Меню

Системного построения воспитательного процесса воспитание. Концепция системного построения воспитательного процесса. Современные концепции воспитания

Роды

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Исходя из такого понимания термина «концепция», можно дать определение концепции воспитания как системы взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности. Поэтому при представлении и разъяснении положений концепций воспитания на ми используется следующая схема их изложен мя.

Определение понятия «воспитание».

Цель и принципы воспитания.

Механизм воспитания.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания, а следовательно, избавляет читателя от необходимости концентрировать свое внимание на каких-то частных деталях, изобилие которых затрудняет целостное восприятие концепции ученого и не способствует формированию у него самого системного видения процесса воспитания.

Системное построение процесса воспитания

Проект этой концепции был разработан в 1991 голу учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. В дальнейшем в этот документ вносились уточнения и коррективы. Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены.в книге «Воспитание? Воспитание... Вос-питание!». Ее авторами являются известные ученые Владимир Абрамович Караковский. Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание рассматривается какцеленаправленноеуправление процессом развития личности . Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.



Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные понятия:

в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;

развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;

самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Цель и принципы воспитания. Разработчики концепции обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины исков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверх цели». Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.



В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти вспомогательных задач . Во-первых, это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радио передач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов – дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа. Вторая, не менее важная задача – формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины. Третья задача – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. Четвертая – развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности. И пятая – формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации. Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.

Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции рольпринципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие:

1) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к. мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

3) средовой подход в воспитательной деятельности , т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей , в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

5) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:

Определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

Опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

6) культуросообразность воспитания , т.е, опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

7)эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка

Содержание воспитательного процесса Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек Семья, Труд, Знания, Культура. Отечество, Земля. Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:

«Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Но ни в одном вопросе не было столько путаницы, лицемерия и демагогии, как в этом. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания становится действительно реальной ценностью.

Справедливости ради надо сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, ученика еще только начинается, так что не следует предаваться преждевременной эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.

Важно чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека - это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.

Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Для педагога аксиоматично утверждение о том, что брак двух людей еще составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит, дети - главный признак семьи. В течение многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенческого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье предстоит многое сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Вместе с тем актуальным является возрождение народной педагогики и ее профессиональная проекция на сегодняшнюю воспитательную реальность. Перестройка взглядов на роль семьи, возрождение ее природного назначения требуют и времени, и определенных условий. И чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.

Труд - основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медленно преодолеваются формализм и примитивизм, отрыв от природы ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физический труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента.

Знания - результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся - мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ученика. В широком смысле знания - это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происходит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь те знания, которые является для ученика субъективной ценностью, обладают нравственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака. Глубина - это понимание сущности предмета или явления, приближенности к истине. Здесь первый план выходит способность мыслить, понимать, Анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. происходят наиболее ценные мыслительные операции. Прочность знаний полагает их быстрое и точное воспроизведение, что дается, в основном, тренировкой и памятью. Разнообразие знаний - это широкая информированность, предполагающая знание не только программного, но и дополнительного материала. Это знания, приобретаемые добровольно, из интереса, любознательности или выгоды. В младшем возрасте знания служат познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая свой внутренний мир, использует их для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъективная позиция ярко воспитательного характера,

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразности. Задача педагога - помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера - высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность. Шекспир и Пушкин пришли к одному выводу: причина всех человеческих бед - в невежестве. Интеллигентность - антипод хамству и невежеству. Сегодня это особенно актуально, ибо мы переживаем разгул практицизма. Идет мощная коммерциализация духовной сферы, в особенности искусства. Прагматики грубо срывают с него покров таинства высокого творчества, деформируют эстетические вкусы молодежи, подсовывая ей порнографию и жестокость. Многие великие мира сего видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культуре быта и человеческих отношений. Выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, - она является главным гарантом духовного бытия общества.

Отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А.С. Пушкин: "Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. Сегодня, когда во взгляде на прошлое срабатывает "эффект маятника", школа не должна поддаваться прокурорскому тону в оценках; надо отказаться от приговора предкам, от разрушения истории. Это приводит лишь к комплексу исторической неполноценности, порождает психологию несчастного народа и человека - жертвы истории. Отсюда недалеко и до настроений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вызывать активную, созидательную позицию. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников-соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.

Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Каждый ребенок - естественный философ, которого волнуют мировые проблемы. Уже в детстве у него возникает образ мира, который носит ярко выраженный эмоциональный характер. Вначале это некая метафора, миф, сказка. Потом настает время накопления информации. В ранней юности образ мира нередко окрашен в романтические тона. В старших классах наступает пора реализма, основанная на научном познании. По мере постижения действительности образ мира все усложняется, приобретая множество дифференцированных признаков. Педагоги должны помочь школьнику представить целостность, неделимость мира, взаимосвязь всех мировых процессов, помочь осознать себя частью этого громадного целого, научить дорожить им как величайшей ценностью. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, то сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых ей в новом веке. А пока сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостный образ мира; неоценимо также экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания - преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное - создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Иногда решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. В определенном смысле можно сказать, что планету от гибели может спасти единство действий педагогов. Многие проблемы современности решаются сегодня через школу и при ее участии».

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям

первый путь - создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;

второй путь формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;

третий путь -разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.

Возможен и четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:

Мир

Механизм воспитания, Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Под воспитательной системой авторы концепции, одновременно являющиеся разработчиками теоретических и методических основ использования системного подхода в воспитании, понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нес признаками:

наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;

формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (Событийность и повседневность, праздники и будни)

педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;

реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.

Авторы концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо, с одной стороны, использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой выделить в широком спектре деятельности какой-то вид в качестве системообразующего, играющего первостепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива. Тот или иной вид деятельности становится системообразующим фактором тогда, когда он соответствует следующим требованиям:

этот вид деятельности не формально, а реально соответствует целям воспитательной системы;

он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;

педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе;

формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;

существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.

Для интеграции воспитательных воздействий на личность ребенка и повышения эффективности их развивающего влиянии в практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело. Нередко ключевое называют «крупной дозой воспитания», так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. В его подготовке и проведении чаще всего принимают участие все школьники с 1 по 11й класс, все педагоги, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители друзья школьного коллектива. Организация ключевых дел позволяет разрушать межвозрастные барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные потребности членов школьного сообщества в общении, творческом самовыражении, признании, коллективе.

Руководители и педагоги учебного заведения стремятся к тому, чтобы функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система выполняла следующие функции:

развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Однако процесс становления и функционирования воспитательной системы не протекает спонтанно, а происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Управление развитием воспитательной системы, но мнению авторов концепции, включает четыре основных направления: моделирование строящейся воспитательной системы, организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности, корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.

Критерии показатели эффективности воспитательного процесса. Так как ключевым понятием концепции является воспитательная система, то и критериально-диагностический аппарат разрабатывался для оценки состояния и результативности функционирования этого педагогического феномена. Разработчики разделили критерии на две группы с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет: а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности

Концепция системного построения процесса воспитания (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития. Это предполагает отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, назидательности, а диалогические методы общения, совместный поиск истины. развитие через воспитывающие ситуации, разнообразную творческую деятельность. Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В.А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе. Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям: 1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях. 2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями. 3.Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности. Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой происходит всестороннее развитие учащегося. Воспитательная система школы - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности,общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Авторы концепции считают, что для оптимального функционирования школы недостаточно использование разнообразных видов и форм деятельности, но и необходим широкий спектр деятельности, в котором нужно выделить какой - то один вид в качестве основного, систематизирующего, играющего первостепенную роль. В этом случае школа формирует неповторимую индивидуальность общешкольного коллектива.

Основополагающим идеям гуманистической системы вос­питания отведена в концепциироль принципов воспитатель­ного процесса. К ним относятся следующие:

а)личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; при­знание их социальных прав и свобод; ориентация на лич­ность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспи­таннику как к субъекту собственного развития; опора в вос­питательной деятельности на всю совокупность знаний о че­ловеке, на естественный процесс саморазвития формирую­щейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отно­шения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовой подход в воспитательной деятельности,

использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, coциально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей yчащихся и реализацию таких положений, как:

Определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

Опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

Преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

Изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

Построение психолого-педагогической диагностики, коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

Обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции; -

е)культуросообразность воспитания , т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Аксиологическую основу педагогической системы школы составляет теоретическая концепция, которая включает ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории.

Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию . Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической системы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.

Для любой педагогической системы школы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. В этом случае школа становится реальным центром воспитания.



Разнообразной бывает взаимосвязь и взаимовлияние дидактической и воспитательной подсистем в рамках единой педагогической системы школы. Характер взаимозависимости подсистем во многом определяется теоретической концепцией и другими условиями развития педагогической системы. Существует диалектическая зависимость между характером воспитательной подсистемы и состоянием педагогической системы школы в целом: развивающаяся школа требует динамичного развития и воспитательной системы.

Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:

· интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);

· расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;

· экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;

· созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Аксиологическую основу педагогической системы школы составляет теоретическая концепция, которая включает ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории.

Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию . Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической системы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.

Для любой педагогической системы школы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. В этом случае школа становится реальным центром воспитания.

Разнообразной бывает взаимосвязь и взаимовлияние дидактической и воспитательной подсистем в рамках единой педагогической системы школы. Характер взаимозависимости подсистем во многом определяется теоретической концепцией и другими условиями развития педагогической системы. Существует диалектическая зависимость между характером воспитательной подсистемы и состоянием педагогической системы школы в целом: развивающаяся школа требует динамичного развития и воспитательной системы.


Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:

· интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);

· расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;

· экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;

· созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

б) создание серии специфических предпосылок для организа­ции жизнедеятельности воспитанников на ненасильственной ос­нове и формирование у них на разных этапах онтологического развития позиции ненасилия.

Данные условия выполнимы, если воспитанникам предоставля­ется свобода выбора, когда все виды деятельности имеют ненасиль­ственное содержание, отдается приоритет позитивной оценочной доминанте, если родители воспитанников активно привлекаются к проблемам развития у студентов способности к ненасильствен­ному взаимодействию.

Концепция системного построения процесса воспитания (В. А. Ка-раковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).

Воспитание понимается как целенаправленное управление про­цессом развития личности.

Цель воспитания - всестороннее гармоничное развитие лич­ности. Цель осуществляется путем решения следующих задач вос­питания:

1) формирование у воспитанников целостной и научно обосно­ванной картины мира;

2) формирование гражданского самосознания личности;

3) приобщение студентов к общечеловеческим ценностям;

4) развитие у воспитанника креативности;

5) формирование самосознания и осознание личностью соб­ственного «Я», помощь воспитаннику в самореализации.

Реализация обозначенных целей и задач требует создания гу­манистической системы воспитания, содержанием которой ста­новятся общечеловеческие ценности, такие, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Системно-ролевая теория формирования личности (Н.М.Та-ланчук ). Воспитание - это процесс человековедения, протекаю­щий как регулирование освоения личностью системы социальных Ролей.

Человековедение - это ведение к человеческому идеалу.

Цель воспитания - формирование гармонично развитой лич­ности, готовой и способной полноценно осваивать систему соци-эльных ролей.

Социальные роли человек осваивает при вхождении в состав определенного сообщества людей, когда ему приходится прояв­лять активность при наследовании и приумножении социальных Ценностей.

Осваивая эту роль, человек приобретает качества, позволяю­щие ему стать личностью. Так, человек объективно становится семьянином и выполняет свой супружеский, сыновне-дочерний долг или профессионалом, способным мастерски выполнять свою работу; гражданином страны, обладающим высокой нравствен­ной, эстетической, правовой, экологической культурой, и т.д.

Для процесса воспитания главным является создание педаго­гически целесообразных условий для усвоения растущим челове­ком знаний, идеалов, норм поведения, отношений между людьми в различных сферах жизнедеятельности. Образовательные учреж­дения и другие социальные институты должны целенаправленно готовить своих воспитанников к выполнению различных соци­альных ролей.

Воспитание как педагогический компонент социализации (М. И. Рожков). Воспитание понимается как педагогический ком­понент процесса социализации, который предполагает целена­правленные действия по созданию условий для развития человека.

Цели воспитания разделены на две группы: идеальная - идеал гармонично развитого человека; реальная, конкретизируемая в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой ус­ловий их развития.

Результатом воспитания является социальное развитие челове­ка, предполагающее позитивное изменение в его взглядах, мотивах, реальных действиях. Воспитание должно обеспечить усвоение воспитанниками системы гуманистических ценностей, развитие всех существующих сфер человека: интеллектуальной, мотиваци-онной, эмоциональной, предметно-практической, экзистенцио-нальной, волевой, сферы саморегуляции.

Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская). Воспитание понимается как процесс педагогической помощи вос­питаннику в становлении его субъектности, культурной иденти­фикации, социализации, жизненном самоопределении.

Цель воспитания - это целостный человек культуры.

Человек культуры - это:

а) личность гуманная, духовная, творческая и адаптивная; б) гражданин;

в) нравственный человек;

г) человек с развитой потребностью поиска смысла жизни, с выраженной направленностью на созидательную деятельность.

Исходное положение этой концепции - воспитание выполня­ет в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции:

Сохранения, воспроизводства и развития культуры;

Обслуживания исторического процесса смены поколений;

Свободного развития личности как субъекта культуры, его собственного развития и жизнетворчества.

Идеология воспитания представлена в виде совокупности по­ложений, выражающих интересы детей, молодежи, нуждающихся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на бразование и приобщение к ценностям человеческой культуры, на творческое развитие и самоопределение.

Воспитание осуществляется в рамках личностно ориентирован­ного образования, представляющего собой часть культуры, кото­рая с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на ее сохранение и развитие через человека. Восхождению человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры способствуют культурные функции образования.

Важнейшая из них - гуманитарная. Ее суть - сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравствен­ности.

Для этого нужно показать личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога, а также осуществить защиту и педагогическую поддержку индивидуаль­ности воспитанника, выявляя совместно с воспитанником его жизненные проблемы. Общая педагогическая поддержка всех вос­питанников создает эмоциональный фон доброжелательности, взаи­мопонимания и сотрудничества, а индивидуально-личностная обеспечивает диагностику развития, обучения, воспитанности каж­дого из них.

Кулыпуросозидателъная, или культурообразующая, функция спо­собствует сохранению, воспроизводству и развитию культуры сред­ствами образования.

Для реализации данной функции необходимо осуществить от­бор культуросообразного содержания и воссоздать в образователь­ных структурах культурные образцы и нормы, проектирующие зримые элементы культурной среды, культуросообразного устрой­ства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культу­ры - в образование.

Функция социализации проявляет себя в процессе совместной Деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие от­ношения индивида к миру, социальную позицию, самосознание, Ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и сколько берет и как ее психика эти приобретения качественно перерабатывает, Какое придает им значение. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выжи- в ания, сохранения своей индивидуальности.

Концепция формирования образа жизни, достойного Человека (Н.Е. Щуркова). Воспитание понимается как целенаправленное, °Рганизованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества как развитие способности жить в нем и созидательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Воспитание рассматривается как фактор вхождения российского общества в контекст мировой культуры. В связи с этим:

Воспитание необходимо рассматривать с позиций культуры;

Слагаемыми воспитания являются освоение, усвоение и при­своение мира ребенком на уровне современной культуры;

Поле воспитательного процесса распространяется на всю жизнедеятельность воспитанника;

Представление о содержании жизни достойного Человека предстает как бесконечная цепь вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, а ставит ряд новых, из того следует, что воспитание есть приручение к самостоятельному вы­бору жизненного пути, образа жизни и ответственности за свой выбор.

Воспитание направлено на приобщение к ценностям культуры в следующей последовательности: жизнь Природы, жизнь Чело­века, жизнь Общества, образ жизни, достойной Человека, внут­ренний мир человека.

Воспитание в контексте культуры - это апелляция к аккуму­ляторам культуры: науке, искусству, морали, персоналиям, мате­риальным предметам, - выбор которых определяется трехсторон­ним подходом: «ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ».

Воспитательный процесс - это целенаправленный, двусторон­ний, информационно-деятельностный, коллективно-творческий, коммуникативный, управляемый процесс, обращенный к духов­ному миру личности.

Основу концепции составляет личностно ориентированный под­ход.

Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С. В. Кульневич). Эта концепция имеет особое значение для про­ектирования воспитательной системы колледжа или вуза.

Воспитание понимается как процесс самоорганизации лично­сти средствами своих внутренних ресурсов, востребующих опре­деленной внешней инициации.

