Меню

Ссора в храме к чему. Семейные ссоры глазами попадьи. Что происходит в церкви

Онкология 

Во время первых семейных ссор муж — тогда еще дьякон — говорил, обличая мой громкий голос: «Ты оскорбляешь не меня, а Церковь. Кто из наших соседей захочет пойти в храм, если священники с женами живут, как в дешевом ток-шоу!» Тогда это лишь подливало масла в огонь, ведь было вдвойне обидно: почему, действительно, моя вера, моя жизнь в Церкви не защищает меня от столь пошлого досуга, как семейный скандал?!

Накануне свадьбы множество оптимистичных статей в крупных православных изданиях и пара книг о семейной жизни вполне убедили: верующей девушке выйти замуж не страшно — ведь она, «настоящая православная невеста», не имеет никаких «отягчающих обстоятельств» личной жизни до венца и в браке готова не повторять ошибок «обычных» жен. Значит, не станет «пилить» супруга из-за зарплаты, обнюхивать его рубашки на предмет постороннего запаха духов, сидеть в засаленном халате у телевизора и вздыхать по норковой шубе соседки. А еще будет помнить, кто глава семьи и терпеливо относиться к недостаткам своей «главы»…

Были, конечно, в моей «теоретической подготовке» и церковные сплетни: «от батюшки N жена ушла», «у батюшки X супруга в храме не появляется, детей рожать не хочет, и вообще о ней такое говорят…». Тогда про таких матушек мне казалось все вполне понятно: неверующая, значит; в Духовное училище поступила просто ради «замужа», замуж не по любви вышла, а потому, что «страшненькая», боялась, что никто не позовет. А я-то не такая, я стану «настоящей» православной женой!..

…Когда мое «идеальное супружество» впервые стало на пороге осуществления импульсивного решения «уехать к маме» и «пусть он попляшет», положение спас супруг. Вместо ожидаемой мелодраматической просьбы о помиловании или хотя бы небольшого, но эффектного приступа отчаяния, он сказал: «Поезжай. Только немедленно. И учти: у нас не сериал, если уйдешь, то передумывать и возвращаться не надо». Возможно, не всем помогают методы столь жесткой педагогики, но меня отрезвило: наивная игра в семейную жизнь должна либо перегореть в настоящую жизнь, где есть не только «охи-вздохи» и любовь, но и сознательная борьба за сохранение любви. Либо — выродиться в пошленькую мелодраму со взаимными манипуляциями из разряда «а я уеду» — «а я в монастырь уйду».

И начался новый период «теоретической подготовки». Я готова была искать и исправлять свои ошибки, благо супруг был настроен так же, но долго не могла поймать их корень. Да, надо терпеть немощи ближнего, надо любить его «таким, какой он есть», прощать, замечать и за собой недостатки — об этом много пишут православные жены и говорят священники. Но, по трезвом размышлении, не недостатки сами по себе ставили меня на грань решения о разводе. Их, недостатков, вообще в супруге насчитывалось не так уж много. Они почти всегда были поводом к ссоре, но не главным, не убийственным аргументом против моего брака…

Еще, читала я, надо тайно молиться прежде, чем парировать начальную фразу на пути к ссоре, ведь и жене, и мужу многие помыслы ропота, претензий и обид известно, из-за какого плеча приходят. Молитва, а точнее — Тот, кто ее слышит, действительно помогает опомниться, но только если Остапа еще не «понесло». А вовремя помолиться и «остыть», вспомнить, Кто еще тебя слышит, — не каждый молодой супруг способен, я точно не из их числа. Да и бес — он, конечно, воинствует на семью, особенно на священническую, но, как в анекдоте, во многих случаях он бы мог обвинить меня в клевете и перекладывании моей вины на его шею.

Но в чем моя вина? В чем вина супруга? Где то самое «слабое звено» семейной ссоры, которое ведет ее к скандалу и разрыву? Мне кажется, что я его нашла. Еще не исправила, не научилась видеть вовремя и «тормозить», но нашла, и это дает надежду!

Знаете, немощи ближнего, которые должен терпеть христианин, не так уж и портят его жизнь. Порой они даже ее украшают, особенно если это жизнь гордого человека. Есть ведь некоторая маленькая радость: почувствовать свое превосходство, когда супруг готов поссориться с тобой из-за отсутствия обеда. Ну такой у него недостаток — «им руководит желудок» — зато ты-то какая возвышенная и духовная особа. Ты от голода на мужа не кидаешься, а культурно пьешь пустой чай. Или у него — расхожее клише — носки по дому раскиданы, а ты ему про них напомнишь и почувствуешь себя большой чистюлей… Такие — и гораздо худшие — вещи можно простить даже без особенных претензий на христианскую добродетель.

Сложнее простить другое. Первая семейная ссора во вчерашней скромной христианке с веселым нравом и влюбленными глазами вдруг открывает обычную мегеру , такую же тетку , как те, кого она вопреки заповеди Господа осуждала и на кого больше всего боялась быть похожей. Открывается вдруг и неряха (сколько дней подряд надо не мыть пол, чтобы носки скопились на нем в таком криминально-раздражающем количестве). И лентяйка тоже «вылезает» (иначе обед бы был готов еще с вечера, и супругу не пришлось бы демонстрировать такой страшный недостаток, как наличие желудка). И трудно простить саму себя за то, что «до такого докатилась». А его, мужа, совсем невозможно простить за то, что он этому свидетель!

