Меню

Использование врачом вербальных и невербальных средств общения для достижения эффективного взаимодействия врача с пациентом. Общение и манера поведения врача Вербальная и невербальная коммуникация в деятельности врача

Уреаплазмоз

11.07.2016

Немногие придают значение тому, насколько важную роль играет невербальное общение врача и пациента. Между тем человек лишь 23% информации воспринимает на слух, остальные 77% он получает при помощи визуализации объекта.

Если эти цифры кажутся вам неубедительными, предлагаю провести небольшой эксперимент. Вспомните ваши студенческие годы и все, что с этим периодом связано. В том числе - своих преподавателей. Наверняка среди них была яркая личность, преподаватель с большой буквы, его лекции вы старались не пропускать. А вот манера излагать материал другого лектора вызывала у вас только одно желание - спать. Вспомнили? А теперь - внимание, вопрос. О чем рассказывали и тот и другой преподаватель на самой первой паре? А на последней? Дай бог, чтобы вы вспомнили хотя бы название предмета и общую суть лекций. Но вот жесты, манеру говорить, смеяться, тембр голоса и вообще весь внешний облик мы вспоминаем достаточно отчетливо.

Этот небольшой экскурс в ваше студенческое прошлое убедительно демонстрирует, насколько плохо мы помним то, что нам говорят. В то же время память долго хранит то, как нам это говорят. То есть невербальное общение более информативно, чем вербальное.

Невербальное общение («язык тела») - это коммуникационное бессловесное взаимодействие между людьми (передача информации или влияние друг на друга) посредством интонации, жестов, изменения мизансцены общения, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею.

Умение «читать» жесты и мимику - один из важнейших навыков врача в коммуникации не только с пациентами, но и в обычной житейской практике. К сожалению, не владеющие этим навыком люди смогут успешно трактовать невербальные методы коммуникации лишь в 50% случаев. Другими словами - угадал/не угадал. А уметь «считывать» выражение лица собеседника означает уметь правильно выстраивать с ним диалог.

На сегодняшний день опубликовано немалое количество научных работ (в основном в США и западноевропейских странах) на тему невербального поведения пациентов и умения врача разбираться в психологических аспектах эмоций пациентов и т. д. Стали уделять больше внимания этой проблеме и в нашей стране.

Нас в данном случае интересует именно практическая сторона невербального общения между врачом и пациентом. Но перед тем как перейти к ней, необходимо добавить несколько комментариев:

  • Жесты и мимика человека - физиологическая реакция на внешний раздражитель. Другими словами - если вы увидели/прочли/услышали/вспомнили что-либо, по вашему мнению, смешное, вы обязательно хотя бы на долю секунды улыбнетесь.
  • Невербальное общение можно рассматривать как некий интернациональный метод, одинаковый для всех наций, возрастов, языков и культур. Потому что люди во всех странах одинаково выражают радость, грусть, боль, отвращение, восхищение и т. п.
  • Контролировать свое невербальное поведение крайне тяжело, это требует многих лет профессиональной подготовки (например, в силовых структурах агенты годами учатся «языку тела» и контролю над своими эмоциями).

За несколько лет существования проекта «Академия Успешного Врача» часто приходится сталкиваться с тем, что врач, в распоряжении которого всего 12 минут на осмотр каждого пациента и заполнение медицинской карточки, просто не имеет возможности уделить внимание изучению ни выражения лица, ни поз, ни вариантов поведения своего пациента.

Например, больной сидит скрестив ноги и руки - так называемая «закрытая поза». Казалось бы, она привычна для многих, и мало кто из врачей обращает на нее внимание. А зря. Она служит своего рода сигналом - пациент испытывает дискомфорт. Это сигнал и для пациента, в случае если он видит перед собой доктора в такой же позе.

Бывает и так, что пациент во время беседы или осмотра время от времени сжимает плечи. Это говорит о том, что он либо чувствует себя неуверенно, либо сомневается в том, что говорит ему врач. На это, снова-таки, можно не обращать внимания, но если врач хочет достичь успеха в лечении, ему необходимо заслужить доверие больного, хотя бы с целью повышения его комплайенса к назначенной терапии. Это во многом обеспечивает достижение благоприятного результата, а значит - послужит для врача доказательством его успешности как специалиста. То есть доверие и благосклонность пациента - это почти половина успеха. В противном случае могут возникнуть и весьма неприятные ситуации. Рассмотрим их.

Во время осмотра или сбора анамнеза пациент хмурится, смотрит исподлобья, крепко сжимает кулаки, выставив при этом указательный палец, кривит губы - словом, всем своим видом показывает, что настроен на конфликт.

К сожалению, как правило, врач предпочитает делать вид, что не замечает агрессивного настроя пациента, а иногда, что еще хуже, «принимает вызов» и начинает в ответ демонстративно вести себя грубо. Конечно, ни о каком доверии между врачом и пациентом в подобных случаях нечего и говорить, ни на какой успех в лечении надеяться нечего, а следовательно - никому не придет в голову назвать такого врача успешным. И все только потому, что он не счел для себя нужным научиться правильно трактовать невербальные методы общения.

Так зачем все-таки врачу уделять такое внимание невербалике? Ответ прост - это позволит ему меньше тратить времени на разговоры при осмотре, вовремя перехватывать инициативу, преодолевать возражения, предотвращать конфликты и устанавливать долгосрочные доверительные отношения с пациентом.

Рассмотрим еще одну ситуацию. После планового осмотра грудного ребенка педиатр, давая молодым родителям разного рода предписания, обильно использует в своей речи не всегда понятные медицинские термины для обозначения даже самых обыденных вещей. Но что для медика - рутина, то для обычных мам и пап - сплошной темный лес. Родители, вместо того чтобы запоминать назначения, начинают растерянно моргать, переглядываться, морщить лоб, пытаясь понять, то ли самое они имеют в виду, что и доктор, в результате начинают задавать много вопросов. Но если бы врач вовремя обратил внимание на невербалику своих визави, он бы начал употреблять более понятные неспециалисту слова, что дало бы ему возможность сократить время приема, а это очень важно, когда твой пациент - младенец.

