Меню

Опытная деятельность дошкольников. Развлечение по экологии в детском саду. Старшая группа. Сценарий Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Беременность

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ПЕРЕХОД ВЕЩЕСТВА ИЗ ТВЕРДОГО СОСТОЯНИЯ В ЖИДКОЕ И ИЗ ЖИДКОГО В ТВЕРДОЕ

Задачи : ознакомить детей с тем, что некоторые вещества (лед, смола и др.) могут менять состояние в зависимости от условий (от нагрева превращаются в жидкость, а во время охлаждения - обретают твердое состояние); развивать способность выделять общие свойства предметов и зависимости между ними при перемене внешних условий.

Опыты в детском саду

Опыт 1

  • Стеклянные пробирки (можно выбрать и другую посуду) поровну наполнить водой. Поставить пробирки в места с разной температурой воздуха.
  • Почему вода на улице превратилась в лед?
  • Какого цвета лед?
  • Какой лед на ощупь? Запах?
  • Что происходит со льдом при нагревании? Почему?

Демонстрируя на сухой спиртовке опыт, проанализировать переход воды в разное агрегатное состояние в зависимости от температуры. Аналогично можно продемонстрировать опыт со смолой.

Опыт 2

В несколько сосудов вместить ледяные сосульки и поставить их в разные места групповой комнаты.

  • Почему сосульки превращаются в воду с разной скоростью?
  • Как можно ускорить этот процесс?
  • Почему в морозный день с солнечной стороны крыши капает вода?

Опыт 3

В уголке сада отыскать деревья со смолой (вишни, сливы, яблони и др).
Как изменяется твердость фруктовой смолы в зависимости от температуры воздуха в течение дня? При разной погоде? После специального нагрева?

  • Какие вещества имеют схожие со смолой свойства? (Сургуч, воск, парафин и тому подобное)
  • Как меняется их использование в зависимости от состояния?

Дети дают сравнительную характеристику веществ, их свойств.
Используя сухой спирт, необходимо продемонстрировать опыт с любым из перечисленных веществ. Вывод дети делают самостоятельно.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ПАР.

Задачи: познакомить детей с явлением превращения жидкости в пар и наоборот (после нагревания лед превращается в воду; вода во время кипения - в пар; пар, охлаждаясь, превращается в воду); объяснить то, что состояние веществ в природе зависит от условий их существования и целесообразной деятельности человека; развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Опыт 1

Воспитатель, нагревая воду в прозрачном сосуде, наблюдает вместе с детьми за процессом кипения. На стекле, которым накрыт сосуд, образуется конденсат - мелкие капли воды. О том, что это капли воды, дети могут узнать и другим способом: пробирку или колбу, в которой кипит вода, накрыть промокательной бумагой, на которой появится мокрое пятно. Воду, которая сбежала из стекла в сосуд, можно превратить в лед.
Выводы дети делают самостоятельно.

Опыт 2

Сушка кукольного белья в разную погоду (теплую, ветреную, тихую, пасмурную, морозную).

  • При каких условиях белье высохнет быстрее?
  • Почему, чем более мороз, тем быстрее высыхает белье?
  • Почему летом выпадают обильные дожди?
  • Всегда дождь сопровождается ветром? Почему?
  • Когда дождь называют «куриным» или «слепым»?
  • Почему зимой выпадает дождь, а летом иногда идет снег?

Опыт 3

Два одинаковые прозрачные сосуды наполнить поровну водой. Во время прогулки выставить их на хорошо освещенное солнцем место. Одну из них плотно закрыть, другую оставить открытой. В конце прогулки проанализировать изменения, которые произошли с водой в закрытом и открытом сосудах.

  • Почему уровень воды в них разный?
  • Откуда образовались на крышке капельки воды?
  • Почему в сухую, жаркую погоду уровень воды в бассейне, в открытых водоемах становится ниже?
  • Как вода возвращается на землю?
  • Что для этого необходимо?

ВЕТЕР

Задачи: дать детям представление о ветре, как движении воздуха.

Опыт 1
Предложить детям резко взмахнуть несколько раз листом плотной бумаги. Помахать на руки, на бумажные гребешки.
— Что при этом происходит?

Опыт 2
Поднять флажки во время прогулки и определить направление ветра.

Опыт 3
Подставить к ветру влажный палец.
— Что происходит?

Опыт 4
Во время наблюдений на огороде, в цветнике или в саду детям предлагают понаблюдать за движением ветвей, листьев, цветов.

