Меню

Владимир железников. три ветки мимозы. Три ветки мимозы Урок внеклассного чтения

Заболевания

Урок литературного чтения по произведению

В.К. Железникова «Три ветки мимозы». 4-й класс.

Цели:

  1. познакомить учащихся с произведением В. К. Железникова “Три ветки мимозы”, учить “видеть и чувствовать” глубокий смысл произведения, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  2. развивать творческие качества: воображение, память, эмоциональную сферу, речь;
  3. воспитывать нравственные качества человека в отношениях между людьми;

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке литературного чтения познакомимся с творчеством замечательного детского писателя, который рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок.

2. Речевая гимнастика.

3. Психологический настрой.

Ах, какая чудная выдалась весна

Светит ярко солнышко и поёт душа!

Какое настроение у людей весной?

Почему пришла весна?

С каким цветом ассоциируется весна? (жёлтый - тепло, доброта, ласка, - счастье)

Весной мы отмечаем праздник самой прекрасной половины человечества.

Что принято дарить на праздник?

У кого папы мамам подарили цветы? Какие цветы?

Пусть сияет солнце!

Пусть уйдут морозы!

Пусть прогонит зиму

Мы вдохнули с вами запахи весны.

Ребята, наш весенний букет собран из мимозы.

Вы что-нибудь знаете о ней?

Мимоза - это название южной акации с жёлтыми цветками, они известны тем, что свёртывают листья при прикосновении к ним.

Мимозу называют «недотрога».

Пассивного, неактивного, «неженку» - человека называют мимозой.

Этот букет у нас сегодня неслучайно.

4. Словарная работа.

ДЕЙ - СТВИ - ТЕЛЬ - НО________ДЕЙСТВИТЕЛЬНО

ПО-ЗДРАВ-ЛЯ-Ю ________ПОЗДРАВЛЯЮ

ОГ - ЛЯ- ДЫ - В А - ЮТ - СЯ______ОГЛЯДЫВАЮТСЯ

2). Читай целыми словами. Хоровое чтение по карточкам.

а) ИНТЕРЕС (разворачивается согнутая половинка с частичкой ОВАЛСЯ) - ИНТЕРЕСОВАЛСЯ (разворачивается согнутая половинка с частичкой ЗА) - ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ.

б) Чтение с разворотами.

3)- Как понимаете смысл слова, зашушукались! (шептали)

ШУ - ШУ - ШУ... Попробуйте сочинить и произнести чистоговорку с этими словами. Предлагаю вам прочитать мою чистоговорку с доски.

Как будем говорить? (Шепотом)

Зашушукались ребята

Шу - шу - шу, шу - шу - шу,

Нарушая тишину.

5) В тексте вам встретится новое для вас слово.

Подмётка - образовалась от глагола подметать, подмётывать (пришивать или прибивать) - новая половинчатая подошва, подшиваемая на старые ботинки.

5. Чтение рассказа учителем.

Вам понравился рассказ?

Какое у вас настроение после прочтения? (весёлое, грустное)

Почему?

Сложная ситуация, в которой оказался мальчик. Как важно найти правильный путь выхода из этого. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

Книги Владимира Железникова издавались и многократно переиздавались не только в нашей стране, но по всему миру: в Японии, США, Дании, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Чехии и во многих других странах.

Как бы вы озаглавили рассказ?

6. Сообщение темы урока.

7. Анализ произведения

Главный герой - Витя.

Какой он по характеру?

б) Словесное описание героя. Работа в парах

Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою?

МУЖЕСТВЕННЫЙ, ДОБРЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ВСПЫЛЬЧИВЫЙ, НЕСДЕРЖАННЫЙ, СМЕЛЫЙ, НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ.

в) Выборочное чтение

Каждую черту характера Вити, подтвердите словами из текста.

Анализируем содержание первой и второй сюжетных линий рассказа:

Прочитаем начало 1 часть.

Какое было утро? (Светлое, радостное.)

Что об этом свидетельствует? (Огромный букет мимозы на столе.)