Несколько советов врачу, желающему научиться распознавать невербальные проявления пациента, но не имеющему времени и возможности для прохождения обучения этому навыку:

  1. Постарайтесь определить норму поведения вашего пациента. Спокоен ли он во время общения или, наоборот, чересчур активен или даже нервозен, общителен или немногословен, свойственна ли ему активная жестикуляция, или он скуп в движениях. Это станет вашей отправной точкой в дальнейшем диалоге.
  2. Во время общения с пациентом старайтесь смотреть на него, а не на документы, в компьютер и т. д. То есть проявляйте заинтересованность и внимание.
  3. При любом отклонении от нормы в поведении пациента - не утруждайте себя попыткой трактовать эти отклонения. У вас нет на это времени и, скорее всего, недостаточно опыта и специальных знаний.
  4. Заметив отклонение от нормы, задайте пациенту вопрос. К примеру: во время консультации он ведет себя спокойно, но в конце начинает говорить быстрее, больше жестикулирует. Почему он стал себя так вести? Причин может быть 1000 и одна! Лучше всего задать уточняющий вопрос: «все ли вам понятно?», «есть ли у вас вопросы?», «могу ли я быть чем-то еще вам полезен?». Уверяем вас - пациент будет благодарен вам за вашу внимательность.
  5. Помните, причин у больного на тот или иной жест или ту или иную позу может быть масса! Во время нормального, дружелюбного общения с вами он вдруг скрестил руки на груди. Какие могут быть причины? У него может заболеть живот, ему может стать внезапно холодно. Возможно, его знобит. Но возможно также, что ему что-то непонятно и т. д.
  6. Чтобы хорошо разбираться в невербалике, недостаточно просто задавать наводящие вопросы своим пациентам. Если действительно хотите понять, что скрывается за тем или иным жестом, - попробуйте скопировать его! Организм человека - удивительный механизм. Любое наше ощущение, чувство, любая наша эмоция получит свое невербальное воплощение - в жесте, гримасе или позе. Чаще всего они читаются довольно легко, потому что практически у всех одинаковые. Ведь мы вряд ли спутаем гримасу отвращения с радостным и счастливым выражением лица. Поэтому, чтобы разобраться, о чем думал ваш пациент во время последнего к вам визита, когда смотрел куда-то поверх вашей головы и нетерпеливо постукивал кончиками пальцев по столу, воспроизведите все это дома, перед зеркалом. И когда вы увидите свое лицо, поймете, что пациент не считает вас крупным специалистом в своей области, а стало быть, и к вашим предписаниям отнесется скептически.

Успешный доктор обязан уметь читать невербалику пациента, с тем чтобы адекватно и вовремя реагировать на ее изменения. Это упростит взаимоотношения с больным, позволит установить с ним доверительные отношения, сбережет время, предотвратит конфликты и напрямую будет способствовать переводу больного из разряда «пациент» в разряд «клиент».

Новые подходы в лечении нарушения терморегуляции у детей

В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества детей с нарушением терморегуляции (термоневроз), который сопровождает другие симптомы синдрома вегетативных дисфункций (СВД) . Проблема сохраняет актуальность, так как распространенность СВД среди детей и подростков весьма значительна и варьирует от 29 до 82%....

30.12.2019 Терапія та сімейна медицина «Міфи та реальність сучасної медицини»: підходи до лікування пацієнтів у світлі новітніх рекомендацій

28 листопада за ініціативи компанії Sandoz у Києві відбувся всеукраїнський науковий телеміст «Міфи і реальність сучасної медицини». У заході, що транслювався на 23 міста України, взяли участь терапевти, сімейні лікарі, кардіологи та невропатологи. ...

30.12.2019 Терапія та сімейна медицина Група компаній «Здоров’я»: підсумки року

Група компаній «Здоров’я» понад століття зберігає стійкі позиції на фармацевтичному ринку України, а останніми роками зробила впевнений ривок уперед. В асортименті «Здоров’я» більш ніж 680 найменувань лікарських засобів, здійснюються постійні інвестиції в переоснащення та підготовку персоналу, на початок 2019 року створено понад 2980 робочих місць для фахівців фармацевтичного сектора. ...

__________________________________________________________________

1. Существуют ли «наборы» вербальных и невербальных навыков, которые можно использовать во врачебной практике?

Ниже приводится обзор четырех основных «наборов навыков» вербального и невербального поведения - А, Б, В и Г , которые включает в себя такие моменты как:

1. почему эти навыки важны;

2. поддерживающие ресурсы;

3. клинический случай, иллюстрирующий, как применить эти навыки на практике;

4. исследования, подтверждающие эффективность навыка общения;

5. некоторые советы,

А . Вовлечение пациента.

1. Для чего это нужно?

«Если врачи с Марса и пациенты с Венеры, проблема заключается в том, что логика клинического принятия решения и переживание болезни пациента, часто не совпадают. В результате клиницист может получить факты, но пропустить историю».

2. Поддерживающие ресурсы.

Пациенты могут быть больны, но не иметь болезни. Например, пациенты с жалобами на летаргию, инсомнию, мигрень; или ребенок со школьными проблемами, вызвавшими боли в животе.

Пациент-центрированный подход расширяет задачу врача, принимая во внимание и «болезнь», и «переживание болезни».

Многие врачи полагают, что пациенты ищут медицинского совета и помощи из-за простой, первичной жалобы – и что именно эта жалоба является приоритетной. То есть врач выбирает такую тактику: «избавлю больного от жалоб – значит помогу». Вместе с тем многие исследования не поддерживают это предположение. Как заметил Frankel (1994), «порядок жалоб не связан с клинической важностью проблем пациента и не является надежным гидом в отношении важности с точки зрения пациента».

Тот факт, что пациенты делятся множеством проблем со своими врачами, не означает, что они хотят, чтобы все они были приняты во внимание. Опыт предполагает, что фактически одна из трех проблем, которые приносит пациент, включает желание быть выслушанным врачом, а не получение каких-то действий.

Некоторые советы

Процесс получения информации от пациента включает в себя такие важные стороны его состояния, как - выявление чувств, мыслей, функций и ожиданий, а также установление личного и культурного аспекта проблемы.

· Начните с приглашения пациента рассказать историю проблемы с того момента, когда она впервые началась и до сегодняшнего дня;

Например:

«Расскажите мне все с самого начала …»

· Используйте слова, звуки - «продолжатели» для выявления дополнительных проблем и чувств;



Например:

«Ммм, хмм», «Я вижу», «Я понимаю».

· Дождитесь завершения описания пациентом одной жалобы, прежде чем зададите другой вопрос;

· Определите с пациентом, что его больше всего беспокоит и договоритесь отложить несущественные вопросы на другой визит;

· Задайте вопросы, которые помогут определить, как проблема влияет на повседневное функционирование пациента;

· Спросите пациента о том, что, по его мнению, вызвало эту проблему. Это позволит помочь уменьшить возможность недоразумений и недопонимания;

Например:

«Как вы думаете, что вызвало это?»

· Определите ожидания пациента относительно того, какого рода помощи он хочет получить. Поскольку пациенты приходят со своими собственными ожиданиями о возможном решении проблем, ваши рекомендации могут быть не приняты, потому что пациент не согласен с ними или не заинтересован в них;

«Что вы хотите, чтобы я сделал, чтобы помочь вам?»

