Меню

Изучаем мир камней. Путешествие в мир камня Внеклассное мероприятие по географии. Разработано Калимуллиной Р. З. Другие минералы и горные породы

Беременность

Чтобы изучать жизнь нашей планеты, приходится много путешествовать, переносить трудности, лишения; для этого требуются мужество, сильная воля, выносливость.

Еще более необходимы знания — самые разнообразные: об атомах и планетах, о живых организмах и природных водах, о минералах и деятельности человечества.

А еще надо любить камень, удивительное создание природы. Он не наделен жизнью, но все-таки рождается, растет, борется за существование, имеет в подземном мире своих родственников, спутников и неприятелей… Не наделенный жизнью в нашем обыденном понимании, камень живет по-своему, необычайно и непривычно по сравнению с животными или растениями.

Жизнь камней проходит преимущественно в глубинах земли, на дне морей, в пещерах, в огненных жерлах вулканов… Познать ее нелегко. Однако тому, кто научится проникать мыслью в потаенные недра планеты, открывается замечательный мир. Об этом хорошо сказал : «Велико есть дело достигать во глубину земную разумом, куда рукам и оку досягнуть возбраняет натура, странствовать размышлениями в преисподней, проникать рассуждением сквозь тесные расселины и вечною ночью помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность ».

Таким превосходным умением «выводить на солнечную ясность» тайны подземного мира в полной мере обладал .

Для научных и научно-популярных книг достичь этого очень нелегко из-за постоянной изменчивости, постоянного движения научной мысли. Выясняются новые факты, появляются новые идеи, и прежние труды теряют новизну, безнадежно стареют.

И вот «Занимательная минералогия» , появившаяся в 1928 году, переиздавалась с десяток раз. Опубликованы миллионы экземпляров книги, а спрос на нее все равно велик.

И сейчас книга читается с интересом и поражает обилием интересных и глубоких мыслей.

То же самое относится к другим его популярным книгам «Занимательная геохимия», «Путешествия за камнем», «Воспоминания о камне». Но и они совсем не выглядят устаревшими, а знакомство с ними приносит немало удовольствия и пользы.

"Я сделался страстным любителем минералогии, когда мне было только шесть лет. Каждое лето мы проводили в Крыму, и мальчиком я ползал по скалам около Симферопольского шоссе, вблизи того дома, в котором мы жили. В этих скалах отдельными жилками попадался горный хрусталь — камень прозрачный, как вода, очень твердый и неподатливый, который я с трудом выковыривал из твердой породы перочинным ножом. Еще сейчас я помню, как мы, дети, особенно восторгались горным хрусталем в кристаллах, прозрачных, как бы отшлифованных «драгоценных камнях», которые мы тщательно заворачивали в вату и называли «тальянчиками». Мы сами находили в скале эти отшлифованные природой камешки, и, когда старшие сомневались, что мы сами их нашли, и думали, что эти камешки отшлифованы рукой человека, мы с гордостью возражали им".
Летом 1912 года работал на Южном Урале в районе Златоуста, Челябинска. Об этих краях, как принято у геологов, заранее собрал множество сведений. Не только о тамошних минералах и геологических условиях, но и об истории освоения и изучения природных богатств.
Многие часы проводил в Ильменских лесах, переходя от копи к копи. Беседовал со старожилами, добытчиками камней — горщиками. Подолгу, порой до ночи, просиживал на отвалах, изучая кристаллы топаза, кварца, амазонита, слюды. Упорно разгадывал прекрасные и загадочные «письмена природы». Отмечал особенности уральских минералов. Напряженно продумывал возможные варианты образования таких минералов и их сочетаний.