  • Чем он обусловлен?
  • Какие явления сопровождает ветер?
  • Можно искусственно создать ветер? Как?

ДОЖДЬ, СНЕГОПАД, ГРАД

Задачи: углубить представление детей о различных состояниях воды (жидкий, сыпучий, твердый).

Опыт 1
Доказать детям, что дождь - это прозрачные, без запаха и вкуса капли воды. Дождевые капли, собранные в сосуд, могут быть разной температуры (летом и осенью), различной прозрачности (в зависимости от чистоты предмета, на который падают), разного объема.

Опыт 2
Продемонстрировать, как после нагревания в сосуде град превращается в воду. Сделать пробы чистоты воды (град - чистая и прозрачная вода; чистота дождевой воды зависит от чистоты поверхности, на которой она собирается).

Опыт 3
Наблюдение за превращением снега в воду, воды - в лед. Определение характерных свойств воды.
Продемонстрировать явление гололеда как результат выпадения дождя на переохлажденной землю (при этом сохраняются характерные свойства льда). На протяжении зимы с детьми целесообразно изготавливать снежные сооружения и заливать их водой.

ВОЗДУХ

Задачи: ознакомить детей со свойствами окружающего воздуха (воздухом дышит каждый человек).

Опыт 1
Продемонстрировать пустую открытую банку, полиэтиленовый пакет. Спросить, что в них есть. Предложить свернуть пакет в трубочку со стороны отверстия. Что осталось в мешочке?
Дети делают вывод, что воздух прозрачен, оно есть в банке, в других предметах, стоящих на столах, оно вокруг нас.

Опыт 2
Предложить подуть в соломинку или тоненькую трубочку, один конец погружен в стакан с водой.
Почему появляются пузырьки?

Опыт 3
В банку с водичкой погрузить комочки глины, песок, кусочки поролона. Почему появились пузыри вокруг предметов?

Опыт 4
Проводить с детьми дыхательные упражнения, объяснить значение проветривания. помещения.

Опыт 5
Предположение: воздух отсутствует в окружающих предметах. Предложить каждому ребенку плотно сложенный полиэтиленовый мешочек свернуть со стороны отверстия в трубочку движениями от себя.

  • О чем свидетельствует воздушная «подушечка», которая образовалась?
  • Какого цвета воздух?

Опыт 6
Предположение: корни растений не дышат под землей, ведь там нет воздуха.
Комочек твердой земли бросить в трехлитровую банку с водой. Наблюдать появление пузырьков.
- Откуда они взялись? {С земли)
Растения, как и все живые существа, дышат воздухом. Если грунт твердый, то в нем мало воздуха, корни почти нечем дышать. Это-необходимо спасать растение от гибели, разрыхляя землю.

Опыт 7
Предположение: в воде нет воздуха.
Продемонстрировать наличие воздуха в воде можно с помощью растения элодея. Веточку элодеи разрезать пополам и погрузить вниз в банку с водой. Наблюдать появление пузырьков, которые появляются на местах срезов.
- Откуда они взялись в растении?
Предложить детям рассмотреть через увеличительное стекло строение стебля элодеи. Оно имеет трубчатое строение, благодаря чему растение легко поглощает воздух, содержащийся в воде.

Опыт 8
На подоконник или другое освещение солнечными лучами место положить зеркальце и такого же размера стекло, предварительно окрашенное черной краской. Через некоторое время дети на ощупь определяют, какое стекло нагрелось больше и почему так произошло. Этот эксперимент непременно будет способствовать тому, что малыши правильно объяснят подобные явления (блестящая поверхность стекла зеркальца отражает солнечные лучи, черная поверхность второго стекла - притягивает).

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Фантазеры»

Программные задачи:
1. Опытническим путем познакомить детей со свойствами воздуха и воды.
2. Помочь детям развивать навыки анализа, решать познавательные задачи.
3. Формировать у детей познавательные способности, интерес к экспериментированию.
Оборудование: решето, 2 емкости для воды, 2 лейки, губка синяя большая, спички, апельсин, баллон, шары, большой пластиковый мешок, зонтики.Ведущая предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (с движениями) .
-Ребята, вы любите волшебство? (Да)
-Сейчас я превращу вас в волшебников. Закройте глаза:
«В руку палочку возьму, ей тихонько я взмахну, превращу я вас, в волшебников сейчас». (задевает палочкой каждого по плечу)
-Откройте глаза, вот теперь вы волшебники.
А раз мы волшебники, то должны творить чудеса.
Дети, нам нужен предмет, что бы творить чудеса. А вот какой вы узнаете, когда отгадаете загадку:
«Новая посудина, а вся в дырках». (решето, сито)
- Для чего нужно решето? (просеять муку)
А еще с помощью решета можно сделать дождик.

