Меню

Почему нельзя ругать ребенка за плохие оценки. Стоит ли наказывать детей за плохие оценки в школе? Объяснение причин неуспеваемости

Гинекология

Сталкиваясь с тем, что любимое чадо начинает исправно таскать «двойки» и «тройки», мало кто из взрослых по-настоящему задумывается, как можно исправить ситуацию. Единственно верное решение, как считает большинство родителей, лежит на поверхности: отругать, да и все тут! Глядишь, в другой раз будет старательнее. К сожалению, такой подход зачастую приводит к прямо противоположному результату: ребенок, которого обругали на чем свет стоит за случайную «двойку», не начинает учиться лучше, а напротив, окончательно запускает учебу, а порой может даже стать агрессивным. Родители, искренне недоумевая, часто начинают еще сильнее давить на отпрыска — стоит ли говорить, что это лишь усугубляет ситуацию?

С другой стороны, совсем не обращать внимания на плохие оценки ребенка тоже нельзя — расслабившееся чадо в мгновение ока смекнет, что родители дали слабину. Впоследствии «переучить» такого ребенка очень сложно: если вы несколько лет не обращали внимания на дневник вашего школьника, но через какое-то время начали требовать с него хороших отметок, заставить учиться привыкшего «забивать» на учебу ребенка не получится. Мы провели небольшое исследование и выяснили, почему ругать ребенка за плохие оценки нельзя ни в коем случае. Узнать о причинах вы можете, прочитав нашу статью.

Причина первая: оценки не характеризуют человека

Оценки, которые получает ваш ребенок, могут рассказать о многом, но только не о том, каким человеком он на самом деле является. Характеризовать человека, обращая внимание лишь на его оценки, очень глупо, но, к сожалению, именно этим «страдает» большинство родителей: в попытках вразумить собственное чадо они начинают сравнивать его успехи с достижениями какого-нибудь отличника. Такое сравнение заставляет ребенка почувствовать себя плохим (раз у него не получается достичь того же, чего добился гипотетический Вася Иванов), обесценивает его собственные успехи. Ругать своего ребенка только потому, что он получил неподобающую, на ваш взгляд, оценку, ни в коем случае нельзя еще и по той причине, что оценка может не отражать реальных знаний: нередки случаи, к примеру, когда учитель намеренно занижает оценки ребят, чьи родители не вовремя сдали (или не сдали вовсе, хоть это и не обязательно) деньги для классных нужд. К сожалению, до объективного оценивания способностей каждого ребенка большинству школ еще очень и очень далеко, и потому на оценках зацикливаться не стоит: в большинстве случаев они все равно не отражают действительности.

Причина вторая: ребенок может подумать, что вас интересуют только оценки

Если вы ругаете ребенка за то, что он принес не очень хорошую оценку, или же, наоборот, хвалите свое чадо за высокий результат, отмеченный в дневнике, есть риск, что ребенок подумает, будто вас интересуют только школьные успехи. Любому ребенку хочется быть любимым вне зависимости от того, какие успехи он делает в школе. Ругая собственное чадо за плохие оценки, вы, конечно, можете добиться того, что он станет лучше учиться. Тем не менее, вы рискуете спровоцировать у ребенка развитие так называемого детского перфекционизма, или же синдрома отличника : избавиться от него впоследствии будет достаточно сложно.

Причина третья: ругая ребенка за плохие оценки, вы убиваете мотивацию учиться лучше

Почему-то многие родители думают, что страх, который испытывает ребенок, боясь получить плохую оценку, является отличной мотивацией, которая заставляет учиться лучше. Может быть, в некоторых случаях такая «мотивация» и сработает, и вы какое-то время даже сможете наблюдать череду пятерок и четверок в дневнике своего школьника. К счастью или к сожалению, в большинстве случаев угрозы родителей ни к чему хорошему не приводят: заставить ребенка лучше учиться, лишь ругая его за плохие отметки, не получится. Увы, вероятнее всего, вам придется наблюдать исход, совершенно отличный от того, что вы ожидали: ребенок попросту растеряет остатки мотивации, которая могла бы сподвигнуть его учиться лучше. Наказание в этом случае становится бессмысленным, бесполезным и даже вредным: вы не только не добились того, чего хотели, но еще и ухудшили и без того плачевную ситуацию.

