Меню

Психологический уголок в группе детского сада оформление. Уголки эмоциональной разгрузки детей в детском саду. Фотогалерея: эскизы оформления центра психологической разгрузки

Патологии матки

Уголки психологической разгрузки.

Современные дошкольники загружены сейчас не меньше взрослых. В процессе роста и развития детям приходится получать и перерабатывать огромное количество информации. Неокрепшая детская психика может не выдержать такой нагрузки - ребенок капризничает. Вот почему важно, что бы у детей в детском саду была возможность уединиться, восстановиться и прийти в себя.

Поэтому в каждой группе просто необходима специально организованная среда, оснащенная предметами, способствующими снятию напряжения, расширению возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Уголок психологической разгрузки это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Пребывание в таком уголке улучшает психофизическое состояние. В таких уголках используются сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда. Ориентирован психологический уголок на зону ближайшего развития каждого ребёнка, направленность его интересов, обеспечение свободы выбора и волеизъявления. Полезен он и для создания благоприятного психолого-социального микроклимата в группе, комфортной организации режимных моментов.

Благодаря уголкам психологической разгрузки появилась возможность контролировать и регулировать психологические, интеллектуальные и физические нагрузки, самочувствие и настроение детей, своевременно корректировать их.

Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться, снизить уровень переживаний.

Цель корзинки с клубочками разноцветных ниток - успокоить расшалившихся детей, так же, разматывая клубочки, дети овладевают приемам саморегуляции, развивается мелкая моторика.

Немаловажные атрибуты психологического уголка, целью которых является научить дошкольников разнообразным способам примирения после ссоры - «коробочка мирилка», «подушка примирения»


«коврик примирения» «остров примирения»


Помогают снять психофизическое напряжение, агрессию «стаканчики для крика», «подушка злости», «копилка плохого настроения», «агрессивный коврик» даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся.

«Уголок уединения» , призван решать благородную задачу создания ниши покоя.

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей. «Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

«Воспоминание о лете» помогают обрести покой, расслабиться, снять мышечное напряжение.

Тепло и заботу маминых рук ощущают малыши, надев свою варежку «Мамины ладошки».

Альбом с семейными фотографиями позволяет детям вновь пережить положительные эмоции, стабилизировать свое внутреннее состояние.

В уголке психологической разгрузки находятся материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр , направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности.

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с использованием материалов уголков психологической разгрузки приводит к положительным результатам: дети меньше ссорятся, материалы психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым детям; они все с большим удовольствием сотрудничают друг с другом, со взрослым, с желанием играют в команде.

Страничка психолога

Материал подготовлен педагогом - психологом МДОУ "Лучик"

И.А. Самойленко

Психолог в детском саду — это прежде всего знающий
и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих
закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но
также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Основные функции психолога в детском дошкольном
учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с
созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и
обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Хотелось бы развеять распространенный «миф» о психологах
в дошкольном учреждении. Большинство родителей полагают, что слово
«психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно
неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог,
то их сын или дочь психически ненормальные. Уверяю вас это не так.
Педагог - психолог в детском саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями , а не отклонениями.

Существует еще одно ошибочное мнение, что: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог - это все одно и то же.
То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее
дефектами. На основании этого родители требуют от психолога
невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В
первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный
специалист не врач. Психолог детского сада располагает информацией,
касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка.
Он может только предположить диагноз и направить ребенка к
соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с
ним он не может и не имеет права.

Цель работы педагога - психолога
- сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде
всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных
особенностей ее развития.

Психолог выявляет
скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития
психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для
того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь
ребенку справиться с ними еще до школы.

Для решения поставленных задач, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:

Первое направление - это консультации . Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - психолог
проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для
детского сада, возрастной группы и контингента родителей. Консультации
«по запросу »
- любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно
вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама
или папа, бабушка или дедушка, вы можете и должны обращаться к
психологу, когда вам кажется, что с ребенком что-то не так.

Второе направление - это диагностика .
В течение всего учебного года проводиться психолого-педагогическая
диагностика. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и
навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по
которой работает детский сад, Если результаты показывают, что малыш «не
справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в
соответствии с возрастом, проводится дополнительные исследования на
зрелость основных психических процессов. И если на этом уровне
выявляются проблемы, то психолог совместно с воспитателем и родителями
старается их решить.