Какими предстают перед нами первые весенние цветы? (Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день. Использование прилагательных усиливает ощущение нежности, тепла, радости. Талантливый писатель подобрал замечательные слова)

Чему была рада мама? (Праздничному дню, подарку от папы.)

О чём забыл Витя? (У него тоже был приготовлен подарок, но вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл.)

Что подарил Витя своей маме? (Открытку, сделанную своими руками с надписью: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Обещаю всегда тебя слушаться".)

Как можно озаглавить 1 часть?

Дарить подарки приятно, так же как и их получать. А вы с этим согласны?

2. «Совет мамы подарить цветы Лене».

Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу? (Взять несколько веточек мимозы и подарить Лене Поповой.)

Был ли рад этому Витя? (Нет. Он хмуро спросил: "Зачем?" Ему не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.)

Почему же так? В весенний женский день приятно дарить девочкам- одноклассницам, мамам, бабушкам подарки? Да и папа Вити тоже подарил маме букет цветов?

Как можно озаглавить 2 часть?

Переходим к следующему этапу урока - обратим внимание на третью и четвёртую сюжетные линии:

3. «В школе».

В какой обстановке Витей были подарены цветы Лене Поповой? (Наспех, у самой школы, на улице, как- будто мимоходом. Витя протянул цветы и сказал: "Это тебе". Он даже не поздравил девочку и не дослушал благодарность. Он повернулся и убежал).

Кому было обидно за Лену?

Как в классе отнеслись к Витиному поступку? (Оказалось, что в этом классе вообще никто из мальчиков ничего не подарил девочкам. Ни один. И, конечно, подарок вызвал удивление. Со стороны учительницы одобрение, а со стороны класса - чувствовалось уже что- то недоброе).

Как можно озаглавить 3 часть? (читаем дальше, 4 часть)

4. «Отношение ребят к Витиному поступку».

Когда Витя это почувствовал? (Ещё на уроке все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. А когда на перемене Витя подошёл к ребятам, они вдруг закричали: "Тили - тили - тесто, жених и невеста!" Потом смеялись и показывали на него пальцами.)

Сработал «Эффект толпы» - дети сильно подвержены этому.

Можно ли Витю назвать несчастным человеком? (Нет, он, наверное, слаб душой, не очень смелый, нерешительный, трусливый.)

Какими предстают перед нами одноклассники Вити? (Чёрствые, равнодушные люди к ситуациям, которые несут положительные эмоции, дружбу, уважение, добро.)

А смог ли Витя противостоять оговору? (Нет. В школе он не смог дать отпор одноклассникам. "Он еле досидел до конца уроков, и как только прозвенел урок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.)

Как можно озаглавить 4 часть?

5. В пятой сюжетной линии «Это ты виновата» .

(Кого же обидел Витя?) чувства героя обострены до предела, мы чутко улавливаем это. За счёт чего это достигается? (Строгий отбор содержания, речевые характеристики героев: он забарабанил изо всех сил по двери; закричал, он почти плакал; вбежал в комнату, топтал цветы ногами и другие.)

На кого же сорвал обиду Витя?(На самого близкого, мудрого человека, на маму.)

Как вы оцениваете его поступок? (Витя поступил не правильно в том, что он обвинил во всём происходящем маму. Мама хотела своему сыну только хорошего и дала ему правильный совет. Просто Витя не смог найти выход из сложившейся ситуации.)

Как бы вы поступили, если бы попали в похожую ситуацию? Какой правильный совет дать Вите?

Каких качеств Вите не хватает?

(Надо учиться быть стойкими, мужественными, смелыми. Учиться жить с достоинством.)

В чём особенность композиции рассказа? (Кольцевая композиция: в начале текста перед нами предстаёт огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! А в конце рассказа эти жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой Витиных ботинок. Но в конце - опять нежные веточки мимозы. Так же и душа человека, оклеветанная недобрыми людьми, страдает и болит. Но она излечима. Нужно только захотеть. Писатель использовал художественный приём- антитеза: сравнивая предметы в начале текста и в конце (цветы, состояние души мамы.)