Стоит ли наказывать ребенка за плохие оценки в школе? Нужно ли лишать ребенка телефона из-за неудовлетворительной оценки по математике?

Сегодня ребенок вернулся из школы не в настроении. Швырнул в угол портфель, небрежно бросил на стул пиджак, насупился и о чем-то задумался. Мама начинает взволнованно расспрашивать, что стряслось, на что дитё обиженно достает из портфеля дневник, демонстрирует двойку по математике и захлебывается от слез.

Такая бурная реакция на плохую оценку теперь встречается не так часто, как раньше. Зачастую детям вообще все равно, что получать: двойку или пятерку. Они понимают, что за плохую отметку в школе им дома ничего не будет, поэтому уровень их успешности в школе неумолимо падает.

Нужно ли отказываться от наказаний?

Нынешняя система образования в школе и дома тяготеет к демократическим ценностям: свободе волеизъявления в школе, уважении ребенка как личности, некоем потакании его капризам, непринятии наказания как воспитательной меры. Но нужно ли отказываться от наказаний? Не будут ли родители, полностью перешедшие на демократический стиль воспитания, растить своевольных и равнодушных детей, которым потом будет все равно, где жить и работать?

Сразу следует заметить, что ни о каком физическом наказании не может быть и речи. Дети – не игрушки, они чувствуют боль и страдания. Кто-то может заявить, что за плохие оценки его был отец, а его отца в детстве так же бил дед. Но разве это нормально? В ребенке это вызывает лишь ненависть к своему родителю, а не уважение и благоговение. Но если с физическими наказаниями все понятно, то нужно ли вообще наказывать за плохие оценки? Скорее всего, нужно.

Оценка – показатель успешности ребенка

Это не всегда объективная мера, но все же она показывает, усвоил ученик школьную программу, или нет. Родитель должен быть заинтересован в успешном обучении своего чада. Он не должен пускать образование ребенка на самотек.

При помощи оценки преподаватель регулирует поведение ученика. Чаще всего дети получают неудовлетворительные отметки именно из-за своего плохого поведения. Разговаривал с соседом по парте – не понял правило по грамматике, крутился-вертелся – не смог услышать домашнее задание. И таких примеров масса. Оценка – рычаг для управления поведением ученика. Но если родители не наказывают за оценки, то учитель этого рычага просто лишается, ведь ребенку все равно, поставят ему двойку, или нет, он продолжает баловаться и мешать своим одноклассникам.

– как заработная плата. Если работник плохо трудится, он получает выговор. Так почему же двоечник не должен быть наказан за плохую успеваемость? Не обращая внимания на плохие оценки, родители вырабатывают в ребенке вредоносный стереотип: можно не работать, но все равно получать все, что пожелаешь. Такое убеждение очень болезненно скажется на его будущей трудовой деятельности и жизни в социуме.

Да, наказывать за плохие отметки нужно. Но остается один важный вопрос: пресловутое слово «наказывать». Воображение сразу рисует бедное дите, посаженное на голодовку и навечно запертое в своей комнате. Лучше говорить не «наказывать», а «реагировать». Реагировать на плохие оценки, реагировать на неудовлетворительную работу в классе, реагировать на нарушения дисциплины. Как же нужно правильно реагировать на неуспеваемость?

Как реагировать на неуспеваемость?


1.
Как уже было сказано, физическими истязаниями мало чего можно добиться. Родители должны принять такие меры, которые бы указали, что плохая оценка – это действительно плохо. К примеру, сократить использование компьютера или телефона до тех пор, пока оценка не будет исправлена. Сначала на бедного родителя прольется поток слез и мольб, но проявить твердость необходимо, иначе у ребенка войдет в привычку пускать слезу всегда, когда он недоволен.

2. Дети младшего школьного возраста очень зависимы от своего окружения. Родители могут этим воспользоваться и привести ребенку пример более успешного одноклассника. Но это не должно быть в форме унижения: «Посмотри, какой он молодец, и какое ты ничтожество!» такая формулировка вызовет негативизм и неприятие. Родители просто должны сместить фокус внимания ребенка на учебу, а не на развлечения, ставить в пример, а не тыкать носом.

