Меню

Что делать если ты боишься детей. Ребенок боится других детей – что делать и как вырастить коммуникабельного человека. Ребенок боится: что делать

Уреаплазмоз

Итак, продолжаем тему детских страхов. В прошлый раз мы говорили

Сегодня мы будем говорить про возрастные страхи детей 3-7 лет.

Этот возраст характеризуется окончательным формированием «Я» ребенка, активным развитием социальных навыков (ребенку становятся интересны другие дети). Повышается самостоятельность малыша. Интенсивно развивается мышление, воображение, а вместе с ними повышается вероятность появления страхов. В этом возрасте для детей остается очень важна безусловность родительской любви.

Дети в этом возрасте остро ориентированы на взаимоотношения с родителем противоположного пола. Если же такое общение затруднено, конфликтно, недостаточно эмоционально, то это приводит к возрастающей тревоге у ребенка. Эта тревога может перерасти в следующие детские страхи: страх одиночества, темноты, замкнутого пространства.

В связи с развитием мышления и воображения с новой силой могут проявиться страхи разных волшебных персонажей: скелеты, бабайки, прячущиеся под кроватью и т.п. Эта тревога устраняется путем совместных игр, проявления внимания, тактильных ласк ребенка.

Ребенок стремится к самостоятельности, но, с другой стороны, боится ее, и в этот период для него важна поддержка родителей. Они могут сгладить этот период, создав для ребенка стабильную среду, обеспечив ему уверенность в завтрашнем дне.

Также важно, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе, а для этого ему необходима поддержка родителей, важно правильно сбалансировать границы, запреты, права и обязанности ребенка.

Еще хотелось бы отметить важность общения со сверстниками в этом возрасте. При общении дети проигрывают беспокоящие их темы, страхи, и тем самым их прорабатывают, приобретают навыки психологических защит, устойчивость к стрессогенным воздействиям.

Детские страхи от пяти до семи лет

Этот возраст бывает очень насыщен различными страхами. В этот период активно развивается мышление детей, способность к обобщению, классификациям, осознание действительности.

На этом этапе дети часто ставят родителей в тупик тем, что задают вопросы, а логическим следствием из этого вопроса является «А куда я денусь?» . Очень важна реакция родителей на этот вопрос.

Если взрослые излишне эмоционально реагирует на эти вопросы, теряются, мнутся, то тем самым подчеркивают нестандартность, «опасность» темы, фиксируют внимание ребенка на этих вопросах. «Если родители так волнуются, пугаются этого вопроса, то, значит, и мне надо этого бояться» , — вот примерно такова логика у ребенка.

Когда же родители избегают этих тем, заминают их, то у ребенка может, во-первых, сформироваться чувство стыда по отношению к «половому» вопросу и, во-вторых, появиться ярко выраженный страх смерти, так как «родители сами боятся мне про это говорить, наверное, это что-то жуткое».

Подробный разбор этого вопроса смотрите в семинаре: «Как поговорить с ребенком про смерть?»

Однако, если родители спокойно отнесутся к темам рождения и смерти, не будут устраивать из этого какое-то особенное событие, то и дети воспримут эту тему так же, как и все остальные, и не будут на ней зацикливаться. Изначально для ребенка вопросы «Откуда я взялся?» и «Что такое смерть?» равнозначны вопросам «Почему дует ветер?», «Отчего небо синие?» и т.п.

Обычно ребенок на протяжении месяца или двух активно интересуется этими вопросами. Возрастной страх смерти может переживаться по-разному. Кто-то будет приставать ко всем с вопросами «А когда я/ты/мама/бабушка и т.п. умрет?», с просьбами не умирать.

Кто-то может начать бояться нападения, машин (аварий), грозы, пожара, лифтов и тому подобного, то есть, стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. Кто-то с новой силой может начать бояться темноты, страшных персонажей: вампиров, скелетов, ведьм, крокодилов, собак и так далее.

Признаки активного переживания этого страха можно заметить и в играх ребенка. Это игры в войну, больницу, различные нападения и т.п., часто ребенок начинает брать в играх на себя негативную роль, например, роль злодея, который всех убивает.

Чем же могут помочь родители на этом этапе развития?