Ведущей идеей концепции является идея о формировании лич­ностных структур сознания студентов и преподавателей как ис­точника и механизма самоорганизуемого педагогического творче­ства. Оно отличается от «творческих заданий» тем, что педагог может принимать педагогические решения, руководствуясь подказками особым образом развитого сознания. Идея о приоритет­ов роли личностных структур сознания и формировании опыта амоорганизации базируется на синергетической трактовке фе­номена самореализации, который состоит в способности системы самопреобразованию в новое качество, т.е. к саморазвитию. В качестве системы может выступать и сознание педагога, и обра­зование. Одним из важнейших условий актуализации данной способности являются состояния неустойчивости (кризисности) ситуации. Переход в новое состояние сопровождается пережива­ниями, осознанием самой ситуации и своего места в ней. Это приводит к возникновению личностной позиции двух видов: со­циальной мимикрии, т.е. полного подчинения условиям среды с неизбежной ассимиляцией и деградацией личности, или актив­ной творческой деятельности по преобразованию ситуации.

Среди законов самоорганизации важнейшее место занимает закон развития самоорганизующихся систем. Его суть состоит в том, что становление более сильной новой системы происходит в условиях ее открытости, пребывания в кризисном состоянии, ха­рактеризующемся неустойчивостью, неравновесностью, нелиней­ностью. Чтобы достигнуть должной устойчивости, новая структу­ра в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений и слу­чайностей должна самостоятельно «выжить».

Методологически значимыми для разработки педагогических аспектов самоорганизации являются следующие положения:

Система личности или система образования сама формирует свою границу;

Развитие личностной системы не однолинейно, неравновес­но, альтернативно и хаотично;

Концепции самоорганизации - это своеобразное противо­ядие против доктринальной идеологии в образовании;

Концепции самоорганизации открывают новое измерение в изучении стихийных процессов, внося в них элементы мягкого и тонкого регулирования. В качестве одного из элементов такого регулирования выступает процесс профессиональной подготовки будущего педагога;

Управление данным процессом должно быть настроено на то, чтобы «запустить» механизмы самоорганизации, потенциаль­но заложенные в личностной системе индивида;

Регулирование должно учитывать деликатность механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорга­низацию.

Самоорганизация - свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более Жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация - спо­собность педагога к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определен­ной внешней инициативы. В самоорганизующихся системах оси новной фактор развития - внутренний. Внутренние ресурсы -* это личностные структуры сознания: критичность, мотивирсм вание, рефлексия, коллизийность, опосредование, автономности и др. Они формируют личностный опыт сознания собственной картины мира. Феномен самоорганизации сознания опосредуется процессами осмысления, переосмысления и определенной диск­редитации как традиционного содержания педагогической дея­тельности, так и осмысления ее новых ориентиров.

Воспитательная деятельность современного педагога характе­ризуется понимающим и сопереживающим соучастием, оказани­ем педагогической поддержки воспитанникам. Поэтому будущий педагог должен обладать навыками проектирования социально-культурной среды, построения психолого-педагогических условий нормального развития человека на основных этапах онтогенеза. Происходит изменение требований к работе педагога: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание воспитанника, развивать его способности к самореали­зации. В связи с этим будущий педагог в большей степени должен стать не предметником и методистом, а феноменологом нового типа воспитания. Определим смысл и содержание феноменоло­гической деятельности.

Феноменология представляет собой:

1) учение о путях и способах развития человеческого сознания, понимаемое как саморазвитие нравственной (духовной) стороны личности;

2) учение о феноменах, т. е. необычных, парадоксальных явле­ниях, которые даны нам не только в чувственном восприятии, но и в смысловом значении;

3) смыслопоисковый способ углубленного познания внутрен­них источников, связей, механизмов развития, смысла явлений;

4) путь гуманной организации познающего сознания. Феномены выбора, свободы, нравственности, самореализации -

это не только результат влияния внешних факторов, таких, как среда, условия существования, этнические образцы поведения, но и внутренних факторов, в первую очередь - сознания и его внут­реннего содержания - личностных структур в виде рефлексии, критичности, мотивирования. Внутренние факторы и определя­ют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и само­утверждению личности. С феноменологической точки зрения механизм познания цен­ностей «запускается» при использовании следующих принципов:

1) принципа самоформирования проблемного мышления, по­зволяющего человеку осознать смысл и содержание общечелове­ческих ценностей, путей осуществления их в жизни посредством самостоятельного целеполагания. Проблемное мышление помо­гает человеку решить для себя вопрос о его положении между действительностью и идеальным требованием;

2) принципа очеловечивания ценностей - только через чело­века ценности воздействуют на мир, предоставляя ему власть над вещами, позволяющую вмешиваться в естественный ход событий и изменять его, руководствуясь категорическим (нравственным) императивом. Для этого ценности должны быть приняты на уров­не личного смысла, т.е. быть поняты и приняты как имеющие значение для личности;

3) принципа переживания содержания ценностей. Феномено­логия предлагает личности выбирающего исследовать факты с их внутренней, явно не обозначенной, но всегда определяющей сто­роны. Такой взгляд в первую очередь обращается к тому, что пе­реживает сознание, т.е. к ценностям, составляющим его содер­жание;

4) принципа феноменологической редукции. Редукция как воз­вращение, упрощение, очищение позволяет свести в одну точку, сосредоточить «рассеянные» в пространстве и времени понятия ценностей.

Из феноменологических смыслопорождающих факторов, ко­торые сознание вводит в схему жизни через человека, наиболь­ший интерес с позиций феноменологии воспитания представля­ют факторы интеллигибельного и морального чувства.

Интеллигибельное чувство устанавливает «объективирующую» ось сферы существования. Интеллект использует это чувство для изыскания смыслов во всех проявлениях естественной жизни и разработке проектов ее бесконечного расширения. Интеллект объективен потому, что находится перед нами и привносит в наше восприятие проверку, оценку, удовольствие, преобразования в соответствии с порядком, изобретенным нами и призванным пра­вить этим миром.

Моральное чувство водит субъективирующую ось человеческих значений, через которую человек развивается как самоорганизу­ющееся существо. Через моральное чувство вводится обращенная на себя линия индивидуального поведения.

Моральные чувства - забота о наших личных и общественных интересах - позволяют человеку оценить его положение в единстве всего живого. Моральные чувства определяют социальную сферу) в которой участники считаются с интересами, склонностя­ми и чувствами других.

Личность может найти опору для построения себя в нравствен­ных ценностях, соответствующих ее субъективному опыту нрав­ственности. Обозначим сложности в реализации концепций воспитания и их разработки:

Отсутствие общетеоретического подхода к воспитанию как к непрерывному процессу от дошкольника до студента профессио­нальной школы;

Многообразие трактовок самого понятия «воспитание»;

Разброс мнений в определении предмета воспитания: это и чувства, и система социальных ролей, и духовность, и направлен­ность на успех;

Отсутствие общероссийских, общенародных совокупностей жизненных ценностей, формулируемых на пересечении трех ос­новных осей: индивидуализм - коллективизм; прагматизм - ду­ховность; атеизм - вера;

Налицо социальная стратификация российского общества. На современном этапе есть опасность заметного его расслоения по категории доходов, которая сейчас существует лишь в крупных мегаполисах. Данная тенденция создает реальную угрозу созда­нию единой стратегии воспитания;

Иерархизация ценностей общественного сознания. Существу­ют три плана ценностей: бытийные (жизнь, бытие, созидание); нравственные: добро, вера, красота, истина, свобода: моральные (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность).

При разработке стратегии воспитания в образователь­ной системе следует учесть, что процесс реализации складывается из таких стратегий:

1) стратегии сохранения (того, что актуально существует);

2) стратегии изменения (того, что изменяется или должно быть изменено);

3) стратегии развития (того, что развивается); . 4) стратегии предотвращения.

■* При разработке конкретной концепции нужно определить до­минанту одной из них.

Таким образом, все существующие на сегодняшний день под­ходы и концепции отражают три направления воспитательного взаимодействия всех его участников:

В воспитательной системе образовательного учреждения, где в совокупности функционируют все системы и направлены они на развитие каждого воспитанника;

Воспитательной системе учебной группы, где реализуется вся активная деятельность и взаимодействие воспитанников; i

Системе индивидуального развития и поддержки каждого) воспитанника.

