Меню

Сколько длится школьный лагерь. Отчет о работе лагеря дневного пребывания при школе. Тематическая дискотека, танцевальный батл или флешмоб

Молочница

Хочу добавить несколько идей для летнего лагеря. Очень надеюсь, что какие-то из них покажутся вам свежими и актуальными. Если все получится организовать, дети не просто будут заняты, но и вдоволь повеселятся.

В каждом лагере есть свои традиции: экскурсии, особые ритуалы для знакомства, проверенные номера на открытие и закрытие смены, спортивные соревнования и конкурсные программы. Если план мероприятий не перегружен событиями, смело беритесь за воплощение этих идей.

Веселые мероприятия в детском летнем лагере

Я постаралась описать идеи, которые не требуют больших затрат. Конечно, реализовать эти задумки могут только творческие люди, которые очень любят свою работу. К счастью, среди вожатых таких большинство. Всем удачи и яркого лета!

Художественный фильм

Для начала распишите все этапы съемок короткометражного фильма по минутам и ознакомьте с программой кино-дня на вечернем сборе отряда, иначе только на придумывание сюжета уйдет 5 часов. Помощь вожатых нужна обязательно, у вас тоже роль — директор картины.

в первой половине дня:

  • выбор жанра (детектив, мелодрама, вестерн, боевик, драма, комедия, исторический фильм, фантастика, приключенческий фильм, фильм-катастрофа, фильм-сказка)
  • написание сценария
  • подготовка костюмов, реквизита, декораций
  • разучивание ролей, выбор «голоса за кадром»

во второй половине дня:

Съемки нескольких дублей, выбор лучшего варианта (все снимаем подряд, монтировать очень сложно, хотя современные приложения для смартфонов позволяют это делать). Фильм не должен длиться более 3-5 минут. Проверено: за такое время можно успеть показать завязку, кульминацию и эпилог.

вечером:

  • красная дорожка для прибытия звезд кинофестиваля
  • общий просмотр всех фильмов на большом мониторе
  • жюри награждает за «лучшую роль», за «лучший сценарий», за «лучшие костюмы и грим» и т.д. «Оскара» получают все отряды, естественно. В качестве наград у нас была цилиндрическая упаковка чипсов, так как потом хоть по паре картофельных кружочков всем досталось.

Шуточная Олимпиада

Я обязательно когда-нибудь подробно опишу такой праздник, сейчас набросаю несколько идей.

Пусть будет «микс» зимних и летних игр. Для того, чтобы оправдать название «шуточная», мы придумывали для каждого этапа соревнований забавные аксессуары. Фотографии получились очень забавные, дети потом с удовольствием размещали их в социальных сетях. Это были смешные носики, ободки, ушки, веночки, пластиковые галстуки, подвески на уши, забавные карнавальные очки. Иначе говоря, прыжок в длину с красным клоунским носом — это уже не просто олимпиада…

  • придумываем шуточное открытие Олимпиады с греческими богинями в простынях, передачей олимпийского огня и шествием команд с флагами выдуманных стран
  • создаем относительно длинную полосу препятствий, в которой смешаны элементы нескольких видов спорта. Мы рисовали стрелки мелом, обозначая направление движения спортсменов по дорожкам лагеря (всего около 600 метров), но каждые 70-80 метров была «станция» для прохождения испытаний. Каждому ребенку присваиваем номер (рисуем на ноге или руке), чтобы можно было определить личное и командное первенство

Вот примеры станций (дети бегут отрезок дистанции, получают дополнительное очко за попадание, промах — ноль очков):

  • бадминтон (закинуть ракеткой воланчик в корзину с расстояния 3 метра)
  • баскетбол (попасть в кольцо)
  • легкая атлетика (прыжок в длину, в высоту — оцениваем преодоление определенной метки)
  • тяжелая атлетика (удерживаем на вытянутой руке пластиковую бутылку 1,5 литра на время)
  • фехтование (вытесняем из круга соперника шпагами из длинных шаров-колбасок)
  • биатлон (стрелять не будем, просто сбиваем пирамидку из одноразовых стаканчиков шариками с 250 мл воды)
  • можно добавить еще задания на меткость, силу и ловкость, у преподавателей физкультуры в запасе много идей, приобщайте их к подготовке

Интеллектуальные игры

Это может быть «Брейн-ринг» или игра в формате «Что? Где? Когда?» Если создать правильное настроение и антураж, попасть в элитарный клуб знатоков будет делом чести.

В интернете есть подборки вопросов по возрасту участников, с этим проблем не будет. Вот, например, .

  • команды нужно сформировать за пару дней до начала серии игр, по громкой связи объявляем фамилии выбранных игроков
  • играть могут одновременно несколько команд, ответы в этом случае пишутся на специальных бланках, ведущий собирает и озвучивает все варианты или только правильный
  • подготовьте игровые столы: застелите яркими одноразовыми скатертями, разложите блокноты, ручки
  • сделайте удобные места для зрителей-болельщиков каждой команды
  • одну минуту обсуждения пусть засекают с секундомером 2-3 ответственных ребенка. Раздайте им свистки или дудки, чтобы они оповещали команды громкими сигналами
  • организуйте 1 раз за игру чайную паузу (компотную тоже можно)
  • пару вопросов придумайте с использованием черных ящиков
  • проведите 2-3 музыкальные паузы, привлекая артистов из лагеря
  • обязательно учредите свою «хрустальную сову», пусть даже мягкую игрушку
  • найдите музыку «Вся наша жизнь — Игра» и короткие музыкальные перебивочки для привлечения внимания зрителей и игроков к новому этапу игры

Развлекательные программы для именинников

Могу предложить свои готовые интересные сценарии, из которых легко составить веселую программу для поздравления летних именинников. В лагере обычно собирают вместе всех ребят, у которых за прошедшую смену был день рождения.

Галерея портретов

Такую красоту можно делать не только на бумаге, но и на асфальте. Мы делали как-то на больших тротуарных плитах (50х50), которые сами по себе выглядели как отдельных холсты. Мелом можно нарисовать само лицо, а вот волосы и воротник — из подручных материалов. Можно использовать опавшую хвою, камешки, листья, веточки, лепестки, травинки, керамзит, кусочки коры и т.д. Дети придумают, не сомневайтесь! Вот что-то похожее нашла в интернете:

Показ мод на Марсе

Каждому отряду нужно за день создать костюм (если есть желание, 2-3 костюма) пришельца из космоса «из ничего». Из газетных и журнальных страниц, пластиковых бутылок, мусорных пакетов, лоскутков, скотча и сухих веток и т.д. К костюму нужно написать словесное описание, пусть будет дефиле инопланетян по всем правилам.

Честно сказать, когда мы проводили такой конкурс, победила команда, которая нарисовала и вырезала из бумаги много разных по размеру схем галактик с планетами, потом скрепили эти отдельные элементы воедино. Получилось платье-Вселенная…

Второе место отдали платью космической невесты из белых полотенец. Потом его пришлось развязать и вернуть лагерю в прачечную, но было забавно. Пара мумий из туалетной бумаги — ведущие церемонии награждения.

Тематическая дискотека, танцевальный батл или флешмоб

Здесь тоже весь смысл в длительной подготовке. Даем задание на первую половину дня — выбор музыкальной композиции, постановка массового танца. Обычно разучиваются простые движения для массовки на заднем фоне, а несколько солистов поочередно выходят на первый план и показывают сложные элементы.

Если удается подобрать аксессуары (например, украсить обычные темные очки бумажными звездами или сделать забавные галстуки), номера получаются еще более зрелищными.

Вечером — просмотр и оценка номеров.

Флешмоб устроить сложнее, так как танец должен стать неожиданностью для всех непосвященных. Наши ребята однажды подготовили очень хороший танец, удачно выбрали время (скучное ожидание обеда у входа в столовую), но музыка звучала слишком тихо, так как дети использовали обычный телефон. Когда стало понятно, что эффект от такого флешмоба слишком тусклый, музыку стали включать на серьезной аппаратуре. Ради такого дела руководство лагеря поможет обязательно.

Или на летней площадке дневного пребывания при школе может быть практически любой человек. Но чаще всего это все-таки студенты педагогических вузов, желающие подработать на каникулах и набраться опыта. Именно для них написана эта небольшая статья о том, чем занять Несмотря на то что там действуют общие программы, ребята часто остаются без дела, что чревато различными происшествиями. Организация свободного времени своих подопечных - одна из основных обязанностей вожатого.

Итак, приступим. в лагере?

1. Спорт. Поиграйте в волейбол, бадминтон или футбол. Эти спортивные игры знает каждый. Нежелающие принимать участие пусть будут болельщиками или судьями.

2. Творчество. Здесь все зависит от возраста и пола детей. Младшие школьники с удовольствием будут лепить, рисовать и делать аппликации. С детьми постарше все сложнее. Девочкам понравится разве что плести а парней можно заинтересовать сложным конструктором. Вот только где его взять в лагере?

3. Украсьте помещения своего отряда: нарисуйте плакаты, стенгазету, наклейте фото каждого ребенка, что-то написав про него.

4. Спрячьте клад, а по территории лагеря разложите записки. Каждая из них должна указывать местонахождение следующей, а последняя говорить о том, где лежит "сокровище". Это прекрасный вариант того, чем занять ребенка на каникулах в лагере!

