Меню

Формированию здорового образа жизни 1 младшая группа. Игры на тему: ЗОЖ для младшей группы ДОУ. "Путешествие в страну здоровья"

Роды

МКДОУ Здвинский детский сад «Солнышко»

общеразвивающего вида

Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 2 - 3 лет (1 младшая группа «Пчёлка»)

Ситникова Татьяна Николаевна

Здвинск

Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 2 - 3 лет

«Будь здоров, малыш!».

Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей 2 - 3 лет.В здоровье сберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс, включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, релаксация. В рацион питания детей включаются фрукты, соки, салаты, овощи.

Актуальность.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно - оздоровительной работы. Образовательная область физическое развитие требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблема: у детей не сформированы основы здорового образа жизни, не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).

Обоснование проблемы :
1 . Родители не достаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охрана и укрепление здоровья), воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.
2. Недостаточно знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, о здоровом образе жизни.

Тип проекта: оздоровительный

Вид проекта : краткосрочный (февраль 2016 год)

Участники проекта: дети младшей группы «Пчёлка», педагоги, родители, медработник, инструктор по физической культуре.

Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2 . Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
4 . Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
5 . Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.
6 .Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей

Ожидаемые результаты :
1 .У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни. 2 .Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы. проявляют творчество, активность и детальность в работе.
4 .Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
5 .С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
6 .Участие в совместной деятельности родителей.

Продукт проектной деятельности : Оформление в группе уголка здоровья, создание картотек различных гимнастик (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки), подвижных игр.

Реализация проекта:

1 этап - Подготовительный этап

Работа с родителями:
- Анкетирование родителей.

Консультация «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду».
- папка – передвижка «Режим дня – это важно»;
- Беседы с родителями по профилактике заболеваемости.
- памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет», «Массаж – а вот и я!»;
- Советы родителям по формированию культурно-гигиенических навыков, по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности, по организации правильного питания;
- Рекомендации «Примерные рекомендации по закаливанию детей», по здоровому образу жизни.

2 этап - Практический

Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):
- Утренняя гимнастика;
- Динамические паузы, физминутки;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия (ежедневно)
- Воздушные ванны, гигиенические процедуры.
- Хождение босиком по массажным дорожкам;
- Самомассаж стоп и рук.
Профилактические мероприятия
- Витаминизация;
- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
- Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);
- Игры, направленные на формирование правильной осанки

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Мы – спортсмены», «Доктор Айболит», «Собираемся на прогулку», «Игрушки у врача и другие;
-Дидактические игры и упражнения , направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу на прогулку»,
«Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Водичка, водичка »,
«Вымой руки», «Умывалочка», «Делаем причёску», «Серый котик умывается», «Я скажу, а ты покажи», «Определи на вкус» и другие.
- Гимнастика для глаз ;
- Беседы с детьми «Разговор о правильном питании», «Я и мой организм», «Что я знаю о спорте», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Зачем необходима зарядка», «Правила поведения во время еды и умывания».
- Чтение художественной литературы (К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»), русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки», потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «ЗОЖ», «КГН»;
- Рассматривание материала по теме « Виды спорта», «Предметы личной гигиены», «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки», «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены».
- Подвижные игры «Поймай комара», «Мыши и кот», «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята», «Попади в круг», «Найди свое место» и другие;
- Артикуляционная гимнастика ;

3 этап - Заключительный

Итог работы:
- фильм – презентация о проделанной работе.

Обогащение уголка физической культуры

Выставка работ детей и родителей

Изготовление стенгазеты

Приложение №1

Анкета для родителей

1

2

3. Делаете ли Вы дома зарядку?

4 Соблюдаете ли режим дня в выходные дни? Какой?

5

6 Какой вид закаливания Вы применяете дома? (отметить)

систематическое проветривание

солевая дорожка

дыхательная гимнастика

прогулка в любое время года

7

8

подвижные игры

настольные игры

телевизор

компьютер

9. Консультацию, по какому вопросу Вы хотели бы получить?

профилактика заболеваний

дыхательная гимнастика

закаливание

коррекция осанки

профилактика плоскостопия

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей

«Физическое воспитание в семье».

1 . Часто ли ребёнок болеет, какие тяжёлые заболевания, травмы перенёс

2 . Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни? Поясните.

3 . Делаете ли Вы дома зарядку?

4 . Соблюдаете ли режим дня в выходные дни? Какой?

5 . Имеете ли Вы дома физкультурное оборудование? Какое?

6 . Какой вид закаливания Вы применяете дома? (отметить)

систематическое проветривание

дыхательная гимнастика

прогулка в любое время года

хождение босиком по "чудо-коврику"

7. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? Насколько часов ходите куда-нибудь и куда?

8. Чем занят Ваш ребенок вечерами и в выходные дни: (отметить)

подвижные игры

настольные игры

телевизор

9 . Консультацию, по какому вопросу Вы хотели бы получить?

профилактика заболеваний

дыхательная гимнастика

закаливание

коррекция осанки

профилактика плоскостопия

Приложение №2

(стенгазета «Папа, мама, я – спортивная семья!»)

Педагогический проект по формированию здорового образа жизни в 1-й младшей группе

"Как быть здоровым!"

Проект подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №88 «Одуванчик»

Гизатуллина Эльвира Тагировна

1. Паспорт проекта.

2. Пояснительная записка.

3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, ожидаемый результат, модель реализации проекта.

4. Этапы реализации проекта: организационный, практический, заключительный.

5. Список литературы.

Паспорт проекта

Тема «Формирование привычки к здоровому образу жизни в младшей группе».

База исследования: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №88 «Одуванчик».

Вид проекта : долгосрочный (октябрь-май 2016-2017 учебный год).

Тип проекта : обучающий, игровой.

Участники проекта : дети 2-3 лет, воспитатели, родители.

Итоговое мероприятие : Развлечение «Мы растём здоровыми».

