Меню

Познавательное исследовательское во второй младшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе. Логика образовательной деятельности

Патологии матки

Развитие ребенка всегда находится на самом первом месте для любящего и заботливого родителя. А когда ребенку всего 3-4 года, то родители всегда стараются использовать всевозможные развивающие игры для детей 4 лет. Ребенок в этом возрасте уже посещает детский сад. Поэтому развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников обеспечивает преемственность целей семьи и детского сада.

Значение развивающей деятельности

Любая деятельность ребенка чему-то учит или закрепляет имеющиеся навыки. Это же касается и познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе. В процессе ее осуществления ребенок удовлетворяет свое естественное любопытство и заинтересованность экспериментами с предметами окружающего мира и познанием их свойств.

Целью познавательно-исследовательской деятельности является формирование начальных представлений о материалах, которые могут использоваться для изготовления предметов. Дети узнают назначение предметов и учатся использовать их правильно.

Задачи данной деятельности малышей в возрасте 3-4 лет заключаются в следующем:

  • создать для ребенка проблемную игровую ситуацию, повлиять на его вхождение в нее (главная роль остается педагогу);
  • активизировать желание детей решать сложившуюся проблемную ситуацию и искать из нее новые выходы (педагог принимает в этом активное участие);
  • способствовать развитию более тщательного исследования предметов и объектов окружающего мира.

Наибольшее внимание привлекают свойства природных объектов, которые дети в процессе проведения опытов в познавательно-исследовательской деятельности «открывают» для себя самостоятельно. Дети в основном изучают свойства воды, песка, глины, бумаги, камней, растений и прочее.

Средства познания окружающего мира

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста основана на наблюдении. Ребенок с удовольствием наблюдает за опытами воспитателя в детском саду или родителей в домашних условиях. Они также могут быть заинтересованы в наблюдении за природой и ее явлениями, например, рост деревьев и кустарников, изучение листьев и плодов.

Также познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе связана с действиями и предметами. Для того чтобы изучить предмет, его назначение и свойства, ребенок выполняет с ним различные манипуляции.

Задействуя первостепенные средства познания окружающего мира, у ребенка развиваются все стороны личности, возникает интерес и желание узнавать окружающий мир. Ребенок начинает осознавать уникальность жизни даже в самых чудных ее проявлениях. Во время выполнения познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста воспитывается необходимость сохранять, уважать и оберегать природу.

Виды деятельности детей младшего возраста

Развивающие игры для детей 4 лет должны быть основаны на тех видах деятельности детей, с помощью которых они изучают и познают этот мир. Как известно, у детей в этом возрасте основным является наглядно-образное мышление. Поэтому принцип наглядности в данном случае просто необходим для обучения детей раннего возраста.

В процессе обучения целесообразно использовать тематические беседы с привлечением картинок, иллюстраций, вырезок, шаблонов. Это помогает формированию более полных образов в памяти ребенка.

Опыты также пользуются популярностью в обучении. Этот вид деятельности сочетает в себе и наглядность, и словесность, и практичность. Дети своими руками могут изучить свойства и признаки предметов. Во время осуществления опыта у ребенка происходит развитие всех психических процессов, в частности, мышления. Самые необходимые операции - анализ, синтез и сравнение - развиваются в таких условиях наилучшим образом.

Еще один вид деятельности детей, помогающий в освоении окружающего пространства - игра. Это самая простая и понятная ребенку форма получения знаний. В игре ненавязчивым образом малыш проигрывает ситуации, способствующие выяснению свойств и назначений предметов.

Все перечисленные виды деятельности помогают понять ребенку этот сложный мир.

Формы осуществления исследовательской деятельности

Осуществление познавательно-исследовательской деятельности происходит путем нескольких форм:

  • экспериментирование;
  • исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.

В первые три года экспериментальное изучение мира является основным для малышей. Именно поэтому детям так нравится все испытывать и часто использовать не по назначению, чтобы узнать его возможности. Экспериментирование как метод отвечает всем необходимым требованиям и удовлетворяет ведущие формы мышления дошкольника.