3. Зачем взрослые ходят на работу? Чтобы получить зарплату. А зачем дети ходят в школу? Чтобы получить оценку. Такая схема абсолютно не охватывает всей важности образования, но ребенок должен ее четко уяснить. Он не получит то, что хочет, просто так. Для достижения цели нужно потрудиться, получать хорошие отметки в школе и не нарушать дисциплину. Родитель может пообещать купить новую приставку, но взамен он имеет полное право потребовать хороших оценок за четверть. Словом, у ребенка должно быть наглядное представление о том, зачем он получает оценки.

4. Никогда не нужно скатываться до примитивных унижений. Попробуйте сами разобраться с логарифмами и сложноподчиненными предложениями, тогда и поймете, так ли легко заработать пятерку. Унижать и оскорблять могут только те, кто ничем другим «помочь» не может. Возможно, ребенок отстал и из-за загруженности школьной программы не может сам пройти упущенный материал. Родители всегда должны интересоваться домашними заданиями, помогать ребенку, а не ждать, что он сам по щелчку выучит математику и русский язык.

Реагировать на оценки нужно, иначе ребенок потеряет всякий стимул посещать школу. Демократия демократией, но пускать успеваемость на самотек нельзя, ведь это может воспитать в ребенке неправильные жизненные ценности и отношение к жизни.

Каждому родителю школьника хоть раз, но приходилось видеть в дневнике своего ребенка отметку «2». Но мало кто знает, как правильно к этому относиться. Кто-то берется за голову, а кто-то за ремень. Чтобы адекватно реагировать на такую ситуацию, нужно разобраться в следующих вопросах.

Оценка. Ее суть, смысл и содержание

Мы, как взрослые, выросшие и быстро позабывшие свои школьные годы, помним только свои эмоции, связанные с такой оценкой, как «2». Эти переживания, как правило, негативные, вот и при виде двойки у своего любимого ребенка приходим в негодование. У нас возникают сожаление, обеспокоенность и злость. Это НАШИ прошлые, осевшие глубоко «в сердце» (а на самом деле в подкорке головного мозга) чувства. И вот, некоторые родители, не понимая этого, сразу же берутся за ремень и делают тем самым большую ошибку, но об этом несколько позже.

Итак, отбросив свои собственные переживания, подумаем. Оценка - это показатель уровня успеваемости ребенка. Это показатель того, как ученик освоил ту или иную тему, тот или иной предмет. Об этом дети пока не думают. Для них оценка - это престиж, авторитет среди одноклассников и родителей. А от того, чей авторитет преобладает, зависит: будут оценки с показателем «+» или с «–». Кроме того, оценка несет в себе психологическую нагрузку - для ребенка это поощрение или наказание. И что же получается: ученик получает двойку, потом его наказывают дома, и он оказывается дважды наказанным. Где вы видели дважды осужденного за одно преступление? Такое возможно только по отношению к ребенку.

Потом, нужно помнить, что в обучении две стороны трудятся: учитель и ученик. Обучение ― это двусторонний процесс. И оценка «2» ― это оценка работы и педагога.

Но мы знаем, как бывает: по какой-то причине в оценку учитель вкладывает не только критерии оценивания, но и свое личное отношение. Это непрофессионально, это подло по отношению к детям, но, к сожалению, такое бывает.

Но не все учителя такие. Существуют и педагоги от Бога, они вообще выступают против системы оценивания. Среди них грузинский педагог Ш. А. Амонашвили, отечественные А. И. Савченко, Б. Г. Ананьев, Е. П. Ильин, Н. Ф. Талызина и др. Сейчас многие современные школы стремятся к безурочной и безоценочной системе образования. Это школы будущего. Их принцип: ребенка нужно мотивировать на обучение, а не держать в эмоциональном напряжении: «Какую оценку получу?». Да и поставьте сами себя на место ребенка: вам бы хотелось, чтобы вас 5–6 раз в день оценивали?

Почему ребенок приносит двойки

Прежде чем ругать ребенка за двойку, нужно понять, почему она оказалась в его дневнике или тетрадке.

