Меню

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории. Патриотическое и гражданское воспитание на уроках гуманитарного цикла

Климакс 

Воспитание патриотизма на уроках истории.

(из опыта работы)

Патриотизм – это не значит только

одна любовь к своей родине. Это

гораздо больше... Это – сознание

своей неотъемлемости от родины и

неотъемлемое переживание вместе с ней

её счастливых и несчастных дней.

Толстой А.Н.

Сегодня, в век новой техники, новых технологий, мы можем наблюдать снижение общего уровня культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. В обществе теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности.

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из связующих факторов, помогающих преодолеть трудности и невзгоды, направленным на сплочение народа, был патриотизм.

Патриотизм – любовь к родине, Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Мой предмет – История Отечества - открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. История - это могучая и вечно живая сила, которая творит патриота, гражданина.

И в это непростое время, время перемен, моя задача – задача учителя истории - сохранить в душах детей уважение к истории своей страны, семьи и родного края; воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности. Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма обучающихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Прекрасным примером патриотизма для ребят на уроках истории служат подвиги героев Отечества, героическая борьба народа против иноземных захватчиков, достижения ученых, таланты – соотечественники.

Практически ни один урок истории не проходит без изучения достойных личностей. Раскрывая подвиги героев, важно чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

В шестом классе при изучении темы «Куликовская битва» весь урок пронизан чувством глубокой преданности своей Родине, делу служения Отечеству. На этом уроке я обращаю внимание на настоящего патриота своей Родины - князе Дмитрии Ивановиче, за победу в Куликовской битве, прозванным Донским. Урок интересно и увлекательно проходит в форме исторической реконструкции. Дети заранее получают задание – изготовить прямоугольники двух цветов (для схемы сражения) – работают по группам.

Во время урока выстраиваем полки великого князя и его противника:

«Обратите внимание, какую хитрость приготовил великий князь! (Показать на засадный полк)

Мудро поступил князь Дмитрий, расставив так полки. А в чем мудрость? Полк правой руки, посмотрите, что у вас справа (реки на схеме). А полк левой руки? (Тоже реки).

Действительно, Куликово поле со всех сторон окружено естественными преградами, что защищало русских от обхода с флангов).

Как произошла сама битва, мы узнаем из «Сказания о Мамаевом побоище» (раздаю карточки с текстом). Московский князь Дмитрий после победы получил славное прозвание Донской. Подвиг воинов на Куликовом поле всегда вдохновлял россиян, поднимал на Защиту Земли Русской». Преимущество такой формы урока в том, что ребята получают возможность участия в великой битве и победе, переживают чувство гордости за свой народ, великого полководца.

В седьмом классе мы изучаем тему «Смута». Воспитательной целью урока является знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина.

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляю­щая, которая побуждает со­чувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источ­никами, в которых выделяются патриотические идеи, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», обра­щение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». При изучении данной темы важно помочь ребятам глубже осознать, что в такие трудные годы перед народом встает выбор – объединиться на основе любви к своей родине и начать спасение своего Отечества или потерять независимость. Для изучения этой темы предлагаю обучающимся поработать над презентациями на тему: «Герои русской истории – Минин и Пожарский», «За свободу! За Отечество!», «День народного единства и согласия»; изобразить на рисунках события этого времени.

На уроке в десятом классе в ходе изучения темы «Борьба Руси с иноземными захватчиками. Роль Александра Невского» ученикам читаю стихотворение А.Н. Майкова «В Городце в 1263 году». В классе тишина, тихо играет музыка, создавая определенный настрой учеников на восприятие стихотворения.

Ночь на дворе и мороз.

Месяц – два радужных светлых венца вкруг него…

По небу словно идет торжество:

В келье ж игуменской зрелище скорби и слёз…

Тихо лампада пред образом Спаса горит;

Тихо игумен пред ним на молитве стоит;

Тихо бояре стоят по углам;

Тих и недвижим лежит, головой к образам

Князь Александр, черной схимой покрыт…

Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!

Слышится в келье порой лишь болящего бред.

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…

Словно как свет просиял над его головой –

Чудной лицо озарилось красой,

Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело –

И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

Вопрос классу – что означают слова «Наше солнце зашло?»;

«В чём величие Александра Невского, его роль и место в истории России?»

Строчки стихотворения заставляют учеников сопереживать в этот момент всей Руси, вызывают тревогу о дальнейшей её судьбе.