Поэтапность детского эксперимента

  1. Постановка задачи и цели исследования в виде проблемной ситуации.
  2. Составление прогноза и возможного результата.
  3. Проведение инструктажа по технике безопасности и уточнение правил безопасного проведения эксперимента.
  4. Организационные моменты (разделение детей на подгруппы, выбор ответственного и исполняющего).
  5. Проведение эксперимента (совместно с педагогом).
  6. Оценка результатов исследования.
  7. Фиксирование их в протоколе.
  8. Написание выводов.

Организация исследовательской среды в группе

Некоторые опыты проводят на улице и для их проведения не нужно дополнительных атрибутов. Например, для наблюдения за перелетными птицами или набуханием почек весной. Но есть и такие опыты, которые требуют дополнительных материалов для их осуществления. Именно для постоянного доступа и возможности проведения опыта при первой же необходимости в групповых комнатах создают мини-лаборатории, где хранятся необходимые атрибуты.

Мини-лаборатории, в свою очередь, также поделены на определенные зоны. А именно:

  • зона постоянной выставки конечных результатов исследования;
  • место для хранения приборов;
  • живая зона для выращивания растений;
  • контейнеры для хранения природного и бросового материала;
  • зона проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов (вода, песок).

Особенности организации эксперимента в младшей группе

Поскольку возрастной контингент детей второй младшей группы колеблется в пределах 3-4 лет, то есть определенные особенности построения занятий.

Дети такого возраста могут устанавливать самые простые причинно-следственные связи. И поэтому при возникновении вопроса «Почему?», они стараются ответить на него самостоятельно. Не все дети после многочисленных проб и ошибок прибегают к помощи взрослых. Это объясняется тем, что в этом возрасте у детей преобладает упрямость и самостоятельность. В этом моменте также приходится быть очень осторожным, ведь если ребенок неправильно даст ответ на вопрос «Почему?» и, следовательно, неверно установит причинно-следственные связи, то в его памяти могут закрепиться неправильные представления об окружающем мире.

В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность основана на наблюдении за живой и неживой природой посредством опытов и экспериментов. Для детей эксперимент является подтверждением их понимания мира. Ведь без практического опыта все понятия в их голове остаются лишь сухими абстракциями.

Экспериментирование - это один из способов ребенка увидеть картину мира, которая будет основана на его личных наблюдениях и опытах. Кроме информативности, экспериментирование подогревает интерес ребенка к исследованию.

У этого метода есть очевидные преимущества:

  • реальность представлений об изучаемом объекте и о его взаимоотношениях со средой;
  • обогащение памяти и развитие всех мыслительных процессов ребенка;
  • развитие речи;
  • накопление умственных умений;
  • формирование самостоятельности ребенка, умения ставить цели и достигать их, искать решение проблемных ситуаций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, творческих способностей, трудовых навыков;
  • укрепление здоровья и повышение иммунитета за счет увеличения двигательной активности.

В четырехлетнем возрасте опыты и эксперименты похожи на сюжетную игру. Это подразумевает активную практику ребенка. Педагог задает ему определенный сюжет, который подводит его к необходимым экспериментальным действиям для решения поставленной задачи. Также может предлагаться определенная роль, которая подразумевает экспериментирование ребенка в определенных условиях. Это применяется при коллективном эксперименте.

Тематика исследовательской деятельности

Поскольку организация познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении должна быть целесообразна программным требованиям, то есть предусмотрено ее планирование. В нем прописаны темы занятий с детьми. Они могут проводиться как в групповом помещении, так и на улице. Затрагиваются все аспекты деятельности маленького ребенка.

Темы познавательно-исследовательской деятельности зависят от сезонных изменений природы. Осенью это могут быть «Изучение осенних листочков», «Подготовка животных к зиме» и т. п. В зимний период это «Определение температуры таяния снега», «Заледенение воды» и т. п. Весенние темы будут звучать: «Исследование набухания почек на деревьях», «Выращивание цветов» и т. п.