Во-первых, спокойно и конкретно все объяснить . Только, конечно, не надо вдаваться в анатомические подробности. Для ребенка понятие «смерть», «душа» еще слишком абстрактны, так как их нельзя увидеть или попробовать. Как именно объяснять ребенку — это решает каждый родитель сам, некоторые объясняют с точки зрения религии, другие говорят, что душа улетает на облако и оттуда наблюдает за остальными и так далее.

Есть еще один вариант, помогающий детям наглядно понять данную тему — это использование метафоры, сравнения. Например, жизнь цветка (цветок растет, цветет, вянет, но он оставляет семена, из которых вырастут новые цветы), или круговорот воды в природе.

Важно также постараться объяснить временные рамки, ведь для ребенка 5-7 лет «не скоро» — это и через неделю, и через год, он время ощущает не так, как взрослые. Поэтому очень важно обозначить время при помощи событий из жизни: выйдешь замуж, родишь детей, появятся внуки и т.п.

Ближе к школьному возрасту у детей может появиться Обычно это провоцируется самими родителями. Если они суетятся по этому поводу, а это значит — значительно увеличивают нагрузку на нервную систему, то ребенок истощается физически и психически еще до начала учебы в школе.

Как и родители, он тоже начинает активно переживать переход в статус школьника. Из этого вывод: родителям самим не надо так нервничать по поводу учебы в школе.

Я перечислила основные страхи детей дошкольного возраста.

Все переживают их по-разному. Кто-то незаметно, кто-то ярко выражено. Но в любом случае, ребенок не может справиться с ними без поддержки взрослого, без защиты родителей, без уверенности в них и себе.

Родители могут обеспечить ребенку максимально комфортную среду. Под этим я понимаю четкий режим, стабильность семейной ситуации, четкость и рациональность правил и границ, принятие личности ребенка, адекватную оценку активности ребенка.

Страх считается естественным состоянием человека - защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. По сути страхи уберегают от опасности и многих рисков. А, значит, в какой-то мере они полезны. Но, если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети - не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию.

Виды страхов у детей 4-6 лет

Условно детские страхи можно разделить на два вида: реальные и фантазийные .

Реальные страхи

К реальным можно отнести те, которые имеют под собой вполне объяснимую причину:

Эти страхи типичны как для малышей в возрасте двух-трех лет, так и для четырех-шести - они сопровождают несколько возрастных периодов.

Фантазийные страхи

В три-четыре года у ребенка происходит активное развитие абстрактного мышления, что становится причиной появления еще одного вида страхов: фантазийных. Эта группа порождается воображением детей. К ней можно отнести:

Причины реальных страхов и как на них реагировать

Давайте более подробно рассмотрим основные детские страхи у детей от 4 до 6 лет и попробуем разобраться, что при этом нужно делать взрослым. При условии грамотного подхода и адекватной поддержки со стороны родителей, при отсутствии конфликтов в семье, детский испуг преодолевается довольно быстро.

1. Боязнь животных и насекомых

Для некоторых детей актуален страх насекомых или животных.

Что делать?

В таких случаях рекомендуется сменить эмоциональное состояние малыша - с пугающего на заинтересованное. Например, выйти вместе с ним в поле, найти там паучка, посадить его на свою ладошку. После этого следует объяснить малышу, что паук полностью открыт перед вами, ничего не замышляет и, наоборот, является более уязвимым, чем люди.

Рассказывая интересные истории о животных и насекомых, которых кроха боится, можно вызвать любопытство с его стороны. Чем больше малыш будет знать о предмете своей боязни, тем быстрее избавится от страха.

В случае с собакой тоже нужно создать благожелательный фон вокруг животного. Никогда не кричите на ребенка и не запугивайте тем, что собака может укусить или чем-то заразить. Объясните малышу, что гладить собаку без разрешения хозяина нельзя и первые контакты с животным лучше налаживать на расстоянии, чтобы не спугнуть.

Полистайте книги и энциклопедии о животных, посетите выставки, продемонстрируйте способы безопасного взаимодействия с насекомыми и животными на собственном примере.

2. Боязнь белых халатов

Это опасение тесно связано со страхом боли. Укол, сделанный человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызываемой процедурой.

Что делать?

Чтобы снизить боязнь людей в белых халатах, за несколько дней до похода в поликлинику расскажите малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.

Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно - ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.

Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.

