Меню

Как помочь ребенку запомнить цифры консультация на тему. Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету Как изучать цифры с ребенком

Кольпит 

Что делать, если ваш ребёнок никак не может запомнить цифры?

Другие запоминают, а ваш – ни в какую! Обидно.

И, главное, – почему это происходит?! Непонятно.

Ведь ребёнок-то – ничем не хуже остальных, правда?

А, если уж быть предельно откровенными, то местами-то — даже и лучше! Умный ведь и талантливый…

Знакомая история? Вот и у нас всё было также 🙂 .

Что делать, если ваш ребёнок не может запомнить цифры? Как помочь?

Маша у нас умница. Очень сообразительная и талантливая и … Ну, вы поняли.

А вот цифры запомнить – никак не выходило! Сколько ни повторяли, ни считали, наклейки наклеивали – никакого проку.

Все цифры для Маши были на одно лицо.

«На одно лицо»

Вот оно! В этом и оказался главный секрет Маши и многих других детей.

Всё дело в восприятии! Оно у людей разное. Не только у детей, кстати.

Есть дети, для которых единица это – единица, а двойка это – двойка. Ну, знаете, как осёл это – осел, а барашка это – барашка. Вы бы, наверное, удивились, если ваш ребёнок не мог отличить осла от барана, так?

А есть дети для которых единица, двойка, тройка и все-все-все (равно как и буквы!) –

ПРОСТО ЗА — КО — РЮ — ЧКИ!

И вот теперь представьте себе. Дают вам листок закорючек и говорят:

– Эта закорючка называется «один», эта «два», а это вообще, – буква «а»! Всё запомнил? Повтори!

Представили? Страшно? Вот так и деткам, у которых никак не запоминаются цифры и буквы.

Ну да ладно, страшного в этом теперь ничего нет, ведь мы уже придумали решение, которое помогло нам выучить сначала буквы, а затем – и цифры.

Быстрого вам запоминания!

Да, если вам подходит наша методика, напомню, что точно таким же методом вы можете изучить и буквы с !

Перед тем, как приступить к непосредственному изучению цифр, научите ребенка считать. И вот после того, как малыш с легкостью станет произносить ряд од одного до десяти, приступайте к новому этапу изучения цифр.

Важно показать, как эти цифры выглядят. Это могут быть картинки, карточки, игры. Существует много методик, каждая мама выбирает для своего малыша наиболее удобную и интересную на свой взгляд.

Когда начинать учить цифры?

Очень важно заинтересовать ребенка. Если ребенок не может запомнить цифры, может, стоит немного отложить занятия, может это ему еще не интересно, может быть, вы слишком рано занялись изучением цифр.

Трудно сказать, какой возраст наиболее подходит для этого дела. Каждый ребенок индивидуален и интерес просыпается в разном возрасте. Кто-то уже в год считает, а кому и в пять лет трудно отличить четверку от семерки. Сейчас очень модно как можно раньше , писать, говорить и так далее. Не зря здесь стоит слово «модно», потому как, в большинстве случаев это нужно не детям, а их мамам, которые потом на детской площадке могут расхваливать свое чадо. На самом деле, выучить цифры ребенок успеет, поэтому если малыш упорно не хочет заниматься, не стоит настаивать, наверняка, ему еще не интересны цифры.

Игра – учение

Не переживайте, если ребенок не может запомнить цифры. Превратите ваши . К примеру, купите лото, используйте бочонки для запоминания цифр. Ваш малыш любит рисовать? Это же прекрасно! Купите детский мольберт с магнитной доской и доской для рисования мелками. Может быть ребенку будет легче запомнить цифру восемь, если нарисовать ее в виде очков, а три – в виде змеи.

Старайтесь при каждом удобном случае показывать ребенку цифры. В магазине – ценники, на улице – номера домов и автобусов, в лифте – кнопки с этажами. Со временем малыш обязательно запомнит все цифры.

В запоминании цифр вам могут помочь всевозможные раскраски, загадки, стихи, развивающие игрушки. На доске или бумаге нарисуйте ряд цифр, пропусти одну или несколько, пусть ребенок назовет недостающие цифры. Для начала пишите цифры по порядку, к примеру, 1,2,3,5,6,7,9,10. Через некоторое время, когда малыш с легкостью будет справляться с этим заданием, пишите цифры вразброс – 3,6,4,2,7,1,9,10.