"Давно мечтал я посмотреть на гору из магнита и навестить наш новый металлургический гигант — . Наконец нашлось время, и я рано утром в Свердловске взбираюсь в кабинку маленького самолета. Мы летим на юг вдоль Уральских цепей, то ныряя под тучи, то плавно и тихо поднимаясь над морем облаков, из которого местами виднеются черные острова высот главной цепи. Скоро останется за нами Челябинск с красивым видом его строительства, потом направо зазубрины Александровской сопки, Юрмы, и снова всё окутывается бешено мчащимися облаками.
Медленно поднимаемся мы с уступа на уступ горы Атач, главной вершины, и уже издали я вижу сверкающие, как металл, знаменитые забои горы Магнитной. Здесь чистый магнитный железняк выходит на самую поверхность земли, и добывают его открытыми работами.
Скоро вы входите в царство сплошного магнетита; не берите с собою часов: их тонкие стальные стрелки намагнитятся и часы перестанут правильно показывать время. Кое-где полярно-магнитные глыбы нанизывают гроздьями кусочки и пылинки железняка; к другим, более сильно намагниченным кускам можете повесить гвоздики, даже ваш маленький перочинный ножик".
В наши дни охране природы придается очень большое значение. Сто лет назад, когда начал заниматься этими проблемами, они даже для многих ученых были неожиданными. Казалось, необходимо покорять природу, быстрее осваивать ее богатства, не считаясь с потерями, и прежде всего использовать самые ценные ресурсы. Пройдет, мол, несколько лет, а то десятилетий, страна расцветет и окрепнет, люди станут жить богато, вот тогда допустимо будет заниматься такими второстепенными вопросами, как охрана природы.
В 1920 году, когда еще не закончилась гражданская война и хозяйство страны находилось в критическом состоянии, по инициативе А. Е. Ферсмана горный отдел представил Советскому правительству проект создания па Южном Урале первого в мире минералогического заповедника. Казалось бы, проект совершенно несвоевременный. Однако он был рассмотрен правительством и 14 мая 1920 года подписан В. И. Лениным. горячо приветствовал создание
"Вероятно, читатель слышал о заповедниках, в которых охраняют вымирающих животных или растения. Так охраняют в нашем Кавказском заповеднике зубра, в заповеднике Аскания-Нова — остатки целины ковыльной степи, в окрестностях Воронежа — остатки дубовых лесов и т. д. Но зачем же устраивать заповедник для камней? Оказывается, что и их надо охранять так же, как зубров и дубы. К сожалению, в этих случаях заповедник нередко приходит на помощь слишком поздно. Такой заповедник устроен у нас на Южном Урале в знаменитых Ильменских горах, около станции Миасс. Кто из любителей камня не слыхал об Ильменских горах? О них говорит любой учебник минералогии, перечисляя редчайшие минералы или отмечая красоту нежно-голубого амазонского камня. Кто из минералогов не мечтает посетить этот минералогический «рай», единственный на земле по богатству, разнообразию и своеобразию своих ископаемых недр?"

"Я постараюсь наиболее подробно рассказать вам о его достопримечательностях. Янтарная комната — это единственное в мире произведение из янтаря начала XVIII века. Янтарная комната — настоящее чудо. Изумляешься не только ценности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но и прекрасному то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую красоту. Все стены зала сплошь облицованы мозаикой; неровными по форме и величине кусочками полированного янтаря почти однообразного желтовато-коричневого цвета. Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на поля, середину которых занимают четыре римских мозаичных пейзажа с аллегорическими изображениями четырех человеческих чувств. Эти мозаичные картины из цветных камней были вставлены при Елизавете в рельефные янтарные рамы. Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своем роде произведения!"
Девушки, читающие книги , смогут поближе познакомиться со своими "лучшими друзьями - бриллиантами":

"Вот сверкают ожерелья прекрасно ограненных бриллиантов — как капли воды, чистые, с пестрыми переливами, немного холодные камни горячей Индии, пустынной Африки и тропических зарослей Бразилии. Я представляю себе месторождения Южной Африки — огромные, уходящие в неведомые глубины трубки, заполненные темной породой. Тысячи вагончиков по стальным канатам поднимали из глубин породу, добываемую рабским трудом кафров; большие поля, по которым породу развозили на вагонетках. Потом громаднейшие фабрики, большие чаны сложных промывных машин — и вот сверкающий самоцвет на дрожащих полотнах, смазанных салом. А вокруг — южное, тропическое солнце, черные фигуры измученных рабочих, нарядные дома алмазных компаний. На больших столах, покрытых скатертями, целые кучи сверкающих камней, разложенных на многие сотни сортов, отдельно чистые большие кристаллы для огранки, отдельно камни, окрашенные в желтый, розовый или зеленый цвета, и, наконец, камни для резки стекла, борт, двойники и прочее."
Для любителей других драгоценностей:

"Каждый камень в витрине драгоценностей рассказывает свою историю, и не хватило бы целой книги, чтобы обо всем рассказать. Но если когда-либо в музее вы остановитесь у витрины с драгоценностями, вспомните то, что писалось на этих страницах, и среди безделушек и игрушек прошлого поищите следы отдаленных веков, тех глубочайших явлений природы, о которых я говорил. С этим отошедшим навсегда прошлым не забывайте и о будущем драгоценного камня. Не в щедром богатстве роскоши и красок, не в увлечении редкостью видим мы огромное будущее твердого, неразрушимого, нестираемого, вечного камня. Недаром на хороших часах мы в лупу нередко читаем маленькую надпись: пятнадцать рубинов; это значит, что маленькие оси часов вертятся на еще меньших рубиновых подставочках, которых не побеждает время, ибо они сами его неизменно и упорно отмеряют".
Коварные вопросы задает своим читателям Александр Евгеньевич: "Можно ли есть камни? Как растут минералы? Можно ли определить возраст камня? Все ли камни одинаково тверды? Все ли камни можно разбить молотком, или некоторые из них можно резать и ножницами? Меняется ли камень в разные времена года? Живет ли он так, как живет однолетнее растение, или больше напоминает многолетнее хвойное дерево? Может быть, подобно птице, он меняет свой пестрый наряд или, подобно змее, ежегодно сбрасывает свою кожу?" И непременно сам на них отвечает.