И начинается страусиное ныряние головой в песок, попытка доказать себе (и ему, конечно!), что ты не мегера, но он «и ангела доведет». Ты не неряха, но… «на его деньги (варианты: в его квартире, с его бесхозяйственностью, с его детьми, в присутствии его мамы…) невозможно организовать хозяйство!» Ты не лентяйка, но «сколько можно есть!» («должны же быть другие интересы!», «чурбан бесчувственный, не видишь — мне плохо, я беременна», «вообще, пост на дворе!»).

И вот самый близкий на свете человек становится неудобен именно тем, что он — самый близкий, и твои недостатки в его присутствии оказываются вдруг особенно заметными и особенно унизительными. И еще где-то в глубине души всплывает новая, совершенно убийственная мысль: «Узнав меня такой, муж теперь разлюбит. — Уже, наверное, разлюбил. — Предатель! — Я ему покажу…»

А так хочется спокойной, прежней, вполне самодовольной и не вполне христианской «благочестивой жизни», которую ты вела девушкой, безупречной на взгляд окружающих… Но теперь благочестие требует качественно новых усилий, «новоначальная благодать» уступает место твоим воле и труду. Приходится учиться борьбе со своими новооткрываемыми недостатками, а не с мужем, их самым частым свидетелем.

…Перечитала свое «Эврика!» и поняла, что по законам жанра следовало бы обнадежить читателя позитивным уверением в том, что после сих открытий «мы с батюшкой живем в полном согласии, недолго, но счастливо, и мечтаем умереть в один день». Но — осень с подсчетом цыплят и всевозможные «ювелирные» свадебные юбилеи еще далеко, потому наш happy end пока — потенциальный. Однако, кажется, совместными усилиями мы все-таки научились в критический момент откапывать голову из песка — или и вовсе ее туда не прятать — и вышли из эмоционального лабиринта первых лет семейной жизни на ту дорожку, что ведет именно к happy, а не другому какому «энду». Помоги нам, Господи, не свернуть!

Елена, супруга священника

Фото Владимира Ештокина

Если вы во сне ссоритесь с женой (мужем) – к большой любви и счастливой жизни.

Если родственник ссорится – к дружбе и помощи от него.

Если ссорятся с врагами – к успеху.

Если служащий ссорится с подчиненным – к повышению на службе, к высоким заработкам.

Ссориться с умершим – к здоровью и долголетию.

Если женщина ссорится с соседкой – имущество в порядке.

Если женщина ссорится с нищенкой – к банкротству ее мужа.

Если ссорятся ваши друзья – к потере помощи.

Если на чужой улице драка – к приглашению на вечеринку.

Торговец ссорится с покупателем – к убыткам в бизнесе.

Если драться с покупателем – к богатству и благополучию.

Если больной ссорится с врачами – к скорому выздоровлению.

Пожилые ссорятся с детьми – к счастливой жизни и долголетию.

Толкование снов из Сонника Фэн-шуй

Сонник - Ссора

Ссоры во сне обещают несчастья, и свирепые перебранки. Для девушки это сигнал хронических неприятностей, а для замужней женщины - предвестие развода или длительного разлада в семье.

Наблюдать во сне чужие ссоры - предвещает неудачи по службе и разочарование в своем ремесле.

Толкование снов из

"Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних, мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "Я Павлов"; "я Апполосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости, слова, чтобы не упразднить креста Христова" (1:10-17).

Одна из главных причин, почему религиозные культы смогли оказать в наши дни такое влияние на мир, состоит в том, что они едины. Дисгармония внутри церкви нетерпима. Хотя такое единство неправильно направляется, хотя им злоупотребляют и оно часто бывает тоталитарным, оно привлекательно для многих людей, уставших от неуверенности, неопределенности и запутанности в религиозных вопросах.

Мало кому из нас, пришедших в церковь несколько лет назад, не пришлось побывать в общинах, где царил раскол или, по меньшей мере, где были серьезные ссоры (или услышать о такой общине). Эта проблема существовала в церкви со времен Нового Завета. Коринфские верующие отступали от норм, установленных Богом, во многом, и первое, за что их упрекал Павел, были раздоры.

Ссоры - это часть жизни. Мы вырастаем внутри ссор и рядом с ссорами. Когда от младенцев отбирают что-нибудь, что им нравится, или им не дают чего-нибудь, чего они хотят, они торопятся выразить свое неудовольствие. Маленькие дети плачут, пускают в ход кулаки или выходят из себя, когда они не могут настоять на своем. Мы спорим и деремся, - сначала из-за погремушки, потом из-за игрушки, потом из-за футбольного мяча, потом из-за того, какое место нам отводится в футбольной или другой спортивной команде (главное - чтобы вызывать побольше восторгов), в коммерческих делах, в ассоциации учителей и родителей или в политике. Друзья воюют, мужья и жены воюют, торговые фирмы борются друг с другом, города борются друг с другом, и даже целые народы борются - иногда до такой степени, что дело доходит до войны. А источник всех ссор один и тот же: испорченная, эгоистичная, самовлюбленная природа человека.



