Меню

Детская железная дорога – обзор: цены, производители. Макет железной дороги своими руками

Патологии матки

Детские игрушки с паровозиками во многом уникальны. Ведь играть ими может и кроха в 2 года, и карапуз 4-5 лет от роду, и школьник, и даже взрослый. Вызывают они интерес как у мальчиков, так и у девочек. А главное - все железные дороги являются отличными развивающими игрушками. Остается только узнать, как же грамотно выбирать паровоз для ребенка…

Чем полезна железная дорога для детей?

Паровозы, вагоны, пассажирские и грузовые поезда, рельсы, шпалы, семафоры со шлагбаумами, станции и вокзалы - все это овеяно обаянием дальней дороги, от которого не в силах отвернуться даже маленькие дети, толком и не знакомые с очарованием ! А потому игрушки, которые позволяют ребенку близко познакомиться с железнодорожной тематикой, популярны в качестве подарка всегда. Впрочем, прелесть их не только в том, что они способны пробудить в малыше искренний интерес к данной теме и увлечь его далеко не на один час. Для любящих родителей не менее важен и развивающий фактор подобной забавы. Детская железная дорога улучшает мелкую моторику, развивает координацию, способствует образному, и пространственному мышлению ребенка. При этом все эти качества с годами только усиливаются! Ведь сложные наборы, рассчитанные на детвору постарше, сравнимы с полноценными , где необходимо из множества элементов создавать собственную сеть железных дорог. А это требует известной и умения сосредоточиться, а также фантазии, смекалки и творческого подхода. Что уж там говорить, если увлечение миниатюрным железнодорожным миром может превратиться в настоящее хобби на всю жизнь - огромное количество взрослых людей коллекционирует модели поездов по всему миру!

Какие бывают «железнодорожные» игрушки?

Но, как часто и бывает с детскими игрушками, чтобы поезда и паровозики малыша по-настоящему заинтересовали, нужно учесть ряд факторов. И самый главный из них - это соответствие выбранного набора возрасту ребенка. Излишне сложную для маленького человечка железную дорогу он не оценит в полной мере, а совсем простую и вовсе проигнорирует. Потому начинайте с возрастной группы:

В этот период дети только-только осваивают «транспортные» игрушки. Для них не важна точность воспроизведения реального объекта и его умение копировать поведение прообраза - куда важнее, чтобы игрушка была крупной, понятной и прочной. Поэтому выбирайте простые паровозики из пластика или дерева , с ярким дизайном (неплохо, если поезд «оживлен» при помощи нарисованных глазок и улыбки или стилизован под героев популярных мультсериалов) и минимумом мелких деталей. Для интересной игры хватит 1-3 вагонов и не длинных закольцованных рельсов. А совсем юным «машинистам» можно подобрать комплект вовсе без железной дороги. Для них часто достаточно паровозика, который можно катать непосредственно по полу и столу (фактически, это не поезд, а своеобразная машинка «под поезд»), а не ограничиваться одним направлением движения по кругу. Кстати, по этой же причине крохам не нужны механизированные поезда. Им гораздо интереснее еще двигать паровоз собственными руками, а не просто наблюдать за его перемещением по велению электропривода.

К этому возрасту малышам простейшие железнодорожные составы могут начать надоедать. Поэтому стоит выбирать уже более продвинутые модели. Так, дизайн становится более реалистичным и детализированным (хотя все равно еще далеким от масштабного моделирования). Количество вагонов для увлекательной игры также требуется заметно больше - не менее 5-6, причем разных по содержанию (пассажирский и грузовой вагоны, цистерна, платформа для машинки и т.п.). Также изменяется у ребенка пожелание и по строению самой железной дороги. Базовое кольцо уже не увлекает, и нужен набор, позволяющий собирать самые разные варианты путей для поезда - с развилками и стрелками, поворотами и переездами. Все это способствует заметному разнообразию игр, они дольше не надоедают ребенку. При этом сами игры также усложняются. Если до этого малышу «за глаза» катания поезда, периодически произнося заветное «ту-ту!», к 3 годам ему уже интересны ролевые и сюжетные игры. Поэтому стоит рассказать ему (а еще лучше показать на видео), как работает железная дорога.