Все они ориентируют воспитание на формирование целостной: личности, ядром которой являются Человек, Культура, Мир, При­рода, Отечество, - личности профессионала, транслирующей куль­турные ценности. 13.3. Воспитание как процесс формирования личности будущего профессионала

Вопросы формирования личности будущего профессионала играют существенную роль в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Ведь именно ценностные ори­ентации, отношения, убеждения, социально и профессионально значимые качества личности оказывают влияние на модель про­фессиональной деятельности и те способы, с помощью которых молодой специалист должен транслировать социокультурные нор­мы своим воспитанникам.

Основной ориентир профессионального воспитания - профес­сиональное становление специалиста в соответствии с объектив­ными требованиями общества. Выпускник колледжа должен осо­знавать общественный смысл выбранной профессии, определять личностную значимость профессионального труда, творчески от­носиться к профессиональной деятельности, владеть навыками профессионального поведения на основе принятия правил про­фессиональной этики.

В качестве условий, способствующих эффективности профес­сионального воспитания, выделяют следующие:

Создание ситуации выбора на каждом этапе профессиональ­ного воспитания;

Дифференциацию целей, задач, содержания профессиональ­ного воспитания с учетом индивидуальных особенностей студен­тов;

Направленность образовательного процесса на решение за­дач профессионального воспитания, на построение системы про­фессиональных отношений;

Построение системы профессионального воспитания на ос­нове ведущей роли в нем программы самореализации личности будущего специалиста;

Организацию сотрудничества на основе взаимного доверия, Диалога, установления субъект-субъектных отношений между пре­подавателем и студентами;

Ориентации студентов в ценностях будущей профессиональ­ной деятельности;

Построение содержания учебных дисциплин в направлении самопознания, самоанализа, саморазвития личности студента как "УДущего специалиста.

В связи с этим стоит остановиться более подробно на механиз­мах профессионального развития и становления личности студента.

Из психологии известно, что развитие - это основной способ существования личности, благодаря которому происходит накопле­ние, обновление ее количественных и качественных изменений Профессионально-личностное развитие студента колледжа мож-но определить как единство общекультурного и профессиональ­но-обусловленного в личности, индивидуально личностную окра­шенность педагогической деятельности.

По ходу развития личности постепенно происходит ее профес­сиональное становление. Поскольку в психолого-педагогической литературе наблюдается разнообразие трактовок понятия «станов­ление», за основную примем такую.

Становление - приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию.

Профессиональное становление студента средней профессио­нальной школы - это процесс профессионального самоопреде­ления, адаптации к профессии, образовательному учреждению, овладения специальностью, положительного отношения к вы­бранной профессии, проявления желания работать или продол­жать образование по избранной специальности после получения диплома о среднем профессиональном образовании.

Становление студента как специалиста предполагает:

1) появление новых психических качеств личности, которые раньше или полностью отсутствовали, или были, но в другом виде;

2) возникновение различных видов профессиональной деятель­ности.

Процесс профессионального становления детерминируется рядом факторов, среди которых выделяются окружающая и внут­ренняя среда, жизненный опыт студента, активность личности.

В основе профессионального становления находится профес­сиональная направленность личности как системное качество лич­ности, определяющее ее отношение к профессии, потребность и готовность к профессиональной деятельности. Выделяют несколько составляющих профессиональной направленности:

а) профессиональная позиция как методологическое основа­ние направленности в виде профессиональных мотивов, ориента­ции, принципов;

б) ценностные ориентации как относительно устойчивые со­циально обусловленные оценки значимых сторон профессиональ­ной деятельности;

в) профессиональное самоопределение как сложный процесс поиска личностью своего места в профессии, отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности, приобретение оп­ределенного профессионального статуса;

г) профессиональная компетентность как опыт, знания, уме­ния, навыки и привычки, реализуемые в профессиональной дея­тельности.

Профессиональное становление личности как непрерывный процесс формирования и проектирования личности специалиста имеет свои стадии.

На первой - стадии формирования профессиональных намере- ии - происходит отбор способов получения профессионального "бразования в соответствии с выбранной профессией.

На второй - стадии получения профессионального образова- иЯ - происходит адаптация к учебному заведению, к новой роли студента, освоение системы профессиональных ЗУН, формирова­ние профессионально значимых качеств личности и положитель­ного отношения к профессии.

На третьей - стадии профессионализации - происходит вхож­дение в профессию, приобретение профессионального опыта, даль­нейшее развитие личностно-профессиональных качеств, нужных для квалифицированного выполнения профессиональной ра­боты.

