Меню

Краткая характеристика подросткового возраста. Переходный период: психология. Подростковый и юношеский возраст Проявления опережающего развития ребенка подросткового возраста

Заболевания

Документ содержит информацию описывающую подростковый период, перечисляет пути решения проблем, возникаюших в подростковом возрасте, а также даёт рекомендации родителям, как правильно себя вести с ребенком в этом возрастном пути.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Наблюдение за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность. Существуют следующие виды акцентуаций: циклоидный, гипертивный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, демонстративный, неустойивый, конформный.

В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.

Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо.

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из – за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость.

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков (проституция, наркомания, токсикомания и т.д.) .

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся потому, что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно.

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости. Меньше всего (15%) подростки занимаются изучением истории, математики и искусства, кино- и фотолюбительством.

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. 27% подростков не отрицают своего участия в избиении инакомыслящих, т. е. имеющих другие интересы.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении.

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Только 15 % родителей написали, что знают о своём ребёнке всё. Лишь 6% родителей поощряют занятия своих детей в кружках, секциях, клубах, 3% знакомят детей, по их мнению, с интересными ребятами.

Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании.
Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность.
Ситуация, создающая « кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Пути решения проблемы

Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами). Физкультура может стать общим и радостным для каждого члена семьи занятием.

Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.

  • Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
  • Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  • Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко.
  • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
  • Научите преодолевать трудности.
  • Постоянно контролируйте ребёнка, но без гипер опеки.
  • Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации.
  • Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
  • Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию.
  • Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
  • Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
  • Советуйте следить за своей внешностью.
  • Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.
  • Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона.
  • Помните: недоверие оскорбляет!
  • Следите за тем, какие книги читает Ваш ребёнок, какие фильмы смотрит.
  • Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)!

Анкета «Хорошие ли вы родители?»

На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.

4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.

9. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

50-99 очков . Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 очков . Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


Подростковый возраст - это период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Хронологические границы точно не фиксированы. Подростковому возрасту отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет.

Подростковый возраст очень необычен и интересен (для психологии), что стоит рассматривать его особенности в совокупности с проблемами воспитания более тесно, чем по отношению к младшему школьному возрасту.

Первая особенность.

Успех работы со школьниками зависит от учета их возрастных психологических особенностей и от опыта работы с подростками. Подростковый возраст начинается с 10--11 до 15 лет, и именно данный возраст считают переломным. Подростковый возраст (или переходный, так как в течение этого периода происходит некий переход от ребёнка к взрослому) - это перестройка психических процессов, личности школьника, организации его деятельности, изменение формы взаимоотношений, руководства со стороны взрослых (учителей, родителей). Подобные трудности, встречающиеся в учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, можно объяснить несколькими причинами:

  • - недостаточное знание особенностей психического развития в этом возрасте;
  • - намеренное игнорирование особенностей развития ребёнка в подростковом возрасте;
  • - использование для работы с подростками методов, не подходящих для их возрастных особенностей (отказ от коррекции методик).

Так же подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. Причина в том, что ребёнок превращается во взрослого человека (переход на более высокий уровень психического развития), а это трудный процесс, потому что: « он связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности» . Школьник становится невнимательным, раздражительным, ему не интересен объясняемый материал и советы родителей. Он начинает думать, что уже достаточно взрослый и может сам отвечать за свои поступки и решать свои проблемы, так как по типу логики мышления он взрослый, но если рассматривать его прошлый опыт, то можно с уверенностью сказать, что это ещё ребёнок, который: «Беспрекословно принимавший ранее указания, требования взрослых, он теперь относится к ним избирательно-критически, считает, что эти указания и требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны (с его точки зрения). У него появляется собственное мнение (к удивлению и огорчению учителя, нередко расходящееся с общепринятым), преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость». Подобное поведение достаточно часто приводит к конфликтам ребёнка с преподавателями и родными.

Основная трудность как раз в состоит в том, что понять необходимость в изменении привычных методов обучения и воспитания, а так же изменить формы воздействия на подростка (поощрять активность, проявлять лояльность при допущении ошибок в выполнении заданий).

Вторая особенность.

Подросток заново открывает свой внутренний мир, появляются проблемы самосознания и самоопределения. Поиск смысла жизни и стремление узнать самого себя находятся в тесной связи друг с другом, так же подросток начинает познавать свои новые способности, он пытается найти себя в отношениях со сверстниками. Единственная реальность, которую он осознаёт - это внешний мир, куда он и проецирует свою фантазию. Для подростка окружающий его мир - это всего лишь одна из возможностей субъективного опыта. Подросток начинает погружаться в себя и «оставаться» со своими переживаниями, он познаёт мир новых чувств, начинает переосмысливать свои эмоции - они уже не что-то, что он не может понять, а как состояние своего собственного "я". Любая информация может стимулировать подростка к интроспекции, к анализу своих проблем. "Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое "я" еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества".

Подросток отождествляет себя с групповым понятием «мы», т.е. со сверстником своего пола, но этот образ не может полностью совпадать с реальностью.