5. Экскурсия или поход. Прежде чем занять детей в лагере этим интересным получите на это разрешение от воспитателя или директора. Они должны знать, когда, где и каким составом вы будете и как скоро вернетесь. Пойти можно встречать рассвет, в ближайший лес или на берег реки или моря. С детьми должно быть несколько взрослых. Придумайте цель похода - снять видео, собрать материал для поделок, повесить кормушки для птиц и т. п.

6. Снимите видеоролик о лагере или вашем отряде. Это можно сделать даже на мобильный телефон. Главное, потом смонтировать это на компьютере в один видеоряд. А может, вы сможете снять целый фильм, написав к нему сценарий?

7. Что отличает от дневной площадки летний лагерь для детей? Мероприятия, которые проходят каждый вечер! Приготовьте всем отрядом танец, сценку или веселую песню!

8. Чем занять детей в лагере еще? Играми! Это могут быть и настольные игры типа лото, шахмат и шашек, так и подвижные: Ниже мы приведем несколько примеров такой активности:

Участники встают в круг. Всем по часовой стрелке присваивается номер: от одного и до... После этого все начинают одновременно хлопать два раза в ладоши, два - по коленям, не останавливаясь. Первый игрок дважды называет свой номер, когда трогает колени, и число другого ребенка, когда хлопает в ладоши. Не теряя общий ритм хлопков, человек, номер которого был назван, называет число свое и другого участника. Главное в игре - не нарушить ритм и не остановиться.

Разделите отряд на команды по 3-4 человека и дайте список заданий. Установите, к какому сроку они должны быть сделаны. Команда, выполнившая все первой, получает приз или освобождается от каких-то обязанностей. Здесь главное - придумать смешные и интересные задания.

Прятки, вышибала, "Море волнуется раз...", "Испорченный телефон" - все эти игры также прекрасный вариант того, чем занять детей в лагере! Дерзайте!

Всем большой привет! Меня зовут Евгения Климкович! Доброго времени суток желаю вам и предлагаю обсудить актуальную для этих весенних денечков тему. Давайте поговорим про летние пришкольные лагеря. Слышали про такие? Школьные летние площадки– это отличное решение для тех родителей, которые летом вынуждены работать, а детей без присмотра оставлять не хотят. Поэтому предлагаю рассмотреть их повнимательней со всех сторон, чтобы знать, с чем мы имеем дело и куда свою кровиночку отправляем.

Я о таком лагере впервые узнала весной 2013 года. Моя дочь заканчивала первый класс. И учительница на собрании сделала объявление, что, мол, можно детишек в летний лагерь при школе записать. А так как отпуск мне тем летом не грозил, то Александра моя была в лагерь записана. На один месяц – июнь.

Если честно, на тот момент я не сильно представляла, что такое пришкольный лагерь. Думала, что будет примерно так. Дети, выспавшиеся и довольные лениво приходят в школу. Ну идут в какой-нибудь класс. Там с ними педагог. Потом позавтракают и пойдут гулять. Потом чем-нибудь позанимаются. Пообедают, погуляют и домой. Как оказалось, все намного серьезней.

План урока:

Режим работы

Лагеря, открывающиеся в общеобразовательных учреждениях, работают в режиме дневного пребывания. Это значит, что дети приходят туда утром, и возвращаются домой только вечером. День длится примерно 9 часов (с 9.00 до 18.00) – это время, когда вы как раз находитесь на работе и не имеете возможности присмотреть за ребенком. Однако, стоит учесть, что не все лагеря работают полный день: многие из них закрываются после обеда, а дети, соответственно, остаются предоставленными сами себе и могут в полной мере ощутить вкус свободы. Этот момент желательно выяснить заранее.

В нашем школьном лагере каждое утро в 9 часов начиналась общая линейка, присутствие на которой было обязательным. На линейке дети хором пели гимн лагеря и выслушивали задания на день. Домой они возвращались примерно в 4 часа. Если лагерь работает часов до шести, то для самых маленьких его «жителей» в обязательном порядке должны устраивать тихий час. Для этого некоторые классы переоборудуют в спальни.

Да и еще к вопросу о режиме работы. Наш лагерь работал с понедельника по пятницу. Но есть и такие, где детей принимают 6 дней в неделю.

Смены

Смен, как сейчас помню, было всего две. Одна в июне, одна в июле. По полному месяцу. В августе лагерь не работал. Но от своих знакомых узнала, что смены могут быть и короче по две недели, а где-то по три, так что это еще один вопрос, который нужно заранее выяснить.

Как там все устроено?

Друзья желаю вам всего самого доброго. Детишкам успешно закончить учебный год. И конечно веселых летних каникул!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Предлагаются тематические тренинговые занятия на сплочение ребят в отряде. Тематические - значит, отражающие идею программы работы лагеря ("Русичи", "Акварельная страна", "Правознайка", "Весёлый турист", "Таинственный остров"). Это позволяет погрузить ребят в игровой сюжет. Преодолевая испытания, которые предлагает им ведущий тренер, ребята за короткий срок узнают друг друга, испытывают чувство единения команды.

Занятия по арт-терапии разработаны для клинически здоровых детей, основной целью занятий является организация работы по их творческому самовыражению, снятию нервно-пчихического напряжения, которое наокпилось у них за учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговые занятия в отрядах летнего лагеря «Правознайка»

МБОУ «Гимназия» г.Арзамаса

Участники:

: по 25-30 человек.

Время занятия : примерно 45 минут.

Цель

Тренинговое занятие №1 «Планета людей»

Упражнение 1. «Надпись на футболке» (по кругу)

Цель : знакомство, развитие творчества.

Представьте, что на нашей планете впервые собрались жители разных планет. Чтобы было проще общаться, каждому вручили футболку и предложили сделать на ней надпись с именем.

- Какую надпись ты бы выбрал себе? Что можешь сообщить другим о себе? (например, «Таня. Давайте жить дружно!» или «Оля, люблю смеяться»)

- Не повторяясь, по кругу, перечисляйте, что вы запомнили . Если ответа нет, то закройтесь «в домике» (скрестите руки на груди).

- Поднимите руки те, кто хотел бы поменять свою надпись на другую . На какую и почему?

Упражнение 2. «Починка летающей тарелки» (по кругу)

Цель : повышение сплочённости группы, умение сотрудничать и быть лидером.

Не все инопланетяне смогли прилететь на Землю на праздник Мира. Нужно починить 3 НЛО. Протянем нить через каждого игрока, свяжем её в круг. Нельзя разговаривать, но нужно построить из нитки: треугольник, квадрат, овал. Если нитка порвётся, НЛО разбился…(тогда нужно предоставить детям ещё одну попытку с новой ниткой).

- Легко ли было выполнять задание? Почему ?

- Какую фигуру было делать проще ?

Упражнение 3. «Идеальный мир» (по кругу, не повторяясь)

Цель : развитие творчества и нравственности.

- Не повторяясь, придумайте, какие права могут иметь люди в идеальном счастливом обществе ? Проявите творчество, называйте всё то, что нравится (право носить всем длинные волосы, право обедать сладким). При паузе в 10 секунд (ведущий считает их молча, загибая пальцы на руках), человек отправляется в центр круга - «учиться в школу». Придумав ответ, он имеет право в любой момент назвать его и встать в общий круг. Кто не смог этого сделать, тот выбирает себе «учителя», который за него даст ответ, потом весь день будет опекать своего «ученика», приглашать поиграть, напомнить о времени обеда, чистых руках и т.д.

- Как вы думаете, какие права могут быть не очень полезны человеку (обедать сладким)?

- Командир отряда, выбери 5 наиболее важных прав для жителей твоей планеты из перечисленных ребятами. Можешь воспользоваться помощью заместителя.

Упражнение 4. «День рождения» (в пространстве)

Цель

Задание необычное. Нужно опросить, когда у кого день рождения, и по возможности запомнить . Времени будет дана 1 минута, разрешено свободно перемещаться по залу, соблюдайте вежливость.

Задание командиру и его заму : командир отряда и его заместитель пишут свой прогноз : Зимой - … чел. Весной - … чел. Летом - … чел. Осенью - … чел.

Построимся в общий круг. Шаг вперёд пусть сделают те, у кого день рождения зимой . А вы думали, сколько вас всего в отряде?

- . А вы думали, сколько вас?

- Шаг вперёд пусть сделают те, у кого день рождения летом . А вы думали, сколько вас?

- Шаг вперёд пусть сделают те, у кого день рождения весной . А вы думали, сколько вас?

Вывод : у кого в отряде самая лучшая интуиция и самая высокая общительность? Насколько хорошо руководство знает своих подчинённых?

Упражнение 5. «Выпусти пар» (по кругу)

Цель : повышение сплочённости группы, преодоление конфликтов.

Чтобы меньше ссориться, надо знать, что не нравится другому человеку, и не делать этого! Каждый говорит, что ему мешает, на что он сердится, обижается, чего он не любит (1-2 ответа, можно повторяться).

- Какие ответы повторялись ?

- Командир отряда, сделай, пожалуйста, вывод о том, чего не любит твой отряд , чего нельзя делать в твоём отряде.

- Повторяем все вместе обещание: «Я обещаю… » (Перечислить в позитивной форме 5 правил. Например, вместо не люблю когда обманывают, сказать «Я обещаю говорить правду»).