Опыт с водой

Дети, почему воду трудно удержать в решете? (жидкая, текучая)
- А в ладошках можно удержать воду? (да)
- Давайте проверим.
- Воду трудно удержать, она стремится убежать.
Отгадайте загадку:
С неба пришел, в землю ушел? (дождь).
Как вы думаете, когда особенно часто идут дожди? А вы знаете, как образуется дождь? Сейчас мы с помощью губки попробуем сделать дождик.
Опыт «Откуда берется дождь?»
Сначала дети рассматривают губку, потом опускают в емкость с водой, сжимают ее, делают «дождь» и «сильный дождь».
Ребята, как настоящая волшебница может быть разной, то превращается в лед, то в снег, то в дождь или превращается в сосульки.
Без досок, без топора
Через речку мост готов.
Мост прозрачное стекло,
Скользко, весело, светло. Лед.
Кто это такой садовник-
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и цветы? Дождь.
Белая скатерть все поле укрыла. Снег.
Белая морковка зимой растет? Сосулька.
Подвижная игра « Под зонтом».
Ребята предлагаю вам еще один опыт с водой, называется он «Чудесные спички».
Согнутые спички под воздействием воды распрямляются и образуют звезду.
Как вы думаете можно ли с помощью стеклянной банки сделать облако. Давайте попробуем.
Опыт «Облако».
Ведущая: Ребята, если человек без воды сможет прожить несколько дней, то без воздуха жизнь не возможна. Воздух нам необходим для дыхания, давайте проведем эксперимент «Сколько времени можно не дышать?»
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. Воздух.
Воздух невидим, но он распространяется во всех направлениях, не имея собственного запаха, может их передавать.
Опыт «Чем пахнет воздух».
Ведущая: Давайте пофантазируем, можно ли встать на воздушный шарик, а сесть, не получается. Так давайте попробуем на нем полежать. Вот незадача, опять ничего не получается. А может быть попробовать сложить все воздушные шары в большой полиэтиленовый мешок и еще раз попробовать. Наконец то получилось.
Опыт с воздушными шарами.
Все вы знаете, что если проколоть воздушный шар, то он лопнет, но с вами сегодня волшебники и проколем шарик без всякого для него вреда.
Опыт «Как проткнуть шарик, чтобы он остался целым».
Ведущая: Давайте немного поиграем с воздухом.
Подвижная игра «Ловим воздух» с пакетами.
Ну, что ребята, сегодня мы были и волшебниками и учеными и фантазерами. Что вам понравилось? Теперь вы знаете, какими свойствами обладают воздух и вода и нам без них не прожить. Как вы думаете, что важнее для человека? Правильно! Воздух и вода не отделимы друг от друга.
Желаю всем удачи и до новых встреч!

Для определения места экологических праздников в педагогическом процессе, их влияния на экологическое развитие детей был проведен констатирующий эксперимент в ДОУ №44 «Золушка» города Старый Оскол. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.

Цель констатирующего эксперимента - изучить праздники и развлечения экологического содержания, проводимые в ДОУ №44 «Золушка» города Старый Оскол и выявить их влияние на экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста в экспериментальном ДОУ.

Констатирующий эксперимент был направлен на решение следующих задач:

  • 1. Выявить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, степень осознанности деятельности, владение правилами и нормами поведения в природе, уровень самооценки.
  • 2. Выявить уровень развития эмпатийности, эмоциональности детей по отношению к живой природе.
  • 3. Определить место и значение экологических праздников и вечеров досуга в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы.

Констатирующий эксперимент проводился в два этапа:

1) В ходе первого этапа выявлялся уровень экологической воспитанности, эмпатийности, эмоциональности детей по отношению к объектам живой природы. Для этого, во-первых, в течение 2-х недель проводилось наблюдение за поведением детей в уголке природы и на участке, отмечались случаи как позитивного, так и негативного отношения детей к объектам живой природы. Результаты наблюдений за каждым из детей фиксировались в сводную таблицу «Отношение к объектам живой природы» по критериям выявленного отношения детей: положительное, нейтральное, отрицательное (см. Приложение 1).

