Меню

Развитие мелкой моторики с использованием кинетического песка. Волшебный песок и мелкая моторика рук. Отметим также несколько важных правил рисования песком

Маммология

Гущина Елена
Песочная терапия. Кинетический песок как средство развития мелкой моторики рук

Развивать мелкую моторику можно по - разному, это могут быть: пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками, игры с пуговицами.

Но мы с остановимся на более новом и более интересном для детей методе как «песочная терапия».

Игра с песком – это доступный, подсказанный самой природой путь к развитию творческого начала каждого ребенка. Эксперимент и самостоятельное мышление, развитие мелкой моторики, следовательно, речи и всех познавательных функций, - все это дает игра с песком.

Кинетический песок - материал для лепки, который позволяет создавать ребёнку удивительные поделки: замки, крепости, кулинарные шедевры и другие. Основной компонент материала - натуральный песок, дополнительные элементы - безопасные полимеры, которые придают песку пластичность.

На первый взгляд, он напоминает влажный морской песок, но как только берешь его в руки - проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в то же время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках.

Задачи:[ /i]

Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук;

Развитие тактильных ощущений при работе двумя руками, что благотворно отражается на речи ребенка.

Формирование нестандартного творческого мышления;

Закрепление умения сосредотачиваться и концентрировать внимание;

Основные характеристики материала:

Силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остаётся «влажным на ощупь».

Не липнет к сухим рукам, при этом песчинки крепко склеиваются между собой;

Обладает высокой пластичностью: легко приобретает нужную форму

Не имеет запаха;

Бывает бесцветным и цветным.

Не токсичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей.

Не боится воды и, в случае смачивания, после просушки сохраняет свои свойств.

Не требует специальных условий хранения.

Чем полезен кинетический песок для детей:

Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук. Кинетический песок - оптимальное решение. При лепке песком каждый пальчик ребенка активно задействован в процессе. Это позволяет развивать речь, активировать творческие способности малыша.

В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;

Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания.

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании способствует развитию элементарных навыков общения.

Занятия с песком способствуют развитию творческого воображения. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

Используемые игруш ки:

Фигурки людей, животных, птиц, насекомых, пауков и т. д.

Мелкие игрушки из киндер - сюрпризов;

Камешки, дощечки, шишки, ракушки, желуди, любой природный материал;

Разнообразные формочки;

Игрушечная посуда;

Инструменты: ножи, стеки, деревянные палочки, пластмассовые трубочки.

Игры с кинетическим песк ом:

«Знакомство с материалом». В самом начале, как правило, дети мнут песок, оставляют отпечатки ладошек, пропускают сквозь пальцы. Тут нужно поговорить с детьми о свойствах кинетического песка: какой он и чем отличается от обычного.

«Сенсорная коробка». Для развития воображения и мелкой моторики. Из кинетического песка можно построить дом с двором и домашними животными, посадить огород, создать целый город - вот где простор для полёта детской фантазии!

«Поиск сокровищ». Игра на внимательность и воображение. Попросить малыша отвернуться, в это время закопать в песок «сокровища»: цветные бусины, яркие пуговицы, мелкие игрушки. Пусть ребёнок их ищет. Сделать игру более образовательной помогут маленькие пластиковые буквы и цифры: ребёнок будет не только их находить, но и называть.

«Лабиринты из песка». Пластичность кинетического песка позволяет быстро создавать самые разные лабиринты. Причём ребёнку будет интересно не только ходить по ним, но и создавать самостоятельно, а заодно развивать логическое мышление.

«Песочные города». Помимо зданий, дорог и ограждений такой город можно заселить людьми, животными и таким образом получить прекрасную сюжетную игру.

«Фигуры». Лепим различные фигуры и называем их. Можно так: педагог лепит круг, а вслед за ним малыш, лепит круг и называет его. То же повторяем и с другими геометрическими фигурами. У нас старшая группа, для своей игры мы сделали карточки с заданиями. Где нужно выкладывать геометрическую фигуру в определенном порядке (например, по цвету, или форме).

В песке можно разыгрывать сюжетные игры. Ставить домики, заселить их разнообразными фигурками животных и людей.

Развитие мелкой моторики способствует речевому развитию и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни.

Не зря же В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка – находится на кончиках его пальцев». Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!