- Скажите по вашему мнению, кто идеальный гражданин в вашей группе ?

Упражнение 6. «Многообразие Вселенных» (по кругу)

Цель : показать учащимся многообразие самопрезентаций, уникальность личности каждого человека.

Есть такое выражение, что каждый человек – это целая Вселенная, то есть уникален, неповторим, многообразен. Сейчас каждый из вас станет кем-то другим. Вам нужно будет превратиться в другого, но сохранить при этом свою индивидуальность. Итак, продолжите моё предложение так, чтобы полностью самовыразиться .

  1. Я - стакан воды...
  2. Я - прекрасный цветок...
  3. Я - кусочек тающего льда...
  4. Я, словно рыбка...
  5. Я - песенка...
  6. Я, словно буква «ю»...
  7. Я - тропа...
  8. Я ветер...
  9. Я - скала...
  10. Я, словно муравей...
  11. Я, словно светлячок...
  12. Я интересная книжка...
  13. Я - лампочка...
  14. Я - доллар...
  15. Я – мышь...
  16. Я - желтый лист...
  17. Я - вкусный завтрак...
  18. Я - кусочек пластилина
  19. Я - луч...
  20. Я - остров...
  21. Я - формула...
  22. Я та машина, которая…
  23. Я словно осень…
  24. Я краска…
  25. Я та картина, которая…

Обсуждение .

- Поднимите руку, кому удалось выразить себя в упражнении ?

- Кому не удалось полностью самовыразиться, что вы чувствуете ?

- Чьи ответы запомнились? Почему ?

Вывод ведущего: В жизни очень важно быть самим собой! Если это не получается по какой-то причине, мы начинаем чувствовать дискомфорт.

Упражнение 7. «Праздничный салют» (в кругу)

Цель : сплочение, повышение единства группы.

Сейчас вы станете одним большим салютом. В честь дружбы во всём мире и дня именинника запланирован праздничный салют. Возьмитесь все за руки и выполняйте мои команды.

Салют 1: руки вперёд, голову вправо, спинку прогнули назад, сильнее .

Салют 2: руки назад, корпус вперёд, голову вниз, правая нога назад, полуприсядьте, встаньте, присядьте, встаньте .

Салют 3: левая нога вперёд, правая назад, осторожно мотаем руками вперёд-назад, не сбиваясь с ритма рук, в прыжке поменяйте ноги .

Салют 4: руки кверху, двигайте руками влево-право, корпусом вращайте влево-вправо, остановитесь, 3 раза подпрыгните как можно выше 1-2-3 .

Молодцы, салют получился на славу.

- Кому какой салют понравился больше ?

Тренинговое занятие в отряде №2 «Планета людей»

Упражнение 1. «Что важнее?» (по кругу)

Цель : нравственное воспитание участников группы.

Представьте, что мы живём на идеальной планете. Что важнее на идеальной планете: быть справедливым, добрым или воспитанным? Выберите один вариант ответа.

- Кто выбрал справедливость

- Кто выбрал воспитанность , сделайте шаг вперёд. Обоснуйте свой выбор.

- Кто выбрал доброту , сделайте шаг вперёд. Обоснуйте свой выбор.

Вывод ведущего : Хорошо, что вы выбрали все три варианта ответа! Это означает, что вы можете построить счастливое общество, идеальную дружбу. На мой взгляд, важнее всего быть добрым, потом воспитанным, потом справедливым. Быть добрым – значит всегда оставаться человеком, уметь прощать людей. Главная война – выбор между добром и злом, где добро должно победить. Справедливость – это Фемида с завязанными глазами и мечом – означает «судить беспристрастно», но всё-таки судить.

Упражнение 2. «Доброе зеркало» (в парах, по принципу «карусели»)

Цель : повышение сплочённости группы, умение оказать поддержку.

Сейчас мы узнаем, кто умеет быть добрым, а кто нет. Рассчитаемся на «человек-зеркало». «Человек» делает шаг вперёд, образует внутренний круг, разворачивается лицом и встаёт напротив своей пары - «зеркала». По сигналу ведущего «человек» 15 секунд говорит о своих недостатках, всячески критикует себя. По сигналу, следующие 15 секунд «доброе зеркало» утешает, хвалит, оправдывает первого участника. Внутренний круг неподвижен, а внешний круг делает переход на 2 шага вправо. Люди и зеркала меняются ролями. Игра повторяется 4-8 раз. Далее все встают снова в один общий круг для обсуждения.

- Что было проще, критиковать себя или оправдывать других (по кругу)?

- Поднимите руки те, кого плохо оправдывали. Исправим сейчас эту ошибку, скажем что-нибудь приятное человеку.

- Поднимите руки те, кому попалось «доброе зеркало» . Назовите имена этих ребят, они умеют поддержать в трудную минуту.

Упражнение 3. Игра «Сцепиться взглядами» (в круге)

Цель : повышение сплочённости группы, установление контакта.

На нашей идеальной планете идут выборы. Должности получат только те, кто сможет образовать с кем-то пару. Условия игры: все стоят неподвижно в кругу, по команде ведущего каждый должен молча одними глазами найти себе пару, сцепляясь взглядами . Играем 3 раунда, и если вы сможете за 3 раунда образовать 25 пар, то выборы прошли удачно, ваше государство можно считать передовым, цивилизованным. Пары считают после каждого раунда, участники меняются местами.

Вывод ведущего: о том, хватает ли группе сплочённости, умеют ли её члены эффективно взаимодействовать друг с другом.

Упражнение 4. «Выбери профессию» (по кругу)

Цель : повышение сплочённости группы, установление контакта, развитие творчества.

Представьте, что на нашей идеальной планете можно работать всем, кем захочешь! Кем хотите стать? (можно повторяться) Почему?

Обсуждение.

- Какие ответы повторялись ?

- Чей выбор вас удивил или запомнился ?

- Кто хочет изменить свой выбор ?

- Самая полезная, необходимая профессия из названных ?

Вывод ведущего: Все профессии важны, нужно уважать любой труд!

Упражнение 5. «Мои обязанности» (по кругу, в круге)

Цель : принятие обязанностей.

Расскажите о своих обязанностях на вашей идеальной планете, начиная словами «Я буду должен…» (Что делать? Как себя вести?). Повторять ответы за другими нельзя.

А сейчас я открою вам небольшой секрет: «Когда вам не очень хочется что-то делать, а надо, нужно «я должен» заменить на «я могу», и тогда у вас появятся силы справиться с нужным делом!» Проверим. Сейчас хором по моей команде каждый 10 раз вполголоса скажет «Я могу… (свой вариант ответа)» , и запрограммирует себя на успех.

Упражнение 6. «Место отдыха» (по кругу)

Цель : развитие творчества, создание хорошего психологического климата.

Сейчас мы отправимся в путешествие. Куда? Неизвестно. Первый человек придумывает место (смешное, необычное), а трое человек по очереди говорят, какие предметы возьмут с собой туда (что там им нужнее всего) с объяснением причины, почему именно это . И т.д. Например, отправляю вас на лианы в Африку.

Обсуждение .

- Какое место отдыха вам показалось самым смешным, интересным ?

- Какие предметы понравились ?

Вывод ведущего : о том, кто был самым креативным в группе.

Упражнение 7. «Перевоплощение» (по кругу)

Цель : раскрепощение, создание хорошего психологического климата.

Каждому на ухо говорят, какое он животное или птица, потом по команде ведущего, за 3 минуты все должны найти своё семейство. Не разрешается говорить и издавать любые звуки. Ищем молча. Всё что вы можете – изображать пантомимикой указанного вам зверя или птицу.

Поросёнок

Лошадь

Крокодил

Курица

Воробей

Змея

Обсуждение .

Узнать, где какое семейство. Кто попал не в свою семью? Почему? Кто быстро нашёл свою семью? Почему?

Вывод ведущего : кто быстро нашёл своё семейство, тот раскрепощён телесно, не скован. Остальным надо потренироваться быть более расслабленными.

Желаю вашему отряду оставаться большой, дружной и крепкой семьёй, победить в общелагерной борьбе!

Предварительный просмотр:

Тренинговые занятия в лагере «Акварельная страна»

Разработала Кочкина Э.А., педагог-психолог

МБОУ «Гимназия» г.Арзамаса

Участники: дети школьного оздоровительного лагеря 1-6 классов.

Количество участников в группе : по 25-30 человек.

Время занятия : примерно 45 минут.

Цель : сплочение группы и обеспечение условий для личностного роста каждого участника группы.

Занятие №1 «Разбуди фантазию»

Вступительное слово ведущего : - От какого слова произошло слово «тренинг»? (тренироваться) Сегодня мы будем тренировать свое воображение.

Упражнение 1. «Воображаемый рисунок» (по кругу)

Цель : знакомство участников, развитие воображение и памяти.

Нужно создать общий рисунок, красивый и интересный. Но не с помощью кисточки и карандаша, а с помощью слов.

«Меня зовут … Я беру лист и рисую на нем …»

Через 4-5 человек говорить «Стоп», и задавать задание «Назови имена последних 4-5 художников и вспомни, что они рисовали».

Вывод ведущего . Отвечает на вопрос: какой получился общий рисунок? Какой отряд (веселый, любящий путешествовать, животных…)?