· Выясните личный и культурный контекст пациента. Действия и субъекты, участвующие в переживании болезни пациента, взгляды пациента на его заболевание могут помочь вам отшлифовать клиническое решение быстрее, экономичнее и с минимумом разочарований для обеих сторон;



Например:

«Что еще происходит в вашей жизни в данный момент?»

· Резюмируйте то, что вы понимаете под ключевыми проблемами пациента, что на ваш взгляд вызвало проблему и что должно быть сделано в этом направлении. Призовите пациента дополнить уже сообщенную им информацию и/или исправить то, что вы сказали.

Клинический пример.

Врач: «Здравствуйте. Что у вас сегодня?»

Пациентка: «Я недовольна лекарством от артрита, которое вы мне дали».

Врач: «Хмм».

Пациентка: «Да, я плохо сплю. Я уверена, что это от лекарства. Может быть, я не должна принимать его так много, или, может быть, мне следует принимать что-то другое».

Врач: «Хорошо, давайте поговорим об этом. Но, скажите, есть еще что-то, что вас беспокоит? Нет ли у вас других проблем со здоровьем? Есть ли какие-то конкретные стрессы в вашей жизни именно сейчас?»

Пациентка: «Ну, действительно есть еще…»

Врач: «Продолжайте, расскажите мне больше».

Пациентка: «Я уверена, что это неважно»

Врач: (Молчание)

Пациентка: «У меня маленькая припухлость в груди».

Врач: «Вот как?»

Пациентка: «Я уверена, что в этом нет ничего особенного, но иногда у меня возникает небольшое беспокойство…»

Врач: «Да, теперь я вижу, что вы обеспокоены этим. Почему бы нам не обсудить это и потом мы посмотрим, что можно сделать с вашим лекарством».

5. Исследования.

Ниже приведены выборки из исследований по «вовлечению пациента».

· Наличие соматического заболевания не объясняет многих проблем пациентов: в 50 % случаев, в которых пациенты обращались к ВОП с болью в груди, причина была не доказана в течение последующих шести месяцев;

· Когда пациент и врач согласны в отношении характера проблемы и предложенного решения (т.е. диагноза и лечения), то результаты лечения улучшаются;

· От 40 % до 80 % пациентов, которые получали рекомендации, не следовали им; во многих случаях рекомендации могли не подходить вопросам, потребностям, или приходили в столкновение с приоритетами пациента;

· Выявление убеждений пациента в отношении своей болезни является ключом, позволяющим понять и вспомнить клинически значимую информацию;

· Нераспознанные разногласия между убеждениями пациентов и врачей в отношении здоровья могут привести к неудовлетворенности пациента, его недостаточной приверженности терапии, лечения и результатов;

· Количество информации, получаемое врачом, связано с адекватным использованием открытых и закрытых вопросов. Открытые вопросы больше побуждают к оперативному открытию актуальной информации, чем закрытые вопросы.

Б. Управление эмоциями

1. Для чего это делать?

Существует прямая связь между эмпатией и поддержкой врача - с одной стороны, и удовлетворенностью пациента результатами общения с врачом, - с другой. Многие исследования выявили существенные связи между степенью эмпатии со стороны врача и приверженностью пациента лечебным рекомендациям.

2. Поддерживающие ресурсы.

Почему, зная убедительные доказательства того, что создание положительных терапевтических взаимоотношений меняет процесс лечения и его результаты, многие врачи затрудняются в рассмотрении чувств пациента?

Spiro (1992) полагает, что до сих пор в медицине превалирует значимость беспристрастного и нейтрального клинического подхода, где важен только факт. В противоположность этому, эмпатия основана на проявлении чувств и отношениях, радости и грусти, и переживания бытия (существования) в мире.

Некоторые советы

· Выражайте вашу восприимчивость к раскрытию и обсуждению сложных эмоциональных проблем. Одним из способов достижения этого являются вопросы о чувствах пациентов, например:

- «Что вы чувствуете по этому поводу?»;

- «Что во всем этом является самым большим беспокойством для вас?»;

- «Что из происходящего дома или на работе беспокоит вас?».

· Ищите и распознавайте признаки душевного напряжения у пациентов. Это означает настроенность, как на вербальные, так и невербальные признаки, наблюдение за расхождением между тем, что сказал и как сказал пациент, и чувствительность к тому, что не сказано. Рассмотрим, например, пациентку, которая сказала, что чувствует себя отлично, но при этом нервно сжимала свою сумочку во время интервью, или пациента, который избегал зрительного контакта и не упомянул ничего о своей жене, когда его спросили, как дела дома. Suchman et al. (1996) полагает, что пациенты часто будут использовать «нейтральные» заявления как пробные шары для проверки, безопасно ли говорить об эмоциях. Например, «Я не так много вижу своего мужа в последнее время. Он был очень занят работой»;

· Слушайте больше, говорите меньше. Поскольку врачи готовы активно запрашивать информацию от своих пациентов, для них бывает иногда трудно слушать. Использование техник активного слушания часто побуждает пациентов выразить свои эмоции. Активное слушание может включать, например:

Кивание головой;

Произнесение «ммм-хмм», «я вижу», «продолжайте»;

Положение непосредственно перед пациентом;

Поддержание зрительного контакта;

Положение близко к пациенту.

· Принимайте вербальные и невербальные подсказки, означающие напряжение. Важно «поймать момент» и не дать эмоциональным проблемам уйти нерешенными. Branch and Malik (1993) говорят о решении следовать выражению эмоций как об «окне возможностей». Давая сигнал врачу, пациенты выражают свои чувства на данном этапе;

· Проверяйте чувства пациентов. Пациентам часто нужно быть уверенными в том, что их чувства приемлемы и нормальны. Обозначьте, что такого рода чувства естественны в данных обстоятельствах и нет ничего неуместного в их выражении. Можно использовать одну из следующих фраз:

- «Это было бы удивительным, если бы вы не чувствовали себя сердитым или напуганным после того, как услышали диагноз»;

- «Я полностью Вас понимаю. Многие люди в подобных обстоятельствх реагировали бы точно также, как вы»;

- «Ваша реакция абсолютно нормальная».

· Давайте и требуйте обратную связь. Например:

- «Это звучит так, будто вы чувствуете… Это так?»;

- «Это похоже на то, что вы сказали.. Это верно?»;

· Выражайте партнерство и поддержку, чтобы показать, что вы «на стороне пациента» и будете помогать ему решать медицинские проблемы.