Условия реализации проекта:

Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;

Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;

Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

Реализация различных форм систематической работы с родителями;

- развивающая среда ДОУ:

1) физкультурный зал «Здоровячок»;

2) музыкальный зал «Веселые нотки;

3) физкультурные центры в групповых комнатах;

4) спортивная площадка (на участке детского сада);

5) медицинский кабинет «Айболит»;

6) методический кабинет «Энциклопедия мудрости».

Пояснительная записка

В свете ФГОС содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

«Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

М. Монтель.

«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».

Джон Локк.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей - дошкольников. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одна из основных задач детского сада. Усилия работников учреждения направлены на оздоровление каждого ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни, поэтому мы считаем, что одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Обоснование проблемы:

Малоподвижный образ жизни родителей и детей/плохая двигательная активность;

Невнимание родителей к здоровому образу жизни.

Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Гиподинамия угрожает здоровью наших детей. Многие понимают это понятие упрощенно - как недостаток движения. Но это совсем неверно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Цель : довести до сознания детей и родителей важность здорового образа жизни.

Задачи

Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта.

Развитие физических качеств.

Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

Предполагаемый результат

Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность, улучшение показателей социального здоровья.

Принципы реализации проекта

  1. Доступность:

- учет возрастных особенностей детей;

Адаптированность материала к возрасту.

2. Систематичность и последовательность:

Постепенная подача материала от простого к сложному;

Частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4. Динамичность – интеграция образовательных областей.

Реализация проекта

«Здоровье»

Ежедневная профилактическая гимнастика:

Плоскостопия;

Дыхательная;

Улучшения осанки;

Гимнастика после сна.

Социальное развитие:

Беседа «О здоровье и чистоте»;

Беседа «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься утренней гимнастикой»;

Беседа «Уточнение назначения предметов личной гигиены»;

Дидактическая игра «Я – человек»;

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Планирование работы

1 Этап: Организационный

Диагностика детей и выделение уровней адаптации детей к ДОУ.

Групповая консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта.

Дидактическое и методическое оснащение проекта.

2 Этап: Практический

1 Блок. «Я - человек» .

Цель : Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах защиты себя; показать модели социального поведения.

1 . Конспекты НОД по социальному развитию:

- «Я человек».

- «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда».

- «Кто мы?»

- «Какие мы?»

- «Мы живые».

2. Дидактическая игра «Я человек».

3. Игра «Найди отличие».

4 . Дидактическая игра «Где чьи вещи».

5. Беседа «Я и другие люди».

Творческие мастерские совместно с родителями, совместные праздники:

Продуктивные виды деятельности .

Изготовление папки-передвижки «Моя семья».

2 Блок. «Наш день». Соблюдай режим дня.

Цель: Формирование у детей соблюдения режима дня, навыков самообслуживания, предупреждение переутомления детей, организация правильного питания.

- «Айболит проверяет здоровье детей». (НОД)

Игровая ситуация « Накормим куклу и уложим спать».

Лепка витаминов для игрушек.

Твой «режим дня» (беседа).

- «Зачем соблюдать режим дня».

- «На зарядку становись».

- «Мои увлекательные занятия».

3 Блок. «Опасность». Соблюдай правило «нельзя».

Задачи : Рассказать о правилах поведения на улицах города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руки с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.

Рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате, разъяснить правило «нельзя».

- «Ребенок дома».

- «Спички не тронь, в спичках огонь».

- «Действия при возникновении пожара».

- «Электроприборы».

- «Удобная обувь, одежда».

- «Правила поведения на улице».

- «Светофор».

- «Будь внимательнее! »

- «Я маленький пешеход».

4 Блок. «Мойдодыр!» Соблюдай правила гигиены.

Задачи: Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов; умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

1) Беседы на темы:

- «Наши верные друзья»;

- «Чистота – залог здоровья»;

- «Водные процедуры по утрам»;

- «Умывание»;

- «Купание»;

- «Уход за телом»;

- «Правила поведения за столом»;

- «Чистота залог здоровья»;

- «Чистота игровой комнаты»;

- «Что такое хорошо, что такое плохо».

2) Чтение художественной литературы:

Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;

К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»;

Н. Мигунова «Почему нужно чистить зубы».

3) Конспекты НОД на темы:

- «Учим куклу Дашу мыть руки»;

- «Почистим зубки»;

- «Нам водичка добрый друг»;

- «Научим Хрюшу умываться»;

- «В нашем саду растут витамины».

4) Игры:

Игра "Кукла заболела";

Игра «Вымой кукле руки»;

Игра «Мыльные перчатки. Пузырики»;

Игра «Кукла Маша обедает».

5 Блок. «Физкультура!»

Задачи: Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения) .

Физкультурные досуги:

- «Репка»;

- «В гостях у матрёшки»;

- «Не боимся мы мороза»;

- «Если хочешь быть здоров – закаляйся»;

Тематическая неделя « Зимние развлечения»;

- «У солнышка в гостях»;

- «Мы весёлые цыплята».

Конспект НОД на тему: « Прогулка в осеннем лесу».

Оформление уголка здоровья для родителей.

Привлечь родителей к проведению Дня здоровья.

Оформление папки « Оказание первой помощи».

Памятки для родителей :

«Правила хорошего тона во время беседы».

« Семь родительских заблуждений о морозной погоде».

Советы « Формирование культурно-гигиенических навыков».

Беседы:

«Закаливание детей в современных условиях»;

«Создание эмоционально – комфортного климата в группе»;

«Движение – основа здоровья»;

«Влияние физических упражнений на развитие организма ребёнка»;

«Рациональное питание – залог здоровья у детей»;

«Здоровый Образ Жизни ребёнка – профилактика многих болезней».

Консультации :

«Режим и его значение в жизни ребёнка»;

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»;

«Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста»;

«Как приучить ребёнка к аккуратности»;

«Наставником пусть будет предусмотрительность».

