Меню

Развивающие задания по теме цветы. Тема: цветы. Развитие слухового внимания

Климакс 

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:

«Садовые и полевые цветы»

Подготовила и провела учитель -логопед 1 кв. кат.

ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева

с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна

Москва, 2017 г.

Цель : развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи :

- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.

- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.

-Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.

Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)

1. Организационный момент, сообщение темы занятия:

У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)

*Постучалось к нам в окошко

Лето красное с лукошком.

Что в нем спряталось, ребятки?

Ладно, подскажу, - загадки! (Догадался кто? Дети:- Загадки!)

Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца:

Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белого лучи.

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

Одуванчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет.

Колокольчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Про какие цветы были загадки?

Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют.

А какие ещё цветы вы знаете?

Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут.

Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили!

Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами.

2. Основная часть:

Логопед помещает на доску картинки с цветами и все дети вместе считают.

Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.

Один мак, два мака, три мака, четыре мака, пять маков.

Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Один василёк, два василька, три василька, четыре василька, пять васильков.

Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз.

Получилось много красивых букетов, давайте посчитаем, сколько букетов на доске?

Один букет, два букета, три букета, четыре букета, пять букетов.

Кто самый внимательный? Ни чего интересного не заметили? Может есть лишний букет?

Лишний букет роз! Розы- садовые цветы, а все остальные - полевые.

Какие же вы внимательные! Молодцы!

Розы, как и большинство садовых цветов очень приятно пахнут. А полевые цветы почти не пахнут, или имеют чуть уловимый запах.

Давайте представим, как будто мы нюхаем настоящий букет роз!

Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах»

Дети должны сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произнести фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».

Для того, чтобы дети сделали глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветы, а затем, просит детей положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Ребята, а долго ли нас будет радовать букет своей красотой и приятным запахом?

Что надо сделать, чтоб букет дольше простоял красивым?

Букеты надо поставить в вазы с водой, или они быстро завянут.

Предлагаю поставить букеты в вазы. Но у нас будут необычные вазы! Давайте соберём букеты

из разных цветов! В первую вазу поставим цветы, в которых один слог, во вторую - из двух

слогов, в третью - из трёх, а в четвертой - из четырех.

Логопед помещает на доску картинки с изображением ваз со схематическим изображением количества слогов, а ранее размещённые на доске картинки цветов снимает.

Логопед показывает картинку:

Это мак. В слове мак один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Логопед помещает картинку с маком к вазе с одним кружочком и далее помещает цветы к нужной вазе с каждым ответом детей.

Логопед показывает следующую картинку:

Это роза. В слове роза два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Это тюльпан. В слове тюльпан два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Это лилия. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Одуванчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Пион. В слове пион два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Вьюн. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Колокольчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Василёк. В этом слове три слога, его поставим в вазу с тремя кружочками.

Флокс. В слове флокс один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Нарцисс. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Клевер. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Гладиолус. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Астра. В этом слове два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Ромашка. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Какие же красивые яркие букеты получились! Какие ещё слова можно сказать о них?

Садовые, полевые, яркие, пестрые, ароматные, летние, свежие, большие, шикарные, нарядные, нежные, праздничные.

Какие вы молодцы! Замечательные слова подобрали к букетам!

Только про эти букеты нельзя сказать садовые они или полевые, они получились смешанные.

Давайте отделим садовые от полевых.

Как вы думаете, какой цветок лишний в первой вазе? (мак, флокс, вьюн) Почему?

В первой вазе флокс - это садовый цветок, а мак и вьюн - полевые. Значит флокс лишний.

Во второй вазе? (роза, пион, нарцисс, астра, тюльпан, клевер)

Во второй вазе лишний клевер. Он полевой, а остальные садовые.

В третьей? (ромашка, василёк, лилия)

В третьей вазе ромашка и василёк - полевые, а лилия - садовая, значит она лишняя.

А в четвертой? (гладиолус, колокольчик, одуванчик)

В четвёртой вазе лишний гладиолус, он садовый, а остальные - полевые.

Какие же вы сообразительные! Правильно отделили полевые цветы от садовых!