Еще одна занимательная игра: из картона вырежьте крупные цифры, пусть ребенок закроет глаза и на ощупь отгадывает цифры.

Организация занятия запоминания цифр

Но, запомните, все ваши труды окажутся напрасными, если малышу не интересно заниматься изучением цифр. Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, в спокойной обстановке, не злитесь и не ругайте, если ребенок не может запомнить цифры сразу. Не переставайте хвалить его. Правильно организуйте режим, лучше заниматься каждый день по 10-15 минут, чем раз в неделю по два часа – это только утомит ребенка. Психологи утверждают, что проводить занятия лучше в утреннее время, к примеру, после завтрака, так информация лучше воспринимается и запоминается.

Что делать, если ребенок не может запомнить цифры?

Если все-таки ребенок не может запомнить цифры, не настаивайте, может быть, время еще не пришло. Предложите ребенку позаниматься через пару недель. Не настаивайте, это наоборот отобьет интерес малыша к занятиям.

Чтобы научить ребенка цифрам, нужно не ограждать его от них и позволить интересоваться в силу возраста, всегда отвечая на его вопросы.

Основы: как научить ребенка цифрам?

Каждый ребенок - индивидуальность, поэтому нельзя всех детей мерить одной меркой. Всегда правильнее оценивать действия и поступки любого человека. Нельзя сравнивать детей друг с другом, нужно сравнивать ребенка с ним же самим: каким он был вчера и каким стал сегодня.

Во сколько лет ребенок должен знать цифры?

Ответом на этот вопрос служит личный опыт и уникальная авторская программа развития ребенка Масару Ибука - известного японского бизнесмена, основателя и главного инженера корпорации «Sony». Название его публикации говорит весьма категорично само за себя: «После трех лет уже поздно».

С ним солидарны все психологи и педагоги: до трех лет мозг ребенка столь пластичен, свободен, податлив, пытлив и работоспособен, что не воспользоваться его возможностями в этот период - просто преступление.

Интересный факт: до семи лет малыш успевает освоить такой объем информации, который сравним разве что с габаритами знаний, полученных человеком за всю дальнейшую жизнь.

Если у крохи нет проблем со знаковой системой, а родителям интересно знать, как и чем живет их дитя, то освоить и цифры, и даже буквы чадо без проблем может и в три, и даже в два года.

Учим самых маленьких

С малышами все просто: яркое, забавное, мобильное всегда их привлекает:

  • Поэтому используем мягкие игрушки-цифры, стихи про них и счет, и ребенок невольно заинтересуется пока незнакомыми ему символами.
  • Хорошо работают в этом плане обои в детской с цифрами (паровозик с пронумерованными вагонами, домики зверушек на лесной улице).
  • Дети любят лепить, а значит играем с пластилином и тестом и лепим цифровые знаки. Из теста можно даже испечь печенье.

Изучение цифр для маленького «Эйнштейна» – очень интересное занятие. Детей без труда можно подвигнуть на развивающие уроки в любом возрасте, если этот процесс не насилует психику крохи. Именно малыши больше всего интересуются символами, а если взрослые ограничиваются в лучшем случае равнодушием, то мучительное для ребенка знакомство с цифрами затянется до пяти-шестилетнего возраста. Взрослые должны помнить, что обучить чадо чему бы то ни было нужно вовремя: дорога ложка к обеду.

Обучение в 4 года

Ребенок в 4 года - это уже младший дошкольник, поэтому к его умственному развитию предъявляется гораздо больше требований, чем раньше.

Наступило время для активной работы над мелкой моторикой кисти. Проще всего делать это в процессе любимого занятия всех детей - рисования.

Ребенок будет учиться различать цифры и соотносить их с определенным (конкретным) количеством, а также самостоятельно рисовать их.

Рисование позволит оптимально подготовить малыша к письму благодаря:

  • развитию мелкой мускулатуры кисти руки;
  • активному формированию зрительных и двигательных образов каждой из цифр.

Этапы рисования:

  1. несколько раз кроха рисует цифру большого размера;
  2. рисует более мелкие изображения.

Детям важно иметь возможность рисовать материалы разного цвета - тогда упражнения будут приносить радость.

Развитию зрительно-двигательной координации способствуют такие задания, как «трассы»:

  • Разноцветными карандашами ребенок проходит нарисованную на бумаге гоночную трассу, запутанную и петляющую. Нужно не вылететь с дороги на повороте.
  • Из картона или плотной бумаги вырезать дороги сложной формы и устроить соревнования «Формулы-1», проводя по трассе маленькие игрушечные автомобили.