"Я очень хочу вас увлечь в этот мир, хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться вместе с нами из города, подальше, к течению реки, к ее высоким каменистым берегам, к вершинам гор или скалистым берегам моря, туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду. Там всюду мы найдем чем заняться; и в мертвых скалах, песках и камнях мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная".
Глядя на горные вершины, таежные просторы, каменные глыбы или прекрасные кристаллы, находясь в здравом уме, вряд ли посетуем на их «устарелость» или обыденность. Каждое природное явление таит в себе бездну проблем, пищи для ума и для чувств. Только от нас самих зависит, что мы сумеем почерпнуть из этой бездонной сокровищницы: или самые поверхностные, заурядные, серенькие впечатления, или глубокие переживания, идеи, образы.
Так и в творчестве проявляется — хотя бы отчасти — эта особенность «произведений природы». Если прибегнуть к привычному образу, можно сказать: произведения многогранны и отражают жизнь природы с большой полнотой и многокрасочностью.

Цель и задачи: Изучить камни, которые нас окружают Изучить камни, которые нас окружают Узнать как можно больше о камнях; Узнать как можно больше о камнях; Собрать коллекцию горных пород и минералов; Собрать коллекцию горных пород и минералов; Составлять описание горных пород и минералов коллекции; Составлять описание горных пород и минералов коллекции; Провести опыты. Провести опыты.


Методика проведения исследования: Изучение литературы по данной теме; Изучение литературы по данной теме; Экскурсии по родным просторам; Экскурсии по родным просторам; Сбор коллекции камней; Сбор коллекции камней; Составление описания коллекции; Составление описания коллекции; Фотографирование интересных объектов; Фотографирование интересных объектов; Создание презентации и выступления Создание презентации и выступления


















Опал Опал символ верности и гарантии. Цвет: Чистый опал бесцветен, но почти всегда он более или менее «молочный» и непрозрачный или окрашен в различные тусклые тона окисью железа и другими примесями. Главное достоинство опала способность излучать последовательно различные лучи под действием солнечного света, вызывать разнообразную игру цветов. Известны три вида опала: черный опал, имеющий очень темный синий цвет со «вспышками» других цветов; огненный опал оранжево-красного цвета и белый опал. Черный опал стоит очень дорого долларов за 2 г. Самые крупные опалы встречаются в Австралии. Назад














Ювелирные камни (драгоценные камни) I порядок алмаз, изумруд, рубин, синий сапфир II порядок александрит, сапфиры оранжевый, фиолетовый и зеленый, благородный опал черный, благородный жадеит III порядок демантоид, шпинель, благородные опалы белый и огненный, аквамарин, топаз, родолит, турмалин IV порядок хризолит, циркон, бериллы желтый, зеленый и розовый, кунцит, бирюза, аметист, пироп, альмандин, лунный и солнечный камни, хризопраз, цитрин. Назад


Ювелирно-поделочные камни I порядок лазурит, жадеит, нефрит, малахит, янтарь, горный хрусталь бесцветный и дымчатый, чароит II порядок агат, амазонит, родонит, гематит-кровавик, иризирующий обсидиан, опал обыкновенный, непрозрачные ионизирующие полевые шпаты Назад




Изумруд (смарагд) наиболее ценная и лучше других изученная разновидность берилла; используется в ювелирном деле с античности. Название происходит от лат. smaragdus, греч. (с)марагдос «зеленый». Русское название предположительно происходит от арабско-персидского «изумруд». Изумруд (смарагд) наиболее ценная и лучше других изученная разновидность берилла; используется в ювелирном деле с античности. Название происходит от лат. smaragdus, греч. (с)марагдос «зеленый». Русское название предположительно происходит от арабско-персидского «изумруд». Цвет: от светло- до темно-зеленого; травянисто-зеленый; иногда желтовато-зеленый. Цвет: от светло- до темно-зеленого; травянисто-зеленый; иногда желтовато-зеленый. Блеск: стеклянный. Блеск: стеклянный. Твердость: 7,5 8,0 по шкале Мооса. Твердость: 7,5 8,0 по шкале Мооса. Плотность: 2,69 2,78 г/см куб. Плотность: 2,69 2,78 г/см куб. Спайность: отсутствует; излом неровный до раковистого; хрупкий; многочисленные включения ослабляют связность материала. Спайность: отсутствует; излом неровный до раковистого; хрупкий; многочисленные включения ослабляют связность материала. Изумруд Назад


Александрит Александрит знаменит тем, что изменяет свой цвет при различном освещении: днем его цветовая гамма варьирует от темно-синего до изумрудно-зеленого, а при искусственном освещении александрит приобретает пурпурно-красный цвет. Александрит очень твердый минерал, обладающий высоким светопреломлением и исключительным разнообразием окрасок. Его состав (BeAl2)O4 тетраоксид диалюминия- бериллия. Минерал получил названия в 1842 году в честь царя Александра II, тогда еще царевича-наследника, так как время первой находки минерала совпало с годом совершеннолетия царевича (1834 г.). Назад


