Меню

Песочная терапия. Арт-терапия для детей: песочная терапия для детей Арт терапия песком для детей

Климакс 

«Использование песочной арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Что такое песок?

Я думаю, каждый сможет без труда ответить на этот простой вопрос. На самом деле, песок это удивительный и таинственный материал. Он обладает способностью притягивать завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы. Он может быть сухим и легким, влажным и пластичным.

Игра в песок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим он поглощает негативную психическую энергию человека, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Сегодня я хочу познакомить вас с такой техникой как песочная арт-терапия .

Принцип «Терапии песком» был предложен психотерапевтом, основателем аналитической терапии Карлом Юнгом. Как вы знаете, песок состоит из мельчайших крупинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во вселенной.

Цель такой терапии – не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребёнку быть самим собой.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину их песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

Игра на песке с фигурками особенно значима в работе с теми детьми, которым трудно выражать свои переживания (дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым вниманием, агрессивностью).

Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала.

Игры с песком можно использовать в качестве развивающего, психопрофилактического средства.

В этом учебном году педагоги нашего детского сада стали активно использовать в своей работе обучающие игры с песком, рисование цветным песком и рисование песком на специальных световых столах. Данная техника удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Дети с удовольствием посещают такие занятия, ведь они помогают им реализовать свои представления в творчестве, освободиться от напряжения и беспокойства, развить коммуникативные навыки, то есть умения общаться.

Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Один раз, побывав на занятии песком — дети мечтают снова вернуться, а чаще всего совсем не хотят уходить.

Противопоказания к использованию

песочной терапии:

  • Аллергия на пыль, песок;
  • Нарушение кожных покровов рук;
  • Негативная установка по отношению к песку.

Как можно играть с песком?

Упражнение «Отпечатки».

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

«Волшебные отпечатки на песке».

Педагог и ребёнок оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились весёлые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек на световом столе, пальчиком дорисовать изображения.

«Золотоискатели»: разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать с сито.

«Прогоняем злость»: сделать из влажного песка большой овальный холм, сделать при желании лица – это все, накопившееся зло ребенка. Потом громко говоря: «зло уходи, приходи радость», разрушить песчаный холм.

Картины на песке : на ровной влажной поверхности палочкой, пальчиком рисуются различные изображения животных, людей и т.п.

На световом столе сухим песком рисовать различные сюжеты «Мой детский сад», «Моя семья», «мой самый счастливый день» и т.д.

Опыты с песком : Задание: насыпать сухой песок в ведёрочки, баночки, воронки, формочки. Вопросы: Какой песок? (сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.). Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик.

Можно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять», прыгают, выполняют зигзагоообразные движения, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). С удовольствием дошкольник играют в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

Также можно рисовать на сухом песке дыханием через трубочку для коктейля, разукрашивать цветным песком различные изображения.

Мимическая гимнастика

Мы шли по песку и вдруг провалились в яму. Нас засыпало песком. Все тело засыпало песком, кроме головы. Над вашим лицом летает пчела. Ее надо сдуть, но так, чтобы песок не попал в глаза

Упражнение на релаксацию

Опустите руки в песок и делайте ими различные движения под музыку. После выполнения упражнения расскажите о своих чувствах.

Игра «Здравствуй, песок!»

Педагог от имени Песочного человечка просит по-разному поздороваться с песком, т.е. различными способами дотронуться до песка:
– поочерёдно пальцами одной руки, затем другой руки, потом всеми пальцами одновременно;

– легко (с напряжением) сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;

– дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.

Таким образом, игры с песком позволяют:

-Стабилизировать психоэмоциональное состояние

Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику

Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности

Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию

Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор

Разнообразить способы сотрудничества.

В простые игры с песком можно играть не только в кабинете психолога или другого специалиста, но и в вместе со своим ребенком в обычной песочнице. Подумайте, о чём рассказать своему ребёнку в момент игры, на что обратить его внимание, как заинтересовать процессом.

Вы лучше знаете своего ребёнка, его интересы, любимые игрушки, которые могут принять участие в играх.

Удачи Вам!

Литература:

  1. Н.А. Санкович Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб., 2006.
  2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии. – М.,1999.

На портале Psy.Firmika.ru собраны психологические кабинеты и центры, предлагающие песочную терапию в Москве. В наглядных таблицах представлены цены на программы, а отзывы клиентов позволят оценить подход психологов и терапевтов и эффективность их работы в целом.

Песочная терапия: простая игра в песок или метод душевного исцеления?

