Меню

Читальный зал: Светлана Бронникова, Интуитивное питание. Интуитивное питание Упражнение «Праздничное застолье»

Патологии матки

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой ворвалась в мою жизнь по рекомендации Наташи Ростовцевой. Вообще я уже давно забила на свое желание сбросить «те самые 5 кг», потому что мне это не удавалось в течение полутора лет, ровно с момента родов.

“Ну есть и есть”, – думала я. “Когдаааа-нибудь я сяду на ту адскую диету для диабетиков и тогда за месяц точно скину все. А пока у меня нет на это моральных сил”.

И книгу мне Наташа порекомендовала совсем не из-за того, что я мечтала похудеть, а потому что мне для статьи в блог нужна была экспертная информация о том, как “зашикивание” и делание детей “удобными” влияет на них во взрослой жизни.

Тогда я начала ее изучать, иииии…

Прошло уже 3 месяца после того, как я прочитала книгу и выполнила где-то половину упражнений. И как-то незаметно и без надрыва ушли те 5 кг. Я даже не помню точно, когда они ушли. Но их нет. И я особо не взвешиваюсь, ем действительно все, что захочу, мне нравится моя фигура. А главное – я перестала испытывать чувство вины по поводу еды. В принципе. И настроение мое улучшилось 🙂

Итог:

книгу «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой рекомендую читать всем, кто давно и безуспешно пытается сбросить “те самые ХХ кг” и/или не очень доволен своим весом.

Итак, 5 умных революционных мыслей из книги “Интуитивное питание” Светланы Бронниковой

1) Если вас не устраивает ваш вес, то дело скорее всего в психологической проблеме

Очень интересно Светлана описывает современные стандарты красоты и маниакальное стремление к стройности, приводя при этом ссылки на научные исследования, в которых «настолько худые» люди в итоге по выживаемости проигрывают статистически их более полным собратьям. Ну и вообще интересно рассуждает на такие темы, как «ужас быть жирным», «жир и характер», «кому мешает лишний вес».

Захватывающе Светлана описывает дам, на общечеловеческий взгляд стройных и даже худых, которых все равно “мучает лишний вес” и которые годами сидят на диетах и “системах питания”.

Ещё более подробно она описывает типы личностей, которые склонны к набору лишнего веса. И даже типы семей, где таких личностей воспитывают, какие семейные установки этому способствуют. Какие психотипы есть среди людей, у которых есть проблемы с едой.

И еще много-много-много интересных психологических моментов, связанных с набором веса и собственным мироощущением.

«Если у вас есть стабильный или, наоборот, постоянно исчезающий и возвращающийся в результате острых приступов здорового образа жизни ЛИШНИЙ ВЕС, то – та-дам! – у вас нет проблем с лишним весом. У вас – проблемы во взаимоотношениях с едой, которые, в свою очередь, скрывают проблемы во взаимоотношениях с собой и окружающим миром”

2) Никакая диета или система питания не помогает сбросить лишний вес навсегда

Удивительно простая и невероятно революционная мысль. Ага, все, что сейчас называется гордым словосочетанием “здоровый образ жизни”, все диеты, все системы питания на самом деле работают. Временно. 😃

«Любое ограничение в питании вызывает у нас совершенно естественное сопротивление, как физиологическое – организм норовит засосать в себя любые доступные калории и отложить их про запас на черный день, – так и психологическое. Человек на диете раздражителен, печален, недоволен. Он все время борется с соблазнами, он все время противостоит дьявольским голосам, которые просят «ну вон ту печеньку».

В общем-то этому посвящена где-то треть книги. Тому, чтобы помочь нам понять, что диетический тип мышления современного человека делает его несчастным и толстым, то есть как раз таким, каким человек быть не хочет. Для этого Светлана приводит и ссылки на исследования, и описывает огромное количество экспериментов по питанию с большими группами людей, и рассказывает про свой опыт работы с пациентами. По мне, очень убедительно. А главное, что в результате – работает, по крайней мере на мне.

3) Нет хороших и плохих продуктов

Это, наверно, самая сложная для восприятия и принятия мысль для меня. Я очень долго сопротивлялась и не понимала, как это. По сути Светлана говорит о том, что в общем-то организму неважно откуда получать энергию: из картошки фри или киноа. Потому что желудок одинаково расщепляет это все дело на энергию, которой питает организм. Хаха.

Поэтому есть стоит только то, что хочется. Но именно то, что хочется реально в данный момент! Не потому что все едят, или не потому что полезно есть сельдерей, или не потому что ‘завтра такую вкусняшку не предложат, поэтому сожру-ка я все до конца’.

“Если вам хочется марципанового кекса, а вы принимаетесь намазывать джем без сахара на сухой крекер, вы в итоге съедаете пачку крекеров и банку джема, переедаете, чувствуете себя плохо и физически, и эмоционально, но “вкусовой голод” никуда не исчезает – вам по-прежнему хочется марципанового кекса. И он обязательно «подстережет» вас – в гостях у друзей, на дне рождения, в кафе, в магазине со скидкой на кассе – и вот тогда вы не упустите своего, и, вместо одного куска, который вы съели бы тогда, он весь будет ваш – зря, что ли, вы терпели и страдали. Это ничего не говорит о вашем контроле – сила неудовлетворенной потребности и лосося заставляет идти против течения, чтобы отнереститься. Если же вы съедаете марципановый кекс в тот момент, когда вам его хочется, – вуаля! – проблема решена. Потребность удовлетворена, она уютно и мирно сворачивается внутри до следующего раза, и катастрофы не случается.”

4) Чувство голода, как и чувство насыщения, бывает разным

Ни для кого не секрет, что чувство голода бывает разным по силе. Немного проголодался или “сейчас съем крокодила” – это две большие разницы или четыре маленьких, как говорят в Одессе. Однако из той же Одессы, точнее от бабушки моего мужа, бОльшую часть жизни прожившую в Одессе, я слышала и такую фразу: “На что ты голодный?” То есть другими словами, чего бы тебе сейчас больше всего хотелось съесть.

И я никогда не думала, что эта фраза – это ключ к тому, чтобы быть в своем идеальном весе и хорошем настроении.

Когда отказываешься от диетического питания, очень важно есть не то, что дают/есть дома/сказал диетолог, а что реально хочется в данный момент. А как это понять? А надо просто спросить себя, чего мне РЕАЛЬНО хочется именно сейчас: обжигающего горячего или прохладного? Сочно-хрустящего или кремового? А может упругого и плотного? Печеного, жареного или сырого? Неужели на пару?)) И, конечно же, солоноватого, пряного или с горчинкой?

То есть чувство голода на еду можно подразделить на вкус, температуру, структуру и способ приготовления!

Аналогично чувство голоду чувство насыщения тоже бывает разным. Можно наесться вкусной желанной еды до свинячьего визга, до самого горла, так, чтобы больше никогда не хотеть есть вообще 🙂

А можно, оказывается, и это как раз было для меня открытием, поесть вкусной еды вот так, чтоб через пару часиков поесть еще какой-нибудь другой очень вкусной тебе на данный момент еды. Любой еды, повторюсь, даже шоколадки поесть или там мильфея какого-нибудь. Просто потому что можно, никто не запрещает! Поэтому всегда оставляешь местечко на десерт, или если местечка нет, то знаешь, что если через пару часов или на следующий день вдруг очень сильно захочется эклера, то ешь его сколько хочешь. Хоть два, хоть три, да сколько влезет. И вообще ешь хоть одни эклеры. Никто не запрещает.