Психологическое сопровождение детей в период адаптации , также втечение
года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те,
с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по
улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики , о которой шла речь, так же проводятся и «ситуативные» исследования .
Например, затянулся процесс адаптации, появились у ребенка страхи, с
помощью специальных тестов и методик выявляется причина. И проводится
коррекционная работа.

Позже в подготовительных группах проводиться отдельный вид диагностики - это комплексная оценка готовности ребенка к школе . Если ваш ребенок будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.

Так же проводиться коррекционная работа .
Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее.
Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что
развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть,
чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью
планируется и проводится с ребенком коррекционная работа. Предварительно
получив ваше согласие.

Развивающая работа .
В каждом новом учебном году выбирается направление, на которое в
течение года будет делать основной акцент. Например, тема формирования
межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у
дошкольников. Исходя из выбранной темы, планируется развивающая работа. В
ходе которой малыши учатся общаться, вместе играть, решать конфликты,
избегать ссор.

И конечно, так же проводиться индивидуальная работа .

Родители и сами, могут прийти на прием к психологу, если их интересует:

Адаптация ребенка к детскому саду

Уровень развития психических процессов

Эмоциональное состояние малыша

Его самооценка

Положение, которое он занимает в группе среди сверстников (почему, например, все стремятся с ним дружить, или наоборот)

Отношение ребенка к воспитателям

Уровень его тревожности или агрессии…

Если у вас
появилась проблема, и вы готовы ее сформулировать, педагог - психолог
постарается помочь выявить причины ее возникновения. С помощью надежных и
апробированных методик, тестов и опросников он выработает рекомендации,

Организация психологических уголков в группе детского сада

В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.

Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы, а то и вся жизнь. Поэтому в своей работе большое внимание мы уделяем именно профилактике психологических нарушений.

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей и в первую очередь родителей, к сожалению, не достигают положительного результата. Поэтому мы уделяем большое внимание повышению психологической грамотности родителей и воспитателей.

Для родителей помимо традиционной наглядной информации, различных выступлений на родительских собраниях, многочисленных индивидуальных консультаций, мы проводим совместные детско-родительские тренинги, на которых родители учатся общаться со своими детьми и не просто общаться, а лучше понимать и любить их и себя.

Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, мы решили организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

При подборе материала для психологических уголков мы учитывали потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива , подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед нами стояла задача - обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголке получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:

Уголок для уединения

Кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

Груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;

Мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

Набор бумаги для разрывания;

Коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;

Стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;

Стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т. д. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей;

Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;

Шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

Дидактическая игра «Собери бусы»;

Цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;

Массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;

Мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» - своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

Игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;

- «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

Стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

Парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Так, в психологическом уголке получились три зоны:

Саморегуляции и релаксации;

Для повышения самооценки;

Развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

А чтобы заинтересовать воспитателей, мы с администрацией решили провести смотр-конкурс психологических уголков и простимулировать его не только благодарностями, но и материально.

Было разработано положение смотра-конкурса с прописанными в нем условиями его проведения, указаны члены жюри и критерии, по которым будут оцениваться уголки. Среди критериев выделены следующие:

Наличие материала по зонам;

Эстетичность и оригинальность оформления;

Целесообразность использования;

Хочется отметить, что эта идея привлекла внимание воспитателей и все приняли самое активное участие.

В жюри вошли: заведующий, педагог-психолог, старший воспитатель и два воспитателя.

Во время организации конкурса мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, где взять место для этого уголка. Как его расположить. Решали индивидуально по каждой группе.

Воспитатели проявили свое творчество, отнеслись с пониманием. В некоторых группах уголки расположили в спальне, в одной группе сделали складной уголок, где-то зоны разнесли в разные места.

Во-вторых, где взять средства? Воспитатели многое делали сами. Большую помощь оказали родители. Что-то делали своими руками, что-то приносили из дома.

Во время конкурса самой трудной задачей для жюри стало определение победителей. В каждой группе имелась какая-то своя изюминка. Поэтому первое место было одно, а вторых и третьих по два.