Ни о чем другом Писание не говорит с такой ясностью, как о том, что человек в основе и по природе своей грешен и что сердце - вина его грёховности - это его своеволие. От рождения и до смерти каждого человека естественно тянет к тому, чтобы быть первым, - быть тем, кем он хочет быть, делать, что он хочет, и иметь то, что он хочет. Даже верующие постоянно искушаемы сползти назад, - в жизнь, полную своеволия, своекорыстия и вообще эгоцентризма. В центре греха - эго, "я". Эгоцентризм - это корень человеческой испорченности, - испорченности, в которой начиная с Адама и Евы, был рожден каждый человек, за исключением Иисуса Христа. Даже христиане все еще грешники - оправданные, но грешные сами по себе. И, когда этому греху позволяется делать все, что ему угодно, в нашей плоти, конфликт неизбежен. Когда люди (двое или больше) устремляют свои помыслы на то, чтобы делать все по-своему, между ними скоро начнутся споры и ссоры, потому что их интересы и заботы, то, чему они придают больше всего значения, - рано или поздно вступят в конфликт Не может быть согласия в группе людей, - даже в группе верующих, - если их желаниями и целями, намерениями и идеалами руководит их эго.

Обращаясь в своем послании к единоверцам, Иаков спрашивает: "Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете, и не имеете" (4:1-2). Причина всех конфликтов, ссор и раздоров - это эгоистичное желание.

Трагично, что, хотя это запрещено Богом, хотя это против самого характера нашей спасенной природы и абсолютно враждебно всему, о чем Господь молился для Своей церкви, тому, какой Он намеревался ее построить, - распри случаются и среди верующих, среди тех, кто призваны быть едиными в Господе Иисусе Христе.

Что Господь оплакивает, чему Он сопротивляется, тому сатана рукоплещет, то он питает и лелеет. Ничто не оказывает на церковь такое деморализующее влияние, ничто так не обескураживает и ослабляет верующих, как распри, злословие исподтишка и ссоры в их среде. И ничто не бросает такую тень на ее свидетельство миру, как внутренние раздоры.

Ссоры - это реальность в церкви, потому что эгоизм и другие грехи - это реальность в церковной жизни. Ссоры бесчестят Отца, позорят Сына, деморализуют и дискредитируют Его народ, а тем временем мир сворачивает в сторону и утверждается в неверии. Разорванное единство лишает христиан радости и их работу - эффективности, отнимает у Бога славу, а у мира - истинное свидетельство о благой вести. Дорого обходится подножка со стороны эгоизма!

Среди многих грехов и недостатков коринфской церкви ссоры были тем, с чем Павел решил разобраться в первую очередь. В единстве - радость христианского служения и достоверность христианского свидетельства. В Своей первосвященнической молитве Господь постоянно молился о том, чтобы Его Церковь была единой (Иоан. 17:11, 21-23). То единство природы и вероисповедания, о котором Он молился для Своих учеников, подразумевало "воплощенное, единство в жизни". Непосредственно после Пятидесятницы верующие, только что получившие силу от Духа Святого, были в совершенном согласии друг с другом, - делясь мыслями и чувствами, радуясь, поклоняясь Богу и свидетельствуя вместе, "и каждый день единодушно пребывали в храме хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви" (Деян. 2:46-47). То, как они служили друг другу, свидетельствовали миру, угождали Богу и прославляли Его, - все было плодом их единства.

Первое, в чем нуждалась коринфская церковь - в единстве такого рода. В том же самом нуждаются и многие церкви в наше время. Обсуждая этот вопрос, Павел переходит к наставлениям и указаниям, которые занимают остальную часть этого послания.

В стихах 10-17 он разбирает четыре основные области относящиеся к единству: он призывает к согласию в том что касается учения, говорить о группах, приверженных отдельным людям, о принципе единства во Христе и о том что на первом месте должна стоять проповедь.

Призыв: согласие в учении

"Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и одних мыслях" (1:10).

Слово умоляю - это перевод греческого слова "паракалео"; корень этого глагола происходит от слова "параклетос", что значит "помощник" (или "Утешитель" - см. Иоан. 14:16, 26; 15:26; 16:7 и "Ходатай" - 1 Иоан. 2:1). Основное значение этого слова - вставать на сторону кого-нибудь, помогая ему. Павел хотел встать на сторону коринфских братьев и сестер, быть с ними рядом, чтобы помочь им исправить свои грехи и недостатки. То же самое слово используется и в Послании к Филимону: заметив, что он имел право приказать Филимону простить раба Онисима и отослать его назад к Павлу, апостол говорит: "По любви лучше прошу (параклео)" (Филим. 9, ср. 10).

Подобным же образом он просит и коринфян. В словах, открывающих его послание, он заботился о том, чтобы утвердить свой апостольский авторитет, - но сейчас он обращается к ним, как к братьям. Этим он умеряет резкость упрека, не сводя на нет его серьезности. Они - его братья и братья друг другу, и им следует вести себя, как подобает братьям.

Они были "призваны в общение Сына Его Иисуса Христа" (1:9) и теперь с любовью наставляемы "именем Господа нашего Иисуса Христа прийти к согласию (говорить одно), избегать разделений и быть соединенными "в одном духе и одних мыслях". Раз они были едины в общении с их Господом, им следует быть едиными и в общении друг с другом. Их единство в Иисусе Христе было основой для мольбы Павла о единстве среди них самих. Как и во многих других посланиях Павла, он отталкивался от отождествления верующих со Христом, чтобы произвести свой призыв к святой жизни.

Имя Христа представляет все, чем Он является, - Его характер и Его волю. Молиться "во имя Иисуса" это не значит - ожидать, что Бог склонится к нашим желаниям или просьбам просто потому, что мы используем эту формулу. Молиться во имя Его - значит молиться в соответствии с Его словом, в согласии с Его волей. Иисус повелел нам молиться, говоря: "да святится имя Твое... да будет воля Твоя" (Матф. 6:9-10). Слово Христа, в совершенстве отражающее Его характер и Его волю, формирует важнейшую основу всего христианского поведения. Является ли правильным то, что мы думаем, говорим и делаем, зависит не от того, как это воздействует на нас самих или на других, а от того, находятся ли наши мысли, слова и поступки в согласии со Христом и делают ли они Ему честь. Поведение верующих имеет самое непосредственное отношение к Иисусу Христу. Когда мы грешим, или жалуемся, или ссоримся, мы вредим церкви и ее руководителям, мы приносим вред нашим братьям по вере. Кроме того, мы тем самым возводим преграду между Евангелием и неверующими. Но - что хуже всего - мы бесчестим нашего Господа.