- Как назовем рисунок?

Капитан, выбери любое название из предложенных отрядом.

Упражнение 2. «Какой ты художник?» (по кругу, с правом отказа от роли водящего)

Цель : раскрепощение участников, пробуждение лидерских качеств.

Желающие рисуют в воздухе воображаемой кистью любой предмет. Остальные участники отгадывают . Если быстро угадают, то художник – очень хороший. Скрещенные на груди руки – знак отказа от роли художника. Выбор лучших «художников».

Упражнение 3. «Цветная команда» (смешанные команды)

Цель : тренировка умения работать в команде, создание ситуации для проявления лидерских качеств.

Поделимся на две команды (примерно равные), 1- у кого есть красный цвет в одежде, 2- у кого есть желтый цвет в одежде. Проведем соревнование. Встаньте в два круга, выберите одного человека, который будет стоять в центре круга.

- Поднимите руки те, кто родился летом? (Человек в центре круга подсчитывает количество поднятых рук, докладывает ведущему)

Побеждает та команда, в которой больше всего тех, кто родился летом.

- Поднимите руки те, у кого дома есть любое домашнее животное.

- Поднимите руки те, кто очень любит урок математики.

- Поднимите руки те, кто сегодня в носках.

Поднимите руки те, кто умеет плавать.

Вывод ведущего . Со счетом …. Победила команда …

Снова поделимся на команды – Зеленых, Белых и Черных (по счету). Снова выберем главного в центр круга . А теперь каждая команда за 1 минуту придумывает 2 вопроса, которые бы принесли ей победу, т.е. большинство поднятых рук в своей команде.

Вопросы от команд.

Вывод ведущего . 1) Со счетом … победила команда… Мне понравилась работа всех команд. 2) В первом случае, команда (Красных, либо Желтых) проиграла несправедливо, т.к. была заведомо малочисленной. Во второй раз была подготовка! Ваш отряд будет выигрывать только тогда, когда все будут активны, подготовлены, когда вы вместе, когда вас много – вы сила. Будьте дружными!

Упражнение 4. «Проверка командира и его заместителя»

Цель: изучение сплочённости группы и правильности выбора отрядного актива.

- Чтобы отряд выигрывал , нужно самим быть сплоченными и иметь хорошего командира. Проверим, насколько командир умеет чувствовать свой отряд. Для этого командиру и его заместителю надо угадать, какой цвет самый любимый в отряде. Они на листках бумаги напишут по 2 варианта ответа (дать два листка и две ручки).

- Опрос по кругу «Мой самый любимый цвет».

Вывод ведущего . Сравним совпадения, у отряда самыми любимыми оказались цвета … Их ли указали командир и его зам?

Дополнительное тренировочное задание в случае неудачи .

Командир и заместитель, выведите в центр круга 5 человек, назвавших желтый цвет любимым. Допускается 5 исправлений.

Варианты вывода ведущего : 1. У вас отличный командир и заместитель! 2. У вас хороший командир и заместитель, но вы должны помогать им, самим быть организованнее. 3. Командиру и его заместителю бывает с вами трудно, потому что все вы разные, старайтесь быть послушными и дружными, не ссорьтесь друг с другом.

Упражнение 5. «Капитан» (сидя на полу)

Цель : осознание в себе ресурсов к лидерству, повышение уверенности в себе, ответственности за свою жизнь.

Инструкция ведущего. Расслабьтесь. Дышите ровно, глубоко, медленно... Представьте себе комнату: длинную, пустую и светлую... Вы входите в комнату и ощущаете ее огромные размеры... Она такая большая, длинная, высокая... И вы кажетесь себе в ней маленьким... Вы замечаете в углу лестницу, которая круто идет наверх... Вы поднимаетесь по ней, ваши ноги ощущают твердость ступеней, их крутизну... Вы чувствуете, что вам тяжело подниматься по этой лестнице... Но вы настойчиво поднимаетесь наверх и видите отверстие в потолке, через которое льется яркий солнечный свет... Поднявшись, Вы видите перед собой безбрежное синее море... много света и солнца. Дует свежий морской ветерок... Прямо перед вами стоит белый прекрасный корабль... Вы видите свежий лак на его деревянных частях... Вы ступаете на палубу этого корабля... чувствуете, как она раскачивается на волнах... Вы замечаете две или три мачты... Смотрите на них... видите паруса, наполненные ветром... Корабль чистый и красивый... Вам всё здесь нравится... Вы думаете: Кто же ведет этот корабль? И видите рубку, где стоит капитан в белой фуражке... Он стоит у руля... Вы подходите к нему... И происходит нечто удивительное: вы видите, что он снимает фуражку, кладет ее на палубу, подходит к борту и... прыгает в воду, машет вам рукой, и вы слышите его голос: «Корабль - твой... Я оставляю его тебе...» Это ваш корабль... Вы можете сами выбирать, что делать... Можете спуститься вниз и предаться сладкой лени... Можете выпустить руль из рук... А можете взять штурвал в свои руки... Вы берете капитанскую фуражку, надеваете ее на свою голову... становитесь за штурвал... Вы стали капитаном этого корабля... Вы ведете его к своей цели через шторм и бурю навстречу солнцу и людям... Берите на себя ответственность за свой курс! Ведите свой корабль уверенно! Имя вашего корабля - жизнь... Вы спокойны, красивы, уверены... Вы свободны... Вы - хозяин своей жизни.

Обсуждение .

Кто как вёл себя за рулём?

Упражнение 6. «Карусель»

Цель : организация конструктивного взаимодействия в паре, развитие коммуникативных навыков.

- Разделимся на два круга по считалочке «ЧАЙ, КОФЕ». Внутренний круг неподвижен. Внешний будет по моей команде перемещаться на 1 шаг вправо. Сейчас встаньте в круг парами, лицом друг к другу, поднимите руки домиком.

- За 15 сек расскажите друг другу о своих любимых занятиях. (Звон колокольчика, означающий переход хода на одного человека вправо.)

- Сделайте комплимент друг другу .(2 хода)

- Пожелайте друг другу что-нибудь приятное. (2 хода)

- Представьте и скажите, кем мог быть в будущем по профессии ваш собеседник ? (2 хода)

- Какой подарок вы бы подарили друг другу на день рождения ? (2 хода)

- Чем вкусным поделились бы друг с другом? (2 хода)

(варианты более сложных вопросов : Ради чего ты живёшь на этом свете? Какие черты в себе считаешь самыми яркими? Что ты делаешь очень хорошо? Какие недостатки ты осуждаешь в человеке? Предположи, какие достоинства есть у твоего собеседника? Какой имидж подойдёт твоему собеседнику? Что тебе нравится в собеседнике более всего ?)

Встанем в общий круг. Обсуждение .

- Поднимите руки, кому сделали очень хороший комплимент. Кто хочет его озвучить? (кто не хочет, закрывает руки замком на груди)

- Поднимите руки, кому понравилась профессия, которую ему предложили. Кто хочет назвать ее вслух ?

- Кто остался недовольным подарком ?

Варианты выводов ведущего . 1.Когда все довольны подарком – это замечательно! Значит, вы не обижаете друг друга, умеете делать добрые дела. 2. Если кто-то недоволен подарком, то по его выбору любых 3-4 человека ему что-то вновь «дарят» и он выбирает себе 1 подарок, а ведущий делает акцент на том, что злые слова ранят человека, их надо избегать в общении, чтобы стать отрядом-победителем.

Упражнение 7 . « Пожелание отряду» (по кругу)

Цель : создание позитивной атмосферы общения в группе.

- Что каждый хочет пожелать своему отряду? (одним словом, можно повторяться.)

Спасибо всем за работу!

Занятие №2 «Я, ты, мы»

Упражнение 1. «Диалог» (по кругу).

Цель : привлечение внимания к творчеству как средству борьбы с плохим настроением.

Как вы думаете, чем людям приятнее заниматься: петь, танцевать или рисовать? Выберите один вариант ответа.

Кто выбрал «петь», объясните почему петь приятнее.

Кто выбрал «танцевать», объясните почему танцевать приятнее.

Кто выбрал «рисовать», объясните почему рисовать приятнее.

Вывод ведущего. Правы все. Если вам грустно, то лучше всего помогает избавиться от плохих мыслей – рисование! Танцы дают человеку бодрость, красивую осанку. Пение прибавляет уверенности в себе. Поэтому пойте! Танцуйте! Рисуйте!

Упражнение 2. Игра «Самый наблюдательный»

Цель: тренировка сенситивной наблюдательности.

Ход игры: 1. В центре круга ставят водящего с вытянутой рукой. Он закрывает глаза, раскручивается, после слова «стоп» останавливается, таким образом, наугад выбрав себе пару. 2.Смотрит 5 секунд на партнера, затем отворачивается и отвечает на 2 вопроса ведущего. 3. После встает на место партнера, а партнер становится водящим. 4.Игру проводят 7-9 раз.

Вопросы ведущего :

1. Есть ли у этого человека в одежде желтый (красный) цвет?

Какого цвета у него глаза?

2. Что у него ногах: шлепки, кроссовки или босоножки?

Выше или ниже он тебя ростом?

3. Пришел ли он сегодня в кепке?

Есть ли у него на лице яркая родинка?

4. Есть ли у него какие-нибудь украшения на руке: кольца, часы, браслеты?