Шпинель Минерал с формулой MgAl2O4 это шпинель. Его прозрачные разновидности именуют благородной шпинелью и используют в ювелирном деле. Минерал с формулой MgAl2O4 это шпинель. Его прозрачные разновидности именуют благородной шпинелью и используют в ювелирном деле. Наиболее ценными считают камни рубиново- красной и густо-розовой окраски бали-рубин. Слово «бали», вероятно, произошло от «Баласкус» латинского названия Бадахшана, провинции Афганистана, с давних времён славившейся драгоценными камнями. Наиболее ценными считают камни рубиново- красной и густо-розовой окраски бали-рубин. Слово «бали», вероятно, произошло от «Баласкус» латинского названия Бадахшана, провинции Афганистана, с давних времён славившейся драгоценными камнями. Назад


Аметист Аметист камень, оберегающий от опьянения. Цвет: варьируется от почти бесцветного бледно-фиолетового, голубовато-фиолетового до пурпурного, темно-фиолетового, почти черного. Под действием солнечного света аметист постепенно теряет свою фиолетовую окраску и обесцвечивается. При нагревании до температуры 300 градусов Цельсия он полностью утрачивает свой прекрасный фиолетовый цвет. Минерал: тонкозернистый просвечивающий кварцит с включением слюды или других минералов, придающих камню мерцающий отлив с золотистыми, красными, зелеными «искрами». Назад


Малахит Малахит талисман детей. Цвет: светло-зеленый, ярко-зеленый, изумрудно-зеленый, бирюзовый, темно-зеленый. Минерал: водный карбонат меди. Происхождение названия: Назван от греческого «молоко с» «мягкий». По другой версии, свое название малахит получил от греческого слова «малхе», что означает «трава». Соответствие знаку Зодиака: Весы. Рекомендуется приобретать в двадцать седьмой день лунного месяца. Назад


Гагат Гагат поделочный камень, известный с неолита: на стоянках каменного века найдены округлые кусочки гагата, обработанные кремневыми инструментами. Это черный ископаемый уголь с ярким смолистым блеском бархатного оттенка. Твердость 2,5-4. Хорошо полируется и легко обрабатывается. Другие названия гагата: черный янтарь, гешер. Этот камень был назван по городу или реке Гагес в древней Ликии (Малая Азия). Назад





Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Красноусовская сош»
Пядышева Лариса Витальевна воспитатель

Тема: «Путешествие в мир камня».
Цель: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о полезных ископаемых, через опытно- экспериментальную деятельность.
Задачи обучающие: познакомить детей с разнообразием камней, учить выявлять и называть их свойства: по форме, размеру, окраске, прочности, растворяемости, закрепить представление детей о том, что камни – компонент неживой природы.
Задачи развивающие: - развивать сенсорное ощущение: умение обследовать камни разными органами чувств; - познавательные способности – память, внимание, логическое мышление, речь, познавательную активность, интерес через процесс экспериментирования; - способствовать умению детей анализировать, обобщать, делать выводы.Задачи воспитывающие: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к её богатству, интерес к камням, желание любоваться ими.
Интеграция образовательных областей: познание, (коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, труд, здоровье, музыка).
Словарная работа: полезные ископаемые, ювелир,
Предварительная работа: рассматривание камней, иллюстраций, просмотр презентации, беседа о камнях и их применение в жизнедеятельности человека, чтение отрывка сказки П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», рассматривание иллюстраций к сказкам, проведение экспериментов.
Материалы и оборудование: у воспитателя - 3 стола: 1-полезные ископаемые, горные породы, 2- изделия их металла (алюминия, железа, меди), 3- шкатулки с драгоценностями. Лимон, схема свойств камней, запись музыки. На каждого ребенка: лупа, камни: торф, уголь, гранит, известняк, мел, известь, 2 баночки с песком, трубочки, 2 стакана с водой, влажные салфетки.Ход деятельности:
Звучит приглушенная музыка гости и Х.М.Г. в зале, заходят дети.
(Х.М.Г.) – Здравствуйте дети, меня зовут Хозяйка медной горы. Я пришла к вам в гости, давайте по приветствуем друг друга:
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг другу,
Подарите свои улыбки гостям.
А в гости я к вам пришла не с пустыми руками, а с гостинцами. Посмотрите, какой волшебный сундучок, а внутри, что-то лежит. Вы, хотели бы узнать, что там?
Дети:
Х.М.Г.:- Сейчас вы по очереди будете опускать руки в сундучок и попробуйте определить предмет на ощупь, но уговор пока не называть, что внутри. Хорошо.
Дети по очереди ощупывают предмет. После Х.М.Г. обращается к некоторым детям …. «Как вы думаете, что внутри волшебного сундучка?», «Как вы об этом догадались?»
Вывод: внутри сундучка лежат камни, они неровные, твердые.
После того как дети скажут, что это камни, Х.М.Г. открывает сундучок. Посмотрите сколько здесь разных камней. А вы знаете как все эти камни называются одним словом.
Дети - Полезные ископаемые (фронтальная работа).
Х.М.Г. – Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, узнаем где и как их добывают и чем они полезны. Научимся составлять рассказы про камни, узнав то-то новое мы с вами будем вывешивать карточку. Я вас всех приглашаю пройти со мной (к столу 1 камни, горные породы).
Планета Земля существует миллиарды лет. Природа за это время создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Одни сокровища лежат на поверхности Земли, другие скрыты под землей на несколько километров. Одни полезные ископаемые образуются сейчас, другие образовались много миллионов лет назад.
В далеком – далеком прошлом деревья были высотой 100 - 200м., были огромные животные и насекомые. Со временем эти гигантские растения погибали, отмирали, перегнивали, а из остатков растений образовывался ТОРФ.
Опыт № 1 «Определение формы»
Х.М.Г. – Возьмите, пожалуйста лупы, рассмотрите камешек под цифрой 1 - это торф. Расскажите какого цвета, мягкий или твердый.
Х.М.Г. - Торф применяется как топливо и удобрение. Сейчас попробуйте, отломить (отщипнуть). Получилось, торф-рыхлый камень. Повтори - Ваня, Вероника, повторите все вместе: «Торф-рыхлый камень». Посмотрите внимательно на камешки и скажите какой они формы?
Вывод: Мы с вами узнали, что торф темно-бурого цвета, применяется как топливо и удобрение, торф - рыхлый, многоугольной формы.
Мы с вами вывешиваем карточку, которая будет обозначать форму камней:

Опыт № 2 «Твердый- мягкий»
Отгадайте загадку:
Х.М.Г. -Он чёрный, блестящий, людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло, от него в домах светло,
Помогает плавить стали, делать краски и эмали.
- Как вы думаете, о каком камне говориться в загадке?
Дети: Каменный уголь.
Х.М.Г. Правильно, это каменный уголь. Растения жившие на Земле много миллионов лет назад оставили нам залежи вот этого камня. Возьмите камешек под цифрой 2, рассмотрите его.
Таня, Вероника – как называется этот камень - (индивидуальная работа).
А где человек применяет каменный уголь?
Дети: топят печи, камины.
Х.М.Г – Из загадки мы еще узнали, что уголь используют для получения краски и пластмассы. Где добывают уголь?
Дети: Уголь добывают в шахтах.
Х.М.Г - Как называется профессия людей, которые его добывает?
Дети: - Шахтеры.
Х.М.Г. – Возьмите камень в руку и крепко-крепко сожмите, его в руке. Поменял камень форму?
Дети: - Нет
Х.М.Г. – Что это обозначает?
Дети: - Камень твердый.
Вывод: каменный уголь добывают шахтёры, он черного цвета с блеском, используется для обогрева помещений, для получения краски и пластмассы, он твердый.
Вывешиваем карточку: твердый - мягкий (кирпич- подушка).

Опыт № 3 «»Определение цвета»
Х.М.Г - Возьмите камешки под цифрой 3, это ГРАНИТ. Он рождается в глубинах Земли при t – 650-750 С., лупы, рассмотрите камень и расскажите какай он?
Дети: -Твердый, розовый, с темными точками, шершавый, острые углы.
Х.М.Г Паша, Вика - как называется камень, который у тебя в руках. Лера – какой он?
Х.М.Г.- Кто мне скажет, где он используется?
Дети: - Строительство памятников, набережных, лестниц.
Вывод: гранит твердый, разного цвета.
Вывешиваем на мольберте карточку: обозначающий цвет – карандаши.

Опыт № 4 «Тяжелый –легкий»
Х.М.Г. – Отгадайте загадку: Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
Дети: - Песок
Х.М.Г- Возьмите камешек №3, как он называется. Правильно, гранит. Под действием температуры, воды, ветра гранит разрушается, образуется ПЕСОК и ГЛИНА. Расскажите какой песок, где он используется в жизнедеятельности человека?
Дети: ……..
Х.М.Г. –У вас на столах стоит 2 банки с песком, обе закрыты крышками. Сквозь отверстие в крышках опущена трубочки. Рассмотрите их, скажите чем они отличаются?
Дети: В первой банке песок – сухой, во второй – мокрый.
Х.М.Г. - Опустить трубку на бок банки и подуйте в банку, где сухой песок. Наблюдаем, что происходит?
Дети: песок рассыпается в разные стороны под воздействием воздуха, затем оседает.
Х.М.Г. А теперь попробуйте подуть в трубочку, где мокрый песок. Что видите? Почему песок не рассыпается? Сейчас, возьмите обе баночки в руки, представьте, что руки весы. Определите в какой баночке песок легкий, в какой тяжелый.
Вывод: песок сыпучая горная порода, состоит из мелких зернышек, крупинок, круглой формы, используется для игр детей в песочнице, на стройке, для изготовления кирпича, стекла. Еще мы знаем, что сухой песок легкий, рассыпчатый, а сырой тяжелый, вязкий.
Х.М.Г. – Молодцы. Прикрепляем карточку, которая обозначает: тяжелый – легкий.