Песочную терапию или сэндплэй (от англ. «sandplay» - игра с песком), по праву считают одной из наиболее интересных методик в психотерапии и психологическом консультировании. Песочная терапия практикуется психоаналитиками и психологами с целью помочь человеку разобраться в своем внутреннем мире и улучшить эмоциональное самочувствие.

В чем особенность сэндплэй-терапии?

Песочная терапия базируется на идеях К.Г.Юнга – основоположника аналитической психологии. Он был уверен, что благодаря играм с песком высвобождаются поток заблокированной энергии. В процессе таких игр человек получает возможность осознать свои переживания и найти им объяснения, в результате чего приходит чувство спокойствия и уверенности. Сэндплэй-терапия позволяет:

  • сформулировать собственные страхи и переживания;
  • открыть внутренние ресурсы, помогающие преодолеть трудности;
  • найти пути разрешения конфликтов;
  • изменить свое отношение к конкретным ситуациям и событиям.

После курсов игровой песочной терапии у человека исчезает тревожность, повышается самооценка и укрепляется вера в самого себя.

Как выбрать специалиста?

Выбирая кабинет для прохождения песочной терапии, в первую очередь необходимо поинтересоваться, кто проводит занятия. Терапевт должен иметь соответствующее образование и определенный опыт.

Нелишним будет посетить первичную консультацию, которую проводят для родителей в большинстве центров, практикующих песочную терапию. В ходе таких консультаций можно решить, насколько подойдет данная методика в конкретном случае, а также выбрать подходящий формат занятий (групповые или индивидуальные).

Кому будет полезна методика?

Изначально песочная терапия применялась только в детском психоанализе, однако сегодня этот метод одинаково активно используют в работе как со школьниками и детьми дошкольного возраста для развития речи и в рамках общеразвивающих занятий, так и со взрослыми и подростками, чтобы помочь им выразить тяжелые переживания и решить внутренние конфликты. Детская песочная терапия нередко проходит в группах, и в ходе занятий у детей формируется ситуационный стиль общения, а также выявляется позиция личности как участника коллектива. Особенно эффективными занятия с песком считаются для детей с речевыми нарушениями и дисфункцией мозга.

Как проходят занятия?

В песочной терапии используются лотки с песком или специальные световые песочные столы, вода и различные фигурки. Среди них должны быть и природные (например, камни, ракушки), и изготовленные искусственным способом: фигурки людей, животных, машины, деревья и так далее. Чем больше фигурок и чем они разнообразнее, тем полнее клиент может себя выразить.

Модель игры зависит от конкретной проблемы, с которой обратился клиент. Часто на занятиях песочной терапии для детей психолог не дает никаких заданий или инструкций, а просто просит поиграть с песком и придумать какую-нибудь сказку. Взрослому терапевт может задать тему игры, например, «Я и семья», «Мои дети», «Мои страхи». В ходе занятия психолог задает необходимые вопросы, затрагивает нужные темы и постепенно вместе с клиентом приходит к важным выводам и решениям.

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик , окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком . Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек . Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии :

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим или . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода : детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои .
  6. Украшения , сувениры.
  7. Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.


Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

  1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие , учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.


Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
  3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:

Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, успешно корректировать поведение своих детей.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.

когда Дитя спасает Взрослого

Для нашего человека, арт-терапия - поле не паханное. Что же это такое, арт-терапия или, другими словами, терапия творческим самовыражением?

До недавнего времени за собственно психотерапию у нас сходили душевные разговоры с товарищами за чашкой водки - дёшево и сердито. А под терапией творческим самовыражением (в рамках такого подхода) понимались, соответственно, «танцы на пьяных столах». Мило. Только, как писал поэт Арсений Тарковский, этого - мало. Ибо, как пел другой шестидесятник - «Не помогли ни Верка, ни водка. С водки - похмелье, а с Верки, что взять?»

Народ у нас не любит играть. И шуток не любит. Несерьёзное, игровое, детское отношение к жизни воспринимаем как покушение на свою взрослую репутацию. Ибо как сказал архетипический русский герой фильма "Покровские ворота", в ответ на сакраментальный вопрос «А какая тебе от этого радость?» - «Живут не для радости, а для совести»...

А ведь зря мы так. Потому что, только смеясь, человечество расстаётся со своим прошлым. Вот и заставь взрослого человека заниматься арт-терапией... Но прежде чем говорить непосредственно о важном - теме этой статьи, я хочу подвести под неё не менее важную базу.