Постепенно привыкаешь к мысли, что не нужно наедаться как в последний раз. Всегда можно потом поесть еще чего-то вкусненького. И настроение твое улучшается 🙂 А ешь в итоге меньше, хотя вроде и не стремился.

5) “Ответственность” не равно “контроль”

Светлана не раз упоминает в книге тот факт, что почему-то мы доверяем нашему телу дышать и отстукивать сердечный ритм, а вот напитать себя нужными нутриентами мы ему не доверяем. Как будто тело намеренно пытается сожрать какую-нибудь гадость и навредить себе, а значит, за питанием надо обязательно следить! Я хохотала в голос пару минут от восторга, прочитав такую фразу: “Итак, мы перестаем «следить» за питанием – потому что мы ни в чем его не подозреваем”.

И тут в книге нужно не упустить очень важную, как мне кажется, мысль. Что чтобы перестать следить, нужно переключить тумблер в своей голове с позиции “контроль” на позицию “ответственность”.

“Взяв на себя ответственность, я не пытаюсь непременно спрогнозировать нужный результат – я просто с интересом жду его наступления, зная, что обязательно разберусь с последствиями. Взяв на себя ответственность, я не боюсь экспериментировать, пробовать новое, ошибаться – ответственность-то все равно на мне, это дает мне полную свободу действий. Взяв на себя “ответственность, я верю в свои силы и доверяю себе. В том числе – своему телу.
Контроль – как раз один из способов снять с себя ответственность. «Контролер» перекладывает ответственность на других – врачей, британских ученых, диетологов, и постоянно ищет кого-то, кто знает лучше, что же нужно мне, моему здоровью, моему телу”.

Мне кажется, эта вот мысль как раз вообще может помочь по жизни. И в отношениях с собой, и в отношениях с партнером, и в воспитании детей. Перестать контролировать ребенка, и вместо этого передать ему ответственность за его жизнь…

Но это уже тема отдельного поста (:

Вот такие у меня мысли после прочтения книги «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой.

Иногда отношения с телом и едой становятся настолько напряженными, что без их скорейшего решения кажется несбыточной счастливая жизнь. В этой книге даны практические инструменты для выявления конкретной причины пищевой зависимости и ее преодоления. Пошагово выполняя задания на страницах книги, вы сможете гарантировано избавиться от груза своего веса и проблем. К вам придёт понимание того, как: научиться слышать сигналы голода и насыщения разрешить себе есть всё, что хочется позволить своему телу самому регулировать, что, когда и как съесть похудеть и больше не набирать вес Реализуйте конкретный план, предложенный для вас квалифицированным специалистом в области питания Светланой Бронниковой: перестаньте изматывать себя душевно и физически, станьте стройной и спокойной.

Из серии: Правильное питание без правил

* * *

компанией ЛитРес .

Для кого я это пишу

Современные стандарты красоты безжалостны: «красивый» значит «худой».

Пытаясь соответствовать этим стандартам, миллионы мужчин и женщин хронически изводят себя диетами и надрываются в спортзалах. У такого метода похудения есть начало, но нет конца: чтобы сохранять форму, нужно все больше ограничивать себя в еде и увеличивать физические нагрузки. Остановиться нельзя – наберешь вес. Цена такого образа жизни – пищевые «срывы», когда в одночасье съедается огромное количество «запрещенных» продуктов, и «эффект йо-йо», когда вес то набирается, то снова уходит. «Группой сопровождения» выступают неустойчивая самооценка, особенно телесная, депрессии, тревожные расстройства. Еда вместо одного из удовольствий жизни становится источником постоянного и огромного напряжения.

Не нужно думать, что расстройствами пищевого поведения страдают только истощенные анорексией юные девушки или страдающие крайними формами ожирения «клинические обжоры». Стройные мужчины и женщины мучительно не могут уснуть, потому что не сдержались и объелись или, наоборот, только что сели на очередную диету и ужасно хотят есть. Ровно так же они страдают в примерочных магазинов и у зеркала, потому что «чувствуют себя жирными».

Современная культура очень жестко предписывает людям быть стройными и вместе с тем предлагает огромное количество дешевой, доступной, навязчиво рекламируемой и «вкусной» еды. Стройность, как она понимается в современной культуре (т. е., фактически, дефицит веса), противоречит физиологическим основам здоровья. Дефицит жира в теле и переизбыток белка в пище (а эффективно удерживать вес ниже собственной физиологической нормы можно только при переизбытке белка в рационе за счет углеводов и жиров) ассоциируется с преждевременным старением, раком груди, развитием диабета, остеопорозом у женщин, бесплодием…

Чтобы женщина была способна к воспроизводству, нужно быть хотя бы немного «в теле». Исследования африканского племени бушменов показали, что женщины племени беременеют исключительно в сезон дождей и сразу после него, когда племя без труда обеспечивает себя питанием. В сухой сезон женщины постятся, худеют и естественным образом становятся временно бесплодными. Чрезвычайно разумно, ибо в этот период трудно было бы выкормить родившегося ребенка и накормить досыта кормящую мать.

Еда – самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Ребенок, припадая к груди, получает сразу и пищу, и тепло, и защиту, и любовь. Именно поэтому нарушения отношений с едой всегда заставляют взглянуть на другие отношения в жизни человека – с партнером, друзьями, детьми, родителями, но самое главное – на отношения с самим собой. Сильно огрубляя, можно сказать: корень расстройств пищевого поведения в нарушении отношений с самим собой, в невозможности любить и принимать себя самое.

Для многих из нас пища становится психотерапевтом, утешителем, универсальным решением проблем. Еда становится наказанием и спасением. Постепенно пища, ровно так же, как это делают наркотики и алкоголь, забирает себе контроль над человеческим поведением и подчиняет его существование себе.

Для преодоления этой проблемы нет нужды в насилии и вечном контроле над собой: нужно просто научиться доверять себе. Люди, склонные к перееданию и лишнему весу, обладают особым личностным профилем, схожими чертами характера, заставляющими их «заталкивать внутрь» собственные эмоции с помощью еды. От этого можно и нужно избавляться, имя этому – компульсивное переедание, только вот ненависть к своему «жирному» телу и «слабой» воле вкупе с диетическими тисками – путь тупиковый.

Интуитивный (недиетический) подход к питанию уже несколько десятков лет популярен в Европе и США. Современные исследования показывают его исключительную эффективность в стабилизации веса на уровне физиологической нормы и в способности долгие годы удерживать вес на этом стабильном уровне. Он основан на снятии запретов и страхов в связи с пищей, полном отказе от любых диет, не предписанных медиками в связи с теми или иными заболеваниями, и дает возможность телу проявлять собственную инициативу в выборе продуктов питания. Наше тело обладает собственной мудростью, позволяющей ему безошибочно выбирать пищу, наиболее подходящую ему в данный момент, соответствующую его потребностям. Тело отлично знает, сколько еды нужно съесть в данный момент и когда можно снова приступить к еде. К сожалению, с самого рождения нас приучают игнорировать эти сигналы, подменяя их внешними формами контроля – таблицами калорийности, пищевыми пирамидами, представлениями о том, что такое здоровая пища и правильное питание, которые регулярно меняются.

Вопрос, который всегда возникает у людей, знакомящихся с этим подходом: смогу ли я похудеть, отказавшись от диет и перейдя на интуитивное питание? То, что можно утверждать с уверенностью: ваше тело вернется к своему нормальному физиологическому весу и останется на этом уровне. Для многих этот вес ниже текущего, но не всегда. Чтобы спрогнозировать, как будут развиваться события лично для вас, попробуйте ответить на следующие вопросы (цит. по Evelyne Tribole, Elyse Reisch. Intuitive eating. 2012, St. Martin Press, New York):


1. Часто ли вы продолжаете есть после того, как ощущение комфортного насыщения уже наступило?