Х.М.Г.- А еще интересные камни образуются в море. Давайте совершим туда путешествие.
Физкультминутка: Мои руки – это волны, ветер гонит их вперед
Мои руки –крылья чаек, небо их к себе зовет
Мои руки – рыбки в море, плавают туда-сюда
Мои руки – это крабы, разбежались кто куда.
Спустимся на дно морское, там кораллы словно ветки.
Там ракушки обитают, жемчуг свой оберегают.
Х.М.Г. Давайте узнаем, какие камни образуются в воде. Посмотрите на камень под цифрой 4, этот светло - серый камень называется ИЗВЕСТНЯК. Он образовывается из останков крошечных и крупных морских животных и их обломков. Возьмите лупы, рассмотрите его. Известняк используется при строительстве, изготовление скульптур. При обработке известняка получают известь, она у вас под цифрой 5. Рассмотрите и скажите, где применяется известь?
Дети: - при побелке стен в помещение, стволов деревьев.
Х.М.Г. Молодцы. Отгадайте пожалуйста еще одну загадку: Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Дети: Мел.
Х.М.Г. - Из известняка делают МЕЛ. Где же применяется мел?
Дети:
Опыт № 5 «Растворяется - не растворяется»
Х.М.Г. – Как вы думаете мел и известь, растворяется в воде или нет.
Дети:
Х.М.Г. Давайте снова с вами проведем эксперимент с известью и мелом. Опустим камешки в воду и посмотрим, что произойдет.
Вывод: Известняк шипит, появляются пузырьки, пар, стакан горячий – он растворился. Мел – нет.
Х.М.Г. –Сейчас я открою вам один секрет, мел очень боится лимонного сока, посмотрите, что с ним произойдет. Мел шипит, будто злится - ему не нравится лимонный сок.
Вывод: известь – растворилась в воде, мел в воде не растворился.
Х.М.Г. - Молодцы. Вывешиваем карточку, которая обозначает, растворяются камни или не растворяются»
630375-1402664881-1402
Опыт № 6 «Живое - не живое»
Х.М.Г. Ребята, посмотрите внимательно и скажите, камни живые или не живые?
Вывод: камни не живые. Вывешиваем карточку обозначающие: живое – не живое

Х.М.Г. А сейчас пойдемте со мной. На столе № 2, лежат предметы из железа, алюминия. Посмотрите и скажите, вам знакомы эти предметы?
Дети:
Х.М.Г. – Действительно, этими предметами мы пользуемся каждый день, а из чего же они сделаны?
Дети: - Из железа
Х.М.Г. – Железную руду добывают тоже под землей, везут на завод и плавят при очень высокой t в доменных печах и получаю металлы алюминий, железо. Находят все полезные ископаемые геологи, (проводится индивидуальная и фронтальная работа с новым словом). Назовите, какие еще предметы, изготавливают из железа?
А сейчас я хочу пригласить вас посмотреть на мои драгоценности. Я очень люблю и охраняю свои богатства. Дети под тихую музыку проходят к столу № 3 и рассматривают украшения.
Х.М.Г. Я вижу у Вики и Вероники - сережки, у Саши цепочку, у ваших близких людей тоже есть украшения. Они тоже сделаны из металла. Из какого металла сделаны украшения?
Дети: - золото, серебро.
Х.М.Г. Золото, серебро – полезные ископаемые, это мягкие металлы, поэтому из них можно сделать такие красивые и маленькие вещи. Их изготовили ювелиры. Повтори Таня, Паша, (индивидуальная работа).
Х.М.Г. - В недрах нашей Земли много полезных ископаемых, но мы с вами знаем, что они образуются в течение долгого времени. Залежи когда-нибудь закончатся, поэтому добывать их надо разумно, осторожно и беречь.
Звучит музыка, Х.М.Г. предлагает детям вернуться к мольберту, где вывешены карточки:
Физкультминутка:
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайке добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
Скок, немного отдохнем
И тихонечко пойдем.
Х.М.Г. - Ребята, мы с вами сегодня столько интересного узнали о разных камнях, как они называются?
Дети: - полезные ископаемые
Х.М.Г. – почему они так называются?
Дети: - они приносят пользу, из них можно строить дома, дороги,
Х.М.Г. При проведении опытов мы с вами вывешивали карточки, теперь с их помощью вы сможете составить рассказ о любом камне, который вам очень понравился.
Дети: Паша, Вероника, Динара - выбирают один из камешков, и рассказывают все о нем по схеме.
Х.М.Г. - Мне с вами было очень интересно, но пора мне в свои владения.
А подарить я вам хочу шкатулку, для вас там тоже сладкие драгоценности (конфетка – морские камешки).