3-5 лет и старше

Ребенок уже становится достаточно взрослым, чтобы всерьез заинтересоваться функционированием поездов. А потому он на ура воспринимает весьма точные миниатюрные копии настоящих паровозов, тепловозов и электровозов! Такого же реализма требует он и от всех остальных атрибутов детской железной дороги: рельсов, перегонов, вокзалов, будок машиниста. В отдельных наборах есть даже разводные мосты, тоннели, деревья и животные, что позволяет создать вокруг игровой площадки «настоящий» пейзаж! Отдельно стоит сказать про упомянутую выше механизацию игрушки. Если в 2-3 года многие дети рады, что паровоз умеет самостоятельно двигаться при помощи встроенного моторчика, запускаемого кнопкой на корпусе, то с 3-4 лет это уже слишком просто. И потому хорошо, если у маленького «начальника вокзала» в руках будет настоящий пульт дистанционного управления: для запуска, остановки и реверса состава, для перевода стрелок, поднятия шлагбаумов и даже включения семафоров! Стоит ли говорить, что в таком случае не то что вагонов, а уже одного поезда маловато - лучше 2 или 3…

Какие характеристики детской железной дороги важны?

При выборе конкретного железнодорожного набора стоит обратить внимание на ряд его особенностей. Среди них:

светомузыка: многие паровозики как для самых маленьких, так и для деток постарше имеют световую и индикацию: мигающие лампочки и сигналы во время езды, это делает игру более веселой;

дым: апофеоз реалистичности, ставящийся на дорогие модели, это идущий из трубы паровоза настоящий дым, получаемый в результате безопасной химической реакции, - только учтите, что пахнуть он может неприятно;

сцепка: обратите внимание, насколько легко можно прицепить вагоны друг к другу и к поезду - помните, что для маленького ребенка лучше простая сцепка крючком или магнитом, не требующая особых усилий;

размер паровоза: правило простое - чем меньше ребенок, тем крупнее нужны поезд и вагоны для игры, чтобы с ними было удобно обращаться детским пальчикам со слаборазвитой мелкой моторикой, и наоборот;

размер полотна: здесь правило обратное - маленьким детям лучше взять комплект рельсов не очень большой, а ребятне постарше набор в 2-3 раза длиннее (важно только, чтобы в детской хватило места для его монтажа);

аксессуары: важно учитывать возможность дальнейшего расширения при помощи покупаемых отдельно рельсов, переездов, мостов, вокзалов, новых вагонов и т.п., чтобы игра «росла» вместе с малышом;

качество: постарайтесь оценить набор без упаковки - нет ли химического запаха, трещин, следов неаккуратной сборки, клея, сколов, не облезает ли краска, нет ли люфта у шарниров, не трещит ли игрушка от легкого сжатия;

материалы: детские игрушки должны быть сделаны исключительно из безопасных пластика, дерева, металла, потому не забывайте смотреть на сертификаты качества, гарантирующие высокое качество паровозиков;

эпоха: актуальна для малышей старшего возраста. Если вы выбираете железную дорогу исторического типа, нужно, как и с , учесть, знаком ли с той эпохой сам ребенок - иначе ему будет непонятно, что это за паровоз, и почему он так не похож на современные составы.

И еще один, во многом неожиданный, но важный нюанс при выборе в магазине. Попробуйте поставить поезд с вагонами на рельсы и немного покатать вперед-назад. Он должен не просто легко и без малейшего скрипа катиться, но еще и… не сходить с рельсов. У некоторых производителей конструкция набора такова, что при любом неаккуратном обращении (а у детей это в порядке вещей) состав сваливается с полотна. Чем, конечно, разочаровывает ребенка, вызывая у него более чем законное возмущение. Потому, если есть подозрения, что колеса стоят на рельсах не очень уверенно, лучше от приобретения отказаться.

А у вашего ребенка уже есть комплект детской железной дороги — или вы только планируете такой подарок?

9 237976
Оставить комментарии 8


Хобби бывают разными: кто-то тихо и спокойно собирает марки или фантики, вмещая всю свою коллекцию в толстый альбом в верхнем ящике стола, кто-то играет в гольф по субботам, а кто-то выбирает в качестве увлечения целое направление искусства и посвящает ему всю свою жизнь.