Кинетический песок, или kinetic sand — это уникальный продукт из Швеции, предназначенный для детских игр и творчества. Соприкасаясь с этим чудо-изобретением, человек получает незабываемые кинетические ощущения. Kinetic sand регулярно используется в психотерапии, арт-терапии как успокаивающее средство. Однако родители малышей беспокоятся о том, кинетический песок с какого возраста можно предлагать детям, чтобы игра была абсолютно безопасной. Об этих и других тонкостях мы вам и расскажем.

Что это такое?

Прежде чем понять, кинетический песок с какого возраста можно давать в руки детям, следует осознать, что представляет собой этот продукт. Kinetic sand — это особый вид песка, созданный шведскими производителями и предназначенный для детского творчества. Это подразумевает, что товар прошел ряд исследований на безопасность и гипоаллергенность. В Швеции внимательно относятся к качеству детских игрушек, поэтому о натуральности сертифицированного продукта можно не беспокоиться.

Песок представляет собой диоксид кремния, или обычный кварцевый песок, который находится в составе игрушки в количестве 98%. Остальные 2% приходятся на полидиметилсилоксан, который многим взрослым известен под аптечным названием «Энтеросгель «. Таким образом, песок для лепки кинетический можно даже назвать съедобным. Конечно, это не означает, что можно разрешат детям брать его в рот, как нельзя пробовать обычный песок. Но если малыш без вашего присмотра возьмет в рот немного этого вещества, ничего страшного с ним не случится.

Если вы всерьез обеспокоены тем, кинетический песок с какого возраста можно предложить ребенку, помните, что Kinetic sand не содержит бактерий (они в нем просто не живут) и не вызывает аллергии. Следовательно, решение, кинетический песок с какого возраста предлагать крохе, ограничивается только опасениями родителей, что ребенок может взять игрушку в рот. В связи с этим производители отметили в инструкции, кинетический песок с какого возраста давать в руки малышу. Оптимальный возраст для этого — от 3 лет.

Песок для лепки кинетический бывает нескольких оттенков. Можно приобрести игрушку традиционного песочного цвета, красного или голубого. Многие родители опасаются, что в составе могут быть агрессивные для кожи малыша красители, но это не так. Покраска полностью натуральная, поэтому не вызывает отрицательных реакций.

Как играть?

Что развивает игрушка и что можно сделать из кинетического песка? Все то же самое, что и в обычной песочнице. И даже больше:

  • геометрические фигуры;
  • контуры животных и сказочных героев;
  • шарики;
  • тортики;
  • овощи и фрукты;
  • города, замки, дороги.

И еще много другого. Свойства товара позволяют лепить как с помощью формочек, так и самостоятельно руками:

  • текучий;
  • хорошо лепится и режется;
  • не прилипает;
  • не рассыпается;
  • отлично убирается с гладкой поверхности;
  • не крошится;
  • добавлять воду в него, как в обычный песок, не надо;
  • имеет приятный запах.

Многие из этих свойств помогают отличить натуральный шведский товар от подделки. Например, китайские игрушки обладают ярко выраженным химическим запахом, поэтому более дешевые, но и опасные. Подделка плохо держит форму, образует комки и через некоторое время преобразуется в грязную липкую массу. С настоящим кинетиком такого не происходит. Он легко убирается со стола: достаточно прокатить по столу комок с песком, чтобы крошки собрались в общую массу. Если вы еще плохо представляете себе, что такое кинетический песок с какого возраста можно в него играть, посмотрите видео и фото по этой теме.

Для игры могут понадобиться аксессуары, которые можно заказать в любом тематическом интернет магазине:

  • формочки;
  • пластиковые песочницы;
  • цилиндры для выдавливания песка.

Кинетический песок благоприятно воздействует на малышей и взрослых:

  • успокаивает нервную систему;
  • укрепляет тонус мышц (подходит для занятий с детьми, имеющими отклонения в физическом и умственном развитии);
  • улучшает координацию;
  • избавляет от негатива и стресса.

Также песок способствует развитию навыков у ребенка, которые помогут в будущем добиться успеха:

  • Внимание. Работая с песочными фигурками, малыш учится переключать внимание, выбирать между главными и второстепенными действиями.
  • Наблюдательность. Это качество поможет ребенку лучше приспособиться к жизни в окружающем мире, проявить себя в учебе и профессиональной деятельности. Развитие навыка происходит за счет наблюдения за свойствами материала.
  • Фантазия. Песок позволяет творить различные фигурки, причем ребенок будет придумывать их сам. Возможно, ваш малыш проявит артистические, художественные, музыкальные способности?
  • Память. Это важный навык, который является следствием хорошо развитой мелкой моторики. Именно песок поможет вам развить в ребенке этот навык.
  • Мышление. Придумывая, экспериментируя, ваш кроха учится рассуждать, размышлять. Без этого навыка ему придется трудно в жизни.