В этой статье, мы предлагаем Вам отдохнуть и попытаться заглянуть в прекрасный мир природного камня , с помощью описания посещений интересных, на мой взгляд, мест, расположенных в наших краях. Будет немного личного восприятия и попытки самовыражения, поэтому, прошу, не судить строго. В общем, специфика работы, конечно, накладывает определенный отпечаток на сферу интересов в жизни, так что, когда в очередной выходной день, принималось решение о интересном времяпровождении и, с помощью интернета, было обнаружено загадочное - "искитимский заброшенный мраморный карьер ", сразу же захотелось его посетить! Что и было реализовано. На мой взгляд, выложенное в нете, описание дороги к нему, достаточно запутанное, поэтому, попробую дать свое. Алтайская трасса на Барнаул, проезжаем Искитим, последний выезд из него на трассу (ограничение скорости 50), поворот на право, мост, подъем вверх, и поворот налево. Почти сразу напротив АЗС (справа), поворот с трассы на лево, далее прямо через ж/д переезд и на развилке (знак треугольник), направо. Далее, немного прямо, и первый асфальтированный поворот - налево, едем прямо, проезжаем (слева) завод по переработке извести, наверх, и прямо на подъеме, будет тройная развилка около действующего карьера по добыче природного камня. Если подойти к краю карьера, то вид будет такой:

Наша дорога - самая левая, с нее, еще раз поворот влево, немного вниз и на подъеме, упираемся в закрытый шлагбаум, далее пешком в горку, мимо забора, зданий водозабора (слева). Немного на спуске, справа, появится накатанная дорожная колея, идущая в лес, вдоль мраморного карьера, идем по ней, и упираемся в сам карьер, вид сверху:


Форма карьера - в виде перевернутой буквы "Т", весь его можно обойти по периметру, а так же, спуститься вниз. Что мы и проделали! И вот, фотоотчет:

Ископаемый природный камень вырезался блоками и поднимался наверх, поэтому, повсеместно находятся образцы натуральных камней со следами различной механической обработки. Вот, лишь некоторые обитатели этого "каменного заповедника:

Интересных Вам путешествий!

Алла Кошелева
Конспект занятия «Эти удивительные камни»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 28 «Елочка» .

ул. Мира 99- А Брянская область, г. Клинцы, 243145

тел. 8- (48336) 5-09-78,

ОГРН 1023201342328, ИНН/КПП 3203005426/324101001

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность

по теме : «Эти удивительные камни » .

Воспитатель :

Кошелева А. В.

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность по теме :

«Эти удивительные камни » .

Старшая группа.

Образовательная область : «Познавательное развитие» .

Цель : Познакомить детей со свойствами камней , расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи :

1. Познакомить детей со свойствами камней с помощью элементарного экспериментирования.

2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления

о разнообразии камней , умение обследовать их и называть свойства и используя условные обозначения составлять схему.

3. Расшрять знания о том, как и для чего человек использует камни , применив презентацию «Мир камней » (использование ИКТ) и игровые приемы для подачи образовательного материала.

4. Активизировать и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней : твёрдый, лёгкий, прочный, тяжёлый, разноцветный.

5. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами камней , умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, побуждать детей к полным ответам.

6. Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

7. Актуализировать формы педагогического партнерства в процессе работы с дошкольниками.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое» .

Оборудование и материалы : «коробка ощущений» , наборы камней на каждый стол , деревянные брусочки, тесто для лепки, стаканы с водой, гравий, салфетки, большой камень, молоточек, схема-помогалка, интерактивная доска, коллекция изделий из камня , шапки бакалавров, фонограмма «Маг-недоучка» , презентация «Мир камней » .

Организация детей : подгруппа.

I Введение в тему : воспитатель.

Воспитатель приглашает детей в зал, здороваются со всеми гостями.

Воспитатель :-Ребята я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому мне с вами интересно играть. У меня есть коробка и в ней, что-то находиться. Вы хотели бы узнать, что в ней. Мне нужен помощник. Как определим кто будет мне помогать (Считалочка)

Может из вас кто знает интересную считалочку?

Пожалуйста, (Коля) посчитай и выбери ведущего для игры.

Игра «Коробка ощущений» .

Вы все станете там, где вам удобно, ведущему я предлагаю опустить руку в коробку найти на ощупь предмет, который там лежит, но нам он о предмете не говорит, мы сами будем задавать наводящие вопросы, чтобы отгадать.

Вопросы :

Это живое? Это пушистое (тяжелое, мягкое, холодное?

Вы ещё не догадались, что в коробке лежит?

Тогда я вам помогу, загадку отгадайте.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий -

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Верно, это камень…показываем детям…

Ребята изучение камней проходит в лаборатории, хотите вы туда попасть?

II Основная часть ООД. Воспитатель.

Звучит музыка. Открывается занавес. За рабочим столом Ученый- Воспитатель 2.

Выходит к детям.

Здравствуйте мои юные мыслители. Хотите попробовать себя в роли учёных?

Тогда надевайте шапку бакалавра и занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней .

Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями , возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.

-Камни одинаковые или разные?