2. Часто ли вы переедаете перед тем, как сесть на новую диету (осознавая, что на диете вы не сможете себе позволить есть все это долгое время)?

3. Случается ли вам есть, чтобы справиться с эмоциями или побороть скуку?

4. Вы относитесь к тем, кто устойчиво не любит физическую активность?

5. Вы занимаетесь спортом, только когда вы на диете?

6. Вам нередко случается пропустить прием пищи или есть только тогда, когда вы буквально падаете от голода, и в результате вы переедаете?

7. Вы испытываете чувство вины, если переедаете или едите «нездоровую еду», что в итоге приводит к еще большему перееданию (все равно уже все пропало)?


Если вы ответили «да» на все или на некоторые из этих вопросов, ваш текущий вес может быть выше вашего физиологического веса, который ваш организм запрограммировал поддерживать самостоятельно от рождения, без дополнительных усилий с вашей стороны. Весьма вероятно, что вы в состоянии вернуться к этому весу в результате перехода на интуитивное питание. Самое важное, что нужно запомнить: снижение веса НЕ ДОЛЖНО быть самоцелью, поскольку переход на интуитивное питание ради похудения будет сильно мешать развитию вашей способности прислушиваться к внутренним сигналам организма.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интуитивное питание. Как перестать беспокоиться о еде и похудеть (Светлана Бронникова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -

Светлана Бронникова – клинический психолог и психотерапевт, имеет многолетний опыт избавления людей от лишнего веса. Несколько лет возглавляла филиал крупнейшей клиники по лечению ожирения в Нидерландах.

Научный редактор: Никольская Н.В., психотерапевт, главный практикующий специалист в Научно-практическом центре современной адаптации личности.

В оформлении переплета использована фотография: Dubova / Shutterstock.com Используется по лицензии от Shutterstock.com

Эта книга – попытка написать пособие, предназначенное для самостоятельной работы над собой, и поэтому она состоит из двух частей: теоретической, в которой я рассказываю о том, как выглядят расстройства пищевого поведения, что такое компульсивное и эмоциональное переедание и как мы дошли до жизни такой, когда с помощью диеты пытаемся решить проблему, как раз и появляющуюся благодаря диете, и практической, в которой я последовательно, по шагам, буду помогать вам настроить собственное питание без каких-либо ограничений. Каждая глава заканчивается разделом «Экспериментариум» – он содержит упражнения и психотехники, которые помогут вам осознать, что и как воздействует на ваше пищевое поведение, исследовать, как вы переживаете голод и насыщение, проанализировать, почему вы переедаете и справиться с сильными эмоциями без помощи еды. Можно: перескакивать от начала книги к концу или середине, читать отдельными кусочками, читать сначала все по определенной теме, затем – по другой или, наоборот, читать строго по оглавлению, от одной главы к другой. Все мы по-разному усваиваем информацию, и ассоциативные связи, которые у нас формируются при этом, тоже разные. Нужно: подчеркивать в книге, писать на полях, выполнять упражнения прямо в тексте. Когда вы закончите работу с книгой, она станет вашим индивидуальным проводником и картой вашего пищевого поведения. Важно: выполнять все упражнения подряд, не пропуская и не меняя их порядка. Выполнять упражнения, не прочитав материалы предшествующей им главы, бессмысленно, и может быть, даже вредно. Все упражнения расположены в логической последовательности, нарушать которую не стоит: это сильно снижает эффект.

Почему я это пишу

Я – клинический психолог и психотерапевт. Несколько лет я возглавляла один из филиалов крупнейшей клиники по лечению ожирения в Нидерландах. Лечение – психотерапевтическое, ибо невозможно избавиться от лишнего веса, не изменив поведение, образ жизни, образ мыслей. Невозможно оставаться худым, будучи эмоционально нестабильным, если именно с помощью еды вы привыкли решать собственные психологические проблемы. Я отвечала за разработку и внедрение лечебных программ, за инновационные подходы с доказанной эффективностью, но при этом продолжала (что стоило мне довольно больших усилий, так как управленческая работа норовит отнять все время) оставаться психотерапевтом, занимающимся проблемами людей с лишним весом. За это время у меня накопилось множество наблюдений, сопоставлений, небольших, но важных открытий. Мне давно хотелось сделать их доступными всем, кто читает по-русски, поэтому я написала эту книгу.

Для кого я это пишу

Современные стандарты красоты безжалостны: «красивый» значит «худой».

Пытаясь соответствовать этим стандартам, миллионы мужчин и женщин хронически изводят себя диетами и надрываются в спортзалах. У такого метода похудения есть начало, но нет конца: чтобы сохранять форму, нужно все больше ограничивать себя в еде и увеличивать физические нагрузки. Остановиться нельзя – наберешь вес. Цена такого образа жизни – пищевые «срывы», когда в одночасье съедается огромное количество «запрещенных» продуктов, и «эффект йо-йо», когда вес то набирается, то снова уходит. «Группой сопровождения» выступают неустойчивая самооценка, особенно телесная, депрессии, тревожные расстройства. Еда вместо одного из удовольствий жизни становится источником постоянного и огромного напряжения.

Не нужно думать, что расстройствами пищевого поведения страдают только истощенные анорексией юные девушки или страдающие крайними формами ожирения «клинические обжоры». Стройные мужчины и женщины мучительно не могут уснуть, потому что не сдержались и объелись или, наоборот, только что сели на очередную диету и ужасно хотят есть. Ровно так же они страдают в примерочных магазинов и у зеркала, потому что «чувствуют себя жирными».

Современная культура очень жестко предписывает людям быть стройными и вместе с тем предлагает огромное количество дешевой, доступной, навязчиво рекламируемой и «вкусной» еды. Стройность, как она понимается в современной культуре (т. е., фактически, дефицит веса), противоречит физиологическим основам здоровья. Дефицит жира в теле и переизбыток белка в пище (а эффективно удерживать вес ниже собственной физиологической нормы можно только при переизбытке белка в рационе за счет углеводов и жиров) ассоциируется с преждевременным старением, раком груди, развитием диабета, остеопорозом у женщин, бесплодием…

Чтобы женщина была способна к воспроизводству, нужно быть хотя бы немного «в теле». Исследования африканского племени бушменов показали, что женщины племени беременеют исключительно в сезон дождей и сразу после него, когда племя без труда обеспечивает себя питанием. В сухой сезон женщины постятся, худеют и естественным образом становятся временно бесплодными. Чрезвычайно разумно, ибо в этот период трудно было бы выкормить родившегося ребенка и накормить досыта кормящую мать.

Еда – самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Ребенок, припадая к груди, получает сразу и пищу, и тепло, и защиту, и любовь. Именно поэтому нарушения отношений с едой всегда заставляют взглянуть на другие отношения в жизни человека – с партнером, друзьями, детьми, родителями, но самое главное – на отношения с самим собой. Сильно огрубляя, можно сказать: корень расстройств пищевого поведения в нарушении отношений с самим собой, в невозможности любить и принимать себя самое.

Для многих из нас пища становится психотерапевтом, утешителем, универсальным решением проблем. Еда становится наказанием и спасением. Постепенно пища, ровно так же, как это делают наркотики и алкоголь, забирает себе контроль над человеческим поведением и подчиняет его существование себе.

