Меню

Эмпирическое исследование проблемы психологической совместимости в супружеских парах. Диагностика совместимости. опросник «измерение установок в супружеской паре» ю.е.алешиной Диагностика социально-психологической совместимости супругов

Обследование 

Изобретение относится к медицине, а именно к психологии. Регистрируют суточно-циклические характеристики кожно-гальванической реакции людей в процессе их контактирования, сравнивают и при фазовом их рассогласовании определяют психологическую совместимость. Способ позволяет дать объективную оценку психологической совместимости. 3 ил.

Изобретение относится к области исследования и регистрации реакции биологических объектов на внешнее воздействие с диагностическими целями путем осуществления измерений электрических величин, характеризующих поверхностную кожно-гальваническую реакцию (КГР). Известен способ определения психологической совместимости, который включает выявление взаимосвязи социометрических выбросов психофизиологической совместимости характеров и темперамента согласованности сенсомоторных действий и т.д. (Психологический словарь. - М., 1983, стр.346). Целью изобретения является определение психологической совместимости людей вследствие взаимного влияния субъектов друг на друга. Изобретение основано на известной концепции оценки психофизиологического состояния человека по работе его эндокринной системы, объективно отражающей воздействие на организм внутренних и внешних факторов. Непосредственным фактором воздействия в данном случае является влияние одного человека на другого в связи с выполнением совместной работы. Сущность метода заключается в том, что один или два сенсорных элемента из материалов с различными электродными потенциалами размещают в области активного кожного водообмена организма (например, на ладонях рук), а электроизмерительное регистрирующее устройство, подключенное к сенсорным элементам, дискретно или непрерывно фиксирует параметр КГР - межэлектродную разность потенциалов или величину гальванотока, протекающего через измеритель. Получают временную последовательность значений параметра КГР, которая на интервале наблюдения образует амплитудную характеристику изменения параметра, имеющую при суточном цикле измерений колебательный характер (фиг.1). Сравнивают полученные индивидуальные суточно-циклические характеристики между собой и при фазовом рассогласовании определяют психологическую совместимость данных конкретных субъектов. Новизну заявляемого способа определяет использование метода КГР с целью определения психологической совместимости людей при условии их непосредственного контактирования. Данная задача в настоящее время решается тестовыми методиками, экстраполирующими результат тестирования на задаваемую ситуацию. В этой связи предложенный способ обладает более высокой достоверностью. С целью повышения достоверности результатов задача решалась методом "от противного", т. е. с априори известными характеристиками поведения, которые были определены методом тестирования. В процессе выполнения субъектами совместной работы регистрировались из индивидуальные суточно-циклические характеристики, представленные на фиг. 2, 3. При этом на фиг. 2 они соответствуют субъектам 1 и 2 с взаимоотрицательной характеристикой совместимости, а на фиг. 3 - субъектам 1-3 с нейтральными показателями. Анализ индивидуальных характеристик фиг. 2, 3 показывает, что если параметр КГР у всех трех субъектов в целом удерживался в пределах нормы девиации, что свидетельствует об их нормальном физиологическом состоянии, то сопоставление их по априорной схеме 1-2, 1-3 дает следующий результат: - субъекты со взаимной невосприимчивостью имеют практически синхронные характеристики (фиг. 2), - у нормально контактирующих наблюдаются асинхронные характеристики (фиг. 3), При этом условие синфазности суточно-циклических характеристик может быть объяснено только коррелированностью параметров КГР субъектов 1, 2 вследствие их взаимного психологического влияния по оценкам тестирования. Таким образом, условие фазового рассогласования суточно-циклических характеристик является достаточным с точки зрения решаемой задачи определения психологической совместимости при совместном выполнении работ.

Формула изобретения

Способ определения психологической совместимости, отличающийся тем, что регистрируют индивидуальные суточно-циклические характеристики параметра кожно-гальванической реакции людей и при их фазовом рассогласовании определяют психологическую совместимость.

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и медицинской технике и может быть использовано для неинвазивной дистанционной диагностики патологических и предпатологических состояний, в качестве средства предварительной диагностики, для топологической диагностики заболеваний органов в динамике, а также для контроля динамики процесса лечения


Психологическая совместимость может быть выражена общими, интегративными показателями, характеризующими психологическое состояние группы в различных сферах деятельности и общения. В практике наметились три основных подхода к получению этих показателей:
а) социометрический;
б) экспериментальный;
в) тестовый.
В основе социометрического подхода лежит исследование характера и особенностей межличностных отношений в процессе группообразования и в ходе совместной деятельности и степень «психологической комфортности» положения человека в группе. Сам термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположником метода социометрии стал известный американских психиатр и социальный психолог Дж.Морено.
Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Морено, ту первично-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостное
состояние группы, но и душевное состояние человека. В рамках социометрического подхода к настоящему времени сложилось большое количество методик на основе анкетирования, опросов, методов компетентных судей, экспертных оценок и т. д., позволяющих одноактно определять «фотографию» групповой структуры, а многоактно - характер ее изменения. При этом, учитывая объективную сложность измерения любого социально-психологического явления, в методики введен математический аппарат, что дает возможность повысить диагностическую ценность измерения и сравнимость получаемых результатов.
В основу экспериментального подхода положено утверждение о том, что эксперимент как деятельность является видом человеческой практики, благодаря чему экспериментальный акт приобретает свойства критерия истины. Оставляя в стороне теорию эксперимента и историю его развития как метода познания (эти вопросы широко освещены в философской и общепсихологической литературе), остановимся кратко на особенностях применения экспериментальных методов при изучении групп и коллективов для нужд хозяйственного управления.
Проникновение технических средств связи между людьми в социально-психологические исследования позволило существенно расширить возможности экспериментального метода, создавая реальную перспективу моделирования все более сложных явлений группой деятельности. Развитие этой тенденции привело к разработке и использованию гомеостатического принципа в социально-психологическом эксперименте.
alt="" />Основой для разработки гомеостатической методики явилось наблюдение Ф.Д.Горбова за работой душевой установки в одном из лечебных учреждений. В этой установке было четыре кабины, но диаметр труб не обеспечивал всех моющихся достаточным количеством горячей воды. Когда четверо людей входили в кабины одновременно, можно было наблюдать различные действия моющихся, предпринимаемые с целью создания режима, близкого к оптимальному (комфортному). Попытка добиться наилучших условий одним человеком приводила к тому, что вызывала быструю ответную реакцию остальных моющихся. Они начинали вращать краны, в результате чего на первого обрушивалась либо холодная, либо излишне горячая вода. Только ценой отказа от эгоцентрических тенденций удавалось отрегулировать приемлемый для всех режим, что требовало немалых усилий со стороны всех участников эксперимента. Если даже один из них
пытался создать для себя преимущества, система теряла устойчивость и вся четверка уходила из душа неудовлетворенной.
Из этого жизнью поставленного эксперимента был сделан вывод о том, что целенаправленная взаимосвязанная деятельность тем эффективнее, чем меньше размах колебательных процессов в ней. Поэтому оценить совместимость группы можно на основании того, устанавливается или не устанавливается заданный уровень равновесия в системе. Таким образом, деятельную и эффективную группу, быстро установившую равновесие, можно охарактеризовать как стабильную, имеющую гомеостатические черты адаптации. В соответствии с этими требованиями была создана так называемая гомеостатическая методика. Экспериментально ситуация, близкая к «душевой», была воспроизведена на специально сконструированном устройстве, который был назван гомеостатом.
С созданием гомеостата началось его широкое использование в исследовательских работах. Не останавливаясь на техническом описании и принципе действия различных гомеостатов, отметим только, что в основу создания гомеостатических технических устройств может быть положен любой принцип: механический, электрический, оптический, электронный и т. д. Создаваемая техническая система должна иметь основную регулировку «состояние равновесия - нарушение равновесия». При этом решающее значение имеет управление регулировкой и выражение ее количественной характеристики, измеряемой приборами (счетчиками, самописцами и т. д.) в тех или иных единицах (меры длины, угол отклонения, величина электротока, количество импульсов, интенсивность света и т. д.). Конструктивное исполнение гомеостатов может быть самым разнообразным - от комплекса, применяемого стационарно в лабораторных условиях, до легких портативных устройств, предназначенных для решения сравнительно элементарных вопросов непосредственно на рабочем месте.
Гомеостатический метод имеет следующие основные достоинства:
а) является сравнительно простым и эффективным методом лабораторного исследования прикладных проблем личности, групп и коллективов;
б) позволяет использовать портативные устройства с упрощенной методикой для получения оперативной, интегративной прикладной информации в естественных условиях при
оценке эффективности деятельности различных рабочих групп;
в) позволяет применять для управления экспериментом и последующего анализа полученной информации математические методы и ЭВМ.
Основным недостатком, ограничивающим применение гомеостатов в социально-психологических измерениях, является наличие промежуточного механического звена в связях между членами изучаемой групп. Попытка преодоления этого недостатка сделана в работах ряда наших психологов, которые предлагают различные модели совместной групповой деятельности на специально сконструированных интеграторах, имитирующих реальную деятельность рабочих групп.

ПОНИМАНИЕ
Чтобы действовать продуктивно, рабочей команде, состоящей из мужчин и женщин, следует настроить себя на рабочий лад. Этому может помочь тренировка эмпати- ческого слушания.
Время - 1,5 часа.
Место - учебный класс.
Процедура. Группа делится на две подгруппы (в одной мужчины, в другой - женщины). Участники тренинга усаживаются в круг. Кто- то садится в центр круга. Руководитель просит этого человека высказаться на тему «Мужчина в рабочей группе мужчин и среди женщин» или «Женщина в рабочей группе женщин и среди мужчин». Монолог должен длиться до 10 минут. Члены групп обязаны слушать с полным вниманием, не спорить, не переби-
ДРУГ ДРУГА
вать говорящего. Если тот будет говорить меньше 10 минут, то по окончании выступления он должен сидеть молча. По истечении десяти минут другой участник занимает место в центре круга и т. д.
В зрелой группе упражнение проводится так, что мужчины и женщины высказываются по очереди.
Тема высказывания весьма значима для каждого работника. Производительность труда в смешанных группах зависит от делового настроения мужчин и женщин. Этому помогают стереотипы, складывающиеся в процессе слушания и говорения.
Н.Рудестам. Групповая психо-а терапия (Пер. с англ.). М.: Прогресс, 1990. lt;^0^

Несмотря на сложность предлагаемых устройств и изощренность используемых на них методик, экспериментальные методы все же ограничены в своих возможностях. Кроме того, на практике применять их часто довольно затруднительно. В связи с этим экспериментальные методы измерения и оценки совместимости остаются пока лишь лабораторными. На практике полу-

чили распространение эмпирические инструментальные методы. Слово инструментальный в данном случае употребляется в смысле тестовый.
Прежде всего - это метод определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ). Данный метод определяет уровень психологического развития группы, при этом постулируется, что чем выше этот уровень, тем выше степень сплоченности. Процедура здесь предельно проста. Каждому члену группы предлагается список качеств личности, характеризующих ее с разных сторон: со стороны отношения к труду, со стороны отношения к нормам общественной морали, со стороны форм поведе ния. Индивиды должны выбрать из этого списка по пять черт, которые они рассматривают как наиболее важные для личности в коллективе. Если все члены группы выбирают одни и те же качества, то ЦОЕ приобретает максимально возможную величину и совместимость тогда оценивается как самая высокая. Если в выборе качеств наблюдается разброс, то степень совместимости оценивается как тяготеющая к минимуму.
Достаточно ценную информацию о степени совместимости получают с помощью семантического дифференциала, представляющего собой систему полярных профилей (до 20 строк):
Пессимист Подозрительный Эгоист и т. д.
Процедура состоит из трех измерений:
а) вычерчивание усредненного профиля личности на каждого члена рабочей группы (все оценивают друг друга);
б) вычерчивание усредненного профиля группы;
в) сравнение профиля группы с индивидуальными профилями и оценка степени совместимости группы. Данные измерения, кроме того, могут служить основой для организации группового тренинга общения и отправной базой для проведения самовоспитания каждым членом рабочей группы.
Как указывалось, межличностная совместимость часто зависит от степени приемлемости личности членами группы. Эмпирически доказано, что люди с завышенной самооценкой признаются неприемлемыми. Если таковым окажется формальный лидер, то уровень совместимости группы окажется зани
женным. Как видно, знание самооценки людей дает определенную информацию об уровне совместимости.
Для оценки уровня самооценки широко применяются опросники, анкеты, бланковые тесты. Вот один из них.
На бланке даны 20 различных качеств личности. Испытуемый в колонке (№1) ранжирует эти качества (от 1 до 20) в зависимости от того, как они ему нравятся. Затем в другой колонке (№2) он ранжирует качества относительно себя самого, то есть он определяет, в какой степени они присущи ему Далее вычисляется разница (d) каждого качества между колонками (№1 и №2). Эта разница возводится в квадрат (d) и вычисляется общая сумма (X). Затем подсчитывается коэффициент корреляции по формуле:
г (п2 - п)п
Чем ближе коэффициент приближается к единице, тем выше самооценка. Величина 0,7 считается высокой. Индивида, получившего такой коэффициент, можно причислить к неприемлемым. Если таковым окажется формальный лидер, то межличностная совместимость в группе может отсутствовать. Неприемлемыми оказываются также и те, у кого величина самооценки очень низкая.
Межличностная совместимость нередко определяется особенностями темперамента. Причем слагаемые темперамента влияют как на совместимость в реакциях и темпе деятельности (что важно для работников конвейерных участков), так и на совместимость в системе управления. Тип темперамента достаточно успешно можно определять с помощью опросника Г.Айзенка (кстати, наряду с полный набором двух опросников по 57 вопросов довольно хорошо работает усеченный вариант, включающий 12 вопросов).
Если интерпретация получаемых по опроснику данных для работников конвейерных участков, осуществляемая на основе принципа комплементарности (взаимодополнения), не вызывает затруднения, то такая интерпретация для системы управления осложнена великим множеством переменных. Однако оценка полученных данных по опроснику на базе логического

анализа дает возможность продвижения в этом деле. При таком подходе можно решить задачу по определению совместимости, например, между первым руководителем и его заместителями. Общая схема из 10 факторов, полученная при обобщении опросов слушателей Академии народного хозяйства, наиболее благоприятных сочетаний различных качеств у генерального директора и главного инженера может оказаться такой, как дано в таблице.

Генеральный директор Сангвиник Флегматик Холерик Властный, требовательный жесткий Предполагает коллективные решения Предпочитает принимать решения единолично Общительный Самоуверенный Упрямый Вспыльчив
Главный инженер Сангвиник, холерик, флегматик Сангвиник или холерик Сангвиник или флегматик Склонен к коллективным действиям, исполнителен Решительность, активность инициатива
Вдумчивый, рассудительный, не склонен к спешке
Молчаливый
Самокритичный
Уступчивый
Сдержан

Совместимость руководителя со своими заместителями, а также в целом со всем трудовым коллективом, как было показано, во многом определяется его приверженностью к вполне конкретному стилю руководства. В связи с этим, когда планируется работа по подбору первого руководителя, целесообразно предусмотреть в ней оценку подбираемых кандидатов по усвоенному ими стилю обращения с людьми, принятию решений, общению, воспитательным действиям. Для этой цели можно воспользоваться известными у нас методиками.
Вопросы для уяснения проблемы В чем состоит сущность психологической совместимости? Какие виды совместимости обычно выделяют?
Как нужно учитывать феномен совместимости при формировании рабочих групп и управленческих звеньев?
Как оценить степень совместимости работников в трудовых коллективах и рабочих группах?
Как «работают» известные методики измерения и оценки психологической совместимости?

ПРАКТИКУМ
_ При ответах выбирайте соответственно а, б, в, г, д, е.
Упражнение №1 Отвечайте быстро.
а ^Ре™ность 1. Вы узнали, что Ваш знакомый говорил о Вас не очень
приятное. Как Вы поступите?
а) поговорите с ним об этом;
б) перестанете с ним общаться. При входе в трамвай (автобус, метро) Вас грубо толкают в бок. В этом случае Вы
в) попытаетесь пробиться вперед;
г) ждете, когда все пройдут;
д) вслух протестуете. Во время споров Вы замечаете, что собеседник имеет свою точку зрения. Вы:
б) стараетесь не побуждать его к отказу от своего мнения;
д) пытаетесь убедить собеседника в том, что Вы правы. Вы опоздали на совегцание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы
б) стоите в глубине помещения;
е) ищете другой стул;
д) без колебания направляетесь в первый ряд. Не кажется ли Вам, что Вы очень часто извиняетесь?
е) да; д) нет. Трудно ли Вам вступить в разговор с незнакомым человеком?
ч е)да; д)нет. В магазине самообслуживания Вы не нашли нужно товара. Неудобно ли Вам уходить с пустыми руками?
б) да; а) нет. На работе собирают деньги по какому-то случаю. Вы
в) сразу же даете положенную сумму; а) ждете, когда Вас попросят;
г) Вам приятно, когда Вас просят о таких вещах. От Вас требуют услуги, которая может принести Вам неприятность. Легко ли Вам отказаться?
в) да; б) нет. Вам представляется возможность поговорить с известным человеком. Вы />д) используете знакомство; е) отказываетесь; Вас забыли включить в список на поощрение, хотя Вы заслуживаете этого. Вы
а) требуете объяснений;
г) молчите, чтобы не иметь неприятностей. Ваш ребенок (внук, внучка) несправедливо получил низкую оценку в школе, Вы
б) ничего не предпринимаете;
е) встречаетесь с учителем для объяснения. Ранее вы уже работали с этим тестом по другому поводу (см. 1.3.2). Теперь сравните два результата.

Обработка результатов
Пересчитайте ответы, отмеченные соответствующими буквами, и запишите их в столбик. Перемножьте баллы на указанные числа и получите общую сумму. ахЗ= вх5 = дх4 =
6x0= гх2= exl =
Оценка (уверенность в себе):
38~42 балла - очень высокая (означает, что совместимость низкая);
30-37 баллов - высокая;
26-29 баллов - средняя;
25 и менее баллов - низкая (также свидетельствует о недостаточно высокой совместимости).
На бланке вы видите20 качеств личности. Ранжируйте эти качества в колонки (№1) от 1 до 20 так, как они Вам нравятся. Затем ранжируйте эти же качества в колонке (№2) справа от 1 до 20 так, как они присущи Вам (на Ваш взгляд). Далее для каждой строки вычислите разницу между №1 и №2 и впишите ее в колонку (d). После этого возведите эту разницу в квадрат (d2), подсчитайте общую сумму (X) и определите коэффициент корреляции по формуле:
Ed2
г “ 1 6 (п2 - п)п
Бланк

Оценка:
Чем ближе коэффициент корреляции к 1, тем более высокая самооценка личности присуща испытуемому. Слишком высокая и слишком низкая самооценки свидетельствуют о низкой степени совместимости.

Перед Вами оценочный лист, выполненный в виде семантического дифференциала. Выполните следующие процедуры:
а) оцените себя. Для этого определите свои координаты на каждой строке дифференциала, поставив точку, соответствующую степени близости левого или правого критерия. После этого соедините все полученные точки и Вы получите свой личностный профиль;
б) вычертите усредненный профиль группы;
в) сделайте выводы о психологической совместимости каждого члена группы.



7

6

5

4

3

2

1

Оптимист Внушает доверие Понятный Тактичный Непринужденный Самостоятельный Уверенный в себе Смелый Общительный Активный Отзывчивый Доверчивый Уступчивый Альтруист Эрудированный







Пессимист
Вызывает недоверие
Непонятный
Бестактный
Скованный
Несамостоятельный
Неуверенный в себе
Робкий
Замкнутый
Пассивный
Равнодушный
Подозрительный
Неуступчивый
Эгоист
Ограниченный

Одной из удачных методик измерения семейных установок в супружеской паре является методика Ю.Е.Алешиной, И.Я.Гозмана, Е. М.Дубовской [Алешина Ю. Е. и др., 1987].

В исследованиях семьи изучение «семейных» установок супругов занимает значительное место. Наиболее популярными и часто используемыми шкалами установок являются такие, как отношение к браку, детям, разводу, сексу, к представителям противоположного пола. Использование установочных шкал в исследованиях семьи очень популярно еще и потому, что они чутко отражают изменения, происходящие в современном институте брака. Так, именно благодаря широкому измерению аттитюдов стали очевидными такие факты, как более позитивное отношение людей к эгалитарным отношениям в семье, к работе женщин, изменения отношения к ценности детей и др. Но тем не менее другие исследования свидетельствуют, что определенные установки людей мешают им адекватно функционировать в различных жизненных сферах и ситуациях. Такие установки существуют и в семейных взаимоотношениях. Видимо, к ним относится ориентация на традиционные отношения между мужчинами и женщинами и на патриархальный тип супружеских взаимоотношений и др.

Ценность и важность шкал установок для психологии семейных взаимоотношений во многом вызваны тем, что использование их непосредственно связано с решением одной из важнейших проблем психологии семьи: исследования влияния сходства - различия (личностных черт, установок, ценностных ориентации и т.п.) на отношения супругов и качество брака.

Вслед за Р.Левисом и Гр.Спаниером многие психологи считают, что чем больше у супругов сходных взглядов по самым разным вопросам, тем это лучше для их отношений. Такой вывод делает шкалы установок особенно ценными для изучения в прогностических целях. Например, знание о том, насколько сходными являются взгляды у вступающих в брак, позволяет предположить наиболее конфликтные в будущем для данных партнеров сферы и в случае необходимости использовать эти данные в добрачном консультировании. Информация о сходстве во взглядах может также быть полезной в работе службы содействия вступлению в брак одиноких, поскольку у людей со сходными установками вероятность формирования успешных отношений гораздо выше.

Удобство использования установочных шкал в эмпирических исследованиях определяется, кроме того, быстротой проведения этих методик и определенной легкостью их создания: чтобы определить установку человека на что-либо, достаточно предложить ему оценить 4-6 суждений относительно этого предмета или явления действительности.

Тестовый материал

Методика Ю.Е.Алешиной представляет собой 40 суждений, выражающих ту или иную позицию по 10 значимым для людей сферам:

1) отношение к людям;

2) альтернатива между чувством долга и удовольствием;

3) отношение к детям;

4) отношение к автономности или зависимости супругов;

5) отношение к разводу;

6) отношение к любви романтического типа;

7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни;

8) отношение к «запретным сферам секса»;

9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи;

10) отношение к деньгам.

Респонденты должны оценить степень своего согласия с каждым из утверждений.

Инструкция

Просим оценить степень вашего согласия с предлагаемыми ниже суждениями, выражающими ту или иную позицию человека в жизни. Здесь нет и не может быть «правильных» или «неправильных» ответов, важно, чтобы выбранный вариант наиболее полно отражал вашу личную точку зрения.

Текст опросника «Измерение установок в супружеской паре»

1. Я думаю, что многих людей оставляют равнодушными неприятности окружающих.

А. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

В. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

2. Большинство людей заняты только собой, и их мало интересует, что происходит вокруг.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

3. Я уверенна), что существуют определенные моральные принципы, которыми следует руководствоваться в любых обстоятельствах.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

4. Плохие поступки люди совершают чаще всего не по своей воле, а по вине обстоятельств.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

5. Что бы человек ни делал, главное, чтобы он от этого получал удовольствие.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

6. Я считаю, что даже незнакомые охотно помогают друг другу, не говоря уже^о близких людях.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

7. Я думаю, что по возможности нужно избегать делать то, что тебе неприятно.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

8. Чтобы быть счастливым, нужно прежде всего выполнять свои обязанности перед другими людьми.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

9. Единственное, что придает смысл человеческой жизни, - это дети.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

10. Я думаю, что супруги должны рассказывать друг другу обо всем, что их волнует.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

11. Семья, в которой нет детей, - неполноценная семья.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

12. Я думаю, что в хорошей семье супруги должны разделять различные хобби и увлечения друг друга.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

13. Чем больше детей в семье, тем лучше.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

14. Быть постоянным свидетелем ссор родителей для ребенка значительно тяжелее, чем остаться с одним из родителей после развода.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, независимо от отношений родителей для ребенка лучше жить с отцом и матерью.

15. В хорошей семье супруги должны проводить свободное время всегда вместе.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Думаю, что свободное время следует проводить порознь.

16. Радость, которую ребенок доставляет своим родителям, не компенсирует всего того, чего они лишаются из-за него.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, ребенок в жизни семьи может заменить все.

17. Я считаю, что настоящая любовь бывает один раз в жизни.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, любить можно и несколько раз в жизни.

18. Часто люди разводятся, не использовав всех возможностей наладить отношения.

А. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

В. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

19. Когда люди любят друг друга, то ничто их по-настоящему не радует, если рядом нет любимого человека.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, любовь не означает, что ничто другое уже не радует.

20. Я думаю, что взаимное уважение и любовь супругов по отношению друг к другу часто бывают значительно важнее, чем сексуальная гармония между ними.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

21. Развод, по-моему, дает человеку возможность в конце концов найти себе такого спутника жизни, какой ему нужен.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, возможность развода лишь мешает этому.

22. Я считаю, что если у любимого есть какие-то недостатки, то нужно стремиться исправить их, а не закрывать на них глаза.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, ^сли уж любишь человека, то любишь и его достоинства, и его недостатки.

23. В последнее время о сексуальных проблемах слишком уж много говорят.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

24. Я думаю, что доступность развода привела к тому, что рушатся многие браки, которые могли бы быть удачными, если бы развод был невозможен.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, возможность развода помогает сохранить удачный брак и дает средство исправить ошибку.

25. Я считаю, что все семейные проблемы легко разрешимы, если физическая близость обоим приносит настоящее удовлетворение.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

26. Если люди любят друг друга, то они каждую свободную минуту стремятся провести вместе.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, я думаю, что то, что люди любят друг друга, не означает, что они постоянно хотят быть вместе.

27. Я считаю, что лучше, чтобы супруги как можно реже обсуждали между собой проблемы, связанные с физической близостью.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

28. Я думаю, что значение сексуальной гармонии в семейной жизни обычно преувеличивается.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

29. Я считаю, что семейные отношения зависят только от того, как складываются сексуальные отношения супругов.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

30. Секс может быть такой же темой для разговора между супругами, как и любая другая.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

31. Я думаю, что не стоит обращаться к специалисту по поводу затруднений в своей сексуальной жизни.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, необходимо обращаться.

32. Современные женщины все реже соответствуют истинному идеалу женственности.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

33. Как сейчас, так и в будущем все основные обязанности женщины будут связаны с домашним очагом, а мужчины - с работой.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

34. Для современной женщины так же важно обладать деловыми качествами, как и для мужчины.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, для мужчины это значительно важнее.

35. И жена, и муж должны иметь некоторую сумму, которую каждый может тратить так, как считает необходимым.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, все траты нужно обсуждать вместе.

36. Профессиональные успехи жены мешают счастливой семейной жизни.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

37. Если есть деньги, то не стоит раздумывать, купить или не купить понравившуюся вещь.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

38. Я думаю, что следует регистрировать (например, записывать) все произведенные расходы.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Врядли это так.

Г. Нет, это не так.

39. Бюджет семьи необходимо планировать до мельчайших покупок.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, я думаю, планировать бюджет не надо.

40. Я считаю, что необходимо делать сбережения, даже если при этом приходится себе в чем-то отказывать.

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли есть смысл делать сбережения, если средств недостаточно.

Г. Делать сбережения следует только в том случае, если для этого не

надо экономить.

Все суждения группируются в 10 установочных шкал:

1. Шкала отношения к людям (позитивность отношения к людям): суждения 1, 2, 4, 6.

2. Шкала альтернативы между чувством долга и удовольствием: суждения 3, 5, 7, 8.

3. Шкала отношения к детям (значение детей в жизни человека): суждения 9, 11, 13, 16.

4. Шкала ориентации на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или же зависимость супругов друг от друга: суждения 10, 12, 15, 35.

5. Шкала отношения к разводу : суждения 14, 18, 21, 24.

6. Шкала отношения к любви романтического типа: суждения 17, 19, 22, 26.

7. Шкала оценки значения сексуальной сферы в семейной жизни: суждения 20, 25, 28, 29.

8. Шкала отношения к «запретности секса» (представление о запретности сексуальной темы): суждения 23, 27, 30, 31.

9. Шкала отношения к патриархальному или эгалитарному устройству семьи (ориентация на традиционные представления): суждения 32, 33, 34, 36.

10. Шкала отношения к деньгам (легкость трат - бережливость): суждения 37, 38, 39, 40.

По каждой шкале подсчитывается среднее арифметическое значение четырех ответов.

При этом в прямых вопросах (в ключах ниже перед ними стоит «+») альтернативам в ответах приписываются следующие значения: 4 балла («Да, это так»); 3 балла («Вероятно, это так»); 2 балла («Вряд ли это так»); 1 балл («Нет, это не так»).

В обратных, интертированных вопросах (перед их номерами ниже стоят знаки «-») баллы начисляются по другому принципу: альтернативам в ответах приписываются следующие значения: 1 балл («Да, это так»); 2 балла («Вероятно, это так»); 3 балла («Вряд ли это так»); 4 балла («Нет, это не так»).

Ключи для обработки результатов

Шкала 1 (-1-2+4+6):4. Чем выше балл, тем более оптимистичное представление респондента о людях вообще.

Шкала 2 (+3-5-7+8):4. Чем выше балл, тем выраженнее ориентация респондента на долг по сравнению с удовольствием.

Шкала 3 (+9+11+13-16):4. Чем выше балл, тем более значимой представляется респонденту роль детей в жизни человека.

Шкала 4 (+10+12+15-35):4. Чем выше балл, тем более выражена у респондента ориентация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни.

Шкала 5 (-14+18-21+24):4. Чем выше балл, тем менее лояльно отношение респондента к разводу.

Шкала 6 (+17+19+22+26):4. Чем выше балл, тем выраженнее ориентация на традиционно представляемую романтическую любовь.

Шкала 7 (+20-25+28-29):4. Чем выше балл, тем менее значимой представляется респонденту сексуальная сфера в семейной жизни.

Шкала 8 (+23+27-30+31):4. Чем выше балл, тем более запретной представляется респонденту тема сексуальных отношений.

Шкала 9 (-32-33+34-36):4. Чем выше балл, тем менее традиционно представление респондента о роли женщины.

Шкала 10 (-37+38-39+40):4. Чем выше балл, тем более бережливое отношение респондента к деньгам, чем ниже - тем легче он считает возможным их тратить.

Проведенный предварительный анализ ответов мужчин и женщин не показал существенных различий, поэтому основные результаты обсчитывались совместно для респондентов обоих полов.

Рассогласование результатов по различным установочным шкалам у супругов (в случае проведения методики на супружеской паре) может показать то направление, по которому стоит вести коррекционную работу, а конкретное содержание ответов каждого из супругов дает информацию о возможных вариантах индивидуального психологического консультирования членов обследуемой семьи.

Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Совместимость проявляется во взаимодействии и общении супругов.

Цель экспериментальной части нашей работы состоит в изучении особенностей психологической совместимости в супружеских парах.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что психологическая совместимость супругов влияет на удовлетворённость браком: совместимые сочетания направленности личности, межличностных отношений повышают удовлетворённость браком.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в экспериментальном исследовании были определены следующие задачи:

1. Определить совместимость супругов и согласованность ролевых ожиданий и притязаний в браке.

2. Изучить удовлетворённость браком мужчин и женщин в супружеских парах.

3. Выявить различные сочетания типов темперамента и их соотнесение с удовлетворённостью браком.

4. Выявить общие закономерности соотношения совместимости в супружеских парах, ролевых ожиданий, удовлетворённости браком и темперамента.

Объект исследования: супружеские пары в возрасте от 20 до 32 лет.

Предмет исследования: психологическая совместимость в супружеских парах.

Всего в исследовании приняло участие 50 супружеских пар в возрасте от 20 до 32 лет. Участники исследования состоят в браке не более 5 лет. 38 пар состоят в зарегистрированном браке, 12 пар проживают совместно в незарегистрированном браке. Для всех участников исследования данный брак является первым. 36 пар имеют одного ребенка, 6 пар имеют двух детей, 8 пар детей не имеют.

На первом этапе исследования был осуществлён сбор эмпирических данных. Психодиагностическое исследование проводилось в индивидуальном порядке, в его ходе были использованы следующие методики исследования:

1. Для исследования совместимости супругов, использовался опросник межличностных отношений В. Шутца .

2. Для экспресс-диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени совпадения - рассогласования удовлетворенности у супругов, использовалась методика В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко .

3. Для исследования согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре, использовалась методика «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» А.Н. Волковой .

4. Для исследования особенностей межличностного взаимодействия супругов, использовался тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» .

5. Для определения типа темперамента, в целях диагностики психофизиологической совместимости супругов, использовалась методика определение типа темперамента Г. Айзенка .

Опросник межличностных отношений В. Шутца (Приложение А).

Опросник В. Шутца позволяет получать данные о социально-потребностной (межличностной) совместимости супругов в виде суммарных индексов совместимости. Предполагается, что три типа потребностей (во включении, в контроле, в аффекте), которые измеряют шкалы опросника, по сути являются социальными (включаться в отношения и поддерживать их; контролировать поведение других и принимать решения; создавать близкие отношения), т.к. определяют поведение индивида именно в ситуациях межличностного взаимодействия и общения.

Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений. Поведение индивида оценивается в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (C) и аффекта (А). Каждая область подразделяется на выраженное (е) и требуемое (w) поведение.

Опросник содержит 6 шкал, 54 задания (по 9 пунктов на шкалу).

Шкалы опросника:

1е - выраженное поведение в области включения (стремление привлекать внимание, интерес к себе, вовлекаться в отношения, входить в различные социальные группы, быть среди людей).

Iw - требуемое поведение в области включения (стремление к тому, чтобы другие интересовались индивидом, приглашали индивида принимать участие в их деятельности и стремились к общению с ним).

Се - выраженное поведение в области контроля (стремление контролировать и влиять на других, брать руководство в свои руки, определять, что и как будет делаться).

Cw - требуемое поведение в области контроля (стремление к тому, чтобы другие контролировали индивида, влияли на него и говорили ему, что и как делать).

Ае - выраженное поведение в области аффекта (стремление быть в близких, интимных отношениях с другими, проявлять к ним дружеские, теплые чувства).

Aw - требуемое поведение в области аффекта (стремление к тому, чтобы другие были более близкими к индивиду).

Далее при анализе данных обращают внимание на соотношение, комбинацию баллов по основным шкалам, которая позволяет вычислить индекс объема интеракций (е + w) и индекс противоречивости межличностного поведения (е - w) внутри и между отдельными Сластями межличностных потребностей. Полученные данные позволяют также определить коэффициент взаимной совместимости в Диаде. Он высчитывается следующим образом; если обозначим выраженное доведение индивида А в той или иной области символом е1, а индивида Б - символом е2, а требуемое поведение этих лиц - соответственно w1 и w2, то коэффициент совместимости имеет вид К = [е1 - w2] + [е2 - w1].

Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию функций в определенной семейной сфере. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).

Опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) (Приложение Б).

Удовлетворенность браком измерялась с помощью методики В. В. Столина, имеющей высокую корреляцию с другими методиками на удовлетворенность браком и высокую надежность результатов.

При разработке опросника авторы исходили из тезиса о том, что основным фактором, скрепляющим супружеские союзы, являются эмоциональные узы - любовь, эмоциональная привязанность. В соответствии с этим можно предполагать, что субъективная удовлетворенность - неудовлетворенность браком по своей природе скорее является обобщенной эмоцией, генерализованным переживанием, нежели следствием рациональной оценки успешности брака по тем или иным параметрам.

Исходные данные:

Балльные показатели по тесту на удовлетворенность браком для мужа и жены;

Суммарные коэффициенты межличностной совместимости супругов;

Балльные показатели согласованности семейных ценностей и ролей по различным сферам семейной жизни.

Методика «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» А. Н. Волковой (Сокращённое название - РОП) (Приложение В).

Данная методика, разработанная А. Н. Волковой, входит в комплексную программу практической работы с супружеской парой.

Методика «РОП» позволяет определить:

1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей.

2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний.

Несмотря на то, что эта методика применяется чаще в консультационной работе, а в научном исследовании гораздо реже, тем не менее с её помощью возможно определить согласованность семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре отдельно у мужчин и женщин, и на основе средних результатов сделать конкретные выводы.

Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» (Приложение Г).

Методика представляет собой бланковый тест - опросник, содержащий описание 15 ситуаций супружеского взаимодействия, которые носят конфликтный характер.

В качестве ответа респондентам (испытуемым) предлагается шкала возможных реакций на определенную ситуацию, в которую заложены 5 возможных вариантов. Левый полюс шкалы - наибольшее выражение согласия, согласное, нейтральное отношение, выражение несогласия и, наконец, правый полюс - активное выражение несогласия.

Личностный опросник Г. Айзенка (Приложение Д).

Мы посчитали необходимым включить в наше исследование тест на определение типа темперамента как инструмент диагностики психофизиологической совместимости. Данная методика предназначена для определения степени экстраверсии и интроверсии, а также нейротизма и эмоциональной устойчивости, также для повышения валидности в ней есть шкала лжи: в случае, если испытуемый получает высокий балл по шкале лжи, он проходит тест заново. Однако все эти составляющие темперамента подробнее интерпретируются при индивидуальном или семейном консультировании, в массовом исследовании специфика несколько иная, и для анализа результатов больше нужны общие характеристики типа темперамента.

При статистической обработке полученных результатов использовался Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена состоит из следующих этапов:

1. Ранжирование признаков по возрастанию.

2. Определение разности рангов каждой пары сопоставляемых значений, d=dx-dy.

3. Возведение в квадрат разность di и нахождение общей суммы, ?d2.

4. Вычисление коэффициента корреляции рангов по формуле:

где d 2 - квадратов разностей между рангами; N - количество признаков, участвовавших в ранжировании.

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи. Уровень значительности определяется по специальной таблице.

Таким образом, нами в исследовании было использовано пять разных методик, позволяющих выявить различные аспекты семейных отношений необходимых для подтверждения или опровержения тезиса гипотезы.

Введение

2.ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СУПРУЖЕСКОЙСОВМЕСТИМОСТИ

3.2 Диагностика социально-психологической совместимости супругов

3.2.1 Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)

3.2.2 Опросник «Измерение установок в семейной паре»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении управлять их развитием имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

Многие психологи считают, что супружеская совместимость - важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлетворенность: «Если для сработанности симпатия - второстепенный элемент оценки взаимодействия, то для совместимости симпатия (как удовлетворенность отношениями) - главный элемент» .

«Совместимость может быть описана в основном двумя характеристиками, включаемыми в аффективный компонент взаимодействия: показателями субъективной удовлетворенности партнером (психологический признак) и показателями эмоционально-энергетических затрат индивида, участника общения (физиологический признак). При этом эмоциональный фон отношений сопровождается некоторыми, может быть, максимально эмоционально-энергетическими затратами общающихся партнеров» . В условиях неформализованных отношений (интимно-эмоциональных) оптимальным взаимодействием будет такое, которое характеризуется максимальной удовлетворенностью партнеров взаимоотношениями, длительностью связи, частотой контактов.


1.ИЗУЧЕНИЕ АСПЕКТОВ СУПРУЖЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ

А. Н. Обозова выделила четыре аспекта супружеской совместимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обоснована различием свойственных им критериев, закономерностей и проявлений:

Духовная совместимость - характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т. д. (основная закономерность духовной совместимости - сходство, подобие духовных укладов супругов);

Персональная совместимость - характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости - бесконфликтное распределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов - дополнительность структурных характеристик партнеров;

Семейно-бытовая совместимость - функциональные особенности брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий - эффективность воспитания детей;

Физиологическая совместимость.

Признаками физической, в том числе сексуальной, совместимости является гармония ласк мужчины и женщины, телесного контакта, удовлетворенность от близости» .

Такое понимание супружеской совместимости близко к понятию удовлетворенности браком. Действительно, в данном случае совместимость трактуется как согласованность установок, сходство духовных укладов супругов, соответствие характера, согласованность представлений о функциях семьи - то есть, в принципе, все это можно обозначить как представления о семейной жизни, а реализация этих представлений в супружестве и определяет оценку супругами собственного брака, их удовлетворенность семейными отношениями.


2. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СУПРУЖЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ

Исходя из выделенных А. Н. Обозовой аспектов супружеской совместимости, все исследования по этой проблеме можно разделить на три группы:

1. Структурный подход ориентирован на изучение персональной совместимости - соотношение различных статических характеристик супругов: характерологических, интеллектуальных, мотивационных и т. п. В этом случае совместимость супругов выражается в способности образовать гармоничную пару: структуру, обладающую признаками целостности, уравновешенности, завершенности. Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р. Винча о так называемой комплементарности (взаимодополнении), по которой потребности партнеров, членов малой группы (в данном случае такой группой является семья), должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств.

2. Функциональный подход основан на представлении личности через ее роли и функции в группе. Применительно к супружеству функциональный подход выражается в исследовании соотношения психологических семейных ролей супругов, их представлений о семье. Совместимость при этом выступает как согласование, сходство представлений, ожиданий супругов о семейной жизни, непротиворечивость ролей в супружеской паре.

Сторонники функционального подхода считают, что если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые партнером ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной.

Интересная работа в данном русле была проведена Т. А. Гурко. Ею обнаружено, что в тех случаях, когда женщины довольны участием мужа в домашних делах, они чаще удовлетворены браком, (50%, не удовлетворены - 19%). Напротив, недовольство отношением супруга к хозяйственным делам четко коррелирует с неудовлетворенностью семейной жизнью (12% и 58% соответственно). По характеру распределения обязанностей все семьи распределены на 3 группы: со значительным, умеренным и слабым участием мужа в домашней работе. Обнаружилось, что число неудовлетворенных браком женщин существенно увеличивается при переходе от первой ко второй и третьей группам семей, а число удовлетворенных, наоборот, сокращается.

Интересно, что в том же направлении, хотя и не так существенно, изменяется уровень удовлетворенности браком у мужчин. Видимо, если муж отстраняется от работы по хозяйству, жена постоянно выражает недовольство по этому поводу .

3. И, наконец, третий подход к изучению совместимости - адаптивный - ориентируется на изучение слабых, проблемных аспектов супружеских отношений, вызывающих конфликты, разногласия, непонимание. Этот подход является, с одной стороны, общим для двух вышеуказанных, и в то же время особым направлением. Его задача - поиск резервов адаптации супругов друг к другу путем гармонизации супружеского союза. Наиболее полно этот подход реализуется в практической работе по оказанию психологической помощи семье, в частности семейной консультации.

Итак, понятие супружеской совместимости так или иначе определяется через понятия удовлетворенности браком, его стабильности, при этом многие исследователи под супружеской совместимостью понимают нечто статичное. Однако нельзя забывать, что каждая семья уникальна, и психологической закономерности, распространяемой на всех без исключения, не существует.

Для диагностики я выбрала 3 молодых семейных пары, не имеющих детей, с одинаковой разностью лет в возрасте.

1. Скрипник Татьяна Равильевна (25 лет) и Геннадий Петрович (30 лет) - в браке 4 года.

2. Полюхович Оксана Владимировна (26 лет) и Владимир Евстафьевич (31 год) – в браке 6 лет.

3. Якимец Татьяна Николаевна (24 года) и Юрий Владимирович (29 лет) – в браке 5 лет.


3. ДИАГНОСТИКА СУПРУЖЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ

3.1 Диагностика психофизиологической совместимости супругов

Исследования в области психологии сексуальности, хотя и имеют давнюю историю, однако еще многое предстоит сделать, для того чтобы помочь людям лучше, узнать себя, решить проблемы, которые доставляют неприятности, предупредить конфликтные ситуации, так часто и так болезненно переживаемые как мужчинами, так и женщинами. Для этого и необходимы методы психологической диагностики в области психологии сексуальности.

3.1.1 Методика оценки сексуального профиля

Цель: диагностика особенностей сексуального поведения.

Описание методики: она содержит 14 основных шкал, составляющих распределение полярных форм сексуального поведения, а также отдельных вопросов, касающихся некоторых форм сексуального поведения. Методика обладает таким достоинством, как удобство в обработке, получаемых данных, что немаловажно при проведении индивидуального консультирования, в особенности бланковым способом.

Процедура проведения методики: испытуемым предлагается ответить на вопросы, заполняя нижеприведенный бланк протокола.

Инструкция: «Ответьте на следующие ниже вопросы двумя способами: «Да» или «+», если Ваше поведение соответствует утвердительному ответу на вопрос, и «Нет» или «-», если Ваш ответ будет отрицательным».

Обработка данных (см. Приложение 1).

Интерпретация данных

Результаты обработки анкет семейной пары №1 показали следующее:

Жене свойственно бурное проявление своих чувств, эмоциональная выразительность и раскованность в реакциях, в то время как для мужа характерно более спокойное поведение, и эмоциональные всплески в поведении менее наблюдаемы. У мужа характерной чертой является сдержанность;

При общении с лицами противоположного пола супруги не имеют никаких проблем, они оба уверены в своих сексуальных возможностях. Это дает право мне предположить, что в этом плане супруги легко понимают друг друга, что дает возможность легко и расковано общаться им в любом обществе;