Именно так можно сказать о любителях и фанатах железнодорожной или жд миниатюры, ведь для создания поделки подобного рода мало одного желания – потребуется немало времени, усилий, тщательного сбора информации, иногда и ресурсов, и финансовых вложений, а также, несомненно, умения, чтобы в результате у вас получилась настоящая собственная железная дорога в миниатюре.

Железная дорога в миниатюре – предмет интереса не только детей, но и взрослых, причем взрослых даже больше и чаще. Практически у каждого ребенка была детская игрушка в виде жд станции с рельсами, паровозами и вагонами, а если она стоила подороже, то в комплект входили различные железнодорожные знаки, семафор, фигурки машинистов и другие интересные детали.

Играть в такое интересно, но всегда хотелось большего, к примеру, чтобы жд сеть была развитее и содержала множество разветвлений и поворотов рельсов, чтобы модельки поездов были инерционными или двигались сами по себе, а вы могли управлять ими с помощью пульта, чтобы было много дополнительных элементов: тоннели, мосты, дороги с транспортом, деревья, люди и т. д.

Чтобы сделать такую игрушку, вернее, уже не игрушку, а настоящий макет железной дороги своими руками, необходимо здорово потрудиться, а не у всех детей есть такая возможность, поэтому наверняка понадобится помощь родителей. Хорошо, если они разделят ваше увлечение жд миниатюрой и помогут в создании поделки. Взрослому любителю жд моделизма, конечно же, в этом плане легче.

Что касается направлений, в которых существует хобби жд в миниатюре, то их разделяют несколько:

  • одни просто коллекционируют только игрушечные рельсы, поезда и все сопутствующие им аксессуары;
  • другие тоже коллекционируют, но уже масштабные модели;
  • третьи – занимаются именно изготовлением железных дорог в миниатюре, воссоздавая целые исторические станции и вокзалы, прокладывая настоящую железнодорожную сеть из разных направлений путей, занимаясь фактической реконструкцией определенных объектов;
  • кто-то старается сделать миниатюрные копии реально существующих или существовавших локомотивов и поездов в малейших деталях;
  • а еще один интересный вид жд моделизма – парковая или садовая железная дорога, для создания которой используются весьма крупные масштабы, поэтому такой макет железной дороги можно использовать даже в качестве аттракциона и перевозить в нем людей.

Немного истории

Железная дорога в миниатюре – совсем не дань моде и не новое явление, ведь история жд миниатюры и моделизма насчитывает уже более ста пятидесяти лет. Впервые макет железной дороги появился, как игрушка, в девятнадцатом веке (во второй его половине). Обеспечение необходимых промышленных объемов взяла на себя Германия в лице фирмы — производителя Märklin. Их железные дороги в миниатюре были так качественны и хороши, что даже царская семья заказала себе такой макет для Зимнего Дворца.

Основываясь на масштабах жд, представленных в миниатюре германского производства, позже были приняты стандарты масштабирования для железнодорожного моделизма. К концу девятнадцатого столетия к делу подключилась и Америка, впервые в мире выпустив на рынок электрическую модель железной дороги (производитель – фирма Carlisle&Finch).

Практически до середины прошлого века и обычная игрушка в виде жд рельсов с поездом, и идеально точная копия или железная дорога в миниатюре воспринимались одинаково, однако, после игрушки перестали вызывать такой ажиотаж, а моделизм стал формироваться, как серьёзное увлечение, постепенно находя все больше и больше поклонников.

Поэтому производители старались угодить и своим новым почитателям – взрослым, которые жаждали собирать полноценный миниатюрный макет железной дороги. Для этого они стали выпускать более усовершенствованные модели, где рельсы можно было складывать в полноценное жд полотно в миниатюре, где у локомотивов и вагонов было много деталей и элементов, куда также входили различные здания, дорожная атрибутика и знаки, семафор и т. д.

В наше время уже практически не осталось фирм-гигантов мирового масштаба, которые бы занимались подобным производством, однако существует немало маленьких успешно функционирующих компаний, специализирующихся на выпуске определенных моделей поездов или дополнительных аксессуаров, без коих невозможна железная дорога в миниатюре.