Военные события в истории нашего государства, полководческое искусство героев крупнейших битв и сражений, мужество всего русского народа являются мощным основанием для воспитания патриотизма.

На уроке «Отечественная война 1812 года» воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Дениса Давыдова, Василисы Кожиной. Здесь очень благодатная почва для самостоятельной работы обучающихся: изучение документов, дополнительной литературы, подготовка презентаций – все это помогает провести урок в форме исследования. Предлагаю составить историческую характеристику того или иного полководца, где учащимся необходимо найти положительные и отрицательные черты характера, высказать своё отношение к данной личности.

Великая Отечественная война – особая страница в истории нашего государства.

Цена Победы.

За нас сражались прадеды и деды,

А в награду боль и ордена

Они всегда, безвинно умирая,

Шептали наши имена.

Цена Победы – души на распятьях

И лица жен, умытые в слезах,

Отряд солдат в поношенных пилотках

В атаку шли, с надеждою в глазах,

Ведь восемнадцать – это восемнадцать,

Но ко всем неуловима смерть,

Ушедшие навек отцы и братья –

Быть похоронен, должен каждый человек…

Цена Победы – Гордая Россия

Ни перед кем не отдавала честь,

Цена Победы – инвалиды мира

Цена Победы – такова, какая есть,

Ведь через много лет в глазах любимых,

Проявят свет в кинокартинах

И отблеск зарев, колыханье дыма

В концлагерях – жестокие насилья,

Кто был в плену – того уж нет!

Ты знаешь, какова Цена Победы?

А сколько душ война та унесла?

И чем же платим нашим ветеранам?

Лишь в день победы вспоминаем их…

Подумай, как дошли они до Берлина?

И бомбы сверху сыпались на них,

А сколько их встречают в день Победы?

Ведь их совсем немного и осталось…

Те ветераны, те седые деды,

Которые нам в будущее дали свет:

Ты береги их сердцем и душою.

Ты береги их, как самого себя.

Цена Победы – что это такое?

Это Победа – и забыть ее нельзя!

Стихотворением «Цена Победы» (автор Мишина Юлия, моя ученица) я начинаю тему в девятом классе «Великая Отечественная война». Акцентирую внимание на том, что для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу. Уроки по этой теме – это исследовательская работа обучающихся, работа детей над проектами: «Война в истории моей семьи», «Награды моего деда», «Село Пузачи в истории войны», «Односельчане – участники Курской битвы», «Труженики тыла», «Строительство железной дороги: Ржава – Старый Оскол». Свои работы ученики представляют в форме презентаций, очерков, сочинений. Формы проведения уроков по данной теме различны: урок – встреча с ветеранами, урок – просмотр видеофильма с дальнейшим обсуждением, урок – заочная экскурсия, уроки – экскурсии в школьный музей Боевой славы, школьный краеведческий музей, экскурсии по боевым местам - мемориал в Прохоровке, посещение музея «Третье ратное поле», посещение села Пузачи Мантуровского района.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма

к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.

В своей работе на уроке по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе история родного края, села: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в подсознании. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека», а учитель должен правильно «повернуть этот ключик», чтобы воспитать настоящего патриота и сына Отечества.

Сообщение

на тему: «Воспитание патриотизма на уроках и во внеурочной работе».

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Полякова Т.Б.

2010-2011 уч.г.


  1. Вступление.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Федеральная целевая программа утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Программа ставит своей целью развитие у граждан России активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал. Для решения поставленных задач в распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. "Я не вижу предмета, - писал М.И. Калинин, - который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи". Литература и русский язык располагают для этого большими возможностями. Тема моего сообщения «Воспитание патриотизма на уроках и во внеурочной работе».


  1. Урок как средство воспитания патриотизма.
Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Однако это не значит, что урок - нечто застывшее и нерушимое. Я считаю, что есть большие возможности для его совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. В своей работе я стараюсь учитывать и состав класса, и особенности текущего учебного материала. Каждый урок имеет определенные цели, задачи, единые требования. Кроме того, при построении урока считаю целесообразным использование принципа "кольцевой композиции": к целям и задачам, поставленным в начале урока, необходимо вернуться в конце урока, делая выводы и подводя итоги изученного. Чтобы повысить интерес учащихся к литературе и русскому языку и активизировать познавательную деятельность школьников, я использую на практике различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок-сопоставление-дискуссия, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок ученика, урок – заочная экскурсия, библиотечный и музейный уроки, уроки развития речи. Уроки любого типа позволяют вести разговор о патриотизме.