Летом обычно не проводятся занятия по познавательно-исследовательской деятельности, поскольку многие дети не посещают дошкольные учреждения по случаю отпуска. Но это не значит, что развитие детей в этот период останавливается. В летнее время эта ответственность ложится на родителей.

Планирование работы

В план познавательно-исследовательской деятельности детей в дошкольном учреждении могут быть вписаны следующие занятия:

  • «Посадка лука и наблюдение за его развитием»;
  • «Изучение камней»;
  • «Исследование веточек деревьев»;
  • «Осенние листья»;
  • «Комнатные растения»;
  • «Ребятам о зверятах»;
  • «У меня живет котенок»;
  • «Осень золотая»;
  • «Волшебница Водица»;
  • «Перелетные птицы»;
  • «Домашние животные»;
  • «На дворе у бабушки» и пр.

Особенности занятий

Познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе подразумевает проведение занятий с детьми. Однако в их структуре есть изменения. Так же, как и другие программные занятия, оно имеет определенные задачи. Очень часто прописаны и действия, которые должны быть осуществлены в ходе занятия.

Этапы исследования подразумевают поочередное выполнение прописанных в задачах действий. Задания такого плана проводятся не каждый день, поскольку они направлены на длительное изучение темы. В них прописываются результаты работы детей и их дальнейшие действия.

Если сравнивать эти занятия с обычными фронтальными или подгрупповыми плановыми занятиями, то можно заметить, что конспект намного короче, в нем не прослеживаются основные структурные компоненты организационного момента, основной и заключительной части. Однако можно отметить пролонгированную направленность в течение дня. Если плановое занятие длится максимум 45 минут, то занятия по познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе прослеживаются в режимных моментах на протяжении дня.

«Перелетные птицы»

Приведем пример занятия. Осенью познавательно-исследовательская деятельность основана на изменениях природы и животного мира. Дети изучают приметы осени и поведение животных.

Тема занятия: «Перелетные птицы».

  1. Реализуемые задачи: ознакомление детей с обобщающим понятием «перелетные птицы» и определение птиц, относящихся к этой категории.
  2. Материал и оборудование: иллюстрированная картотека «Перелетные и зимующие птицы», дидактический материал (серии раздаточных картинок «перелетные птицы»).
  3. Утро: изучение альбомов, иллюстраций в книгах, энциклопедиях.
  4. Беседы с детьми в течение дня: «Каких птиц ты знаешь?», «Строение птиц», «Питание птиц».
  5. Развивающие и дидактические игры: «Один-много», «Вставь пропущенное слово», «Угадай-ка», «Чья часть тела?», «На кого похоже».
  6. Индивидуальная работа: складывать разрезные картинки с Лерой, «Птичье лото» с Захаром.
  7. Прогулка: наблюдения за перелетными птицами, дождем и ветром, деревьями без листьев, одеждой прохожих.
  8. Опытный эксперимент: «Строим горку из сыпучего песка», «Почему песок убегает?», «Следы на песке», «Рассмотри песчинки», «Слепи из мокрого песка».
  9. Вечер: развивающие и дидактические игры «Угадай птичку», «Найди такую же птицу», «Найди подходящий цвет», «Собери пирамидку».
  10. Чтение: А. Барто «Вам нужна сорока?», Е. Благинина «Улетают, улетай», Е. Трутнева «Галка», О. Дриз «Своя погода», И. Токмакова «Голуби», Эльген Э. «Птичка».

Результат: знание и умение классифицировать перелетных и зимующих птиц, по дороге домой обсуждение их с родителями.

Условия организации игр

Развивающие занятия для детей во 2 младшей группе должны быть организованы с учетом наглядности и возрастных особенностей детей. Для этого необходимо соблюсти определенные условия:

  • в группе должны быть игрушки всех видов и размеров;
  • материалы, из которых они изготовлены должны иметь различные свойства, признаки и качества;
  • атрибутика игр должна быть полностью укомплектована (у детей в данном возрасте еще не сформирована способность использовать предметы-заместители или проигрывать некоторые действия мысленно);
  • игровое оборудование должно быть не «на вырост», а соответствовать определенному возрасту.