Как видите, кинетический песок с какого возраста бы ни начал его осваивать ребенок, положительно повлияет на развитие личности.

Где заказать?

Любой детский интернет магазин сегодня готов предложить кинетический песок. При выборе поставщика важно не столкнуться с подделкой. Лучше всего делать заказ на сайте прямого производителя в Швеции. Так вы гарантированно приобретете качественную игрушку.

Решая, где купить кинетический песок, обратите внимание, какова цена на товар в разных магазинах. Заниженная стоимость говорит о том, что вам пытаются продать подделку, которая прослужит недолго будет отличаться не лучшими свойствами. Так что если вы задумываетесь, кинетический песок с какого возраста давать ребенку, и если ваш малыш еще достаточно мал, позаботьтесь о высоком качестве приобретаемого товара.

Мнения покупателей

Кинетический песок отзывы получил не просто положительные, а восторженные. Даже папы и мамы с удовольствием подключались к игре, лепили фигуры и замки. Взрослые утверждают, что песок помогает им снять напряжение после трудового дня.

Больше всего вопросов в сети возникает по поводу того, кинетический песок с какого возраста предлагать малышу. Четкого ориентира нет. Если уже в два года малыш знает, что такое песок, умеет с ним обращаться и не тянет в рот, можно смело организовывать ему домашнюю песочницу. Если кроха еще норовит все попробовать на вкус, стоит подождать или играть с песком только в присутствии взрослых.

Отрицательные отзывы об игрушке связаны в основном с попытками приобрести более дешевый вариант. В результате покупатели сталкивались с подделками, которые обладали ярко выраженным химическим запахом, отрицательно действовали на кожу, быстро портились. С другой стороны, многие родители жалуются на то, что песок слишком дорогой. Для полноценной игры нужно хотя бы 2-3 кг песка, что обойдется около 2 тысяч рублей, а полкилограмма не смогут доставить творческого удовольствия малышу.

Итак, кинетический песок может стать прекрасным подарком ребенку. Не стоит приобретать сразу слишком много: игрушка может не понравиться или надоесть ребенку. Но если кроха увлечется творчеством, впоследствии песка можно прикупить. Сделать это вовсе нетрудно.

В этой статье:

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.

Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым бессознательно, принимают участие в песочной терапии.Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

История создания песочной терапии

Философ Карл Густав Юнг в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. Этот способ широко распространился по миру и стал именоваться, как юнгианский.

Песок и его воздействие на ребенка

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.

Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.

Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению.

Важно! Ребенку нельзя диктовать правила, когда он играет в песочнице. Родителям или психологу необходимо занять роль «наблюдателя».

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:

  • разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и раздражение;
  • закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.

При помощи песочной терапии специалист может:

  1. Выявлять психологические отклонения у детей.
  2. Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
  3. Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
  4. Развивать различные навыки.

Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

Как работает песочная терапия?

Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.

Песочная терапия в развитии детей

Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
  3. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
  4. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  5. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  6. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Польза песочной терапии для детей

Достоинства занятий с песком неоспоримы:

  1. Развивается мелкая моторика у детей дошкольного возраста.
  2. Обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности.
  3. Регулируется мыслительный механизм.

На логопедических занятиях выполнение упражнений с песком помогает:

  • логично выражать свои мысли;
  • формированию диалогической речи дошкольников;
  • нести ответственность за свои действия в игре;
  • полагаться только на свои силы;
  • стирать из головы психологические травмы и проблемы.

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;

Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.

  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Для малышей такая терапия – это занятный способ потрогать приятный на ощупь материал. Она помогает деткам развиваться умственно и физически, давая возможность подготовиться к школе.

Для малышей игры в песке помогает:

  • выучить цифры и буквы;
  • различать левую и правую сторону;
  • правильно ориентироваться во временах года;
  • тренировать память, зрение и слух;
  • развивать фантазию.

Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот.