Ребята, а как вы думаете, долго ли будут нас радовать цветы в вазе?

Нет… Они всё равно скоро завянут.

Да, ребятки, к сожалению, цветы не смогут долго простоять даже в вазе с водой, а долго они могут нас радовать на клумбе или в поле. Может кто-то догадался, почему так происходит?

Потому что цветочки без корешка расти не могут. Корешками цветы пьют воду и

питаются питательными веществами из земли, а без корешков цветочки гибнут.

Поэтому цветами лучше любоваться на клумбе или в поле, и без надобности не срывать.

А вы знаете, какие ещё части есть у цветка?

Корень, стебель, листья, лепестки, тычинки, бутон.

Давайте вместе покажем ручками части цветочков:

*Пальчиковая гимнастика (Логопед говорит и делает вместе с детьми)

стебель и

На стебельке

листочки,

А в бутоне есть

тычинки и

много лепесточков.

Показать ладонью одной руки «корень» (будто в руке держим яблоко, пальцами вниз)

Подставляем локоть другой руки к руке имитирующей корень (рука направлена вверх от локтя под углом 90 градусов)

Кисть руки, имитирующей стебель, имитирует бутон сомкнутыми округлёнными пальцами

К руке изображающей стебель, ладошкой другой руки приставляем «Листочки»

Акцент на «бутон»

Соединить ладони вместе пальцами вверх, растопырив пальцы

Открытыми ладонями показать «лепесточки»

Отличные знания о цветах! Здорово всё показали! Молодцы!

Как вы уже сказали, цветы, растущие на клумбе будут радовать нас долго, так давайте посадим их. По одному выходите и сажайте цветок.

*Спрятались цветочки в маленьком лукошке

Надо посадить их в клумбе под окошком!

Логопед держит в руках корзину с картинками садовых цветов (или ставит на столе) и предлагает детям подходить по одному, брать картинку из корзины и помещать на доску, комментируя свои действия. Ранее размещённые на доске картинки надо убрать.

Я посадил на клумбу розу.

Я посадил на клумбу пион.

Я посадил на клумбу нарцисс.

Я посадил на клумбу лилию.

Я посадил на клумбу флокс.

Я посадил на клумбу тюльпан.

Я посадил на клумбу астру.

Я посадил на клумбу гладиолус.

Какая же красивая клумба у вас получилась! Цветы на клумбе радуют не только людей, но и насекомых. Они собирают с цветов пыльцу, нектар.

А как вы думаете, надо ли что- то ещё сделать, чтоб цветы росли и всех радовали?

Цветы надо полить.

Упражнение для развитие общей моторики

Логопед говорит и делает вместе с детьми:

Я цветок, ты - лейка

Ты меня полей ка!

Показывают руками на себя, потом в сторону

Правую руку ставят на пояс, левую отводят в сторону, немного вверх и наклоняют корпус в сторону поднятой руки, имитируя лейку, поливающую цветы.

При повторе упражнения меняют руки

Молодцы! Посадили цветы, полили, а знаете, какие это цветы? Как их назвать одним словом?

Логопед помещает на доску заранее подготовленные схемы слов:

(Полоска- слово, разделённое на квадраты раскрашенные красным(гласные), синим(твёрдые согласные) и зеленым(мягкие согласные))

схема для слова «полевые»

Вы умело различаете садовые и полевые цветы, молодцы! Получится ли у вас так же умело различить эти слова в схемах?

Первая схема подходит к слову «садовые», а вторая- «полевые». В них одинаковое количество гласных и согласных, только в слове «садовые» все согласные твёрдые, а в слове «полевые» согласная, которая третья в слове, мягкая.

Молодцы, верно догадались!

А знаете ли вы, кто ухаживает за садовыми цветами?

Садовод, садовник.

Юлия Грабельникова
Домашнее задание по теме «Полевые и садовые цветы»

1. «Загадки - отгадки»

На лугу растёт кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка)

Солнце жжёт

Мою макушку,

Хочет сделать погремушку (Мак)

Очень яркий,

Синеглазый,

Любит прятаться во ржи (Василёк)

Белые горошки

На зелёной ножке (Ландыши)

Белые, бордовые,

Пёстрые, лиловые,

Осенние предвестники,

Ромашек летних крестники.