Масштабы, комплектующие и другие нюансы

Чтобы сделать макет железной дороги, вы должны разбираться во многих нюансах, к примеру, в каких масштабах обычно выполняется железная дорога в миниатюре, какого вида наборы и конфигурации поделки могут получиться, нужна ли схема и где ее взять, как быть с комплектующими, необходимыми деталями и различными аксессуарами и т. д.

Стандарты масштабов и размеров для жд моделизма бывают самые разные. Наиболее распространенными являются типоразмеры, носящие условное обозначение ТТ и НО.

Типоразмер ТТ – от английского Table-top trains– означает, что макет железной дороги выполняется масштабом один к ста двадцати (1:120) с шириной колеи в двенадцать миллиметров. Такая железная дорога в миниатюре еще носит название двенадцатимиллиметровой. Также в ней делаются все подвижные модели поездов – это осуществляется посредством подведения электричества по рельсам, хотя можно и подключить через контактную сеть электровоз.

Большое количество моделей и всевозможных аксессуаров для сборки жд миниатюры этого типоразмера выпускают:

  • немецкие компании Berliner TT Bahnen, Tillig;
  • небольшой выбор есть у европейских производителей Roco и Piko;
  • компания Jago радует поклонников раритетными моделями старинных локомотивов;
  • русские фирмы «Пересвет» и «ТТ-модель»;
  • американские PossumValleyModels, GoldCoast(некоторые модели вагонов и локомотивов).

Другой распространенный типоразмер – НО. Название происходит от английского сокращенного HalfZero или половинка нуля. Макет железной дороги в этом случае производится в масштабном соотношении один к восьмидесяти семи (1:87). Существует еще типоразмер 0, в котором масштаб берется вдвое больше, то есть, 1 к 45. А здесь получается половина нуля, но используется латинская буква О вместо него в обозначении.

Железная дорога в миниатюре в таком масштабе считается наиболее популярной и широко распространенной в мире за счет того, что ее можно сделать, не используя сложные приспособления, к тому же эти модели железных дорог и достаточно крупные для детализации, но в то же время вполне удобные и компактные для размещения макета в доме или квартире.

Железная дорога в миниатюре этого типоразмера тоже является подвижной: энергия поставляется от контактной сети или по рельсам (в случае наличия электрических двигателей в моделях локомотивов). Плюс – у вас есть возможность использовать и дополнительные интересные элементы при создании поделки:

  • устройство дымогенератора, который будет работать на масле и создавать дымовой эффект над тепловозами или паровозами;
  • установка звукового декодера в подвижной состав – сможете воспроизводить любые звуковые файлы, имитирующие шумы и звуки движения поездов и т. д.;
  • устройства СЦБ, что расшифровывается, как сигнализация, централизация и блокировка.

Существуют и различные другие типоразмеры. К примеру, масштабный стандарт G, разработкой и выпуском которого занималась с 1968 года и занимается до сих пор немецкая компания LGB. Это ярчайший пример садовой железной дороги, предназначенной для расположения под открытым небом. А вообще, чем больше выбирается масштаб, в котором выполняется железная дорога в миниатюре, тем детальнее должен повторяться прототип, учитываться мельчайшие подробности и элементы.

Сделать своими руками или купить?

Сегодня можно найти немало тематических форумов, специальных изданий, посвященных железнодорожному моделизму. Вы можете приобретать различные элементы по отдельности и собирать их потом воедино, монтируя собственный макет железной дороги.

Однако прежде всего вам понадобится определиться с доступным свободным пространством. Сможете ли вы выделить для расположения макета половину или даже целую комнату? Если нет, то придется сначала заняться сооружением подмакетника или оборудованием специального места. Для этого можно задействовать хотя бы отдельный стол либо сделать выдвижную / откидную столешницу, которая будет использоваться только для вашего проекта и больше ни для чего другого, а значит, вам не придется каждый раз складывать и убирать макет.

Есть еще варианты модульных макетов, которые состоят из отдельных блоков, консольных конструкций (вы можете прикрепить подмакетники к стенам, словно полки) и подъемных (легко убирается под потолок).

Масштаб для квартиры тоже лучше брать соответствующий, к примеру, с типоразмером 1:87 вы много не сделаете, ведь вам по минимуму понадобится пространство один на три метра. Лучше остановиться на масштабах 1:120 или 1:160, так как проектировка макета в еще более мелком типоразмере Z (1:240) потребует очень больших умений, усилий и финансовых вложений.