Когда пресвитеры из Ефеса пришли в Милет, чтобы встретиться с Павлом, идущим в Иерусалим, он наставлял их, говоря: "Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20:28). Тем самым он говорил им: "не теряйте из виду Того, Чьи вы и Чьи они. Вы все принадлежите Иисусу Христу и драгоценны Ему. Вы - блюстители, поставленные от Господа".

В этом отрывке, написанном к местной церкви, ударение делается на единстве местного собрания верующих, а не на мистическом единстве вселенской церкви, - как, например, в Послании к Ефесянам, которое было общим посланием, без ссылок на конкретные местные условия. И не о единстве вероисповедания говорит здесь Павел. Он говорит, что единство должно быть внутри местного собрания верующих, "чтобы все вы говорили одно". Это кажется недостижимым идеалом; и все же Сам Господь повелел Своим последователям: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матф. 5:48), - а что может быть более невозможным с человеческой точки зрения, чем это? Во имя Христа и с Его помощью этот идеал достижим. И идеал единства - тоже. Бог устанавливает Свои нормы не на основе человеческих способностей, а исходя из тех сил, которые Он нам посылает. Он не приспосабливает их к человеческой ограниченности, и тем более - к человеческим склонностям и желаниям. Каким бы недостижимым это представление ни могло показаться, все верующие местной церкви должны прийти к согласию в том, что касается вопросов, связанных с Богом.

По-гречески эта фраза буквально звучит так: "чтобы вы все говорили одно и то же", - как и переведено в Версии Короля Джеймса. Что больше всего смущает верующих, недавно принявших христианство, или же неверующих, размышляющих о призывах Христа, - это когда им приходится слышать, как христиане, которых они считают духовно зрелыми и опытными, противоречат друг другу в суждениях Евангелия, о Библии или о христианской жизни. И трудно себе представить что-либо, более опустошительное для церкви, чем если каждый верующий будет иметь собственные представления и толкования в вопросах веры, - или если община разделится на фракции, каждая из которых будет придерживаться собственных взглядов на этот счет.

Чтобы местная церковь была духовно здоровой, гармоничной и действенной, в ней должно быть, прежде всего, единство относительно учения. Учение церкви не должно быть сборной солянкой, из которой каждый может выискивать и вылавливать то, что ему по нраву. И разных групп, со своими собственными, отличительными чертами и особенностями, со своими руководителями, - тоже не должно быть. Даже если такие группы уживаются друг с другом и терпимы к взглядам друг друга, запутанность в вопросах учения и духовная ослабленность окажутся неизбежным результатом разделения. К несчастью, в некоторых церквах и даже в некоторых семинариях в наше время царит именно такого сорта избирательность в области учения и этики. Члены этих церквей и семинарий часто соглашаются друг с другом в вопросах социальных и организационных, -но в том, что касается учения, этики и духовности, они путаются сами и запутывают других. Они не придерживаются никаких несомненных фактов, - даже если факты библейские и изложенные в Писание абсолютные истины не являются для них несомненными. Они не признают никаких длительных или связывающих обязательств. Конечно, многие люди, не исключая и тех, кто открыто исповедует христианство, не хотят абсолютов в учении или в морали, просто потому, что абсолютные истины и нормы требуют абсолютного принятия и послушания.

В том, что касается Божьей истины, не может быть двух противоположных мнений о том, что правильно и что неправильно. Очевидно, что мы не можем дать догмы о том, что неполно и неясно дано в Откровении (Втор. 29:29). Но Бог ничего не путает, Он не противоречит Самому Себе. Он не расходится с Самим Собой, и Его Слово не находится в несогласии с самим собой. Поэтому Павел и настаивает чтобы коринфяне, как и все верующие, сохраняли единство в том, что касается учения, - и не просто какое-нибудь единство в учении, а такое единство, которое с полной ясностью основывается на Божьем Слове Он умоляет их именем Господа нашего Иисуса Христа. Это значит, что он умоляет их придти к согласию в Нем, в Его воле, в Его Слове.

Часто бывает так, что группы в некоторых частях современной церкви, подобно группировкам внутри церкви Коринфа, имеют единство внутри своей собственной группы, но не единство с другими верующими в Иисусе Христе. Павел призывал к единству не на любой основе, но к единству в открытой Богом истине, данной и осуществленной в Иисусе Христе и завершенной благодаря учению Его апостолов. "Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить" (Фил. 3:15-16). Правилом, о котором здесь говорится, было апостольское учение, которое Павел лично соотнес с их конкретной жизнью и пример жизни, в согласии с которым он преподал им (ст. 17); в точности как то учение, которое он дал коринфянам как "волею Божией призванный апостол Иисуса Христа", оно было "не в убедительных -словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1 Кор. 1:1; 2:4).

