Меню

Тематический классный час 23 февраля. Классный час на тему «23 февраля. IV. Информационный блок «Кодекс чести»

Рак груди 

Форма: игра-соревнование

Задачи:

1. Познакомить детей с родами войск.

2. Развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, умений согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответствующих возрастным особенностям, трудностей.

3. Формирование коллектива, исключение разобщенности мальчиков и девочек.

Ход классного часа

1. Организация класса.

2. Сообщение темы.

Раз в году, на исходе зимы,

Все мужчины - объект восхищенья!

И причина большой кутерьмы-

Сила духа и проблески гения,

В них становятся сразу видны

Раз в году, на пороге весны.

Раз в году, на исходе зимы,

Всех мужчин - и военных, и штатских -

От Ростова и до Колымы

Ждут подарки, цветы и овации.

Вы сегодня на гребне волны -

Как герои великой страны!

В этот день поздравляют военнослужащих, ветеранов, воинов, дедушек, пап, мальчиков, всех мужчин. Этот день отмечают во всех родах войск: сухопутных (пехота), морских (моряки), воздушных (летчики). Наши воины защищают просторы Родины на земле, и в море, и в воздухе.

III. Основная часть.

В далеком 1918 году в стране царили голод и разруха. В стране были многочисленные отряды белой армии. И конечно. Чтобы одержать победу над врагом нужна была сильная армия. И вот, чтобы защитить нашу Родину решили создать красную Армию и, конечно, наша армия победила.

Так 23 февраля 1918 года стал днем рождения нашей Красной армии. И сейчас этот день мы отмечаем, как день Защитника Отечества.

Советская армия и Военно-Морской флот - это, как 2 родных брата. Об этом очень хорошо написано в стихотворении «Сыновья Отчизны».

Мать-Отчизна, у тебя 2 сына,

Два могучих сына исполина.

Верной дружбой дружат эти братья,

Крепки, неразрывны их объятья.

Если дни тяжелые бывали,

Братья мать-Отчизну закрывали,

В самую большую непогоду

Отстояли счастье и свободу.

И чтоб жизнь была светлей и краше,

Днем и ночью сыновья на страже.

Дата есть особого значенья -

Сыновей отважных день рожденья.

Весь народ советский в эту дату

Шлет привет матросу и солдату.

В армии тоже много профессий и званий. Самыми наиболее значимыми являются матросы, солдаты, летчики. И я предлагаю вам отгадать какие это профессии.

Алло! «Юпитер»? «Алмаз»!

почти совсем не слышно вас!

Мы с боем заняли село.

А как у вас? Алло… Алло…

(Телефонист)

Что вы рычите, как медведь?

Пустяк осталось потерпеть!

И рана ваша так легка,

Что заживет наверняка! (медсестра)

На ремне сверкает пряжка

И блестит издалека.

Полосатая рубашка

Называется тельняшка.

Хмуро в море-океане,

Плещут волны там и тут.

Корабли идут в тумане,

Нашу землю стерегут. (матрос)

Мой верный друг - мой миномет -

Фашистов бить не устает.

Трепещет враг при свисте мин

Не отстоит он свой Берлин! (минометчик)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете,

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу. (пограничник)

Это лишь несколько профессий, а их в армии еще очень много.

В нашей стране юноши. Достигшие совершеннолетия, т.е. 18 лет. Проходят службу в рядах Российской Армии, охраняют нашу Родину. Среди них есть немало выпускников и 92 школы. Когда-нибудь и наши мальчики будут солдатами и будут проходить службу в армии.

Сегодня наши девочки поздравляют вас.

Мальчишки, мальчишки,

Вы точно не знаете,

Вы даже себе не представляете,

Какие надежды на вас возлагаем

И видеть вас сильными только мечтаем.

Хотим мы вас видеть только красивыми,

Здоровыми, крепкими, дисциплинированными.

IV. Конкурсная программа для мальчиков

Защитники Отечества должны уметь все делать, быть организованными. Все ли наши будущие воины готовы к испытаниям, которые могут им встретиться? Это мы сегодня и посмотрим.

Ни для кого не секрет, что солдат должен уметь быстро одеваться и приводить себя в порядок. Эти умения мы и проверим.

Конкурс 1. «У солдата выходной - пуговицы в ряд"

Перед тем, как отправится в увольнение, необходимо привести форму в порядок.
Участники пришивают на скорость каждый по 1 пуговице. Учитываются как скорость, так и аккуратность исполнения

Конкурс 2. У пушки неожиданно кончились снаряды. Нужно сделать их самим: лист газеты нужно смять одной рукой, другой ни в коем случае не помогать. Смять в шар- это и будет снаряд. Одну руку за спину! Приготовились, начали!

Конкурс 3. А теперь наши артиллеристы своими собственными снарядами должны попасть в цель, Приготовьтесь, начали!

Конкурс 4. У солдата должна быть очень хорошая память. Каждому подразделению необходимо запомнить как можно больше слов из тех, которые передадут вам связистки

Конкурс 5 . Телефонисты

Две группы играющих рассаживаются двумя параллельными рядами. По сигналу руководителя связистки начинают передавать поговорку на ухо первому, первый - второму, второй-третьему и так до последнего. Последний, получив "телефонограмму", должен встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше ее произнесет.
Скороговорки:
- Расскажи мне про покупку - Про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою;
- Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой;

Конкурс 6. Поступило сообщение, что на территорию каждого подразделения проник диверсант. Известен путь его следования. В течении 20 секунд девочки показывают одному из игроков от каждой команды планы маршрутов диверсантов. Эти два участника должны запомнить направление и форму линий, положение окружающих предметов (каждый своего плана) и воспроизвести их на доске или на листах бумаги.

Конкурс 7. От команды вызывается по одному участнику. Каждый участник рисует на доске портрет своего диверсанта в таком порядке: окружность головы, нос, уши, глаза, волосы, рот . Затем участники меняются местами, стараются запомнить портрет диверсанта и, после того, как им будут завязаны глаза, необходимо обезвредить диверсанта, т. е. стереть с доски, в следующем порядке: волосы, рот, левое ухо, нос, правое ухо, правый глаз, левый глаз .

Конкурс 8. Эрудит-викторина

1. Главная песня страны.(Гимн)

2. Торжественное движение войск и военных. (Парад)

3. Военная должность В. Путина. (Главнокомандующий)

4. В нее призывают и он нее косят. (Армия)

5. Утренняя команда. (Подъем)

6. Мент из США. (Коп)

7. Специальная милиция. (ОМОН)

8. На плечах военного. (Погоны)

9. Солдатский дом (Казарма)

10. Морской повар. (Кок)

11. Состязание рыцарей. (Турнир)

V. Заключение.

В конце классного часа жюри подводят итоги. Объявляют победителя.

И в заключении хочется сказать, что сегодня особенный день - День защитников Отечества. И я, и девочки нашего класса поздравляем наших мальчиков - будущих солдат, сержантов, офицеров, наших защитников Отечества.