Во-вторых, с детьми проводилась беседа по следующим вопросам:

  • - Как ты думаешь, как нужно относиться к природе, растениям, животным? Почему?
  • - Можно ли ломать деревья?
  • - Можно ли рвать цветы?
  • - Можно ли бить животных?
  • - Можно ли жечь костры? Почему?

Результаты беседы фиксировались в сводную таблицу. За правильный, продуманный и обоснованный ответ ребенка ставился 1 балл. За неполный ответ ставился показатель в 0,5 баллов. За ответ, не соответствующий правильности в аспекте экологического воспитания ребенка, ставился показатель в 0 баллов. По суммарному показателю нами был выявлен уровень экологической воспитанности каждого ребенка:

  • - высокий уровень - от 5,5 до 6 баллов;
  • - средний уровень - 5 баллов;
  • - низкий уровень - от 0 до 4,5 баллов.

Результаты оценок на вопросы беседы позволили так же выявить вопросы, на которые наибольшее число детей не смогли дать положительного ответа, и могут быть эффективно использованы в процессе составления примерного содержания праздников и развлечений экологической направленности в старшей группе экспериментального ДОУ. Результаты представлены в Приложении 2.

После этого использовалась серия заданий на выявление уровня эмпатийности и эмоциональной отзывчивости у детей по отношению к объектам живой природы. Для этого использовалось, во-первых, чтение отрывков из художественного произведения Л. Толстого «Лев и собачка». В ходе чтения наблюдали за поведением детей. Затем проводилась беседа по вопросам:

  • - Как ты относишься к этим героям?
  • - Тебе их жалко?
  • - Хотелось ли тебе помочь им?
  • - Чем бы ты им помог?

Во-вторых, предлагались игровые ситуации, в ходе которых дети проявляли свое отношение к объектам природы и демонстрировали его.

Ситуация № 1. Лиса бежит за зайцем по лесу. Как ты думаешь, что чувствует заяц, когда за ним бежит лиса? Как себя чувствует лиса, когда бежит за зайцем?

Ситуация № 2. Дует холодный ветер. Маленькая березка гнется до земли. Что она чувствует? Хорошо ли ей?

Ситуация № 3. Представь, что ты идешь вечером домой из детского сада. И вдруг ты слышишь, как под кустом мяукает маленький котенок. Как он себя чувствует? Хочешь ли ты помочь ему? Как ты можешь помочь ему?

На данном этапе эксперимента изучался уровень эмоциональной отзывчивости, чувствительности, способности к сопереживанию, вчувствованию во внутренний мир другого объекта живой природы, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи. По ответам детей мы выявили уровни постижения эмоциональных состояний объектов живой природы детьми, понимания их чувств и переживаний, стремления к оказанию поддержки и действенной помощи, а также самореализации во взаимодействии с окружающими.

Второй этап эксперимента был направлен на выявление места и значения праздников и вечеров досуга в экологическом воспитании старших дошкольников. Данный этап включает:

  • - Анализ плана воспитателя за 6 месяцев (с сентября по февраль), в ходе которого выявлялось, как часто проводятся праздники и развлечения в данной группе, их место в педагогическом процессе. Особое внимание уделялось анализу содержания праздников и развлечений, их целям.
  • - Длительное время осуществлялось наблюдение за деятельностью воспитателя старшей группы. Отмечалось, как часто воспитатель проводит праздники и вечера досуга с детьми, насколько учитывает значимость и возможности досуговых мероприятий в педагогическом процессе, насколько праздники и вечера досуга взаимосвязаны с другими видами деятельности дошкольников.
  • - Анализ деятельности детей, наблюдение за их поведением: стремятся ли дети к участию в праздниках и развлечениях, насколько устойчивы интересы детей.
  • - Анализ условий, созданных в детском саду для организации праздников и вечеров досуга (оборудование зала, наличие атрибутов и т.д.).
  • 1) Результаты выявления уровня экологической воспитанности, эмпатийности, эмоциональности детей по отношению к объектам живой природы представлены в таблицах 1,2,3 и на рис. 1,2,3.