Соблюдение данных правил способствует многоплановому развитию детей и осуществлению их потребности в исследовании окружающего мира.

Уголок уединения

Несмотря на множество необходимых игрушек и пособий, в группе необходимо создать место для успокоения и уединения ребенка. Там он может спокойно привести свои мысли в порядок и закрепить полученную в течение дня информацию.

Возможно, в этом уголке ребенок захочет провести какой-либо исследовательский опыт. Именно поэтому рекомендуется сочетать этот уголок с уголком природы. Кстати, для его оформления можно использовать те цветы, которые дети выращивают в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Растения, особенно те к которым ребенок приложил свою руку, добавляют ему спокойствия. Также в таких уголках рекомендовано располагать игры с водой и песком. Когда дети на занятиях изучат их свойства, им будет приятно самостоятельно повторить этот опыт в уголке уединения.

Мебель в этом уголке должна быть мягкой и удобной, располагающей к спокойному изучению новых характеристик предметов. Для увеличения образовательного эффекта данной зоны, рекомендовано располагать там альбомы и журналы с птицами, животными и насекомыми. Например, если на этой неделе вы рассматриваете свойства и признаки зимы, то можно положить на журнальный столик в уголке иллюстрированный альбом с картинами известных художников, рисующих зимние пейзажи.

В спокойной обстановке любая информация запоминается лучше.

Описание проекта:

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования.

В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:

  • игровая
  • познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная
  • коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

учебная (речевое развитие, рисование, лепка) .

Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно - экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты - почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Актуальность проекта:

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) . Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно - исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:

  • особый интерес к исследованию природы
  • развивает мыслительные операции
  • стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка
  • активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и др.
  • побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту) , способствует развитию памяти.

В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников, чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются:

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество Организации с семьей
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из-за отсутствия методической литературы по организации экспериментирования.

Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы, любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность.

Цель проекта:

Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Задачи проекта:

Для педагога:

  • познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
  • выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух и песок» ;
  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
  • привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;
  • подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок» ;
  • провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем * опыты мы вместе ставим!".

Для детей:

  • привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок) ;

  • учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • изготовить фото-коллажи:
  • «Наши опыты с водой!»
  • «Наши опыты с воздухом!»
  • «Наши опыты с песком!» .
  • стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Участники проекта и их роль в реализации проекта:

Участники Функции

Воспитатели Разрабатывают и реализуют проект

Осуществляют взаимодействие «родители + дети + воспитатели»

Ведут наблюдения за детьми

Проводят мониторинг

Воспитанники Творчески развиваются

Проводят опытно-исследовательские работы с воспитателями, родителями

Активно участвуют в проекте

Родители Получают информацию

Взаимодействуют с педагогами

Участвуют совместно с детьми в проекте

Необходимые материалы: методическая литература по детскому экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме , материалы для запланированной опытно-экспериментальной деятельности.

Подготовительный этап:

  • постановка цели;
  • определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты) ;
  • создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.

Основной этап:

  • Практическая часть:
  • проведение опытов с водой и изготовление фото-коллажа
  • проведение опытов с воздухом и изготовление фото-коллажа
  • проведение опытов с песком и изготовление фото-коллажа
  • Работа с родителями:
  • разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду
  • разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях
  • подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа - воздух, вода, песок»
  • совместное изготовление фото-коллажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!"
  • Создание продукта

Заключительный этап:

  • Презентация проекта.
  • Анализ

Предполагаемые результаты проекта:

Реализация представленного проекта поможет педагогам:

  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования
  • привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности
  • у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок)
  • дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • повыситься уровень речевой активности
  • обогатиться активный словарь, разовьется связная речь
  • сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.

Предполагаемый продукт проекта:

  1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
  2. Выставка фото-коллажей:
  • «Наши опыты с воздухом!» ;
  • «Наши опыты с водой» ;
  • «Наши опыты с песком!» ;
  • «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!» .

Список литературы и интернет источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. - «Неизведанное рядом» - Творческий Центр Сфера - Москва 2002г.

Вид: познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе.