Вьются ли у него волосы?

5. Какой у него примерно размер ноги?

Есть ли в его одежде черный (серый) цвет?

Усложним задание . Теперь надо будет угадывать чувства и желания другого человека.

6. Какое у него настроение?

Хочет ли он сейчас пить?

7. Любит ли он играть в догонялки?

Сколько человек друзей у него в отряде?

8. Хочет этот человек с тобой дружить?

Назови 2-3 черты его характера.

9. Что он выберет: игру в шахматы или игру в шашки?

Чем он увлекается?

Варианты вывода ведущего . Вы хорошо знаете друг друга (очень хорошо или недостаточно).

Упражнение 3. Игра на скорость (по кругу)

Цель : развитие скорости мыслительных процессов.

- Что может быть голубым?

10 сек на обдумывание, повторяться нельзя. Если не ответил, то «сгорел» и нужно встать в центр круга. Если, например, была названа «рубашка», то ведущий обобщает - «одежда», и уже нельзя называть другие предметы одежды.

Чтобы спасти «сгоревших», надо кому-то из отряда за них придумать правильный ответ на задание. Только тогда «сгоревшие» встанут в общий круг.

Упражнение 4. «Семья» (в пространстве)

Цель : повышение сплочённости группы.

Сейчас мы с вами будем объединяться в семьи. Но сначала рассредоточимся по всему пространству зала.

Количество человек в семье объявляет ведущий. Семья должна встать в круг и обняться, и лишних людей к себе не брать !

Объединитесь в семьи по 3 человека.

Объединитесь в семьи по 6 человек.

Объединитесь в семьи по 9 человек.

Объединитесь в семьи по 5 человек.

Объединитесь в семьи по 7 человек.

Объединится в семью из 27 человек (по количеству членов отряда, воспитателей, вожатых).

Замрите! Скажите, кому неудобно? Встаньте поудобнее.

Вывод ведущего : у каждого человека должно быть своё место в общем доме! Каждый должен встать так, как ему удобно, комфортно, и не мешать при этом комфорту другого. В коллективе важно занять своё, правильное место!

Упражнение 5. «Цветовые ассоциации» (по кругу).

Цель : изучение единства группы.

- Знаете ли вы, что такое ассоциация? Это первая мысль, что пришла к вам в голову.

- Сейчас первый человек скажет свою ассоциацию на слово «отряд», второй – на названную ассоциацию, и так по кругу . Можно называть любые слова, в том числе прилагательные и глаголы. Начинаем.

Пример. Отряд – дружный – веселый – лето – пруд – плавать - …

Вывод ведущего . Анализирует, что ждет отряд в течение лагерной смены (скука или веселье, деятельность или созерцание). Констатирует факт: есть ли единство в отряде (последняя ассоциация, она ключ к первой, т.е. к слову «отряд», и в идеале должна быть позитивной).

Упражнение 6. «Сказка про отряд».

Цель : раскрытие творческих способностей участников и создание позитивной атмосферы общения.

- Сочиняем по очереди по одному предложению про отряд . Но сначала предложите название будущего рассказа. Командир отряда выберет заголовок.

Можно пройти 2 и 3 круга, если творческие способности участников развиты хорошо.

Вывод ведущего : Определяет жанр получившейся сказки (ужасы, комедия, скучное повествование и т.п.)

Упражнение 7. «Искорка дружбы» (в кругу)

Цель : создание группового единства.

- Встанем в общий круг. Возьмемся за руки. Командир отряда правой рукой посылает искорку дружбы, для этого тихонько сжимает руку соседа . Сосед, приняв искорку, сжимает руку командира в ответ, передает ее дальше, сжимая руку второго соседа, и т.д. Искорка должна вернуться к командиру, и он нам доложит об этом.

- Пускаем вторую искорку дружбы (не дожидаясь, пока пройдет круг). Третью . И четвертую .

- Не размыкая рук, поднимем их кверху. Покачаем медленно искорку дружбы на волнах . Следите, чтобы не было столкновений.

- Опустите руки вниз, и раскачайте искорку движениями вперед-назад . Следите, чтобы все получалось дружно, одновременно.

- Выставите руки вперед перед собой, снова покачайте искорку .

- Руки над головой, вверху. Последний раз качаем руками, разжимаем их и резко опускаем вниз, потрясите руками . Теперь мы объединены с вами нитями дружбы. Берегите дружбу в отряде и в жизни своей.

Спасибо всем за работу!

Предварительный просмотр:

Тренинговые занятия в лагере «Весёлый турист»

Разработала Кочкина Э.А., педагог-психолог

МБОУ «Гимназия» г.Арзамаса

Участники: дети школьного оздоровительного лагеря 1-6 классов.

Количество участников в группе : по 25-30 человек.

Время занятия : примерно 45 минут.

Цель : сплочение группы и обеспечение условий для личностного роста каждого участника группы.

Вступительное слово ведущего . - От какого слова произошло слово «тренинг»? (тренер, тренировка) Мы с вами будем тренировать сплочённость своего отряда. Запомните правила , по которым мы с вами будем общаться: 1. Говорить можно только по разрешению тренера. 2. Нельзя перебивать друг друга. 3. Нельзя смеяться над ответами друг друга, это подло.

Упражнение 1. «Выбор» (Все стоят в кругу, отвечают по цепочке)

Цель : настрой на работу, установка на взаимопомощь в группе.

- Кого лучше всего брать в поход: опытных, крепких или надёжных ? (Отвечают по очереди)

- Сделайте шаг вперёд те, кто выбрал крепких . Обоснуйте свою точку зрения. (Как быть с теми, кто слабый? Если кто-то устал в пути или ранен, то с ними должен остаться весь отряд или часть отряда? На самом деле, закон туриста гласит, что весь отряд должен идти в том темпе, на который способен самый слабый участник или раненый)

- Сделайте шаг вперёд те, кто выбрал опытных . Обоснуйте свою точку зрения. (Без опытного человека в поход лучше не ходить, иначе рискуешь своим здоровьем)

- Сделайте шаг вперёд те, кто выбрал надёжных . Обоснуйте свою точку зрения. (Очень важно, чтобы половина отряда выбрала надёжных, это признак того, что отряд это прошёл испытание. Опытные и крепкие не всегда бывают хорошими людьми, а вот надёжные никогда не предадут, не бросят друга в беде)

Какими должны быть ребята в вашем отряде, чтобы победить в общелагерной борьбе?

Вывод ведущего : Правильный ответ - надёжными! Тогда группа будет сплочённой, единой, дружной.

Упражнение 2. «Единство» (в кругу)

Цель

Начиная с командира, по цепочке влево передайте хлопок.

Теперь передайте хлопок, но гораздо быстрее. (Считают количество ошибок, допущенные отрядом. Разрешается сделать 2-3 попытки.)

Командир, по цепочке вправо передай какой-нибудь хлопковый ритм . Быстрее.

Передайте ритм ногами.

Вывод ведущего : оценивает, насколько группа дружная и организованная и выявляет ребят с низкой саморегуляцией.

Упражнение 3. «Чем я полезен отряду?» (по цепочке)

Цель : овладение искусством самопрезентации, самораскрытие в группе.

По цепочке продолжите фразу: « Я хочу быть в нашем отряде, потому что я …»

После каждого ответа ребёнка, командира спрашивают, нужен ли этот человек в отряде? Если тот отвечает «У нас уже есть много ребят с такими умениями, качествами», то ребёнок ищет в себе другие полезные умения или качества, в трудных случаях другие ребята помогают найти в нем хорошие качества, полезные для отряда.

Упражнение 4. «Испытания» (по пятёркам)

Цель : формирование чувства принадлежности к группе, ответственности за команду, лидерских качеств.

В походе вас ждёт 5 испытаний. Задача: преодолеть их и дойти до места привала .

Ведущий отсчитывает по порядку по 5 человек из группы для каждого задания (из расчёта 5 заданий на отряд из 25 человек). Если член команды выполняет задание с ошибками, то другой член команды его «спасает» (доходит до места, где произошла ошибка, протягивает товарищу руку). Если вся команда ошибалась, то капитан (или его заместитель) выполняет задание сам и тем самым «спасает» команду.