- «Мы будем вместе решать, какой курс лечения лучший»;

- «Если у вас есть вопросы или проблемы, я всегда найду для вас время».

Клинический пример.

47-летняя женщина пришла к врачу с припухлостью в груди. Видя чрезмерное возбуждение женщины и ее нежелание подвергаться дальнейшему исследованию, врач дает ей вербальные и невербальные подсказки о том, что он хотел бы больше знать, что чувствует пациентка. Демонстрируя открытость, эмпатию и поддержку, врач создает безопасную и дружелюбную атмосферу, которая побуждает пациентку выразить свои чувства и опасения. Врач имеет возможность определить первичный источник страхов женщины – требование радикальной мастэктомии и что ее новый муж будет не в состоянии принять этот ее изъян.

Как только эти опасения были выявлены, врач в состоянии оказать прямую поддержку и предложить некоторые возможные пути решения этой ситуации. Например, врач и пациентка могут решить, что было бы лучше включить мужа в обсуждение о возможных вариантах лечения.

Если бы врач не выразил вовремя эмпатию и готовность слушать и понимать эмоциональные проблемы пациента, то вряд ли больная была бы готова высказать свои опасения открыто. В этой ситуации результат мог быть неясным, а запоздалое решение могло значительно увеличить психотравму пациентки.

Исследования.

Исследования показывают важное влияние эмпатии и поддержки врача на результаты и удовлетворенность пациентов.

· Классическое исследование кросс-культурных портретов мимического выражения лица показало, что американцы значительно менее успешны в распознавании гнева, чем бразильцы, чилийцы, аргентинцы и японцы.

· В исследовании американских врачей половина респондентов указывает, что рассерженные или враждебные пациенты особенно трудны для работы, и более двух третей убеждены, что медицинские школы (институты) уделяют недостаточное внимание навыкам успешной работы с эмоциональными проблемами пациентов.

· Эмпатия и поддержка врача положительно влияет на удовлетворенность пациентов и уменьшает их проблемы.

· Неудовлетворенность пациентов и переживаемое ими отсутствие помощи у части специалистов ведет к письменным жалобам на врачей.

· Имеется связь между недостаточной эмпатией врача и профессиональной некомпетентностью.

· Большинство исследований обнаружили взаимосвязь между эмпатией и приверженностью лечебным рекомендациям.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ВРАЧА : НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫНУЖДЕННАЯ ИЛИ ОСОЗНАННАЯ? Специальность врача относится к разряду публичных профессий, которые прежде всего связаны с авторитетом среди населения, их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Блез Паскаль писал о том, что есть два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться», отмечая при этом, что наиболее эффективный - последний. Эффект личного обаяния и влияние, которое врач оказывает на людей, являются...

2255 Слова | 10 Стр.

  • Методы общения

    Введение Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение общение медицинской сестры с пациентом пациентов могут быть самые различные потребности...

    5489 Слова | 22 Стр.

  • 5 Психологические методы воздействия в психотерапии включают в первую очередь языковое общение

    методы воздействия в психотерапии включают в первую очередь языковое общение , которое, как правило, реализуется во время специально организованной встречи психотерапевта с пациентом или группой пациентов . Большое значение уделяется и средствам невербальной коммуникации. В общем виде в психологический инструментарий психотерапии входят такие средства и формы воздействия, которые могут влиять на интеллектуальную деятельность пациента , на его эмоциональное состояние и поведение. Классификация методов...

    2999 Слова | 12 Стр.

  • Культура речи врача

    Введение…………………………………………………………………………..3 1. Речь врача как показатель личностной культуры…………………………...4 2. Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом ………………………………………………………………………6 3. Речь врача как способ влияния на пациента ………………………………12 Вывод……………………………………………………………………………13 Список использованной литературы………………………………………14 Введение Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами . Как и всякий этикет...

    2518 Слова | 11 Стр.

  • Общение как эффективное средство помощи пациентам в адаптации к изменении в жизни и в связи с имеющимися заболеваниями»

    ООАУСПО «Елецкий медицинский колледж» Специальности «сестринское дело» Тема: Общение как эффективное средство помощи пациентам в адаптации к изменении в жизни и в связи с имеющимися заболеваниями» Выполнили: Студент(ки)2курса...

    5209 Слова | 21 Стр.

  • Невербальные коммуникации в медицине

    Содержание Введение 3 Глава I. Понятие невербальных коммуникаций 6 Глава II. Типы и виды невербальных коммуникаций 9 2.1. Фонационные средства 9 2.2. Оптико-кинетические средства 12 2.3. Знако–символические средства 18 2.4. Тактильные средства 20 2.5. Пространственно–временные средства 23 Глава III. Роль невербальных коммуникаций в медицине 26 3.1. Специфика профессионального общения 26 3.2. Специфика межличностной коммуникации в профессиональной деятельности медработника 28 3.3. Наличие...

    7570 Слова | 31 Стр.

  • эффективное общение

    представление: -об общении , как средстве сестринской помощи Студент должен знать: − стили общения ; − виды общения ; − средства общения ; − факторы, способствующие или препятствующие общению ; − поддержание связи с пациентами , неспособными к вербальному общению . − страдающим снижением слуха, зрения; − критерии эффективного общения ; − шесть правил эффективного общения ; − 10 «да» и 10 «нет» терапевтического общения Самостоятельная работа: 1.Отработать организацию терапевтического общения . 2.Составить план...

    4442 Слова | 18 Стр.

  • Умение слушать – обязательное условие построения взаимоотношений с пациентом

    нерушимо связана с процессами и проблемами общения , как бы то ни было пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики, эмоций пациента , в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту . Как у пациента , так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия , медперсоналу при этом принадлежит роль...

    2496 Слова | 10 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Содержание: 1. Введение………………………………………………………………………3 2. Цель общения ………………………………………………………………...4 3. Средства общения ……………………………………………………………4 4. Виды общения ………………………………………………………………..4 5. Функции общения ……………………………………………………………5 6. Формы общения ……………………………………………………………...5 7. Структура общения в сестринском деле…………………………………...7 8. Уровни общения в сестринском деле……………………………………….8 9. Заключение…………………………………………………………………...

    2644 Слова | 11 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Специальность «Лечебное дело» Дисциплина «Теория и практика сестринского дела» (Тема) Общение в сестринском деле. Реферат Выполнил: студент группы ЛД – 141 Андрюшкина А. С. Проверил: Преподаватель...

    3736 Слова | 15 Стр.