На четвертой - стадии мастерства - происходит качест­венное выполнение профессиональной деятельности на основе творчества, интеграции сформированных профессиональных ЗУН в индивидуальный стиль деятельности.

Современная социокультурная обстановка требует обращать внимание на формирование личностно-психологической и соци­ально-профессиональной успешности индивида. В связи с этим в профессиональном воспитании акцент смещается в сторону реа­лизации модели личности, способной к самостоятельной и кон­текстной выработке средств адаптации, обеспечивающей в конеч­ном итоге ее жизнеспособность.

Личность должна:

Владеть минимально необходимым и максимально возмож­ным объемом знаний, обеспечивающих адаптацию в среде и ус­пешную реализацию личностных целей;

Иметь сформированные интеллектуальные навыки, позво­ляющие самостоятельно принимать решения в ситуациях учебно­го, социального, гражданского выбора, нести ответственность за результат, обеспечивать готовность личности к освоению и ис­пользованию наиболее эффективных интеллектуальных стратегий;

Владеть основными способами деятельности, необходимы­ми для позитивного общения, учебной, трудовой деятельности, выполнения профессиональных, гражданских или семейных обя­занностей;

Владеть социально необходимым уровнем общей, техноло­гической, валеологической, профессиональной культуры;

Иметь такие личностные качества, которые позволяют чело­веку продуктивно реализовать свои цели, соотносимые с целями и потребностями окружающих людей, государства, общества в Целом;

Обладать физическими, психофизиологическими, духовными, интеллектуальными и другими жизненными ресурсами, обеспе­чивающими жизнеспособность, саморазвитие конкретного человека вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, применяя социально приемлемые формы поведения.

Обозначенная модель личности требует обратить внимание на формирование системы свойств личности в процессе профессио­нального воспитания.

Свойства личности как основа конкретного ее существования, как относительно устойчивые и постоянные отношения человека к самому себе, окружающим и природе, к материальным и духов­ным ценностям выражают единство согласованности человека с обществом и самим собой. Это проявляется во внутреннем равно­весии, стабильности и единстве всех составляющих ее свойств. Поэтому говорят о «самоактуализирующейся» и «самоуничижаю­щейся» личности.

Свойствами личности становятся такие качества, как восприя­тие действительности, такой, какая она есть; признание себя, дру­гих людей, природы; доброжелательность по отношению к дру­гим людям; чувство юмора; открытость для опыта; эмпатия; по­требность оценки своих действий; способность действовать неза­висимо от других; доверие; творчество и т.д.

Одним из ведущих свойств развивающейся личности является «здоровое самоуважение», выраженное в реальной оценке собствен­ных возможностей, самопринятие, самоуважение, автономия, уме­ние быть в компании и наедине с собой. Человек, обладающий чертами «здорового самоуважения», проявляет открытость в обще­нии; у него довольно большой поведенческий репертуар, активная спонтанность; способность радоваться и получать удовольствие; вклю­ченность в настоящее. Он обладает набором следующих умений и навыков:

коммуникативных, позволяющих гармонизовать личные отно­шения с другими людьми, создающих умение общаться, трудить­ся в коллективе;

профессиональных, определяющих готовность специалиста пе­ресмотреть свою социально-профессиональную ориентацию, при­обрести новую профессию, установить эффективные связи;

технологических, проявляющихся как умение решать теорети­ческие и практические проблемы на основе анализа и с использо­ванием научных знаний;

информационных, позволяющих добывать, сохранять и исполь­зовать полученную информацию.

Кроме этого самоактуализирующаяся личность - это социально зрелая, высокомотивированная личность, готовая стать полезной для общества, владеющая богатством мировой и отечественной культуры.

Особенностью «самоуничижающейся» личности являются низ­кая или надуманная самооценка, когда человек неадекватен в оцен­ке своих возможностей; самобичевание или излишняя самокри-

а когда он не видит своих достижений; самозаблуждение на т снове переоценки собственных способностей; эмоциональная зависимость от других; противоречивость, выраженная в отрица­нии необходимости в других. Поэтому в результате такая лич­ность придерживается неизменных штампов поведения; критику­ет ДРУ ГИХ " >что бы поддержать собственное «Я»; не умеет слушать других, избегает обратной связи; подавляет, отрицает собствен­ные чувства или хранит их в себе.