Буклет «Организация здоровьесберегающей среды дома».

Буклет «Играем дома».

Наглядная агитация «Безопасность детей в быту».

Родительские собрания:

«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»;

«Формирование привычки к здоровому образу жизни»;

«Пример взрослых – залог безопасности движения»;

3 Этап: Заключительный

  • Диагностика детей.
  • Анализ полученных результатов.
  • Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы - развлечение « Мы растём здоровыми ».
  • Рекомендации родителям.

Риски:

Непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации;

Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления

Индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.

Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

Результативность

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволил избежать несчастных случаев.

Список литературы

1. Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко; Москва 2006г.

2. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.

3. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.

4. Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т.С.Никонорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж 2007г.

5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.

6. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».

7. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А.П.Щербак.

8. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова.

9. Программа «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой, Сфера, 2004.

10. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная р абота в ДОУ», Сфера, 2006.


Картотека Дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы в детском саду

Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей младшей группы. Он предназначен для формирует первоначальные знания о здоровом образе жизни.

Дидактические игры и упражнения

Игра «Овощи и фрукты».
Цели:
Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей;
Воспитывать бережливое отношение к растениям;
Развивать мелкую моторику рук, память, речь.
Материал:
Муляжи овощей (капуста, морковь, огурец, чеснок, картофель, перец, кукуруза, помидор), корзинки, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан).
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим с вами, что находится в корзинке.
Воспитатель достает корзинку с муляжами овощей и фруктов и предлагает рассмотреть их.
Воспитатель: Смотрите это овощи и фрукты. Давайте разложим овощи и фрукты по разным корзинкам.
В огороде, в огороде весело гуляли
В огороде, в огороде грядки мы вскопали.
В грядку семена сажали, в ямку их опускали
А потом водою теплой грядку поливали.
Ты расти скорей морковка, перец и чеснок!
Грядку мы прополем.
Водичкою польём!
Воспитатель читает стихи про овощи и фрукты.
Мы за столик сели,
Фартучки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.
Ай да груша! Что за диво!
И румяна, и красива.
Очень просит груша:
"Съешь меня, Ванюша
Яблочко родное,
Наше, наливное.
Вырастет у нас в саду,
Осенью за ним пойду.
Спелый, сочный апельсин -
В фруктах первый витамин.
До чего же он хорош
И на солнышко похож.
Посмотрите-ка, арбуз,
Вот забавный карапуз!
Сверху важный, гладкий,
А внутри-то сладкий.
Воспитатель: Молодцы ребятки.
Усложнение игры: Предложить детям рассмотреть овощи и фрукты, и разложить по цветам.

Игра «Что растет на огороде»
Цель: Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду.
Игровое правило. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их
внешний вид и наощупь.
Ход игры:
Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ему позвонили по телефону, и он отвлекся. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа».
Воспитатель дает детям попробовать порезанные овощи: морковь капусту, репу. Овощи можно сложить в глубокую чашку, чтобы дети брали овощ, не видя его, наощупь и определяли на вкус.

Игра «Овощной магазин»
Цель: Расширять представления о форме и величине, развивать навыки сравнения предметов.
Игровая задача: Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило: Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

Игра «Угостим куклу чаем»
Цели: добиться повторения названий чайной посуды, порядка сервировки стола для чаепития, дать представление о правилах безопасного поведения за столом.
Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет, какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно.

Игра «Уложим куклу спать»
Цели: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей;
уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды;
закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.
Ход игры:
Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную.

Игра «Что, где лежит?»
Цели: закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе, уточнить знания о расположении предметов в группе, закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых центров по разным видам детской деятельности.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и центров по разным видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.
Упражнение «Расскажем Стёпка-растрёпка, как вести себя в детском саду»
Цели: уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе
Оборудование: игрушка Стёпка-растрёпка, фотографии групповых помещений или соответствующие картинки.
Ход игры:
Воспитатель вносит игрушку, рассматривает ее детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать Стёпке-растрёпке, как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности.

Упражнение «Оденем куклу на прогулку»
Цели: закрепить названия зимней одежды, уточнить порядок одевания.
Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.
Ход игры:
Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.
Упражнение «Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться»
Цели: закрепить названия зимней одежды и порядок одевания, формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.
Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.
Ход игры:
Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки(пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т. д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т. д.

Игра «Узнай и назови овощи»
Цели: закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя, продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья.
Оборудование: картинки или муляжи овощей.
Ход игры.

Игра «Куда положить урожай Зайчика»
Цели: закрепить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты", упражнять в умении их различать и называть.
Оборудование: игрушка зайчик, картинки или муляжи овощей и фруктов, ваза, корзина.
Ход игры.
Воспитатель говорит, что Зайчику нужно разложить урожай, но он забыл, куда, что нужно положить, и предлагает помочь ему. Рассматривает с детьми урожай, который вырастил Зайчик, уточняет названия, предлагает положить фрукты в вазу, а овощи - в корзину.

Игра «Угадай на вкус»
Цели: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу, закрепить представление о пользе фруктов для здоровья.
Оборудование: овощи, фрукты, которые можно употреблять в сыром виде, кусочки этих овощей и фруктов.
Ход игры.
После рассматривания овощей и фруктов воспитатель уточняет, какие из них употреблять в сыром виде, предлагает вспомнить вкус овощей и фруктов и другие особенности(капуста, морковь хрустят на зубах, апельсин и лук специфически пахнут, яблоко сочное ит. д.), напоминает об их пользе для здоровья. Затем предлагает закрыть глаза, открыть рот и поочередно кладет каждому кусочек фрукта или овоща, чтобы дети определили их по вкусу.

Игра «Назови правильно»
Цель: уточнить знания об овощах, их качествах (цвет, форма. вкус, запах), закрепить умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
Оборудование: картинки овощей и фруктов.
Ход игры.
Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки.