Эта игра также облегчит малышу процесс освоения письма.

Целесообразно подбирать задания, построенные таким образом, чтобы обеспечить развитие внимания и начала логического мышления, а также провоцировать его на нестандартные решения:

  • Разглядываем цифру с крохой и пробуем найти вокруг предметы, хотя бы как-то ассоциирующиеся с цифрой по внешнему виду (форме).
  • Лепим цифру из соленого теста, из пластилина, выкладываем с помощью макарошек, спичек, пишем на асфальте, на песке, на снегу.
  • Читаем С. Я. Маршака «Давай познакомимся», пытаемся выучить понравившееся.

Взрослые должны обратить внимание в этой детской деятельности на следующее:

  • правильно ли сидит ребенок (заботясь об осанке и сохранности зрения);
  • как держит кисть, карандаш, восковой мелок, фломастер;
  • у малыша всегда должно быть достаточно материалов для любимого дела: альбомов, карандашей, мелков, книжек-раскрасок, трафаретов;
  • все занятия должны проводиться только в игровой форме и только при желании малыша.

Занятия в возрасте 5-6 лет

После этапа ознакомления ребенка с процессом образования любого числа можно приступать к близкому общению малыша с цифрами.

Он будет знать и печатный вариант, который увидит в газете, журнале, книге, и рукописный - в тетради старших детей в семье.

Обучать ребенка в возрасте 5-6 лет можно уже тщательнее и целенаправленнее, потому что это средний преддошкольный возраст и требует более внимательного отношения взрослых к знаниям и умениям крохи:

  • Если у малыша нет проблем со знаковой системой, он спокойно запоминает и быстро учится узнавать и распознавать графический образ всех десяти цифр, а если есть, то сложно запоминает некоторые цифры и путается.
  • У детей-логопедиков наблюдается зеркальное восприятие цифр и чаще это происходит с цифрами: 1, 3, 4, 5, 6, 7.

Некоторые цифровые знаки требуют к себе особого внимания:

  • 3 - похожа на букву «З» для дошкольников, уже постигших русский алфавит.
  • 4 - печатный образ воспринимается двояко из-за вариативности в печати, а письменный - похож на букву «Ч».
  • 6 и 9 - для ребят трудно не путать их, потому что графические образы этих цифр отличаются лишь поворотом вокруг собственной оси на 180°.

Учим цифры и числа правильно

Прежде чем объяснять ребенку что-либо про цифры и числа, взрослые должны сами четко представлять разницу между этими двумя понятиями:

  • Важно не путать: цифра - знак, служащий для обозначения числа, число - величина, при которой производится счет.
  • Можно провести параллель со звуками и буквами: звуки - то, что мы слышим и произносим, а буквы - символы (значки) для обозначения звуков на письме.
  • Таким образом, буквы составляют алфавит, а значит и цифры - это тоже своеобразный «алфавит», с помощью символов которого можно записать любое число.

Числа (их запись) состоят из цифр точно так же, как слова в записи состоят из букв.

В русском алфавите всего 33 буквы, а составить из них можно бесконечное множество слов.

Цифр у нас всего десять: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, но составить из них можно бесконечно много чисел. Всякий раз прибавляя к названному числу 1, будем получать следующее число.

Каждая цифра в сольном варианте (в одиночку) обозначает в записи однозначное число. В записи двузначных чисел - два значка (цифры), а в записи трехзначных чисел - три символа (цифры) и так далее.

Числа, в записи которых используем больше одной цифры, называются многозначными.

Чтобы не было путаницы, детям нужно объяснять:

  • Среди чисел от 1 до 20 выделяется две группы: однозначные и двузначные.
  • Числа после 10-ти образуются так: один кладем на «дцать» (десяток) и получаем 11, два кладем на «дцать» и получаем 12 и так далее.
  • Изучаем 2,3,7,6,10 как демонстрацию различия между однозначными и двузначными числами, делая акцент на том, что 10 является самым малым двузначным числом, а 9 - самым большим однозначным.
  • Числа от 1 до 100 составляют первую «сотню», но 100 - самое малое трехзначное число.

Цвета в помощь

Использование ярких цветов и оттенков благотворно влияет на психику ребенка и служит своеобразной цветотерапией:

  • яркие краски всегда поднимают настроение и жизненный тонус;
  • коробка из 18 или 24 цветных карандашей позволит ребенку чувствовать себя увереннее - у него будет много цветных помощников;
  • яркие цвета позитивно влияют на несформированную детскую психику, страх ребенка перед новым и неизведанным исчезает.