Победители награждались денежной премией и грамотами. Всех остальных участников конкурса поименно мы отметили благодарственными листами, подчеркнув индивидуальность каждого уголка.

Прошло только несколько месяцев с тех пор, как заработали наши психологические уголки, но положительный результат налицо. Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.

У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность , раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу.

А у воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению

https://pandia.ru/text/79/219/images/image002_20.jpg" width="229" height="304 src="> https://pandia.ru/text/79/219/images/image004_7.jpg" width="236" height="292">

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей, к сожалению, не достигают положительного результата. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Оснащение психологического уголка в детском саду

Зона для психологической разгрузки

Уголок для уединения

Стул размышлений «Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем,а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей. «Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

«Воспоминание о лете» « Воспоминание о лете» помогают обрести покой, расслабиться, снять мышечное напряжение.

«Водяные часы» Дети наблюдают за медленно падающими цветными каплями. В пластиковые бутылочки наливается гель для душа, добавляется бисер. Дети любят наблюдать, как при переворачивании по гелю медленно бежит вверх пузырь воздуха, а вниз медленно-медленно падают бисеринки.

«Мамины ладошки» Тепло и заботу маминых рук ощущают малыши, надев свою варежку «Мамины ладошки».

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксёрская груша- снятие агрессии Снятие агрессии

Стаканчики для крика, стаканчики настроения "Стаканчик настроения" - когда сердишься, в него можно сказать сердитые слова и закрыть крышкой, чтобы не улетели. «Стаканчики для крика» Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.

Мишени Мишени являются одним из приемов выражения агрессии

« Подушка злости»

Агрессивный колючий коврик «Агрессивный коврик » даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся. Н ужно потопать по коврику и злость пройдет.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

Цветные клубочки Цель корзинки с клубочками разноцветных ниток - успокоить расшалившихся детей, так же, разматывая клубочки, дети овладевают приемам саморегуляции, развивается мелкая моторика.

«Коробочки добрых дел» «Коробочки добрых дел» - у каждого ребёнка своя коробочка, в которую он «складывает» добрые дела и поступки. Каждый поступок воспитатель отмечает фишкой. В конце недели фишки подсчитываются и тому, в чьей коробочке больше фишек, вручается флажок, который принадлежит ему до следующего подсчёта результатов.

Волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д.)

«Мешочки настроений»- хорошее и плохое настроение « М ешочки настроений» Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

« Азбука настроений» И гра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку. На стене 2 кота - "индикаторы настроения". Ребенок может подойти и "угостить рыбкой" грустного или веселого кота - в соответствии со своим настроением. Рыбки с закрепленными плоскими магнитиками крепятся на магнитные "мисочки"

« Подушка примирения»

« Коробочка примирения»

« Остров примирения»

« Доска настроений»

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей

Стенд «Герой дня»

« Сонные игрушки»

«Подушка сплюшка » снятие тревожности

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

« Твистер »

«Гусеница»

Предварительный просмотр:

В наше время дети в недостаточной степени обладают оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Большой процент воспитанников детского сада - это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие другого человека, его чувств, настроения и эмоций. Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать его у детей.

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей, к сожалению, не достигают положительного результата. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. Благодаря психологическому уголку у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. При подборе материала для психологических уголков нужно учесть потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Поэтому перед нами возникает задача - обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия.

Предварительный просмотр:

Положение о смотре- конкурсе « Лучший психологический уголок»

  1. Цели и задачи смотра-конкурса
  • Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребёнка;
  • Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников
  • Привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении смотра-конкурса
  1. Участники смотра-конкурса
  1. В смотре-конкурсе могут принять участие воспитатели всех возрастных групп.
  2. Обязательным условием смотра0конкурса является участие воспитанников ДОУ
  1. Мероприятия по подготовке смотра-конкурса
  1. Старшему воспитателю подготовить рекомендации и образцы для создания психологических уголков.
  2. Провести индивидуальные консультации с педагогами.
  3. Проработать основные вопросы к подготовке семинара-практикума « Сохранение психологического здоровья воспитанников»
  1. Критерии и порядок работы жюри конкурса
  1. Работу участников конкурса оценивает жюри, в состав которого входят:

председатель- заведующий детского сада

старший воспитатель

педагог-психолог

председатель профсоюзного комитета детского сада

  1. Каждый член жюри просматривает психологический уголок в каждой группе и проводит беседу с детьми.
  2. Оценка психологических уголков осуществляется по следующим критериям:
  • Наличие в группе зоны для психологической разгрузки
  • Материала для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
  • Эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей бесконфликтному общению
  • Материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей
  • Материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям
  • Эстетичность оформления психологического уголка
  • Презентация психологического уголка воспитателем группы
  • Рассказ детей о психологическом уголке
  • Работа с родителями.
  1. Порядок проведения смотра- конкурса
  1. Смотр-конкурс проводится в период с ____по____
  2. Организаторы смотра-конкурса имеют право при необходимости вносить изменения и корректировки в порядок его проведения
  1. Награждение и поощрение победителей смотра-конкурса

6. 1 Победители смотра-конкурса отмечаются грамотами и благодарственными письмами от администрации детского сада.

Оснащение психологического уголка

Назначение

Материалы

Зона для психологической разгрузки

Уголок для уединения (шатёр, палатка и т.д.), мягкая мебель,»Стул размышлений», «Воспоминание о лете»- ракушки, цветочки и т. д., фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, « Мамины ладошки»- - варежки сшитые мамиными руками, мягкие игрушки

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксёрская груша, поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, «Подушка злости», «Копилка плохого настроения», « Агрессивный коврик»- колючий., ракушки.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

Аудио-видео записи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т.д.) , игры с песком, водой, крупами, пуговицами, «Мешочки настроений»- мешочек хорошего настроения, мешочек плохого настроения , «Коробочки добрых дел».

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

« Азбука настроений», « Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: « Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т.д., шкатулка с маленькими человечками, « Подушка примирения», «Коробочка примирения», « Остров примирения», «Коврик примирения», « Доска настроений».

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей

Подиум, стенд-«Герой дня», медали, « Сонные игрушки», « Подушка- сплюшка», «Почётный стул»,

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

« Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».


Для проведения профилактической работы направленной на создание благоприятных психологических условий на группе ДОУ, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе т.к психологический уголок является реальным инструментом в руках воспитателей для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать различные потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед педагогами стоит задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создание для этого всех условий. Таким образом, в психологическом уголке необходимо организовать зоны для релаксации и саморегуляции.

Оснащение психологического уголка:

  1. уголок для уединения;
  1. кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
  1. телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
  1. груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;
  1. мишени, мешочки с поролоном для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
  1. набор бумаги для разрывания,
  1. корзина или кольцо для метания бумаги;
  1. коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
  1. стаканчики «одноразовые» для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче
  1. стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
  1. волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
  1. шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;
  2. дидактическая игра «Собери бусы»;
  1. цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;
  1. массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
  1. мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

— игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;

— «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

— стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

— парные пазлы помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Так, в психологическом уголке получились три зоны:

— саморегуляции и релаксации;

— для повышения самооценки;

— развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Материалы для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно:

Назначение

Материалы

Зона для психологической разгрузки

Уголок для уединения (шатёр,палатка), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми с семейными фотографиями, мягкие игрушки

наличие в уголке шатра позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповы-ми фотографиями

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксёрская груша, куклы «БО-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени

Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают боксерские груши, подушки для битья.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, палочка, плащ, башмачки и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время СД, но и в свободной игровой деятельности.

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

«Азбука настроений», «Коврик дружбы», наст.-дидакт.игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений»

Определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в до-школьном учреждении.

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.

Подиум.медали, «сонные игрушки»

Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров после занятий или в период проявления негативных эмоции (после кон-фликтов, ухода родителей и т. п.) служат средством релаксации. "Сонные игрушки" активно применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмо-циональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию.

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

«Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик»

На веселом коврике воспитанники развивают ловкость, эмоциональную отзывчивость, умения действовать в команде.

Игра «Гусеница» формирует умение детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива.

При подборе материала для уголков мы использовали разработки Я.А. Павловой, Л.В. Панфиловой и Л.В. Кузнецовой, О.В. Хухлаевой, Г.Д. Черепановой.