  1. Пройти через «болотные кочки». 5 человек из отряда в походе заблудились на болоте. Чтобы вернуться в лагерь, им надо пройти по болотным кочкам и не утонуть («кочки» - половинки листов бумаги А4, расположенные друг от друга на расстоянии - 1м, достаточно приготовить 4-5 «кочек», «кочки» от прыжков детей могут смещаться, и поправлять их на прежнее место не нужно).
  2. Пройти «ночью» по канату. 5 человек из отряда ночью заблудились в лесу. Чтобы вернуться в лагерь, им нужно пройти по канату над пропастью и не упасть. (Ребята идут с завязанными глазами по начерченной полосе в 3 метра, должны точно ставить ногу на линию. Иначе – упадут в «пропасть». Командир или выбранный им другой участник должен словесно направлять игрока. В случае «падения» игрока, тот приседает на конце полосы и ждёт, когда до него дойдёт следующий участник и протянет ему руку. Если тот тоже «падает», то они уже вдвоём сидят на корточках и ждут спасения).
  3. Время привала и отдыха. Закатить мяч в «ворота» Настало время отдохнуть. Например, поиграть в футбол. («Ворота» ноги командира, расставленные на ширине 20см, расстояние до ворот – 2м. Нужно закатить мяч диаметром 10см в «ворота». Отводится по 2 попытки на человека и считают количество забитых голов).
  4. Дождь. Закинуть коробок спичек в «корзинку-кулёк», которую держит капитан. Детям объявляют, что начался дождь и спрашивают, что надо особенно спасать туристу во время дождя. Правильный ответ - спички. (Командир держит кулёк из бумаги А-4 или маленькое ведёрко, а участники стараются закинуть в него коробок спичек. Расстояние – 1,5м, у туриста есть 2 попытки. Подсчитывается количество коробков спичек, спасённых от дождя. В случае неуспеха успокаивают отряд, что даже 1 коробка спичек им в походе хватит).
  5. Замри, змея! Стоять на левой ноге 30 секунд, не вставая на обе ноги . Произошло происшествие! Появилась ядовитая змея! Она укусит тех, кто не сможет продержаться 30 секунд на левой ноге. (Разрешается держаться друг за друга. Если кто-то из команды не удерживается, весь отряд выполняет это задание и спасает укушенного змеёй).

Упражнение 5. «На привале» (по цепочке)

Цель

Что делают туристы на привале? (Отдыхают, едят).

- По цепочке назовем съедобные грибы и ягоды, не повторяясь.

Если турист называет несъедобный гриб или молчит в течение 10 сек, то он либо «отравился», либо «упал в голодный обморок» и исключается из игры, попадая в центр круга.

Ведущий грустным голосом в конце игры уведомляет отряд, что проигравшие должны покинуть тренинговое занятие. Делает большую паузу. Дети должны догадаться предложить спасти своих друзей, называя новые съедобные грибы или ягоды. Ведущий радостно сообщает группе, что она прошла испытание в этом конкурсе!

Упражнение 6. «Полифония» (в малых группах)

Цель : рост доверия в группе.

Дети делятся на 3 группы по 8 человек, проговаривая по очереди слова: «крепкий, надежный, опытный». Каждой группе отводится своё место в пространстве кабинета. Группа встаёт кружком.

В центр каждого круга становится человек, закрывает глаза. Остальные синхронно выполняют команды ведущего:

Осторожно по очереди касаетесь его.

Вы вместе осторожно касаетесь его.

- Быстро несколько раз касаетесь его, как дождик.

Поглаживайте его, как делает это мама.

Достаточно.

В центре должен побывать каждый. Все работают организованно по команде ведущего. Ведущий каждый раз спрашивает: комфортно ли было находиться в центре? Какие ощущения испытывали? Откуда шли неприятные ощущения, почему они были неприятными? Призывает дарить радость друг другу, а не чувство дискомфорта.

Упражнение 7. «Карусель у костра» (в меняющихся парах)

Цель : развитие коммуникативных навыков.

Дети строятся в «Карусель». Для этого делятся на 2 группы по считалочке «Чай-кофе», стоя в кругу. «Чай» делает шаг вперёд и объявляется внутренним неподвижным кругом. «Кофе» объявляется внешним, подвижным кругом. «Чай» разворачивается лицом к «Кофе», образуются пары, пара держится за руки (чтобы увидеть, кто остался без пары). Если у кого-то из детей нет пары, то вожатый или воспитатель не участвуют в конкурсе.

Задание : Сейчас вы будете общаться друг с другом на тему «Самый-самый». Время общения 15 секунд, должны успеть высказаться оба человека в паре. Переход делаем по звонку, на 1 человека вправо.

Ты здесь самый … (2 перехода)

В твоей внешности у тебя самое красивое…(2 перехода)

С тобой приятно общаться, потому что ты…(2 перехода)

Мне нравится в тебе…(2 перехода)

У тебя очень хорошо получается…(2 перехода)

Я хочу тебе пожелать…(2 перехода)

Обсуждение в общем кругу: Поделитесь, что хорошего о себе услышали? (Опрос по кругу, нежелающие говорить закрываются в «домик», скрещивая руки на груди).

Упражнение 8. «Напутствие командира» (хором в кругу)

Цель

Задание командиру - дать 5 напутствий (пожелание, совет) своему отряду. Например, командир говорит: «Будьте… (дружными)!» Отряд хором отвечает: «Будем…(дружными)!»

Тренинговое занятие № 2 «Друзья в походе»

Упражнение 1. «Опрос» (по цепочке)

Цель : настрой на работу, озвучивание правил дружбы.

- Считаете ли вы себя дружной командой? Почему ?

- Как ведут себя ребята в команде ? (Это – правила дружбы)

Знаете ли вы всех по именам? Прокричите хором имя каждого по кругу .

Теперь вы готовы к походу!

Вопросы ведущего :

Какие имена встречались 1 раз?

А какие больше других?

Упражнение 2. «Собираем рюкзак» (по цепочке)

Цель : развитие быстроты мышления, взаимопомощи.

Каждый участник по цепочке должен сказать 1 слово – это вещь, которую он положит себе в походный рюкзак. Время на обдумывание - не более 10 секунд. Капитан должен следить за тем, что его отряд берёт с собой и, если не согласен, «выкидывает» лишнее, а человек, предложивший это, временно выбывает из игры. Чтобы включить его снова в игру, в конце он сам исправляет себя, либо берёт помощь у отряда: ребята называют несколько предметов, он выбирает 1 понравившийся ответ.

Вывод ведущего : проводит анализ, насколько полезным оказался в походе собранный участниками рюкзак.

Упражнение 2. Пантомимика «В походе я умею делать так...» (участие по желанию)

Цель : раскрепощение, снятие психологических барьеров в общении.

Желающие показывают, какое полезное дело они сделают перед походом или в походе для отряда. Остальные – отгадывают, с 3-5 попыток. Если не отгадали, то объявляется, что хорошее намерение, к сожалению, не стало делом…

Вывод ведущего : Важно уметь быть убедительным, чтобы люди понимали тебя, чего ты хочешь и следовали за тобой.

Упражнение 3. Игра «Костёр и дрова» (в кругу)

Цель : развитие организованности и умения чувствовать друг друга.

Водящий выходит за дверь. Ребята договариваются между собой, кто будет задавать движения, которые все будут копировать. Водящий угадывает , наблюдая за отрядом в течение 10-15 секунд, от кого оно идет, «кто же подкидывает дрова в костер?» Есть 3 попытки.

Примерный вывод ведущего : Если водящий не угадал, то группа – молодец, слаженно работает, дружно. Если угадал, то человек очень наблюдательный.

В идеале водящий должен не сразу угадать зачинателя движения, если коллектив дружный. Играют 5 раз.

Упражнение 4. Испытание капитану и его заместителю «Время обеда» (по цепочке)

Цель : проверка деловых качеств командира и его заместителя.

Капитан и его заместитель должны угадать, что из предложенного отряд предпочтёт съесть с наибольшим удовольствием: 1. Уха. 2. Печеная картошка. 3. Жареный хлеб.

Капитан и его заместитель делают свой выбор письменно, указывая номер предполагаемого ответа. После чего опрашивается каждый член отряда, что он предпочтёт из указанных блюд съесть на обед. Голоса подсчитываются, определяется самый частый ответ. После чего их сверяют с ответами капитана и его заместителя.

Выводы ведущего : Делается вывод о том, насколько успешно осуществляется руководство отрядом. Если капитан ошибся, то отряд призывают помогать своему капитану, чтобы выигрывать в лагерных соревнованиях. Если капитан угадал, то отряд поздравляют с тем, что у них замечательный командир, который сможет привести их к победе.

Упражнение 5. «Отдых на привале» (в неравных группах)

Цель : умение слаженно работать маленькой группой.

Отряд по цепочке озвучивает свой выбор: в какую игру каждый предпочтёт играть на привале: 1. Бадминтон. 2. Волейбол. 3. В собачку? После этого отряд делится на 3 неравных группы. Каждая команда должна хором, не репетируя, проговорить 2 раза свою скороговорку:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку;

На дворе трава, на траве дрова;

Карл у Клары украла кораллы.

Потом весь отряд дружно говорит все 3 скороговорки.

Упражнение 6. «Друзья в походе» (по тройкам)

Цель : проведение социометрического выбора, коррекция статуса отдельных детей.

Все отвечают по кругу, на один и тот же вопрос отвечают по три туриста, не повторяясь . Потом задаётся второй вопрос следующей тройке туристов, здесь уже ответы могут совпадать с ответами из первой тройки. И т.д. Принять участие в опросе должен каждый, поэтому ребят можно объединять и по 2, и по 3, и по 4-5 человек, в зависимости от численности группы.

Вопросы для троек:

  1. - С кем бы ты пошел собирать хворост для костра?
  2. - Кто быстрее всех разведет костер?
  3. - Кто натаскал бы воды для обеда?
  4. - Кто наловил бы рыбу для ухи?
  5. - Кому бы доверил приготовить уху?
  6. - С кем пошел бы ставить палатку?
  7. - Кто быстрее разведет костер?
  8. - Кто помоет посуду, не утопив ее?
  9. - Кто будет поддерживать ночной костер?

Вопросы для анализа в кругу:

Поднимите руку те, кого назвали 3 раза и более. Вы – сами опытные туристы в отряде.

Сделайте шаг вперед те, кого ни разу не выбрали.