Дорогие мальчики, мужчины!

Поздравляем Вас с Днем Защитников Родины!

Мы с праздником вас

Поздравляем солдатским,

Но видеть всегда вас хотим

Только в штатском!

А, если уж в форме, то только

В спортивной - для бега,

Футбола и жизни активной!

Девочки вручают мальчикам открытки и подарки.

Admin

Чтобы скачать материал или !

Задачи

1. Расширять кругозор учащихся.

2. Способствовать воспитанию таких качеств личности, как доброта, взаимовыручка, умение уступать, отстаивать свое мнение.

3. Развивать смекалку.

Оборудование : юла; таблички с названиями секторов; фигурки солдатиков для подсчета очков; колокольчики (сообщать о готовности к ответу); таблички с названиями команд, карточки с изображением предметов для игры «Найди свою пару». Правила игры

В каждой команде дети выбирают капитана. Капитаны участвуют в жеребьевке, чтобы определить, за кем выбор первого сектора. В дальнейшем они по очереди запускают юлу, выбирают сектор. Ведущий задает вопрос. Команда, готовая к ответу, подает сигнал колокольчиком. Если не ответит одна команда, отвечает другая. За правильный ответ присуждается одно очко.

Если команда вызвалась отвечать и дала неверный ответ, она получает штрафное очко.

Совет мудрейших (жюри) состоит из учителей, вожатых или родителей.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Даже самый красивый и надежный военный костюм не сделает вас победителем, если недостает чести, мужества, доброты. Сегодня у нас есть возможность проявить эти прекрасные качества. Я приглашаю вас принять участие в игре «Вперед, мальчишки!». Вы будете не только отвечать на вопросы, но и участвовать в играх-поединках.

Представление команд и жюри

Чтобы доказать свою компетентность, члены жюри решают задачу, после чего им присваивается звание «совет мудрейших» и они получают соответствующую табличку на стол.

Задача для жюри

С борта парохода спущен трап. Три его нижние ступеньки погружены в воду. Расстояние между двумя ступеньками 20 см. Начался прилив, при этом вода поднимается со скоростью 10 см в час. Сколько ступенек трапа окажется под водой через 30 минут? (Через 30 минут под водой будут те же три ступеньки, потому что трап, скрепленный с пароходом, поднимается вместе с ним.)

(Учитель или ведущий читает стихотворение.)

По плечу победа смелым,

Ждет того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой один за всех.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит.

Делу время - час забаве,

Команда первая - направо,

Тут вторая становись.

Состязанья начались!

Сектор «Загадки»

1. Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила.)

2. Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)

3. В Полотняной стране по реке Простыне

Плывет пароход - то назад, то вперед. (Утюг.)

4. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка.)

5. Держусь я только на ходу,

А если встану - упаду. (Велосипед.)

7. Черный Ивашка, деревянная рубашка. (Карандаш.)

8. Синяя дорожка обсыпана горошком,

Никто не соберет -

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Звезды на небе.)

9. На кургане, на поляне

Сидит курочка с серьгами,

Кто мимо ни пройдет,

Всем по коробу дает. (Ягоды.)

10. Днем на небе гуляет,

А спать на землю садится. (Солнце.)

Сектор «Вопросы-шутки»

1. На какой вопрос невозможно ответить «да»? (На вопрос «Ты спишь?».)

2. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)

3. У трех шоферов был брат Семен, а у Семена братьев не было. Как это могло случиться? (Шоферы были женщинами.)

4. Где на Земле самые длинные сутки? (Везде одинаковые.)

5. Когда небо ниже земли бывает? (Когда оно отражается в воде.)

6. Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (Запасное.)

7. Горели три электрические лампочки. Одну из них погасили. Сколько лампочек осталось? (Три.)

8. Синий платок уронили в Черное море. Каким его вытащили из воды? (Мокрым.)

9. Название какой реки у нас во рту? (Десна.)

10. На дорожке сидели б воробьев, к ним подлетели еще 5 воробьев. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось? (Ни одного.)

Сектор «Следопыт»

1. Как определить стороны света по лишайнику и мху? (Они растут преимущественно на северной стороне стволов и выступающих из земли камней.)

2. Как определить стороны света по муравейникам? (Они почти всегда располагаются к югу от деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейников более пологая, чем северная.)

3. Как определить стороны света по смоле, выступающей на стволе? (Смола выступает обильнее с южной стороны хвойных деревьев.)

4. Как определить стороны света по коре отдельно стоящих деревьев? (Кора отдельно стоящих деревьев грубее с северной стороны.)

5. Листок какого растения заменит собой бинт и йод при небольшом порезе? (Лист подорожника.)

6. Назовите лесное жилье, сооруженное человеком из веток, сучьев. (Шалаш.)

7. Определите, чьи следы вы видите на карточке. (Воробьиные.)

8. Определите, чьи следы вы видите на карточке. (Заячьи.)

9. Как называется прибор для ориентирования на местности? (Компас.)

Сектор «Дом сказок»

1. Добрый доктор. (Айболит.)

2. Жених Мухи-цокотухи. (Комар.)

4. Девочка, которая потеряла туфельку на балу. (Золушка.)

5. Загадочная старуха с клюкой. (Баба-яга.)

6. Таинственный друг Вольки Костылькова. (СтарикХоттабыч.)

7. Тот, кто пугал фрекен Бок. (Карлсон.)

8. Лучший друг Карлсона. (Малыш.)

9. Кот, который хотел дружить с мышатами. (Леопольд.)

10. Медведь, друг Маугли. (Балу.)

Сектор «Игра-игра»

Играйте с друзьями,

Играйте вместе с нами!

Всегда и везде

Мы рады нашей игре!

«Найди свою пару»

Для этой игры надо заранее приготовить рисунки-эмблемы с изображением предметов, составляющих пару (по любому признаку). Примеры пар: кошка - собака, костюм - платье, ракета - летающая тарелка, море - чайки, рыцарь - герб, букварь - ученик с портфелем.

Ведущий строит каждую команду в две шеренги лицом друг к другу. На спины играющим прикрепляют рисунки-эмблемы. По команде ведущего «Раз, два, три - свою пару найди!» ребята начинают отыскивать свою пару. Побеждает та команда, которая быстрее объединится в пары.

«Тропа альпинистов»

В руке у участника теннисная ракетка с шариком на ней. Задача игрока: подняться на стол с помощью табуретки, сойти, пройтись по неустойчиво лежащему бревну или по тонкой 5-сантиметровой планке. На протяжении всего пути шарик ронять нельзя.

«Ориентировка»

На два стула, стоящих на одной линии, кладут по 4-5 одинаковых предметов. Напротив на расстоянии 5-6 м также ставят два стула. Два участника игры с завязанными глазами должны перенести на свой стул (стоящий напротив) по очереди все предметы.

