Меню

Творческие задания для школьников. Упражнения для развития творческого мышления. Научные проекты по предметам или интегрированные

Гинекология

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Сущность творчества - в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. Но при всём их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на две группы - старая это задача или новая.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при решении происходит акт творчества. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.

Чем актуальнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Креативность - способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации .

П. Торрес под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Д. Гильфорт определил 4 особенности креативного мышления:

Оригинальность и необычность высказываний, стремление к новизне;

Семантическая гибкость мышления (способность видеть объект под разными углами зрения)

Образная адаптивная гибкости (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны);

Способность продуцировать разнообразные идеи, чтобы активировать творческое мышление младших школьников (он рекомендует использовать «Мозговой штурм») .

Развитие учащегося, как личность, как субъект деятельности является значимой проблемой образования на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.

Развитие креативного мышления, во-первых, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению применять их в своей практической деятельности.

Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.

В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста.

К сожалению, в современной школе, особенно по традиционной программе, развитию креативного мышления детей уделяется пока ещё крайне мало времени. Одной из форм его развития являются творческие задачи. Я уже много лет работаю по традиционной программе и использую их в своей работе.

Опыт показывает, что уроки математики очень оживляют учебные задания творческого характера, связанные с их составлением и преобразованием, способствующие реализации не только образовательных, но и развивающих целей. Использование творческих заданий отличается тем, что принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. Успех при выполнении задания пробуждает интерес к учебе, создается эмоциональный положительный фон.

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость умавключает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей .

Можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии выносливости, силы и других подобных качеств. Если ребёнок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет .

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс увлекательным и интересным. Главное начать как можно раньше и результат можно будет увидеть уже в конце 1 класса. Постоянно возникает вопрос «Нужна ли олимпиада по математике в начальной школе?» Необходима. Но как в условиях традиционной программы подготовить детей? Нельзя ограничивать детей школьной программой. Надо раскрепостить мышление ученика, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Поэтому я считаю, что можно даже на уроке найти 5-10 минут на решение нестандартных задач, развивающих логику и смекалку, направленных на развитие творчества ребенка. Такие занятия помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывают в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения. Очень хорошо если этому можно посвятить целый урок. Способствует развитию креативности и факультативные занятия. Немало важной ступенью в развитии креативного мышления является обучение решению задач познавательного, поискового и творческого характера.

Виды творческих задач

Обычно в школе решают так называемые «закрытые» задачи, т.е. имеющие точное условие, строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. Жизнь же ставит перед человеком «открытые» задачи, имеющие довольно размытые, разные пути решения. Исходя из этого, существуют следующие виды творческих задач.

Изобретательская.

Её условие содержит противоречие: «Вы хотите есть. На столе хлеб, а у стола голодный лев». Как быть? Ответы детей:

Вызвать служащих зоопарка;

Зажечь факел и испугать льва огнем;

Бросить льву кость или мясо;

Может это не животное, а человек;

Решение этой задачи показало, что дети видят разные варианты решений.

Исследовательская.

Произошло некоторое явление. Необходимо выявить его причины. Например, почему вода превращается в лед? Как это происходит? Почему?

Конструкторская.

Не содержит противоречий и предлагает продумывание устройств под заданную цель. Придумать, как измерить площадь фигуры, тогда как дети ещё не имеют представления о самом понятии «площадь».

Прогностическая.

Предлагает анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений или можно видоизменить обычную задачу и прогнозировать результат.

Задача с достраиваемым условием.

Дети анализируют и сами вводят необходимые данные и ограничения. К первоначальному этапу отношу задания на сравнение геометрических фигур, на выбор сходных фигур, на выделение частей сложного чертежа, на составление и преобразование фигур в соответствии с условием задачи, на составление рассказов к рисункам. Конечно, задачи 1 и 2 вида (исследовательские и изобретательские) едва ли будут уместны на каждом уроке математики. Их я использую на уроках окружающего мира, чтения, труда, а на уроках математики - в разминках и минутах отдыха, организованных в форме «мозгового штурма».

«Мозговой штурм» является методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. При проведении «мозгового штурма» запрещается критика и поощряется любая идея, даже шуточная и явно нелепая. С целью активизации мышления младших школьников можно использовать следующие задания .

Задача №1

Сгорело деревянное строение на берегу моря в лесу. Откуда пришёл огонь? Ответы детей: подожгли дети; курящий мужчина бросил сигарету; туристы не потушили костер; в избушку ударила молния и т. д.

Задача №2

У К. Чуковского в книге «Доктор Айболит» встречается Тянитолкай - фантастическое животное с двумя головами, расположенными сзади и спереди. Скажите, какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству? Ответы детей: способность постоянно бодрствовать, так как головы спят по очереди; быстрее ест; видит всё, что находится вокруг; имея две головы, веселее жить; животное лучше видит и слышит, а значит, может вовремя заметить опасность.

Задача №3

Игра «Остров»

Представьте себе, что произошло кораблекрушение и вы, чудом уцелев, оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Что необходимо делать, чтобы выжить?

Ответы детей: необходимо строить жильё, охотиться, ловить рыбу, охранять лагерь.

Второй метод активизации мышления, называется «Синектика». Автор этого метода Уильям Дж. Гордон выделил два вида процессов творчества: интуиция, вдохновение и использование различных видов аналогии.

Широко распространена аналогия по форме, например:

Сосулька - карандаш, нож, перчатки, ручка, нос, клюв. Часы - луна, солнце, цветок, диск телефона, тарелка.

Для знакомства детей с прямой аналогией можно использовать художественные произведения. Например:

Фантастические аналогии позволяют отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию, любое действие перевести в сказку и рассматривать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых. Пришельцев с других планет для решения задач, для выхода из создавшейся ситуации.

К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет объект, а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же функции. Например:

Ветер - вентилятор, пылесос, дыхание. Петух - будильник, радио, солнышко, гром.

Машина - лошадь, ослик, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица.

