Меню

Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении. Должностные инструкции работников дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации для педагогов по эффективному взаимодействию с сотрудниками доо Взаимодействие воспитателя с медиц

Патологии матки

Способы взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом

Педагоги учат детей умываться, мыть ноги перед сном, следить за состоянием рук, ногтей, мыть руки перед принятием пищи, пользоваться унитазом и туалетной бумагой, правильно применять предметы индивидуального пользования (расческу, носовой платок, полотенце, зубную щетку и т.п. Формируют привычку к здоровому образу жизни на занятиях, проводят познавательную работу о вреде вредных привычек. Формирует знания и умения детей по основам безопасности жизнедеятельности, освоению схемы поведения детей в опасных ситуациях.

Обеспечивают максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Организуют музыкальные и спортивные развлечения, активный отдых на прогулке, походы, экскурсии на природу. Обеспечивают регулярное посœещение кружка детьми с выявленным диагнозом ʼʼупрощенная стопаʼʼ, ʼʼплоскостопиеʼʼ.

Включают в режим дня упражнения по профилактике нарушений плоскостопия, осанки, зрения. Учат детей контролировать собственную осанку, посадку за столом во время занятий. Соблюдают санитарные правила организации занятий: свет слева, достаточная освещенность рабочего и игрового места͵ подбор мебели по росту детей. Осуществляют медико – педагогический контроль за соблюдением режима двигательной активности в течение дня. Контролируют соблюдение санитарно – гигиенических норм проведения занятий, моторной плотности и физической нагрузки на детей во время организованных форм работы по физическому воспитанию детей

Медицинский персонал осуществляет контроль за качеством работы педагогов ДОУ по формированию культурно – гигиенических навыков, выполнением санитарных правил, установленных органами Роспотребнадзора. Консультирует родителœей по основам здорового питания. Консультируют педагогов и родителœей по обеспечению безопасности детей в летний период, по профилактике детского травматизма, солнечного удара, укусов насекомых, отравлений ядовитыми грибами, ягодами, растениями.

Оказывает первую помощь при заболеваниях детей, контролирует выполнение закаливающих процедур естественных факторов закаливания (солнца, воздуха, воды). Проводит отбор детей на кружок по медицинским показаниям. Подбирают в соответствии с заболеваниями комплексы лечебной гимнастики, упражнений, игр.
Размещено на реф.рф
Проводит диагностику состояния у детей зрения, осанки, стопы. Контролирует выполнение в группах комплексной системы оздоровительных мероприятий в ДОУ.

Проведение работы по профилактике детского травматизма в детском образовательном учреждении

Способы взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способы взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом" 2017, 2018.

Учебно-методическая публикация. Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физкультуре и музыкальных руководителей, 2016 г.

Создание образовательного пространства в ДОУ во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.

Создание образовательного пространства в ДОУ во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.

Один из таких нормативно - правовых документов является Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г. В ст. 64 п.1 говорится, дошкольное образование направленно на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Еще один нормативно - правовой документ это Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДОУ. Одна из задач стандарта: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Поэтому очень важен процесс образовательного взаимодействия.

Слаженность в работе - залог хорошего результата. Данное правило действует в любом коллективе, в т. ч. пе-дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения де-тей.

Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества педагогов.

Мы выделили некоторые формы взаимодействия специалистов:

  • Коррекционная работа
  • Консультации
  • Педсоветы
  • Семинары-практикумы
  • Праздничные мероприятия
  • Индивидуальные беседы
  • Совместные проекты
  • Медико-педагогический контроль

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего коллектива ДОУ.

Взаимодействие инструктора и воспитателя

Современные требования предусматривают интеграцию и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности.

Мы вместе с воспитателями проанализировали об-разовательные области, с которыми интегрируется область «Физическая культура» по со-держанию и средствам.

Интеграция образовательной области «Физическая развитие» с другими образовательными областями по содержанию : «Здоровье» — использование здоровьесберегающих техноло-гий и специальных физических упражнений для укрепления органов и систем (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз), воздушное закаливание.

«Социализация» — взаимо-действие и помощь друг другу во время эстафет и спортивных мероприятий, справедливая оценка результатов игр или со-ревнований.

«Безопасность» — формирова-ние навыков безопасного пове-дения во время подвижных игр, при пользовании спортивного инвентаря.