«Переправа»

Первые номера команд - капитаны. Им вручают по комплекту снаряжения для переправы - две дощечки. Игроки встают по двум сторонам «болота» лицом друг к другу. По свистку первый номер команды начинает переправу. Он кладет на «болото» перед собой одну дощечку и становится на нее обеими ногами. Затем кладет впереди вторую дощечку и переходит с первой на вторую. Поднимает первую и снова кладет ее впереди второй. И так до тех пор, пока не закончится переход и эстафету не примет член команды, находящейся на другой стороне «болота». Кто оступится при переходе («увязнет в болоте»), тот возвращается на линию старта и начинает переправу сначала.

Сектор «Морской поход»

1. Повар на судне. (Кок.)

2. Начальник палубной команды на судне. (Боцман.)

3. Сборник географических карт. (Атлас.)

4. Отделение корабля, заключенное между водонепроницаемыми переборками. (Отсек.)

5. Кухня на корабле. (Камбуз.)

6. Отечество, родная страна. (Родина.)

7. Мощное судно, оборудованное для плавания во льдах. (Ледокол.)

8. Как называется компасу моряков? {Компас-ударениена втором слоге.)

9. Головной убор моряка. (Бескозырка.)

10. Сигнальный фонарь в бухте. (Маяк.)

Подведение итогов игры

Счет идет до 10 очков. На столе у жюри появляются мешки с сюрпризами. Мешки завязаны бантами из ярких лент, к каждому из них прикреплена табличка из картона с надписью «Заминировано». Ведущий предлагает командам «разминировать» мешки, т. е. подарить своим друзьям, гостям праздника песни, стихи, частушки и т. д. В «разминированных» мешках находятся подарки.

Дополнительный материал

Защищает наше небо военная авиация, она оснащена сложнейшей техникой - это вертолеты, сверхзвуковые самолеты-ракетоносцы, бомбардировщики. А есть такие большегрузные самолеты, которые могут перевозить по воздуху на большие расстояния войска, вооружение, боеприпасы, горючее, эвакуировать раненых и больных, высаживать десанты, перевозить танки, машины и другую военную технику.

Сухопутные войска - это мотопехота, мотострелки, танкисты, артиллеристы, связисты, минометчики, ракетчики. На вооружении этих войск танки, бронетранспортеры, зенитные и реактивные установки, ракеты.

Ракетные войска стратегического назначения оснащены самой мощной современной техникой - ракетами. Одни ракеты находятся под землей, в шахтах, но есть и более современные ракеты, которые могут передвигаться по земле на колесных тягачах и по железной дороге.

Сегодня наш флот имеет корабли новейшей конструкции. Самый грозный корабль - атомная подводная лодка. Подводные атомоходы вооружены ракетами и торпедами. По несколько месяцев плавают под водой эти стальные громадины, чутко прослушивая океан специальными приборами.

На лбу бывают шишки,

Под глазом - фонари.

Уж если мы мальчишки,

То мы - богатыри.

Царапины. Занозы.

Нам страшен только йод.

Тут, не стесняясь, слезы

Сам полководец льет.

Пусть голова в зеленке

И в пластырях нога,

Но есть еще силенки,

Чтоб разгромить врага.

Упрямые, с утра мы

Опять на бой, в дозор...

От тех сражений шрамы

Остались до сих пор.

В. Берестов

Спать легли однажды дети,

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете -

В окнах свет и нет войны!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой...

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым -

Пешим, плавающим, конным,

Утомленным, закаленным,

Слава павшим и живым -

От души спасибо им!

С. Михалков

Дата есть особого значенья -

Сыновей отважных день рожденья.

Весь народ российский в эту дату

Шлет привет матросу и солдату.

В. Матвеев

Вопросы

1. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол.)

2. Почему копье и щит - неразлучные друзья и враги? (Они всегда вместе. Щит поражает, копье защищает.)

3. Кто сказал: «Тяжело в ученье, легко в бою»? (A. В. Суворов.)

4. Как называют «бойца невидимого фронта»? (Разведчик.)

5. Как называют подростка, изучающего морское дело? (Юнга.)

6. Как назывались наплечные знаки в русской армии и флоте? (Эполеты.)

Объясни фразеологизмы

Рыцарь без страха и упрека. (Смелый, великодушный человек.)

Рыцарь плаща и кинжала. (Тайный убийца и грабитель.)

Ехать стремя в стремя. (Ехать рядом.)

Рыцарь на час. (Слабовольный человек, не способный к длительной борьбе ради благородной цели.)

Встать на дыбы. (Не соглашаться с кем-либо.)

Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам.)

Стихи о папе

В школу папы прибежали,

Ух, народу сколько тут.

Где же будут состязанья?

Где награды раздают?

Папа наш - великий мастер.

Может полку смастерить.

Только к нам соревноваться

Он не думает спешить.

А наш папа - молодец,

На работе лучший спец,

Мы на старт его поставим

И выигрывать заставим.

Папа наш с большим успехом

В состязаньях выступал,

Полпути с скакалкой прыгал,

Полпути бегом бежал.

Провели мы состязанья

И желаем на прощанье

Всем здоровье укреплять,

Мышцы крепче накачать.

Телевизор не смотреть,

Больше с гирями потеть,

На диване не лежать,

На скакалочке скакать.

Папам всем мы пожелаем

Не стареть и не болеть,

Больше спортом заниматься,

Чувство юмора иметь.

Подробности Категория: 23 февраля

П.А. Румянцев

Цели:

Подготовительная работа:

Оформление

План классного часа

I. Вступительное слово.

III. Работа с понятиями.

2. Честь имею.

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

(Дети отвечают.)

(Высказывания детей.)

III. Работа с понятиями

(Ответ группы.)

(Дети высказываются.)

2. Честь имею

(Высказывания детей.)

VI. Заключительное слово

Не знаю, - смеется он.

Квартира, семья есть?

Нет обиды на государство?

(Высказывания детей.)

VII. Подведение итогов

Список литературы

2. Рашидов О., Бабченко А. Кто пойдет воевать за Россию? // Русский репортер. 06.09.2007.

3. Штучный С.А. Патриотизм-источник духовных сил воина

Честь - это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, совершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого вознаграждения, кроме одобрения своей совести.

П.А. Румянцев

Час общения, посвященный морально-этическим традициям российской армии.

Цели: расширить представление выпускников о службе в армии, об этических традициях русского воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.

Подготовительная работа: распределить тексты информационного блока между ведущими (4 ученика).

Оформление : написать на доске тему классного часа, задания для работы с понятиями: «честь мундира»; «поле чести»; «суд чести»; «кодекс чести»; «жизнь - Отечеству, честь - никому».

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России?».

III. Работа с понятиями.

IV. Информационный блок «Кодекс чести».

1 «Да, были люди в наше время...»

2. Честь имею.

V. Дискуссия по теме «"Честь имею!"- уже неактуально?».

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Вся тысячелетняя история России - это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой части, доблести, мужества. Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами? Какие события истории России вызывают такие ассоциации? Знаете ли вы о Днях воинской славы России?