3. Страх громких звуков

Один из врожденных страхов человека - боязнь резких звуков. Природа устроена так, что громкий звук является символом опасности. Кроме того, громкие звуки способствуют перенапряжению мозговых клеток и приводят к расстройству в работе некоторых органов. Поэтому инстинкт самосохранения заставляет ребенка вздрагивать при резких окриках, грохоте, либо скрежете машин.

Что делать?

Если малыш вдруг расплакался от грома или другого резкого шума, следует стать с ним рядом, обнять его и дать понять, что вы его можете защитить, рядом с вами он находится в безопасности. Не смеяться над ним, не стыдить, иначе он начнет скрывать от вас свой испуг, но справиться самостоятельно с ним вряд ли сможет.

Лучше всего начать игры с различными звуками: от тихих - к громким. Для занятий подойдут металлофон, звонкие металлические ложки. Сходите вместе на шумный детский праздник или веселый аттракцион, где все визжат, кричат и прыгают. Радостный шум постепенно приучит малыша к громким звукам.

4. Боязнь чужих людей

Страх перед посторонними людьми возникает еще в младенчестве и имеет вполне очевидные корни. Формируется он на физиологическом уровне - малыш подсознательно начинает чувствовать опасность в незнакомце. При этом он замыкается, опускает голову и прячется за родного человека.

При правильном поведении родителей боязнь обычно проходит к трем-четырем годам. Но, если социализация в этом возрасте так и не начата, стоит проблеме уделить отдельное внимание. Иначе ситуация грозит понизить самооценку ребенка, негативно отразится на дальнейшем общении со сверстниками.

Что делать?

Так как страх в данном случае идет в ногу с застенчивостью, родителям нужно самим предпринимать первые шаги. Например, подойти вместе с малышом на детской площадке к детям, которые уже общаются между собой. Заговорить с ними, познакомить со своим ребенком. Чаще следует посещать детские центры, развивающие занятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть дети такого же возраста.

Если малыш боится оставаться наедине с другим взрослым, например, с няней, нужно взять для знакомства чуть больше времени. Чтобы ребенок привык к постороннему, необходимо некоторое время провести втроем. Как только кроха начнет доверять новому человеку, первым к нему обращаться, можно смело оставлять их наедине.

5. Боязнь одиночества

Страх надолго оставаться без мамы считается распространенной боязнью у малышей. Ни в коем случае его нельзя принимать за избалованность или необоснованные капризы. Боязнь потерять маму вполне естественна и требует деликатного подхода.

Что делать?

Всегда объясняйте ребенку, когда вы вернетесь. Например: - «После того, как ты поспишь и съешь полдник». Такие согласования рекомендуется сделать регулярными. При этом следует не только доброжелательно договариваться с малышом, но и своевременно выполнять свои обещания.

6. Страх темноты и ночных кошмаров

Один из важных детских страхов - боязнь темноты. Фантазия малыша развивается бурно, подсовывая ему чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать.

Что делать?

Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного».

Убедите малыша в том, что он находится в полной безопасности. Для этого оставляйте дверь в его комнату открытой, купите забавный детский ночник.

Предложите нарисовать или вылепить того, кого он боится, затем придайте герою комический вид и вместе посмейтесь над ним.

Придумайте интересную сказку со страшным персонажем из детского воображения, закончив ее позитивно. Ваш герой должен постепенно превратиться в хорошего друга и помощника.

Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова.

7. Клаустрофобия

Со страхом темноты перекликается боязнь замкнутого пространства. Малыш может не озвучивать проблему и родители замечают ее сами, закрывая вечером дверь в его комнату, либо застряв с ним в лифте. Частые проявления клаустрофобии сопровождаются приступами паники, головокружениями. Дети могут среди ночи прибежать к родителям и начать плакать.

Эта навязчивая боязнь возникает чаще у единственного ребенка в семье, имеющего ограничения в общении со сверстниками. Особенно страдают ею дети, получающие чрезмерную порцию ласки и любви.

Что делать?

Прежде всего, ребенка в такой ситуации следует успокоить и научить ровному дыханию. Ругать за немотивированный на ваш взгляд страх, категорически запрещается. Нельзя идти от противного и закрывать его в комнате.

Результативными бывают игры, направленные на преодоление скованности, возникающей в замкнутом пространстве. Например, специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».

Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть - они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.

8. Страх наказания

Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.

Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.

Что делать?

Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка - это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца - со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные. Подробнее об этом виде боязни можно почитать в статье «Страх сказочных героев и вымышленных персонажей».

Причины фантазийных страхов и как на них реагировать

Просыпаясь после хорошего сна, взрослые могут пребывать какое-то время в сладостной эйфории, не отделяя сновидение от яви. В такой момент им легко понять деток 4-6 лет, которые находятся под воздействием собственного богатого воображения практически весь день. Компьютерные игры, сказки, мультфильмы населяют мир малышей вымышленными персонажами, а иногда - даже целыми корпорациями монстров.

1. Боязнь вымышленных персонажей

Особо впечатлительный ребенок во время просмотра детской передачи, мультфильма или после прочтения страшной сказки может испугаться злого героя и «оживить» его в своем воображении в любое время суток.

Большую роль в этом играют родители, которые с усиленной артистичностью передают образы волка, мифического Бабая или Бабы-Яги. Некоторые взрослые заходят еще дальше - пугают малыша тем, что существует некоторое зло, способное забрать непослушного ребенка от родителей даже без их ведома.

Что делать?

Боязнь вымышленных героев тесно переплетается со страхом наказания. Поэтому, прежде всего, нужно полностью исключить манипуляцию страшными героями в собственных интересах, когда хотите добиться от крохи безупречного поведения. Такие запугивания могут сделать его психику неустойчивой надолго и в далеком будущем есть риск столкнуться с настоящими неврозами.

Лучше всего придумать сказку, в которой страшный главный герой становится добрым и начинает всем помогать.

Уместна арт-терапия. То есть, зло можно нарисовать максимально смешным и сделать его уязвимым перед малышом. Например, волка нарядить пожарным и отправить спасать людей, а Бабу-Ягу представить комичной и добродушной старушкой.

Как только ребенок озвучит свой страх, поговорит о нем со взрослым, в большинстве случаев боязнь почти сразу же отступает. Поэтому так важно просто побеседовать с малышом в спокойной обстановке и убедить его в полной безопасности.

2. Страх ночных кошмаров

Самыми уязвимыми дети становятся ночью, когда рядом никого из взрослых нет. Боязнь ночных кошмаров - один из самых распространенных страхов у малышей 4-6 лет. К сожалению, он приходит не один, а в комплекте с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Что делать?

Волнение перед страшным сном опасно уже само по себе. В таких случаях родителям следует помнить о ночнике, приоткрытой двери и спокойных беседах перед укладыванием малыша в постель.

Уместно придумать волшебные слова, которые будут играть роль защиты, разрешить взять любимую игрушку.

Нежные прикосновения мамы, расслабляющий массаж, поцелуй перед сном - лучшие способы убедить малыша в том, что он любим, а значит - защищен.

Что важно учитывать в борьбе со страхами

  1. Любовь, теплота, искреннее участие родителей в решении проблем со страхами в половине случаев устраняют испуг на корню.
  2. Нельзя ругать и идти от противного - заставляя малыша преодолеть страх насильно. Поможет только мягкое объяснение и поощрение ситуаций, где у малыша получается справиться с испугом по личной инициативе.
  3. Не следует ждать быстрого эффекта. Борьба с боязнью - это кропотливый процесс, требующий большой моральной отдачи от родителей.
  4. Если у вас что-то не получается и страх малыша перерастает в фобию, обязательно обратитесь к специалисту.

А лучше всего: создайте дома безопасную атмосферу. Ребенок должен видеть всегда уверенного отца и нежную заботливую маму. Тогда и страхам в его жизни места хватит ненадолго.

Видео

Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами? Воспитание детей. Мамина школа

Первые самостоятельные шаги малыша – это очень волнительный момент в жизни семьи.

Казалось бы, совсем недавно он учился подниматься и стоять возле опоры, потом стал осторожно ходить вдоль стены или бортиков любимой кровати. И вот сейчас он пошел. Сам!

Однако после первых самостоятельных «вылазок» малыш по какой-то причине опять начинает искать опору, а то и вовсе возобновляет ползание на четвереньках. Многие родители удивляются, почему ребенок боится ходить самостоятельно?

Почему дети могут отказаться от самостоятельной ходьбы?