Я в школе была примерной ученицей, училась только на «5», и редко ― на «4». Да вот беда, русский язык мне не давался. Как-то я, сдав свою тетрадь на проверку (а она была новенькая, чистенькая, там всего 4 работы было), обратно получила ее всю исписанную красными чернилами, с отметками «3» и «2». Мне так стыдно было. Потом я жутко переживала, что скажет моя бабушка (росла я с ней). Выход был такой: я спрятала ту «стыдную» тетрадку, взяла чистую, все переписала. Дальше была более внимательна, стала больше читать. Это был шестой класс. Спустя 8 лет я достала «свой грешок» и показала его бабушке. Мы посмеялись. Но в тот момент, когда я получила свою неудачную работу назад, мне было страшно, тревожилась: а вдруг бабушка узнает? И представление того, как она будет меня отчитывать, не давало мне покоя.

Так вот, первой причиной неуспеваемости ребенка является его ненаученность: мало упражнялся, не дочитал, не дописал. Все это от спешки: детям так много всего надо успеть! И поиграть, и творчеством заняться, и на кружки/секции сбегать, да еще и уроки выучить. Поэтому родители должны правильно расставить приоритеты для себя и для ребенка. Определить его способности, наклонности, и уже от этого отталкиваться: где-то помочь, где-то направить, а где-то отнестись с пониманием и закрыть глаза. А. С. Пушкин, например, имел двойку по математике, но это не помешало ему стать великим поэтом.

Второй случай. Обратились ко мне родители пятиклассника: мальчик стал плохо учиться, скатился практически на «3» и «2», чего прежде никогда не было. В процессе работы с этой семьей оказалось: мальчик был слишком послушным и неуверенным в себе. Дети это чувствовали, видели и начали над ним смеяться, из-за чего он стал переживать и еще больше закрываться. Он боялся отвечать на уроках, так как в случае ошибки был высокий риск для него быть осмеянным.

Хороших учеников в классе не очень любят. Они «заучки» и «зануды». Это проблема тех детей, которые не успевают, но эмоционально устойчивы ― они начинают высмеивать успешных, доводя их таким образом до своего уровня. «Не высовываться» ― вот такой выход нашел для себя мой клиент. Классный руководитель тоже как-то мало на это обращала внимания. Другие же учителя, не зная особенностей конкретного ребенка («Учеников много, разве каждого узнаешь?», ― а должны узнать), видели в мальчике только ленивого, неуспешного ученика. Вот так и появляются педагогически запущенные дети, среди неуспешных они составляют 60%.

Вот еще из практики. Девочка, восьмой класс. Учиться совсем не хочет. Родители заняты работой, а ей постоянно нанимают репетиторов. Последние меняются каждый месяц, так как «безграмотные», «не найдут подход к ребенку» и т.п. На самом же деле, своей неуспеваемостью девочка добивалась авторитета среди одноклассников, а авторитет родителей был не авторитет. Ребенку просто не хватало родительского внимания, понимания. И в какой-то момент она нашла его среди друзей. Она отдалялась от родных, так как они ей казались равнодушными. Нужно понимать и помнить, что никакие материальные блага не заменят живого, эмоционального общения с родным человеком. Это тоже ведет к педагогической запущенности.

Еще причиной неуспеваемости ребенка являются его особенности: уровень интеллектуального развития, волевой сферы, эмоциональной, темперамент, состояние здоровья. Так, детям с гиперактивностью трудно сосредотачивать свое внимание на предмете изучения (они страдают синдромом отсутствия внимания), детям с дефектами физического и психологического здоровья тяжело эмоционально находиться в группе других детей, им плохо дается представление, понимание учебного материала.

Как известно, страдают неуспеваемостью и дети из неблагополучных семей ― это социальный фактор.

О причинах школьной неуспеваемости более подробно смотрите в видео

Как правильно реагировать родителям, когда ребенок получил двойку

Итак, прежде чем реагировать на двойку чада в дневнике, нужно выяснить причину: почему учитель ее поставил? Подумать самому, сравнив мнение учителя со своими представлениями и знаниями о ребенке, его особенностях, особенностях среды и обстоятельств дома и в школе. Кто, как не родители, поймут и заступятся за своего ребенка? В случае необходимости нужно обратиться за помощью к психологу.