  • Взаимоотношение врач-родственники пациента-пациент

    «Взаимоотношения: врач – родственники пациента пациент ». Выполнила:студентка 1 курса факультета общей медицины Группы: 140 ОМ Белгожина Айсулу Проверила: Шалабаева К.А. Астана, 2013 г План: Проблема взаимоотношений врача и родственников пациента Долг врача , как основная этическая категория Основные модели построения взаимоотношений: «врач пациент – родственники пациента » ...

    2817 Слова | 12 Стр.

  • уровни общения медсестры с пациентом при осуществлении ухода при онкологических заболеваниях

     Уровни общения медсестры и пациента в процессе осуществления ухода при онкологических заболеваниях. Содержание Введение………………………………………………………………….. 1.Теория общения в сестринском деле…………………………………. 2.Уровни общения медсестры и пациента в процессе осуществления ухода при онкологических заболеваниях……………………………………… 2.1 Уход за больными после брюшно-промежностных операций……. 2.2 Уход за больными с колостомой и двуствольным анусом………… 2.3 Уход за больными...

    6099 Слова | 25 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Реферат На тему: « Общение в сестинском деле» Выполнила: студентка группы - С111В Хашкулова Алена Мусовна Проверила: СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………. 3 1.Особенности взаимодействия в лечебной деятельности………….... 5 1.2. Виды общения …………………………………………… …...

    3445 Слова | 14 Стр.

  • Психологические приемы врача. Умение вести беседу

    Оглавление Введение……………………………………………………..2-4 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психологических приемов врача ………………………………………………………….4-12 .1 Исторический подход к изучению личностных и профессиональных особенностей врача ………………………………………….4-6 .2 Специфика взаимоотношений больного и врача ……….7-12 Глава 2. Умение вести беседу………………………………12-20 Заключение…………………………………………………..20-21 Библиографический список………………………………...22 Введение В настоящее время состояние здоровья и нездоровья...

    3862 Слова | 16 Стр.

  • эффективное общение

     Реферат на тему: «Эффективное общение в сестринском деле» Выполнила студентка отделения «сестринское дело» Курс 1 группа 12(2) Медицинского колледжа (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ» им. Вернадского Маджарова Юлия Эффективное общение в сестринском деле Профессиональные отношения общения между медсестрой и пациентом - это отношения сотрудничества, основной задачей которых является достижение клиентом максимально хорошей способности управлять своей жизненной ситуацией и преодолеть...

    2022 Слова | 9 Стр.

  • общение с пациентами

    Введение…………………………………………………………………………………………………….….2 1.Общение с пациентом ………………………………………………………………………………..3 2.Конфиденциальность медицинской информации, полученной от пациента ………………………………………..………………………………………………………………5 3.Техника общения в медицине…………………………..…………………………………………………………………………6 Заключение……………………………………………………………………………………………..……16 Список литературы………………………………………………………………………………..……..17 Введение Данный реферат посвящен общению с пациентами . "Психологические врачевания, - говорит академик...

    1270 Слова | 6 Стр.

  • Взаимодействие вербальных и невербальных средств в передаче информации

    Введение 1. Общение как средство передачи информации 2. Вербальное общение 3. Невербальное общение 4. Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации 4.1. Фонационные средства 4.2. Кинесические средства 4.3. Социальная дифференциация и варьирование невербальных коммуникаций - Заключение - Список используемой литературы Введение. Говоря о взаимодействии вербальных и невербальных средств коммуникации, мы подразумеваем их использование в процессе общения , обмена информацией. Общение является...

    3020 Слова | 13 Стр.

  • МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ СОТРУДНИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ПРОВИЗОР-ПАЦИЕНТ

    характерные особенности 1.2. Коммуникация как процесс Глава 2. КОММУНИКАЦИИ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1. Определение коммуникативной функции 2.2. Особенности коммуникаций в аптечной организации 2.3. Результаты проведённого опроса 2.4. Модели общения провизора (фармацевта) с посетителями аптек ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ Введение Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения, связанных с профессиональной деятельностью провизоров и...

    9319 Слова | 38 Стр.

  • Психология. Невербальная коммуникация

    РЯЛ_14) Понятие невербальной коммуникации. Общая характеристика основных структур (видов) невербального поведения. Пространственно-временная организация общения . Работа по курсу«Социальная психология» Научный руководитель доктор филологических наук, профессор А.В.ПузырёвОрехово-Зуево, 2016 г. Содержание: Введение………………………………………………………………………………..3 Актуальность темы невербальная коммуникация…………………………………...3 Определение понятия невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации…………………………………………………………………………...

    2004 Слова | 9 Стр.

  • невербальное общение м/с

    Общение в сестринском деле Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение между людьми - важная составляющая повседневной жизни. «Сестринское дело, наряду с доброжелательным, технически грамотным выполнением лечебных процедур и манипуляций, подразумевает общение медицинской сестры с пациентом , испытывающим порой физические и психологические трудности, подавленным, испуганным или агрессивным. У пациентов могут быть самые различные...

    3080 Слова | 13 Стр.

  • Общение как межличностное взаимодействие

    по дисциплине: «Основы этики» Тема: «Общение как межличностное взаимодействие » Выполнила: студентка 2 курса 206 группы Мхитарян А.А. Проверила: Лаппо Л.Ф. Челябинск, 2012 год. Содержание Введение………………………………………………………………………..….3 Общение : определение и структура……………………………………...………4 Функции общения ………………………………………………………..……….5 Классификация видов общения ……………………………………………...…..7 Средства общения ……………………………………………………………….10 Основные стили общения ……………………………………………………….12 Заключение………………………………………………………………………...

    2892 Слова | 12 Стр.

  • Сущность и виды общения

    имени К.Г.Разумовского» в г.Твери КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ДЕЛОВАЯ ЭТИКА ТЕМА: «СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ » Выполнил: студент I курса специальности «Менеджмент» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ 3 1.1. Особенности общения 5 1.2. Структура общения 7 2. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ 9 3. ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21 ВВЕДЕНИЕ Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми...

    5403 Слова | 22 Стр.

  • Межличностные отношения в деятельности врача

    источников Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Введение Актуальность темы. Факт изменений в организации, а также степень их эффективности зависят от ряда социально-психологических явлений, характерных для организации в целом и ее сотрудников в частности, а значит, эти явления могут рассматриваться как факторы организационных изменений. К одному из важнейших факторов относятся межличностные...

    19449 Слова | 78 Стр.

  • как сделать общение медсестры эффективным

    План: 1 Общение в сестринском деле 2 2 Техника общения в сестринском деле 3 3 Элементы эффективного общения в сестринском деле. 4 4 Способы коммуникации в сестринском деле………………………………5-9 5 Зоны комфорта в общении в сестринском деле……………………….. 10-11 6 Общение - неотъемлемый компонент сестринского дела………………….12 7 Список литературы…………………………………………………………....13 Общение в сестринском деле Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной...