Цель: расширение представлений у детей о песке и его свойствах, посредством игр и выполнения экспериментальной деятельности.

Задачи образовательной деятельности:

Образовательная:

дать представление о свойствах песка: сухой, мокрый. учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать. актуализировать интерес к работе с песком.

Воспитательная:

приобщать детей к изобразительной деятельности, при использовании нетрадиционной техники изобразительного искусства (пескография); воспитывать экологическую культуру; воспитывать бережное отношение к природе, друг к другу при игре с песком. воспитывать чувства сопереживания, сострадания.

Развивающая:

развивать воображение; развивать наблюдательность; развивать речевую активность; развивать мышление.

Речевая задача:

познакомить детей со словами песка: рассыпчатый, липкий.

Оборудование на подгруппу детей (6 человек) :

световой планшет, мини песочница, формочки, лопатки, песок, вода, игрушки Хрюши и Степашки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень.

Всем «Привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся.

Доброе утро, глазки (сделать вокруг глаз руки, как будто смотрим в бинокль).

Вы проснулись?

Доброе утро, ушки (сделать ушки, как у слона).

Вы проснулись?

Доброе утро, ручки (хлопки руками).

Вы проснулись?

Доброе утро, ножки (потопать ногами).

Вы проснулись?

Доброе утро, дети.

Вы проснулись?

Раздается стук в дверь. В группу входит Хрюша и Степаша, и плачут, держа в лапах ведро с песком.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто это пришел! Только почему они плачут? Давайте узнаем.

Хрюша: Дети, мы хотели слепить куличики из песка, а у нас ничего не получилось. И мы не знаем почему.

Степешка: Мы принесли вам ведро с песком и просим вас нам помочь.

Воспитатель: Ребята, мы поможем нашим друзьям?

Дети: ответ.

Воспитатель: Тогда давайте возьмем ведерко с песком и разберемся в чем же причина неудач Хрюши и Степашки. Проходите к столу (дети подходят к световому столу для рисования песком). Ребята, хотите, я вам открою секрет?

Дети: ответы.

Воспитатель: это не простой стол, а волшебный. На нашем столе можно рисовать песком. Давайте попробуем, Хрюша отдай нам ведерко с песком и мы вам что-то покажем (высыпает песок на стол, произнося стишок).

Наши добрые ладошки

Все умеют, хоть и крошки

Могут рисовать, лепить

И узоры выводить!

Воспитатель: Ребята, давайте повторим правила безопасности при работе с песком.

Во время занятия:

не брать песок в рот;

не обсыпаться песком;

не тереть глаза грязными руками.

А теперь давайте попробуем пальчиками нарисовать что-нибудь красивое. Это ведь волшебный стол и на нем можно рисовать реки, моря, животных, узоры и даже сказочных существ.

Дети: рисуют.

Воспитатель: Молодцы! Отряхните ручки, и продолжим.

Ребята мы с вами узнали, что на песке можно рисовать такие красивые рисунки. А что же такое песок? Давайте разберемся. Возьмите в ладошку шепотку песка, из чего он состоит?

Дети: ответы.

Воспитатель: Ребята песок состоит из мелких песчинок.

Давайте немного отдохнем…

Физминутка

Ванька-встанька, ванька-встанька,(Прыжки на месте)

Приседай-ка, приседай-ка. (Приседания).

Непослушный ты какой! (Приседают, встают).

Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши).

Воспитатель: Дети, насыпьте песок себе на ладошку, посмотрите, из чего состоит песок (из песчинок).

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно из песчинок, они маленькие.

Воспитатель: Ребята, у нас еще есть мини песочница, в которой лежат формочки, насыпьте в них песок и сделайте куличики. Работайте аккуратно, песок не рассыпайте.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Получились у вас куличики?

Дети: ответы.

Воспитатель: Почему не получились куличики?

Дети: ответы.

Воспитатель: правильно, потому что песок сухой, сыпучий.

Воспитатель: Дети, а давайте в песок нальем воду, Кто мне хочет помочь? Потрогайте песок и скажите мне, песок сухой или мокрый?