Таблица 1 Выявление отношения детей к объектам живой природы (по результатам двухнедельного наблюдения за поведением детей в уголке природы и на участке)

Рис.1

Таким образом, исходя из таблицы 1, рис.1. видно, что 50% детей экспериментальной группы показали положительное отношение к объектам живой природы: интерес к явлениям природы; понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимание и сочувствие к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоциональный отклик, радость на любые проявления животных и растений, их красоту. Например, Маша А. и Галя У. при каждой утренней встрече в детском саду брались за руки и бежали к аквариуму, чтобы проверить, накормлены ли рыбки и достаточно ли чистая у них вода. Антон Ж. на прогулке любит кормить птиц. А Валя Я. на прогулке все время подмечает красивые явления погоды (например, радуга). Для таких детей характерна выраженная положительность к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь животному, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно выполняют его. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы объектов. Мотивом бережного отношения к животным выступает понимание ценности жизни.

  • 40% детей экспериментальной группы показали нейтральное отношение к объектам живой природы. Дети этой подгруппы в целом проявляли к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботились о конкретных живых объектах, которые имеют к ним непосредственное отношение, привлекательны для них. Дети этой подгруппы с удовольствием, по собственной инициативе, общаются преимущественно со знакомыми животными, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. Например, Маша З. рассказывала, что у нее дома есть рыбки и котик и она тщательно ухаживает за своими домашними питомцами, но при этом, девочка не практически не интересовалась животными в уголке природы детского сада.
  • 10% детей экспериментальной группы показали отрицательное отношение к объектам живой природы (Катя И., Таня Т.) Эти дети показали неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Катя И. наряду с отдельными позитивными действиями проявляла к объектам небрежность, и иногда даже агрессивность. Таня Т. за весь период наблюдения не проявила никакого желания общаться с объектами живой природы.

Таблица 2 Уровень отношения детей к природе (по результатам индивидуальной беседы)


Рис. 2

Результаты индивидуальной беседы показали, что у 55% детей экспериментальной группы выявлен высокий уровень отношения к природе. Эти дети знают, как нужно относиться к природе, растениям, животным и могут обоснованно ответить, почему. У 40% детей выявлен средний уровень отношения к природе. Эти дети, зная о том, что необходимо бережно относиться к объектам живой природы, могут показать свою избирательность к некоторым из объектов. Например, Юля М. на вопрос «Можно ли рвать цветы» ответила: «Нет, нельзя, но все так делают, чтобы подарить букет цветов маме на 8 марта. А если все так поступаю, тогда, получается, что можно». Захар Я. ответил, что мусор в лесу бросать нельзя, но иногда и можно, например, в лесу, на пикнике, так как его некуда девать, нет мусорного бака. У 5% (один ребенок в экспериментальной группе) выявлен низкий уровень отношения к природе. Маша З. в беседе заявила, что ломать деревья, рвать цветы и бросать мусор можно. Таким образом, Маша З. показала несформированность экологически значимых ценностных ориентаций, недостаточную убежденность в необходимости бережного отношения к природе.

Результаты оценок на вопросы беседы позволили так же выявить вопросы, на которые наибольшее число детей не смогли дать положительного ответа. Это вопросы:

  • - Можно ли рвать цветы?
  • - Можно ли бросать мусор в лесу, на реке?
  • - Можно ли жечь костры?

Таким образом, необходима целенаправленная работа с детьми в аспекте

Эти аспекты можно эффективно «вписать» в сценарий экологического праздника.

Результаты серии заданий на выявление уровня эмпатийности и эмоциональной отзывчивости у детей по отношению к объектам живой природы представлены в таблице 3.

Таблица 3 Выявление уровня эмпатийности и эмоциональной отзывчивости у детей по отношению к объектам живой природы


Рис.3

Таким образом, видно, что в группе детей у 50% выявлен высокий уровень эмпатийности и эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам живой природы. У 50% детей выявлен средний уровень эмпатийности и эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам живой природы. Низкого уровня эмпатии в группе не выявлено. Однако результаты исследования позволяют констатировать необходимость целенаправленной работы по повышению эмоциональной отзывчивости, чувствительности, способности к сопереживанию, вчувствованию во внутренний мир другого объекта живой природы, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи. По ответам детей мы выявили, что не все дети в группе могут в должной мере постичь эмоциональные состояния объектов живой природы, понять их чувства и переживания, не все стремятся к оказанию поддержки и действенной помощи.

Результаты констатирующего эксперимента, таким образом, показали необходимость целенаправленной работы с детьми по повышению уровня экологической воспитанности, эмпатийности и эмоциональности по отношению к объектам живой природы.

Это можно эффективно реализовать посредством организации экологических праздников и развлечений для детей.

Однако, в первую очередь, целесообразно изучить место и значение праздников и вечеров досуга в экологическом воспитании старших дошкольников.