На клумбах и на грядках,

С травой играя в прятки.

В ковёр один сольются…

Как они зовутся? (Астры)

Их видимо - невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал - весёлых голубых?

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть - чуть поколдовали и сделали цветок (Незабудки)

2. «Повтори чистоговорки»

Вот вам одуванчик - жёлтый сарафанчик.

Вот вам т ромашка, а на ней - букашка.

Колокольчик голубой подарили нам с тобой.

Целый день, целый день очень пахнет сирень.

Ты не рви цветочек , пусть живёт дружочек.

3. Физкультминутка - логоритмика.

«В лесу»

(Отстучать карандашом ритмический рисунок стихотворения : четыре удара на первую и третью строчку, три удара на вторую и четвёртую строчку)

В лесу растут растения :

Ягоды, кусты,

Разные деревья,

Травка и кусты, красивые цветы .

4. Прослушать стихотворение и назвать цветы , которые запомнил (на каждый цветок загибать палец ) .

Цветы

Колокольчик и левкой, георгин и шар золотой,

Василёк, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,

Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс,

Хорошо запомни ты, как называются цветы .

5. Составить предложения из слов и пересказать получившийся рассказ.

Нарисовать картинку к рассказу.

В, жарко, лес, тихо, и. Высоко, стрижи, над, летать, земля. Ягоды, на, кусты, висеть, малина, крупные. Рыжие, на, ветка, с, белки, ветка, прыгать. Под, сидеть, берёза, ёж. В, лес, хорошо!

6. Нарисовать картинку на тему «Лес - наше богатство. Береги лес»

Публикации по теме:

Тема: Весна. Международный Женский день. 1. Понимать и объяснять заданный вопрос (взрослый записывает за ребенком): Какое время года наступило.

Художественная гостиная «Полевые цветы» (открытое мероприятие для родителей) Группа: подготовительная к школе Цель: закреплять навыки изображения.

Цели занятия:
  1. Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания.
  2. Продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы садовые, луговые, лесные, полевые, комнатные).
  3. Развитие грамматического строя речи через умение правильно согласовывать местоимения МОЙ , МОЯ с существительными.
  4. Активизация и обогащение лексической стороны речи.

Существительные: названия цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; части цветка: корень, стебель, листья, бутон, лепестки, сердцевинка, семена.

Признаки: садовые, луговые, полевые, лесные, комнатные.

Действия: ухаживать, садить, вскапывать, поливать.

  1. Развитие зрительного восприятия через игру «Волшебная труба».
  2. Развитие координации слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.
  3. Автоматизация поставленных звуков через рассказывание стихотворений.
  4. Развитие умения у детей самостоятельно задавать вопросы по образцу логопеда.
  5. Развитие фонематического анализа и синтеза через полный звуковой анализ слова РОЗА. (Работа с цветными магнитами)

Оборудование: картинка с изображением вазы с букетом; картинка с изображением строения цветка; волшебная труба; картинки с изображением цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; листы с контурным изображением цветов наложенные друг на друга по количеству детей; волшебный сундучок; искусственный цветок-роза; цветные магниты для звукового анализа слова; картинки с изображением цветов по количеству детей, иллюстрации с изображением леса, луга, сада, теплицы.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

2. Вступительная беседа: (Чтение логопедом стихотворения С.А Васильевой «Ваза с букетом»)

Назовите одним словом растения, о которых говорится в стихотворении? (Это цветы.)

(Вывешиваю иллюстрацию на доску)

Какие цветы вы знаете? Назовите. (Ответы детей)

К какой природе мы относим цветы? К живой или неживой?

Почему? Объясните. (Ответы детей)

Скажите, а где мы можем увидеть цветы? (В лесу, на лугу, в поле, в магазине, в комнате, на подоконнике и т.д)

Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)

Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)

Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)

Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)

Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)

ОЦЕНКА.

3. Сообщение темы и целей занятия:

Кто-нибудь из вас догадался, о чём мы с вами будем сейчас говорить? (Мы будем говорить о цветах)

— Сегодня на нашем занятии мы будем рассказывать о цветах, и узнаем о них очень много интересного.