Для создания собственной миниатюрной железной дороги вам понадобится придумать и продумать до мельчайших подробностей ее будущий вид. Возможно, начать стоит с самой простой схемы, к примеру, сделать только одно рельсовое кольцо и локомотив с несколькими вагонами. Со временем будете добавлять к проекту дополнительные пути, составы, семафор и знаки, вокзал и здания, фигурки людей и т. д.


Опытные мастера уже умеют создавать целые подробные ландшафты – горы и равнины, мосты и тоннели, леса и поля, миниатюрные улицы, многочисленные развилки путей, депо и прочие интересные штуки.

Даже для самого простого проекта лучше сделать схему. Просто попробуйте нарисовать, что именно вы хотите создать. Если в ваших планах создание железной дороги определенной исторической эпохи, то понадобиться досконально изучить всю доступную информацию по этой теме, найти архивные фотографии, срисовать их и т. д.

Также подробная схема понадобится для изготовления моделей паровозов и вагонов. Вы можете воспользоваться схемой-чертежом определенной машины, разыскав ее фото. Просто поделите реальные размеры того или иного поезда на нужный вам масштаб и у вас будет готовый план постройки.


Пошаговый план работы

  1. Обеспечиваете пространство для проекта и делаете подмакетник (простую конфигурацию можно разместить даже на фанерном листе).
  2. Переносите на подмакетник схему будущей жд миниатюры (рисуйте, как будут проходить рельсы, размечаете развилки и повороты, дороги, где вы разместите здания или строения). Для сложного рельсового расположения схему можно проектировать на компьютере в специальной программе.
  3. Прокладываете рельсы. Рельсовый материал можно купить в специализированном магазине или сделать их самостоятельно. Поскольку по рельсам в подвижных дорогах проходит ток, мастера делают их из толстой медной проволоки, прокатывая ее до прямоугольного сечения на ручном станке. Шпалы выполняются из тонких брусочков, которые тоже вырезаются на станке. Пути прикрепляются двумя способами: либо приклеиваются, либо прибиваются маленькими гвоздиками к основанию, к этим же гвоздикам потом можно припаивать рельсы или тоже приклеивать рельсы к шпалам.
  4. Для подвижной модели нужно дополнительно разрабатывать электрическую схему, а после монтировать ее уже на макете. В качестве источника питания обычно берутся самодельные блоки, можно взять и заводской. Не забывайте о правилах безопасности – напряжение на выходе не может быть высоким, используйте БП до шестнадцати вольт, а если модель небольшая, то достаточно будет и шести-девяти вольт. Электромотор для поезда можно приобрести в радиомагазине или вынуть с какой-либо игрушки. Проведите к двигателю электричество от двух рельс. Чтобы развести электричество по всему основанию, запаситесь разъемами и медными проводами. Продумывайте все детали до разводки – где будут располагаться семафоры и светофоры, шлагбаумы, будут ли гореть фонари и т. д.
  5. Проведите отсыпку и укладку балласта, подобрав его по размеру среди аквариумных грунтов или каких-либо бытовых сыпучих материалов.
  6. Продумайте и изготовьте рельеф и ландшафт. Чтобы ваш макет был похож на настоящий, обязательно оформите красивый ландшафт. Можно использовать профессиональные материалы, как шпатель-массу, лесную подстилку, луговую присыпку, разные слои земли, щебень, песок, гравий и прочие интересные аксессуары от известных производителей. Если выбирать более бюджетные варианты, то для имитации гор вполне можно обойтись строительной пеной, которую потом легко окрасить в любой нужный цвет. Холма, поля, растительность и прочий декор тоже можно воссоздать из фанеры, строительного гипса, стеклоткани, папье-маше, дерева и других отделочных материалов. Чтобы покрасить детали, используйте акриловые краски.
  7. Если нет времени и желания так заморачиваться, то многие элементы можно взять на макет и в готовом виде, к примеру, из игрушечных наборов, в которых есть и фигурки деревьев, и муляжи травы или кустиков, животные, машинки, знаки, люди.
  8. Со зданиями та же ситуация – либо воспользуйтесь готовыми вариантами, либо сооружайте самостоятельно из картона, дерева, фанеры, папье-маше. В качестве образцов используйте фотографии реальных вокзалов и других зданий.
  9. Добавляйте необходимые составляющие: наносите автодороги, покрасьте траву, расположите фигурки людей и поставьте составы на рельсы.