2) Результаты комплексного анализа по определению места и значения экологических праздников и вечеров досуга в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол представлены в таблице 4

Таблица 4 Анализ плана воспитателя за 6 месяцев (с сентября по февраль)

Название

Форма работы

Программные задачи

Сентябрь

Беседа о лете

Занятие-беседа

Обобщить и систематизировать представления о лете по существенным признакам. Уточнить представления о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Развивать связную речь. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями

Осень золотая

Занятие-развлечение

Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе; учить понимать закономерности явлений природы.

Беседа об овощах

Занятие-беседа

Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Экологический праздник

Встреча Осени. Рассказать детям о встрече осени в старину на Руси: традиции, забавы

Практическое занятие

Закрепить и уточнить знания детей о фруктах, закреплять умение различать фрукты по внешнему виду. Уточнить знания где, на чём растут. Развивать внимание, память.

Сказка о дереве

Занятие-развлечение

Закрепить названия деревьев и их отличительные особенности.

Грибное царство

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут и т.д.) Рассказать об их разнообразии, что есть не только съедобные, но и ядовитые. Обогащать словарный запас детей.

Беседа о труде людей осенью.

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных.

Активизировать словарь: зернохранилище, овощехранилище. Воспитывать уважение к труду людей.

Человек как часть живой природы.

Развивать представления о том, что человек так же, как и растения, является частью живой природы, о строении человеческого организма; воспитывать желание заботится о братьях меньших.

Птицы осенью

Занятие-игра

Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелётных птицах; развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

Беседа о диких животных.

Сформировать обобщенное представление о жизни животных в лесу; их внешнем виде. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных для них условиях.

Красная шапочка встречает лесных животных...

Занятие-развлечение

Способствовать углублению знаний о диких животных в зимний период (пища, способы добывания зимой, условия жизни). Развивать связную речь детей.

Идёт волшебница зима…

Занятие-развлечение

Конкретизировать и углубить представления детей о характерных признаках зимы. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Развивать у детей наблюдать. Воспитывать любовь к природе.

Беседа о домашних животных.

Занятие-беседа

Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных (их характерных особенностях, условиях жизни, пользе для человека); воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

Домашние птицы.

Расширить представления детей о домашних птицах и их птенцах (что едят, какую пользу приносят людям, особенности поведения, передвижения). Развивать связную речь, обогащать словарь.

Беседа о зимующих птицах.

Формировать обобщенное представление о зимующих птицах; учить различать их по существенным признакам по внешнему виду.

Расскажи Хрюше о комнатных растениях

Расширять знания детей о комнатных растениях; учить называть части растения (корень, стебель, лист, цветок); учить размышлять и делать выводы; поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью.

Путешествие в королевство воды.

Практическое занятие

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; познакомить детей со свойствами воды. Воспитывать бережное отношение к воде.

Фартук для почемучки.

Практическое занятие

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: болоньи, капрона, ситца, мешковина. Развивать умение сравнивать, делать выводы; расширять словарный запас детей.

Пруд на окошке

Занятие-игра

Закрепить знания детей о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, жизни. Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к живым существам

Животные Севера.

Занятие-игра

Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детенышах. Активизировать в речи прилагательные и глаголы.

Беседа о волшебнице воде.

Занятие-беседа

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Дом под крышей неба голубой

Дать детям понять, что природа-это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

На основе таблицы 4 составим сводную таблицу и диаграмму для определения места и значения экологических праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол

Таблица 4 Сводная таблица на выявление места и значения экологических праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол


Рис. 4

Анализ таблицы 4 и рисунка 4 позволяет утверждать, что в старшей возрастной группе МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол в работе по экологическому воспитанию наибольшее значение придается таким видам занятий, как беседа, игра и занятие-развлечение.

На развлечения экологического содержания приходится 22% выделенного времени. Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Развлечения являются радостным событием для детей, способствуют проявлению у них положительных эмоций, поднимают настроение. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.

В структуре занятий, на праздники экологического содержания приходится всего 4% (1 занятие из 23), что, наряду с их ролью и значением, обуславливает необходимость внедрение новых видов праздников экологического содержания в педагогический процесс старше группы экспериментального ДОУ.

Краткое содержание: Занимательные опыты для дошкольников. Эксперименты для детей дома. Фокусы для детей. Занимательная наука.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

"Подводная лодка" №1. Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.


"Подводная лодка" №2. Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Водяной подсвечник

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.