Так же большому количеству старшеклассников свойственно преувеличение собственной неповторимости и уникальности, которое проходит через некоторое время. Человек начинает осознавать, что он отличается от других, но в то же время связан с окружающими его людьми, что на них тоже нужно обращать внимание.

Но когда это осознание ещё не приходит, то подросток «открывает» для себя одиночество - он может начать думать о конечности своего существования и о понятии смерти. Это одна из важнейших проблем подросткового кризиса. Не все склонны к подобной рефлексии, и появляется другое чувство - подросток старается не замечать «течения времени» и поэтому то чувствует себя очень молодым, то наоборот очень старым и всё повидавшим. Все эти представления крайне субъективны, так как 14-летнему 25-летний кажется старым.

Третья особенность.

Подросток предаёт очень большое значение своей внешности. Он считает себя (в большинстве случаев) не достаточно красивым, он не доволен своим телом, которое именно в этом возрасте претерпевает изменения. «Эталоны красоты» у школьника, как правило, завышенные, которым он, даже приложив немало усилий, не сможет соответствовать.

Эта проблема так же «уходит» с возрастом. Когда человек становится старше, то он привыкает к своей внешности и фигуре, повышается адекватность в оценках самого себя, пропадает зависимость от чужого мнения.

Подростковый возраст - это очень сложный (психологически) процесс, который состоит из множества особенностей и факторов; и через который должен пройти каждый человек.

У мальчиков - это сложный кризисный период. Причем не только для самих ребят, но и для их родителей. Признаки переходного возраста у мальчиков бывают разные, у каждого свои. Довольно часто у взрослых на данном этапе с подростками теряются дружба и контакт. Родителям необходимо чаще с ними общаться, так как они могут упустить один из самых важных моментов в воспитании ребёнка. Если взрослых нет рядом с мальчиком в очень важный для него период, тогда подросток рискует попасть в плохую компанию, результатом чего может стать пристрастие к алкоголю, наркотикам и прочие неприятные последствия.

Надо уметь слышать своего подросшего мальчика, сопереживать его проблемам, помочь ему морально пережить трудности. Если родители знают, что они правы, нужно терпеливо объяснять своему ребёнку, в чем его ошибка. Также постарайтесь приводить убедительные основанные на фактах доводы. Так ребенок быстрее поверит своим близким. Если родителям пришлось критиковать своего сына, тогда нужно привести серьёзный аргумент, чтобы он понял. Давить на подростка нельзя, лучше просто попросить о помощи, так он быстрее пойдёт на уступки взрослым. Упрёки и унижение очень сильно сказываются на психике мальчика, поэтому нельзя этого делать.

Сравнивать своего подростка с его друзьями не стоит. Ведь он, в первую очередь, личность, индивидуальность и не обязан быть похожим на других детей. Когда родители общаются со своим ребёнком, надо делать это в дружелюбном тоне, тогда он доверится им полностью. Пусть подросток контролирует то, что ему под силу. Поэтому стоит давать вашему чаду самостоятельность, которая ему так необходима. Однако если вы заметили какие-то изменения в поведении ребенка (к примеру, его реакция на некоторые вещи стала неадекватной, он не желает смотреть вам в глаза, и т.п.), то надо задуматься над подобным явлением очень серьёзно. Возможно, что есть необходимость проконсультироваться с наркологом. Ведь именно в подростковом возрасте хочется попробовать все запретное, не думая о последствиях. А как известно, к наркотикам привыкают очень быстро, но бросить это пагубное пристрастие без помощи специалиста практически невозможно.

Отец нужен будущему мужчине

Когда начинается переходный возраст у мальчика, с ним должен быть в первую очередь отец. Для того чтобы подросток вырос достойным членом общества, ему нужно как можно чаще общаться с папой. Тот же, в свою очередь, обязан подавать пример сыну. для мальчика очень важно это общение. Если же у подростка с отцом отношения не ладятся, то у ребенка появляется психологический стресс, непонятная агрессия, которую он будет стараться выплескивать на маму или других членов семьи.

Поэтому отцу необходимо постараться, чтобы сыну с ним было интересно общаться. В этом возрасте здоровый образ жизни просто необходим ребенку. Для этого следует организовать для него спортивные занятия, а также следить за питанием (оно должно быть сбалансированным). Тогда ребёнок будет понимать, что при таком образе жизни нет места наркотикам и алкоголю.

В некоторых случаях у подростка могут быть заметны депрессия и невнимательность. Учёба в этом возрасте, как правило, отходит на последнее место. Психологи утверждают, что мышление у подростков становится более развитым, но они им не пользуются в связи с тем, что для них важнее общение со сверстниками, чем с учителями.

Трудности

Основные проблемы переходного возраста:

  • подросток считает, что его права ущемляют, поэтому он восстанавливает их за счёт ссор и скандалов с родителями;
  • ребенку кажется, что к нему относятся несправедливо. В результате он старается доказать, что уже не маленький и может разобраться во всём сам;
  • влюбленность для него сейчас на первом месте, а родители совсем ему не нужны (так считают большинство подростков);
  • мысли о суициде довольно часто приходят на ум подросткам. Поэтому родителям нужно сделать всё, чтобы их чадо как можно скорее выкинуло эту идею из головы.