Помните, что одна двойка ― это не приговор о неуспеваемости, но и не повод расслабиться и проигнорировать. Это сигнал к действию. Нужно остановиться и присмотреться, где упускаем в воспитании, мотивации, а может просто в общении с ребенком.

Если двойки появляются в дневнике систематично, срочно за консультацией, и дальше работаете, исходя из причин отставания.

Как-то недавно услышала интервью одного психолога: «Детей нужно наказывать» ― и меня обдало жаром. Как психолог такое может говорить?! ДЕТЕЙ НУЖНО ПОНИМАТЬ! Тогда и причин наказывать не будет. К углу, лишениям они привыкают, крик, ремень их унижает, наказания типа «теперь будешь мыть посуду, убирать» отбивает желание к данным видам деятельности, потому что это нормально, это хорошо и правильно. А в комплексе это убивает в них детей, доверие к людям. Это обижает, злит и дает право делать так же.

Наказывать вниманием и любовью! Об этом короткое видео

Понимания вам, милые родители! Успешности и успеваемости вашим детям!

Была ли эта информация полезной?

Да Нет

Статья расскажет о методах наказания детей и о психологии наказаний.

Воспитательный процесс не обходится без наказаний. Это один из методов воспитания, который помогает направить поведение малыша в правильное русло и указать на совершенные ошибки. Отсутствие наказаний приводит к неконтролируемости ребенка.

И, если в младшем возрасте его поступки воспринимаются окружающими, как невинные шалости, то уже в более старшем возрасте могут возникнуть проблемы с социализацией. Все мы живем в обществе и, хочется родителям или нет, ребенок должен развиваться согласно общепринятым нормам. Однако, часто и родители переходят грань в воспитании.

Наказания никак не совместимы с жестокостью. Также, наказания не имеют ничего общего с унижениями и несоблюдением человеческих прав. Ребенок — такой же человек, который имеет свои желания и жизненную позицию. Роль же родителей лишь направить малыша в нужном направлении и указать на ошибки.

Причины нарушения поведения

Первое, с чем должны разобраться родители — это причины нарушения поведения. Ведь, порой достаточно устранить причину скандала.

  • Желание завоевать родительское внимание. Бывает, что в семье, где оба родителя работают малыш недополучает их внимания. Единственный способ отвлечь родителей от дел — это плохое поведение. Только тогда родители начинают общаться с малышом, пусть и в форме наказаний. Если ребенок заметит такою тенденцию в поведении родителей, то вести себя плохо он будет довольно часто. Единственный выход из данной ситуации — это разобраться родителям со своим графиком, чаще проводить время со своим ребенком
  • Часто, ребенок дошкольного возраста ведет себя плохо не специально. Родители должны изучить и понять возрастные особенности, учитывать их при воспитании
  • Нервная перевозбудимость. Современные дети страдают гиперактивностью, им сложно сосредоточится и успокоится. Одна из причин — это нарушения нервной системы в следствии пользования искусственными игрушками. Под этим понятием подразумевается пользование телевизором, компьютером, планшетом и телефоном. В дошкольном возрасте крайне нежелателен контакт детей с этими устройствами
  • Наличие заболеваний. Плохое самочувствие и невозможность выразить это, часто становится причиной капризности и плохого поведения у детей


За что можно наказывать ребенка?

Как уже отмечалось выше, дети младшего возраста зачастую не специально нарушают дисциплину. В таком случае, родители должны войти в положение маленького ребенка и терпеливо научить его необходимым навыкам. Ситуации, в которых наказать малыша все же стоит:

  • За неуместную истерику. Часто, истерики детей застают взрослых врасплох. Ребенок уже понял, что закатив скандал в магазине или в парке, он легко получает желаемое. Если не прекратить такое поведение, то истериками малыш будет пользоваться все чаще
  • За нарушение запретов. В каждом возрасте существуют свои нормы поведения и правила. Они должны быть заранее оговорены с ребенком.
  • За намеренно плохое поведение. Иногда бывает, что дети в школьном возрасте начинают манипулировать взрослыми. В таком случае нужно объяснить и продемонстрировать ребенку, что воспитательный процесс — это ваша обязанность, а не развлечение
  • К наказаниям нужно подходить очень осторожно. Большой плюс, если родители научатся воспринимать поведение ребенка без эмоций. Тогда и воспитательный процесс будет проходить проще для всех членов семьи

Как наказать ребенка за плохое поведение?