Многим уже известна структура человеческой личности, какой её видел психолог Эрик Берн. Однако, не лишним будет напомнить эту хорошо работающую схему ещё раз. По Берну, человеческую личность можно представить в виде трёх виртуальных инстанций: Дитя (или Ребёнок), Родитель, Взрослый. Все эти три личности в целом, и есть - мы все, то есть, Я, конкретный человек. Только говорят они на разные голоса, любят разные вещи и не всегда умеют друг с другом договариваться. Собственно, именно умение договариваться, консенсус между такими разными - Ребёнком, Родителем и Взрослым внутри нас - это и есть путь к психологическому здоровью, гармонии личности и процветанию.

Родитель говорит противным голосом воспитателя, пересказывает нам угрозы и упрёки, которыми нас пичкали в детстве, использует те же интонации, которые когда-то нас доставали. Родитель поучает, предупреждает, не пускает, стращает. Ему всегда всё не так, уголки его губ опущены. Он боится, что мы простудимся, объедимся сладким, выйдем замуж не за того парня и останемся на бобах. Он, Родитель, любит маскироваться и прятаться - его трудно вытащить на свет божий за хвост. Ему выгодно сидеть, как Машеньке, в коробе на плечах у медведя и бубнить: "Высокоо сижу, далекоо гляжу"...

Ребёнок (или Дитя) это как считают психологи, вслед за Берном, самое лучшее, что в нас есть. Это тот, кто принимает самые спонтанные, но всегда почему-то верные решения, кто не боится жить, потому что доверяет Миру. Дитя - это та часть в нас, которую Мир легко несёт на своих руках. А ещё Дитя и только Дитя способно к творчеству. Это Гений, и он обладает всеми мыслимыми Талантами. Дитя не любит ни маскироваться, ни прятаться... Но его вынудили сделать это. Ему запретили играть, баловаться и познавать мир. Ему объяснили, что сказки - вздор. Ему сказали, что так - не одеваются. Его посадили за парту учить математику. И так появился...

Взрослый. Взрослый - это та часть нас самих, которая обладает знаниями, умениями и навыками, отображёнными в дипломе, выданном нам государством. Взрослый - умеет. Дитя - хочет. А Родитель - надзирает и наказывает, проверяя - чисто ли вымыты уши.

Когда у человека теряется мотивация - это страдает внутри него Дитя, которому "запретили хотеть". Потеря мотивации - это и потеря работоспособности, и потеря профессиональных навыков, а в худшем случае, когда Дитя репрессировано полностью, это тотальная потеря мотивации - утрата мотивации жить.

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

Зачем тебе Космос, если ты куришь "Шипку"?

Снаружи бессмысленно всё. Особенно возглас счастья.

Только в уборную - и сразу же возвращайся.

Не выходи из комнаты, считай, что тебя - продуло.

Что интересней на свете стены и стула?

Цель любой психотерапии - найти наше Дитя, которое плачет в тёмном чулане, отогреть его, спасти и прислушаться к его детским, наивным словам: "А король-то - голый!"

Арт-терапия в свою очередь - лучший способ помириться со своим внутренним ребёнком и принять себя такими, какими нас создал Творец.

А вот одна из лучших форм арт-терапии творческого самовыражения - это песочная терапия, очень мало известная у нас в стране и необычайно популярная за рубежом.

Что такое песочная терапия?

Дело в том, что традиционная арт-терапия имеет дело с бумагой, карандашами и красками - она заставляет человека рисовать. Иногда - лепить. Но не у всех развиты эти навыки. Иногда арт-терапия заставляет танцевать - с этим у многих ещё больше трудностей. Психологи пришли к выводу, что рисование, лепка и танец - это "идеальное" пространство, где может разгуляться наш Родитель. Как только мы берём в руки карандаш или начинаем двигать ногами - Родитель вскакивает и начинает "за нас волноваться". Он шипит нам в уши: "Слушай, что сказал тебе учитель! У других детей получается, а у тебя одного не получается! Смотри, как криво ты рисуешь! Все пошли с правой ноги, а ты один - с левой!". Всё! Никакой арт-терапии. Традиционная арт-терапия не всегда имеет успех, потому что Дитя, которого надо вытащить на свет божий, подвергается там ещё большему глумлению, чем тогда, когда мы попросту о нём забываем в своей взрослой жизни.

Совсем не то - песочная терапия. Игра с песком возвращает нас в то безусловно счастливое детство, когда мы играли в песочнице и никто не следил придирчиво за нашими успехами в ней. Слишком уж всё это несерьёзно...