Что такое подростковый возраст?

Мама и папа вспоминают, как их сынок вроде бы совсем недавно тянулся к ним своими ручонками, открывал беззубый ротик, а сегодня уже стал почти взрослым мужчиной. Что же такое подростковый переходной возраст? Это период, когда организм начинает полностью меняться физически и психологически.

Именно в это время достигается зрелость у мальчиков, хотя они ещё дети. Возраст взросления начинается уже в 10 лет, а вот заканчивается у каждого по-разному, как правило, примерно в 15-17 лет.

Физиологические признаки

Давайте рассмотрим половые признаки переходного возраста у мальчиков:

  • Тонкий голосок превращается в более грубый, уверенный, так как появляется много мужских гормонов.
  • Увеличиваются половые органы.
  • Становится больше волос по всему телу, а также на лице (борода и усы).
  • Мускулатура увеличивается.
  • Плечи становятся шире.
  • Ночью довольно часто происходит самопроизвольное семяизвержение;
  • Прыщи и угри появляются в области спины и на лице. Со временем они пропадут сами по себе. Хотя врачи рекомендуют их лечить, чтобы не осталось рубцов и шрамов в будущем.

Вот так проявляется мальчиков. В такой период или немного позднее подростки могут вступить в первые сексуальные отношения. Поэтому уже 11-летнему ребёнку необходимо объяснить, что такое противозачаточные средства и как ими пользоваться.

Поведение подростка, так же, как и характер, меняется кардинально. Многие психологи уверены, что характеристика подросткового возраста очень сложна. Некоторые же специалисты утверждают обратное. По их мнению, если с ребенком вести себя как положено, быть ему другом, тогда и происходит все в легкой форме. А если родители сильнее начинают опекать своего подростка, тогда он из послушного и доброго ребёнка может стать упрямым и грубым. Со взрослыми спорить для него становится привычным делом. Ученые выявили общие признаки переходного возраста у мальчиков, но у каждого ребенка это происходит индивидуально. У одних раньше, у других значительно позже. Половое развитие мальчиков может происходить как очень спокойно, так и весьма бурно, отражаясь на характере. Родителям необходимо в любом случае быть бдительными и вести себя в соответствии со складывающейся ситуацией.

Психологические признаки

Какие же бывают психологические признаки переходного возраста у мальчиков? К ним относится следующее:

  • Подростки расположены к конфликтным ситуациям, без бунта они не могут себе представить свое существование.
  • Болезненно реагируют на любую ситуацию, им кажется, что у них нет друзей, а окружают их враги (в том числе, и родители).
  • Подростки занижают самооценку, и от этого им становится психологически невыносимо жить.
  • С мнением взрослых в этом возрасте не считаются совсем, а вот ровесника послушают с удовольствием.
  • Очень остро реагируют на критику, появляется агрессия, от которой становится плохо всем окружающим.
  • Учатся исключительно на своих ошибках.
  • Не боятся суицида, не понимают, какую боль своими словами про возможность покончить с собой приносят родным.
  • Злятся на родителей, если те их контролируют.
  • Выбрасывают весь свой негатив на окружающих, демонстративно упрямятся. Кроме того, сражаются со взрослыми многие дети не только словами, но и с применением физической силы.
  • Хотят любви, понимания и внимания родителей. Остро нуждаются в помощи и моральной поддержке.

У каждого подростка свои особенности, причем как физиологические, так и психологические. Но нужно помнить, что они ещё дети. Возраст 12-14 лет считается самым тяжёлым и проблемным, так как ребята отказываются слушать любые внушения. Примерно к 17 годам они успокаиваются и начинают воспринимать свою значимость в жизни. Если сыну не хватает внимания, любви, заботы, то он воспринимает это очень болезненно. У него может появиться уверенность, что он безразличен всем. Поэтому родители обязаны вести себя с ребёнком таким образом, чтобы их чадо не могло усомниться в их любви.

Помощь матери

Проблемы переходного возраста можно избежать, и помочь в этом своему чаду во многом должна мама, окружив его любовью и заботой. Отец же, как правило, с ребенком не нянчится. Поэтому чадо именно в подростковом возрасте не почувствует его ласку и нежность. Мама помогает своей любовью и поддержкой сыну, ведь ему сейчас крайне необходимо чувствовать себя нужным. Именно поэтому родителям нужно быть рядом со своим ребёнком подросткового возраста. С ним, конечно же, следует дружить, но при этом не бойтесь проявлять строгость, если это необходимо. Нельзя, чтобы ребенок, что называется, «сел на шею».

Если у которые он считает серьёзными, то родители должны быть чуткими и понимающими. Смеяться над его проблемами или чувствами нельзя, так как это может привести к развитию комплексов. Обратите внимание, что когда специалисты описывают и физического развития подростка, они имеют в виду общее направление. Поэтому родителям необходимо учитывать индивидуальность и характер именно своего ребенка.

Заключение

Теперь вы знаете особенности подростков, а также то, какие изменения происходят с ним в переходном периоде. Будьте внимательны к своим детям, окружайте их любовью и заботой, а также уважайте в них личность.