«Труд» — помощь в раздаче и уборке пособий и спортивного инвентаря.

«Познание» — активизация мышления детей, подвижные игры и упражнения, закрепляющие полученные знания.

Интеграция образовательной области «Физическая культура»

с другими образовательными областями по средствам:

«Коммуникация» — беседы инструктора с детьми и детей друг с другом, с целью учить высказывать предположе ния и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих и т.д.

«Чтение художественной ли-тературы» — чтение стихотворе-ний инструктором и детьми.

«Художественное творчество» — подготовка различных материалов для оформления помеще-ния, для использования в различных мероприятиях.

«Музыка» — проведение игр, эстафет, закрепление навыков основных видов движений, дыхатель-ной гимнастики - под музыку.

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.
В свою очередь, инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников.

Взаимодействие с педагогом-психологом

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги- психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.

Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.

Поэтому была совместно создана картотека, где собраны игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов, которые я включаю физкультурные занятия и развлечения

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Кроме того, что музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.

Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение, соответствовать тематики. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении мне необходимо музыкальное сопровождение мы вместе подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков - полька, галоп.

Чаще всего используем музыку, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки, средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений, релакс.

Совместно с музыкальным руководителем мы создали дискографию, которую постоянно пополняем, она служит незаменимым помощников в организации двигательной деятельности.

Взаимодействие с медицинским работником

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при взаимодействии педагогов и медицинского персонала.

Основными аспектами, совместной деятельности, прежде всего, являются:

  • Физическое состояние детей посещающих детский сад. Так, в начале и в конце года, совместно с медицинской сестрой осуществляется мониторинг физического развития и подготовленности детей.
  • Профилактика заболеваний опорно - двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Вместе разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выде-ляем дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому я кроме индивидуальной работы с такими детьми, в занятия обязательно включаю упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Обязательно ведем совместный контроль над организацией щадящего режима занятий или медотвода для детей перенёсших заболевания.
  • Способствуем предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление сетки занятий), соблюдению режима дня и двигательного режима.

Взаимодействие инструктора и учителя-логопеда

Учитель - логопед работает над коррекцией звукопроизношения у детей, инструктор по физвоспитанию обучает детей основным видам движений, поэтому взаимосвязь инструктора и логопеда можно проследить в двигательно-речевой деятельности.

Речевые игры, потешки, скороговорки, считалки и т.д. помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, и физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные виды движений, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.

Таким образом, решаются следующие задачи:

  • коррекция звукопроизношения;
  • упражнение детей в основных видах движений;
  • становление координации общей моторики;
  • умение согласовывать слово и жест;
  • воспитание умения работать сообща.
  • Развитие психических процессов (эмоции, чувства, мышление, память, внимание, и т.д.)

Совместно были подобраны и разработаны речедвигательные игры, которые направлены на закрепление основных видов движений.

Таким образом, регулярная, сов-местная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда непременно приведет к выполнению поставленных задач.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД:

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.

Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ . Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности . Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения не разрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в

освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.

Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса , и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна , разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов . Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования : обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий :

Приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

Продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

Во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой

сотрудничества , является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми . Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога и полилога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например : «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное?» , «Как поют птенчики высоким или низким голоском?» . Дети отвечают, как правило, всегда правильно.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействия воспитателя с руководителем физического воспитания образовательного учреждения.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Наиболее

доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем и руководителем физического воспитания. Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется их взаимодействием . Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач : общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов : консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико- педагогических совещаниях

Они в одинаковой мере :

Знают программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты) ;

Проводят диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;

Знают особенности состояния здоровья воспитанников и планируют занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

Формируют у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

Используют средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально – волевых) качеств у воспитанников;

Контролируют физическую нагрузку по внешним признакам утомления;

Используют средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;

Осуществляют закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;

Обеспечивают безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

Оказывают детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

Планируют, проводят и анализируют физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика);

Информируют родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических нагрузок, разных видов и форм деятельности.

Взаимодействия воспитателя с медицинским работником образовательного учреждения.

Взаимодействие воспитателя и медицинского работника направлено на :

контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада;

соблюдение санитарного режима по назначению врача, организацию мероприятия по закаливанию детей;

обеспечение организаций оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей;

учет отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей;

производится совместный ежедневный утренний прием детей;

участие в педагогических советах , посвященных проблеме физического развития и здоровья детей;

санитарно-просветительская работа родителей;

соблюдением графика получения пищи группой;

ведение табелей на питание детей по группе;

организацию питания в группе.

Взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем образовательного учреждения.

Во взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем происходит ежедневно, на протяжении всего дня прибывания детей в детском саду, в него входит :

участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;

создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;

совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечение сохранения и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;

организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи;

участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;

несение ответственности за их жизнь и здоровье детей;

одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий;

обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;

выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;

обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья;

совместная работа с детьми;

взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие .

1.Задачи и содержание взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей. Большую помощь в этом медицинскому персоналу оказывают заведующий, воспитатель, которые, зная индивидуальные особенности каждого ребенка, при внимательном к нему отношении могут своевременно заметить любое отклонение в его поведении и самочувствии и вызвать медперсонал для установления диагноза и изоляции.

Лица, поступающие на работу и работающие в пищеблоках, обязаны проходить медицинские осмотры и обследования в соответствии с действующими нормативными документами. Так, лица, непосредственно соприкасающиеся с продуктами, посудой, производственным инвентарем и оборудованием, должны проходить гигиеническую подготовку, сдавать зачет раз в 2 года по установленной программе. Санитарный врач имеет право отстранить от работы лиц, не знающих и не выполняющих санитарные правила при работе, до сдачи зачета по установленной программе. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку, в которой отмечают результаты всех медицинских осмотров и обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, прохождении гигиенического обучения, аттестации.

Правильные планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание детей с достаточным введением в меню витаминов, физическое воспитание и особенно закаливание, а также хорошая постановка общего медицинского обслуживания и воспитательной работы повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе к болезнетворным микробам.

Важным мероприятием в системе борьбы с попаданием инфекции в детские учреждения является правильная организация приема детей.

Перед направлением в детское учреждение ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом поликлиники, обследован на бактерионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Врач должен выяснить, нет ли инфекционных заболеваний в доме и квартире, где живет ребенок, и уточнить, какими инфекционными болезнями он ранее переболел. Это должен знать воспитатель. На основе данных проведенного обследования врач выдает соответствующую справку. В детское учреждение должна быть представлена справка из санитарно-эпидемиологической станции о том, что у ребенка и живущих по соседству с ним нет заразных заболеваний.

Медицинская сестра осматривает вновь принятых детей, а также ребенка, вернувшегося после болезни, проверяет наличие медицинской документации и дает разрешение принять его в группу. Этого ребенка затем обязательно осматривает врач. В случае возникновения инфекционного заболевания (такого, как коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха) с разрешения эпидемстанции организуется карантинная группа из детей, имевших контакт с больным ребенком. Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического режима (посуду обрабатывают и кипятят отдельно, белье замачивают отдельно в дезинфекционных растворах). Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации).

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней детей принимают в ДОУ только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения.

Больше значение имеет санитарный контроль за приемом персонала на работу, особенно в детские учреждения закрытого типа. Лица, поступающие на работу в пищевые блоки детских учреждений и на должности, связанные с непосредственным обслуживанием детей (воспитатели), подлежат полному медицинскому осмотру, тщательному опросу о перенесенных заболеваниях; выясняют, нет ли инфекционных болезней по месту их жительства. Эти лица должны быть обследованы на бактерионосительство (кишечные инфекции). Если в семье работающего в дошкольном учреждении возникнут инфекционные заболевания, передающиеся через третьих лиц, он может явиться на работу только после изоляции больного и полной химической дезинфекции всей квартиры.

Большое значение имеет санитарно-просветительная работа, которая ведется с обслуживающим персоналом детских учреждений, с детьми, а также с их родителями.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, при кашле и чиханье прикрывать рот и нос носовым платком или тыльной стороной ладони и т.д.

Взаимное оповещение детских и лечебных учреждений (поликлиника, больница, санитарно-эпидемиологическая организация) о наличии заразных больных и бывших с ними в контакте детях является важнейшим средством, предупреждающим занесение инфекции в ясли и детские сады . Следует добиваться того, чтобы родители немедленно извещали работников детского сада о болезни ребенка, членов семьи и соседей по квартире. Важен тщательный учет заболеваемости инфекционными болезнями детей и персонала детских учреждений.