Увлечение жд моделизмом может начаться с подаренного набора с железной дорогой и поездами. Такое хобби хоть и требует немалых усилий и затрат, но несомненно помогает развиваться, думать, творить и не стоять на месте.

Наверное, эта игрушка одна из самых распространенных детских мечтаний. Раньше на прилавках она появлялась крайне редко, при этом стоила немало денег, да и количество ее было настолько ограничено, что доставалась она далеко не всем. Сейчас такой проблемы нет.

Да и, к тому же вы можете подобрать практически любой понравившийся вам вариант: от минимальной комплектации до больших наборов с дополнительными деталями. Поэтому современная детская железная дорога - это не просто игрушка для ребенка, но и конструктор для всей семьи. Игра с железной дорогой надолго займет внимание вашего ребенка, а возможность модернизации надолго увеличит протяженность игры, да и постоянно будет притягивать интерес ребятишек разных возрастов.

Детская железная дорога для самых маленьких

Самые простые железные дороги, которые предлагаются в минимальной комплектации, подойдут для детей младшего возраста. А вот для детей постарше варианты более разнообразны, то есть она может включать больше количество элементов, а в комплект могут входить разнообразные фигурки. Вот увидите, даже взрослые могут увлечься этой забавной игрой!

И психологи, и педагоги сходятся во мнении, что для ребенка трех лет полезны игрушки, отражающие сущность окружающей жизни, потому что именно в этом возрасте у ребенка складывается основное представление об окружающей среде, происходит его самоидентификация. А в сознании ребенка происходит классификация всего видимого и ощущаемого.В это время очень важны ролевые игры. Именно они помогают ребенку правильно себя вести в той или иной ситуации, помогают вырабатывать навыки, которые пригодятся малышу в последующей жизни. станет очень хорошим выбором для подарка, это игрушка будет одной из любимых для малыша очень долгое время.

Когда вы выбираете железную дорогу ребенку до четырех лет, то лучше всего подобрать более простые варианты, в более красочном исполнении. Приобретайте модели, сделанные из экологически чистых материалов.

Для маленьких детей: IKEA, Brio, Thomas, Chuggintones, Lego duplo.

Детская железная дорога для детей постарше

Для детей постарше, от пяти лет можно приобрести более сложные модели с такими объектами как деревья, башни, водонапорные станции и т.д. Такие комплекты дают возможность активно развивать фантазию. А некоторые производители вообще предлагают тематические игры, то есть вы можете отдельно собрать тренировочный полигон или же завод с ж/д путями.

Для детей школьного возраста хорошим выбором будут железные дороги, представляющие собой копии настоящих. По сути, это настоящие шедевры. Такие игрушки повторяют каждую деталь воспроизводимого объекта.

Также стоит отметить, что в настоящее время у покупателя есть возможность выбора, то есть вы можете отдать предпочтение железной дороге полностью соответствующей современной, но можно подобрать и модель, которая будет стилизована под объекты, соответствующие Дикому западу, например, или Европе. А заботливые родители смогут придумать для ребенка много увлекательных, поучительных игр с ее участием. Удачного выбора!

Для детей постарше: Стрела, Tomica, Lego city.

Детская железная дорога - фото

Игрушечные железные дороги неотъемлемо ассоциируются с детством. У многих из нас в юном возрасте когда-то была пластмассовая или железная сборная модель железной дороги. А те, кто мог похвастаться моделью зарубежного производства, считались счастливчиками.

В наше время хобби игрушечных железных дорог выросло в крупную отрасль моделирования. Причем этот бизнес уже больше ориентирован на взрослую аудиторию, нежели на детей.

К главным атрибутам – колее и локомотиву с вагончиками, добавились деревья, дома, дороги, машины, рельефное окружение. А стол с полноценным макетом железной дороги, со множеством деталей и мелочей – это уже настоящее искусство.