Комната арт-терапевта, практикующего песочную терапию, представляет собой уютное помещение с двумя огромными песочницами, заполненными чистым, красивым светло-жёлтым песком. Только в одной песочнице песок абсолютно сухой, а в другой - смоченный, чтобы можно было лепить трёхмерные песчаные конструкции - замки. Песочница - это ящик, дно которого выкрашено в нежно-голубой цвет, чтобы, разгребая песок до дна, Вы могли "изображать" небо или воду. Комната уставлена стеллажами, в которых чего только нет! Маленькие, крошечные фигурки человечков, животных, монстров. Кукольные дома, поезда, деревья, храмы и башни. На стеллажах, кроме этих фигурок, есть также сухие цветы, кусочки дерева, бусины, камушки, монеты и вообще всё, что требуется для создания своей Вселенной в пространстве двух песочниц.

На целый час комната арт-терапевта в Вашем распоряжении. Никаких комплексов о том, что "я чего-то не могу" - в личной песочнице каждый - царь и бог.

Терапия творческим самовыражением начинается здесь с того, что Ваши руки впервые за долгое время испытывают самые приятные ощущения. В них просыпается... песок, в них просыпается Память Творца Миров... Вспомните очень важные кадры из культовой картины "Амели". Амели - это существо, в котором никогда не был угнетён Ребёнок, и которая легко помогала другим вызвать своего Ребёнка из мрака небытия... Первое, что она сделала - спасла солдатиков из чужого детства, солдатиков, похороненных в пенале за плинтусом. Второе, что сделала Амели - научила всех нас испытывать контакт со Вселенной самым простым и дешёвым способом - погружать руки в мешок с сыпучими продуктами и пропускать их сухой ток через свои пальцы. Соединяем первое со вторым - обретённых солдатиков с сыпучим песком - получаем песочную арт-терапию.

Есть ещё одна важная субстанция - вода, которая учитывается здесь только частично - в форме работы с влажным песком. Психологи называют это "диалог рук с песком и водой". Это имеет необычайный целительный эффект.

Как заворожённые, взрослые водят игрушечными граблями по песчаной глади, превращая её в волнующееся море, обустраивают свой Город, населяют его персонажами. А психолог, отталкиваясь каждый от своей методики, с фотоаппаратом в руках, фиксирует то, что происходит во время сеанса, для того, чтобы разобраться с полученным материалом - с Вашим внутренним состоянием, выплеснутым безо всяких препон и условий - вовне.

Через час, город, выстроенный в песочнице, исчезает, а полученный эффект, превосходит все мыслимые ожидания. Ребёнок проснулся, Родитель замолчал, Взрослый начал разбираться со своими проблемами.

Как же объясняет наука то волшебство, которое присуще этому ритуалу?

Известный русские психотерапевты М.Е. Бруно и П.Б. Ганнушкин, а также их западные коллеги - Эрнст Кречмер и другие, полагают, что основная проблема человека заключается в том, что он не знает самого себя, а точнее не знаком со своим ХАРАКТЕРОМ. То что он знает, ему навязано, это большая ложь. Но более того! Каждый характер врождён, заложен изначально. Бесполезно и бессмысленно пытаться характер менять, с ним бороться.

На сеансе же арт-терапии человек сталкивается лицом к лицу с самим собой - только в максимально мягкой форме. Каждое занятие по творческому самовыражению даёт возможность человеку понять: какой характер ближе всего ему, самому себе. А когда человек постигает свой характер, то появляются две предпосылки к счастью и гармонии:

  1. Человеку становится легче понять характеры окружающих. Он теперь знает, чего можно требовать или ожидать от того или иного человека, а чего нельзя.
  2. Человек начинает жить творческой жизнью, в самых разнообразных её формах.

Как пишет об этом историк психиатрии В. Руднев: "Человек включается в социальную жизнь, и болезненные изломы его собственной души потихоньку смягчаются".

Мы не любим арт-терапию, однако арт-терапия уже давно шагнула далеко за пределы приёмных психотерапевтов. Может быть, кто-то из Вас видел в продаже набор "Японский сад камней" - настольную игру - подарок для утомлённых работой менеджеров. Это точная копия описанной мною выше психотерапевтической песочницы. Тот же песок, тот же ящик, только всё в миниатюре. Камушки, игрушечные деревца, заборчики, грабельки - мини-Япония. Дзен-медитация или песочная арт-терапия - названия разные, однако суть - одна.

Человеку очень трудно подобрать слова, для того, чтобы выразить себя напрямую. "Другому как понять тебя?" То, что ускользает от сознательного восприятия, фиксируется в свободной и раскованной детской игре. Говоря языком психотерапии: "Травма, выплёскиваясь наружу, перестаёт быть травмой". Она погибает под лучами дневного света.