Как же работает цветовое многообразие, можно увидеть на примерах:

  • Ребенок с удовольствием будет раскрашивать и большую цифру, и рисунок к ней. Например, к «семерке» – нарисованную радугу, к «тройке» – сказочное семейство медведей.
  • Изучив новую цифру, попробуем с помощью цветных карандашей раскрасить одежду персонажей в детской раскраске, нанеся на нее «цифровой принт».

Счетные материалы

В зависимости от того, какой анализатор (зрительный или слуховой) у человека ведущий, развит лучше, будут зависеть форма и способ преподносимой информации.

Общеизвестный факт: у большинства людей (а у маленьких - тем более) зрительный анализатор от природы развит лучше. Не зря же говорят, что лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Дети - особая публика, требующая ярких впечатлений, необычных приемов, запоминающихся объектов. У них все психические процессы носят нередко непроизвольный характер. Это требует от взрослых тщательной подготовки к занятиям с ребенком.

Как помочь своему ребенку?

Спокойно объяснить малышу - непростое дело. В этом процессе важно не опуститься до уровня ребенка, а постараться поднять кроху на ступеньку выше его прежнего положения, приблизив к себе.

Методика ознакомления

После того, как произошло знакомство с новой цифрой, и выполнения упражнений, нужно стараться всячески закреплять полученные знания: вместе с ребенком находить знакомые цифры на окружающих предметах - на страницах любимых книг, на номерах домов, на дверях квартир, но почтовых ящиках, на номерах машин и так далее.

Если ребенок не до конца понял изучаемый материал, нужно дополнительно выполнить вместе с ним аналогичные задания, а через некоторое время необходимо обязательно вернуться к нетрудной теме и повторить ее. Материал изучается от простого к сложному. Нельзя двигаться вперед, не усвоив предыдущий материал, потому что он является базой, фундаментом для изучения последующих тем.

Игровые формы обучения

Обучение детей дошкольного возраста требует постоянной игры:

  • «Найди нужные картинки». Обучающегося просят соединить карандашом все картинки с соответствующим числом предметов.
  • «Каждой картинке цифру». К каждой картинке подобрать цифру, которая соответствует числу предметов на ней.
  • «Подбери карточку». К обложкам популярных книг подобрать карточку с цифрой. Например: «Три медведя», «Цветик-семицветик».

  • «Цифры-художницы» – рисуем непрерывную цепочку из «восьмерок» – получается хоровод матрешек, хаотично разбросанные «тройки» – порхающие птички, шеренга «единиц» – забор.
  • «Нарисуй портрет цифры». Взрослые читают описание цифры в стихах, а ребенок должен ее нарисовать.
  • «Рисунок с секретом». Соединяя точки с одной кодовой цифрой рядом (например, «шестеркой»), ребенок получит рисунок (например, слоненка).

  • «Веселые цифры». Малыш угадывает цифры в необычных рисунках, где они спрятаны в смешном сюжете.
  • «Говорящие цифры». По рассказу цифры о себе кроха должен угадать, о ком идет речь. Например, какая я цифра, расскажет светофор. Или я - любимая оценка всех учеников. Или меня боятся все бездельники.

Учимся быстро считать

Закрепление изученного материала

Чтобы убедиться в том, как ребенок усвоил цифры и их образы, можно написать с ним «математический диктант»:

  • обозначь цифрой самое большое однозначное число;
  • какой цифрой обозначается «пусто» и «ничего»;
  • запиши цифру, которая «живет» между 4 и 6 в ряду чисел;
  • ответь цифрой: три раза по 2.

Письмо цифр лучше закреплять в тетради в крупную клетку или в специальной «Прописи».

На этапе закрепления можно использовать геометрические фигуры: три треугольника, три квадрата и три овала, каждую из которых повторить в трех цветах: желтом, красном и синем.

На треугольниках пишем 1 , на квадратах-2, на овалах-3. Просим ребенка сгруппировать фигуры по любому известному ему способу. Варианты выбора определяет он сам: по цвету, по форме, по написанной цифре.

О том, как обучить ребенка цифрам, смотрите в следующем видео.

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные . У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

    Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же , сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

    Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же ».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки , морковки , помидорки ; вот еще пример шикарного набора ).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые . Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее : выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала . А можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

    Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.