Перед учителем литературы и русского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:

Формировать у детей любовь и преданность Родине;

Развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;

Воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку межнационального общения;

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;

Формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;

Развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма.


  1. Кружковая работа как средство воспитания патриотизма.
Целям воспитания патриотизма посвящена и кружковая работа, которую я провожу с обучающимися. Данные мероприятия разнообразны:

Заочная экскурсия по театрам России;

Знакомство с выдающимися русскими актерами, в том числе и с нашим земляком актером Щепкиным.

Экскурсии (даже если они и заочные) пользуются интересом у обучающихся. В ходе экскурсии происходит

Обогащение знаний обучающихся;

Установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;

Развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, организованности;

Воспитание положительного отношения к учению.


  1. Краеведческий материал как элемент патриотического воспитания.
Привлечение краеведческого материала на уроках литературы может осуществляться в различных аспектах. Часто речь идет о связях писателей, композиторов, художников, артистов с жизнью родного края. Вместе со школьниками отмечаем курские строчки и страницы, которые встречаются в жизни и творчестве многих выдающихся представителей русской литературы. Среди них Ф.И..Тютчев, А.А. Фет, И.Ф.Богданович, В.Ф.Раевский, Н.С.Лесков, Н.С.Асеев, А.П.Гайдар, Е.И.Носов и многие др. Темы краеведческого характера очень интересны обучающимся. Несколько лет назад мною была разработана программа элективного курса

« Литература Курского края», которая была одобрена и прорецензирована методистами Курского института повышения квалификации педагогических работников. Местный материал может быть привлечен как жизненная аналогия явлениям и лицам, показанным в художественном произведении. Обучающиеся имеют возможность убедиться в глубокой жизненной правдивости произведений русской художественной литературы.

Важным аспектом использования материалов литературного краеведения является знакомство обучающихся с творчеством местных авторов. Ученики знают и любят произведения курских писателей и поэтов.

У каждого обучающегося закладываются основы формирования системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины. Наше будущее - в нашем настоящем и нашем прошлом. Высказанную мысль трудно вместить в рамки только урока литературы. Я стараюсь сделать так, чтобы школьники научились, сталкиваясь с проблемами современного общества, с различными общественно-политическими вопросами, применять полученные знания, чтобы они приобрели навыки коллективной работы по достижению общих целей, могли критически рассматривать различные точки зрения и факты, оценивать ситуацию, принимать решения в спорных вопросах и отстаивать их.


  1. Роль межпредметных связей в воспитании патриотизма.
Поэтому нельзя недооценивать развитие познавательно-оценочных умений обучающихся. Предметы гуманитарного цикла формируют обобщенный подход к восприятию явлений и событий окружающего мира, вооружают методами познания, учат оценке жизненных явлений. На своих уроках я широко использую межпредметные связи. Изучение произведений искусства на занятиях по литературе, изобразительному искусству, музыке и истории составляет одну из важнейших линий межпредметных связей. Но задача заключается в создании единой системы формирования мировоззрения обучающихся на этих уроках.

Среди умений, формируемых на уроке литературы, познавательно-оценочный характер имеют следующие: выявлять основную проблематику, определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов, выявлять авторское отношение к героям и событиям произведения, обосновывать свою оценку прочитанного произведения. В таких умениях сочетаются познавательное и ценностное отношения к знаниям. Этому способствуют межпредметные связи, которые качественно поднимают уровень знания и развития обучающихся.

Например, знания по истории применяются для оценки особенностей мировоззрения и творчества писателей. На уроках литературы я стараюсь активизировать процесс познания учениками исторических фактов и закономерностей. Так, при изучении творчества Н.А. Некрасова обучающиеся 10 класса встречаются с образами, воссоздающими облик революционера 60-70-х годов ХIХ в. В стихах Некрасова - и непосредственные художественные портреты Белинского, Добролюбова, Чернышевского, и образ, обобщающий тип революционера, - Гриша Добросклонов в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

Изучая в 9 классе творчество А.С. Пушкина, учащиеся вспоминают историю, говорят о восстании Пугачева, о войне 1812 г. и декабристах, так как мотивы этих событий занимают значительное место в творчестве поэта. Художественная литература сама по себе - неиссякаемый источник исторических знаний.