Отряд, почему вы не выбрали этих ребят?

Что можно каждому поручить?

Что ты бы сам хотел сделать для отряда?

Похлопаем ребятам, что они тоже полезны своему отряду!

Упражнение 7. Карусель «Какой Я?» (в меняющихся парах)

Цель : организация обратной связи между детьми.

Дети строятся в «Карусель». Для этого делятся на 2 группы по считалочке «Чай-кофе», стоя в кругу. «Чай» делает шаг вперёд и объявляется внутренним неподвижным кругом. «Кофе» объявляется внешним, подвижным кругом, который будет делать переходы. «Чай» разворачивается лицом к «Кофе», образуются пары, пара держится за руки (чтобы увидеть, кто остался без пары). Если у кого-то из детей нет пары, то один вожатый не участвует в конкурсе.

Задание : Сейчас вы будете общаться друг с другом. По 10-балльной системе вам надо будет честно оценить качества своего партнёра. Постарайтесь запомнить по какому качеству вы получите свой наибольший балл! Время общения 15 секунд, должны успеть высказаться оба человека в паре. Переход делаем по звонку, на 1 человека вправо.

Вопросы для общения :

Насколько баллов он веселый? - смелый? - добрый? - ловкий? - выносливый? - надежный?

Изобретательный? - заботливый?

Обсуждение в общем кругу : по какому качеству вы получили свой наибольший балл? С какой оценкой не согласны?

Упражнение 8. «Давай пожмём друг другу руку!» (свободное перемещение)

Цель : завершение занятия на позитивных эмоциях.

За 1 минуту пожать руку как можно большему количеству людей в отряде. Помните, что рукопожатие должно быть добрым!

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Тренинговые занятия в лагере «Русичи»

Разработала Кочкина Э.А., педагог-психолог

МБОУ «Гимназия» г.Арзамаса

Участники: дети школьного оздоровительного лагеря 1-6 классов.

Количество участников в группе : по 25-30 человек.

Время занятия : примерно 45 минут.

Цель : сплочение группы и обеспечение условий для личностного роста каждого участника группы.

Тренинговое занятие №1 «Сказочная тропинка»

Упражнение 1. Введение в игру (по кругу и по желанию)

Цель: погружение в эпоху русичей.

- (ответы по желанию) В древней Руси русичи верили в предания и поклонялись Богу Солнца Ярило. Как вы думаете, почему? (1. боялись грозных сил природы, 2. не могли объяснить некоторые явления природы, так как не было науки, 3. от солнца зависел урожай, поэтому ему поклонялись).

- (ответы по кругу) Каких сказочных существ вы знаете? (Кощей, Баба-Яга, Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная, Иван-царевич, Иванушка-дурачок, щука, лиса, медведь, заяц, серый волк, жар-птица, Сивка-Бурка, Петушок золотой гребешок, царь Додон, царевна-лягушка, чёрт, гномы, колдунья, ведьма, Кикимора болотная, Леший, Водяной, оборотень, домовой, леший, сладкоголосые сирены, русалки, старичок-лесовичок, и др.).

- Как вы думаете, каких героев больше (положительных или отрицательных ? (поровну) Почему? (потому что добро всегда борется со злом, и эти две силы равные, зло чуть послабее, так как добро побеждает!)

Упражнение 2. «Мой герой» (по кругу)

Цель: познакомить ребят друг с другом, поиск самоидентификации.

- «Меня зовут…(имя). Я хотел бы быть в сказке…(кем?), потому что…(причина?)»

Обсуждение .

- Какие герои повторялись? Как вы думаете, почему? (они положительные, сильные, добрые)

- Чей выбор вас удивил?

- (по кругу) Кто хочет поменять себе героя на другого? Кто не хочет менять, тот пусть скрестит на груди руки домиком.

Упражнение 3. «Как Иванушка-дурачок вызволял Василису Прекрасную из злого плена» (Испытание для вождя племени и его помощника, на сообразительность)

Цель: развитие лидерских качеств командира отряда и его помощника (умение принять правильное решение).

- Загадаю я вам двоим одну загадку. Отгадывайте. Можно дать 3 ответа. Если ошибётесь, то разрешается взять ещё 3 подсказки у ребят. Если и те ошибутся, то отгадывать всем отрядом.

1. Не вода, не суша – на лодке не уплывёшь и ногами не пройдёшь. Ответ: Болото.

- С кем будешь отгадывать вторую загадку? (командир выбирает двоих ребят к себе в круг)

2. Носит бабка снежную шапку. Каменные бока закутаны в облака. Ответ: Гора.

- С кем будешь отгадывать третью загадку? (можно поменять одного или всех двоих ребят)

3. Вот так чудо! Вот так диво! Как сорвался он с обрыва, Так уже который год всё никак не упадёт. Ответ: Водопад.

- Загадка всему отряду. Кто дал неправильный ответ, тот, скатился в овраг (выходит в центр круга и приседает на корточки). Кто же всех выручит, вытащит из оврага?

4. Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет. А нагрянет холод злой – Скинет с плеч её долой? Ответ: Лес

Упражнение 4. «Волшебный клубок». (Новое испытание вождю племени и его помощнику)

Цель: развитие лидерских качеств командира отряда и его помощника (умение принять решение) и повышение сплочённости всего отряда.

- Волшебный клубок ниток указывал вам путь-дорогу, но запутался. Вам нужно распутать клубок ниток, чтобы могли двигаться дальше . Отряд берётся за руки и запутывается, не размыкая рук. Задача командира и помощника – распутать путаницу.

- В каких сказках есть волшебный клубок ? (Про Елену Премудрую)

Упражнение 5. «Как Настенька растопила сердце Мороза» (Испытание для отряда)

Цель: создание хорошего психологического климата в отряде.

- Как Настенька растопила сердце Мороза? Почему он её не заморозил? Какой она была ? (кроткой, доброй, не грубила старшим по возрасту, уважительно и с почтением относилась к Морозу, убиралась у него по дому) Итак, это испытание на доброту.

А) «Передай тепло». По очереди, начиная с вождя (командира), не глядя в глаза, кладём руку на плечо соседа и передаём ему частичку своего тепла. Руку не убираем!

Б) « Передай улыбку ». Теперь касаемся плеча другого, и передаём ему свою улыбку, глядя в глаза около 3-5 секунд, после чего руку с плеча убираем.

В) « Передай пожелание ». Касаемся плеча, смотрим в глаза, и с улыбкой желаем что-нибудь хорошее человеку, называя его по имени.

Обсуждение .

- Какое упражнение тебе было выполнять приятнее, легче – 1-ое, 2-ое или 3-ье ?

Вывод ведущего : Есть люди открытые, есть люди закрытые. Чем выше ваш выбор номера упражнения, тем выше степень вашей открытости!

Упражнение 6. «Сила богатырей» (Испытание для отряда на силу и ловкость)

Цель : физминутка и активизация лидерского потенциала.

Вы будете выполнять мои задания, а я называть (либо касаться рукой) того, у кого оно лучше получилось.

А) Встаньте все в круг, повернитесь к центру спиной. Постарайтесь соединить руки за спиной в замок (правая рука сверху, левая снизу).

Б) Соедините руки в замок сзади, теперь левая рука сверху, а правая снизу.

В) Встанем лицом в круг. На счёт 3, не сгибая ног, нагнёмся и коснёмся всей ладошкой пола.

Г) Полуприсядем, руки вытянем вперёд. Кто так продержится 1 минуту?

Д) Нужно присесть и встать на одной ноге.

Вывод ведущего : кого я коснулась ладошкой хотя бы один раз, находится в хорошей физической форме! Остальным надо поработать над своим телом, чтобы оно стало боле подвижным, гибким, сильным.

Упражнение 7. Подведение итогов (по кругу, можно не отвечать, закрывшись домиком)

Цель : нравственное воспитание учащихся.

- Чему можно научиться из сказок? (дать 10 ответов на отряд)

  1. Быть добрым, ведь добро побеждает зло.
  2. Чтить и уважать старших.
  3. Не хвалиться, не кичиться, а то всё потеряешь или над тобой все посмеются.
  4. Не отчаиваться. Утро вечера мудренее, решение придёт!
  5. Не завидовать, а то совершишь много зла и будешь наказан.
  6. Не строить козни другому, так как зло наказуемо.
  7. Помогать другим, и тебе потом помогут в беде.
  8. Быть кротким и судьба наградит тебя хорошим женихом, богатством.
  9. Быть послушным, иначе попадёшь в беду, превратишься в козлёночка.
  10. Быть трудолюбивым, и это привлечёт к тебе богатство.

Указанные подсказки можно использовать, если дети затруднились с ответом. Можно говорить им начало фразы и просить продолжить её, сказать о последствиях такого поведения.

Упражнение 8. Ритуал прощания

Цель

Все встают в круг. Командир отряда выставляет свою руку вперёд ладонью вниз и говорит своё имя. Его руку накрывают по очереди другие ребята. Можно попробовать положить и вторые руки. В конце сказать «До свидания!» и вскинуть руки.

Тренинговое занятие №2 «Свет мой зеркальце, скажи»

Разработала психолог гимназии

г.Арзамаса Кочкина Э.А.

Вступление

В сказках добро побеждает зло. Сегодня мы будем побеждать зло. Но только не вокруг себя, а в самом себе.