В чём я вижу ещё одну пользу арт-терапии? В том, что человек, занимающийся ею, может не нуждаться в комментариях психотерапевта - в процессе работы человек сам разбирается со своими химерами, успокаивается и концентрируется на важном - прежде ускользавшем от его внимания. Это занятие работает на раскладывание карт Таро - не с мантической (гадательной) целью, а с целью разобраться в проблеме. Инсайт, который наступает тогда, часто описывается ключевой фразой: "Ах, вот оно что! Ну конечно, как в точку!"

И главное, что отличает традиционную психотерапию от "психотерапии" российского извода (танцы на пьяных столах) - после неё хорошо.

Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течёт он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…

Иоахим Рингельнац "Детский песок".

Работа с песком — замечательный психологический метод, который я использую в работе с детьми, об уже говорилось в консультации "Игры с водой и песком", "Песочная терапия", с которыми вы можете так же ознакомится на моём сайте.

Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка. Задача детского психолога, педагога — дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни. Рисование песком целительно уже само по себе. Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Мы сразу вспоминаем своё детство во дворе в песочнице с лопатками, ведёрками и палочками, и летние каникулы на море, когда с наслаждением зарывались в песок руками и ногами, оставляя "торчать" только одну голову, которая смотрела на мир как-то по-другому. Мягкий песок, прогретый солнцем, оказывал благотворное воздействие на нас, детей, в особенности на эмоциональное состояние…

Играть с песком дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу, строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для машинок или извилистые канавки и озёра для воды… Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно "солидных" пап и мам — как приятно рисовать пальцем или палочкой на песке под "музыку" морских волн. Приятно ощущать песок в руках, когда пропускаешь его тонкой струйкой сквозь пальцы. А появляющиеся и исчезающие следы на песке "говорят" нам о его мягкости и одновременно твёрдости. Протяжённые песчаные пляжи кажутся нам бесконечными: начинаешь чувствовать, что находишься где-то вне времени, и всё это наводит на мысли о вечности. А наблюдая за медленно убегающей струйкой песка, вдруг понимаешь, что это материальное воплощение бегущего времени, думаешь о его скоротечности, и в то же время, о его постоянстве.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно его переоценить — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… Ребёнок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия — всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа). Обыкновенный песок — это нечто необыкновенно волшебное и завораживающее. Рисование песком "Sаnd-Art" — удивительно интересное и очень "живое" занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного "Я". Это новое направление.

Немного истории

Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.

А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. В отличие от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях с детским психологом, педагогом детей учат, как создавать песочные рисунки, где акцент делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным, его движения рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психо-корректирующий ресурсный эффект.

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования "Sand-Art" для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи. Метод "Sand-Art" успешно применяется специалистами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьёзный учебный процесс превращается для учащихся и воспитанников в увлекательное и захватывающее занятие.

Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству.

Подавленный стресс, трудные жизненные ситуации у детей приводят к обострённому эмоциональному состоянию: нервозности, агрессии, апатии, тревожности, раздражительности. Иногда он может проявляться в виде неконструктивного выплеска эмоции, конфликтных ситуаций, развития нервных заболеваний, отчуждённости, замкнутости. Необыкновенно приятный на ощупь, песок даёт возможность расслабиться, снять стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.

Есть ещё один метод работы с песком: песочная анимация или рисование песком (метод Sand-art). Песочная анимация (искусство рисования песком) даёт новое направление, покорившее сердца многих людей по всему миру и приобретает всё большую популярность, которое даёт возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать песком, и это совсем не удивительно — рисование при помощи песка или песочная анимация обладает рядом положительных моментов:

  1. Не требующее больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдёт манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.
  2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.
  3. Борьба со стрессогенными факторами: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.
  4. Эстетичность. Выполненные ребёнком рисунки песком позволяют проявить свою фантазию.
  5. Пластичность. Для того, чтобы изменить рисунок, не нужен ластик — достаточно просто провести пальцем по стеклу.

Песочная анимация или рисование песком — это прекрасный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет раскрыть свой внутренний мир. Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и даёт возможность спокойной эмоциональной разгрузки, выражений через песочный рисунок, снятие эмоционального напряжения через ощущение тактильных прикосновений к песку, дополненное расслабляющими мелодиями, позволяет достичь душевного спокойствия, снять нервное напряжение, развить творческий потенциал, выразить внутренние ощущения, это делает его средством для развития и саморазвития ребёнка. Рисование песком — это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком — увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Что даёт нам этот новый метод рисование песком:

  • Даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.
  • Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.
  • В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.

Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).

Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии:

  • Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.
  • Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь — всё время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека.
  • При работе с песком на плоскости движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работа с песком под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
  • Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.
  • Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.