Слово "разделения" - это перевод греческого слова "схизмата", от которого мы произвели наше слово "схизма". В физическом смысле однокоренной глагол означает -иметь расхождения во взглядах, разницу в суждениях, разногласия. Однажды, когда Иисус проповедовал в Иерусалиме, люди слушавшие Его, не могли прийти к согласию о том, Кто Он Такой. Одни решили, что Он был великим пророком, некоторые - что Он был Христом, а другие - что Он был просто обычным человеком, делающим необычные заявления. Следовательно, как сообщает Иоанн, "произошла о Нем распря в народе" (7:43). И эта "распря"" не утихла и до наших дней - даже среди тех, кто называет себя Его именем.

Самые серьезные разногласия, которые могут существовать в церкви, это разногласия по поводу учения. Заключая свое Послание к Римлянам, Павел предостерегал: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них" (16:17).

Те, кто учат чему-либо, противоположному Писанию, служат не Христу, а самим себе и собственным интересам В тех делах, о которых Писание не говорит с полной ясностью, есть место для разницы во мнениях. Но в ясном библейском учении нет места для разногласий, потому что расходиться с Писанием - это значит расходиться с Богом.

Священник Самуил Агоян, представляющий армянскую патриархию, опроверг чудесное происхождение Благодатного огня, что стало поводом для ссоры с представителем коптской церкви. Инцидент произошел во время съемок репортажа в Храме Гроба Господня. По словам Агояна, он трижды наблюдал, как патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады, и ничего мистического в этом нет.

Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин в эфире НСН заявил, что подобные словесные перепалки, и даже драки, в Храме Гроба Господня происходят регулярно.

«Это обычная дежурная новость про обычную дежурную перепалку. Кстати, представителей (копты и армяне – прим. НСН) одного и того же христианского направления – дохалкидонских монофизитских церквей, которые в начале истории друг друга анафематствовали (предавали анафеме – прим. НСН) . Хотя эти анафемы никто не отменял, но они про них забыли и у них есть евхаристическое общение (возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками – прим. НСН) . К сожалению, в Храме Гроба Господня, части которого принадлежат разным христианским церквам, очень часто происходят разные перепалки, ссоры, иногда, к сожалению, даже драки. Последствий, думаю, не будет никаких. Такие ссоры и в дальнейшем, к сожалению, будут происходить», - отметил Александр Дворкин.

Он также обратил внимание, что сошествие благодатного огня не является основой христианской веры, в отличие от Воплощения Господа Иисуса Христа, его Смерти и Воскресения. «В данном случае, если бы даже такого феномена, как Благодатный огонь, не было бы, это бы никак нашу веру не изменило.

Александр Дворкин напомнил, что Храм Гроба Господня был построен в IV веке после Рождества Христова, и до этого больше трех веков церковь существовала без этого храма. «Не было благодатного огня, и от этого церковь не была иной, бессмысленной», - подчеркнул собеседник НСН.

В ходе словесной перепалки в Храме Гроба Господня, по данным портала Новости Израиля, представитель коптской церкви обвинил Агояна во лжи и потребовал немедленно остановить съемку. В ответ на это, представитель армянской патриархии возразил, что копты при зажигании огня не присутствуют, но оппонент продолжил обвинять армянского коллегу во лжи.

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, пишет РИА Новости. Каждый год в канун Пасхи он сходит на свечи и лампаду Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины в храме Гроба Господня.

В феврале 2018 года глава Иерусалима Нир Баркат заявил, что муниципалитет планирует взыскать с христианских конфессий более 180 млн долларов в качестве налогов с расположенной в городе недвижимости. В знак протеста христианские церковные лидеры на несколько дней для паломников и туристов Храм гроба Господня.

Прими мужество от Господа и не бойся хвастуна, которого обессилил Христос и который теперь лишен сил и своей былой энергии. Он только возбуждает мечтания и страхи, только произносит дерзкие и наглые слова. Прими свыше благодать, чтобы его попирать, и да будет крепость в твоих членах. И говори: «Прекрати, враг, воевать против меня, ибо отец мой бдит ради меня и мои недостатки носит на себе. Ради меня злостраждет и постится. Даже если упаду семьдесят раз по семь, все равно ты будешь побежден».

Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок.

Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,- в горниле уничижения.

Будем помнить, братья и сестры, что Иуда перед Тайной вечерей решил Христа предать, а после Христа распяли.

Не на Фавор только охотно иди во след Господа, но и на Голгофу, т. е. не тогда только, когда чувствуешь внутрь себя Божественный свет и духовные утешения и радости, но и когда нападают омрачения, скорби, туги и горечи, которые приходится иной раз вкушать душе от демонских искушений, внутренних и внешних. Пусть даже охлаждение это будет сопровождаемо таким омрачением и смущением, что ты не будешь знать, что тебе делать и куда обратиться, не бойся и при этом; но стой твердо в своем чине, держись на кресте сем благопокорно, далеко отревая от себя всякое земное утешение, которое вздумает предлагать мир или плоть, по наущениям врага. Старайся также скрывать сию немощь свою от всякого лица и не говори о ней никому, кроме духовного отца своего, не жалуясь, однако ж, на посланную тебе тяготу, а скорее ищи научения, как на будущее время избегать ее, а эту благодушно перенесть, пока Богу угодно будет держать тебя в ней.