Что вы подчеркнули для себя из рассказа? (Быть людьми, заботиться о крепости своего духа, не быть малодушным. Собраться с силами, не падать духом, не унывать. Быть мужественным - долг человека перед жизнью. Беречь близких тебе людей.)

Мы ходим каждый день в школу - зачем? (Главным образом за умом. Мы надеемся развить свой ум, обогатить память, узнать, как устроен мир, научиться писать, читать, считать. Всё это умственные занятия, и постепенно мы учимся ценить людей за один лишь ум. Но всё это неправильно, всё не так! Не ум, а сердце- главное в человеке. Сердце- способность любить, верить, надеяться, глубоко чувствовать. Учёный- это очень хорошо, но как мы все любим сердечных, теплых, расположенных ко всем людей. Каждому из вас придётся делать выбор. Пусть всем повезёт, пусть каждому встретятся умные и сердечные люди. Они обязательно встретятся, если мы будем знать, что же именно должны ценить в людях: сердце и ум.)

Будем держаться золотого правила : «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Боритесь со своим малодушием.

Христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего как самого себя».

8. Домашнее задание:

2. Пересказать по плану.

3. Творческое задание -выступая в роли "соавторов" писателя подумайте о том, как можно закончить рассказ.

9. Итог урока.

Рассказ трогает до глубины души, не оставляет равнодушным. Актуальность проблемы и замечательный талант писателя, который находит такие слова, фразы, которые не могут не найти отклика в сердце человека.

Какой нравственный урок преподнёс автор произведения?

(Надо уметь прощать людям слабости, понимать их, дарить радость, счастье, добро)

Давайте посадим цветок Добра.

Пусть те ребята, которые сегодня совершили добрые поступки, помогут цветку Добра зацвести. Прикрепите лепестки добрых дел.

Я благодарна вам за отличную работу. Спасибо.

МУЖЕСТВЕННЫЙ

ДОБРЫЙ

ПОСЛУШНЫЙ

ВСПЫЛЬЧИВЫЙ

НЕСДЕРЖАННЫЙ

СМЕЛЫЙ

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ОБИДЧИВЫЙ

ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ


Главный герой рассказа Владимира Железникова «Три ветки мимозы» — мальчик по имени Витя. Утром 8 марта он увидел дома на столе букет из веток мимозы. Мама сказала, что мимозы подарил папа. А Витя подарил ей открытку, в которой написал, что будет слушаться маму.

Когда Витя пошел в школу, мама предложила ему взять с собой три ветки мимозы, чтобы подарить их Лене Поповой, Витиной соседке по парте. Витя встретил Лену возле школы и вручил ей мимозы. Лена была очень рада подарку.

Как потом оказалось, Витя был единственным из мальчиков, кто поздравил одноклассницу с праздником. Во время перемены ребята стали его дразнить его женихом и кричать, что он водится с девчонками.

Витя с трудом дождался окончания уроков и побежал домой. Дома он накричал на маму, заявив, что это она во всем виновата. Потом Витя бросил мамины мимозы на пол и стал их топтать. Мама только растерянно сказала, что эти цветы — подарок папы.

А Лена Попова в это время бережно несла домой три ветки мимозы. Это был первый в ее жизни букет.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Железникова «Три ветки мимозы» заключается в том, не следует идти на поводу у мнения большинства, которое порой бывает ошибочным. Витя, по совету мамы подаривший букет однокласснице, болезненно отнесся к насмешкам мальчишек. Он сорвал свою досаду и злость на маме, растоптав букет, который ей подарил папа.

Рассказ учит иметь на все свое мнение и не реагировать на насмешки недалеких сверстников.

Какие выводы можно сделать, прочитав рассказ «Три ветки мимозы»? В рассказе раскрывается характер Вити. Витя — человек неспокойный, несдержанный. Чтобы не случилось, нельзя кричать на маму, женщину. И тем более топтать мимозу, цветы, подаренные папой. Вите нужно учиться выдержке, умению держать удар. Ничего страшного не произошло, когда одноклассники назвали Витю женихом — подразнили и прекратили. А то, что мальчик обидел маму, это действительно крайне неприятно, осадок от этого останется надолго. Матерей нужно беречь, дарить им тепло и любовь.