Среди методических приемов, используемых в целях формирования познавательно-оценочных умений учащихся с помощью межпредметных связей, на уроках литературы целесообразно использовать предварительное повторение основных исторических фактов, подготовку учащимися докладов, требующих выражения оценочных суждений, проявления собственной нравственно-эстетической позиции.

Я стараюсь оптимизировать процесс преподавания, чтобы на моих уроках присутствовала природосообразная связь всех видов и циклов деятельности обучающихся. Психологические и физиологические законы и закономерности по механизмам работы памяти, внимания, мышления и деятельности школьников не должны быть нарушены. Иначе не добиться положительных конечных результатов, этому будут препятствовать повышенная утомляемость и заболеваемость обучающихся, значительные и малоэффективные затраты времени.


  1. Воспитание патриотизма на уроках русского языка.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”.

Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами “Будьте добры”, “Будьте любезны” (5 кл.); Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 кл.); В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий; Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных (7 кл.) и т.д.

Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Мой город”, “Улица моего детства” и др.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.


  1. Воспитание патриотизма на уроках литературы.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа В.Я. Коровиной).

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”, изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении “Слова о полку Игореве”.

В среднем звене огромный материал для патриотического и воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: “Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: “Ребята! Не Москва ль за нами?”. Анализ текста хорошо дополнят репродукции картин Ф. Рубо “Панорама Бородинской битвы”, “Кутузов под Бородиным” С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.

Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: “С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю”. Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

При изучении романа “Дубровский” шестиклассники должны увидеть в А.С.Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина (“Пугачев”). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”. Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А.Толстого “Русский характер”, Э. Хемигуэя “Стрик и море”, Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах “Ради жизни на Земле” (5 кл.), “Произведения о Великой Отечественной войне” (6 кл.), “На дорогах войны…” (7 кл.), “Стихи и песни о Великой Отечественной войне” (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова (“На Волге”), И.А. Бунина (“Косцы”), В.П. Астафьева (“Васюткино озеро”), М.М. Пришвина (“Кладовая солнца”) и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока, С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.


  1. Заключение
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

МКОУ Алешковская сош.

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории.

Учитель истории

Данцев В.В.

2013г.

Цель современной школы – воспитание личности, способной творчески участвовать в преобразовании общества, быть готовой к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов своей Родины.

Кризис в духовной жизни нашей страны отразился на сознании молодежи – снизился статус высших человеческих ценностей. Такие понятия как: честь, совесть, готовность к самопожертвованию, патриотизм, любовь к своему Отечеству – для молодого поколения не более чем пустые слова. На фоне глубокого воспитательного кризиса в нашей стране всё более заметна утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»,предусматривающая «неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства».

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои. Основными задачами патриотического воспитания являются:

1.Формирование у подрастающего поколения любви к своей «малой Родине», готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

2. Воспитание чувства патриотизма на примере истории воинской доблести и солдатской славы.

3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края, проведение мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества.

4.Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

5.Формирование расовой,национальной религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

6.Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной жизни.

Патриотизм – это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном,самоотверженном служении Родине.

Уроки истории призваны помочь учащимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Привитие общечеловеческих норм нравственности, любви к Родине, ко всему человеческому является важнейшим этапом воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История - могучая сила, которая творит патриота, гражданина.

Патриотическое воспитание на уроках истории – процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.

Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс. В процессе воспитания детей важным является изучение истории села, города, края. По мнению Д.С.Лихачева краеведение - это надежный путь к формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины». Что мы вкладываем в понятие Родина, Отечество?

Родина – это территория, где человек родился и вырос, живет и воспитывается. Условно различают «большую» и «малую» Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая Родина - это место рождения и становления человека как личности. А.Твардовский по этому поводу писал: « Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к большой Родине.»

Русские люди во все времена с глубоким сознанием шли на лишения, и даже самопожертвования во имя свободы Отечества, показывали стойкость и массовый героизм при его защите. Особо проявляется чувство патриотизма при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда русский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство.

Народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. На уроке раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и летчик Петр Нестеров, который совершил первый в мире воздушный таран вражеского самолета в годы первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны его подвиг повторили около 650 советских летчиков. Воспитательная значимость исторического факта налицо. Известный педагог В.А.Сухомлинский по этому поводу писал сыну- студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь,закопать живым в землю, как делали это фашисты, но покорить нельзя».