(Дети отвечают.)

II. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России?»

Классный руководитель. Что же изменилось в наше время? Почему большинство ребят не хотят служить в армии? (Изменение ценностей современной молодежи, негативные стереотипы, отсутствие патриотизма...)

Какими способами пытаются получить отсрочку от армии?

(Высказывания детей.)

Хотите ли вы стать офицерами? Знаете ли, где в России можно получить профессию офицера? (В России 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов.)

Знаете ли вы, каков срок службы по призыву? (12 месяцев.)

Можно ли еще сократить этот срок? (Специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто невозможно ничему научить.)

Какая часть Вооруженных сил России комплектуется на профессиональной основе и добровольно, а какая - за счет призывников? С2/3 по контракту, 1/3 призывники.)

Принимают ли участие в боях в горячих точках военнослужащие, взятые по призыву? (Нет.)

Почему современному призывнику необходимы высокий интеллект, психическая устойчивость, физическая выносливость? (На вооружении российской Армии сейчас самая современная техника, которая требует высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья.)

III. Работа с понятиями

Классный руководитель. Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто. В словаре С. Ожегова «честь» - это «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы».

По В. Далю, «честь» - это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Предлагаю уточнить смысл понятия «честь».

Первая группа, поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира? (Означало это понятие прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)

Вторая группа, поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.)

Третья группа, что такое суд «офицерской чести»? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.)

Четвертая группа, вам достался кадетский девиз: «Жизнь Отечеству. Честь - никому!». Как понимать это выражение?

(Ответ группы.)

Классный руководитель. Пятая группа, поясните, что стоит за понятием «кодекс чести». (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.)

(В течение 5 мин. дети обсуждают ответы.)

IV. Информационный блок «Кодекс чести»

Классный руководитель. Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они стушевывались, исчезали (хотя бы временно), все рушилось. Хорошо сказал об этом русский философ Иван Ильин: «...Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности».

«Дух чести, служения и верности» - что входит в это понятие? Небольшая историческая справка, которую подготовили (имена, фамилии).

1. «Да, были люди в наше время...»

Примерный текст для ведущих (1,2):

«Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри, не вы...»Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина... О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди.

Прусский король Фридрих II: «Русского солдата мало убить, его надо повалить».

Наполеон: «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир».

Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного».

Но лучше всех высказался о русском солдате А.В. Суворов - всего два слова: «Чудо-богатыри!»

Верность присяге, верность долгу, патриотизм - вот что всегда отличало русского воина.

Несколько примеров из истории.

1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы.

1812 г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16-ти и 11-ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага.

1854 г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество».

1904 г. Капитан первого ранга В.Ф. Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.

1904 г. Малый миноносец «Стерегущий» против 2 крейсеров и 4 больших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в т. ч. все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два Матроса: Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков

бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны.

1941 г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т. ч. один офицер. Вооружение - бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева - никого. Могли разбежаться - и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа - и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли!

Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Классный руководитель. Пробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к подобным подвигам?

(Дети высказываются.)

Не секрет, что сегодня в России отношение к армии неоднозначное, у многих даже негативное. И это неудивительно. Армия болеет теми же болезнями, что и все наше общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной в офицерской среде. Не случайно многие офицеры выступают сейчас за создание офицерского «Кодекса чести». И в качестве образца предлагается именно опыт и традиции царской армии России.

2. Честь имею

Классный руководитель. Где же записаны эти правила чести? Как они передавались из поколения в поколение? Об этом рассказывают (имена, фамилии).

Примерный текст для ведущих (3,4):

«Правила чести» русского офицера отражались в наставлениях воспитанникам кадетских корпусов, в полковых инструкциях, в «дуэльном кодексе», в «памятках» командиров для подчиненных. Кодекс чести не был записан в какой-то одной книге. Это был свод неписанных правил, которые вырабатывались веками, передавались от отца к сыну в дворянских военных династиях. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. В 1911 г. в Петербурге существовал четкий перечень заведений, которые офицер имел право посещать и где он не должен был появляться. К первым относились: Императорский аэроклуб, Императорское автомобильное общество, яхт-клуб, дворянское благородное собрание, литературно-художественное общество. В числе запрещенных для посещения офицерами заведений были частные клубы и собрания, где имелись азартные игры, варьете, ресторан «Яр», мелкий кинематограф, рестораны и гостиницы низших разрядов, все трактиры, чайные, пивные, а также буфеты 3-го класса на станциях железных дорог. В театре, в гостях, в поезде, ресторане или на улице - всюду офицер должен был помнить, что он носит мундир русской армии. На семейных вечерах все держали себя просто, как в единой культурной семье. Обычно офицеры и члены их семей здоровались за руку. Законом было уважение к женщине. Ни один офицер не садился, если стояли женщины.

Мундир испокон веков на Руси олицетворял идею государственности, само Отечество. Потому и по сию пору особый смысл заложен в понятии «честь мундира».

Известен исторический факт, который гласит, что в 1821 г. во время ужина на одном из балов полковник лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римский-Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустякового нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (т. е. права его ношения) Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не прихоть самодержца, а знак уважения к мундиру, в армии, к государству.

Мужество, храбрость, честность, самоуважение, благородство высоко ценились в офицерской среде. Унизить офицера, посягнуть на его честь было опасно. Он должен был защитить свою честь с оружием в руках.

В этой связи интересен и «Дуэльный кодекс». Дуэль давала негласное право на защиту своей чести. Основными поводами для поединков служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в т. ч. и отказ во взаимном приветствии.

Сама возможность поплатиться жизнью за оскорбление офицера играла большую роль в поддержании чувства собственного Достоинства и уважения его в других.

Право на поединок способствовало очищению офицерского сознания от элементов плебейства и подхалимства. За оскорбительные слова «я вас в бараний рог согну», произнесенные публично на смотре полка, капитан Василий Норов - боевой офицер, кавалер многих наград - потребовал сатисфакции у самого великого князя Николая Павловича, будущего императора. А остальные офицеры лейб-гвардии Егерского полка в знак протеста решили выйти в отставку.

Еще пример: в 1823 г. бригадный командир Мордвинов бросил вызов своему командиру, начальнику штаба Киселеву, причем настоял на заведомо смертельных условиях поединка (расстояние 8 шагов, число выстрелов неограниченное). И генерал принял вызов своего подчиненного, чтобы никто не смог усомниться в его чести. На этой дуэли Мордвинов был убит. Царь простил генерала Киселева. А тот в силу благородства до конца жизни выплачивал вдове убитого содержание из собственных средств.

Высокие представления о чести проявлялись и в отношении к ветеранам.

Для примера можно привести воспоминания одного из ветеранов лейб-гвардии Кексгольмского полка.

Двигаясь в походной колонне по улицам местечка... батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

Ты что, дед? - спросил батальонный командир. - Почему стоишь смирно?

А как же, - ответил старик, - ведь это же мой родной полк. В таком вот мундире я, батюшка мой, еще на туретчину ходил.