Умывальников начальник. Сделать умывальник - это просто

Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран" своего умывальника.

Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю

Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Всем поровну

Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

"Паинька и ванька-встанька". Послушное и непослушное яйцо

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.

Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать "ваньку-встаньку" (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.

Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

Вареное или сырое?

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

"Стой, руки вверх!"

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).

Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

"Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

Как оттереть зеленую от травы коленку?

Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться" солнечной энергией.

Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: "Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий".

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?

Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Пустите волчок "танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".

Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Потомки Шерлока Холмса, или По следам Шерлока Холмса

Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.

Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.

Вдвоем веселее

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.


Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

Необычное рисование

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой).

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные "краски", натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!

Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

Другие публикации по теме данной статьи:

«Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

мастер-класс

подготовила:Ковтун Алла Александровн

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

    Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей.

    Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

    Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.

    Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

    Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

Количество часов – 35 минут

Периодичность:

1 день

Форма проведения:

7 минут - визитка

10 минут – консультация

15 минут – практическая деятельность

3 минут - рефлексия

Конечный результат: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в экологическом воспитании дошкольников, а именно овладение знаниями, посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Тематический план

п/п

Содержание мастер-класса

Количество теоретических часов

1

Вхождение в тему

Общие сведения;

Игра «Воображаемое путешествие».

7 мин.

2

Консультация: «Игра и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

10 мин.

3

Практическая деятельность

Сказка в игровой форме «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

15 мин.

4

Рефлексия

3 мин.

Оборудование: маленькое насекомое, 3х-литровая банка, пищевая пленка, скотч, 2 тазика, цветы лотоса из бумаги, лодочка, 2-банки пол-литровые, 1 – литровая, соль, ложка, поднос, тарелочки, спички, трубочки для коктейля, гуашь, альбомные листы, музыка Ю. Антонова, мыльные пузыри.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель и задачи самообразования по теме: «Игра и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника.

Задачи:

Изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

Этапы разработки:

    Подготовительный (сбор информации по проблеме).

    Организационно-диагностический

    Результативный

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Выявить особенности экологической игры и эксперимента.

2. Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и

экспериментов.

3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

4. Разработать программу по кружковой работе в подготовительной группе «Юные экологи».

5. Разработать методический банк (экологические игры, опыты и эксперименты.

Литература по теме:

    Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с.

    Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.

    Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.

    Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.

Чей опыт предполагается изучить по данной теме:

1. Поддъяков Н. Н. «Исследовательская активность ребенка».

2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду».

Мониторинг

Мониторинг достижений детей по теме «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников», осуществляется по следующим критериям и показателям:

ПОКАЗАТЕЛИ:

проявляют познавательную активность;

проявляют интерес к явлениям природы (живой и неживой);

сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи;

умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий;

принимают активное участие в экспериментировании с различными

предметами: воспринимают цель, все действия выполняют последовательно, оценивают результат.

Ход мастер – класса

1 часть – «Воображаемое путешествие».

Коллеги, предлагаю вам на время стать детьми.

(игра развивает воображение, позволяет гармонизировать свое состояние, помогает детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость).

- Мы отправляемся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны его представить, увидеть мысленно и делать то, что вам подскажет воображение.

Возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами лесная поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их не сразу можно увидеть, поэтому траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске (мостику). Мы вошли в лес, где много грибов, ягод, - осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте с рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».

2 часть мастер – класса Консультация

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рады приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Игра и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

«Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного» (Н.Рыжова).

XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, не может оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира. Подтверждением является исследование Л.А.Абрамян, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства. Совместное исследование С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процессе экологического образования являются игровые обучающие ситуации (ИОС).

Таким образом, проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, представляется возможным выделить три класса игр.

Первый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся игры – экспериментирования, сюжетные самостоятельные игры. Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие и досуговые игры. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса. Третий класс – традиционные и народные игры, идущие из глубины этноса.

Среди игр первой группы выделяются игры с природными объектами, животными и людьми. Эти игры позволяют понять взаимосвязь в природе, почувствовать свое отношение к живому, несут большой познавательный интерес: «Тонет – не тонет», «Кто скорее соберет в корзину», «Беги ко мне», «Кто как одет», «Что мягкое, что жесткое» и др.