В период летней оздоровительной работы на даче необходимо выполнять комплекс специальных профилактических мероприятий. Большое значение имеет санитарно-гигиеническое состояние места, куда выезжает детское учреждение.


Похожая информация.


Предлагаю коллегам свой материал по инновационной деятельности в коррекционном детском саду.

Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей, медицинских работников дошкольных учреждений.

Актуальность проблемы организации и содержания в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей, социальные условия семей, социальная инфраструктура региона,экологическая среда и медицинское обеспечение населения и детей в частности.

О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нем присутствует .

Мною была предпринята попытка осмыслить теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения,коррекции развития детей, а также определить пути совершенствования этой системы в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Коррекционно-образовательная система в условиях детского сада компенсирующего вида предлагает совместную деятельность педагогов в организации коррекционных, воспитательных, оздоровительных,медицинских мероприятий, с целью компенсации дефекта каждого ребенка, обогащения его социального опыта, приобщения к здоровому образу жизни, развитие у него культуры общения, кругозора толерантного поведения, т.е. взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ: логопеда, воспитателя и медицинского блока.

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В настоящее время образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно “учебной” направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому я приступила к активным поискам новых, инновационных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Во-первых, я обращаю главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаю, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

В-четвертых, мной совершенно отчетливо установлена прямая зависимость от преемственности в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Я считаю, что полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива (учителя-логопеда, невропатолога, воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока детского сада, психолога детской консультации или Центра диагности и консультирования) и единства требований, предъявляемых к детям.

Актуальность проблемы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с другими специалистами будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – взаимодействие в работе с медицинским блоком и устранение различия в позициях учителя -логопеда и медицины по вопросам речевого развития детей.

Медицинский блок в детском саду хорошо осуществляет свою работу, а учитель- логопед делает свою, и в лучшем случае взаимодействие этих специалистов осуществляется при направлении ребенка к неврологу.

Медики нередко, как самопроизвольно отстраняются от работы по лечебно- коррекционной работе, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Кроме того определенная часть учителей – логопедов недооценивает важность тесного взаимодействия в работе с медицинским блоком детского сада в коррекционной работе.

Отсутствие систематической обратной связи лишает возможности и тех и других вести эффективно работу по устранению речевой патологии у детей дошкольного возраста, быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей со всех сторон и медицинской и педагогической.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом лечебно — коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медиков будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что взаимодействие всех специалистов в ДОУ дадут полноценное развитие ребенку с нарушениями речи.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях необходимо тесное взаимодействие медицины и учителя-логопеда для решения проблем речевого развития детей, посещающих детский сад компенсирующего вида. Признание приоритета взаимодействия медицины и педагогов в коррекции требует иных взаимоотношений медицинского блока детского сада и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Это сотрудничество становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с медиками; а медицинский персонал — повышения педагогической культуры, как основу совершенствования для полноценного развития ребенка.

Вовлечение медицинского блока в коррекционно -образовательный процесс, заинтересованное участие в этой деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития детей в детском саду.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

1. Изучить особенности взаимодействия между учителем- логопедом и медицинским блоком для коррекции речи детей.
2. Привлечь медицинский блок к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей, через лечебно- коррекционные мероприятия
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и медики в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Стратегия достижения поставленных целей

Педагогический проект «Здоровьесберегающие технологии в логопедической группе при взаимосвязи в работе учителя-логопеда, медицинского блока и воспитателей» рассчитан на 1 год.

Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.

1 этап. Диагностический- сентябрь
2 этап. Основной этап- октябрь- апрель
3 этап. Заключительный этап-май (Приложение № 3)

Работа организуется по следующим разделам:

1.Коррекционно-логопедическая работа и коррекционно — образовательная работа (учитель-логопед и воспитатель, помощник воспитателя):

  • развитие общих речевых навыков;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • обогащение лексики;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие общей моторики.

2. Коррекция основных психических процессов (Учителя- логопеда, воспитателя, психолога детской консультации или Центра Диагности и консультирования, так как психолога в нашем учреждении нет):

  • работа психолога по нейропсихологической программе.