Для преодоления этой проблемы нет нужды в насилии и вечном контроле над собой: нужно просто научиться доверять себе. Люди, склонные к перееданию и лишнему весу, обладают особым личностным профилем, схожими чертами характера, заставляющими их «заталкивать внутрь» собственные эмоции с помощью еды. От этого можно и нужно избавляться, имя этому – компульсивное переедание, только вот ненависть к своему «жирному» телу и «слабой» воле вкупе с диетическими тисками – путь тупиковый.

Интуитивный (недиетический) подход к питанию уже несколько десятков лет популярен в Европе и США. Современные исследования показывают его исключительную эффективность в стабилизации веса на уровне физиологической нормы и в способности долгие годы удерживать вес на этом стабильном уровне. Он основан на снятии запретов и страхов в связи с пищей, полном отказе от любых диет, не предписанных медиками в связи с теми или иными заболеваниями, и дает возможность телу проявлять собственную инициативу в выборе продуктов питания. Наше тело обладает собственной мудростью, позволяющей ему безошибочно выбирать пищу, наиболее подходящую ему в данный момент, соответствующую его потребностям. Тело отлично знает, сколько еды нужно съесть в данный момент и когда можно снова приступить к еде. К сожалению, с самого рождения нас приучают игнорировать эти сигналы, подменяя их внешними формами контроля – таблицами калорийности, пищевыми пирамидами, представлениями о том, что такое здоровая пища и правильное питание, которые регулярно меняются.

ТРЕВОГА

Если провести опрос, выясняющий, какие эмоции чаще всего становятся причиной заедания, то я уверена — с большим отрывом победит тревога. Это неудивительно, мы беспокоимся чаще, чем испытываем какие-либо другие эмоции.

Не будет преувеличением сказать, что современное общество находится в состоянии постоянной тревоги. Тревожные состояния и депрессии являются наиболее частым поводом обращения к психиатрам, психологам и участковым терапевтам. Тревога считается нормой жизни, частью культуры, необходимым условием выживания.

Во взаимоотношениях партнеров жутковатая максима «бьет — значит, любит», слава богу, понемногу отживает свое. Зато растет и колосится другая: «не беспокоится — значит, не любит». Любящий партнер любого пола обязан не только волноваться, благополучно ли вы добрались до дому в поздний час, он обязан постоянно бояться вас потерять — только это условие способно мотивировать это ленивое
животное делать для вас что-то полезное. Только так и никак иначе — откройте любой гламурный журнал, там все об этом написано.

Ребенок обязан учиться беспокоиться с младых ногтей. Большой проблемой полагаются дети, которых не волнует, какую оценку получит их работа на конкурсе, какую отметку поставят за контрольную. Как научить их волноваться? — фактически вопрошают многочисленные обеспокоенные родители на многочисленных форумах, посвященных воспитанию детей.

Еще хуже взрослым, которым случилось вырасти неамбициозными. Им не очень хочется делать карьеру, им уютно там, где они уже есть — до поры до времени, пока друзья, знакомые и родные не начинают оценивать их жизнь как «бессмысленную», а их самих — как «ничего не добившихся». И все это под девизом «Ведь мы за тебя беспокоимся!».

Тем, кто карьеру делать хочет, ни чуточки не легче. Да, они «молодцыыыыы» (с). Но каким образом завоевать расположение противного начальника? Искать ли новую, лучшую работу или оставаться на месте? Как сделать следующий карьерный шаг? Когда, черт побери, повысят зарплату?

Самый большой простор для беспокойства обретают почтенные матери семейств. Опыт работы психотерапевтом позволил мне собрать множественные причины для беспокойства, а то бы так и померла в неведении. Не уйдет ли к другой мой муж? (поразительно, сколько женщин с высоким уровнем тревоги терзаются этим вопросом годами, не задаваясь симметричным — а не уйти ли к другому мне?). В какой сад и школу отдавать детей? Где получить наилучшие услуги здравоохранения? Безопасна ли еда, которую мы покупаем? Есть ли у мужа любовница? Как не утратить привлекательность? Что делать, если привлекательность уже утрачена — в спортзал или сразу пластику, или и то, и другое? Не уволят ли мужа с работы, и если да, что мы все станем есть? Кстати, почему у Люси — есть, а у меня нет? И не уйдет ли мой муж к Люсе?

Утешает только тот факт, что Люся беспокоится не меньше.

Тревога является продуктом жизни в условиях постоянной конкуренции и высокой потребности получать самое лучшее.

Чем больше я сравниваю — себя, свою работу, партнера, детей квартиру — с тем, что есть у других, тем больше у меня оснований для беспокойства. Но на развитие тревожности, как личностной характеристики, оказывает влияние множество других факторов.

Джон Боулби, основоположник теории привязанности (attachment theory), в соответствии с которой столь модно стало воспитывать детей (стиль родительства - attachment parenting), определил, что первая привязанность — привязанность к родителям — может быть безопасной и небезопасной . Если ребенок вовремя получает отклики на сигналы о помощи и поддержке, если родитель ведет себя эмпатично, то есть отзывчиво — ребенок убеждается в том, что его связь с родителем стабильна. Формируется безопасная привязанность. Во всех остальных случаях формируется небезопасная привязанность, и тревожная форма привязанности — одна их них.

Для тревожного типа привязанности характерна парадоксальная форма взаимоотношений , в своем экстремальном виде выраженная в заглавии одной из лучших книг о психологии пограничного личностного расстройства: «I hate you, don"t leave me!» («Ненавижу тебя, не покидай меня!»). «Тревожно привязанный» будет бесконечно цепляться и прилипать к объекту привязанности, но в ключевые моменты будет отвергать заботу и саму идею просьбы о помощи. Быть объектом привязанности кого-то с таким паттерном поведения очень сложно: вы должны уметь читать мысли, угадывать, что именно происходит с вашим партнером прямо сейчас и предвосхищать его желания. Иногда складывается ощущение, что переживание тревоги дает тревожащемуся особые, уникальные права на личное, интимное пространство объекта любви. Нельзя прийти домой позже определенного часа, не надеть шапку в мороз, не позвонить вовремя — будут волноваться. Тревоги другого обо мне позволяет замещать мои собственные потребное на потребности других.

— Петя, домой!
— Я замерз?
— Нет, ты хочешь кушать! (с)

Тревога прокладывает самый короткий путь к внутрисемейному насилию . Тревожащаяся за здоровье ребенка мать насильно, под мультики, песенки и пляски с бубном, впихивает ему еду, натягивает на него чрезмерно теплую одежду. Нет повода пытаться понять, что нужно ребенку, — мама ведь беспокоится. Не проблему ребенка пытаемся решить, а проблему мамы. Здоровенный бугай, с размаху влепляющий своей жене затрещину, беспокоится тоже — за возможность утраты контроля например. Так в чем же его обвинять — он просто беспокоился?!

На физиологическом уровне тревога и страх — поведение совершенно необходимое. Они обеспечивают возможность выживания, своевременной реакции на опасность. Нетрудно догадаться, что в дикой первозданной природе бесстрашным может себе позволить быть только очень крупное и очень хищное животное. Любое другое обязательно испытывает и тревогу, и страх.

Разница между тревогой и страхом состоит в том, что тревога — состояние беспокойства без объекта беспокойства, разлитое, тогда как страх имеет конкретный объект.