В педагогике существует несколько методов наказания детей:

  • Воспитательная беседа с анализом совершенного поступка. Данный метод признают наиболее эффективным для наказания детей разных возрастов. Только типы бесед должны различаться. Например, неуместно говорить с подростком, как с дошкольником. В таком случае, разговор не принесет результата
  • Игнорирование малыша. Такой способ наказания отлично справляется с детскими истериками
  • Лишение развлечений, например просмотра телевизора или прогулок с друзьями
  • Лишение материальных благ (например, лишение карманных средств и подарков)
  • Физические наказания
  • Изоляция ребенка (например, поставить в угол)


Как наказывать ребенка за плохие оценки

Плохие оценки являются камнем преткновения между родителями и детьми. С одной стороны, они могут указывать на безалаберность ребенка. С другой же, могут указывать на развитие малыша в другом направлении. Родители должны относиться с пониманием к малышу и не требовать от него невозможного.

  • Разберитесь в причине появления плохих оценок. Возможно, это вовсе не вина вашего ребенка. Может, у него сложились непростые отношения с учителем
  • Выясните сильные стороны малыша. Бывает, что ребенок получает плохие оценки по математике. Однако, он лучший в классе по английскому языку и другим гуманитарным предметам. Обратите внимание на это при выборе будущей профессии
  • Если ребенок плохо учится по всем предметам, проведите с ним беседу. Наверняка есть факторы, которые мешают ему учится
  • Чрезмерно наказывать ребенка за плохие оценки нельзя, иначе вы полностью отобьете желание учиться
  • Комбинируйте наказания с поощрениями. Давайте стимулы ребенку для учебы (например, что он поедет летом на море, если закончит год без троек)


Правила наказания детей

Чтобы наказания были не бессмысленной жестокостью, они должны быть направлены именно на устранения ошибок поведения. Наказания ни в коем случае не должны касаться личности самого ребенка. При наказании, родители обязаны соблюдать некоторые правила:

  • Не наказывайте ребенка в состоянии агрессии. Это может лишь усугубить конфликт
  • Лучшее воспитание — это личный пример. Глупо наказывать ребенка за то, что вы сами делаете
  • Не переходите на личности
  • Не сравнивайте ребенка с другими, это занижает самооценку и настраивает ребенка против оппонента
  • Вся семья должна придерживаться одной линии воспитания. Недопустимо, чтобы мать разрешала то, что запрещает отец
  • Соблюдайте собственные обещания и правила
  • Перед тем, как наказать ребенка обсудите его поведения. Разберитесь, почему он поступил именно так
  • Каждое наказание должно заканчиваться примирением. Не следует растягивать наказание на слишком длительное время

Воспитание ребенка без наказаний

Полностью избежать наказаний невозможно. Тем или иным методом, все родители наказывают своих детей. А не наказывают только те, кто абсолютно безразлично относиться к жизни малыша. Однако, в силах каждой семьи свести наказания к минимуму.

  • Проявить терпение и понимание. Ребенок — такая же личность, как и вы. В каждом его поступке заложен смысл. Постарайтесь понять мотивы поведения малыша. Тогда, подход к небу будет найти значительно проще
  • Соблюдайте собственные правила. Например, есть правило не смотреть телевизор до полного завершения уроков и домашних дел. Естественно, ребенок будет снова и снова спрашивать разрешения, чтобы вы ему уступили. И уступив однажды, можете забыть об этом правиле
  • Воспитательный процесс должен быть основан на личном примере. Например, сложно привить у ребенка любовь к чтению, если он не видит родителей с книгой в руках
  • Не давите на ребенка. Вместе составляйте правила поведения
  • Воспринимайте ребенка, как личность. Даже в маленьком возрасте ребенок имеет особенности характера и темперамента. Особенно это нужно учитывать при воспитании подростков. Не относитесь к ребенку, как к малышу
  • Поощряйте ребенка за хорошее поведение и соблюдение правил. Однако, всему должна быть мера. Ребенок не должен вести себя хорошо только ради поощрения
  • Разделяйте интересы малыша, проводите чаще время вместе. Если ребенок будет видеть, что нужен вам, он сам захочет идти на контакт


Физические наказания

Психология физического наказания

Педагогами всех стран уже доказана неэффективность физических наказаний. Более того, они пагубно влияют на развитие личности и жизненных навыков.