Какие пословицы подходят к рассказу Железникова «Три ветки мимозы»?

Всем глупцам не терпится осмеять кого-нибудь.
Мы боимся быть смешными и любим смеяться над другими.
Нет милее дружка, чем родная матушка.

В. Железников

ТРИ ВЕТКИ МИМОЗЫ

Когда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

— Это папа подарил мне, — сказала мама. — Ведь сегодня Восьмое марта.

Действительно, сегодня Восьмое марта, и он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться». Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду. Даже как-то неинтересно — как взрослые быстро читают!

А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:

— Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

Лена Попова была его соседкой по парте.

— Зачем? — хмуро спросил он.

— А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.

Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:

— Это тебе.

— Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!

Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

— Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.

— Это мне Витя подарил, — сказала Лена.

Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.

— Вот как! — сказала учительница. — Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.

А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:

— Тили-тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!

Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:

— Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! — Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. — Ненавижу эти цветы, ненавижу!

Он стал топтать их ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.

— Это мне подарил папа, — сказала мама.

А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...

Писателем Владимиром Железниковым написан рассказ под названием «Три ветки мимозы», который вряд ли оставит кого-то равнодушным. Этот рассказ о событиях, связанных с праздником 8 Марта. В финальной части рассказа описаны сцены, которые совершенно не красят главного героя, школьника Витю – он злится и кричит на свою маму. После прочтения этого рассказа возникает желание написать его продолжение – в нём есть недосказанность. Продолжение рассказа «Три ветки мимозы», конечно же, у всех выглядит по-разному, но, скорее всего, во всех вариантах мама должна услышать слова извинения от сына.

Дома Витя не находил себе места. Слова ребят о том, что он водится с девчонками, не давали ему покоя. И зачем он вообще согласился взять в школу эти цветы?

— Я больше никогда не буду дарить розы-мимозы, лютики-цветочки! – со злостью думал Витя, глядя в окно.

В квартире была тишина. Никто не звал его обедать, не расспрашивал о том, как прошел школьный день. И даже кот Барс, любивший поиграть с Витей, равнодушно прошел мимо него.

Витя начал делать домашнее задание.

— Из пункта А в пункт Б выехал велосипедист со скоростью…

Витя несколько раз прочитал условие задачи, но сосредоточиться на решении не мог. Мысли его были где-то далеко…

Он вдруг вспомнил, как мама купила ему первый маленький велосипед. Он был такой красивый! С блестящим рулём и крепкими спицами. На руль был привинчен маленький звонок, который звонил весело и радостно! Ни у кого во дворе такого велосипеда не было!

А потом Витя вспомнил, как он на этом самом велосипеде ехал в зоопарк, а счастливая мама шла рядом. В зоопарке она купила ему самое вкусное в мире мороженое!

Когда Витя сделал все уроки, на улице было уже темно.

Мама ушла к соседке, тёте Гале, за солью. Витя взял из буфета пару баранок. Баранки были сухие, Витя погрыз их и пошел спать.

Вернувшаяся от соседки мама ни о чём сына не спрашивала.

В эту ночь сон долго не шел к Вите. Картинки детства мелькали одна за другой. Вот Витя, счастливый и довольный, идёт с мамой в цирк. Вот он катается на карусели и весело машет маме рукой. Вспомнил Витя и о том, как однажды мама защитила его от злой собаки, и слёзы закапали из его глаз. Надев тапочки, он направился в мамину комнату.

— Мамочка, милая, прости меня. Я был не прав. Прости, что я обидел тебя. Ты – самая лучшая мама на свете!

Мама сказала:

— Ты – молодец, что извинился. Но этого недостаточно. Тебе, сын, надо научиться сдерживать свои эмоции. Кричать, топтать цветы – это неразумно и неправильно. С раннего детства человек должен приучать себя к сдержанности. А на обидчиков не реагируй! Умный и уверенный человек никогда не будет высмеивать других. Ему не нужно, чтобы окружающие чувствовали себя неловко, а тем более испытывали гнев.

Витя внимательно слушал маму. Он никогда не задумывался о том, о чём она говорила.