    1924 Слова | 8 Стр.

  • Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине»

    Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru. Ó РосБизнесКонсалтинг Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...

    8142 Слова | 33 Стр.

  • Как сделать общение эффективным

    сделать общение эффективным » Выполнила студентка 203 группы Медсестринского отделения Проверила: Бутурлиновка, 2014 Понятие и функции общения . Общение -это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной(вербальной )и бессловесной(невербальной )информации. В последние годы в науке используется вместо слова «общение » термин «коммуникация». Вербальная информация...

    1506 Слова | 7 Стр.

  • Тренинг общения

    деловому общению в большей степени носил стихийный («естественный») характер. Человек приобретал паттерны делового общения исключительно самостоятельно. Этот «естественный» путь совершенствования коммуникативной компетентности идет через накопление коммуникативного опыта на основе непосредственного участия в общении с другими людьми. Предлагаемый социально-психологический тренинг может быть назван СПТ партнерского общения . Именно стратегия партнерского общения представляется наиболее эффективной для...

    2069 Слова | 9 Стр.

  • Психология общения

    проблемы общения 3 РАЗДЕЛ I Психология общения 3 ГЛАВА 1 Характеристика общения 4 1.1. Понятие «общение » 4 1.2. С кем мы общаемся. 6 1.3. Потребность в общении . 8 Некоторые ученые признают врожденность потребности в общении (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. Н. Леонтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми. 8 1.4. Общение как ценность 9 1.5. Функции и цели общения 10 1.6. Виды общения 11 1...

    11009 Слова | 45 Стр.

  • Общение как обмен информации

    дисциплине Психология СМИ Тема: Общение как обмен информации. Содержание Введение ……………………………….……………………………………… 3 1. Понятие общения ………………………………………………………….. 5 2. Уровни общения и его особенности в различных условиях……………. 6 3. Общение как обмен информацией……………………………………….. 10 3.1. Средства коммуникации……………………………………………… 11 3.2. Вербальная и невербальная коммуникация…………………………. 15 4. Характеристики общения ………………………………………………… 19 4.1. Интерактивная сторона общения ……………………………………. 19 4.2. ...

    6182 Слова | 25 Стр.

  • деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии

    взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии. План работы: Введение 1. Историческое становление этики и деонтологии 2. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии 3. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество 4. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт) 5. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач ) Заключение...

    5736 Слова | 23 Стр.

  • Педагогическое общение

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Содержание Введение 3 1. Понятие педагогического общения 4 2. Структура педагогического общения 8 3. Стили педагогического общения 14 Заключение 21 Литература 22 Введение Педагогическое общение – одна из самых обсуждаемых проблем современной педагогики и педагогической психологии. С конца 60-х годов и по настоящее время этой тематике посвящены тысячи работ. Такой неуклонный рост исследовательского интереса к проблеме педагогического общения связан...

    4663 Слова | 19 Стр.

  • Виды общения

    Виды общения по средствам : 1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения , хотя в жизни не может полностью его заменить; 2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого...

    1568 Слова | 7 Стр.

  • Социальные проблемы общения

    лаборанта) 2012г. Содержание Введение I. Понятие «общение » и его функции II. Структура общения II.1 Коммуникативная составляющая общения II.2 Интерактивная сторона общения II.3 Перцептивная сторона общения III Способы организации групповой деятельности и общения III.1 Методические приемы Заключение Список использованной литературы Введение Итак, вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с...

    3612 Слова | 15 Стр.

  • курсовая общение акушерки в практической деятельности

    Оглавление Введение………………………………………………………………….. …..3 Глава 1. Теоретическая часть………………………………………….….......4 Общение . Понятие об общении . Структура общения …………………..4 Общение акушерки с врачом ……………………………………………..8 Общение акушерки с акушеркой…………………………………………9 Общение акушерки с роженицей при поступлении в стационар……...10 Общение акушерки с роженицей во время родов………………………11 Общение акушерки с роженицей в послеродовой период……………..12 Глава 2. Практическая часть…………………………………………….. . 14 2.1...

    3269 Слова | 14 Стр.

  • Деловое общение

    Общение Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства , виды и типы, каналы, фазы. Функции общения . Наиболее очевидной является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семантическая (смысловая) сторона общения . Но эта передача в конечном счете влияет (в широком смысле управляет) на поведение человека...

    9466 Слова | 38 Стр.

  • динамика речевого стандарта современной вербальной коммуникации

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. Теоретические аспекты современной вербальной коммуникации…………………………………………………………………………5 1.1. Понятие вербальной коммуникации, характеристика её средств …………………………………………………………………….…………5 1.2. Функции вербальной коммуникации…………………………..……………….11 1.3.Эффективность вербальной коммуникации…………………………………….16 Выводы по первой главе…………………………………………………………....27 ГЛАВА II. Обучение говорению на уроках иностранного языка…………………………………………………………………………………...

    10640 Слова | 43 Стр.

  • Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 КОНИРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ПСИХОЛОГИЯ На тему «Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение » Выполнила: студентка гр. 301 СД Отделения заочной формы обучения Яценко Тамара Викторовна Омск - 2007 г. Содержание Введение Глава 1. Виды человеческой деятельности Глава2 . Общение Глава 3. Игра Глав 4. Учение Глава 5. Труд Заключение Список использованной литературы Введение Деятельность можно определить как специфический...

    3899 Слова | 16 Стр.

  • общение как вид деятельности

    Теоретическое исследование общения как вида деятельности 5 1.1 Характеристика процесса общения в отечественных и зарубежных исследованиях. Роль коммуникативности в жизнедеятельности человека 5 1.2 Общение как вид деятельности 13 Заключение 22 Список литературы 24 Библиография 1.Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; 2.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -376с. 3.Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина...

    21847 Слова | 88 Стр.

  • Образ врача

    "Здоровья", 1990. Содержания. Введение. ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы портрета врача . 1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача . 1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача . 1.3. Психологический портрет врача . Введение. В настоящее время состояние здоровья и нездоровья человека...

    1888 Слова | 8 Стр.

  • Эффективность коммуникации и факторы, влияющие на нее

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт лингвистики, коммуникационного менеджмента и информационных технологий Кафедра межкультурной коммуникации Хегай Инна Львовна ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ Курсовая работа по МК Специальность: 031203.65 Теория и практика межкультурной коммуникации Научный руководитель: доц. кафедры...

    7005 Слова | 29 Стр.

  • Общение руководителя с подчиненными как обмен информацией: коммуникативная сторона общения, основные коммуникативные барьеры в

    задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности. Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение . Предметом анализа...