Молитвы же твои, причащение и другие духовные упражнения, продолжая совершать, как обычно, совершай не для получения сладостей духовных, не для того, чтоб быть сняту с настоящего креста, но для того, чтоб дарована была тебе сила благодушно пребывать на нем во славу распеншагося за нас Христа Господа и всегда жить и действовать так, как сие Ему благоугодно. Если иной раз и не можешь ты в этом состоянии молиться и в благих пребывать помышлениях, как обычно бывало, по причине великого омрачения и смущения ума, делай все сие как можешь, только без лености и поблажки себе; и то, чего не можешь ты явить в совершенстве делом, будет принято явленным в совершенстве по желанию твоему, исканию и усилию. Пребудь в сем желании, искании и усилии и увидишь дивные плоды того – воодушевление и силу, кои преисполнят душу твою. Прп. Никодим Святогорец. Невидимая бран ь

В духовной брани побеждает тот, в ком есть решимость не поддаваться никогда отчаянию от безконечных падений и поражений. Монах Семион Афонский.

Куда уходит благодать?-> . О духовной сухости и трех периодах духовной жизни

Одна из лучших книг о поиске и стяжании благодати это книга о прп.Силуане Афонском читать

- Добрый день, отец Андрей.

Батюшка, вразумите, не знаю что делать. У меня муж по выходным дням пьет пиво, раньше я как-то более менее спокойно к этому относилась (побурчу для порядка, чтоб не расслаблялся), а так чтоб мы ругались или скандалили, никогда. Летом я стала стараться причащаться каждый месяц, поначалу было все нормально, но последний раз это какой-то ужас. Иду после причастия, думаю: все, не буду обращать внимания, не буду ругаться, прихожу домой - только его увижу, в меня как будто кто вселяется. Я начинаю кричать, плакать, оскорблять его, хотя умом понимаю, что это ни к чему, он меня не обижает, не оскорбляет, получается, что это я зачинщик всему? И это все после причастия. Начинаю думать, что может быть это я плохо подготовилась, хотя я всегда стараюсь. Хожу после этого как в воду опущенная, мысли плохие в голову лезут, может мне нельзя так часто причащаться? Муж говорит: ты заметила, что мы с тобой стали ругаться? Что мне делать, батюшка? Помогите. Спаси Вас Господь!

Вас так искушает бес, и этим не только ваши отношения рушит, но и Вас обкрадывает после причастия. Хорошо подготовились, а враг нашего спасения так и действует, а Вы будьте готовы и не поддавайтесь. Быть доброй и внимательной с терпением - вот что делать. Причастия не оставляйте. Помоги и благослови Господь!

Афонские преподобные, кроме присномолитвенности, исполнения келейных правил по силе и ожидания ежеминутных искушений, имели смирение и самоукорение. Смирение их со стояло в том, что они считали себя хуже всех и хуже всей твари, а самоукорение в том, что во всяком неприятном и прискорбном случае возлагали вину на себя, а не на других, что не умели они поступить как следует, и от того выходила неприятность и скорбь, или попущалось искушение за их грехи, или к испытанию их смирения и терпения и любви к Богу; так рассуждая, они не позволяли себе кого-либо судить, кольми паче уничижать и презирать (2, ч. 3, с. 60).

- Здравствуйте, о. Андрей!

1. В воскресение причастилась, после чего на душе была радость, мир и спокойствие. После причастий подобное состояние было, но не так здорово (воцерковляюсь 1,5 года, причащаюсь постами). И с понедельника просто как гром среди ясного неба - на работе злая, гневливая, обижалась, почем зря. Сама не пойму, откуда все это... Коллеги в понедельник и вчера были просто в удивлении. Да, есть кое-какие проблемы... Но все это можно и нужно было сдержать, перебороть. Причем все понимала, что нельзя, нужно остановиться и все равно отвечала грубо, состояние было как-будто меня обидели и оставили. В общем. давно такого не припомню. Вечером плакала, молилась о прощении. На исповеди все расскажу, но осадок остается и, видимо, пройдет не скоро. Коллеги знают, что я верующая - вот и опозорила свою веру... Небось подумают: "Мда, а еще верует.." Очень стыдно... Скажите батюшка - что это? Может, причастие во грех? Может, моя вера - лицемерие?

2. Завтра будет праздничная служба, да еще в храме, в который хожу (и люблю) - это престольный праздник. У меня женские немощи. Можно прийти на службу, ни к чему не прикасаясь и не подходя на помазание?

Извините за эмоциональность. Спасибо!

1. Нет, причастие не во грех, а это враг так обкрадывает человека раздражением. Хорошо помолился - жди искушений. Бесы мстят, но если будете заранее готовиться к искушению и запоминать, как они и на чем Вас подловили, научитесь сопротивляться и станете более духовно опытной, а враг потерпит поражение.

Бесы имеют правило нападать по очереди - то раздражением, то блудными помыслами, разжжением. Так что падение для смирения полезно, но на будущее запоминайте и старайтесь не поддаваться. Духовная жизнь - труд, и даже правильнее брань с бесами. Просто не будет, но и сложно тоже - мы же не подвижники. Правил своих из-за этого не оставляйтесь и обязательно причащайтесь - пройдет, но со временем. Может и сонливость нападать и бессилие, но не обращайте внимание, а знайте свое дело.

2. Да, конечно, можно. Помоги Христос!

Раздражение после причастия

- Батюшка, благословите!

Поздравляю Вас с Праздником! Любви Вам и терпения! Сегодня мы с мужем с Божьей помощью причастились. Так хорошо стало, но минут через 20 после причастия у меня был очень сильный приступ раздражения, очень тяжело было совладать с собой, пару раз шикнула на мужа ни за что. Потом помолившись и пересилив себя вроде успокоилась. Первый раз так было. Как-то даже расстроилась. Может быть, стоит покаяться не дожидаясь следующего причастия? Спаси Вас Господь!