Особенности проведения песочной терапии для детей

Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:

  1. С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
  2. С детьми важно устанавливать границы общения.
  3. Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
  4. С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
  5. Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
  6. Полное отсутствие абстрактных картин.
  7. Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.

Показания к терапии

Занятия с песком показаны в любом возрасте, особенно детям с психологической травмой и задержкой развития. Малышу, с трудом выражающему свои чувства и переживания, такие занятия пойдут только на пользу. Помимо этого, терапия помогает дошкольникам развить интеллект и подготовиться к школе.

Противопоказания

Основное противопоказание к пескотерапии – отсутствие доверия ребёнка к своему преподавателю. А также повышенная тревожность, возбудимость и сопротивление к песочным играм.

Иногда противопоказанием выступает аллергия на материалы у ребёнка.

Оборудование для занятий

Для терапии песком необходимо:

  1. Деревянный ящик с водонепроницаемым дном, размером 50х70см.
  2. Чистый песок среднего размера, лучшее всего его слегка увлажнить.
  3. Цветной песок подходит для дошкольников.
  4. Цветная морская соль для усиленного развития мелкой моторики малышей.
  5. Миниатюрные фигурки животных, мультгероев, цветов, домиков, транспорта, сказочных персонажей.

Методики игр

Основные методики игр:

  1. «Догадайся» — закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.
  2. «Забава» — придумать интересную историю для персонажей и выложить основные наводящие слова на песке фигурками, после ребёнок отворачивается, а взрослый разбрасывает фигурки по песку. Малыш должен найти потерянные слова.
  3. «Затерянный город» — пусть рентное построит город своей мечты и придумает для его жителей историю.

Что необходимо для песочной терапии дома?

Для занятий дома понадобятся:

  • чистый песок;
  • ящик прямоугольной формы;
  • миниатюрные фигурки.

Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:

  1. «Крестики-нолики» — так малыш тренирует память и развивает интеллект.
  2. «Животные» — поставить в ряд животных и попросить ребёнка назвать их и писать каждую букву на песке.
  3. «География» — надо купить карту мира и разрешить ее на 6 частей, после дать ребёнку сложить ее, как пазл. При этом он может проговаривать названия материков и океанов. После построить на песке город с реками, горами и домами для развития пространственного мышления и памяти.

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:

  1. «Оттиски рук» — так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
  2. «Дождик» — в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
  3. «Узоры» — ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
  4. «Прятки» — избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.

Игры в песочнице эффектны малышам с:

Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.

Для малышей с задержкой речи подходит игра «песочная грамота». Она улучшает правильное восприятие слов, формирует верное произношение, развивает чтение и письмо.

Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.

Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Методы песочной терапии в развитии речи

У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.

Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:

  • «Звуки на песке»

Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.

  • «Убери лишнее»

Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.

  • «Преврати букву»

Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.

  • «Нарисуй букву, слово»

Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.

Важно! Логопед подберет песочную терапию индивидуально для каждого ребенка, которая необходима именно ему для постановки звука и его автоматизации.

Песочные игры для коррекции дыхания

В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох — медленные и плавные.

Для коррекции дыхания применяются следующие игры:

  1. «Ровная дорога»

Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

  1. «Картинка под песком»

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

  1. «Дорога к животному»

На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.

  1. «Клад»

В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.

  1. «Кипяток»

Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.

Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.

Для развития моторики педагог проводит следующие игры:

  • «Нарисуй картину»

Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.

  • «Чувствительные ладошки»

Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.

Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь.

  • «Морской мир»

Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.

Этапы организации песочной терапии в детском саду

Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.

К основным этапам организации терапии можно отнести:

  1. Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
  2. Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
  3. Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
  4. Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
  5. Проведение игры.

Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.

Песок может завораживать своими удивительными возможностями. Обратите внимание, сколько разных фантазий можно воплотить в песочном рисунке. Можно с уверенностью сказать, что не только дети, но и взрослые с удовольствием могут проводить время с песком.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»

Курсовая работа

ТЕМА: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством стола-планшета для рисования песком»

Выполнил(а): студент(ка) гр. 4Д2

Специальности

Дошкольное образование

Федорцова Анастасия Ивановна

Руководитель: Панкова О.А.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Физиологические особенности развития моторики у детей младшего дошкольного возраста

Возможности и значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2.СТОЛ-ПЛАНШЕТ ДЛЯ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА

Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Актуальность - полноценной проблемой становиться развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Объект исследования - процесс развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - стол - планшет для рисования песком как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

· проанализировать теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

· подобрать диагностику для выявления развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

Гипотеза: мы предполагаем, что использование стола - планшета для рисования песком будет способствовать более эффективному развитию мелкой моторики рук.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физиологические особенности развития моторики у детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика - это способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Великий советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал о том, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…»

По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтверждённых научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. В связи с этим считается, что тонкие движения пальцев существенно влияют на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует и влияет на развитие внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координации), воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти.

Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

· органов движения;

· органов познания;

· аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает предметы?

Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре. Влажности и т. д.

Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.

Взятие в руки помогает обнаружить многие свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.

Надавливание даёт возможность определить мягкость или твёрдость, упругость, из какого материала сделан.

Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребёнка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами.

Вообще, различные пальцы выполняют неодинаковые функции. Большой палец выполняет функцию опоры и перемещающегося начала отсчёта. Основная доля ощупывающих движений приходится на указательный и средний пальцы. Благодаря их движениям осуществляется последовательная развёртка контура предмета и его элементов.

Безымянный палец и мизинец участвуют в процессе ощупывания эпизодически, лишь время от времени касаясь предмета. Основная их функция заключается в уравновешивании всей движущейся системы.

Ладонь в процессе ощупывания плоских предметов, как правило, не участвует. Но при ощупывании объёмных предметов она выполняет довольно активную роль в отражении кривизны их поверхности и объёма.

Таким образом, рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Возможности и значение развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться.

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

Мелкую моторику рук развивают:

· различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

· игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

· игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,

· насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

· рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

· застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - кляксография, монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. «искусство песка». Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Мало кто знает о пользе рисования на песке. Искусство Sand Art возникло еще в древние времена. Как медицинскую программу рисование песком стали использовать только в XX веке. Ученые доказали что именно песок наиболее благотворно влияет на нервные окончания, а искусство рисования на песке развивает моторику человека. Рисование песком как ничто иное помогает развивать воображение и талант, а в целом песочное рисование лучше всего помогает снять стресс, усталость, расслабить мозг, глаза и тело. Рисование на песке имеет огромное значение для развития детей.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТОЛОМ-ПЛАНШЕТОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, мы проанализировали различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностику мы провели в п. Красная сопка, на базе дошкольного образовательного учреждения «Алёнка» во второй половине дня. Диагностика представляет собой индивидуальные задания (Приложение 1).

Диагностика состояла из следующих заданий:

. «Уложи монеты в коробку»

. «Нарисуй пальцами кружочки»

. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

. «Колечко»

. «Наши пальчики»

В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в составе 15 человек (Приложение 2).

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий

средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;

Высокий: четкое выполнение задания.

Таким образом, анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу (Приложение 3), что:

на низком уровне в группе находится 6 детей, что составило 40 %. Дети испытывали значительные трудности при выполнении задания.

средний уровень развития мелкой моторики выявлен у 5 детей, что составило 33,3 %. Дети справлялись с заданием с небольшими затруднениями.

Высокий уровень выявлен у 4 детей, что составило 26,7 %. Дети выполняли четкое выполнение заданий.

Итак, анализ табличных и графических данных показал, что уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста находиться на низком уровне (6 детей - 40 %) и мы рекомендуем провести с детьми углубленную работу на развитие мелкой моторики со столом - планшетом для рисования песком.

Рука ребенка в младшем дошкольном возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики, и все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Но где ребенку найти, то пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? И здесь мы рекомендуем прибегнуть к песку.

Целью рисования песком является развитие мелкой моторики рук, способность к сосредоточению, эмоциональная гармонизация, развитие творческого воображение.

Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы: например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок.

Перед тем, как начать занятия на столе-планшете, необходимо приучить ребенка к работе с песком. Для этого рекомендуется несколько игровых занятий (Приложение4).

Важно вызвать у ребенка активность и желание овладеть действием. Известно, что умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому варьируйте их. Продумывая упражнения, следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, представляя в другом варианте.

Для наилучшего освоения техники рисования песком нами были разработаны рекомендации, которые будут сопровождать данный вид творчества как средство развития мелкой моторики, творческого характера детской продуктивной деятельности.

Целями данной разработки являются:

· стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;

· гармонизация психо - эмоционального состояния дошкольников;

· развитие зрительно-моторной координации;

· свободное владение кистями обеих рук.