Воспитатель: Посмотрите, он такой же сыпучий?

Дети: ответы.

Воспитатель: Верно, нет, мокрый песок не сыпется, как сухой. Он темный и холодный. Из него можно лепить куличики.

Воспитатель: Берите формочки и насыпьте в них мокрый песок. Прировняйте песок лопаточкой и переверните формочку на подставку.

Воспитатель: Что получилось?

Дети: куличики.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот мы и выяснили причину неудач наших друзей.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, что мы сегодня узнали? Какой бывает песок?

Дети: сухой, сыпучий и из него лепить нельзя. А бывает темный, мокрый и из него можно лепить.

Воспитатель: Давайте позовем Хрюшу и Степашу в нашу песочницу лепить куличики.

Гулевич Татьяна Анатольевна

МБДОУ №18 Жаворонок

Воспитатель

Открытое занятие познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды».

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково - исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие важности воды в жизни людей, животных, растений;

Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы;

Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Развивающие:

Развивать любознательность внимательность логическое мышление, делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать бережное отношение к воде;

Формировать привычку бережно и разумно использовать воду;

Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.

Оборудование для воспитателя / детей: вода в стаканчиках, пустые стаканчики, камешки, сахар, краски, кисточка.

Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение стихотворения К.И.Чуковского « Мойдодыр», «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.

Ход НОД.

Мотивационный «шум воды».

А вы любите, когда к нам приходят гости?

Ребята, кто же к нам сегодня придёт в гости? Закройте глаза и послушайте внимательно. Вы что-то сейчас услышите.

Ребята, открывайте глаза, что вы услышали? Вы заметили, какой голос у воды. Что вода делает?

Чтобы узнать много нового. Нужно быть внимательными, не шуметь, слушать друг друга.

Посмотрите. Сегодня к нам пришла гостья. Как вы думаете, кто это? Это капелька. Она принесла для вас загадки. Хотите их послушать?

I. Меня пьют, меня льют

Всем нужна я,

Кто такая я?

II. Мы говорим: она течет,

Мы говорим: она играет,

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

Правильно, к нам в гости сегодня придет Волшебница-Вода!

О чем эти загадки? Вот и говорить мы сегодня будем о воде.

Так что же такое вода? Вода - это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить. Вот у вас на столах есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Правильно, она льется. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течет не прерываясь. Значит вода какая? Правильно, она жидкая. (Закрепляет с детьми).

Посмотрите на стаканчики с водой. Какого цвета вода? Правильно, вода не имеет цвета. Она бесцветная. А теперь положите в стаканчик камешки. Что произошло? Вам видны камешки? Если мы хорошо их видим, значит вода прозрачная. (Закрепляет с детьми).

Ребята подойдите к столу сюда. Вот у меня в стаканчике вода, а что это? (Краски). Как вы думаете, что произойдет с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим. (Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает). Что произошло с водой? Правильно, она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того. Что в неё добавлено.

Как вы думаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? Вода безвкусная. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в воду сахар, хорошо перемешаем. Попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (Сладкий). А теперь я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока. Попробуйте теперь какой вкус у воды? (Кислая). Значит, по желанию мы можем изменять вкус воды.

А теперь понюхайте воду. Что вы можете сказать о запахе воды? Правильно, вода не имеет запаха.

Физминутка.

«Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (показывается раскрывание кисте рук, как бутона)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется, ой-ёй-ёй (покачивание головой)

Побежали мы домой (бег на месте).

Итак, мы с вами узнали, что вода - это жидкость. Она текучая. Её можно наливать, переливать в разные емкости.

Вода - бесцветная. Не имеет цвета, но ее можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная.

Вода не имеет запаха.

Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете. Почему? Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду. Поливать растения, стирать белье, мыть посуду, овощи, фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т.д.).

А кто еще нуждается в воде? (Животные, рыбы, растения, птицы и т.д.).

Д/И «Кому нужна вода?»

Посмотрите, это обруч, а на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода. (Дети выбирают и раскладывают картинки).