3. Коррекционно-оздоровительная работа:

Взаимосвязь с невропатологом(учитель-логопед, медицинский блок, воспитатель, музыкальный руководитель,врачи детской консультации);
- консультации отоларинголога, ортодонта, хирурга;
- БОС (постановка нижнее- диафрагмального дыхания);
- массаж (зондовый);
- фитотерапия;
- ароматерапия;
- музыкотерапия;
- арттерапия.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей специалистов. Многие из коррекционных задач решаются специалистами совместно. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить их функции, чтобы исключить возможность дублирования.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю — логопеду. Я, как специалист, лучше знаю речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с речевой нормой, динамику коррекционной работы, а так же принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей.

В начале учебного года на совещании я знакомлю всех участников коррекционного процесса с результатами обследования детей, (вся информация о поступивших детях вносится в специальную папку, т. е. создается банк данных детей); обращаю их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя цели, задачи программы, методы ее реализации, продолжительности этапов коррекционной работы, намеченные результаты. Совместно обсуждается план оздоровительной работы. (Приложение №4)

При определении содержания работы я знакомлю всех с перспективным планом работы, а в течении всего учебного года систематически информирует об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Специалисты содействуют развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляют и расширяют компенсаторные возможности ребенка, осуществляют коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных мной в определенный период обучения.

Воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Так же воспитатели закрепляет учебный материал логопедических занятий. Совместно с воспитателями составляется перспективный план по развитию речи, в котором четко прослеживается взаимосвязь коррекционных задач логопеда и воспитателей.

Работу с воспитателями осуществляю в следующих формах:

  • Тематические педсоветы, консультации для специалистов МДОУ;
  • Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
  • Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
  • Тематические консультации;
  • Индивидуальные консультации;
  • Круглые столы;
  • Творческие гостиные;
  • Теоретические и практические практикумы…

Контингент дошкольников с ОНР представлен в главном образе с детьми с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями, поэтому преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой.

В рамках сотрудничества с педиатрами детской поликлиники, психоневрологом ЦРБ проводится следующая работа: медицинская сестра и я имеем возможность просматривать медицинскую карточку ребенка и собирать информацию об анамнезе, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Такое направление работы, как контроль со стороны медицинского персонала научно обосновано положением о необходимости проведения всестороннего медико-педагогического анализа речевого расстройства для определения его природы. Нарушения развития могут возникать вследствие различной этиологии, и проявляться в различных формах, в частности в виде речевых расстройств. Для правильного определения патогенеза и структуры речевого нарушения недостаточно только педагогического обследования, необходимо привлечение данных клинических исследований (проводимых врачами: детским невропатологом, отоларингологом, окулистом, стоматологом-ортодонтом и т.д.) Эти данные имеют большое значение для разработки дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия и выбора, необходимых медико-педагогических мероприятий, направленных на преодоление речевого расстройства.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. Перечислим основные необходимые составляющие такой системы:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
- медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
- включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
- обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
- специально организованная работа по физическому воспитанию:
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей предполагает:

Обеспечение условий для жизни и деятельности детей, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам (соответствующая мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д);
- проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы;
- обеспечение полноценного питания, витаминизация;
- проведение закаливающих мероприятий;
- проектирование пространства и его оснащение.

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости:

Диспансеризация и профилактический осмотр осуществляется врачами детской поликлиники;
- текущий медицинский контроль и профилактика заболеваемости осуществляется старшей медицинской сестрой (штатная единица) , врачом – педиатром, и врачами-специалистами: психиатром, невропатологом, физиотерапевтом (специалисты детской консультации);
- проведение оздоровительных мероприятий и процедур.

Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс:

Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика, двигательные разминки, в процессе занятий);
- использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения. Для решения этих задач используются артикуляционная, и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения;
- формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни, в том числе формирование культурно-гигиенических навыков, обучение некоторым приемам самомассажа;
- создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Медицинские работники так же участвуют в коррекционном процессе. Когда проходит, изучение различных тем я приглашаю, медицинских работников на занятия, где они рассказывают о своей профессии, знакомят детей с медицинскими инструментами. Проводим для детей экскурсию в медицинский кабинет с целью ознакомления, обучения и развития, воспитываем уважение к медицинским профессиям. Налажен в группе выпуск газеты « Здоровей-ка» , в которой в доступной форме для родителей приведена информация о взаимосвязи работы медицинского блока и учителя- логопеда.