Игра «У нас порядок»
Цель: формировать знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место, закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме.
Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, платяного шкафа, рабочего ящика.
Ход игры:
Воспитатель напоминает детям, как важно убирать вещи на место, чтобы их легко было найти, а особенно важно правильно хранить опасные предметы - разложить предметы по местам - и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения.

Игра «Найди картинку»
Цель: закрепить знание названий одежды, совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону.
Оборудование: картинки с изображением одежды.
Ход игры:
Воспитатель напоминает, что в разные сезоны дети надевают разную одежду, предлагает выбрать зимнюю одежду, которую любят надевать девочки, мальчики, одежду, которую любят и девочки и мальчики. Аналогично дает задания о летней, весенней, осенней одежде.
Игра «Таня проснулась»
Цель: закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот, упражнять в пользовании носовым платком.
Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки.
Ход игры:
Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман.

Игра «Купание куклы»
Цель: закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья, уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела, способствовать формированию привычки опрятности.
Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную.

Упражнение «Как мы узнаем предмет»
Цель: закреплять знание о роли органов чувств.
Оборудование: предметы разные по форме, на ощупь, по запаху, кусочки фруктов и овощей.
Ход игры.
Воспитатель напоминает детям, что у каждого из них есть помощники, которые помогают узнавать предметы, и делают они это по-разному. Затем предлагает:
-найти определенные предметы с закрытыми глазами, потрогать предметы и определить их на ощупь(меховые, холодные, мокрые),
-с закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты,
-понюхать и назвать предмет.
Каждый раз воспитатель уточняет, что помогло определить его вкус и запах.

Игра «Кто что умеет»
Цель: закрепить знание о частях тела и их роли для человека, формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы.
Оборудование: мяч.
Ход игры.
Дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает мяч каждому, задавая вопросы. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю:
Что твои умеют ручки?
Что умеют делать тучки?
Что твои умеют ножки?
Что умеют делать рожки?
Что твои умеют глазки?
Кто умеет слушать сказки?
Что умеют делать пальчики?
Что умеют делать зайчики?
Что умеет ротик твой?
Кто пойдет гулять со мной?

Упражнение «Запомни движение»
Цель: совершенствовать представление о роли частей тела и необходимости упражнять их.
Оборудование: картинки с изображением детей, выполняющих разные упражнения.
Ход игры.
Воспитатель напоминает, что при выполнении разных движений упражняются разные части тела, показывает картинки с изображением упражнений для рук, ног, туловища. Уточняет, что именно упражняется при выполнении этих движений, затем поочередно показывает картинки, предлагает запомнить движение и выполнить его.

Вероника Зуйкова
Проект по ЗОЖ в первой младшей группе «Будьте здоровы!»

Проект по ЗОЖ «Будьте здоровы .

(Творческий, фронтальный проект ) .

1. Зуйкова Вероника Витальевна. Место работы : МБДОУ «Детский сад № 8» . Воспитатель. Стаж педагогической работы- 24 года. Категория - первая .

План проекта .

1. Выявление проблемы.

2. Цель и задачи проекта .

3. Предполагаемые результаты.

4. Планирование и реализация проекта .

5. Итоги проекта .

6. Список используемых источников.

Ход проекта.

1. Выявление проблемы.

Диагностика физического развития и здоровья детей в 1 младшей группе показала :

К 1 группе здоровья относятся 44 % детей;

Ко 2 – 56%

Анализируя, показатели заболеваемости за 2014-2015 учебный год, мы (медсестра - Фаизова Ф. М., воспитатели : Зуйкова В. В. заметили, что с наступлением холодного периода заболеваемость в группе стала расти .

Месяцы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март

Средне-списочный состав детей 15 15 16 16 16 16 16

Число пропусков дней по болезни 6 14 22 22 18 11 6

Число пропусков на одного ребенка 0,4 0,93 1,4 1,4 1,3 0,6 0,4

Кол-во случаев заболеваемости 2 4 4 4 3 2 2

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главной задачей для нас стало укреплению здоровья детей в детском саду и непосредственно в нашей (I младшей группе , формирование у детей и родителей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни . Нужно научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него, а это требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.

В сентябре месяце была проведена начальная диагностика освоения образовательной области здоровье , в декабре месяце 2014 года промежуточная диагностика, в апреле - итоговая диагностика. Показатели значительно улучшились. (Данные)

3. Цель проекта .

Формирование знаний о здоровье и его значимости у детей младшего дошкольного возраста и внедрение в работу здоровье сберегающих образовательных технологий.

Задачи проекта :

1. Укрепление и охрана здоровья детей и формирование у них начальных представлений о ЗОЖ.

2. Создание условий для систематического закаливания организма,

3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Предполагаемые результаты проекта

Обогащение двигательного опыта; повышение двигательной активности, укрепление здоровья , развитие культурно-гигиенических навыков, культуры питания, формирование основ безопасности и сохранения своего здоровья .

Родители.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей .

4. Планирование и реализация проекта .

Отправной точкой проекта стали конкурсы : «нестандартное физкультурное оборудование» «Лучший физкультурный уголок ДОУ» .

Участники проекта .

1. Воспитатели Зуйкова В. В., Ситова Т. А.

2. Дети первой младшей группы и их родители .

3. Специалисты детского сада : медсестра Фаизова Ф. М., музыкальный руководитель Карасева Т. В., социальный педагог Зуйкова В. В.

4. Шефы : ученицы 6 «А» класса ООШ № 13.

План проекта .

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Образовательная область. литература. Дата Тема Задачи

Физическое развитие 10.02. «Ловким, сильным быть хочу!» Учить ходить и бегать не опуская голову. Развивать умение прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед. Формировать у детей представление о ЗОЖ. Воспитывать желание заниматься физкультурой

11.02 Физкультурное занятие по сюжету РНСк. «Колобок» Закреплять умение ходить и бегать не опуская голову. Развивать умение прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед. Формировать у детей умение подлезать под дугу. Продолжать формировать представление о ЗОЖ.