Ребята, так кому нужна вода? Правильно, всему живому нужна вода. А что может произойти, если не станет воды? (Ответы детей).

Совершенно верно, вода нужна всему живому на Земле. Без воды все живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (Не засорять водоемы, закрывать кран с водой и т.д.).

Вот сколько интересного мы узнали о воде.

«Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром из чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей»

Конспект

познавательно – исследовательской деятельности

во второй младшей группе на тему:

«Знакомство со свойствами воды»

«Капелька»

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ №8 «Теремок»

Бахарева Светлана Николаевна

г. Шарыпово, п. Дубинино, 2016г

Познавательно – исследовательская деятельность

во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Цель: развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие важности воды в жизни людей, животных, растений;

Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы;

Развивающие:

Развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.

Оборудование для воспитателя и детей: вода в стаканчиках, пустые стаканчики, камешки, сахар, краски, кисточка, мольберт и условные обозначения «свойства воды».

Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение стихотворения К.И.Чуковского« Мойдодыр», «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.

Ход ООД

Воспитатель: Чтобы узнать много нового. Нужно быть внимательными, не шуметь, слушать друг друга. Посмотрите. Сегодня к нам пришла гостья. Как вы думаете, кто это? Это капелька. Она принесла для вас загадки. Давайте их разгадаем.

***

«Она и в озере, она и в лужице.

Она и в чайнике у нас кипит.

Она и в реченьке бежит, журчит.

Что это?» (вода)

***

«Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды).

О чем эти загадки? (Ответы детей) Вот и говорить мы сегодня будем о воде.

Опыт №1 (Вода течет)

Воспитатель: Так что же такое вода? Вода – это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить. Вот у вас на столах есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Она льется. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течет не прерываясь. Значит, вода, какая? (Ответы детей – вода жидкая)

Опыт №2 (Вода прозрачная)

Воспитатель: Посмотрите на стаканчики с водой. Какого цвета вода? Вода не имеет цвета. Она бесцветная. А теперь положите в стаканчик камешки. Что произошло? Вам видны камешки? Если мы хорошо их видим, значит, вода прозрачная.

Опыт №3 (Вода меняет цвет)

Воспитатель: Ребята подойдите к столу. Вот у меня в стаканчике вода, а это что? (Краски). Как вы думаете, что произойдет с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим . (Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает). Что произошло с водой? Она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того. Что в неё добавлено.

Опыт №4 (Вода не имеет вкуса, безвкусная)

Воспитатель: Как вы думаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? Вода безвкусная. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в воду сахар, хорошо перемешаем. Попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (Сладкий). А теперь я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока. Попробуйте теперь какой вкус у воды? (Кислая). Значит, по желанию мы можем изменять вкус воды.

Опыт №5 (Вода не имеет запаха)

Воспитатель: А теперь понюхайте воду. Что вы можете сказать о запахе воды? Правильно, вода не имеет запаха.

Итог.

Воспитатель: Итак, мы с вами узнали, что вода – это жидкость. Её можно наливать, переливать в разные емкости.

Вода – бесцветная. Не имеет цвета, но ее можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная.

Вода не имеет запаха.

- Давайте вспомним, что мы узнали про воду? (Дети подходят к мольберту по условным обозначениям проговаривают, что узнали про воду.)

Воспитатель: Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете. Почему? Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду. Поливать растения, стирать белье, мыть посуду, овощи, фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т.д.).

А кто еще нуждается в воде? (Животные, рыбы, растения, птицы и т.д.).

Д/И «Кому нужна вода?»

Посмотрите, это обруч, а на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода. (Дети выбирают и раскладывают картинки)

Воспитатель: Ребята, так кому нужна вода? Всему живому нужна вода. А что может произойти, если не станет воды? (Ответы детей)

Совершенно верно, вода нужна всему живому на Земле. Без воды все живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (Не засорять водоемы, закрывать кран с водой и т.д.)

Вот сколько интересного мы узнали о воде.

Ну вот, нашей капельке пора в путь. А на память она нам оставила маленькие капельки. Капелька надеется, что вы будете всегда беречь воду.