В нашем мозгу есть крошечное, но чрезвычайно важное парное образование — амигдала, или миндалина, отвечающее за регуляцию тревоги и страха (равно как и за ряд других базовых паттернов поведения, например — агрессии). Люди, пережившие разрушение миндалины вследствие заболеваний (например, очень редкой болезни Урбаха-Витте), теряют способность испытывать тревогу и страх. Бесстрашные теряют способность критически оценивать ситуации опасности, и риск травм и гибели возрастает значительно. Если же миндалина функционирует нормально, то в ситуациях, которые оцениваются мозгом как опасные, неблагоприятные или неопределенные, последний отправляет с ее помощью команду в симпатическую нервную систему, регулирующую деятельность органов и систем. Выделяются гормоны стресса — адреналин и норадреналин. Учащается пульс, расширяются зрачки, и сами глаза распахиваются шире, чтобы лучше обозревать окрестности («у страха глаза велики»), подскакивает давление, повышается мышечный тонус.

Все это делается для того, чтобы осуществить одну из трех возможных реакций организма на опасность — flight (беги), freeze (замри), fight (дерись).

Нелишне знать, что в эти моменты кровь максимально отливает от желудочно-кишечного тракта, чтобы снабдить нуждающиеся в поддержке мышцы. Именно с этим связана реакция, знакомая многим; «не могу есть во время стресса». При не слишком критическом уровне тревоги потребность «засунуть что-нибудь в рот» может быть связана с попыткой с помощью желудочной активности прервать последовательность симпато-адреналовых реакций и восстановить нормальное течение событий.

Культурные координаты тревоги в современном мире запутались еще больше, чем раньше. Потому что, с одной стороны, ты обязан Ре, покоиться, иначе ты равнодушный, незаботливый, неотесанный чурбан. С другой — беспокоиться ни в коем случае нельзя! Don"t worry, be happy! Иными словами, ты обязан беспокоиться, но так, чтобы этого никто не замечал. Дети не должны знать. На работе не должны видеть. Друзьям лучше не говорить. Как бы ты ни волновался, нормальное течение жизни ни в коем случае не должно быть нарушено.

И принимая эти правила игры, я немедленно попадаю в ловушку.

Люди, страдающие расстройствами пищевого поведения, очень часто испытывают неумеренную, неконтролируемую тревогу. Сама роль тревоги в происхождении расстройств пищевого поведения не вполне ясна. Согласно статистике, чем вес при ожирении больше, тем больше вероятность диагностики генерализованного тревожного расстройства

Что же со всем этим делать?

1. Отделить и осознать

Чтобы прийти к нормальному весу, нужно перестать ненавидеть свое тело — об этом мы уже договорились. Чтобы перестать заедать тревогу, нужно для начала перестать запрещать себе... заедать тревогу или наказывать себя за это.

Важно, чтобы вы были способны отделить насыщение чувства голода от еды по другим причинам. Важно, чтобы вы были в состоянии отметить — в дневнике, в голове, сказать себе перед зеркалом — я ем, потому что я беспокоюсь. Еда помогает мне справиться с чувством тревоги и расслабиться. Пусть это сто тысяч раз неправильно, это пока единственный действенный способ, который я знаю. Я не буду ругать себя за это. Сейчас мне важно унять тревогу и подумать о том, что делать дальше.

2. Принять как данность

Есть одна черта, объединяющая такие распространенные психические жалобы, как тревога, бессонница и подавленность/депрессия, — мы изо всех сил пытаемся с ними справиться. Перестать беспокоиться, когда беспокойно, «отвлечься» от печали, заснуть там и тогда, где и когда заснуть не получается ни в какую. Мы боремся с собой изо всех сил, досадуем на провалы и, наконец, отправляемся за таблетками — именно в этих случаях чаще всего.

Гораздо разумнее принять и осознать собственное состояние. Сегодня — грустно. Пока — не уснуть. Сейчас — беспокойно. Как ни странно, это одна из самых действенных рекомендаций — разрешая себе беспокоиться, переставая подавлять тревогу, люди вдруг обнаруживают, что отчего-то беспокоятся меньше...

Сосредоточившись на состоянии тревоги (вместо того, чтобы пытаться его подавить), вы можете отметить массу важных моментов: что происходит с вашим телом, когда вы беспокоитесь? Как вы переживаете это состояние, в каких частях тела оно «поселяется»? Как бы вы описали ваше чувство тревоги прямо сейчас, вот эту тревогу сегодня — какого она цвета, какой фактуры, может быть, какой у нее привкус?

3. Отложить

Вот этот момент самый тонкий. Принципиально важно не проявить никакого насилия. Представьте, что вы настраиваете сложный, тонкий инструмент, в работе которого вы не все понимаете. Станете вы с усилием вертеть тумблер или бесконечно давить на кнопку, пытаясь добиться эффекта? Давить не стоит, мы занимаемся исследованием собственных возможностей»

Разрешив себе заесть тревогу, может быть, даже уже прикинув, чем и как именно, задайте себе только один ключевой вопрос: «А могу я это немного отложить?»» Не лукавьте с собой, вы же не на группе, где на вас смотрит десять пар внимательных глаз. Не можете подождать — ешьте, а дочитаете потом. Пожалуйста, запомните — гораздо полезнее не корчиться в приступе сильного беспокойства, хваля себя за геройство и сдержанность, а снять его остроту — пусть с помощью самого здорового из способов — и спокойно продолжить освоение и понимание собственного тела. Напоминаю, важен не результат прямо сейчас, а процесс.

Итак, можете ли вы отложить «заедание», позволяет ли вам это ваше состояние?
Если можете — то на сколько?
Если хотя бы на полчаса — то это уже очень много, ведь, как известно из классики, при необходимости за десять минут можно и до канадской границы успеть. За полчаса вы успеете попробовать воплотить одну из следующих стратегий.

4. Двигаться

Животные, пережив состояние flight, fight, freeze, обязательно пуска ю к я в движение. Движение — самый простой способ израсходовать гормоны стресса и привести свою симпатическую нервную систему в надлежащий ей в спокойном состоянии симпатический вид. Только не рассчитывайте на тот балет, на который вы записались в следующую пятницу — двигаться нужно прямо сейчас.

Если вы твердо решили отложить пирожнотерапию хватайте тряпку и руки и попробуйте надрать кухонные шкафы. Хорошо надраить, с остервенением. В доме, где живет больше одного человека, кухонные шкафы всегда нуждаются в дополнительной надрайке (вы бы видели состояние кухонных шкафов в доме, где живут мальчики, собаки и кошки с активной жизненной позицией и беспрепятственным выходом в сад без обуви!). Разберите книжные полки или ящики с детскими игрушками. Снимите и постирайте шторы. Вымойте пол под всеми шкафами и диванами в доме. Ненавидите уборку? Что ж, я тоже. Тогда — просто включите музыку и танцуйте. Замечательно, если к вам присоединятся дети — они точно будут в восторге. С детьми еще проще — с ними можно затеять гонки на четвереньках (осторожно, потом колени болят ужасно, и маленькие паршивцы вас все равно обгонят). Даже если вы живете в тесном соседстве со старой бабуш кой, одноногим дедушкой и дальней родственницей из Ростова с тремя малолетними племянниками — спрячьтесь от них в туалете и подпрыгивайте в высоту.

Поставьте таймер — минимум 15 минут. Больше не нужно, у нас не Олимпиада. Главное — не оставаться в неподвижности. 15 минут интенсивного движения — и можно остановиться и приняться за те самые пирожные. Только не забудьте, по всем правилам, спросить себя сначала — чего именно вы хотите.

Может статься, что у вас появится потребность в стакане молока или сочном яблоке, а может получиться, что пирожное, не потеряв своей привлекательности, насытит вас уже через пару укусов. Дало если нет — это не страшно.