    8352 Слова | 34 Стр.

  • Реферат «Вербальное и невербальное общение » Хабаровск 2014 Содержание Введение 1.Вербальные средства общения Невербальные средства общения невербальное общение 2.3 Обмен невербальной информацией...

    2997 Слова | 12 Стр.

  • Вербальное и невербальное общение

    Тема: «Вербальные и невербальные средства общения » Студент: Серебряков А.С. Группа: Работу принял(а): Тюмень 2011 Содержание Введение 1.Вербальные средства общения 1.1Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации 1.2Совершенствование навыков письменной речи 1.3Денотаты и коннотации 1.4Структура речевой коммуникации 2. Невербальные средства общения 2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов 2.2 Подсистемы невербальное общение 2.3...

  • Каждый, кто хоть раз был на приеме у врача или психотерапевта, знает, что результат визита во многом зависит от обмена невербальными сигналами в ходе самого визита. В этом разделе мы рассмотрим четыре аспекта, связанных с лечением физического или психического недуга, в которых особенно важна .

    1. Распознавание болезни. Как клиницисты-профессионалы распознают разные заболевания, в частности депрессию?
    2. Диагноз. Правильные ли выводы делает клиницист о проблемах, состоянии и перспективах больного?
    3. Терапия. Способен ли клиницист помочь больному решить его/ее проблемы и поддержать его физическое и психологическое состояние на хорошем уровне?
    4. Отношения. Возникли ли между клиницистом и пациентом позитивные и доверительные межличностные отношения?

    Для достижения каждой из этих целей невербальные сигналы чрезвычайно важны. Что касается распознавания болезни, изучение невербального поведения и навыков может помочь исследователям в создании теорий о природе данного заболевания. Невербальное поведение может быть одним из симптомов болезни. Например, одним из симптомов депрессии служит выражение печали, а одним из симптомов шизофрении - ненадлежащее невербальное поведение. Точно так же одним из симптомов аутизма является неспособность страдающих им людей делать выводы о том, что происходит в голове другого человека; следовательно, неспособность правильно оценить проявления будет одним из определяющих симптомов этого недуга. Многие люди с психическими заболеваниями, включая депрессию, шизофрению, алкоголизм (Philippot, Kornreich, & Blairy) и аутизм (McGee & Morrier), оценивают смысл невербальных сигналов менее точно, чем испытуемые из контрольной группы. В настоящее время нет ясности, в какой мере неспособность декодировать невербальные сигналы, столь очевидная у людей, страдающих этими недугами, связана исключительно с природой их заболеваний, а не является следствием других факторов, в частности общего дефицита когнитивных способностей, отсутствия должной мотивации, необходимой для того, чтобы сосредоточиться на выполнении экспериментальных заданий, или результатом приема лекарственных препаратов. Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, нужны дополнительные исследования, включающие приемлемые контролируемые задания наряду с тестами невербальной чувствительности.

    Невербальные признаки важны также и для диагностирования болезни практикующими врачами. Работа врача и психотерапевта требует специальных знаний и когнитивных навыков, приобретаемых в процессе обучения и тренинга; однако основная часть их работы приходится на межличностное . Клиницисты и пациенты преимущественно разговаривают друг с другом, и терапевтическое воздействие осуществляется именно посредством речи. Понятно, что невербальное поведение - критически важный компонент этого взаимодействия.

    Обычно врач обращает внимание на невербальные признаки, которые способны пролить свет на проблемы больного и на течение болезни. Во время визита к психотерапевту его способность «читать» признаки эмоций, особенно тех эмоций, которые небыли выражены вербально, которые лишают пациента душевного покоя или отрицаются им, играет главную роль. Принимая больного, врач настроен на восприятие тех поступающих от него эмоциональных и психологических сигналов, которые могут быть причиной или следствием его физического стояния. Например, после инфаркта пациент может оказаться в состоянии депрессии.

    Многие исследователи изучали связь разных невербальных проявлений и психических расстройств. Например, была доказана валидность опущенного взгляда и замедленной реакции - стереотипного представления о поведении людей, находящихся в состоянии депрессии. Показано также, что таким больным присущи снижение общей подвижности, пониженная экспрессивность, они менее разговорчивы, меньше жестикулируют и реже улыбаются, избегают зрительного контакта; у них запинающаяся речь и они неспособны выражать эмоции.

    Для некоторых форм шизофрении характерен чрезвычайно невыразительный и монотонный голос; по сравнению с испытуемыми из контрольной группы у них наблюдается едва заметная активация лицевой мышцы, вызывающей сморщивание кожи (с этой мышцей связано положение бровей, свидетельствующее о том, что человек испытывает печаль), даже тогда, когда им демонстрируют позитивные стимулы (Krig & Earnst). К другим невербальным признакам шизофрении относятся малоподвижное лицо, неуместные проявления аффекта, частые прикосновения к себе и избегание зрительных контактов с окружающими. Некоторые формы невербального поведения однозначно свидетельствуют об аутизме и о родственном с ним состоянии, которое носит название синдрома Аспергера, в первую очередь это избегание визуальных контактов, а также более редкие улыбки и жесты (McGee & Morrier).

    Другой иллюстрацией использования невербальных проявлений в диагностических целях служит выявление боли. Исследователи определили сочетания лицевых признаков, характерные для болевых ощущений разного происхождения как у взрослых, так и у детей (Patrick, Craig, & Prkachin; Prkachin). К распространенным индикаторам боли относятся опущенные брови, сузившиеся глаза, приподнятые щеки, приподнятая верхняя губа и сморщенный нос. Анализ этих признаков может дать информацию, которую невозможно получить от самих пациентов. Например, больные, страдающие хронической или острой формой височно-нижнечелюстных нарушений и испытывающие боль при движении челюсти, творят о том, что страдают от этой боли одинаково, однако лицевые индикаторы свидетельствуют о том, что хроники испытывают более сильную боль и когда предоставлены сами себе и когда им делают болезненные процедуры (LeResche, Dworkin, Wilson, & Ehrlich). Невербальные лицевые признаки позволяют также отличить человека, который действительно испытывает боль, от симулянта (Prkachin).

    Известны также формы невербального поведения, которые ассоциируются с личностями типа А (то есть с людьми, более подверженными инфаркту миокарда): громкая и быстрая речь и другие проявления, свидетельствующие об агрессивности. Действительно, результаты многих исследований говорят о том, что агрессивность - предвестник инфаркта. Результаты недавно проведенного исследования показывают, что мимические выражения, закодированные в соответствии с Системой кодирования лицевых движений, связаны с транзиторной ишемией, заболеванием, при котором к сердечной мышце поступает недостаточное количество крови, что может вызвать серьезные и даже фатальные последствия. Интервью со здоровыми мужчинами и с мужчинами, страдающими ишемической болезнью, записывали на видеопленку и выполняли необходимые физиологические измерения. Оказалось, что больные ишемией продемонстрировали больше мимических выражений, свидетельствующих о гневе, и больше неискренних улыбок, чем здоровые мужчины (Rosenberg, Ekman, Jiang, Babyak, Coleman). Результаты, подобные этим, могут повлиять на лечение таких пациентов.