Лит-ра оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». С. 205 13.02 На воздухе.

(Игры «Мой веселый звонкий мяч» , «Снежинки» )

Учить двумя руками бросать мяч в горизонтальную цель. Закреплять умение ходить и бегать, не опуская голову. Развивать умение прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед, внимательно слушать и убегать при последних словах стиха. Продолжать формировать представление о ЗОЖ – польза зимних прогулок.

17.02 По сюжету русской народной сказки «Кот, петух и лиса» . Учить прыжкам из кружка в кружок. Закреплять умение ходить и бегать не опуская голову. Развивать умение прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед. Формировать у детей умение подлезать под дугу. Продолжать формировать представление о ЗОЖ.

Лит-ра : Л. И. Мосягина «Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». С. 82 18.02 2. «Мы идем в поход»

Цель

Лит-ра : Л. И. Мосягина «Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». С. 214

«В гостях у сказки» 20.02. Итоговое событие проекта - развлечение 2 . «Мы идем в поход»

Развитие умения энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места.

Познание.

Лит-ра младшая группа

Стр. 90 9.02. «Купаем» Помочь запомнить и употреблять в речи названия предметов, качеств и действий (ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, теплая, холодная вода)

Закреплять отчетливое произношение звука (ф) .

Закрепить знание названий предметов одежды и последовательности раздевания.

Воспитывать желание самостоятельно умываться.

Познание.

Формирование целостной картины мира, сенсорное развитие).

Ж. «Дошкольное воспитание» № 7, 2004г. С. 7.

«Айболит и растения» . Знакомство с доступной пониманию ребенка профессией – врач. Продолжать работу по формированию у детей желания не болеть и укреплять свое здоровье витаминной пищей . Знакомить с признаками хорошего состояния комнатных растений. Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям, желание за ними ухаживать.

Воспитывать уважительное отношение к профессии врач.

Художественное творчество (рисование) .

Лит-ра : Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий 1-я младшая группа Интегрированный подход» - М. 2013 г.

Стр. 94 10.02 Расческа Учить рисовать карандашом прямые горизонтальные и вертикальные линии. Закреплять представление об элементарных навыках гигиены.

Художественно - эстетическое развитие (рисование) .

Лит-ра : Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий 1-я младшая группа Интегрированный подход» -М. 2013 г.

Стр. 94 17.02 «Фрукты для куклы» Подведение детей к изображению предметов круглой формы. Закреплять навыки рисования красками. Побуждать изображать красками простые предметы круглой формы (апельсин, яблоко) . Формировать знания о пользе фруктов. Формировать у детей правильную позу при рисовании.

Воспитывать заботливое отношение к кукле.

Художественное творчество (лепка)

Лит-ра : Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий 1-я младшая группа Интегрированный подход» -М. 2013 г.

Стр. 95 12.02 «Овощи и фрукты-полезные продукты» -Учить приему вдавливания. Закреплять навыки лепки округлых предметов. Закрепить умение различать и правильно называть цвета : красный, желтый, зеленый.

Развивать умение сравнивать и обобщать.

Дать элементарные представления о пользе овощей и фруктов для здоровья .

Художественное творчество (лепка) 19.02 «Таблетки и витамины» Развитие умения раскатывать комочки круговыми движениями между ладонями, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Развитие мелкой моторики рук.

(конспект прилагается)

Музыка (Музыкальный руководитель)

9.02,12.02 Музыкальные игры «Тихо-громко» Формирование умение двигаться в соответствии с музыкой и силой ее звучания (громко, тихо) . Эмоционально реагировать на музыкальное сопровождение.

П/и «Заинька» .

16.02,19.02 «Быстро, медленно» . Развитие двигательных навыков : вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. П\И «Поезд» .

Речевое развитие (развитие устной речи) .

Обогащение развивающей среды.

Родителям и педагогам. Подобрать художественную литературу на тему «ЗОЖ» в уголок детской книжки»: «Мойдодыр» ,

«Доктор Айболит» К. Чуковского, Купанье З. Александровой 9.02

«Лейся чистая водица, мы умеем чисто мыться. Чтение отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр» с обыгрыванием.

Лит-ра :

(Н. С. Голицына «Комплексно-тематические занятия 1 мл. гр.» с. 92) Закрепить культурно-гигиенические навыки умывания. Воспитывать аккуратность. Активизировать словарь словами : здоровье , чистота. Обогащение словаря детей словами по теме

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания.

Речевое развитие (развитие устной речи) .

12.02 А. Барто «Девочка чумазая» Упражнять в слушании литературного произведения без показа, способствовать его пониманию.

Развивать слуховое восприятие. Закреплять отчетливое произношение звука (Ф) в словах.

Воспитывать аккуратность, опрятность

Речевое развитие (развитие устной речи) .

Лит-ра : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе » с. 79 16.02 Обыгрывание потешек «Водичка, водичка» , «Ай, лады-лады-лады» Приучение детей к слушанию потешек, спровождать их игровыми действиями.

Развивать слуховое и зрительное внимание. Предоставить детям возможность договаривать слова, фразы.

Воспитывать самостоятельность при выполнении культурно-гигиенических навыков

Речевое развитие (развитие устной речи) .

Лит-ра : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе » с. 55 19.02 Купание куклы Кати Учить сопровождение свои действия словами : ванночка, мыло, горячая вода, полотенце. Развивать слуховое внимание.

Обогащение словаря детей словами по теме : полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок.

Воспитывать внимательное отношение к своему внешнему виду (чистоте) .

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Базовый вид деятельности Периодичность Интеграция образовательных областей

Утренняя гимнастика

Под музыку. Ежедневно ОРУ для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса, мышц спины и гибкости позвоночника.