В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:

· развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;

· обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;

· развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;

· упражнение пальцев и кистей рук;

· развитие художественно-эстетического вкуса.

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности.

Во-вторых, создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.

И, в-третьих, образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Процесс обучения поделен на четыре этапа.

Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например «Золотая осень» - песок желтого цвета, «Летний лес» - песок зеленого цвета, «Морские обитатели» - голубой и/или синий и т. д. Но «раскрашивать» таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

· развитие плавности, изящества и точности движений;

· умения работать кистью и пальцами обеих рук;

· координации руки и глаза;

· овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.). Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть - рефлексия. Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Стол-планшет для рисования песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира и развития мелкой моторики рук.

В нашей работе мы провели диагностику по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера на выявления развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которая показала преобладание низкого уровня развития мелкой моторики рук у детей.

С учетом выявленных особенностей мы подобрали рекомендации по обучению работе младших дошкольников со столом-планшетом для рисования песком с целью развития мелкой моторики рук.

Отметим также несколько важных правил рисования песком:

1) Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе;

) Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка;

) Создавайте пространство для его самовыражения, а не устанавливайте жесткие рамки и правила;

) Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;

) Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами;

) Поддерживайте ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные вами задачи;

) Цените природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии // Вопросы психологии. - 2011. - № 5. - С. 39 - 43.

Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3-е, переработанное. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Белая А.Я., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Пособие для родителей и педагогов. - М.: Сигма, 2009.

Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - № 5. - С. 14 - 18.

Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2014.

Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 43 - 45.

Кольцова М. Ребёнок учится говорить. - М.: Феникс, 2011.

Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: Просвещение, 2013.

Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - М.: Корона-Принт, 2014.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования. - М.: Корона-Век, 2010.

Петрова Е.С. Развиваем моторику руки. - М.: Шанс, 2010.

Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. - С.-Пб.: Школа, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЯ

моторика дошкольник рисование песок

Приложение 1

Задания по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера

. «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б)мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

. «Уложи монеты в коробку»

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.

По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

. «Нарисуй пальцами кружочки»

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

. «Колечко»

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.

Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.

. «Наши пальчики»

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности;

Высокий: четкое выполнение задания.

Приложение 2

Диагностика развития мелкой моторики рук у детей 3-4 года

№ ребенка

Номер упражнения




Милана Р.

Ксения Б.

Степан В.

Виолетта Б.


Низкий уровень 6 детей

Средний уровень 5 детей

Высокий уровень 4 детей

Приложение 3

Диаграмма развития мелкой моторики рук у детей 3-4 года

Приложение 4

Игровые занятия на столе-планшете для рисования песком

«Трудная дорога»: нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот»: нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

«Молния»: надо пальцем по песку нарисовать кривую линию.

«Чудовище на острове»: сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его - может проснуться.

«Радуга»: четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг - радугу. А потом добавить солнце.

«Мой веселый звонкий мяч»: нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

«Дорожка из песка»: покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы (дорожку к дому зайчика).

«Песочное рисование»:

· рисуем одновременно двумя руками симметричные предметы;

· рисуем на мокром песке;

· отпечатываем плоскими фигурками, формочками изображения на песке;

· рисуем пальчиком;

· печатаем на песке ладошками рук;

· рисуем детскими грабельками на песке.

Игры с песком и водой.

Вариант комплектации:

Для игр с песком нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов и двух размеров), палочки, грабельки.

Для игр с водой - набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, кораблики и др.), сачок, черпачок, разноцветные пластиковые мячики, набор игрушек из разных материалов - для игры «что плавает?», набор цветных камешков, ракушек и т. п.

«Пальчиковый бассейн»

Пальчиковый бассейн легко сделать в домашний условиях: В большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль слоем в 6-8 см.

«Стираем платочки»

Взрослый читает стихотворный текст, ребенок выполняет соответст-вующие движения руками:

Мама и дочка стирали платочки.

Вот так! Вот так!

(движения раскрытой ладонью по дну бассейна в направлении вперед-назад, пальцы разведены)

Вот так! Вот так! (Движения кистью в направлении слева-направо).

Мама и дочка полоскали платочки.

Вот так! Вот так! (Движения кистью вверх-вниз над бассейном).