Также, в рамках сотрудничества с детской поликлиникой, по направлению педиатров района, логопедом детской поликлиники и учителем- логопедом МДОУ обследуются дети с ограниченными возможностями для оформления документов на врачебную экспертную комиссию (МСЭ) и дальнейшую коррекционною помощь. Учитель- логопед совместно с медиками направляет ребенка на консультации к врачам, которые назначают необходимое лечение. В дальнейшем медицинский блок прослеживает сроки лечения и уже сам направлять для повторных курсов лечения ребенка, если это необходимо, проконсультировавшись с учителем- логопедом данного ребенка. Совместно со мной медицинские работники в начале года проводят медицинское обследование детей(Приложение №1), проводят работу по адаптации детей(Приложение №2), определяют нагрузку по каждому ребенку, назначают общеукрепляющий массаж, подготавливают документы для консилиума.

В середине и конце учебного года, после проведения коррекционной работы провожу дифференциальную комплексную диагностику по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии ребенка. (Приложение №1)

Если все мероприятия, выработанные специалистами, оказались неэффективными, и ребенок продолжает испытывать значительные затруднения в обучении и воспитании, то ему необходима диагностико — консультативная помощь, т.е. ПМПк детского сада. Если и это не помогает, то в этом случае я направляю ребенка на психолого — медико-педагогические комиссии, где решается вопрос о типе дальнейшего обучения ребенка, сообщают рекомендации родителям, педагогам и дается срок реализации рекомендаций, т. е. отслеживается динамика развития ребенка.

Опыт нашей работы: педагогов и медицинских работников убеждает, что индивидуализация коррекционной медико-педагогической помощи оказывает положительное влияние на весь ход речевого, психологического развития ребенка, создает возможность преодоления этих недостатков. Результативность этого на лицо. Количество выпускаемых детей с хорошей речью в школу возрастает.

Использование инновационной деятельности в работе логопеда и медицинского блока помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Эффективно решать задачи, стоящие перед профессионалами в речевом детском саду, можно только включив в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие специалистов.

Функции специалистов в организации здоровьесберегающего режима и коррекционно-образовательного процесса:

Учитель-логопед

Обеспечение гибкого, щадящего режима.
- Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.
- Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.
- Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
- Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.
- Работа с воспитателями и родителями.

Воспитатель

Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
-Наблюдение за динамикой развития детей.
- Коррекционная работа.
- Использование оздоровительных технологий.
- Работа с родителями и воспитателями.

Медицинская сестра

Вакцинация, витаминизация, медикаментозная помощь.
-Физиотерапия.
-Лечебно-профилактические мероприятия,
-Закаливание.
-Индивидуальный общеукрепляющий массаж.
-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
-Медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
-Включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
-Обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
-Специально организованная работа по физическому воспитанию:
-Формирование представлений о здоровом образе жизни;
-Включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Ожидаемые результаты.

При реализации проекта «Здоровьесберегающие технологии в логопедической группе при взаимосвязи в работе учителя-логопеда, медицинского блока и воспитателей» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и медицинского блока по преодолению речевых нарушений детей. Медицинский блок перестанет отстраняться от участия в коррекционном процессе по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия с учителем- логопедом.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и медицинского персонала детского сада для детей с нарушениями речи.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медицинских работников и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Мною разработаны документы, которые помогают осуществлять работу медицинского блока и логопеда более плодотворно, но самое главное направленную на преодоление речевых недостатков у детей:

Таблица по выявлению речевых, психологических, медицинских проблем у детей в соответствии этапов эксперимента. (Приложение №1)
- таблица мероприятий по подготовке детей для поступления в дошкольное учреждение;((Приложение №2)
- план мероприятий совместной деятельности всех специалистов ДОУ; (Приложение №3
- медицинские рекомендации по реализации индивидуального подхода к ребенку в условиях логопедической группы. (Приложение №4)
- схемы взаимосвязи медицинского и педагогического воздействия на ребенка. (Приложение №5)
- фотовыставка газеты «Здоровей-ка» и взаимосвязи в работе медицинской сестры и логопеда. (Приложение №6)
- конспект занятия по связной речи с приглашением медицинской сестры. (Приложение № 7)
- Анкета для родителей (для сбора анамнестических сведений) для совместной деятельности логопеда. (Приложение №8)

Приложение №1- Выявленные проблемы детей в группе «Дождинка»:

Фотовыставка взаимосвязи в работе учителя- логопеда и медицинской сестры. Совместная работа с медицинскими картами детей:

(9 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)