У вас нет цели «не съесть это пирожное прямо сейчас», у вас есть цель научиться управлять собой
в состоянии тревоги.

5. Фиксировать

Если вы подвигались и поняли, что есть возможность отложить «заедалово» еще ненадолго (то есть минут на 15-30) — отлично. Следующая задача — зафиксировать ваш текущий приступ тревоги любым доступным для вас образом. Опишите его словами в дневнике, нарисуйте его, слепите из пластилина. На группе мы обязательно делаем инсталляцию из этих изображений. Часто встречаются шары из различных материалов, утыканные зубочистками или булавками, а одно из самых оригинальных изображений представляло собой прозрачную миску, наполненную мутной водой с поверхностью, по которой плавало какое-то неприятного вида масло. Это изображение вызвало массу эмоциональных откликов у участников — многие узнали свою тревогу в нем.

Зафиксировали — снова спросите себя, как поживает тревога и хочется ли все еще заесть ее. И если есть возможность уделить этому еще 15 минут, переходите к заключительному этапу.

Полезный момент. Приступ тревоги, который происходит с вами прямо сейчас, — он про что? Что он пытается вам сказать? Зачем он нужен? Это бывает трудно понять, иногда помогает вот такой прием: представьте, что вы косуля или другое дикое животное в лесу. И все, кто окружает вас, и все, что вас окружает, тоже живет в этом лесу. Для чего вам нужен этот приступ тревоги, как он служит функции вашего f выживания, от чего он вас защищает, спасает, охраняет?

6. Строить планы

Последние 15 минут этого упражнения я прошу вас посвятить созданию планов на будущее. Любых. Например, я очень люблю планы типа «Что бы я мог делать, если бы в моей жизни не было тревоги».
«Если бы я не тратил время на беспокойство, я бы...» — пишем 10 раз подряд и потом заканчиваем каждое предложение. Начал ездить верхом, пошла бы на курсы сомелье, читала бы больше книг, чаще бы виделся с друзьями... Написали — а теперь подумайте и отметьте пару пунктов, которые вы можете делать уже сейчас. Как говорила моя научная руководительница в университете, профессор Соколова, не благодаря, а вопреки.

Совсем не обязательно каждый раз повторять этот пятишаговый сценарий в деталях. Обязательными являются только первые четыре пункта, остальные можно варьировать и комбинировать. Важно предпринимать попытку самоисследования при каждом приступе «тревожного голода». Поначалу вы сможете откладывать заедание только самых слабых приступов — это совершенно нормально. Зато, опираясь на опыт, полученный в результате, в скором времени вы сможете лучше понимать и управлять и более значительными приступами. В «программу» собственной работы с тревогой можно включать массу вспомогательных форм самопознания — практики осознанности, медитацию или контрастный душ (меня обязательно спрашивают, а можно ли делать вот это...). Важно, чтобы любые используемые вами инструменты служили не для «отвлечения» вас от еды, а для более глубинного исследования вашего состояния. Это — единственное условие, на котором тревожное заедание удается прекратить.

ВИНА

Еще один чемпион в мире, где шоколад — лекарство от чувств. Вина может не так ярко проявляться на телесном уровне, как тревога или гнев, — вы не ломаете руки, не краснеете лицом, но вас все время как будто что-то грызет изнутри. Вина — безусловно, тяжелое переживание, тем не менее обладающее большим психологическим смыслом. Нам часто кажется, что вину в нас провоцируют окружающие (и да, они делают это), но источник вины — всегда внутри нас. Чувство вины отмечает наше поведение, не соответствующее нашим внутренним стандартам, дает нам знать о ситуациях, когда мы не смогли соответствовать своим идеалам. Вина растет из того тайного места нашей души, в котором мы совершенны или хотя бы близки к совершенству, — из нашего Идеального Я.

Вина нужна нам, чтобы устанавливать границы в общении друг с другом. Жизнь совершенно без чувства вины не была бы безопасной — примерно как ездить на автомобиле по дорогам без светофора. Вина помогает нам отслеживать наше поведение и учиться относиться к другим так, как мы бы хотели, чтобы относились к нам.

Проблема в том, что люди, склонные к перееданию, обычно склонны «залипать» на переживании вины, испытывать чувство вины по любому поводу и слишком часто. Будучи людьми не уверенными в себе, с неустойчивой самооценкой, компульсивные едоки зачастую любую нейтральную информацию воспринимают как повод испытать чувство вины. Коллега рассеянно поздоровался сегодня утром? Вероятно, он сердится на меня... Далее мы начинаем судорожно додумывать, почему бы коллега мог сердиться, и конечно, причина находится. Возможно, у коллеги всю ночь температурил ребенок, поцарапали машину по дороге на работу или умерла любимая золотая рыбка — компульсивным едокам просто не приходит в голову возможность того, что рассеянность 1) может не быть связана с ними лично, 2) не означает ничего плохого. Начальник до сих пор ничего не сказал по поводу отчета? Значит, ему не понравилось, и правда, я написал его недостаточно хорошо... И снова бедняге даже не приходит в голову, что начальник, возможно, даже не успел прочитать отчет. Подруга не позвонила? Знакомый не пригласил на день рождения? Учительница сына как-то сухо разговаривала? Причин чувства вины может быть множество, коктейль из вины и тревоги создает основу для постоянной вибрации, постоянных размышлений — сделал не так, не то, не успел, не такой...

Со временем эти «виноватые мысли» становятся автоматическим процессом, вам даже не приходится хоть сколько-то напрягаться, чтобы поверить или представить себе, что во всем происходящем вокруг виноваты именно вы. И здесь снова очень много скрытой, не видной миру, внутренней потребности в контроле. Да-да, с помощью вины можно контролировать мир. Потому что, если и коллега рассеян из-за вас, и начальник на вас сердится, и подруга нашла, за что обидеться и знакомый не просто так позабыл пригласить на день рождения — значит, как пел известный питерский музыкант Леонид Федоров, «я заведующий всем и все из-за меня». Фактически вы неявно управляете миром этих людей — вернее, ваша вина помогает вам создавать иллюзию, что вы делаете это.

Как же избавляться от излишнего чувства вины? Чудесных рецептов нет. Когнитивно-поведенческая терапия учит нас, что, если «неправильные», приводящие к патологическому результату — душевное разладу — мысли стали автоматическими, то можно последовательно разучиться их думать.
Значит, будем разучиваться.

Помните — никто не в состоянии заставить вас почувствовать себя виноватым. Согласие испытывать чувство вины по поводу того или иного события — ваш личный выбор , хотя люди и будут стремиться навязать вам это чувство — это один из самых старинных, самых верных способов управления поведением человека. Чем ближе вы к статусу перфекциониста, чем выше и недостижимей ваш идеал, тем сильнее будет ваше чувство вины, тем чаще вы будете его испытывать. В то же время, поверьте, вы совершенно не хотите быть человеком, который вовсе не испытывает чувства вины. К таковым относятся люди с нарциссическими и психопатическими чертами личности — люди, способные цинично использовать других и лишенные способности к эмпатии — сопереживанию. Такие люди могут быть успешны, популярны, даже любимы — вспомним Гитлера, Сталина, Фиделя Кастро, — но вот быть счастливыми и строить стабильные отношения с близкими и детьми у них обычно не получается. Чувство вины необходимо нам, чтобы научиться отличать хорошее от дурного. Дискомфорт, который мы испытываем в детстве, поняв, что натворили чего-то совсем неправильного, позволяет нам на опыте собственных ошибок научиться отличать добро от зла. Вряд ли вы захотите избавиться от чувства вины и стать человеком, который перестал различать эти два понятия.