Спасибо большое, и Вас с Праздником! Можно покаяться, а это так враг хотел Вас обокрасть, но не совсем у него вышло. Спаси и сохрани Господь!

Я хожу в церковь нерегулярно на воскресную литургию, когда позволяет время. Заметила, что после этого часто ссорюсь с домашними. Это что, бесовские происки за то, что сходила в храм?

Да. Вы там денежку (благодать) получили, вот они и хотят Вас обокрасть.

Сильные искушения после причастия

- Уважаемый батюшка, простите за беспокойство.

У нас с женой такая беда: стараемся бороться с грехами добродетелями, читаем утренние, вечерние молитвы, исповедуемся и причащаемся. Но часто бывает, особенно у жены, сразу после посещения храма впадаем в грехи. Жена гордится и злится, а я гневаюсь сильно, даже поднимал руку на жену. У меня гнев не сразу обостряется после причащения, а жена просто превращается в подобие змеи, ну а потом и я тоже становлюсь зверем. Но самое интересное, что если мы не ходим на исповедь и причащение, то гораздо меньше грешим и имеем духовное единство, жена становиться послушной и доброй. Помогите нам, пожалуйста, разобраться с этим.

Это враг обкрадывает Вас раздражением. Нужно это пережить, а страсти победить, чтобы дальше развиваться в духовной жизни. Помоги Господь!

У святых отцов мы читаем, что сатана главной задачей своей ставит отвергнуть людей от Бога. Если человек живет сам по себе, вне Церкви, то лукавый еще и постарается так устроить, чтобы у человека все в жизни было благополучно. А стоит человеку начать ходить в храм, тут же начнутся испытания. Это многократно проверенный факт. Как победить эти искушения? Не обращать на них внимания. Ходить в храм, жить по-христиански. И скоро эти искушения стихнут, сатана отступит. Но до времени. Чтобы после нового нашего духовного рывка, после выхода на «новую высоту» вновь напасть на нас с более изощренными и тонкими искушениями.


Если вы, дорогой читатель, начнете регулярно ходить в храм, – как мы и призываем, вы, несомненно, столкнетесь с искушениями. Дети могут заболеть, у них после церкви может подняться температура. Или появятся головные боли. Или ребенок упадет на ровном месте и, как только дети это могут, непременно головой на камни.

Но уверяю вас: Господь не допустит произойти чему-то страшному. Это типичные «страхования». Лукавый пытается нас напугать, заставить перестать ходить в храм. Не уступим ему. И искушения пройдут.

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).


Последовавшее с тобою искушение после причастия Святых Тайн произошло не оттого, что ты, как пишешь, без усердия ходила в церковь и в келье молилась без внимания, а оттого, что без смирения приготовлялась, а если бы при­ступала, как мытарь, со смирением и помнила, что приняла Самого Господа внутрь себя, смирившего Себя нас ради, то вся бы гордость попрана была и в прах обратилась и не могла бы подвигнуться от одного слова, сказанного сест­рою, не думала бы о том, что кто на тебя смотрит. Сам Владыка удостоил посетить дом души твоей, а Ему пред­стоят Небесные Силы, но что делать! когда не могла тогда употребить в пользу того случая, то теперь укори себя, смири, приноси покаяние, и получишь милость Божию, а впредь старайся помнить свою немощь и худость и не подвигаться от слова, а чрез оное исцелять себя от гор­дости

(преп. Макарий).


Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

«… БЛАГОДАТЬ ВСЕГДА ПРЕДШЕСТВУЕТ ИСКУШЕНИЯМ КАК НЕКОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ»

Делание заключается не в том, чтобы попробовать и отступить. Делание заключается в том, чтобы выйти на единоборство, победить, потерпеть поражение, приобрести, потерять, упасть, встать, все преодолеть и продолжать подвиг и брань до последнего издыхания.

И чтобы никогда не впадать в самонадеянность, пока душа не выйдет из тела. Но когда она восходит на небо, должна ожидать, что на следующий день сойдет в ад. Не говорю уже о том, что нисхождение может произойти в то же самое мгновение. Поэтому человек не должен удивляться изменениям, но должен иметь в виду, что ему свойственно и то, и другое.

Знай, что благодать всегда предшествует искушениям как некое извещение для приготовления. И когда видишь благодать, сразу настораживайся и говори: «Пришло объявление войны! Смотри, брение, откуда даст сигнал к битве злобный». Часто он приходит быстро, и часто - через два или три дня. Во всяком случае, он придет, и пусть твердыми будут укрепления: исповедь каждый вечер, послушание старцу, смирение и любовь ко всем. И так облегчишь скорбь.

Теперь, если приходит благодать прежде очищения и тому подобное, - прошу внимания и ясности ума.

Благодать разделяется на три чина: очистительная, просвещающая и совершенная. И житие - на три: по естеству, выше естества, противно естеству. По этим трем чинам человек восходит и нисходит. И великих дара, которые получает человек, три: созерцание, любовь, бесстрастие.

Итак: деланию содействует благодать очистительная, которая помогает в очищении. И всякого, кто покаялся, именно благодать побудила к покаянию. И все, что человек делает, - это дело благодати, даже если этого и не знает тот, кто ее имеет. Однако она его воспитывает и его наставляет. И соответственно преуспеянию, которое принимает, он восходит, или нисходит, или остается в том же состоянии. Если у него есть ревность и самоотречение, тогда он восходит к созерцанию, за которым следует просвещение божественного познания и отчасти бесстрастие. Если охладеет ревность, усердие - уменьшается и действие благодати.