Батальонный повернул коня и помчался к полковому командиру. Генерал приказал развернуть все 16 знамен, и мы торжественным маршем, под музыку, с развернутыми знаменами прошли перед ветераном...

Трудно рассказать о чувствах, которые охватили в этот торжественный момент всех нас. Глаза молодых и старых воинов блестели, сердца охватил священный трепет. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась в нашем полку новая традиция.

Рыцарская честь требовала благородного отношения офицеров не только друг к другу, но и к солдатам. Все честные русские офицеры и генералы славились своим гуманным отношением к солдатам.

Русская офицерская этика требовала и на главном «поле чести» (на войне) придерживаться гуманных методов, соблюдать «законы войны», избегать ее бесчеловечных форм, проявлять милосердие, не проливать лишней крови.

Следует отметить также и присущее русскому офицерскому корпусу здоровое стремление отличиться в боевой обстановке, получить заслуженные награды, знаки поощрения и внимания. Такое «доблестное и благородное честолюбие», дополненное полезным для Отчества славолюбием, являлось одной из движущих (воодушевляющих на геройские дела) сил развития армии, ее стойкости, непобедимости в боях.

По мнению Ивана Ильина, рыцарственное служение Родине, характерное для русского офицерства и делающее его представителей «подлинными дворянами», необходимо культивировать во всем обществе. В статье «О рыцарском духе» (1928) философ, в частности, отмечал: «Во всей великой смуте наших дней, среди крушений, бед и утрат, в раздорах и соблазнах мы должны помнить одно и жить одним: поддержанием и насаждением духа рыцарственного служения... Ибо этот дух есть как бы воздух и кислород русского национального спасения... Вне рыцарственного духа национального служения - все бесцельно, все тщетно, все вредно; вне его никто ничего не освободит и не возродит, а создаст только новый раздор, новую смуту и новую гражданскую войну на погибель России и на радость ее исконным и всемирным врагам».

V. Дискуссия по теме «"Честь имею!" - уже неактуально?»

Классный руководитель. Давайте обсудим, актуально ли сейчас для нашей армии понятие «честь имею»?

Сначала попробуйте объяснить такой парадокс: с одной стороны молодежь уклоняется от службы, а с другой - огромный конкурс в кадетские корпуса, суворовские училища. О чем это говорит?

Славные традиции нашей армии - они сохраняются сегодня?

Знаете ли вы героев, защитников современной России?

Изменилось ли в современной российской армии представление о чести, долге?

Считаете ли вы, что в нашей армии нужно принять офицерский «Кодекс чести»?

В горячих точках сейчас служат только контрактники. Что заставляет современных ребят идти на войну, подвергать свою жизнь опасности?

Как бы отреагировал офицер царской армии на оскорбление ветерана?

Как мы сегодня относимся к ветеранам?

Как мы относимся к тем, кто уклоняется от службы в армии?

Как мы относимся к своей истории? Почему не даем отпор тем, кто поливает грязью нашу историю, оскорбляет наши святыни?

Как вы можете охарактеризовать нравственное состояние современного российского общества?

Есть такая поговорка: «Каждый народ получает то правительство, которое он заслуживает». Можно ли сказать, что каждый народ получает ту армию, которую он заслуживает?

За какие поступки вы бы не подали руки, перестали здороваться?

Дуэли улучшают нравы? Если бы сейчас разрешили дуэли, что бЬ1 изменилось в нашем обществе?

Может ли в безнравственном обществе быть нравственная армия?

Актуально ли сегодня выражение «честь имею!»?

(Высказывания детей.)

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. «Кто пойдет воевать за Россию?» - так назвали свой репортаж из горячей точки на Кавказе два корреспондента журнала «Русский репортер». Послушайте отрывок из этого репортажа.

Сегодня армия в России если и срез, то только небольшой части общества - не самой социально успешной. Это парни, которые в Москве бывали максимум по разу. Им непонятны термины «гламур» и «готично». Они не умеют складно говорить и вряд ли отличат Маркеса от Борхеса. В уличном конфликте они всегда ударят первыми, а после третьей рюмки будут делить мир на понюхавших пороха и «шпаков»... У них своя, понятная система ценностей: человек, который ворует, - «крыса», товарищ, отлынивающий от работы, - «шланг», девчонка, что не дождалась, - сука, а та, что ждет и пишет, - святая и «за нее порву любого». Вряд ли они будут долго обдумывать приказ.

Именно эти пахнущие потом и гуталином люди вытащили на своих плечах две чеченские кампании и вытащат - не дай бог, конечно, - новую войну.

А вот и их наставник. Молодой ветеран Анатолий Лебедь. Кадровый офицер, окончил вертолетное училище, служил в Афганистане. В Чечню пошел добровольцем. В 2003 г. в горах под Улус-Кертом он подорвался на мине. В госпитале отрезали ногу. Потом обратно - в Чечню.

Мы говорим с ним на аэродроме в Киржаче, где Анатолий прыгает с парашютом вместе со своими солдатами. Трижды кавалер ордена Красной Звезды, дважды кавалер ордена Мужества, Герой России, он невысок ростом и мускулист. Совсем не похож на доброго дядю-офицера - скорее, на черта. У него обритый наголо череп, франтоватая стриженая бородка и черная «Мазда-6». Есть в этом одноногом человеке что-то пугающее и притягательное одновременно. Такие люди - вне привычных социальных отношений. С ними бесполезно говорить про мораль и про деньги. Их трудно представить в мирной жизни. И трудно представить мирную жизнь без них, воюющих где-то на окраинах страны.

Тебе, видно, все это нравится?

Не знаю, - смеется он.

Квартира, семья есть?

Семья есть, квартиру пока не дают.

Нет обиды на государство?

Да ладно, - отмахивается он, - чего там государство! Государство вон - парни стоят. Вот за них и воюю. Надо успеть их научить, чтобы не мычали, когда им глотки режут. Ну и за народ - за бабулек, за бомжей, чтобы не издевались над ними. Надо думать о тех, кто рядом, тогда и получается нормальная работа. Это наверху пускай предают - хоть нас, хоть себя, хоть

родных своих, нам главное - задачу свою выполнять. У каждого свой бой в жизни, у кого-то он уже был, у кого-то еще впереди...

В названии этого репортажа поставлен вопрос: «Кто пойдет воевать за Россию?» Вы можете на него ответить?

(Высказывания детей.)

VII. Подведение итогов

Классный руководитель. Какие факты вас поразили? О чем вы уже знали? Что заставит задуматься?

Список литературы

1. Скобелев М.Д. Воспитание войск / О долге и чести воинской в Российской армии // Собрание материалов, документов и статей. М.: Воениздат, 1991.

Цель:

  • закреплять знания детей о формировании армии России, ее становлении,
  • воспитывать уважение к Защитникам Отечества,
  • способствовать поднятию престижа армии.