Как отличить здоровое чувство вины от нездорового?

Самое важное — это способность к рефлексии. Испытав чувство вины, вы оборачиваетесь назад, анализируете то, что произошло, и пытаетесь понять, действительно ли вы в чем-то виноваты . Если оказывается, что да, то вы — нет, не совершаете харакири на главной площади города — вы приносите извинения, пытаетесь исправить собственные ошибки, но главное — вы понимаете, как не стоит делать в следующий раз. После того, как вы сделали все, что возможно, чтобы исправить ошибку, и выучили этот урок, — настает пора простить — себя и отпустить — вину. Вот и все.

Нездоровое чувство вины появляется в любой момент, вне зависимости от того, сделали ли вы что-нибудь неправильно или нет. На-пример, оно может появиться тогда, когда вы позволили себе проявить заботу о себе, а не о других, сказать «Нет» в ответ на просьбу или требования другого, разрешить себе не ходить больным на работу. Однако заботиться о собственных потребностях — совершенно нормально и правильно. Обратите внимание, здоровая вина является поводом для рефлексии: «Что я сделал не так? Как это исправить?». Нездоровая вина заставляет вас мучиться — это все, что она делает. Цель нездоровой вины — не оставлять вас в покое, в результате — вы ничему не учитесь, вы просто страдаете. Еда замечательно способна защитить от бессмысленного страдания, а что еще можно сделать с нездоровой виной?

Упражнение «Счетчик виноватых мыслей»

Самое лучшее средство против нездоровой вины — все та же, хороши известная нам, осознанность. Фактически осознанность — яркий прожектор, позволяющий рассмотреть и выяснить, насколько адекватно то или иное переживание и насколько оно порождено прошлыми травмами, ранним болезненным опытом утрат и обид. На этом беспощадном свету нездоровая вина начинает извиваться, бледнеть и показывать свою истинную сущность, — которая у нее не очень приглядна, нечто вроде кишечного глиста. Высасывает силы, не давая ничего взамен. Конечно, кому приятно лицезреть собственных глистов, но повали это мириться с ними?

СТЫД

Стыд и вину часто путают, между тем эти эмоции — даже не близкие родственники. Если чувство вины ориентировано на собственные поступки, действия , на то, что у меня не получается соответствовать заданным стандартам «Идеального Я», то есть вина ориентирована на поведение , то стыд ориентирован на самого человека . Испытывая стыд, мучительнейшее из переживаний, мы ощущаем не свое поведение — неправильным, а самого себя глубоко неправильным, испорченным человеком, которому лучше было вовсе не рождаться на свет, лучше исчезнуть с лица Земли. Есть удачное определение, что вина — это чувство, что я сделал ошибку, а стыд — ощущение, что я сам — ошибка. Почему стыд мучительнее и болезненнее переживается? Потому что если я совершаю ошибку, если мое поведение неправильное — это можно исправить, если ошибкой является мое существование, то исправить это можно только очень деструктивными методами. Что бы вы ни сделали, исправить то, за что вам стыдно, уже невозможно.

В этом и заключается разница между виной и стыдом: вина — чувство, ориентированное на Другого, который может простить, понять, не обратить внимания, наконец — и это обнуляет вину. Вина, при всем болезненном ощущении собственного несоответствия, содержит пресловутые «три гроша надежды». Стыд не подразумевает прощения, стыд ориентирован на себя самого, это глубоко интимное, внутриличностное переживание.
Согласно греческой легенде, давшей Фрейду названия самого значительного конфликта в детском развитии, Эдип, обнаружив, что, несмотря на все старания, все-таки убил отца и женился на матери, в горе выцарапывает себе глаза и удаляется из Фив в пустыню. С точки зрения одного из прекрасных психоаналитиков современности, Бена Киллборна, Эдип делает это не от горя, а со стыда — у него нет больше сил видеть себя в зеркале. Эдип символически уничтожает себя, одновременно и наказывая, потому что не может примириться с ощущением собственной неправильности, порочности. Интересующихся темой стыда я отсылаю к блестящей книге Бена Киллборна «Исчезающие люди: стыд и внешний облик», она выходила на русском языке.

Здесь нужно остановиться на феномене, часто встречающемся у тех, кто обнаруживает у себя лишний вес. Имя ему - телесный стыд специфический стыд не за то, каким плохим, недостойным человеком я являюсь, а за то, как выглядит мое тело. Работая с желающими снизить вес людьми, я часто обнаруживаю, что единственная мотивация к их похудению — телесный стыд, ощущение невыносимости пребывания в т еле, вызывающем у других людей насмешки или неприязнь. Еда и этом случae оказывается всего лишь посредником между собой-реальным, отвратительным, нелепым, уродливым, и собой-идеальным — с великолепным, рельефным, мускулистым телом.

И этом еще одна ловушка стыда: он задает огромный разрыв между мной настоящим, таким, который даже на существование права не имеет, и мной идеальным — суперменом и бэтменом одновременно. Поскольку стыд — очень-очень раннее детское переживание, он не знает полутонов, не признает никакого «я — достаточно хороший, я — приемлемый». Пока не достигнут идеал, я не имею права быть. Нужно ли говорпть, как разрушительна такая установка и как быстро она приводит к появлению еды, призванной залечить невыносимую нарциссическую рану от недостижимости идеала?

Стыд очень часто «передается по наследству» . Родители, испытывающие интенсивный стыд, неизбежно проецируют его на собственного ребенка. Родители, испытывающие чувство вины, могут ощущать себя плохими родителями, пытаться исправить это, но родители, инфицированные токсическим чувством стыда и не способные признавать и рефлексировать это (особенно это касается людей, являющихся уважаемыми и авторитетными в определенной группе — директора школ и главные врачи больниц например), «помещают» свой стыд в ребенка. Ребенок улавливает это ощущение и понимает, с ним что-то не так. Длительный опыт подобного рода травмируем человека и нередко заставляет его действительно «стать плохим» — отсюда, например, феномен распространенности наркотической зависимости среди высокопоставленных чиновников и бизнесменов. Успешные люди не могуч себе позволить переживать собственный стыд, и тогда «носителем» семейного стыда становится ребенок. И поскольку стыд — очень некомфортное переживание, употребление наркотиков приносит и желанное расслабление, ощущение свободы, и ощущение, что есть рациональные причины ощущать себя «плохим».

Избавление от излишнего, навязанного, токсического стыда, в том числе телесного, может занять продолжительное время и потребовать длительной психотерапии. Но начало этому пути мы можем положить уже сейчас, с помощью простого упражнения.

Упражнение «Прожектор»

Представим себе, что все те события, поступки или слова, за которые вам было стыдно раньше или стыдно сейчас, можно вынести под луч мощного прожектора и как следует рассмотреть. Когда ребенок маленький, ему сложно разобраться в том, что плохо и что хорошо, и мерилом хорошего и плохого для него являются родители.

Давайте вспомним и запишем, за что вас упрекали, в чем обвиняли, после каких привычных слов вы испытывали жгучий прилив стыда? Возможно, вас обзывали неряхой, пророчили вам судьбу дворника, подозревали во вранье?

Выпишите все эти эпизоды, один за другим, на листок бумаги.
А теперь попробуйте понять, чей стыд вы переживаете в каждом из этих эпизодов — свой собственный или родительский?
Насколько действительно стыдно упасть и порвать колготы в 5-летнем возрасте, бегая во дворе? Или проблема была в родительском стыде и страхе, что скажут соседи - ребенок ходит в рваном, куда смотрит мать? !