«Пальчики разбежались»

Ребенок опускает руку в «бассейн», прижимает ладонь ко дну, попеременно сдвигает и раздвигает пальцы (не отрывая ладонь от «дна» пальчикового бассейна).

«Пальчики побежали»

Рука опирается на дно «бассейна», кисть приподнята. Передвижение по дну «бассейна», перебирая пальчиками («пальчики побежали вперед»).

«Солим щи»

Перетирающие движения тремя пальцами — большим, указательным и средним. (С целью активизации мышечных ощущений рекомендуется проводить это упражнение в мисочке с гречневой крупой или рисом.).

«Соберем все бусинки»

Бросьте камешки в песок. Сначала предложите собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки. Затем покажите как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камушки надо аккуратно пересыпать в ведерко.

«А орешки не простые»

Приготовьте тару с ограниченными ячейками, разные сорта орехов.

Все орехи лежат в одном отделении. Взрослый предлагает ребенку ощупать один орех и кладет его в пустое отделение. Ребенок ощупывает орехи и сортирует их по видам. Усложнить можно, играя с закрытыми глазами.

«Пишем и рисуем»

На поднос насыпать тонким слоем песок или манку.

Тренируем движение руки и развиваем тактильные ощущения.

Предложить нарисовать пальчиком или палочкой круг, овал и т.д. или посмотреть, что там спрятано.

«Дорожки и узоры из песка»

Сыпем тоненькую струйку песка на асфальт, на землю, на цветную бумагу.

Отпечатки на мокром песке штампов, игрушек.

Протаптываем узкие и широкие дорожки на песке или на взрыхленной поверхности.

Игра «Достань ракушку» («Достань камешек»)

Цель : развитие внимания, координации движений.

На дно емкости с водой взрослый выкладывает немного камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать клад. Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек (или ракушка) опускается на дно (глубина больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать это, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу реки, моря.

Игра «Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Вначале двигая рукой ребенка, показать как надо набирать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки и плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу когда ее остается мало (надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать эти упражнения с размешиванием.

Игра «Найди шарик»

Цель: знакомство с качествами предметов - размером, формой.

Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

Игра «Печем печенье»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики и координации движений.

В центре «Песок - вода» в одной емкости находится сухой песок, в другой - влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует выполнить действия, как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого - можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.

Игра «Поймай льдинку»

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что то происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Сачком или черпачком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? Они растаяли, превратились в воду».

Игра «Теплый - холодный»

Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».

Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого. Желательно резиновые или пластмассовые (например, утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики - красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т. п.).

Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давайте их искупаем». Ребенок опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок в емкость с теплой водой.

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Для игры-экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка грецкого ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д.). Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша называть предме-ты и помогает комментировать действия.

Игра «Капитаны»

Цель : активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Воспитатель наполняет емкость водой, пускает в нее бумажный кораблик. Ребенок садится на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного берега до другого. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Показывает, как это можно сделать. Обращает внимание ребенка, на звук, который при этом получается: «ф». Малыш повторяет.

«Но вот налетел ветер, он дует неровно. Вот так!» - взрослый дует на кораблик отрывисто, неровно: «П - П -П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь - «П». Предлагает попробовать подуть так же и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно.

Во время игр педагог обязательно должен похвалить малыша за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игры с песком и водой должны приносить детям радость.

Игра «Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда мелкие плавающие предметы: пробочки, веточки и т.д. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выложить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито держим в правой руке.

Игра «Была лужа - и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: пролив воду, ребенок сможет сам за собой убрать. Сначала научите детей переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратить внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

Игра «Разложим по порядку»

Высыпать в мисочку бусинки двух цветов по 5-7 штук, справа от мисочки поставьте две тарелочки.

«Давай в одну тарелочку сложим все красные бусинки, а в другую - все синие. Мишка любит красные конфетки, а зайчик красные». Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (показать). Если какие - то бусинки упадут на стол, попросите собрать их с помощью совка. Обязательно довести эту работу до конца - этот навык очень важен.

«Море волнуется»

Волны - взбиваем мыльную воду. Надувные игрушки, мячики зажимают в руке и отпускают ее на дно. Отпускаем мячик и он выпрыгивает из ванночки.

«Игры с тенью»

На направленный луч света на стену подставляем пальчики, ручки, делаем разные фигуры и смотрим, на что похоже - развитие воображения.