4. Игра «Я смотрю в волшебную трубу».

— Ребята, вчера вечером в мою дверь кто-то постучался. Когда я открыла дверь, то увидела волшебника. В руках он держал вот эту волшебную трубу. И вот сегодня эта волшебная труба поможет нам узнать о цветах много нового и интересного.

— Вы знаете как устроен цветок?

— Сейчас мы узнаем это, глядя в волшебную трубу.

— Я беру трубу, смотрю в неё вот на эту картинку и вижу только корень цветка.

— А ты, Саша? (ребёнок берёт трубу, наводит на картинку и называет части цветка). Аналогичная работа с другими детьми.

5. Физ. минутка.

Цель: координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.

«НА ЛУЖАЙКЕ ПО УТРУ»

На лужайке по утру

Мы затеяли игру

Я – подснежник, ты вьюнок.

Становитесь в наш венок. (Дети встают в круг, берутся за руки)

Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад, расширяют круг)

Раздвигайте круг по шире.

А теперь мы ручейки, (Бегут по кругу)

Побежим в перегонки.

Прямо к озеру спешим, (Раздвигают круг)

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять, (Смыкают круг)

Будем в солнышко играть. (Бегут по кругу)

Мы — весёлые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх)

Мы – резвы и горячи. (Прыгают на носочках, руки на поясе)

6. Рассказывание стихотворений детьми:

ГВОЗДИКА

Длинный зелёный стебель,

Гвоздики махровый цветок,

Вот почему у мамы

Тёплый в глазах огонёк.

Жёлтых и белых - разных

Много таких цветов.

Мы с папой выбрали красный -

Он означает «любовь».

(В.И.Мирясова)

ЛАНДЫШ

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелёчку тонкому - дарят аромат.

В мае распускаются и цветут в лесу.

Даже книга Красная бережёт красу.

И лисичка рыжая рядышком пройдёт,

Белый и душистый цветик не сомнёт.

(В.И.Мирясова)

ТЮЛЬПАН

Тюльпан стремится к небу горделивый,

Жёлтый или красный - он любой красивый.

На маленький овал похож его бутон,

В луковке зимою сохранился он.

На утренней заре раскроется чуть-чуть -

Хочется ему на солнышко взглянуть,

А на закате снова ляжет спать -

И не нужна ему для этого кровать.

(В.И.Мирясова)

КОЛОКОЛЬЧИК

Он расцвёл в тиши лесной,

Граммофончик голубой.

А звенит он или нет -

Только лес нам даст ответ.

(В.И.Мирясова)

РОМАШКА

В виде жёлтеньких кружков,

У ромашек серединки

Обрамляют сердцевинки

Много белых лепестков.

Выросли ромашки в поле,

Всех цветов не унести.

Красота вокруг, раздолье,

Сяду я венок плести.

Я желанье загадаю,

Отрывая лепесток,

Повезёт ли мне, узнаю -

Даст ответ мне мой цветок.

(С. А. Васильева)

В саду благоухаю,

Роняю лепестки,

Я красотой сияю,

Но остры коготки.

Дала я имя цвету.

За тёплый солнца свет

Я благодарна лету.

Цветка нарядней нет!

(В.И.Мирясова)

ОДУВАНЧИК

Жёлтая головушка,

Розовая ножка.

Одуванчик-солнышко

Подержу в ладошке.

Появилось солнышко

В мае на лугу,

На него любуюсь,

Очень берегу.

Жаль, недолго солнышко

Будет золотым,

Побелеет солнышко -

И расстанусь с ним.

(В.И.Мирясова)

ПОДСНЕЖНИК

Там, где сосны не проснулись,

Где в сугробах спит валежник,

Нынче утром народился

Голубой цветок – подснежник.

…Он разгрёб песок холодный

Корешком своим, как лапой.

Он меня считает папой,

А тебя считает мамой.

(Картинки с цветами выставляются на доску)

— Назовите цветы, про которые можно сказать МОЯ.

Назовите цветы, про которые можно сказать МОЙ.