Все люди разные, поэтому причины, по которым ребенок боится ходить самостоятельно, могут иметь различное происхождение. Рассмотрим вместе самые известные:

  • Малыш «вырос» в ходунках. Часто случается, что их используют слишком часто, ведь со стороны так весело наблюдать, как чадо носится по всему дому в этих удобных приспособлениях. Однако это имеет и обратную сторону: привыкший «бегать», ребенок не может контролировать свою скорость без них, он просто не представляет, как это – бегать без ходунков. Актуально: Когда можно сажать ребенка в ходунки >>>
  • Страх падения. Возможно, малыш имел печальный опыт в первые самостоятельные попытки пойти: упал, а может быть и сильно ударился. Наверное, таких неудачных экспериментов было несколько, и он выбрал более безопасный способ передвижения.
  • Хитрый ребенок. Такие дети тоже часто встречаются: хождение по ограниченному пространству может быстро наскучить, да и утомительно это, быстро устаешь. Поэтому такие дети выбирают менее энергозатратный вариант – например, ползание .
  • Беспричинный отказ от ходьбы. Такие случаи тоже имеют место быть. Иногда сын или дочь просто отказывается пойти самостоятельно, без видимой на то причины. В этом случае можно посоветовать понаблюдать за ним, чтобы понять, чем вызван этот протест, почему ребенок боится ходить самостоятельно и что с этим делать.

Как должны поступать родители, когда малыш отказывается пойти сам

Часто родители начинают бить тревогу: ребенку год, а он боится ходить самостоятельно, как ему помочь?

  1. Правило номер один – не принуждать его к самостоятельности в ходьбе против воли. Дети, которые боятся ходить сами из-за того, что могут упасть, сильно нуждаются в поддержке родителей. Вдохновить малыша на новые попытки ходить, незаметно для него подстраховать – и вот он уже не так сильно боится ходить сам, без вашей поддержки.
  2. Если всему виной лень и хитрость маленького сорванца, то с ними необходимо бороться, например, с помощью совместных игр. Надо убирать любимые игрушки повыше и подальше от хозяина, чтобы у него был стимул ходить и как можно быстрее ее достать. Хотите, чтобы малыш пошел самостоятельно? Уберите подальше ходунки, ваш кроха способен вполне без них обходиться. Как только они исчезнут, он захочет возобновить свои ежедневные «похождения», только на этот раз без посторонней помощи.
  3. Если причина протеста неясна, то родителям просто нужно выждать какое-то время. Малыш лучше чувствует, когда его организм готов к новому этапу развития. Возможно, что в данный период он физически еще не готов ходить.

Если придерживаться этих простых правил, станет понятно, как ребенка научить ходить самостоятельно, не боясь отпустить мамину руку.

Как родители могут помочь ребенку пойти самостоятельно

Родители – это самые важные в жизни малыша люди, поэтому их помощь и поддержка – неоценимый вклад в освоении новых навыков. Теперь, когда известны основные причины того, почему ребенок боится ходить самостоятельно, можно найти несколько решений этой проблемы:

  • Эмоциональный фон крохи наполовину зависит от того, что чувствуют его родители. Если мама боится, что он будет ходить, упадет и ударится, вероятнее всего, что страх неудачи передастся и малышу. Если мама не переживает, а подбадривает при каждом новом шаге, то и он чувствует себя спокойно и уверенно, ходит спокойно.
  • Если ребенок боится ходить самостоятельно без руки папы или мамы, не надо его ругать или стыдить. Это порождает новый стресс и новый отказ от самостоятельного хождения. Похвалить, пожалеть, приласкать – и вот он уже сам хочет сделать ответные шаги в сторону родителей.
  • Физическое развитие – важный момент в решении обозначенной проблемы. Если с малышом постоянно занимаются, делают массаж, утреннюю зарядку, приветствуют водные процедуры, то и организм развивается и укрепляется быстрее. Если кроха постоянно физически активен, то и страх первых шагов ему не грозит.
  • Исследование дома – лучшая активность. Это не значит, что чадо может бить посуду на кухне или копаться в стиральном порошке в ванной. Это означает то, что малыш не должен быть «засунут» в ходунки или посажен в манеж. Конечно, эти приспособления иногда очень выручают молодую маму, но злоупотреблять ими не стоит. Ребенок, привыкший к «ограниченному» пространству манежа или седлу ходунков, не может привыкнуть к большим расстояниям и вне своих привычных «рамок» ему становится очень страшно.
  • Если ваш ребенок, которому 1 год, боится ходить самостоятельно, «заразите» его своим примером – покажите дома и на прогулке, как это весело – ходить и бегать.