Чем ваши камни ребята отличаются ?. (Они большие и маленькие)

Какого цвета камни у вас ?.

А могут быть другого цвета, как вы думаете (серый, красный, синий, коричневый, зелёный.)

Как одним словом охарактеризовать свойство камня - иметь разную окраску (разноцветный)

Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку (на доску обращает внимание) .

Как вы думаете на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня (радуга, потому что она имеет разные цвета) . Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак.

Что вы можете рассказать о своём камне ? (Камень показать всем-ответы детей)

Верно, камни разные потому что… . ответы детей (он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладкий….) у них разный цвет, размер,форма.

-Ответе мне на вопрос : Если мы сожмём камень в одной руке, а в другой тесто, что произойдет?. (ответы детей)

Давайте проверим наши предположения, возьмите любой камень в одну руку и тесто для лепки в другую, сожмите сильно и посмотрите что произошло?

Почему тесто изменило свою форму?. Тесто мягкое и пластичное.

Что с камнем произошло ?. Правильно ничего, камень не изменил свою форму, он твердый.

Ребята вот мы и узнали ещё одно свойство камней -Твёрдость .

Иди (Сабина) подумай и найди ту карточку которая нам может помочь отметить на схеме свойство твёрдости (твёрдый как гвоздь) .Верно эта картинка означает твёрдость.

Продолжим разговор о камнях…

Как вы думаете, что произойдёт с камнем и деревянным брусочком, если мы их в воду опустим?. (Выслушать полные ответы детей) .

А почему вы так думаете (рассуждения детей)

Предлагаю вам самим убедиться, с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальную тарелку и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.

Что произошло?. (ответы деревянный брусок не утонул, он плавает по поверхности,а камень опустился на дно.)

Почему не утонул деревянный брусок? (он легкий) .

А камень почему утонул (Камень утонул потому что тяжелый)

Как мы с вами можем сформулировать это свойство камня… .

-(Иван) ….найдёт нам следующее условное обозначение.

Как ты определил что «Гиря» (добиваться полных и развернутых ответов) .

Верно камень не перо - его ветром не унесёт, камни тонут в воде .

Но есть огромные горы, которые состоят из камней .

Вы могли бы стать как гора (да (дети становятся пирамидой)

Физкультминутка.

Стоит гора старушка (поднимают руки вверх прямые, соединив ладони)

До небес макушка. (тянутся на цыпочках вверх)

Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает (встряхивают кистями рук попеременно)

Стоит гора страдает, камешки теряет. (прикладывают ладони к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь

(отбегают дети)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)

Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)

Раскатились камешки и с той поры

Ничего не осталось от этой горы (дети показывают на пустое место) .

Подойдите ко мне и найдите на моём столе самый большой камень.

Как вы думаете, он прочный или хрупкий?.

А как мы сможем проверить?. (пробуют : стать на камень, ударить камень о камень)

Попробуем стукнуть по камню молотком…

Кто желает попробовать (предоставить возможность это попробовать,тем кто не проверял прочность камня )

Какой можно сделать вывод? (камни прочные , он не крошится, не ломается)

Да. Камень остался невредим!

Иди (Степан) выбери последнюю картинку для схемы.

Объясни, почему выбрал замок? (он прочный)

Да, замок позволяет прочно закрывать двери.

Как вы думаете, а камень может человеку быть помощником?. (ответы детей об использовании камня )

Я вам хочу показать, а вы мне поможете рассказать, где человек может использовать камни , пройдите и расположитесь перед экраном, как вам будет удобно на стуле или на полу.

Слайд2 -Камни находятся под землёй, на её поверхности и в водоёмах.

Слайд3- В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты.

Слайд4- Позднее камнями стали украшать одежду.

Слайд5 –Камни служили украшением , оберегом и просто игрушкой.

Слайд6 –Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома.

Слайд7 – Используют камни при строительстве дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим

Слайд8 -Широко его используют дачники на приусадебных участках, создавая вот такую красоту.

Слайд9 – Камень незаменим при строительстве памятников. Вы узнали этот памятник? Да –это памятник Героям Отечества.

Слайд10 – В строительстве фонтанов.

Слайд11 – Мало кто знает,что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.

Слайд 12 – Ура! Есть камни съедобные .

Слайд 13 – Камнями в наше время даже лечатся!

Слайд14 -А ещё камни можно собирать в коллекции, привозя из путешествий!

Слайд15 –Камни красивые необычные и интересные.

Я вам покажу свою коллекцию украшений из камней . (показ коллекции) .

Вам понравилось у меня в гостях?

На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях .

На сегодня я прощаюсь и буду снова вас ждать в гости (под музыку уходит) занавес закрывается.

III Заключительная часть ООД.

Выходит воспитатель 1.

Вот и мои ребята! Вы мне не хотите ничего рассказать?

А что у вас в руках?

Кто может рассказать, что нового вы сегодня узнали?

А что интересное с вами происходило?

Расскажите мне о схеме, что она означает?

Подводится итог занятия с дифференцированной оценкой результата.