На следующий день в школе ребята продолжили дразнить Витю. Но Витя не реагировал, он показал, что дразнилки его не задевают и не расстраивают.

После обеда Димка Кубиков, который вчера назвал Витю «женихом», позвал его поиграть в футбол. Витя согласился.

…А мимозы у Лены Поповой стояли долго. Она сама об этом сказала Вите…

Форма урока: изучение нового.

Цели урока :

  • Познакомить детей с творчеством В. К. Железникова. Используя метод проблемного обучения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.
  • Учить детей обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения; развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики
  • Продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся. Развивать умение оценивать свою работу и работу товарищей.

Оборудование: Слайдовая презентация (Приложение 1 , слайды 1-7).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Приложение 1 , слайд 1)

II. Проверка домашнего задания

Учитель. Ребята, как называется раздел, над которым мы работаем? («Весна идет, весне дорогу!»)

Учитель. Я просила вас, ребята, нарисовать словесную картину весны: какая она, как она выглядит, какой наряд ей к лицу? Давайте послушаем ваши рассказы. (Рассказы детей).

Учитель. Молодцы, ребята, вы составили прекрасные рассказы о весне. Действительно, весна – удивительное время года. Из ваших рассказов я поняла, что большинство из вас любят это время года, потому что весной пробуждается природа после долгого зимнего сна.

(Приложение 1 , слайд 2)

И в честь рождения новой Весны мне хочется сегодня поговорить об одном цветке, а о каком, вы скажете сами, послушав стихотворение:

Пусть сияет солнце!
Пусть уйдут морозы!
Пусть прогонит зиму
Веточка…(мимозы)!

(Приложение 1 , слайд 3«Букет мимозы»)

Учитель. Да-да, именно эта вестница весны, полноправная хозяйка Международного Женского Дня обладает такой чудесной способностью. Этот ослепительно желтый цветок с серебристыми листочками был привезен из Австралии больше двух веков назад. Только мимозой-то собственно он не является: называется это чудное создание серебристой акацией. Стоит лишь слегка задеть мимозу, как по пушистому кусту пробежит дрожь, и она вмиг спрячет свои листья, словно ее обожгло морозом.

III. Изучение темы урока

1. Подготовка к восприятию

Учитель. Об этом цветке сегодня я заговорила не случайно. Откройте учебники на странице 137, прочитайте заглавие. Рассмотрите иллюстрацию. Какие у вас появились предположения о содержании произведения? (Предположения детей).

Учитель. А верны ли ваши предположения, мы узнаем, когда прочитаем замечательное произведение, которое, подарил нам Владимир Карпович Железников. (Приложение 1 , слайд 4)

Но сначала прочтем слова, которые трудно читать. (Приложение 1 , слайд 5)

1. Читай сначала по слогам, затем – слитно, целыми словами.

ДЕЙ-СТВИ-ТЕЛЬ-НО – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
ПО-ЗДРАВ-ЛЯ-Ю – ПОЗДРАВЛЯЮ
О-ГЛЯ-ДЫ-ВА-ЮТ-СЯ – ОГЛЯДЫВАЮТСЯ

2. Читай правильно.

ПОРТФЕЛЬ, ОГЛЯДЫВАЮТСЯ, ЧУВСТВОВАЛ, ВОДИТСЯ.

ИНТЕРЕС – ИНТЕРЕСНО – НЕИНТЕРЕСНО
ШУ-ШУ-ШУ – ШУШУКАЛИ – ЗАШУШУКАЛИСЬ
БАРАБАН – БАРАБАНИЛ – ЗАБАРАБАНИЛ

4. Читай внимательно

УВИДЕЛ – УВИДАЛ ХРУПКИЕ – КРУПНЫЕ
ПОВЕЗЛО – ПОДВЕЗЛО ЛОМАЛИСЬ – ЛОПАЛИСЬ
ВОДИТСЯ – ВОЗИТСЯ

2. Словарная работа (Приложение 1 , слайд 7)

Учитель. В этом тексте, ребята, встретится новое для вас слово – подмётка. Давайте узнаем, что оно означает.

Дети. Работают со словарем и ищут значение слова.

Подметка – новая половинчатая подошва, подшиваемая на старые ботинки.

IV. Физминутка

3. Первичное восприятие. Чтение текста учителем

4. Проверка качества первичного восприятия

Учитель (после паузы). Верны ли ваши предположения? Поделитесь мыслями и чувствами по поводу услышанного вами. О чём вам думалось? (Свободные высказывания детей).

Учитель (ставит проблемный вопрос, предполагающий наличие противоречия и альтернативных ответов) Кто виноват, что Вите так плохо?

5. Вторичное перечитывание текста

Учитель. А сейчас, ребята, каждый из вас почитает рассказ для себя, для души. Закройте ушки и вполголоса прочитайте рассказ. По ходу чтения выделите самый напряженный момент.

6. Проблемный анализ произведения с вычитыванием отдельных кусков, абзацев, предложений

Учитель. А теперь, ребята, давайте попробуем открыть бездну рассказа – постараемся найти ответ на вопрос: кто виноват, что мальчику так плохо?

Дети. (Высказывают разные точки зрения. Одни говорят, что виновата мама, другие – учитель, третьи – сам Витя, четвертые говорят, что виноват учитель)

Учитель. Итак, кто считает, что виновата мама? Докажите это словами из текста.

Дети. Ведь она «прочитала открытку в одну секунду», заставила взять Витю цветы. Поэтому Витя обвинил маму и растоптал цветы.

Учитель. А так ли это? Давайте посмотрим, как на это смотрит автор.

Учитель. Как мама относится к мимозе?

Дети. Это папа подарил мне, – сказала мама.

Учитель. Обрадовалась ли девочка подарку Вити?

Дети. Да, обрадовалась.

Дети. («Ой, как красиво! Большое спасибо! …Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…Это ведь были первые мимозы в её жизни…»)

Учитель. Значит, мама заставила сделать доброе?

Дети. Да. Мама думала, что подарят все, но никто не подарил. (Дети доказывают словами текста)

Учитель. Виновата ли мама?

Дети. Нет.

Учитель. Тогда кто виноват?

Дети. Виноват учитель.

Учитель. В чем виноват учитель? Докажите словами автора.

Дети. Учитель к этому равнодушно отнесся. (Дети зачитывают диалог учителя с Леной)

Учитель. А сам Витя? Он видел, что девочка обрадовалась?

Дети. Да.

Учитель. Значит, он сделал хорошее дело?

Дети. Да.

Учитель. А разве это плохо, делать хорошее дело?

Дети. Делать приятное человеку – это всегда хорошо. Но для Вити важно, как к нему отнеслись одноклассники.

Учитель. Зачитайте, как себя вели дети. (Дети зачитывают)

Учитель . Почему они так себя вели?

Дети. Они сами никогда не делали этого.

Дети. У него на первом плане эта маленькая очаровательная девочка. Он ею восхищается. Девочка слышит, что их дразнят, но она на это не обращает внимания. Она радуется – ведь это были её первые цветы.

7. Обобщение по результатам анализа

Заключительная беседа и групповая работа:

Учитель. Как заканчивается рассказ?

Дети. Рассказ заканчивается необыкновенной радостью девочки.

Учитель . Известны ли вам подобные случаи из жизни?

Учитель. В своих произведениях известный детский писатель Владимир Карпович Железников рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают герои, о том, как важно для людей взаимопонимание.

Учитель. Ребята, назовите героев рассказа. (Автор, Витя, мама, Лена Попова, одноклассники)

Групповая работа

Дети сформированы по принципу выбора: дети сами выбрали, где и с кем работать.

– Дайте каждому из героев рассказа краткую характеристику.

V. Итог урока. Оценивание

Учитель. С каким рассказом мы познакомились сегодня? Кто автор?Менялось ли ваше мнение в ходе наших рассуждений? Оцените степень вашего участия в решении проблемы.

VI. Домашнее задание (на выбор)

  1. Подготовить пересказ от имени Вити.
  2. Подготовить пересказ от имени Лены.