А иначе как объяснить подвиг защитников Брестской крепости, находившихся в окружении, без связи и боеприпасов, около месяца наносивших урон захватчикам. « Умираю, но не сдаюсь!» -эти надписи на стенах казематов говорят о беспримерном мужестве пограничников, первыми встретившими врага. Война 1941-1945 годов явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившей самосознание народа – победителя. С точки зрения патриотического воспитания Великая Отечественная война – главное событие в истории нашей страны 20 века. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. Изучая эту тему на уроках я уделяю особое внимание,знакомлю учащихся с ролью талантливых полководцев, которые в критические моменты проявили выдержку,стойкость и личное мужество: Г.К.Жуков; К.К.Рокоссовский и т.д. Изучая первый период Великой Отечественной,длившийся с 22 июня 1941 по 18 ноября 1942 (до перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом) акцентирую внимание на мужестве защитников блокадного Ленинграда, когда 1 мая 1942 г. изможденные от голода ленинградцы сыграли футбольный матч назло фашистам и показали, что наш народ не сломлен. При обороне Москвы обязательно обращается внимание на подвиг героев- панфиловцев, как пример любви к Родине и готовность защитить ее ценой своей жизни. Для ребят, интересующихся военной историей, предлагается дополнительный материал: об оружии времен войны, технике. Это помогает при подготовке к ЕГЭ и к предметным олимпиадам по истории.

Среди школьников среднего звена большой интерес вызывает составление исторических кроссвордов, для слабых детей это хороший способ улучшить свою успеваемость и выполняют они эту работу охотно и большим интересом. На своих уроках стараюсь развивать мышление и кругозор учеников, давая задания по истории родного края, например: «Какие микрорайоны города Воронежа названы в честь Маршалов Советского Союза?»….. Фамилию - Жуков называют сразу, а вот Конев и Буденный вызывают затруднения.

Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Военный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Его основой, источником являются патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу.

Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов,талантов российских граждан – примеров для подражания. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. История России – история высочайшего патриотизма. Ведь гражданин начинается с понятия «Родина», «Отечество» и с ценностей, которые связаны именно с ними. Патриотизм поистинне является источником духовной силы российских граждан. Это святое чувство побуждает каждого из них повышать безопасность нашего Отечества, проявления патриотизма. Он формировался в течение многих столетий борьбы с многолетними внешними врагами. Патриотизм сегодня стал общенациональной идеей, способной усилить экономику страны, создать мощную армию.

« Патриотизм – духовная основа национальной безопасности России». Итогом патриотического воспитания должно быть то, чтобы повседневным смыслом подрастающего поколения стало наполненное благородством и уважением отношение к России.

ВВЕДЕНИЕ

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

В современном мире, так же как и раньше, огромную роль уделялось воспитанию. Воспитание играло огромную роль как до советской власти, так и в ее период, но после развала Союза Советских Социалистических Республик воспитание, к сожалению, практически «выпало» из образовательного процесса. Сейчас, воспитание, в полном значении, пытаются вернуть в образовательный процесс. Это является хорошим показателем начала подъема страны, но пока не очень получается. В нынешнем положении в стране очень остро стал вопрос о воспитании патриотизма на уроках истории, наравне с ним стоит и воспитание толерантности, но далее пойдет речь о методах воспитания патриотизма на уроках истории.

После развала СССР долгое время воспитание патриотизма находилось в неопределенном состоянии. Этот большей промежуток времени явился для всей страны периодом фальсификации исторических фактов, осквернения исторических и культурных памятников или даже их уничтожение, рост и безнаказанность действий националистических сект, которые оскорбляют историческую память, и возрождение социальных движений антигуманной направленности, происходит манипулирование сознания молодежи, а так же «вбивание» в сознание молодежи инородных ценностей. Все это развивается медленно благодаря народной памяти, но сейчас благодаря и правительственным программам, которые были приняты и еще действующей. Наряду с негативными факторами развиваются перспективные тенденции укрепления государства и государственной власти, усиление социального статуса воспитания, в частности методы воспитания патриотизма на уроках истории, и осознание ценностей отечественной культуры и истории.

Россия всегда славилась своими верными сынами, людьми чести и достоинства, которые на первое место ставили и ставят интересы России. Эти люди всегда были примером для подражания. Сегодня уже есть надежда на возрождение нашей Родины. Россия, наконец, вспоминает свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, раскрыть душу разумному, доброму. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела. Сегодня государство заговорила о необходимо вернуть в образование важную составляющую воспитательной работы – патриотизм, основу которой должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции, представленные в такой форме, которая бы не подавляла, а наоборот оттеняла богатство собственной культуры каждого народа.