Упражнение 1. «Доброе зеркало» (по кругу)

Цель : умение находить хорошее в людях.

А) Каждый станет добрым зеркалом и покажет соседу его лучшие качества. Нужно сказать про соседа слева: «…(имя соседа), мне нравится в тебе…(что?) ».

Ведущий показывает пример, хвалит что-то в своей внешности. Обычно дети за ним повторяются, поэтому через какое-то время ведущий привлекает внимание к характеру человека.

Обсуждение .

- Поднимите руки, кому легко было говорить хорошее о другом?

- Кому было трудно говорить хорошее, почему? Что мешало?

- Кто нуждается, по вашему, сейчас во внимании? Тому мы сейчас и скажем коллективно приятные слова .

Б) Продолжим игру. Будем спрашивать у соседа справа, какие мы, а тот будет нас хвалить . Например, я красивый? А сосед должен ответить положительно. Если ответ вас не устроил, то говорите зеркалу «Ещё». Если устроил, то скажите «Спасибо». Вопросы можно повторять.

Обсуждение .

- Какие вопросы повторялись? (это то, что людей волнует больше всего)

- Поднимите руки те, кто воспринял ответы зеркала, как лесть, как ложь? Как вы думаете, почему ? (1) не все люди умеют принимать комплименты: они придираются к себе, поэтому и придираются к комплиментам, 2) не все умеют говорить хорошее людям, потому что плохое сказать проще…)

Вывод ведущего : будьте добрыми к себе и к другим, полюбите себя, чтобы дарить любовь окружающим.

Упражнение 2. «Кривое зеркало»

Цель : работа с негативными чувствами и улучшение общего климата в группе.

Все стоят в кругу. Ведущий передаёт лицом и жестом какую-то свою неприятную эмоцию соседу, он должен её повторить для следующего соседа и изобразить потом своё состояние . Третий человек изображает состояние второго человека и своё собственное, и т.д. по цепочке.

Во время выполнения упражнения ведущему нужно специально подталкивать детей выпускать из себя мимикой злость, недовольство, обиду. Но следить, чтобы не было реальных случаев агрессии. В результате освобождения от негативных эмоций, в группе становится сразу веселее, а на душе у каждого легче.

Обсуждение .

- Сделайте шаг вперёд те, кто почувствовал себя легче, веселее?

- Кому было не очень приятно получить от соседа его гримасу ? Вам разрешается вернуть её назад по адресу.

Вывод ведущего: от негативных эмоций надо всегда избавляться! Но так, чтобы при этом не пострадали другие люди.

Упражнение 3. «Зеркало силы».

Цель : повышение уверенности в себе и сплоченности в отряде.

Представьте, что в этом зеркале отражаются ваши самые сильные стороны. Что вы умеете делать такого, чего не умеет делать другие ? (по кругу)

Обсуждение .

- Чей ответ вас удивил? Почему?

- Давайте выберем самых интересных и полезных людей отряда.

- (по очереди) Назовите имена тех, кто может быть полезен отряду . Тот, кого называют, пусть считает на пальцах, чтобы не ошибиться, сколько раз его называли. Пусть ваши таланты будут служить не только вам, но и всему отряду!

- Кто ещё закрыт для вас и кого бы вы хотели узнать получше ? Сделайте сегодня сами шаг к этим людям, чтобы им было не так одиноко, сделайте доброе дело!

Вывод ведущего: каждый должен спросить сам себя: «А что я сам сделал для того, чтобы люди меня понимали, любили, дружили со мной?»

Упражнение 4. «Разбитое зеркало»

Цель : работа по осознанию недостатков.

В сказке «Снежная королева» обезьяны несли по небу зеркало и не удержали его. Зеркало разбилось и разлетелось на множество кусков. Каю кусок зеркала попал прямо в сердце.

- Каким стал Кай после этого ? (злым мальчиком, разучился любить)

- Кто его спас и как ? (Герда, своей преданностью, дружбой, любовью)

- В каждом из нас могут быть ещё маленькие кусочки злого зеркала. Покажите на своём теле, особо не задумываясь, куда в вас мог попасть осколок злого зеркала ?

- Давайте от него сегодня избавимся. По очереди будем вытаскивать из себя воображаемый кусочек зеркала и со словами « Я выбрасываю из себя…(что? какой недостаток?)» и кидать в вазу (в любой сосуд). В конце упражнения ведущий накрывает вазу крышкой, выносит вазу на солнце (на солнечный подоконник), открывает крышку, чтобы лучи солнца растопили зло.

Упражнение 5. «Правдивое зеркало»

Цель : развитие лидерских качеств командира отряда и сплочённости отряда.

А) Отряд, постройся за минуту в шеренгу по росту !

- Командир отряда, исправь ошибки.

- Заместитель командира, помоги командиру.

- Отрядный вожатый, оцени работу.

Б) Отряд, за минуту постройся по своим лидерским качествам. Люди, у которых лидерские качества одинаковые, встают друг перед другом .

- Назовите противоположное слово к слову лидер в коллективе (исполнитель).

- Кем быть лучше ? (и тем, и тем, сначала надо научиться быть исполнительности, чтобы из тебя получился настоящий лидер) Но лучше всего быть самим собой!

- Командир, исправь ошибки.

- Командир, а теперь предложи любому члену в отряде сделать свой рейтинг.

Вывод ведущего : Как видим, другие нас видят по-разному. Нужно больше общаться со всеми, тогда тебя лучше поймут и правильно оценят.

Упражнение 6. «Волшебное зеркало»

Цель : самопознание и релаксация.

Волшебное зеркало сейчас перенесёт нас в китайский храм . Сядем на пол поудобнее. Закроем глаза. Представьте, что вы взбираетесь по каменным ступеням на высокий крутой холм. Наверху холма стоит китайский храм. В середине каждой из четырёх его стен – дверь. На каждой двери изображён золотой дракон. Толкните одну из дверей и войдите в храм. Внутри темно. Оглядитесь. В середину храма через застеклённую крышу падает столб света. Освещённый светом, стоит старый мудрец. Задайте ему свой вопрос. Послушайте, что он вам ответит. Поблагодарите. Выйдите из храма. На счёт три открывайте глаза: 1, 2, 3.

- Поднимите руки те, кому удалось увидеть храм. Как он выглядел?

- Кто слышал ответ мудреца ?

Вывод ведущего : Все ответы лежат внутри нас! Ищите ответы в себе! Учитесь вести внутренний диалог с собой и слушать свой внутренний голос.

Упражнение 7. Ритуал прощания (в кругу)

Цель : усиление группового единства.

Все встают в круг. Командир отряда выставляет свою руку вперёд ладонью вниз и говорит своё имя. Его руку накрывают по очереди другие ребята. Можно попробовать положить и вторые руки. В конце сказать «Удачи нам!» и вскинуть руки кверху.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Лето... Как много ожиданий от этого слова:) Особенно у школьников, которые усердно трудились весь учебный год и теперь хотят заслуженно отдохнуть. Сейчас есть много вариантов организации летнего досуга для детей школьного возраста, и в этой статье мы тоже рассмотрим один из них – летний школьный лагерь!

Летний лагерь в школе – что это?

Как правило, школьные лагеря формируются в летний период на базе школы и подразумевают дневное пребывание детей. Как и в любом лагере, в школьном тоже разработан план развлекательных мероприятий и распорядок дня. Открыть школьный лагерь можно при наличии педагогов, инструкторов физической культуры, квалифицированных специалистов дополнительного образования, организации медицинской помощи, и питания детей. Чаще всего в качестве воспитателей и вожатых выступают учителя этих же школ, в которых открыт лагерь, но также можно встретить лагеря, где работают волонтёры – вожатые, инструкторы, организаторы культурно-досуговых мероприятий и медицинские работники.

Почему родители отдают предпочтение школьному лагерю?

Школьный лагерь – это отличный вариант проведения каникул для детей младшего школьного возраста и для тех, кто недостаточно самостоятелен. Часто можно встретить детей, которые не хотят ехать в загородный лагерь. Причины этого различные – одни боятся жить в незнакомых условиях и в силу застенчивости опасаются новых знакомств, других пугает самостоятельность, ведь в загородных лагерях дети сами ухаживают за собой, стирают и заправляют кровати.

Еще одно преимущество пришкольного лагеря заключается в том, что дети находятся в лагере днем. То есть твой ребёнок каждый день будет под присмотром, а вечером возвращаться домой. Это удобно как для родителей, которые очень обеспокоены времяпрепровождением своего ребёнка, пока они на работе, так и для детей, которые скучают по родителям, друзьям в течение лагерной смены. Так же для есть выделенные кабинеты под «тихий час», где они смогут поспать и набраться сил.

Немаловажной причиной выбора школьного лагеря является небольшая стоимость путевки. Она зависит от того, сколько дней твой ребенок будет пребывать в лагере. Дополнительно могут оплачиваться посещение мест развлечений, таких как парки аттракционов, театры, экскурсии, бассейн и т.д.

Альтернативой школьному лагерю могут также стать в своем городе.

Что делают дети в школьном лагере?

Летний пришкольный лагерь рассчитан на школьников в возрасте от 6 до 14 лет, поэтому все воспитанники делятся на отряды по возрастам, и на основании этого досуг детей различается.