Сюжетно - отобразительные и сюжетно-ролевые игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер. Например: «Консервный завод», «Зоопарк», «Ветеринарная поликлиника». Они позволяют углубить имеющиеся у детей знания, формируются правильное, гуманное отношение к миру животных. Наделяя себя ролью в игре, ребенок эмоционально проникается осознанием необходимости бережного отношения к животным и растениям. Еще одним подвидом экологических игр являются театрализованные игры. Это «Колобок путешествует», «Отдых на реке», «Вершки, корешки» и др.

Экологическим содержанием наполняются и подвижные игры. В них происходит закрепление знаний о живой природе, ее обитателей в непринужденной игровой форме. «Звери, птицы, рыбы», «Фруктовый салат», «Птицелов», «Четыре стихии», «Цветочный магазин».

Музыкальные игры позволяют активизировать экологическое образование детей через слуховые рецепторы. Наполненные музыкой игры впечатляют ребенка, тем самым закрепляют в сознании детей усвоенный материал, например такие игры, как «Времена года», «Какой сегодня день?», позволяют указать и объяснить природные явления. Это могут быть игры: «Что за птица прилетела?»; «Какое море?» и другие.

К интеллектуальным можно отнести игры: «Экологические кубики», «Волшебные превращения», «Приготовить лекарство», «Вся земля». Они позволяют развивать познавательный интерес, формируют знания о единстве природы.

Следующим видом игр можно назвать игры-забавы и развлечения. К ним относятся викторины, конкурсы-аукционы, конкурсы-марафоны. КВН, «Поле чудес» и другие. Расширяют кругозор детей, учат обмениваться информацией друг с другом, доставляют большое удовольствие.

Празднично-карнавальные игры тоже носят экологический характер. В них дети выражают свое отношение к данным объектам и явлениям природы, углубляют свои представления о них «Сбор урожая», «Новогодний карнавал», «Золотая осень» и другие.

Культовые игры основаны на исторических традициях. Эти игры также находят свое отражение в процессе экологического образования дошкольников. С детьми проводят игры со встречей Масленицы, закликают жаворонок, провожают зиму. И прочее. Через истоки истории дети по-новому учатся любить и уважать природу, учатся быть ценителями и защитниками красоты. Сенсорные игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры: «Радуга», «Что бывает желтым?», «Какие цветы красного цвета», «Мягкий, колючий».

Создание и использование игровых обучающих ситуаций позволяет решать не только конкретные природоведческие задачи, но и осуществлять экологическое воспитание в целом. Так как дети легче осваивают знания о зависимостях, существующих в природе, об отношении к живым существам.

Составила картотеку игр – экспериментов. В экспериментальной деятельности использовала с детьми различные материалы, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Взрослый при этом должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются от имени маленьких сказочных героев – Каркуши, Утенка, Зайчонка. Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значимость, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого».

Мозговой штурм:

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Следующий слайд с правильным ответом:

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

    Как я это делаю?

    Почему я это делаю именно так, а не иначе?

    Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами.

3 часть мастер – класса Практическая

Сегодня в игровой форме на основе сказки я представлю вам и с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер-класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?

Опыт №1.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

Опыт №2

Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.

Утенок так внимательно наблюдал за цветами, что не заметил, как пошел дождик. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил порисовать немножко на берегу.

Рисование-эксперимент

Звучит песня Ю. Антонова «Море, море…»

Настроение прекрасное –

Не хочется скучать.

Я забавные картинки

Предлагаю рисовать.

Кляксы разные бывают…

Что они изображают?

Дети с помощью трубочек для коктейля и гуаши разных цветов выдувают кляксы разных форм на бумагу, а затем рассказывают по очереди, на что похожа клякса.

Утенок решил путешествовать дальше. Солнышко уже было высоко, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

Опыт № 3.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что написано на лепестках лотоса: «Тебя поведет вперед звезда!» Ребята, а вы видите где-нибудь звезду? И я никакой звезды не вижу! Где же нам ее искать? Ведь звезды всегда указывали путь путешественникам. А может, ее нужно сделать самими?

Опыт № 4

Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют звезду.

Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.

Утенок так внимательно наблюдал за звездами, что не заметил, как уснул. Так закончилось путешествие любопытного утенка. Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему лодка не тонет?

3. Почему же распускаются кувшинки?

4. Как можно сделать звезду?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В результате организации детского экспериментирования по средством игр у детей:

Развивается познавательная активность,

Появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Заключение:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

4 часть - Рефлексия по результатам совместной деятельности.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня мастер – класса.

    Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

    Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

    Полезна ли была вам информация мастер – класса?

    Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.

Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

Спасибо за внимание и участие мастер – классе.