подвесили ей на кроватке пакет полный ярких игрушек и пакет с разными средствами детской гигиены. Так вот пакет с игрушками оказался практически в полном игноре

Поэтому для себя мы четко уяснили : шестимесячным детям еще не нужно каких-то сложных и сильно ярких игрушек. Что-то сделанное своими руками или привычные предметы домашнего обихода представляют для них гораздо больший интерес. Ну а время «сложных механизмов» еще придет, всему свое время.

Так что в 6 месяцев не нужно усложнять развлечения для малыша. Потратить деньги на дорогие игрушки у вас еще будет время.

Книжки и разговоры

В отличие от игрушек, которые в 6-месячном возрасте еще не сильно надолго могут занять вашего малыша, очень хорошим развлечением для него является чтение с мамой разных книжек, просмотр картинок (обязательно с пояснительными комментариями мамы) или простое наблюдение за тем, как общаются два человека, например, мама и папа, но при этом обязательно, чтобы время от времени ребенка тоже подключали к разговору.

Этот метод всегда на сто процентов работает и развлекает малыша лучше, чем что-либо еще. Дети любят, когда с ними разговаривают, поют песенки, читают книжки и т.д. У нас с дочкой именно этот процесс является самым любимым ежедневным развлечением, которому мы можем посвящать хоть сколько много времени.

Прогулки и упражнения

Также в шестимесячном возрасте у малыша появляется огромный интерес к прогулкам на улице в коляске. Точнее даже этот интерес проявляется в тот момент, когда он начинает сидеть.

Раньше моя малышка вообще не проявляла особого энтузиазма к прогулкам, и этот процесс ей быстро надоедал. Сейчас же, после того как она освоила искусство сидения, гулять мы стали в разы больше, а ее поведение на улице также разительно изменилось. Мы можем часами гулять в коляске, а она в это время сидит молча и увлеченно изучает окружающий мир. Так что ежедневные прогулки на свежем воздухе занимают второе место в моем рейтинге развлечений 6-месячного ребенка (после книжек).

Смотреть в окно

Чем старше становится ребенок, тем сильнее у него проявляется тяга к познанию окружающего мира. Поэтому нужно сделать все, чтобы малыш мог в полной мере реализовать свою тягу к новым впечатлениям и знаниям.

Планировка нашей квартиры позволила нам организовать игровое место для малышки прямо на уровне окна (окно не открывается), и это стало еще одним из способов для ее самостоятельного развлечения. Она может на протяжении многих минут увлеченно смотреть в окно, познавая окружающий мир. Этот процесс день ото дня ей не надоедает.

Яблочко

И еще одним способом того, как развлечь ребенка в 6 месяцев, являются погрызушки твердых фруктов или овощей, в нашем случае это любимое яблочко

Если вы уже ввели в рацион питания своего малыша первый прикорм , то вполне можете доверить ему кусочек твердого зеленого яблока. Нашу малышку этот процесс может спокойно занять минут на 20. Она так в него погружается, что ее уже не интересует все, что происходит вокруг.

Вот такие незамысловатые, но очень действенные способы развлечения полугодовалых детей я могу вам посоветовать. А как вы развлекаете своего ребенка?