7. Игра «Найди и назови цветок».

Ребята, внимательно посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столах.

Какие цветы вы видите? Назовите. (У каждого ребёнка имеется лист с контурным изображением цветов, наложенных друг на друга. Дети рассматривают изображения и называют цветы.)

8. Игра «Волшебный сундучок».

Ребята, ещё добрый волшебник подарил вам вот такой волшебный сундучок.

А знаете, что в нём? Волшебник сказал, что в сундуке красивый цветок.

Ребята, цветок что-то мне шепчет. Он хочет узнать, а знаете ли вы, что должны делать люди, чтобы цветы выросли? (Вскапать землю, сделать клумбу, посадить семена, ухаживать: поливать и полоть клумбу).

А теперь, давайте отгадаем, какой цветок отправил нам волшебник?

Я сейчас задам вопрос, а вы внимательно послушайте.

Цветок, цветок, ты растёшь в лесу? Ты лесной цветок? (Имитация отрицания).

А теперь вы спросите.

Как вы спросите? Где ещё растут цветы? (-Цветок, ты растёшь на лугу? Ты луговой цветок?) (Отрицание)

Если цветок растёт на поляне? Как мы спросим? (-Цветок, ты растёшь на поляне, ты полевой цветок?)

Если цветок растёт в комнате, то как спросите? (-Цветок, ты растёшь в комнате? Ты комнатный цветок?) (Отрицание).

Если цветок растёт в саду? Как спросите? —(Цветок, ты растёшь в саду? Ты садовый цветок?) (Имитация соглашения).

Ребята, а какой цветок растёт в саду? (Обращаю внимание на картинки). (РОЗА)

А теперь, посмотрите на картинку и скажите, РОЗА, какая она?

(красная, с шипами, гордая, грациозная, ароматная, красивая и т.д.)

9. Звуковой анализ слова РОЗА:

А сейчас, ребята, мы с вами запишем слово РОЗА.

Только писать я будем не буквами, а чем? (Обращаю внимание детей на цветовые магниты).

Назовите первый звук в слове РОЗА? (Р)

Какой магнит я должна взять? (Синий). -Почему? Докажи.

(Потому что звук Р- согласный, твёрдый ).

Аналогичная работа с другими звуками. На доске под картинкой получается следующая схема:

— Скажите, а сколько в слове РОЗА слогов? (Два)

Почему так решили? (Правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов ).

10. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

У каждого ребёнка картинка с изображением какого-то цветка.

— Ребята, сейчас каждый будет называть цветок, и определять место, где растёт этот цветок и помещать его на картинку.

Образец логопеда: — У меня гвоздика. Гвоздика растёт в лесу, значит это лесной цветок. Помещаю картинку на иллюстрацию с изображением леса. Аналогичную работу проводят дети.

учитель-логопед МБДО

учреждение детский сад «Сказка» г. Иркутска.

Больше интересной и познавательной информации

Занимаемся по теме: "Садовые и полевые цветы"

Дети должны знать:

· название садовых и полевых цветов, уметь их классифицировать (полевые - василёк, одуванчик, ландыш и т.д.; садовые – роза, тюльпан и т.д.);

· из каких частей состоят цветы?

· как ухаживают за садовыми цветами?

· чем отличаются полевые цветы от садовых?

· лекарственные свойства некоторых цветов.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать:

Существительные: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, тюльпан, колокольчик, василёк, ландыш, роза, пион, лилия, гвоздика, календула, астра, ромашка, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, шипы, природа, охрана и т.д.

Прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, лекарственные, резной, ароматный, ярко-желтый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.

Глаголы: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, вянут, собирают, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игровое упражнение «Посчитай» (согласование числительных с существительными с числами 1,2,5).

Один красивый цветок, два красивых цветка, пять красивых цветков
Одна лесная фиалка, две лесных фиалки, пять лесных фиалок

(розовый пион, колючая роза, белая ромашка, душистый ландыш, цветущая астра, голубой колокольчик, нежный лепесток)

2. Игра «Какой? Какая? Какие?» (согласование существительных с

прилагательными)

Подснежник (какой?) – первый, белый, нежный…
Фиалка (какая?)– маленькая, фиолетовая, душистая, лесная…
Листья (какие?) - зелёные, нежные, овальные, резные….