За рубежом подобные изделия стоят от 2 тысяч долларов, я же в этой статье расскажу, как сделать полноценный макет игрушечной железной дороги своими руками.

Стол

Для макета вам понадобится место. В идеале это должен быть отдельный стол, но можно обойтись и небольшим столиком, или просто отгороженной площадью на любой подходящей поверхности. Все зависит от вашего желания и размаха. Я рекомендую начать с небольшого места – например, части стола, и потом уже, если вдохновитесь, делать большой макет. Лучше начать с малого, чем сразу взяться за большой объем работы и бросить на полдороги.

Стартовый набор

То, без чего не получится сделать макет железной дороги – это сама железная дорога. А точнее – набор рельс, поезд и система питания для него. Тут, увы, альтернатив нет – это все нужно покупать. Хорошо, что в наше время на рынке есть из чего выбирать.

Набросок

Чтобы знать, к чему вы движетесь, нужно иметь перед глазами цель. Сделайте на бумаге примерный набросок – где что должно находиться, и каким будет общий вид вашего макета. Побродите по интернету, посмотрите на многочисленные макеты железных дорог и возьмите на заметку то, что вам нравится – мосты, переезды, дома, станции. Можете сделать макет полустанка на Диком Западе, а можете – станции в центре современного города. Но обязательно определитесь до того, как приметесь за работу. И сделайте разметку на столе, чтобы не обнаружить вдруг, что колея выходит за границы стола, или что шлагбаум будет цепляться за проезжающий поезд.

Горы

Наличие горы, с туннелем, через который будет проезжать поезд, будет украшением макета. Для создания небольшой горы вам понадобится монтажная пена, фанера, нож, алебастр и наждачка.

Сначала продумайте и, по возможности, нарисуйте набросок будущей горы. Затем сбейте над рельсами небольшой короб из фанеры или другого подходящего материала. Убедитесь, что размер короба позволит свободно проезжать по тоннелю вашему поезду. Затем начинайте наносить пену вокруг короба, с паузами по полтора-два часа, чтобы дать слоям засохнуть и не проседать под своим весом. После того, как нанесете пену нужного объема, оставьте ее сохнуть на сутки, не меньше.

Через сутки берите в руки нож (удобнее – канцелярский), и начинайте ковырять гору – срезайте лишние куски, придавая ей намеченную вами форму. Вырезайте ложбинки, расщелины, постарайтесь придать ей максимальную натуралистичность.

Затем вам понадобится алебастр. Разведите его с водой, и тонким слоем до 3 мм покройте всю гору. Он быстро сохнет, так что разводите его небольшими порциями. Затем вновь подождите несколько часов, пока все застынет – феном при этом лучше не пользоваться.

Теперь нужно закрасить гору серым цветом. Для этого купите в любом автомагазине баллон грунтовки, под цвет серого камня, и можете красить вашу гору. Только испытайте сначала краску на чем-то другом, чтобы удостовериться, что ее цвет точно вам подходит.

Далее воспользуйтесь наждачкой и позатирайте местами гору, чтобы снять кое-где слои грунтовки. Это придаст горе большей натуралистичности, чтобы она была не однородного цвета, а оттенка от светлого до темно-серого. Можно повторить покраску и шлифовку несколько раз, пока у вас не получится то, что вас устроит. Можете также покрасить отдельные кусочки горы белым или черным цветом, для большей правдоподобности.

Напоследок возьмите зеленую краску и подкрасьте кусочки горы еще и в цвет зелени – так она будет еще натуралистичнее. Только краска должна быть правдоподобного, «мхового» цвета.

Ваша гора (или горка) готова. Поздравляю, вы уже проделали немалый кусок работы. На очереди – остальные детали рельефа.

Тут уже все упирается в вашу фантазию, размер свободного пространства и подходящие детали, которые у вас есть. Заполните незанятую поверхность стола – например, муляжом травяного покрытия, который продается в магазинах. Игрушечные дома, фигурки людей, транспорт, железнодорожный переезд, вокзал со станцией, мостик, деревья – вот все те детали, которые украсят ваш макет. Многие из них можно найти в конструкторах Лего, или просто по отдельности в игрушечных магазинах. Фирмы, торгующие товарами для ж/д моделирования, также продают отличные комплекты, но в этом случае будьте готовы к немалым тратам.