Относительно молящегося со знанием, о котором ты говоришь, - это тот, кто знает, о чем молится и чего просит у Бога. Молящийся со знанием не многословит, не просит излишнего, а знает место, способ и время и просит подходящего и полезного для своей души. Он умно общается со Христом. Он обнимает Его, и удерживает, и говорит: «Не отпущу Тебя вовек».

Итак, молящийся просит оставления грехов, просит милости Господней. Если он просит и великих дарований прежде времени, Господь этого ему не дает. Ибо Бог дает их по чину. И если ты, прося, надоедаешь Ему, Он позволяет духу прелести изображать благодать и прельщать тебя, показывая тебе одно под видом другого. Поэтому неполезно просить превосходящих меру дарований. Но если ты и будешь услышан прежде очищения, не достигнув соответствующего чина, они превратятся в змей и будут тебя жалить. Ты же имей искреннее покаяние, оказывай всем послушание, и благодать придет сама, без твоих прошений.

Человек, как лепечущий младенец, просит у Бога Его святой воли. Бог как Преблагий Отец дает ему благодать, но дает ему и искушения. Если он безропотно терпит искушения, получает прибавление благодати. Насколько большую он получает благодать, настолько большее и прибавление искушений.

Бесы, приближаясь, чтобы начать битву, не идут туда, где ты их спокойно победишь, а проверяют, где твое слабое место. Там, где ты их совсем не ожидаешь, они пробивают стены крепости. И когда они найдут душу немощной и слабое место, всегда там побеждают человека и делают его виновным.

Ты просишь благодати у Бога? Вместо благодати Он попускает тебе искушение. Не выносишь брани, падаешь? Тебе не дается прибавление благодати. Снова просишь? Снова искушение. Снова поражение? Снова лишение - и так до конца дней. И ты должен выйти победителем. Стой против искушения насмерть. Упади без сил в битве, взывая в изнеможении: «Не отпущу Тебя, сладчайший Иисусе! И не оставлю Тебя! Неразлучным с Тобой пребуду вовек и ради любви Твоей умру на поприще». И внезапно Он предстает на поприще и взывает сквозь бурю: «Я здесь! Препояшь, как муж, чресла свои и следуй за Мной!» Ты же весь - свет и радость: «Увы мне, окаянному! Увы мне, лукавому и непотребному! Слухом уха слышах Тя первее, ныне же око мое виде Тя; темже укорих себе сам… и мню себе землю и пепел».

Тогда ты исполняешься божественной любовью. И душа твоя горит, как у Клеопы. И в час искушения ты больше не оставишь покрывало и не убежишь нагим, а терпеливо будешь переносить скорби, размышляя: как миновало одно искушение и другое, так минует и это.

Однако когда унываешь, и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда, вместо того чтобы побеждать, ты должен постоянно каяться: о дневных согрешениях, о ночном нерадении. И вместо того чтобы получать благодать на благодать, ты увеличиваешь свои скорби.

Поэтому не страшись, не бойся искушений. И если много раз упадешь - встань. Не теряй своего хладнокровия. Не отчаивайся. Это тучи, которые пройдут.

И когда с помощью благодати, которая очищает тебя от всех страстей, ты пройдешь все то, что есть «делание», тогда твой ум будет вкушать просвещение и двигаться к созерцанию.

И первым является созерцание всего существующего: как все–все Бог сотворил для человека, и еще самих ангелов для служения ему. Какое достоинство, какое величие, какое великое предназначение имеет человек - это дуновение Божие! Не прожить здесь немногие дни своего изгнания, а жить вечно со своим Создателем. Видеть божественных ангелов, слушать их неизреченное пение. Какая радость! Какое величие! Лишь только эта наша жизнь достигает конца и закрываются эти очи, сразу открываются другие и начинается новая жизнь. Воистину радость, которая уже не имеет конца.

Думая об этом, ум погружается в мир и крайнюю тишину, которая распространяется по всему телу, и он совершенно забывает, что находится в этой жизни.

Такие созерцания сменяются одно другим. Человек не мечтает в своем уме, но таким бывает состояние - действие благодати, которая приносит помышления, и ум размышляет в созерцании. Человек их не создает - они сами приходят и восхищают ум в созерцание. И тогда ум расширяется и становится другим. Человек просвещается. Все для него открыто. Он наполняется премудростью и, как сын, обладает тем, что принадлежит его Отцу. Он знает, что он - ничто, брение, но и сын Царя. Ничего не имеет, но всем обладает. Он наполняется богословием. Он возглашает ненасытно, с полным сознанием исповедуя, что существо его - ничто. Происхождение его - брение. А его жизненная сила? Дуновение Божие - его душа. Душа возлетает прямо на небо! «Я дуновение, дыхание Божие! Все разрушилось, осталось в земле, из которой было взято! Я сын вечного Царя! Я бог по благодати! Я бессмертен и вечен! Я через одно мгновение - рядом с моим Небесным Отцом!»

Таково поистине предназначение человека; для ЭТОГО он был создан и должен прийти туда, откуда произошел. Таковы созерцания, о которых размышляет человек духовный. И ожидает часа, когда оставит землю и душа возлетит на небеса.

Итак, дерзай, чадо мое, и с этой надеждой терпи всякую боль и скорбь, поскольку вскоре мы удостоимся всего этого для всех нас - равное. Все мы - чада Божии. К Нему взываем день и ночь и к сладкой нашей Мамочке, Владычице всяческих, Которая никогда не оставляет молящегося Ей.

  • КАК МОЖНО ЛЮБИТЬ ОСКОРБЛЯЮЩИХ