23 февраля… Празднику уже более 80 лет. Более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра. В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля был издан декрет о праздновании Дня Красной Армии, впоследствии он был переименован в День Советской Армии и Военно-Морского Флота. В настоящее время уже несколько лет он празднуется как День защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почетных. Служить Отечеству – это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство своей Родины.

Мужчина! О чем говорит это слово. Мужчина – это смелость, отвага и воля!

Недаром слово “мужчина” и “мужество” – близки и созвучны.

Сегодняшняя конкурсная программа посвящена мужчинам: папам и юношам.

Особенно приятно видеть на нашем празднике пап, ведь они не часто радуют нас своим присутствием!

В игре участвуют две команды. На доске игровое поле из нескольких квадратов. Каждый квадрат содержит задание и имеет соответствующее название.

Команда, которая делает первый ход (по жребию), выбирает квадрат – задание. Задание выполняют обе команды: в игровом поле ставится знак той команде, которая правильно и быстро выполнит задание (если обе команды выполнили правильно и одновременно, то знак ставится команде выбиравшей задание).

Выигрывает команда, которая поставит знаки в ряд по любому направлению (горизонталь, вертикаль, диагональ).

1) Пойми меня:

Представьте себе такую ситуацию: на одном берегу реки стоит разведчик, которому срочно надо сообщить ценную информацию в штаб, а на противоположном берегу стоит его товарищ с биноклем. То есть он все видит, но ничего не слышит.

Вызываются два человека от команды: самого артистичного и самого догадливого, - это и будут разведчики. Звуков никаких не должно быть. Сообщение передается только жестами и мимикой.

А) Часовой охраняет “Пепси – колу”.
Б) У меня есть скисшее молоко.

2) Саперы:

В армии одинаково важны все специальности, но есть среди них такие, которые требуют повышенного внимания и осторожности. Одна из них – сапер. Согласитесь, сапер не имеет права на ошибку. Даже поговорка такая есть: “Сапер ошибается только один раз в жизни”. В нашем конкурсе “саперов” можно ошибаться, но имейте в виду, что ошибка будет поражением команды.

Приглашается сапер от каждой команды. Каждый получит по бомбе, а мы будем наблюдать, как “саперы” справятся с заданием.

Для конкурса необходимо несколько коробок различной величины. Допустим, коробок будет пять. На каждую коробку наклеивается бумажка с вопросом. Затем коробки складываются одна в другую. Получается, что – то вроде матрешки из коробок. Таких “матрешек” должно быть два комплекта. Итак, бомба для первой команды…

Выходит “сапер”, получает “бомбу”, читает вопрос, написанный на коробке, отвечает на него, открывает крышку, приклеенную скотчем, и читает на ней правильный ответ. Если ответ верен, он вынимает из коробки другую коробку меньшего размера, читает вопрос, написанный на ней, отвечает на него ит.д. Если ответ неправильный, то “сапер” “подорвался” и вышел из игры. Теперь другую “бомбу для разминирования” получает “сапер” из другой команды.

Вопросы для “бомб”:

  1. Сколько звезд на погоне у старшего лейтенанта? (Три. )
  2. “С чего начинается Родина?” (“С картинки в твоем букваре”. )
  3. Какой русский князь выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет? (А. Невский. )
  4. Сколько лет прошло от окончания гражданской войны и до начала Великой Отечественной? (20 лет, 1921–1941 гг. )
  5. Кто из героев Великой Отечественной войны был самым прославленным полководцем? (Маршал Жуков Г.К. )
  6. Сколько звезд на погоне у полковника? (Три. )
  7. Что собрала в саду смуглянка в одноименной песне? (Виноград. )
  8. Какой известный русский военачальник называл своих солдат чудо – богатырями? (А.В. Суворов. )
  9. В каком году началась вторая мировая война? (В 1939. )
  10. Самый известный советский разведчик, сообщивший точную дату нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. (Р. Зорге. )

3) Боевой трофей:

В русской армии IХ века гренадерами назывались рослые, физически сильные солдаты, специально обученные бросать гранаты. Сейчас наши гренадеры продемонстрируют свою меткость.

Для игры нужен мяч, пластиковая бутылка с водой, две небольшие бутылки газводы и стаканчики по числу игроков. Две команды, получив по бутылке газводы, встают в 3-х метрах от цели. Цель – бутылка с водой, стоящая на возвышении. Игрок пытается мячом сбить бутылку. Если попал, он передает мяч следующему и выпивает стаканчик газводы, если не попал, мяч переходит другой команде. Побеждает команда, быстрее выпившая газводу.

4) Ложка к обеду:

Игроки подходят к перевернутой табуретке, каждый участник встает спиной к ножке табуретки, ему завязывают глаза. В руках у участников по столовой ложке. По сигналу они делают три шага вперед, поворачиваются кругом и стараются поскорее положить, пристроить ложку на “свою” ножку. Команда, в которой первой всем удается это сделать, побеждает.

5) Черный ящик:

В черном ящике лежит карточка. На карточке – слово. Игроки из каждой команды по очереди задают вопросы, ведущий отвечает на них “да” или “нет”.Чья команда вперед догадается – победила.

(Каска или Фляга ).

6) Вопрос – ответ:

  1. Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия. )
  2. Как называются наплечные знаки военного? (Погоны. )
  3. Какой год считается годом рождения Красной Армии? (1918. )
  4. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол. )
  5. Как называют склад военного снаряжения? (Арсенал. )
  6. Кто является создателем российской армии? (Петр I. )
  7. Полное безветрие. (Штиль. )

7) Шифровка:

Расшифровать шифрограмму, в которой содержится важное донесение разведчиков.

Карточка:

15, 1, 25, 1, 13, 16
1, 20, 1, 12, 10
15, 1, 9, 15, 1, 25, 6, 15, 16
15, 1
17, 16, 13, 5, 6, 15, 30.

(Начало атаки назначено на полдень ).

8) Кроссворд:

По горизонтали:

3. Оружие, изобретенное Калашниковым.
4. Наступление с криком “Ура!”.
6. Спорт, характеризующий восхождение на горные вершины.
7. Неприятель.
8. Род войск – “бог” войны.

По вертикали:

1. Основной закон страны.
2. Винтовка с укороченным стволом.
3. Древнегреческий герой, уязвимым местом которого была пятка.
5. Гараж для самолетов.

Ответы:

По горизонтали: 3. Автомат. 4. Атака. 6. Альпинизм. 7. Враг. 8. Артиллерия.

По вертикали: 1. Конституция. 2. Карабин. 3. Ахиллес. 5. Ангар.

9) Звезды славы:

Перед вами портреты шести выдающихся людей России, сделавших очень много для того, чтобы мы гордились своей страной, ее людьми, армией. Вам необходимо назвать их имена.

(Невский, Петр I, Суворов, Кутузов, Жуков, Гагарин ).

10) Мужчины без слез:

Почистить лук, нашинковать и не заплакать.