Об этом свидетельствует рассмотрение на высшем государственном уровне вопроса, в первую очередь, о воспитании патриотизма в России и создание комиссии при президенте Российской Федерации по попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Перед комиссией была поставлена задача по обеспечению согласованности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций, направленных на предотвращение искажений системы ценностей нашего общества и укрепление международного престижа России.

Сегодня, зарубежному влиянию на молодежь противостоит государственная политика в области воспитания. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание:

1) гражданственности,

2) трудолюбия,

3)уважения к правам и свободам человека,

4) любви к окружающей природе, Родине, семье.

Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм олицетворяет неразрывность с историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». За последнее время, все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая все высказывания о патриотизме можно сделать вывод, что: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Понятие «гражданственность также многозначно: это активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; это способность и готовность выступать в роли гражданина; это высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; это приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимно дополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на уроках надо ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Чтобы ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, милую сердцу Горькую Балку, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, а значит любили свою историю.

Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. С политиками спорить бессмысленно, а предоставить возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, например, примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот и надо пытаться на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а преподаватель не только обучает, но и воспитывает, прививает любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа. Пора уже понять всему обществу, что школа – это не перечень учебных дисциплин, расписаний и контрольных, это жизнь. И огромная роль в этой жизни отводится учителям.

Предмет истории открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, нужно быть готовым всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это - история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На уроках и внеклассных занятиях показывать, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в уроки надо включать элементы краеведения, только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна!

Чтобы на уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием поскорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Недопустимо стесняться или считать чем-то неприличным патриотизм или любовь к Родине. Это не национализм. Патриотизм в высшем своем проявлении стоит на одной ступени с космополитизмом. Кто скажет, что “граждане мира” С.Рерих, Н.Гумилев, М.Ганди, Ф.Рузвельт, мать Тереза не были патриотами своих стран?

В воспитании патриотизма уроки истории играют большую роль. Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами, беря в руки старые фотографии, лица ребят становятся другими, в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.

Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места и друзья.

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители, пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задать на дом задания, которые не возможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей.

Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории

ВВЕДЕНИЕ

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

В современном мире, так же как и раньше, огромную роль уделялось воспитанию. Воспитание играло огромную роль как до советской власти, так и в ее период, но после развала Союза Советских Социалистических Республик воспитание, к сожалению, практически «выпало» из образовательного процесса. Сейчас, воспитание, в полном значении, пытаются вернуть в образовательный процесс. Это является хорошим показателем начала подъема страны, но пока не очень получается. В нынешнем положении в стране очень остро стал вопрос о воспитании патриотизма на уроках истории, наравне с ним стоит и воспитание толерантности, но далее пойдет речь о методах воспитания патриотизма на уроках истории.

После развала СССР долгое время воспитание патриотизма находилось в неопределенном состоянии. Этот большей промежуток времени явился для всей страны периодом фальсификации исторических фактов, осквернения исторических и культурных памятников или даже их уничтожение, рост и безнаказанность действий националистических сект, которые оскорбляют историческую память, и возрождение социальных движений антигуманной направленности, происходит манипулирование сознания молодежи, а так же «вбивание» в сознание молодежи инородных ценностей. Все это развивается медленно благодаря народной памяти, но сейчас благодаря и правительственным программам, которые были приняты и еще действующей. Наряду с негативными факторами развиваются перспективные тенденции укрепления государства и государственной власти, усиление социального статуса воспитания, в частности методы воспитания патриотизма на уроках истории, и осознание ценностей отечественной культуры и истории.

Россия всегда славилась своими верными сынами, людьми чести и достоинства, которые на первое место ставили и ставят интересы России. Эти люди всегда были примером для подражания. Сегодня уже есть надежда на возрождение нашей Родины. Россия, наконец, вспоминает свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, раскрыть душу разумному, доброму. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела. Сегодня государство заговорила о необходимо вернуть в образование важную составляющую воспитательной работы – патриотизм, основу которой должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции, представленные в такой форме, которая бы не подавляла, а наоборот оттеняла богатство собственной культуры каждого народа.