Вы можете сделать макет на большом столе, со множеством деталей, рельефной местностью, электрическим ходом и настоящим городком в миниатюре. Но вы также можете сделать и небольшую модель – поезд на батарейках, с небольшим участком ландшафта и несколькими элементами декора.

Какой бы вариант вы не выбрали, сделанная вами модель будет украшением любого дома и интересна любой компании – как детской, так и взрослой.

Выбирая ребенку железную дорогу, учитывай его возраст и темперамент. Начав с простого набора, можно впоследствии достраивать его все более функциональными деталями, тем самым развивая воображение и жизненный опыт твоего юного железнодорожника.

Как правило, производители пластмассовых «железных дорог» выпускают их в завершенной комплектации, что исключает возможность продолжения вашей железнодорожной истории.

Поэтому лучше отдавать предпочтение деревянным игрушечным железным дорогам (уж прости за каламбур) – они часто совместимы с элементами других производителей, что открывает неограниченные просторы для усовершенствования и обновления игры. И, естественно, такие игрушки более экологичны, так как самые маленькие путешественники не прочь попробовать красочный вагончик на зуб – вдруг, он от этого быстрее поедет?

И, наконец, железные «железные дороги», то есть наборы, где рельсы изготовлены из настоящего металла. Это наиболее дорогой вариант, который чаще интересует коллекционеров, чем детвору.

Итак, оптимальными будем считать игрушки из дерева: их можно предлагать малышам от 1 года – именно с этого возраста ребенок проявит интерес к детской железной дороге. Интерес усилится, когда твоему малышу впервые придется пережить настоящее, а не игрушечное, железнодорожное путешествие – после этого ребенок будет применять в игре полученный жизненный опыт.

По мере взросления дети с удовольствием продолжают играть «в паровозики» – вплоть до младшего и даже среднего школьного возраста. Так что выбирая детскую железную дорогу, помни, что ты делаешь покупку на годы.

IKEA

На сегодня эта марка – лидер на рынке игрушечных железных дорог. Серия железнодорожных игрушек называется LILLABO и представлена в разной комплектации. Базовый набор состоит из 20 предметов: прямые и поворотные рельсы (общей длиной 300 см), паровоз, три вагончика, мост. Стоимость такого набора – около 500 грн (в зависимости от места покупки: магазина или интернет-магазина, а также действующих скидок и акций).

Впоследствии ее можно дополнить набором из 12 предметов стоимостью около 400 грн: дополнительные рельсы, вагоны, мост, тоннель. Также отдельно можно купить поезд из трех вагонов (на момент написания статьи на официальном сайте IKEA в Украине стоил 164 грн).

Все игрушки серии LILLABO совместимы между собой, что дает возможность к комбинированию и вариациям в прокладке трасс. Рельсы можно располагать разнообразно, в том числе и выложить «восьмерку». Единственный недостаток – тоннели IKEA окажутся низкими, если ты докупишь в свой семейный железнодорожный парк вагончики других производителей (рельсы совместимы со многими другими марками).

Производитель подчеркивает нежелательное использование игрушек детьми до 3 лет (во всяком случае, без надзора взрослых) из-за наличия мелких деталей.

Рельсы изготовлены из массива бука, вагончики – из бука и березы, колеса и крепления – пластмассовые, оси – стальные.

Еще варианты железных дорог с рельсами, совместимыми с IKEA, выпускаются под марками WOODY, PLAN TOYS и BRIO. В ассортименте интернет-магазинов представлены как полные наборы железных дорог, так и отдельные элементы: станции, мосты, тоннели, стрелки, переезды, депо, вагончики, локомотивы, игрушечные пассажиры и даже сопутствующая техника

WOODY

У этих железных дорог, как и у IKEA нет особой детализации – пассажиры, животные и деревья в наборах плоские, выполненные из картона. Поезда и вагоны представлены в двух видах, но зато в наборы входят дорожные знаки, машинки, дома, деревья и кусты. В дополнительные наборы входят также укороченные рельсы, Х-образные и Т-образные перекрестки, разные мосты, тоннели, депо, поворотный круг, переезд и станция. Стоить полный набор может до 4 000 грн