11) Морской узел:

Каждому представителю команд по платочку. Свяжите морской узел. Связали? Теперь обменяйтесь узлами. Задание такое: за 1 минуту вы должны развязать морской узел соперника.

12) Заминированное поле:

С завязанными глазами пройти и не задеть ни одной кегли. Задевший наибольшее количество “мин” проигрывает.

13) Чей шар больше?

Два участника из разных команд получают воздушный шар и по команде начинают надувать их. Побеждает тот, кто:

А) надует самый большой шар.
Б) надует шар так, чтобы он лопнул.

14). Запомни все:

Командам выдают лист бумаги и карандаш. Ведущий показывает предметы, приготовленные заранее, и просит команды запомнить все, что лежит на столе. На запоминание отводится 30 секунд. Затем предметы закрываются и команды записывают то, что они увидели. Для воспроизведения 1,5 минуты. Выигрывает тот, кто сумел вспомнить большее количество увиденных предметов.

(Будильник, зубная щетка, пуговица, три кнопки, вата, кубик, ручка, календарь, циркуль, резинка, мел, расческа, шуруп, часы, калькулятор,… )

15) Гвоздь:

Участники команд по очереди забивают гвоздь. Кто последний забьет гвоздь, тот и выиграл.

16) Интеллектуальная разминка:

Что обозначает обычай снимать перчатку при встрече, чтобы поздороваться?

(Показать, что руки чисты как помыслы и нет оружия ).

Однажды Петр I посетил армию и издал приказ: нашивать на обшлагах офицеров, солдат оловянные пуговицы. Зачем?

(Чтобы отучить их от характерной дурной привычки, вытирать нос рукавом ).

Друзья, сегодня праздник, а это значит, что вы, виновники торжества, в любой момент можете оказаться в центре праздничной круговерти или совершенно неожиданно получить замечательный приз. Кстати, обратите внимание на сиденье своих стульев, нет ли у кого-нибудь из вас под сиденьем особой метки – “Счастливое место”. У вас? Поздравляем! Приз, пожалуйста!

23 февраля – день защитника Отечества. Этот день _ день уважения всем поколениям героического воинства. А поскольку испокон веков защитниками были мужчины, то это воистину “Мужской день”, в который все представители сильного пола принимают поздравления.

Древняя народная мудрость жителей Кавказа гласит: “Рука мужчины красива, когда она с оружием!” Мы не можем допустить, чтобы ваши руки были некрасивыми, поэтому на память вам….

Дорогой защитник! Все мы знаем, что армия оставила в твоей жизни незабываемый след. Мы знаем, что два года, проведенные в армии, ты вспоминаешь с особым трепетом. Сегодня, мы хотим вернуть тебя в дни твоей славной боевой молодости, для чего тебе и вручается банка тушенки с перловой кашей.

Есть такая военная песня: “Давай закурим, товарищ по одной…” Мы думаем, что это песня про настоящего друга, у которого всегда есть огонек. Вот его – то мы и дарим тебе. Прими его в знак того, что с таким другом мы пойдем в разведку хоть сейчас.

В заключение нашей встречи, позвольте мне от имени всех присутствующих девушек пожелать вам счастья безграничного, здоровья богатырского, вечной любви!

Базюк Оксана Васильевна

учитель2 класса

специалист первой категории

Классный час

Тема: Урок Мужества. День защитников Отечества.

Цель: познакомить с историей праздника и поздравить будущих защитников Отечества; создать условия для улучшения микроклимата в коллективе; воспитывать культуру общения.

Задачи:

Воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к армии ДНР.

Развитие мышления, воображения, ловкости.

Оборудование: плакат на военную тематику, книги с военными произведениями, картинки с боевыми сражениями на доске, символы ДНР.

Ход занятия

    Орг. Момент

2. Актуализация опорных знаний.

Какое сейчас время года? (Зима)

Какой месяц идет? (Февраль)

Какая погода бывает зимой? (Холодно, мороз, снег, сугробы)

Поговорим о замечательном февральском празднике – о празднике 23 февраля. Кого мы поздравляем в этот день (Мужчин, солдат, отцов, братьев).

А как правильно называется праздник? (День Защитника Отчества).

Учитель записывает слово "Отечество" на доске.

Подберите однокоренные слова к слову "Отечество" (отец, Отчизна, отчий край, отчий дом).

Как вы думаете, почему слово "Отечество" нужно всегда писать с заглавной буквы? (Оно обозначает нашу Родину, нашу Россию).

Знаете ли вы, почему этот праздник так называется, и когда стали праздновать 23 февраля?

Беседа:

В древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники Отечества. И каждый мальчик должен быть таким же сильным и умным и быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину. Начиная с седой древности, воины и солдаты пользовались уважением общества как защитники жизни и имущества мирных граждан своей страны. Их жизнь, полная опасностей, приключений, дальних походов и богатая добыча, которую они из этих походов привозили, вызывали любопытство и гордость. Если Вы считаете, что 23 февраля – это праздник военнослужащих, то Вы глубоко ошибаетесь! 23 февраля – это День Защитника Отечества. И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или милиционером, ученым или фермером - Защитник. 23 февраля – это День Защитника своего Отечества, своей семьи.

Давным-давно, еще в начале прошлого века, на нашу страну напали германские войска. После революции в России уже не было императора. Новой стране нужна была новая армия, которая бы защищали нашу Родину от германских захватчиков.

И вот, в 1918 году указом правительства была создана Красная Армия. А чтобы поддержать дух воинов, 23 февраля постановили праздновать день рождения Красной Армии.

Шли годы. Менялась жизнь. Наша страна пережила величайшую трагедию – вторую мировую войну. Смело и отважно боролись наши воины, освобождая свою Отчизну. Трудно было. Многие голодали, не было достаточно оружия. На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Но мы выстояли! Победа осталась за нами! И в 1946 году нашу армию переименовали в Советскую. А праздник 23 феврали стали называть "Днем Советской Армии и военно-морского флота".

Прошло еще полвека. Мощное государство под названием СССР перестало существовать. Бывшие республики отделились от России, желая стать независимыми. Но российская армия по-прежнему сильна. По-прежнему на защите нашего государства стоят мужественные воины. И в 1995 году Государственная Дума приняла закон "О днях воинской славы". Теперь праздник 23 февраля мы называем "Днем Защитника Отечества".

Мы гордимся нашими защитниками, которые охраняют наш покой в мирное время. В будущем вы – молодое поколение, смените на страже Родины своих отцов и дедов, вы станете нашими защитниками, защитниками Отечества.

Постепенно традиция видоизменилась и сложилась так, что поздравлять и дарить подарки 23 февраля стали не только военным, но и всем мужчинам и даже мальчикам. Армейский праздник превратился в праздник мужчин и мужского пола в целом.

Служить в армии - почетное право и обязанность каждого мужчины. Следовательно, он либо был, либо есть, либо будет воином. И почему же его не поздравить, если повод есть?!

Поздравления для пап.

Стихотворения.