Об этом свидетельствует рассмотрение на высшем государственном уровне вопроса, в первую очередь, о воспитании патриотизма в России и создание комиссии при президенте Российской Федерации по попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Перед комиссией была поставлена задача по обеспечению согласованности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций, направленных на предотвращение искажений системы ценностей нашего общества и укрепление международного престижа России.

Сегодня, зарубежному влиянию на молодежь противостоит государственная политика в области воспитания. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание:

1) гражданственности,

2) трудолюбия,

3)уважения к правам и свободам человека,

4) любви к окружающей природе, Родине, семье.

Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Понятие патриотизма и гражданственности

Патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм олицетворяет неразрывность с историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». За последнее время, все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая все высказывания о патриотизме можно сделать вывод, что: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества . Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Понятие «гражданственность также многозначно: это активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; это способность и готовность выступать в роли гражданина; это высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; это приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимно дополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на уроках надо ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Чтобы ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, милую сердцу Горькую Балку, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, а значит любили свою историю.

Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. С политиками спорить бессмысленно, а предоставить возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, например, примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот и надо пытаться на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а преподаватель не только обучает, но и воспитывает, прививает любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа. Пора уже понять всему обществу, что школа – это не перечень учебных дисциплин, расписаний и контрольных, это жизнь. И огромная роль в этой жизни отводится учителям.

Предмет истории открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, нужно быть готовым всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это - история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На уроках и внеклассных занятиях показывать, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в уроки надо включать элементы краеведения, только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна!

Чтобы на уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием поскорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Недопустимо стесняться или считать чем-то неприличным патриотизм или любовь к Родине. Это не национализм. Патриотизм в высшем своем проявлении стоит на одной ступени с космополитизмом. Кто скажет, что “граждане мира” С.Рерих, Н.Гумилев, М.Ганди, Ф.Рузвельт, мать Тереза не были патриотами своих стран?

В воспитании патриотизма уроки истории играют большую роль. Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами, беря в руки старые фотографии, лица ребят становятся другими, в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.

Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места и друзья.

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители, пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задать на дом задания, которые не возможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей.

Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины .

Библиографический список

1. Сайт фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс]. - Издательский дом "Первое сентября" 2003-2009. – Режим доступа: http://festival.1september.ru , свободный.

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-Пресс, 2002. - 212с.


Литературного чтения

Воспитание патриотизма в начальной школе происходит практически ежедневно. Большое значение патриотическому воспитанию уделяется в первую очередь на уроках русского языка, литературного чтения, предмета «Мир вокруг нас». Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников даёт положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая на уроке героические страницы истории нашей страны в поэме М.Ю. Лермонтова “Бородино” учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается слава родины. На этих уроках проводится беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы. Главное при анализе поэмы мы отвечаем на вопрос: “Почему чувства участников далёких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: “Ребята! Не Москва ль за нами?

Читая поэму М.Ю. «Бородино», дети приходят к выводу, что эта поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях. Выделяем историческое значение поэмы «Бородино». Дети начинают понимать, что о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И главное - его рассказ, простой и непосредственный, всегда на высоте происшедшего.

Разбирая рассказ солдата, видим, что подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрёл удивительную ценность. В нём отдельное, частное объединено общей идеей. «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солдата, даёт содержание и смысл происходящему. «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига.

Необходимо донести до каждого ребёнка, что самое поразительное у лермонтовского солдата - это то, что он видит историю, но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи. В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании. И на уроке ученик перевоплощается в простого батарейца Бородинской битвы и с гордостью читает строки:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

На уроке дети ощущают единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

Дети начинают понимать, что в поэме «Бородино» поэт рисует войну справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения, краски, целое и детали. В поэме не раз повторено слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв - образ Москвы, олицетворяющей всю страну.

Таким образом, значение этой поэмы для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозможно. И поэма Лермонтова «Бородино» это благодатный материал для воспитания гражданско-патриотических чувств младших школьников.

(из опыта работы учителя)

В.И.Шамшиева,

МБОУ СОШ №8 (г. Бирск РБ)

Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:

Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

Развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять, сравнивать и объяснять понятия.

ПЛАН УРОКА.

1. Вторжение Наполеона в Россию.

2. Бородинское сражение.

3. Совет в Филях и оставление Москвы.

4. Отступление и гибель «Великой армии».

Оборудование: карта «Отечественная война 1812 года», документы, учебник, иллюстрации.

ХОД УРОКА