Примеры заданий на развитие креативности мышлений

  1. Задания на развитие гибкости мышления.

1) Разработать несколько способов использования законов и явлений.

2) Установить взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретным заданием:

Вычленить проблему;

Составить план решения;

Сформулировать гипотезы;

Выбрать и обосновать лучший способ решения.

2. Задания на развития оригинальности мышления.

1) Определить «правильность» решения задачи.

2) Придумать слово, необычную задачу.

3) Предложить совершенно иной способ решения задачи.

Выполняя подобные задания, мои ученики с удовольствием находят недочеты в предлагаемых мной заданиях, придумывают свои варианты, в том числе задачи с фантастическими, несуществующими персонажами. Для лучшего усвоения новой темы составляем вместе сказку о том, как родилась линия.

«В стране Геометрия жила-была точка (учитель показывает на доске, а дети на листочках бумаги ставят точку). Однажды точка подумала: «Как мне хочется иметь много друзей! Отправлюсь-ка я в путешествие и поищу себе подружек».

Только вышла красная точка за калитку, а навстречу ей идет зелёная точка. Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, куда та идет.

Иду искать друзей. Вставай рядом со мной и идем вместе путешествовать. (Учитель и дети ставят рядом с первой вторую точку).

Через некоторое время они встречают синюю точку.

Идут по дороге друзья-точки, и с каждым днем их становиться все больше и больше. И наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд плечом к плечу, и получилась линия. Так родилась линия. Когда точки идут прямо, получается прямая линия, когда неровно, криво-линия кривая.

Такое объяснение нового материала в форме составления сказки, детям очень нравится и лучше запоминается новый материал.

3. Задания на развития беглости.

1) Найти несколько возможных решений.

2) Выбрать лучший способ решения.

3) Установить сходство и различие.

4) Определить причинно-следственные связи.

4. Задания на развития креативности мышления.

1) Сформулировать свои вопросы.

2) Определить, в чем заключается противоречие, сформулировать и конкретизировать его.

3) Высказать свои критические замечания.

4) Самостоятельно оценить ответы одноклассников.

5) Исправить ошибки.

Можно предложить детям следующие задания:

1) Слуховой диктант: 1,3,6, 10, 15…

Придумай свою числовую закономерность.

Придумай закономерность из геометрических фигур.

2) Изобразите новую геометрическую фигуру, дайте ей название.

3) На доске начерчены два неодинаковых отрезка. Придумай прибор, позволяющий сравнить их.

4) Начерти прямоугольник с периметром 24 см.(6 решений)

5) Найди корень уравнения (х-17)*0=0 (множество чисел от 17 до бесконечности)

6) Змей Горыныч обещал детям выпустить их на волю, если они принесут ему воды без самого ведра (дополнительное условие: зимой). Воду можно заморозить.

7) Персей убил Медузу Горгону, смотрясь в щит, отполированный до блеска. А каким образом ещё можно решить эту задачу? Ответы детей могут быть разнообразными.

5. Задания на развития логического мышления.

1) Переформулировать задачу, перевести её с образного, художественного языка на математический.

2) Выбрать рациональное решение и довести его до логического окончания.

3) Определить, все ли данные задачи использованы при решении задачи.

4) Установить, приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.

Задания, направленные на развитие логического мышления, углубляют математические знания детей, развиваются такие мыслительные операции как анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Можно предложить детям следующие задачи:

1) Можно ли разделить 5 конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфетке, и одна осталась в коробке?

2) Петя дал младшему брату половину запаса яблок и ещё одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети?

3) Два отца и три сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них?

4) В квартирах №1,2,3 жили три котёнка: белый, черный, рыжий. В квартирах №1 и №2 не жил черный котенок. Белый котенок жил не в квартире №1 . В какой квартире жил каждый котенок?

5) Рысь съедает 600 кг мяса за 6 часов, а тигр - в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это мясо вместе?

6) Двое учеников очистили 400 картофелин; один очистил 3 штуки в минуту, другой - 2. Второй работал на 25 мин больше первого. Сколько времени работал каждый?

7) На запасном пути стоят 7 пассажирских вагонов и 20 товарных вагонов общей длиной 217 метров. Пассажирский вагон на 4 метра длиннее товарного. Определи длину того и другого вагона.

8) Три школьника купили карандаши. Один отдал за эту покупку 21 рубль, другой 18 рублей, а третий 15 рублей. Первый школьник получил на два карандаша больше, чем третий. Сколько карандашей купил каждый школьник?

9) Летела стая гусей, а навстречу им гусак:

Здравствуйте, 20 гусей!

Нет, нас не 20. Если бы в 20 раз больше, да ещё 3 гуся, да ещё ты с нами, тогда нас было бы 20. Сколько было гусей?

10) В семье 4 детей; им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад. Таня старше, чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на 3?

11) Малыш может съесть 600 г. Варенья за 6 минут, а Карлсон - в 2 раза быстрее. За какое время они съедают это варенье?

6.Нестандартные задачи на умножение и деление

1) Можно ли 10 книг расставить на 3 полках поровну?

2) Чему равно произведение 0*1*283*4*5?

3) Запиши все пары чисел, произведение которых равно 12.

4) Хватит ли 8 двухместных парт, чтобы рассадить 20 учеников?

5) Придумайте и запишите такое число, не равное 0, которое делится на 3, на 4, на 6.

6) Запиши цифру 5. Какую цифру нужно приписать справа, чтобы полученное число разделилось на 6?

7) В записи 6 5 2 расставь знаки действия и скобки так, чтобы значение полученного выражения было равно 42. Запишите равенство.

8) Каждый торт разделили пополам, а каждую половинку ещё пополам. На каждое из 12 блюдец положили 1 кусок торта. Сколько было тортов?

9) Через 5 лет Петя будет вдвое старше, чем сейчас. Сколько лет ему сейчас?

10) Какие два целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается от их сложения?

11) Лена хотела умножить какое-то число на 7. При умножении она ошиблась и у неё получилось18, что на 3 меньше верного ответа. Какое число Лена хотела умножить?

7.Сказка о том, как прямая превратилась в отрезок

Жил был карандаш. Был он очень любознательный и хотел все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

Как эта линия называется?

Вышел однажды карандаш на прямую линию и пошел по этой прямой. Шел, шел по прямой линии, долго шел. Устал, остановился и говорит:

Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?

Засмеялась прямая:

Эх, ты, карандаш! Ведь ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

Тогда я поверну назад, - сказал карандаш. - Я, наверно, пошёл не в ту сторону.

И в другую сторону тоже не будет конца. У линии совсем нет концов. Прямая даже спела про себя песенку:

- «Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди,

Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.

Виды творческих заданий

Рисование

Самый распространенный вид детского творчества. В зависимости от учебного предмета и возраста ученика можно предложить нарисовать иллюстрацию к литературному произведению, к собственному сочинению, сделать карточки с иностранными словами и картинками для младших школьников, изобразить в ассоциативном рисунке процесс фотосинтеза или реакцию нейтрализации.

Можно сделать эту работу групповой.

Аппликация, лепка, различные виды ручного творчества: квиллинг, бумагопластика, оригами и прочее

Суть работы та же, только эти виды творчества обычно требуют более качественного владения техникой и хорошего пространственного мышления.

Создание книги

Это настоящий творческий проект (индивидуальный или групповой). Можно выполнять в разной технике. Это может быть рукописная книга с собственноручными иллюстрациями; можно оформить книгу аппликацией; можно сделать книгу на компьютере и распечатать на принтере.

Научные проекты по предметам или интегрированные

Могут быть исследовательские или практико-ориентированные, но в любом случае речь идет о научном творчестве. Обычно используется групповая форма работы, но возможны и индивидуальные проекты.

Примеры исследовательских проектов:

  • «Самая грязная поверхность в кабинете биологии».
  • «Особенности поведения кошки, отданной на передержку в чужую семью».
  • «Самые популярные имена в нашей школе».
  • «Употребление ошибочных форм рода существительных учениками 5-6 классов».
  • «Применение методов, основанных на инерции, в технике и строительстве».

Примеры практико-ориентированных проектов:

  • «Памятка Успевайки: правила тайм-менеджмента для ребят».
  • «Словарь молодежного сленга нашего села».
  • «Проект автомата для посыпания льда реагентом».
  • «Разработка интерактивного теста для компьютерной диагностики знаний по теме «Водород».
  • «Разработка смеси для кормления птиц зимой с учетом видов, встречающихся в районе нашей школы».

Сочинение-характеристика

Эта типичная для уроков литературы форма может с успехом применяться и на других предметах. Ведь речь идет о форме последовательного изложения сведений о чем-либо:

  • Что это (или кто)?
  • Каковы его отличительные признаки («Квадратом называется только такой прямоугольник…»).
  • Что о нем можно сообщить: свойства, отношения, теоремы, реакции, формулы, выигранные битвы, открытые законы, дружба или вражда с другими героями…

Сочинение-сравнение

И снова перед нами форма, которую можно использовать на любом школьном предмете: необязательно сравнивать Онегина и Печорина, можно сравнить ромб и квадрат, Меркурий и Венеру, Францию и Испанию, Русско-японскую и Первую мировую войны.

Сочинение проблемного характера

Чрезвычайно полезная форма словесного и научного творчества. Примеры тем сочинения:

  • Устарело ли понятие чести?
  • Можно ли было избежать революции в 1917 году?
  • Атомная энергетика: за и против.
  • Возможно ли изменение экономической ситуации в Сибири?
  • Что случилось бы, если бы внезапно исчезли все цветковые растения на Земле?

Эссе в формате ЕГЭ

Это, конечно, работа по русскому языку и притом очень специфическая. Старшеклассники могут выполнять ее в полном объеме, а младшим ребятам можно ее упростить. В начальной школе предложить текст с уже сформулированной проблемой и предложить высказать свое обоснованное мнение по ней. В средней школе ребята должны уже учиться определять авторскую позицию, а также подбирать аргументы.

Буриме и другие стихотворные произведения

Буриме — это сочинение стихотворения по заданным рифмам; можно придумывать также вторые строки к первым и т.д.

Составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм

«Перевертыши»

Игра, при которой все слова названия меняются на противоположные или просто другие. Например, «Зеленый башмачок» — «Красная шапочка», «правило буравчика» — «исключение пробки» и т.п. Можно предложить детям и отгадывать, и придумывать такие перевертыши.

Составление задачника или сборника упражнений

По любому предмету можно предложить составить тест, опросник, задачник и тому подобный сборник для одноклассников или младших ребят. Можно усложнить задание, предложив придумать смешные задачи в стиле «Задачника» Г. Остера или такие, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву.

«Угадай, кто это»

Творческая игра, которую можно проводить постоянно или от случая к случаю и в разных вариантах.

Суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого, исторического деятеля) или явление (отрасль промышленности, химический элемент, страну), а другие отгадывают. Варианты:

  • ученик пишет все, что может, про своего «героя», начиная с малоизвестных фактов и заканчивая общеизвестными;
  • одноклассники задают вопросы про загаданного человека или предмет, но только такие, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • соревнуются две команды, а слово для загадывания определяется по жребию (путем вытягивания одной из заготовленных учителем карточек);
  • иногда ученикам предлагается постоянно вести тетрадь-угадайку и писать в нее по одной загадке про любого персонажа или понятие из каждого параграфа.

«Шесть шляп»

РАФТ

Этот прием заимствован у американских педагогов. Название произошло от первых букв слов:

  • R — role (роль).
  • A — audience (аудитория).
  • F — format (форма).
  • T — topic (тема).

Суть приёма заключается в том, что школьник создает высказывание от имени выбранного персонажа. Причём исполнитель роли должен учитывать и все обстоятельства, в которых оказывается персонаж. Роль и обстоятельства предлагаются учителем, можно по жребию.

  • Роль: Репортер.
  • Аудитория: Читатели журнала «Женская доля».
  • Формат: Проблемная статья.
  • Тема: Самоубийство Катерины Кабановой.

Мы представили лишь немногие из возможных творческих заданий, которые можно использовать на уроках, охватить же их все невозможно, ведь новые появляются буквально каждый день. А какие творческие задания используете вы? Поделитесь в комментариях к статье.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

Введение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшем на всем их жизненном пути.

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, в ней кратко раскрыты теоретические аспекты развития творческого воображения у дошкольников и представлен практический материал по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение , которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

1. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное , деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:

1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно в разделе «Социально-коммуникативное развитие»

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель : развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель : развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель:

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель:

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель:

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель : развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель : развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель : развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ

как средство формирования нравственных качеств на уроках «Библия для детей и нравственность»

Составитель: Наталья Ванькова

Введение

Реальное состояние нравственности в современном обществе, в первую очередь молодежи, можно обозначить как глубокий нравственный кризис. Средства массовой информации изобилуют сценами насилия, агрессии, секса. Оживили свою деятельность многочисленные тоталитарные религиозные секты. Школа отказалась от старых ориентиров в воспитании ребенка, а новые так и не появились.

Эти факторы показывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемы воспитания нравственности подрастающего поколения с самого раннего детства.

Любое общество, если оно по-настоящему намерено продвигаться вперед в экономике, политике и по всем другим направлениям развития, нуждается в надежных нравственных ориентирах. Для юных поколений их определяет семья. Но возможностями самого глубокого и действенного влияния на подрастающую личность обладает и школа. Вот почему возникла идея создания курса «Библия для детей и нравственность». Почему все же Библия? Библия - первоисточник нравственности. В ней содержатся принципы общечеловеческой морали, которые использовались для улучшения нравственной атмосферы в обществе в течение сотен лет. Разве устарели нравственные ориентиры: «Не судите, да не судимы будете», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» и т. д. Библия позволяет показать детям, что в жизни у них всегда есть выбор и что вера - право добровольного выбора. Почему мною был задуман и составлен сборник именно игр и творческих заданий? На этот вопрос отвечает неизвестный

Чем проповедь выслушивать
мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха
и поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же никогда.

Если для детей младшего школьного возраста только читать нотации, проповеди, проводить беседы, то не добьешься результатов в развитии личностных качеств, а скорее наоборот - получишь обратный результат. Преимущество же игры заключается в том, что она достигает своих целей незаметно для воспитуемого, то есть не требует никаких способов насилия над личностью.

«Духовная жизнь ребенка, - писал В. А. Сухомлинский, - полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он - засушенный цветок». Особо велика роль игры в нравственном воспитании. Она способствует развитию таких качеств личности, как активность, принципиальность, дружелюбие, способность наслаждаться творчеством других. Игра помогает воспитанию нравственных чувств, то есть воспитывает эмоциональное отношение к обществу, к людям, к самому себе. Ведь игра - это творческая деятельность, в которой отражается реальность.

Нужно помнить, что у детей младшего школьного возраста низкий уровень абстрактного мышления, и хотя имеются элементы критического мышления и отношения к себе и товарищам, они часто подменяют одно нравственное понятие другим. Например, принципиальность путают с упрямством, а скромность подменяют понятием тихий, несмелый. А нравственные понятия переходят в убеждения лишь в том случае, если они сливаются с другими сторонами сознания - с чувствами и волей. Нравственные чувства, переживание школьниками того, что ими усваивается, служит стимулом активной деятельности.

Данные игры и творческие задания позволяют решить основную задачу: оказывают помощь в формировании характера ребенка, учат понимать мир и устанавливать гармоничные отношения с другими людьми.

Все задания и игры сгруппированы в 3 блока:

  1. Я познаю себя
  2. Гармония взаимоотношений
  3. Игры библейского направления.

Для каждой игры указаны основные темы, при изучении которых она может использоваться.

Игры первого блока «Я познаю себя» позволяют ребенку присмотреться к себе, открыть себя для себя самого, изучать себя, любить себя; ведь если человек не любит и не уважает себя, он не сможет любить и уважать других.

Еще древние говорили, что для человека нет ничего интереснее, чем сам он. Ребенок с интересом наблюдает за собой: «Как я выгляжу? Чем я уникален? Какие качества характера у меня уже имеются, а что мне еще нужно положить в мой «котелок», чтобы сформировался мой характер, т.е. получилась «вкусная похлебка»?».

В этом помогают игры и задания: «Я счастлив», «Я уникален», «Мои друзья в моем сердце», «Идеальный человек» и т.д. Как важно внушить ребенку, что он кому-то нужен, что он личность, он интересен и любим.

А как научить детей полноценному общению, с чего начать. Помогают в этом игры и творческие задания второго блока «Гармония взаимоотношений». Тайна человеческого общения состоит в том, чтобы догадаться о несказанном, уметь воспринимать услышанное. Способность к «вчувствованию» в другого человека формируется с детства. Как развить эту способность?

Неоценимую роль сыграют в этом такие игры, как «Тайный друг», «Гора добрых дел», «Жизненная ситуация».

А игры библейского направления, позволяют лучше усвоить нравственные заповеди, помогают разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, учат давать оценку поступкам других людей и своим собственным; наглядно показывают ребенку, что в жизни у человека есть выбор: свет или тень, добро или зло, а плоды человек получает в зависимости от выбора.

Многие игры и задания носят диагностический характер. Они позволяют выявить нравственные качества детей и спланировать работу по развитию положительных черт характера. Например, «Тайный друг», «Место справа от меня свободно», «Как поступить?», «Мой жизненный путь» и многие другие.

Сложность руководства играми заключается в том, что надо, сохраняя игровое настроение, решать задачи урока. А ценность в том, что все эти игры и творческие задания являются эффективным средством формирования нравственных качеств детей.

Данный сборник адресован учителям начальных классов, воспитателям детских садов, тем, кто ведет факультатив по Библии, классным руководителям и, может быть, даже родителям.

Хотелось бы закончить вступительную статью стихотворением Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ -
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою,
Умеют видеть хорошее.
А воспитанные справедливостью
Учат детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением,
Живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом -
Находят в мире любовь.

Ванькова Наталья

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Я познаю себя

1. «Моя уникальность».

Дети заполняют карточку, заканчивая предложение. Внизу рисуют себя или приклеивают свою фотографию.
Предлагаемые темы для беседы : Каждый человек уникален, не похож на других, значит каждый человек достоин уважения.

2. «Я счастлив».

Дети рисуют себя или приклеивают фотографию в солнышко.
Тема : Я уважаю и люблю себя, моя семья любит меня, мои друзья хорошо относятся ко мне. Я - счастлив.

3. «Мои друзья в моем сердце».

Дети рисуют своих друзей в сердечке или пишут их имена.
Тема : Самоуважение. У меня хорошие друзья. «Нет друга - ищи, а нашел - береги».

4. «Мое любимое место».

Дети рисуют то место, где они любят находиться.
Тема : Где я бываю? Где я спокоен и счастлив? Где я чувствую себя в безопасности?

5. Дети рисуют портрет своей семьи.

Тема : Моя семья любит меня и заботится обо мне. Чем я могу ответить своим родным? Уважение к семье.

6. «Моя мечта».

Дети рисуют то, о чем они мечтают в облаке или под Новый Год под елочкой.
Тема : «Говорят под Новый Год, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается».

7. «Что в имени моем».

Ребенок расшифровывает свое имя качествами характера - начальная буква которых - буква имени.
М - милая А - аккуратная Ш - шутливая А - активная
Тема : Мое имя. Почему меня так назвали? Предполагает ли мое имя качества моего характера? Умение найти в себе хорошее.

8. «Идеальный человек» (контур?).

Дети вырисовывают форму яблока и форму человека словами, обозначающими идеальные качества того и другого.
Тема : Представьте себе, что вы получили в подарок яблоко. Закройте глаза и представьте себе, какое оно. Никто не хотел бы получить в подарок плохое яблоко. Человек не идеален, но он стремится к идеалу.

9. «Зеркало уважения».

Дети рисуют себя в зеркале.
Тема : У меня есть чувство собственного достоинства. Я уважаю себя за... Я проявляю уважение к себе, когда...

10. «Карман обещаний».

Дети мастерят из бумаги конверт и подписывают «Карман обещаний». Затем на листочках пишут обещания, кладут в карманчики и стараются прилежно исполнять их.
Тема : Мы не всегда довольны собой, но можем многое изменить в своей жизни, если захотим.

11. «Мой жизненный путь»

Дети схематично рисуют свой жизненный путь, используя символы, изображая основные события своей жизни: рождение, детский сад, школа, переезд и т.д.
Тема : Разговор о том, что наш жизненный путь часто зависит от нас и от нашего выбора, хотя все пути начинаются одинаково. Разговор о планах на будущее.

12. Закончи фразу: «У меня все складывалось бы лучше, если...»

Тема : Испытания и искушения в нашей жизни, как устоять против них.

13. Мини-сочинение «Кто я?»

Тема : Кто я? Зачем я пришел в этот мир?

14. «Загляни в свое будущее»

Дети рисуют блюдечко, по которому катится волшебное яблочко. А на блюдечке они рисуют себя взрослыми.
Тема для беседы : Моя будущая жизнь. Моя профессия. Каким человеком я буду?

15. «Карта сокровищ»

Дети рисуют карту, обозначают место, где зарыт клад, в нем все свои лучшие человеческие качества. К кладу ведут неведомые дорожки с препятствиями.
Тема : Какими лучшими качествами я обладаю. Что мешает им раскрыться?

16. «Один на острове»

Дети рисуют или воображают чудо-остров, на котором есть всё. Остров будет принадлежать ребенку, если он согласен жить на нем без людей. Если ребенок не согласен на такое условие, то он должен объяснить причины отказа.
Тема : Жить среди людей непросто. Но можно ли быть счастливым, не общаясь с людьми?

17. Обведи слова, обозначающие людей, которые любят тебя. Нарисуй их лица.

Тема : Многие люди заботятся о тебе, дарят свою любовь и тепло. Чем ты им отвечаешь? Чем можешь отвечать на любовь и заботу?

18. «Место справа...»

Дети сидят по кругу на стульях. Один стул свободен. Ребенок говорит: «Место справа от меня свободно. Я хочу, чтобы Миша пришел ко мне в виде зайца (волка, лисы, ...)»
Тема : Возможны изменения людей во внешности, а возможны изменения нравственных качеств. Вы можете измениться так, что даже ваши близкие с трудом узнают вас, хотя внешне вы не изменились. Например вы можете стать добрее, аккуратнее, веселее и т.д.

19. «Как поступить?»

Сложная ситуация (ситуацию предлагает учитель). Трое детей участвуют в игре: один дает хороший совет, второй плохой, третий - тот, кто оказался в конфликтной ситуации. Он пытается сделать правильный выбор.
Тема : К кому обратиться за советом, если попал в трудную ситуацию? Какую роль ты сам играешь в этой ситуации?

20. «Что для роста детей нужно?»

Ребята вписывают недостающие буквы.

да (еда)
во- (вода)
бовь (любовь)
кого-то лю- (любить)

Тема : Гармония в обществе достигается, когда люди относятся друг к другу с любовью, заботой, не ожидая ничего взамен.

21. «Воспитай в себе характер - приготовь «вкусную похлебку»

Вот список черт характера, которые нужно закладывать в наш жизненный «чугунок», чтобы получить хорошее варево, сформировался характер. Обведите те черты, которые уже есть в вашем «чугунке», в вашем характере.

Веселость
Мудрость
Мужество
Миролюбие
Щедрость
Уважительность
Заботливость
Милосердие
Терпение
Скромность
Выдержка
Благородство
Смелость
Доброта
Благодарность
Терпимость
Целеустремленность
Правдивость
Послушание
Верность
Умение прощать
Выносливость
Упорство
Надежность
Ответственность
Умение любить

Тема : Самовоспитание. Честно признайся себе, какого качества тебе не хватает, чтобы сварилась «хорошая похлебка», получился хороший характер.

22. «Я - свет, я - тень»

Дети рисуют двух человечков, одного закрашивают в светло-желтый цвет, а другого - в серый. На светлом фоне дети пишут все свои лучшие качества, а на сером - те, с которыми им побыстрее хотелось бы расстаться. Затем серенький человечек выбрасывается или разрывается, а светлый остается. В классе можно повесить планшет, на нем поместить этих светлых человечков и в течение некоторого времени дописывать свои хорошие качества.
Тема : В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Всю жизнь человеку приходится заниматься самовоспитанием, ведь если не стремиться к хорошему, плохое притягивается само легко, а избавиться от него очень трудно.

«Гармония взаимоотношений»

23. Мини-сочинение «Мой друг»

Тема

24. Закончи фразу.

«Настоящий друг тот, кто...»
Тема : Кого мы называем другом? Что значит быть хорошим другом? Расскажи о своем друге.

25. «Доброе дерево»

Дети рисуют любое фруктовое дерево, например, яблоню, и каждый плод подписывают так, например: любовь, забота, мир, терпение, радость и т.д.
Тема : В Библии добрый человек сравнивается с добрым деревом, приносящим добрые плоды. Добрые люди дарят другим людям заботу, любовь, мир.

26. «Тайный друг»

Дети пишут на маленьких листочках свое имя. Листочки сворачиваются и кладутся в коробочку, перемешиваются и, затем каждый ребенок достает листок. Человек, имя которого написано на этом листочке - «тайный друг» Можно играть 1 или 3 дня. Тайно дарить маленькие подарки, писать стихи, тайно заботиться об этом человеке. Через 3 дня нужно подвести итог игры. Дети сидят по кругу. Каждый пытается угадать, кто был его тайным другом.
Тема : Делая друг другу приятное, мы делаем свою жизнь ярче и интереснее. Не жди награды за свое хорошее дело, оно прежде всего тебя делает лучше.

27. «Гора добрых дел»

Если ребенок сделал доброе дело, то рисует на альбомном листе или вырезает из бумаги камешек, а если никому не сказал о своем поступке, то рисует 2 камешка. Так постепенно вырастает гора добрых дел.
Тема : Проявить заботу об окружающих можно по-разному: можно словом, а можно и делом. Кто нуждается в вашей помощи? Помогая другим, вы, прежде всего помогаете себе тем, что становитесь лучше.

28. «Следы прощения»

Дети рисуют 3 следа. Учитель спрашивает: «Если мы нуждаемся в прощении, то делаем 3 шага. Какие?»

1. Осознать вину.
2. Попросить прощения.
3. Больше так не поступать.

Тема : Каждый может ошибаться, но не все осознают свои ошибки и не все умеют просить прощения у людей, которых обидели. Признавая свои ошибочные мысли или поступки, мы становимся лучше и освобождаем от страдания других людей.

29. «Копилка слов»

На коробке надпись « Копилка слов «. Вспомните случай, когда вы с кем-то поссорились. Что нужно было сказать, чтобы прекратить ссору?
Тема : Прощение предполагает терпимость к чужим поступкам. Выбирая путь прощения, мы показываем путь другим. Прощая других, мы освобождаемся от чувства обиды, злобы и желания отомстить.

30. «Выбери и отметь»

Поставьте в квадрате галочку, если считаете, что эта черта характера поможет вам простить обиды.

Смелость
Сострадание
Великодушие Любовь
Уважение
Чувство ответственности

Тема : Обладая такими качествами, человек способен выбрать трудный путь прощения.

31. «Распредели слова»

Распределите слова из списка в две колонки так, чтобы слова слева относились к человеку, который не хочет прощать, а справа - описывали человека, готового простить.

Разочарованный
Добрый
Счастливый
Озабоченный
Несчастный
Довольный
Угрюмый
Веселый
Мрачный
Спокойный
Жизнерадостный
Подавленный
Свободный
Мстительный
Подозрительный
Сердитый
Дружелюбный
Чуткий
Любящий
Миролюбивый

Тема : Прощая других, мы разрываем порочный круг мщения, приобретая новые лучшие качества своего характера.

32. «Закончи фразу»

Существует много разных возможностей для того, чтобы быть заботливым и любящим.
Закончи фразу:

  1. Я показываю своей маме, что люблю ее, тем, что я...
  2. Я могу показать папе, что забочусь о нем, когда я...
  3. Я могу показать, что люблю себя, тем, что...
  4. Я могу показать моему другу, что люблю его, тем, что...

Тема

33. Вычеркните буквы «э» и «ю», и вы прочтете о том, как можно проявить любовь к незнакомым людям.

Тема : Любим ли мы других людей? Как они об этом узнают? Как заботимся о них?

34. «Жизненная ситуация»

Как бы ты поступил в данной ситуации?
Например:

1) Саша обещал другу пойти на рыбалку, а мама попросила Сашу помочь ей с уборкой квартиры. Как поступить?
2) Друзья приглашают Машу посмотреть фильм, который ей запретили смотреть родители. Как быть?

Тема : Все наши мысли и поступки имеют последствия. Постарайся до конца продумать и проследить все последствия вашего выбора.

35. «История моей семьи»

Каждая семья уникальна. Проведи исследование, чтобы узнать...

1) Откуда родом твоя семья?
2) Кем были по профессии твои предки?
3) Есть ли у вас какие-то семейные традиции, праздники?
4) Напиши коротко о наиболее интересных сведениях из истории семьи.

Тема : Зная историю своей семьи, ты проникаешься к ней уважением. Зная прошлое, легче строить планы на будущее.

36. «Напиши письмо»

Прямо сейчас напиши письмо тому, кто нуждается в утешении и ободрении (Например, бабушке, другу, маме, папе, себе, сказочному герою, ...).
Тема : Умение утешать и ободрять.

37. Изготовление вымпела.

Дети вместе делают вымпел и вывешивают в классе.
Тема : Любовь. Прощение.

38. «Классный справочник»

Альбом. Вверху листа автопортрет, внизу - имя. Что любит ребенок. Телефон.
Тема : Коллектив. Дружба.

39. «Мое и наше»

1. Попросите учеников перечислить те вещи в классной комнате, которые они не имеют права трогать.
2. Попросите перечислить те вещи в классной комнате, которые они могут запретить трогать другим.
3. Попросите перечислить те вещи в классной комнате, которые принадлежат всем и за которые все несут ответственность.

Тема : Как бы вы отнеслись к человеку, который отказывается отвечать за какие-то вещи и предметы в классе, которыми пользуются все, включая его самого?


Игры библейского направления.

40. «Колесо заповедей»

Круг делится на 10 частей. В каждую часть вписывается заповедь. Если сделать большое колесо, то можно провести игру: Колесо прикрепить к доске. Один человек с закрытыми глазами показывает на 1 из заповедей. Открывает глаза и читает ее формулировку. Ребенок рассказывает, что он знает об этой заповеди. Дети затем дополняют.
Тема : У человека есть выбор подчиняться этим законам или нет. Если человек выполняет с 1 по 10 заповеди, значит он верующий. Это не значит, что эти люди лучше или хуже всех остальных. Как вы думаете, какой была бы ваша жизнь, если бы все люди выполняли с 3 по 10 заповеди?

41. «6 дней работай, а 1 - отдыхай»

В понедельник я стирала
А во вторник подметала
В среду я пекла калач
А в четверг искала мяч
Чашки в пятницу помыла
А в субботу торт купила
Всех гостей на воскресенье
Приглашу на день рождения

Тема : Человеку нужен 1 день отдыха в неделю, чтобы набраться сил и вдохновения на следующую рабочую неделю.

42. «Вокруг березки»

Дети встают по кругу, идут по кругу и напевают песенку, выполняя движения:

1. Мы проснемся рано,
Рано-рано утром,
И друг друга за руки возьмем,
И вокруг березки,
И вокруг березки
В хороводе с песенкой пойдем.

2. Рано-рано утром,
Утром в понедельник,
Мы водички в тазики нальем,
И свои рубашки,
И свои рубашки
Чисто-чисто выстираем в нем.

3. А во вторник утром,
Рано-рано утром,
Мы поставим дружно утюжки,
Чистые сорочки,
Чистые сорочки
Выгладим и высушим носки.

4. Рано-рано утром,
Рано утром в среду,
Мы иголки с нитками возьмем,
И на брюках дырки,
И на брюках дырки
Очень аккуратно мы зашьем.

5. Мы в четверг проснемся
Рано-рано утром,
Веники возьмем мы и метлу,
Ни одной соринки,
Ни одной соринки
Не оставим дома на полу.

6. В пятницу пораньше,
Рано-рано утром,
Тряпку и ведро возьмем с водой,
И полы в квартире,
И полы в квартире
Мы до блеска вымоем с тобой.

7. А в субботу утром,
Рано-рано утром,
Мы растопим в доме нашу печь,
Каравай душистый,
Каравай душистый
Мы в печи попробуем испечь.

8. Утром в воскресенье,
Рано в воскресенье,
Не старайтесь даже нас поднять.
Мы 6 дней трудились,
Мы 6 дней трудились.
Дайте хоть 1 денек поспать.

Тема : Человеку нужен 1 день отдыха в неделю, чтобы набраться сил и вдохновения на следующую рабочую неделю.

43. «Один человек упал в колодец»

Пустыня. Старый колодец. Человек не заметил его и упал в колодец. Кто поможет ему?
Дети встают в круг, один сидит в центре круга. Дети: «Один человек упал в колодец. Кто поможет ему?» Ребенок: «Мне помогут (например: Кто получил «5» или кого утром мама поцеловала и т.д.)» Те, к кому относится этот признак, помогают выбраться человеку из колодца.
Тема : Милосердие. Любой человек может нуждаться в помощи так же, как и мы.

44. «Ноев ковчег»

Дети разбиваются попарно и договариваются, звуки каких животных они будут имитировать. Например: 2 котенка, 2 теленка и т.д. затем все разбегаются и произносят звуки. Один ребенок - Ной. Он должен по звукам отыскать пары и отвести их в ковчег.
Тема : Послушание. Хорошо это или плохо?

45. Вычеркните все буквы «ф» и вы узнаете тему урока.

ф ф м ф и л ф о ф с ф е р ф д ф и ф е ф
Тема : Любая.

46. «Лабиринт»

Придумай сам и нарисуй лабиринт к истории «Черепашка идет к ковчегу Ноя», «Помоги человеку дойти до Вавилонской башни», «Помоги блудному сыну вернуться к отцу», «Помоги мудрецам дойти до Иисуса»
Тема : Любая.

47. «Актеры, художники, журналисты»

После чтения или прослушивания библейской истории проводится эта игра. Дети по желанию выбирают, кем они будут. Если они выбрали роль актера - то они делают сценку по данной истории. Художники - рисуют картину. Журналисты берут интервью у героев этой истории.
Тема : Любая.

48. «ТВ - программа «Новости».

Макет телевизора. Один - ведущий программы. Ведется репортаж с места событий.
Тема : Любая.

49. «Лепка»

Говоря о добре и зле и их вечной борьбе, лепим сатану, а затем перелепливаем во что-нибудь доброе (в солнышко, цветок, ангела, сердечко, ...).
Тема : Добро и зло.

50. «Сокровище»

На доску вывешивается карта, нарисованная учителем, соответствующая теме урока. (На ней могут быть нарисованы башни, ворота, стены, маяк и т.д.)
До начала игры учитель на листке название того места, где спрятан клад. Учитель отмечает названные детьми места на карте. После ответов на все вопросы, учитель читает то, что записано на листке. Так обнаруживается настоящее место клада. Можно спрятать какие-то маленькие подарки для детей.
Тема : Эта игра проводится на этапе закрепления по любой теме.

51. «Кто главный герой?»

Подготовить список библейских историй. Попросите детей назвать главного героя той истории, которую они знают.

Например:
1. Потоп (Ной)
2. Переход израильтян через пустыню (Моисей)
3. Нагорная проповедь (Иисус)
4. Построение храма (Соломон)
5. Воскрешение Лазаря (Иисус)
Тема : Повторение библейских героев и их историй.

52. «Какая заповедь?»

Учитель зачитывает список запрещенных действий, прося их определить, из какой заповеди взят запрет.
1. Какая заповедь запрещает обманывать?
2. Ругаться?
3. Не повиноваться родителям?
4. Намеренно причинять боль другому?
5. Сплетничать?
6. Заботиться о вещах больше, чем о ближних?
Тема : Повторение, чего требуют и что запрещают заповеди.

53. «Выбери друга из Библии»

Учитель предлагает список людей из Библии. Дети должны сказать о каждом, выберут ли они его своим другом. Почему? И если нет - то почему?
1. Царь Саул
2. Ной
3. Моисей
4. Пилат
5. Иуда
6. Фараон
7. Ирод
Тема : Помочь детям понять разницу между хорошими поступками людей и плохими, а также учить выбирать друзей.

54. «Путешествие в Иерусалим»

Дети «приходят» на вокзал и покупают билет. На билете написано название библейского города или места. Все усаживаются в поезд «Курган - Иерусалим» и отправляются в путешествие. Учитель объявляет названия станций. Например: Эдем, Вавилон, Вифлеем, Назарет, Иерихон, Иерусалим. Ребенок, у которого на билете написано название данной станции, рассказывает, что ему о ней известно.
Тема : Помочь детям лучше запомнить библейские географические названия и события, которые там происходили.

55. «Пример для подражания?»

Учитель предлагает список людей из Библии. Надо ли следовать их примеру?
1. Ной
2. Иосиф
3. Иисус
4. Авраам
5. Соломон
6. Мария
7. Иуда
Тема : Подрастая, ребенку многому нужно научиться в этой жизни. Кому же следует и не следует подражать в своей жизни?

56. «Орешки»

Рождество. Нарядим елочку орешками. На каждом орешке написан вопрос на тему «Рождество» Кто ответит на вопрос - тот съест орешек.
Возможные вопросы :
? Как звали земных родителей Иисуса?
? Кто первым узнал о рождении спасителя?
? Сколько лет назад это произошло?
? Что подарили мудрецы Иисусу?
Тема : Рождество.

57. «Клубок»

Дети встают в круг, берутся за руки, и не расцепляя рук, стараются запутаться. Один ребенок - ведущий. Он старается распутать клубок.
Тема : Грех так запутывает людей, что людям бывает очень трудно избавиться от него. Грех, как снежный ком притягивает других людей.

58. «Образы»

Дети делятся на группы от 5 до 10 человек. Один - капитан. Капитан обводит образ своих детей на листе бумаги фломастером, затем дети из других команд пробуют угадать кому принадлежит каждый образ.
Тема : В «Библии» написано, что человек создан по образу Бога, но не всегда он соответствует этому образу.

Пословицы о людях, их делах и нравственных качествах.

Труд

  • Труд кормит, а лень портит.
  • У ленивой лошади всегда повозка виновата.
  • Какие труды, такие плоды.
  • Сказано - сделано.
  • Земля труд любит, лодырь землю губит.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.

Дружба

  • Легко друзей найти, да трудно сохранить.
  • Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Родина

  • Везде хорошо, но милее Родины нет.
  • Нет вкусней водицы, чем из родной криницы.
  • Где кто родится, там и пригодится.
  • Своя земля и в горсти мила.

Человек. Сущность. Внешность.

  • Доброе сердце лучше сундука с добром.
  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
  • Видна печаль по ленным очам, а кручина по белу лицу.
  • Глаза - зеркало души.
  • Говорят - хорош, а дела ни на грош.
  • Кто силен, тот драчлив не бывает.
  • Кудри завивай, а про дело не забывай.
  • Лицом хорош, да душою не пригож.
  • Личиком беленек, да душой черненек.
  • Мал - да удал.
  • Прямое дерево ветра не боится.
  • Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце все покрывает.
  • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
  • Скромность всякому к лицу.
  • Скромность красит человека.
  • Самолюб всякому не люб.
  • Не хвались сам, а жди когда люди похвалят.
  • Алчешь чужого - потеряешь свое.
  • Мудрость не в бороде, а в голове.
  • Праздная молодость - беспутная старость.
  • Детки хороши - отцу - матери венец;
  • худы - отцу - матери конец.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.
  • Сын мой, а ум у него свой.
  • В мире жить - с миром жить.
  • Дурную славу нажить, как пить попросить, а в хорошие люди попасть, не стожок скласть.
  • Добрая слава дороже богатства.
  • Людей не осуждай, за собой примечай.
  • Не место человека, а человек место красит.
  • Ласковое слово, что вешний день.
  • Живи для людей, поживут люди для тебя.

Список литературы

  1. Крутецкий В.А. Психология. М., 1974.
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Я., 1997.
  3. Черноземцев В.А. Энциклопедический сборник «Игры» Ч., 1995.
  4. Программа курса для учащихся школьного возраста «Введение в христианскую этику» Система дополнительного образования. Часть I. Часть II. М., 1995.
  5. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990.
  6. Даль В. Сборник в двух томах. Пословицы русского народа. М., 1984.
  7. Болтон Б. Творческая активность на уроках воскресной школы от 7 до 11 .
  8. Журнал «Начальная школа» №11 1991.
  9. Международная школьная программа. Становление нравственной личности. М., 1996.