Папочка – главный защитник от бед! Сильный, надежный, разумный, умелый! Празднует нынче с тобой целый свет – Знай, ты – герой мой, прекрасный и смелый!

В праздник февральский, чудесный, мужской Лучшего только тебе пожелаю! Жить мне всегда хорошо и легко Зная, что папа меня защищает.

Самый сильный, самый смелый, Самый, самый дорогой, Папа лучший на планете, Все гордимся мы тобой!

Так прими же поздравленья С 23 февраля. В эти светлые мгновенья Знай, что любим мы тебя.

С двадцать третьим февраля, Папа, поздравляю! Только лучшего тебе, От души желаю!

Больше добрых, теплых дней, Сказочно приятных, Чтоб везло тебе всегда И невероятно!

Быть здоровым, не болеть, И не огорчаться, Только с лучшими друзьями В праздники встречаться!

Увлечений интересных, Новых, замечательных И начальников хороших, Песня про папу.

Сколько песен мы с вами вместе
Спели маме своей родной.
А про папу до этой песни
Песни не было ни одной.



Только мамой, только мамой не может быть!

Папа дома - и дом исправный,
Газ горит и не гаснет свет.
Папа дома, конечно, главный,
Если мамы, случайно, нет!

Папа может, папа может все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!

Только мамой, только мамой не может быть!

И с задачкой трудной самой
Папа справится, дайте срок!
Мы потом уж решаем с мамой
Все, что папа решить не смог!

Папа может, папа может все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть!

Папа может, папа может все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть.

МОЯ СЕМЬЯ
Автор : Лариса Григорьева Слова и музыка Александра Ермолова

Название песни : Детская песня о семье «Моя семья».

Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем-совсем неинтересно.

А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
И всегда так было, есть и будет…

Припев:

Если рядом будут папа и мама.

А ещё я буду бесконечно рада,

Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.

И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю Вас бесконечно!

Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!

Припев:
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой, буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом.

А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья

Выступление родителей (пап)

Теперь мы с вами немного поиграем!

Эрудит-викторина

Учитель: Давайте вспомним, какие же войска существуют в современной армии?

Учитель читает загадки. После отгадывания на доску вывешивают рисунок с изображением летчика, матроса, артиллериста и т.д.

Загадки:

1. Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас! (Летчик)

2. Он границу охраняет,
Чужака не пропускает,
И все время смотрит в оба,
А порядок был бы чтобы. (Пограничник)

3. У нас есть «Тополь», «Тополь-М»,
Не Флоре служим мы совсем.
Стоим на страже мы страны,
Чтоб больше не было войны. (Ракетчики)

4. Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется...(Танкистом)

5. Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат, ... (Пехота)

Викторина

1. Любит Родину. (Патриот)

2. Главная песня страны. (Гимн)

3. Песня, которую слушают стоя. (Гимн)

4. Торжественное движение войск и военных. (Парад)

5. Утренняя команда. (Подъем)

6. Расцветка одежды в военторге. (Камуфляж)

7. На плечах военного. (Погоны)

8. Главный на корабле. (Капитан)

Конкурс за народными сказками.

Дети делятся на две команды. Учитель говорит первые слова из названия народных сказок, участники должны сказать это название целиком. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Примеры:

1. Иван Царевич и серый... (волк)

2. Сестрица Аленушка и братец... (Иванушка)

3. Фенист - Ясный... (сокол)

4. Царевна - ... (Лягушка)

5. Гуси - ... (Лебеди)

6. По щучьему... (велению)

7. Мороз... (Иванович)

8. Белоснежка и семь... (гномов)

9. Конек - ... (Горбунок)

Загадки.

Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен – поднимают (якорь)

Одежду всем дала, а сама всегда гола (иголка)

Не море, не земля – корабли не плавают и ходить нельзя (болото)

Тебе дано, а пользуются люди (имя)

Накормишь – живет, напоишь – умрет (огонь).

Под себя положу, под голову, и укрыться останется. (Шинель.)

Днем - обручем, а ночью - змеей. (Ремень.)

Не бог, не царь, а ослушаться нельзя. (Командир.)

Как называют подростка, изучающего морское дело? (Юнга.)

Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол.)

Как называются наплечные знаки военного? (Погоны.)

Какие воинские звания вы знаете? (Рядовой, сержант, прапорщик и т. д.)

Ползет черепаха, стальная рубаха.

Враг - в овраг, она там, где враг. (Танк.)

Конкурс «Бой скороговорок»

Дается задание: пять раз быстро и без ошибок проговорить какую-либо скороговорку.

Разрешите нам начать,

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Тот, кто меньше ошибется,

Тот в бою и победит.

(Дается любая скороговорка по выбору учителя.)

Конкурс «Собери пословицу»

(В конвертах - пословица, разрезанная на слова. Кто быстрее сложит ее.)

Герой - за Родину горой.

Жить - Родине служить.

Где смелость - там победа.

Если армия сильна, непобедима и страна

Поздравление от девочек

Есть один веселый класс,

Десять мальчиков у нас,

Их сегодня поздравляем.

Вот чего мы им желаем.

Учитесь только лишь на пять,

Мы вам будем помогать.

Только, чур, не задаваться

И с нами никогда не драться!

Богатырского здоровья

Вам хотим мы пожелать.

Лучше всех на лыжах бегать

И в футбол всех обыграть!

Пусть удача будет с вами,

Только вы дружите с нами.

Нам во всем вы помогайте,

От других нас защищайте.

В общем, милые мальчишки,

Мы откроем вам секрет:

Лучше вас на белом свете

Никого, конечно, нет!

* * *

В февральский день, морозный день

Все праздник отмечают.

Девчонки в этот славный день

Мальчишек поздравляют.

Мы не подарим вам цветов:

Мальчишкам их не дарят.

Девчонки много теплых слов

У вас в сердцах оставят.

Мы пожелаем вам навек:

Чтоб в жизни не робелось,

Пусть будет с вами навсегда

Мальчишеская смелость.

И все преграды на пути

Преодолеть вам дружно.

Но вот сначала подрасти

И повзрослеть вам нужно.

Послушайте, мальчишки, нас,

Примите поздравленья!

Мы знаем, в этот день у вас

Второй день рожденья.

VII. Практическая работа

День Защитника Отечества – большой праздник. Мы будем поздравлять наших отцов и дедов, братьев и друзей. На праздник принято дарить подарки. А лучший подарок, как известно, это тот, который вы приготовили своими руками. Давайте для наших мужчин в подарок нарисуем открытки.

Задание : Учащиеся рисуют открытки.

VIII. Рефлексия и выставление оценок

Что показалось вам интересным, занимательным?

Что еще вы хотели бы узнать о празднике?

IX. Домашнее задание

Дорисовать открытку, выучить стихотворение об армии, о солдатах.

Подведение итогов

О каком празднике шла сегодня речь?

Что нового вы о нем узнали?

Не забудьте поздравить с этим праздником своих дедушек, пап, братьев.