(ромашка, одуванчики, пион, клумба, лилии, василёк)

3. Игровое упражнение «Цветочная полянка» (образование относительных прилагательных)
Полянка, на которой растут ромашки (какая?) – ромашковая.

Полянка, на которой растут васильки (какая?) – васильковая.

Полянка, на которой растут цветы (какая?) – цветочная.

Полянка, на которой растут одуванчики (какая?) – одуванчиковая.

4. Игровое упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (подбор глаголов к существительным)

На клумбах цветы (что делают?) – растут, цветут, вянут, распускаются….

Из садовой лейки цветы (что делают?) - ……

Удобрениями садовые цветы (что делают?) – ……..

Выращенные цветы ножом (что делают?) -…….

В букеты цветы (что делают?) …..

Цветами люди (что делают?) - …….

Связная речь

1. Упражнение «Расскажи-ка»: Составить рассказ о цветах по предложенному наглядному плану.

Развитие внимания, памяти, мышления

Упражнение «Помоги Незнайке» (упражнять детей в использование в речи предлогов)

· Пёстрая бабочка кружится …. желтым одуванчиком.

· Трудолюбивые пчелы собирают нектар … цветов.

· Букет цветов стоит …. красивой вазе.

· …. листом одуванчика спрятался муравей.

· Бабочка подлетела … колокольчику, потом села … клевер, собрала пыльцу …. ромашки.

· Аромат ландышей привлекает … себе насекомых.

· Весной … снега появляются первые цветы.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»

Цель: развитие общих речевых навыков.

Задачи:

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Развивающие: Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Обучающие: Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают). Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных. Совершенствовать навык звукослогового анализа слов. Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

Ход занятия

    Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие

Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2. Развитие слухового внимания

Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)

ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме

Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)

И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)

А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?

А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)

Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)

Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)

Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)

Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)

Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

4. Развитие зрительного восприятия

Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.

Игра «Назови части цветка»

Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…

(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)

Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

Что идет после корня? (Стебель)

А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

И остались?... (Лепестки)

Какой цветок у нас получился? (Мак)

5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа)

Сколько звуков в слове «мак»? (3)

Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])

Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])

Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])

А сколько слогов в слове «мак»?

А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)

6. Развитие логического мышления

Игра «Сложи цветок»

Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.

Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.

Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)

Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик - луговой)

7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики

Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.

Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

На какой цветок похоже? (На ромашку)

8. Развитие слухового внимания

Игра «Доскажи словечко»

Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?

Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

Цветики - корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша... (ромашка)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В тонких веточках... (мимоза)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный... (мак)

Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.

И первым появляется
В проталине...(подснежник)

9. Развитие общей моторики

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

Раз –два-три выросли цветы

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечки качал

Влево качнулись- низко прогнулись.
Вправо качнулись – низко пригнулись.

Ветерок убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут!

сидели на корточках, встаем
тянутся на носочках
смотрят вверх

раскачивают руками влево - вправо над головой

наклоняются влево

наклоняются вправо

грозят пальчиком

приседают

медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики

10. Развитие зрительного внимания

Игра «Что изменилось?»

Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

11. Развитие словарного запаса

Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)

Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

12. Развитие математических способностей, слухового внимания

Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазки

Два веселых василька

Подарили маме дети

Сколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветка

Четыре лепестка

А сколько лепестков

У двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша,

Сколько будет два и пять? (семь)

13. Развитие грамматического строя речи

Игра «Один - много»

Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один - много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

Ромашка – ромашки

Василек – васильки

Мак – маки

Лилия – лилии

Одуванчик – одуванчики

Роза – розы

Подснежник – подснежники

Ландыш – ландыши

Нарцисс - нарциссы

14. Итог занятия

Ребята, как вы думаете, сорванный цветок - это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

В чем - плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

Дополнительный материал

    Развитие общих речевых навыков

Вырастут у Розы, в огороде розы.

Розовые, красные, все цветочки разные!

    Развитие графомоторных навыков

Игра «Соедини по точкам»