У каждого ребенка свой срок, когда он сможет легко и уверенно сделать первые шаги. Дождитесь этого времени, не торопите и не сравнивайте малыша с другими.

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша .

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы - пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом - пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь - отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей - это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх - это не страшно», «Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи - нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

Что делать, если ребенок боится ? Тема сегодняшней статьи «Детские страхи : причины, последствия и как побороть».

Если ребенок боится… Детские страхи: причины, последствия и как побороть.

Детские страхи — естественная реакция на познание окружающего мира. Маленький ребенок еще беспомощен, у него совсем немного жизненного опыта. Его могут испугать раскаты грома, лай собак, внезапное отключение света в квартире· и многое другое. К проявлениям детских страхов надо относиться спокойно, но не игнорировать их. Ребенок не должен оставаться со своими страхами наедине, он нуждается в поддержке и помощи.

Обычно в три-четыре года дети начинают бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства. Если ребенок боится засыпать в темноте, посидите с ним перед сном, расскажите ему веселую, добрую сказку или какую-нибудь забавную историю. Положите в кровать его любимую игрушку. Пусть он засыпает с включенной настольной лампой или ночником. Детские страхи ни в коем случае не нужно усиливать. Если ребенок боится темноты или остаться один в комнате, нельзя подвергать его «закаливанию», например, запирать одного в темном помещении, чтобы «привыкал». Таким отношением вы можете травмировать психику малыша.

По мнению психологов, ·детские страхи нельзя считать капризами и нельзя за них наказывать. Не называйте ребенка трусом, не высмеивайте. То, что взрослому кажется пустяком, ребенком воспринимается совсем по-другому. Ребенок должен чувствовать, что его понимают. Объясните ему, что такие же страхи свойственны и другим детям, успокойте, скажите, что ему ничто не угрожает, что вы всегда будете рядом. Проявляйте максимальное сочувствие к его состоянию.

Вообще с маленькими детьми надо больше смеяться, шутить, отвлекать их от невеселых мыслей. Не следует говорить, что за ним придет Баба Яга или еще какое-нибудь чудовище. Замечательный русский публицист, автор многих статей на педагогические темы Николай Васильевич Шелгунов (1824-189 гг.) писал о том, что нет ничего хуже, чем запугивание детей домовыми, волками, ведьмами. «Чувство страха , вытекающее из чувства самосохранения, конечно самое могущественное чувство, — отмечал он «Письмах о воспитании», — и оттого-то им нужно пользоваться не только с крайней экономией, но что еще важнее, направлять его в верную сторону».

Родителям надо бережно и осторожно учить детей преодолевать страхи:

1. Например, можно использовать игровые методы коррекции. Известно, что лучший способ избавиться от переживаний — выразить их. Детские психологи в качестве «лекарства» от страхов рекомендуют рисование. Дети любят рисовать и охотно исполнят вашу просьбу. Предложите ребенку нарисовать то, чего он боится. Потом этот рисунок разорвите на мелкие части и выбросите со словами: «Вот так мы поступили с твоим страхом!».

В рисунке страх во многом уже реализован как нечто произошедшее. Выражая свои негативные эмоции на бумаге, ребенок станет постепенно освобождаться от страха.

2. Возможен и другой вариант — сделать страх смешным, нелепым. Например, «надеть» на нарисованного монстра забавную панамку и огромные галоши, на Бабу Ягу — веселенький сарафанчик с рюшками и оборками, а волку пририсовать поросячий хвостик. Страх надо лишить ореола могущества.

3. Детские страхи можно побеждать и с помощью проигрывания ситуаций. Если малыш боится идти в поликлинику — возьмите игрушечного мишку, зайца, слоненка, куклу и поиграйте в поликлинику. Можно предложить ребенку сочинить сказку, в которой он будет смелым и добрым героем, побеждающим зло. Такое сочинение поможет ему почувствовать себя увереннее, сильнее.

Ночные страхи

Иногда у детей бывают ночные страхи. Ребенок может проснуться среди ночи, заплакать, закричать. Причиной ночных страхов часто становятся различные устрашающие впечатления, особенно если у ребенка они были перед сном. Поэтому не рассказывайте детям на ночь страшные истории, и, конечно, совсем недопустимо, чтобы они смотрели вечером фильмы — «ужастики».