  • Физические наказания родители зачастую применяют для самоутверждения. Плохое настроение, нежелание уделять ребенку внимания — основные причины физических наказаний
  • Ребенок не усваивает новых навыков благодаря таким наказаниям
  • Физические наказания приводят к страхам ребенка, неуверенности себе. Малыш перестает доверять родителям
  • Такие наказания несут после себя «месть» ребенка. При физической боли ребенок не может ответить тем же, потому он мстит другими способами
  • Физические наказания крайне негативно влияют на семейные отношения
  • Наказания физического плана приводят к проблемам ребенка в отношениях со сверстниками. Малыш может стать запуганным, не уметь постоять за себя. Другой вариант — жестокость ребенка по отношению к сверстникам, младшим детям и животным

Как избегать применения физического наказания?

  • Родители и остальные члены семьи должны четко осознать недопустимость такого рода наказаний
  • Чтобы не прибегать к физическому наказанию, родители должны освоить другие методы наказаний
  • Бывает, что родители обосновывают физическое воздействие на ребенка невозможностью «достучаться» до него. Однако, это лишь показатель нетерпеливости самих родителей
  • Чтобы найти к ребенку подход, нужно понять его мотивы и цели. Только после этого можно наладить отношения с малышом


Самое главное — это любовь к детям и проявления своего внимания. Тогда, в каждой семье будут здоровые и гармоничные взаимоотношения.

Видео: Как правильно наказывать ребенка?

В большинстве случаев, родители, узнав о плохой отметке, начинаются всеми способами выражать свое негативное отношение к ситуации. Недовольство может выражаться словами, жестами, непрекращающимся нотациями, а кое-кто даже хватается за ремень. Видя подобную родительскую реакцию, дети часто замыкаются в себе, перестает доверять родителям, начинают обманывать, чтобы избежать повторения неприятной ситуации. Взрослея, дети еще больше отдаляются от родителей, игнорируют их требования и высказывания.

Что делать в такой ситуации родителям? Несмотря на то, что ситуация с двойкой мало приятна, постарайтесь держать себя в руках, не обзывайте и не ругать ребенка, не говорить плохо о его умственных способностях и так далее. Подобную критику школьники воспринимают не как оценку их знаний, а как насмешку над их личностью.

Относиться с юмором или игнорировать факт получения неудовлетворительной оценки тоже не нужно, такая реакция родителей может спровоцировать ребенка забросить учебу вовсе. В случае необходимости можно помочь ребенку с выполнением домашних заданий, объяснить не понятый материал, а вот делать уроки за школьника не нужно, такая медвежья услуга в дальнейшем пользы не принесет.

Если ребенок не выучил уроки без уважительной причины, например, забыл или гулял на улице, заигрался с друзьями и проч., не нужно покрывать его перед педагогом. Ребенок должен сам нести ответственность за все свои поступки.

Как реагировать на плохую оценку? В первую очередь, возьмите себя в руки, сядьте рядом с ребенком и попытайтесь объяснить, что послужило причиной для получения неудовлетворительной отметки. Обязательно скажите, что вы тоже расстроены, что по возможности постарайтесь помочь. Плохая оценка - это не всегда результат отсутствия нужных знаний, иногда могут сказаться плохое самочувствие, конфликт в классе или с учителем, плохо понятый материал и т. д.

В связи с тем, что в последнее время на дом задаются большой объем уроков, а учитель дает необходимые минимум, то, вполне возможно, ребенок просто не понял материал. Постарайтесь разобраться в этой теме вместе со школьником, при необходимости позвоните учителю, если есть финансовая возможность, можно посещать репетитора.

Если плохая успеваемость связана с невозможностью выступать перед аудиторией, потренируйтесь вместе с ребенком рассказывать доклад и реферат вслух, в присутствии остальных членов семьи. Когда школьник осилит непонятный материал, попросите его подойти к учителю исправить плохую оценку. И, самое главное, будьте своему ребенку другом в любой ситуации, чтобы он знал, что в семье его поймут и поддержат.