Поощрение участия детей в совместных физических упражнениях. Воспитание интереса к физическим упражнениям, желания пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время. Формирование у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Развитие умения реагировать на сигналы «беги» , «стой» .

Комплекс закаливающих процедур.

Воспитатель+ медсестра. Ежедневно Обливание рук прохладной водой до локтя. Профилактика плоскостопия (ходьба после сна в трусиках и маечках по массажным дорожкам. Комплекс релаксирующих упражнений. (Профилактика нервного перенапряжения, охрана психологического здоровья детей ).

Самомассаж (профилактика простудных заболеваний)

Гигиенические процедуры Ежедневно Совершенствование культурно – гигиенических навыков поведения во время еды, умывания. Формирование привычки следить за своим внешним видом; умения правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой и носовым платком.

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Ежедневно Формирование начальных представлений о человеке. Формирование первичных гендерных представлений о человеке, первичных гендерных представлений (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, заботливые) . Формировать потребность в употреблении слов «спасибо» , «здравствуйте» , «до свидания» . (в семье, группе ) . Формирование желания принимать участие в посильном труде, умения преодолевать небольшие трудности. Поощрение стремления оказывать помощь взрослым, воспитание бережного отношения к результатам их труда.

Прогулки. Ежедневно Воспитывать потребность в укреплении здоровья , желание активно двигаться на прогулке, соблюдать правила игры и безопасности. Дети играют в подвижные игры : «Догони комок» , «Мы топаем ногами» , «Попади в цель» , «Зайка серенький сидит» и т. д. катаются на санках, делают вместе с воспитателями постройки из снега. Формировать желание помогать взрослым сооружать постройки из снега, развивать умения детей замечать изменения в природе. Формирование умения одеваться по погоде.

Физкультурно - оздоровительная работа 1раз в неделю.

Организовала социальный педагог – воспитатель Зуйкова В. В.

Являясь социальным педагогом, а также председателем родительского комитета 6 «А» класса ООШ № 13, тесно взаимодействую с классным руководителем, родителями, педагогами. С большим желанием ученицы 6 «А» класса стали шефами 2-ой младшей группы . Они сами любят спорт, ведут активный образ жизни и помогли воспитателям проводить физкультурно-оздоровительную работу . Мы назвали это мероприятие : «Здоровье в порядке спасибо физкультуре и зарядке!»

Цель : взаимодействие школьников с младшими дошкольниками , обогащение двигательного опыта детей.

Задачи :

1. Формирование социальных умений взаимодействия с другими детьми, в том числе со школьниками. Учить строится в колонну по одному. Развитие и совершенствование основных видов движений их выразительности и красоты.

2. Закрепление умения энергично отталкивать мячи при катании, бросании.

3. Воспитывать положительное отношение к ЗОЖ.

В ходе взаимодействия школьников и дошкольников все поставленные цели и задачи были успешно решены, обрели неоценимый социальный и двигательный опыт. (Смотри приложение 1) .

Работа с педагогами : Проведен семинар-практикум «Методика проведения утренней гимнастики» .

Работа с родителями :

1. Проведено родительское собрание «Будьте здоровы » (с элементами практикума) .

2. Консультация «Основы безопасности детей»

3. Оформлена папка-передвижка «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

4. Проведен день открытых дверей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей во время приема пищи».

5. Родители приняли участие в конкурсе газет «Мама, папа, Я – спортивная семья» .

6. Фотовыставка «Зимний отдых с детьми» .

Медсестра Фаизова Ф. М.

Провела беседу с родителями «Витамины зимой» .

Музыкальный руководитель Карасева Т. В. Помогала в подборе музыки для физкультурного досуга. Зарядка, физкультурные занятия, физкультурный досуг проходят под музыку, что придает занятиям положительный эмоциональный фон.

6. Итоги проекта .

1. Здоровье детей укрепилось . Существенно снизилась заболеваемость в группе . (См. таблицу)

2. Дети стали проявлять больше самостоятельности при проведении гигиенических процедур и выполняют эти процедуры с удовольствием. Они стали понимать значение культурно-гигиенических навыков во время приема пищи и умывания, важность сохранения здоровья .

3. Повысилась компетентность родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей .

4. Родители, школьники и младшие дошкольники приобрели навыки взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в деле укрепления здоровья .

5. Диагностика показывает развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ » ДЕТЬМИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ . (Сентябрь, декабрь, апрель)

Соблюдают элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).

Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно держит ложку правой рукой, самостоятельно ест)

При небольшой помощи взрослого снимает одежду, обувь (расстегивает пуговицы спереди, застежки на «липучках» ) в определенном порядке аккуратно складывает снятую одежду; при небольшой помощи взрослого правильно надевает одежду и обувь.

Сохраняет устойчивое равновесие, правильную осанку при выполнении движений.

7. Перспективы проекта - Работа с педагогами.

Семинар-практикум «Методика проведения утренней зарядки» (апрель 2015)

Планирование летней оздоровительной работы .

8. Список используемых источников.

1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» . Под редакцией Н. Е. Васильевой, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва; Мозаика-Синтез 2011 г.

2. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий 1-я младшая группа Интегрированный подход» -М. ,2013 г.

3. «Дошкольное воспитание» 2012 г., № 10;

2013г., № 1; 2013г., № 2; 2012г., № 7;

7. Л. И. Мосягина «Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2013.-288С.

Конспект занятия в I младшей группе

«Мы идем в поход»

Цель : создать условия, побуждающие детей к двигательной активности, содействовать развитию ходьбы.

Учить преодолевать препятствия во время ходьбы.

Развивать равновесие, координацию движений; активизировать речь.

Вызывать интерес и эмоционально положительное отношение к занятию и совместным действиям со взрослыми и детьми.

Материалы и оборудование : 3 «бревна» , сшитых из материалов разного цвета, 3 малых обруча, складной туннель, массажная дорожка, ребристая доска.