    В процессе обучения будущих врачей и психотерапевтов все более заметное место отводится приобретению ими знаний о коммуникационных факторах. Тем не менее они, как правило, получают явно недостаточную подготовку в том, что касается общения с пациентами, включая и распознавание состояния, в котором находится больной, с помощью посылаемых им невербальных сигналов. Понятно, что врачам нужны такие знания. Однако очень важно, чтобы врачи не только замечали невербальные сигналы, посылаемые пациентами, но и умели правильно интерпретировать их. Известно об исследовании, в котором профессора-хирурги ошибочно делали вывод о недостаточной подготовке студентов, если те во время устного экзамена отводили взгляд в сторону. Важно замечать невербальные сигналы, но еще важнее - правильно интерпретировать их и уметь не обращать на них внимания, если в данный момент наибольшее значение имеет то, что пациент выражает словами.

    Невербальные признаки можно также использовать в качестве источника информации о результативности лечения. Так, в результате психотерапевтического воздействия могут измениться звучание голоса, улыбки, движения и другие формы невербального поведения (Ellgring & Scherer; Ostwald).

    До сих пор мы говорили о том, как могут использовать невербальные сигналы врачи и психотерапевты. Но пациенты тоже наблюдают за ними, желая увидеть признаки понимания, интереса, симпатии или антипатии или обрести спокойствие.

    Невербальное поведение терапевта может способствовать установлению хороших, доверительных отношений и полноценному обмену информацией, то есть так называемого «терапевтического альянса», но может и привести к тому, что пациент почувствует себя обделенным вниманием и непонятым. И пациенты, и врачи могут с определенной, хотя и не очень высокой, точностью судить о том, насколько они симпатичны друг другу, что может иметь далеко идущие последствия (Hall, Ног- gan, Stein, & Roter). Согласно результатам этого исследования, пациенты, к которым врачи относились с меньшей симпатией, были меньше удовлетворены общением и чаще задумывались о том, чтобы сменить врача. Больные больше удовлетворены общением с докторами и считают, что те проявляют к ним симпатию, если они смотрят в глаза, наклоняются к ним, кивают головой, подходят близко и разговаривают участливым, энергичным голосом. Иногда наилучшие результаты приносят некоторые комбинации этих форм невербального поведения. Гак, показано, что более всего пациенты были удовлетворены, когда негативные интонации врача сочетались с его позитивными словами (Hall, Roter, & Rand). Иногда невербальное поведение врачей может свидетельствовать о непростых отношениях с пациентами. У хирургов, на которых чаще подавали в суд, были голоса, позволявшие предположить у них склонность к доминированию.

    Пациенты врачей, способных понимать смысл невербальных сигналов, более удовлетворены общением с ними и не пропускают визитов (DiMatteo, Taranta, Friedman, & Prince; DiMatteo, Hays, & Prince). Авторы этих исследований показали также, что у врачей, которые при выполнении постановочного задания более точно продемонстрировали невербальные признаки эмоций, были более удовлетворенные и покладистые пациенты. Пока что мы не знаем, как эти врачи используют свои хорошие невербальные навыки во время общения с пациентами, но можно предположить, что они умеют выразить симпатию, создать доверительную атмосферу и обратить внимание на те проблемы больного, о которых он промолчал.

    Сегодня будущие врачи знают, насколько важны хорошие отношения с пациентами. Считать, что врачи и пациенты лишь исполняют хорошо заученные роли или что врачи - это когнитивные машины, «выдающие на гора» профессиональное поведение, не испытывая при этом никаких чувств, - заблуждение. Между клиницистами и пациентами всегда складываются отношения; они могут быть строго официальными, но все равно это отношения. Поэтому все, что нам известно о роли невербального поведения в формировании симпатии, установок, впечатлений, взаимопонимания, эмоций и убеждения, имеет к ним самое непосредственное отношение.

    Вербальное, или словесное, общение реализуется посредством речи. Поэтому оно и носит название вербального (verbum-лат.: слово, глагол). Речь выполняет функцию общения. Коммуникативная функция речи позволяет устанавливать контакт между людьми. В коммуникативной функции речи можно выделить 3 аспекта: информационный (речь выступает как способ передачи информации от одного человека к другому и от поколения к поколению); выразительный (средство передачи чувств, отношений, при этом большое значение имеют интонация, экспрессивные, паралингвистические составляющие - жесты, мимика, пантомимика); речь как побуждение к действию , волеизъявление. Коммуникативная функция имеет огромное значение, организуя взаимодействие людей. Сказанное врачом или другим медицинским работником слово может резко изменить эмоциональное состояние пациента, его отношение к болезни, помочь мобилизовать силы, но может вызвать и так называемые «ятрогенные», внушенные болезни.

    В системе межличностного общения очень важна невербальная коммуникация, которая связана с психическими состояниями человека и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Невербальное общение спонтанно, бессознательно и невербальный язык показывает отношение к партнеру по общению, то, что человек думает и чувствует на самом деле, в отличие от вербальной коммуникации, представляющей чистую, фактическую информацию.

    Невербальному сопровождению речи уделяется больше половины внимания. Исследования А. Мейерабиана показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 55%.

    Невербальное поведение личности полифункционально:

    Создает образ партнера по общению;

    Выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;

    Является индикатором актуальных психических состояний личности;

    Дополняет речь, замещает речь, репрезентирует эмоциональные состояния партнеров по коммуникативному процессу;

    Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

    Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между собеседниками;

    Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

    Реализуясь и проявляясь без участия сознания, невербальные средства обладают самостоятельностью и могут, как соответствовать поступающей вербальной информации, так и расходиться с ней и даже противоречить. В первом случае говорят о конгруэнтности, во втором, соответственно, о неконгруэнтности, под которой понимают несовпадение, расхождение поступающей вербальной и невербальной информации. При конгруэнтности речевые высказывания и невербальные проявления должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи. Например, человек, который говорит о том, что он очень рад видеть N и при этом принимает закрытую позу, касается руками рта или носа, неконгруэнтен, поскольку данные невербальные проявления свидетельствуют о том, что его радость, скорее всего, не искренна.

    Исследования по невербальной коммуникации доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.