9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры . Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

    Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);

  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);

  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;

  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

или рамки-вкладыша (Ozon , My-shop ,Read )

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик» . Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon , Лабиринт , My-shop ), о нем я писала раньше .

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры ». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • . По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

.
  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email , Инстаграм , Вконтакте , Facebook ). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:

Раннее развитие крохи – процесс кропотливый, требующий от родителей аккуратности и внимания. Но его положительные результаты в будущем обучении сложно недооценить. И математический счет, изучение цифр и чисел – не исключение. Поэтому каждый родитель должен знать о том, как научить ребенка цифрам за короткий период. Легко и просто!

Малыш-дошкольник в возрасте от 2-х до 3-х лет – это ребенок-“хочу”. Его сложно чем-то увлечь надолго, а тем более таким сложным делом, как изучение цифр до 10. Но нет ничего невозможного для любящих родителей. Стоит построить обучение в игровой форме! Нужно запоминать их на слух и обращать внимание на них повсеместно!

При этом родителям нужно:

  • настроиться на “волну” малыша. Если в определенный момент ему не хочется играть с вами в счет, не стоит его заставлять. Этим вы только добьетесь полного протеста. Стоит подождать, пока у малыша появится настроение или, к примеру… договориться. Малыш каждый день по 5 (10-15-20) минут уделяет внимание цифрам, а вы разрешаете ему… столько же минут поиграть в планшет;
  • не превращать обучение от 1 до 10 в академический урок. Ребенку в возрасте 3-х лет не понравится занятие за партой, а вот обучение в динамике его привлечет. Проводить уроки “как в школе” (только гораздо меньшей продолжительности) можно с малышом в 4 года и старше;
  • обязательно проверять знания. Устройте интересный экзамен, в котором будут задействованы не только память ребенка, но и логика, и внимание, и воображение.

3 главных этапа обучения для малыша 4-5 лет

Сам процесс изучения может быть разбит на 3 важных этапа.

Этап № 1. Соотношение каждой конкретной цифры с соответствующим количеством предметов . То есть малыш изначально должен понять: что такое цифра, что такое число и как они соотносятся с количеством любимых апельсинов в маминой тарелке (кубиками, конфетами или точками на бумаге).

Покажите определенное количество предметов. Пусть ребенок научится различать их количество. Спустя время добавьте к определенному количеству предметов определенную цифру (вырезанную из бумаги или пластмассовую). Ребенок сможет запомнить ее форму, и постепенно выделит ее среди других цифр при игре. В этот момент вопрос о том, как научить ребенка писать цифры еще не стоит. Нужно запомнить само число и правильно ее соотнести с количеством имеющихся предметов.

Этап № 2. Повторяйте, повторяйте, повторяйте! Ищите цифры, идя с малышом по улице или просматривая газету. Считайте ступени в подъезде, научите пользоваться мелочью. Отличный вариант – специальный набор цифр из пластика. Увлекайтесь сложными числами, если почувствуете, что для малыша в 4 года это несложно.

Этап № 3. Используйте детские считалки до 10 . Память ребенка-дошкольника в 4 года очень подвижна, поэтому запомнив на слух считалки, увидев знакомый силуэт цифры в своей комнате на потолке, он ее запомнит автоматически!

Считалки с цифрами и числами

Актуальными могут стать детские считалочки от 1 до 10 разных форматов и длины. В соответствии с желаниями и способностями вашего малыша!

Пример короткой считался для самых маленьких:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре.

Повторение такой считалочки можно дополнить еще и рисунком. Возьмите ватман, нарисуйте на нем цифры. И пусть малыш, считая, указывает на них пальчиком!

А вот считалка подлиннее и поинтереснее:

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять -
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить…
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!

Задачи, о которых говорится в считалке, можно применить на практике. Это будет веселым мероприятием. Долой носки и айда считать пальчики, выбирая из маминой ладошки цифру соответствующего значения!

Не нужно волноваться о том, как научить ребенка писать цифры с 4 лет, к примеру. Этому его обучат в школе или этому сможете его научить вы после того, как он освоит цифры и простые числа. А вот знание чисел от 1 до 10 для малыша в возрасте 4-х и 5-ти лет важно. Потому что малыш – дошкольник. А первый класс – это эмоции, переживания, новые правила, уроки! Сделайте жизнь вашего сорванца или гламурной принцессы легкой на каждом из этапов!