Нacколько справедливо было называть вас толстым, если, рассматривая собственные детские фотографии, вы видите совершенно обычного ребенка возможно, лишенного аристократической хрупкости, но обычно сложенного? Или проблема в том, что родители боялись обвинений участкового педиатра — куда же вы раскормили ребенка, и заранее стыдились этого? |

Неужели родители всерьез ожидали от вас, что вы в 8-летнем возрасте будете делать уроки самостоятельно — и без единой ошибки? Или дело в том, что ваши школьные неуспехи опять-таки бросали тень на их методы воспитания — не сумели, недосмотрели, не справились?

Иными словами, вам было стыдно за эти моменты — или вашим близким?

Должно ли было вам за это быть стыдно?

Подчеркните одним цветом те эпизоды, в которых стыд был ваш собственный, заслуженный, и те, где он был вам навязан со стороны.

В результате этого упражнения вы можете обнаружить, что жили в одной семье с очень уязвимыми людьми, которые панически боялись собственного стыда и передавали его вам, на вытянутых руках. как горячую кастрюлю. «Это не мы неопытные и замотанные родители — это наш ребенок грязнуля, тупица, обжора!» Возможно, вы тоже привыкли в это верить. Сейчас настал момент отделить то, за что вы могли испытывать реальный стыд — детская ложь или воровство, например, совершенные с пониманием того, что это — плохо, и тот стыд, которым вас инъецировали, как медленнодействующим ядом.

Не рискну утверждать, что стыд от этого сразу пройдет. Но, как я говорила, путь этот долгий и непростой.

Скажу сразу, что я фанат как интуитивного питания, так и Светланы Бронниковой, поэтому мой восторженный взгляд на эту книгу неизбежен. Всю концепцию можно изложить одной фразой: «Ешь – если голоден, останавливайся — если сыт». Что может быть естественнее, чем процессы, связанные с едой? Но по своему опыту и наблюдениям могу сказать, что самое сложное в концепции интуитивного питания – это поверить в неё. Потому что придется поверить в себя, дать себе время и набраться терпения. Придется научиться различать физиологический голод и эмоциональный, когда «хочу пирожное» — это лишь реакция на грусть и совсем не про еду. Придется поверить, что, позволив себе услышать свое тело, это не закончится пожизненным круглосуточном поеданием фаст-фуда, даже если некоторое время после «разрешения» это может быть и так. И книга «Интуитивное питание» — прекрасный помощник на этом пути. Я знаю много историй людей, отношения которых с едой изменились в лучшую сторону после того, как они сняли с себя диетический «корсет» и позволили себе свободно дышать.

Концепция «интуитивного питания» возникла в Америке в 1970-е годы как реакция на обилие диет – в первую очередь на их катастрофическую неэффективность. Потому что давно доказан факт, который большинство испытали на себе: 95% людей, сбрасывающих вес на диете, в течении трех лет набирают его обратно, а чаще всего и больше того, с чего они начинали. Но, несмотря на эту статистику, многомиллиардная диетическая индустрия продолжает процветать и, что еще печальнее, активно поддерживается многими врачами. Хотя логически это не укладывается в голове – вам рекомендуют лекарство, которое помогает лишь в 5% случаев, выживаемость при раке легких и та выше. И логично возник вопрос: быть может что-то не так с самой системой диет? Быть может диеты тоже внесли свой вклад в эпидемию ожирения? И уж точно немалый вклад вносят в эпидемию расстройств пищевого поведения. Но если не диеты, то что? И вы найдете ответ на эти вопросы, ознакомившись с интуитивным питанием.

«Как с этим быть? Как уловить более тонкие ощущения? Прислушаться к своему телу на протяжении дня-двух и постараться уловить, когда в желудке образуется ощущение пустоты или он начинает урчать – это более или менее точные признаки того, что вы голодны. При этом на эмоциональном уровне, и это важно отметить, с вами может происходить все, что угодно. Мы голодны вне зависимости от того, что происходит в нашей душевной жизни. Любое изменение чувства голода в ответ на события душевной жизни (не только обжорство, но и анорексия, неспособность есть в ответ на стресс), могут быть признаками разлада этой системы».

Книга Светланы Бронниковой уже стала в России бестселлером и была первой книгой на русском языке об интуитивном питании. Самое важное, на мой взгляд, что удалось автору — это адаптация системы интуитивного питания к российскому менталитету. Мы на постсоветском пространстве, как всегда, идем своим путем, и в книге прекрасно рассказывается, как советские стереотипы о худобе и полноте причудливо переплелись с глянцевыми западными стандартами. О том, как семейное взаимодействие формирует в нас пищевые привычки и отношения к телу. А так же блестяще развенчиваются диетические мифы, которые возникают каждый день из всех возможных средств массовой информации. Ну и конечно немало внимания в книге уделено культу худобы и женским страхам перед полнотой.

Диетическое поведение в долговременной перспективе приводит скорее к увеличению, чем к снижению веса.

В первой части книги обсуждается вопрос «Кто виноват?», а во второй – «Что делать?» И автор щедро делится инструментами для настройки интуитивного питания. Хочется отметить один интересный эффект, который иногда встречается у читателей книги.

«- Я все прочитал, все понял, но для меня интуитивное питание не работает»

— А какое именно задание вызывает у вас сложности?

— Никакое, я все их понял.

— А с каким были сложности во время выполнения?

— Я, честно говоря, их не делал».

Сложно сказать, что именно приводит к такому эффекту – школьная аллергия на словосочетание «домашнее задание» или их кажущаяся простота, но факт есть факт – интуитивное питание, как и любой новый навык, требует тренировки. Первое время очень кропотливой и не без трудностей, но поверьте, оно того стоит. Это как учиться плавать или кататься на велосипеде: сначала вы обучаете свое тело, а потом оно само волшебным образом с этим справляется.

«Основное, наиболее фундаментальное правило интуитивного питания: есть можно всегда, есть можно везде. Единственное, что определяет необходимость начать есть, – это чувство голода, которое мы испытываем.

Время суток, жизненное расписание, «надо поесть, потому что потом проголодаюсь», «поем за компанию» и другие соображения не могут определять необходимость питаться.

Часто за голод принимают совершенно не относящиеся к нему ощущения – «голод во рту» или «голод в голове».

Голод как физиологическое «событие» организма регулируется гипоталамусом – крошечным отделом мозга, располагающимся в его глубине, и локализован, главным образом, в желудке. Это значит, что «голод в голове», «скучно во рту» и «бабушка обидится, если я не съем эту котлету», – отнюдь не физиологические события и к голоду отношения не имеют. Вот сейчас, читая эти строки, положите себе руку на то место, где вы испытываете голод. Куда легла ваша рука?»

Сегодня диеты, к сожалению, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, но книга позволяет сделать шаг в сторону и подумать над тем, так ли это. Когда-то люди считали, что Земля плоская (А какой ей еще быть?), и отчаянно боролись с теми, кто выдвигал гипотезы о том, что она круглая, это казалось невероятным бредом (Как же так, почему тогда люди с неё не падают?). Может быть, наступит день, когда история о том, что можно нормально питаться без диет, станет для людей таким же очевидным фактом как и то, что можно ходить по круглой Земле и не падать с неё.

«Если человек, страдающий от нарушенных взаимоотношений с едой, сможет научиться распознавать собственное чувство голода, нюансировать его, есть именно то, что требует его голод в данный момент, и останавливаться в момент насыщения, то результатом будет физическая и психическая удовлетворенность, прекращение циклов диета-обжорство и нормализация отношений с едой».