Ход занятия.

1. Вводная часть. Организационный момент.

Фоном звучат звуки природы.

Посмотрите, дети, какая сегодня хорошая погода! Светит солнышко. Приглашаю вас пойти в поход.

2. Основная часть (закрепление основных видов движений) .

Наш поход начнем с этой красивой дорожки-идем прямо по ней никуда не сворачиваем.

Идут по тканевой дорожке, затем по ребристой доске, до определенного места, там находят султанчики.

ОРУ с султанчиками.

1. «Покажи и спрячь султанчик» .

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, в руках- султанчик. Показали султанчик-руки вытянули вперед, спрятали султанчик-руки спрятали за спиной. (3-4 раза) .

2. «Вот какие у нас султанчики» .

И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, в руках султанчик. Подняли руки вверх- машем султанчиком; опустили руки вниз. (3-4 раза) .

3.«Возьми вертушку»

И. п. – сидя, ноги врозь, в руках султанчик. Наклоны туловища к носкам ног, положить вертушку, выпрямиться, наклониться, взять султанчик в руки. (3-4 раза) .

4. «Отдыхают ручки, ножки» .

И. П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, помахать султанчиком, опустить. Поднять ноги вверх, опустить. (3-4 раза) .

Развитие основных движений. Дети преодолевают препятствия (пролезают в воротики, проходят по ребристой доске, далее лежат 3 обруча.

Упражнение «С кочки на кочку» - выполняются прыжки на 2-х ногах в плоские обручи (из картона) . Обручи разложены друг за другом 3 штуки. (2-3 раза) .

Подвижная игра «Карусель»

Вот мы с вами прошли лес, речку, болото и вышли на полянку. И для того, чтобы немного отдохнуть и совершить привал, я вам предлагаю поиграть в игру «Карусель» .

Еле, еле, еле, еле, Дети идут топающим шагом друг за другом,

Завертелись карусели, Держась за руки.

А потом, потом, потом Бег по кругу, взявшись за руки.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите Бег становится все медленнее

Карусель остановите

Раз, два, раз, два Дети останавливаются, приседают, руки

Вот и кончилась игра! На колени.

Вот таким интересным и необычным было наше путешествие, и я предлагаю нашим путешественникам отправиться в группу . А за то, что вы были такими смелыми, решительными, я вам подарю волшебные (массажные мячики, они светятся и издают звуки) .

Самомассаж :

Давайте, я покажу как этими волшебными мячами можно делать массаж ладошек. (Воспитатель показывает, а дети катают мячи между ладоней) . Как здорово у вас получается . Такой массаж поможет нам реже или вообще не болеть.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» творчество».

Занятие в I младшей группе «Таблетки и витамины» .

Задачи : Уточнить знания о способах укрепления здоровья . Развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями ладоней, сплющивать шар, сжимая его ладонями обеих рук. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье .

Ход занятия.

Ребята, сейчас зима и очень легко простудиться и заболеть. А что бывает,

когда мы болеем? (Сидим дома, пьем лекарства, ходим к врачу) .

Да, когда здоровые дети бегают , прыгают, играют в детском саду, больные должны лежать в постели, принимать лекарства и выполнять все, что скажет доктор. А это очень скучно и грустно. Скажите, а как же можно защитить себя от простуды и болезни.

(Ответы детей)

Правильно, для этого мы резали в блюдце чеснок, проветривали группу , смазывали нос оксолиновой мазью. Мы посадили лук, а когда он вырос, то добавляли его в суп.

Мы знаем, что в зеленом луке содержится много витаминов.

Зеленый лук – это витамины с грядки. В народе так и говорят : Лук от семи недуг (болезней и хворей) .

А есть еще другие витамины, которые живут в нашей аптечке, и вы с ними тоже знакомы

А еще в аптечке хранятся таблетки. Скажите, когда мы принимаем таблетки? (Ответы детей)

Да, когда мы заболели, когда у нас болит голова и горло, поднимается температура – вот тогда мы пьем таблетки.

Воспитатель обращает внимание детей на кукол, которые лежат в постели.

Ребята, посмотрите, какие грустные куклы. Как вы думаете, что с ними случилось? (Ответы детей) .

Да, они заболели. И что же нам. делать, как им помочь? (Ответы детей) .

Правильно, мы будем их лечить. Что нам для этого надо сделать. (ответы детей)

Да, куклам нужны таблетки. А где мы их возьмем? (Ответы детей) .

А давайте сами сделаем таблетки для кукол. Из чего их можно сделать? (Ответы детей) .

Правильно, сделаем таблетки для больных кукол из пластелина, а для здоровых зверюшек слепим витамины.

Давайте вспомни, на что похожи витамины. (Ответы детей.)

Да, это маленькие, желтые шарики. Как мы будем их лепить. (От большого комка отщипываем маленькие комочки и раскатываем шарики между ладошками).

Из некоторых шариков сделаем таблетки – мы расплющим шарики ладошками рук.

Воспитатель помогает детям по мере необходимости. Подбадривает и хвалит их от имени кукол. После окончания работы таблетки собираются в одно блюдце, витаминки – в другое. Дети лечат таблетками больных кукол и угощают витаминками здоровых зверюшек .

Молодцы, ребята, куклы говорят вам спасибо за то, что вы захотели им помочь. Если бы не ваши таблетки, они еще долго бы болели. И зверюшки благодарны вам за заботу об их здоровье .

А я хочу позаботиться о вашем здоровье , и угощаю вас настоящими витаминами.

Перечень оборудования в уголке самостоятельной двигательной деятельности

Мячи резиновые

Погремушки

Косички

Кольцебросы

Мячебросы

Мешочки с песком

Ребристые дорожки

Мягкая змейка

Массажные коврики, массажные мячики

Велотренажёр

Для мальчиков

Футбольные мячи

Гантели

Силомер

Клюшки Для девочек

Прыгалки

Нестандартное оборудование

(перечень пособий, сделанных своими руками)

Мячи набивные

Массажные коврики со следами

Мягкая змейка (для равновесия)

Ребристая дорожка (из реек, пуговиц, мягких крышек)

Мешочки с песком

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда».

Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия в младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда». Данный материал будет полезен воспитателям младшей группы.

Программное содержание.
1.Познакомить детей с органами слуха, обоняния,зрения и их значение в жизни человека.
2.Формирование умения ухаживать за своими органами слуха, зрения, осязания и обоняния.
3.Формировать логическое мышление, эстетический вкус.
4.Развивать творческую фантазию, музыкальный вкус.

Демонстрационный материал.
1.Зеркало.
2.Талисман – силуэт изображения солнышко.
3.Овощи, апельсин, морковь, конфета, хлеб, лук, соленые огурцы, зубчик чеснока.
4.Ширма, бубен, барабан, бумага, 2 бокала, один с водой.

Ход занятия

Наше солнышко проснулось
Все оно нам улыбнулось
Всем здоровья пожелало.
Это наше с вами солнышко. Наш талисман. А какой у вас девиз?
Дети: ”Быть здоровыми хотим”

Воспитатель: Ой, ребята, я слышу звук. Он нас зовет. Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам оставили веселые колокольчики. Ой, ребята, посмотрите, что-то на столах. Дети – зеркала.)
Воспитатель: Садитесь за столы.
Воспитатель: Свет наш, зеркало, сажи да всю правду покажи.
Зеркало: Я вам покажу, берите зеркало в руки.
Воспитатель: Дети, берите зеркало. Посмотрите в него. Что вы там видите?
Дети перечисляют, нос, рот, уши, глаза.
Воспитатель: Да у нас есть глаза. Сколько у нас глаз? (дети – два) А какого они цвета. Посмотрите в зеркале. Таня, какого цвета у тебя глаза? (коричневые), Алеша (голубые) и т.д. Да, ребята, у Вани глаза голубые, у Полины глаза коричневые. Глаза бывают разного цвета и голыбые, и зеленые, и коричневые, а по другому они называются карие глаза. А зачем нам нужны глаза? (дети – чтобы смотреть).
А сейчас мы поиграем в игру:
“Что прибавилось”.
На столе стоит один мишка,одна кукла, одна машина. Потом два мишки,две куклы и одна машина.
Молодцы вы все справились,доказали, что глаза нужны чтобы смотреть. А чтобы глазки не болели, нужно делать зарядку для глаз.
Зарядка для глаз.
Глазки солнцу улыбнутся
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту
Водят взгляд туда-сюда.
Не устанут никогда
Крепко глазки закрываем
Широко их открываем.
Воспитатель: Ой, ребята, нас колокольчик опять зовет к столу подойти. И опять просит взять зеркало.
Снова зеркальце берем,что же вновь мы видим в нем?
Воспитатель: Ребята, что вы еще видите на лице? (дети – носик). Сколько у нас с вами носиков? (дети – один). А для чего нам нужны носики? (дети – чтобы дышать). Давайте это докажем. Закройте носик одной рукой,а ротик другой рукой. И попробуйте подышать. Не получается. Вот мы с вами доказали,что носик нам нужен для дыхания. А сейчас мы с вами поиграем.
Игра.
Носик, носик, угадай,
Чем же пахнет, ты узнай?(Берется чеснок, духи, апельсин, конфеты). Дети угадывают. Так, дети, для чего нам нужен нос? (дышать, ощущать запахи). А чтобы наш носик не болел, нужно делать гимнастику для носа.
Гимнастика для носа.
Глубоко вздохнем мы воздух
Ртом мы выдохнем его
Раз-вдох, два - вдох
Раз-вдох, два - вдох
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрем
И еще разок вдохнем
Опять слышим звон колокольчика (подходим к столу).
Воспитатель: “Снова зеркальце берем, что еще мы видим в нем” (дети- рот). А зачем нам нужен рот? (дети – разговаривать, есть). А у рта, какие есть помощники? (губы, зубы, язык). Да, дети, у нас есть губы, зубы и язык… для чего нам нужны зубы((чтобы жевать). А язык (он помогает нам говорить и распознавать какую пищу мы едим). Давайте, дети, поиграем. Я вам в ротик буду класть продукты, а вы угадывать их на вкус.
Игра “Угадай на вкус”.
(апельсин, морковь, конфета, хлеб, лук, соленый огурец на зубочистках).
Что нам помогало определить эти предметы – язык.
Воспитатель: Снова слышим звон колокольчика. Подходим к столу. “Снова зеркальце берем,что еще мы видим в нем” (дети – уши). Сколько ушей? (дети – два). Для чего они нам? (дети – чтобы слышать). Подходите вы ко мне, сейчас поиграем в игру “ Чей звук”.
Игра.
(за ширмой колокольчик, бубен, барабан, шуршание бумаги, переливающаяся вода из бокала в бокал). Все правильно дети вы угадали, уши наши послушники.
А чтобы ушки наши хорошо слышали,давайте сделаем зарядку для ушей.
Мы ладошки разотрем
Смело ушки мы возьмем
Сверху вниз мы их пощиплем
Снизу вверх опять пройдем.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились. Ой, вы слышите, кто плачет. Пойдемте к столу. Вот ребята дед и бабка слепили Колобок. А что они забыли, что ему нужно, чтобы он смотрел на солнышко (глаза), улыбался нам с вами (рот), слышал волка, медведя (уши), чтобы дышать воздухом(рот). А давайте поможем колобку, подарим ему что? (нос, уши, рот, глаза). Дети выполняют.
Посмотрите, Колобок заулыбался и говорит на спасибо. Ребята, а наше солнышко тоже радуется за вас и еще раз говорит, вам “Будьте здоровы”, что мы ему ответим? “Спасибо!”