Возникновению ночных страхов у детей могут способствовать и вечерние скандалы родителей. Когда ребенок начинает ходить в школу, у него появляются новые, так называемые «школьные» страхи. Он боится не соответствовать ожиданиям родителей, боится опоздать в школу, не ответить на уроке, боится насмешек одноклассников. В этот ответственный период к ребенку необходимо проявить максимум внимания, помочь снять страхи.

Детские страхи в основном имеют временный характер, и они быстрее проходят там, где ребенок окружен любовью и заботой, где с ранних лет в нем уважают личность. Но бывает, что страхи становятся навязчивыми. Если у ребенка наблюдаются постоянная повышенная тревожность, проблемы в освоении новых навыков, тики, навязчивые в освоении состояния новых следует обратиться к специалисту.

Что же может провоцировать и усиливать детские страхи?

Фильмы и мультфильмы, где действуют агрессивные герои. Дети очень впечатлительные и герои, олицетворяющие зло, могут вызывать у них чувство страха. Многие современные западные мультфильмы — типичные боевики. Они наполнены жестокими сценами, в них звучит грозная музыка, раздаются истошные крики. Под воздействием таких мультфильмов у ребенка может формироваться мрачная, угрожающая картина мира.

Конфликтные отношения между родителями. В семьях, где взрослые часто ссорятся, дети растут нервными, пугливыми, они более подвержены тревогам, чем те которые воспитываются в спокойной, благоприятной обстановке.

Чрезмерная строгость и требовательность родителей, когда детей наказывают даже за малейшие провинности. Если ребенка принуждают делать то к чему он не готов, не считаются с тем, что он устал или расстроен, постоянно повторяют: «Не так, переделай, опять плохо» — у ребенка развиваются страхи порицания и наказания. В такой семье ему не хватает тепла и доброты, и это может привести к тому, что он будет чувствовать себя незащищенным перед любой опасностью.

Излишняя тревожность и мнительность родителей отрицательно влияют на детей. Если родители всего боятся, то и детям эти страхи будут передаваться. Ребенок может превратиться в маленького «человечка в футляре», который боится и дождя, и ветра, санок, и качелей. Если же взрослые в семье оптимистически относятся к жизни, то и ребенку легче избавиться от страхов .

Конечно, разумную осторожность у детей надо воспитывать, более того, их необходимо предупреждать о возможных опасных ситуациях. Ребенок доверчив, вряд ли это детская доверчивость можно ставить ему в вину. Но детская доверчивость может привести к трагедии. Очень важно, не подорвав веру ребенка в доброту мира, научить его видеть и распознавать реальную опасность. Всеми возможными способами объясняйте сыну или дочке, что бывают и плохие взрослые, общение с которыми грозит бедой. Для начала подойдут и сказочные персонажи, потом используйте жизненные примеры. Долг родителей — объяснить ребенку, как надо вести себя с незнакомыми людьми, как избежать возможного нападения.

Несколько правил личной безопасности ребенка:

Избегай безлюдных мест: пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.

Не гуляй до темноты.

Не отправляйся один в дальние поездки.

В людных местах держись поближе к родителям, не отходи и не отбегай.

В определенные часы по мобильнику созванивайся с родителями.

Не открывай дверь никому, кроме своих домочадцев.

Не входи с незнакомыми людьми в лифт.

Никогда не садись в чужую машину, что бы тебе ни обещали.

Ничего не бери у незнакомых людей.

На все предложения незнакомых отвечай: «Нет!» — и непременно уходи. Расскажи об этих предложениях родителям.

В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу — громко кричи, зови на помощь, вырывайся и убегай.

Проявляйте бдительность, если вы заметили рядом с ребенком подозрительного человека — не оставайтесь безучастными. Простой вопрос: «А ты знаешь этого дядю (тетю)?» — может спасти ребенку жизнь.

Мы с Вами поговорили о том, что делать, если ребенок боится . Рассмотрели причины и последствия детских страхов , если с ними не работать.

Любви Вашей семье, радости, взаимопонимания и «правильных страхов».

Не забывайте писать комментарии:)

Подготовила: Акопджанян Алена (Мама Алена:))

Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Украина» №7/79 2013 (www.zoj.com.ua).

(Visited 1 781 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено ,