Меню

Никаких подарков в детские дома! Кому мы помогаем Быть волонтером в детском доме

Уреаплазмоз

Волонтёрское движение в России набирает силы и развивается, но в то же время оно имеет глубокие исторические корни. 2018 год был годом волонтёров и добровольцев в России. Эта деятельность приобретает различные направления, охватывает всё больше нуждающихся людей.

Социальное волонтёрство – детские дома

Одним из направлений волонтёрской деятельности является посещение и помощь в работе с воспитанниками в детских домах. Это особый вид социальной деятельности, который подходит не всем. Подопечные волонтёров в таком случае получают только элементарный уход – присмотр, питание. Они нуждаются в любви, ласке, внимании, заботе. На это у работников социальных учреждений не хватает сил и времени.

Волонтёрская деятельность всегда была связана с милосердием, оказанием помощи слабым и незащищённым членам нашего общества, например, детям, которые по каким-то причинам остались без родителей. Работать с детьми приятно, но моральных и физических сил требуется много. Не всем под силу постоянно видеть душевные страдания детей.

Особенности волонтёрской работы в детском доме

Каждому волонтёру, который хочет работать в детском доме, нужно иметь представление, о том, что его ждёт. Ребята из социальных учреждений будут значительно отличаться от своих сверстников из обычных семей.

Сложности, с которыми можно столкнуться:

  • отставания интеллектуального, психологического, эмоционального развития;
  • отсутствие доверия к окружающим;
  • неуверенность в собственных силах;
  • агрессивное поведение к волонтёрам;
  • желание манипулировать взрослыми;
  • воровство;
  • моральные проблемы - ребёнок из детского дома больше всего хочет в семью, будет проситься забрать его. Нужно быть морально устойчивым, чтобы не давать пустых обещаний, самим волонтёрам относиться к таким просьбам уравновешенно.

Волонтёр, который приходит в сиротское заведение, должен иметь устойчивые моральные принципы. Он приходит в качестве старшего друга, не нужно брать на себя другие, посторонние функции.

Чем полезны волонтёры

На сотрудников детских социальных учреждений возложена обязанность по присмотру за детьми. Развитию эмоциональной сферы достаётся остаточный принцип, здесь помочь могут волонтёры. Ребёнок, от которого отказались родители, 1 месяц живёт в больнице, затем его переводят в дом малютки. Там он находится до достижения 3 лет. Потом отправляется в детский дом, где проживает до 18 лет.

Детей в самом маленьком возрасте важно держать на руках. Тактильный контакт нужен для формирования у малышей психики, правильного развития. В домах малютки часто не хватает персонала. За детьми нужен постоянный уход и получается, что гулять с малышами нянечки не успевают. Добровольцы помогают выносить младенцев на прогулки, отвозят на процедуры, прививки, осмотры к врачам, перевозят и сортируют пожертвованные вещи, игрушки, средства гигиены.

Детские дома Москвы, Санкт-Петербурга, многих крупных городов хорошо обеспечены всем необходимым. Волонтёры приходят в гости к ребятам с целью чему-то научить, расширить кругозор. Ценными для ребят из социальных учреждений являются практические знания, которые пригодятся им во взрослой жизни. В обычной семье таким навыкам учат родители. Детям из приютов могут помочь добровольцы.

Часто детдомовские ребята путают, какую пищу хранят в холодильнике, а какую в шкафу, потому что продукты за них раскладывают повара на кухне. Отсутствие элементарных бытовых навыков приводит к большим стрессам. Совместное просматривание фильмов, прослушивание музыки, занятие рукоделием, физкультурой, спортивные игры – это всё помогает получить новые умения, формирует вкус.

При посещении детских домов нужно соблюдать определённые правила. Они помогут сохранить хорошие отношения с воспитанниками социальных учреждений, сберечь волонтёрам своё душевное равновесие.

Полезные советы:

  • Не говорите о родителях, не расспрашивайте о семье. Эта больная тема должна быть под запретом.
  • Нельзя называть детей сиротами, у многих живы родители, дети об этом знают. Лучше всего обращаться по имени.
  • Не давать пустых обещаний. Легче привыкнуть к отказу, чем ждать и надеяться, что будет подрывать веру в человека.
  • Научиться говорить слово «нет». Воспитанники умеют добиваться отношений, им трудно отказать. Важно уметь ставить рамки в общении.
  • Не относиться к детям из социальных заведений с жалостью. Такие мысли обязательно найдут воплощение в поступках, фразах, которые больно заденут воспитанников, понизят их самооценку.
  • Нужно быть естественным, маленькие дети ещё не понимают, что в их жизни что-то не так, ведь другого они не видели.

При решении стать волонтёром, посещать детдома, нужно рассчитать своё время для регулярного посещения таких учреждений. Можно приезжать не каждую неделю, всего 2-3 раза в месяц, но постоянно. Детям важно систематически видеть человека, ждать и встречать его. Прочность людских отношений позволит во взрослой жизни не потеряться, суметь найти друзей.

Как стать волонтёром

Решение стать волонтёром, помогать брошенным детям, должно быть принято спокойно и взвешенно. Все свои возможности нужно оценить, ведь придётся потратить время и деньги на поездки.

Чтобы стать волонтёром нужно обратиться в некоммерческую организацию. Их в России много, например, «Измени одну жизнь», «Надежда», «Домик детства», «Волонтёры - детям», «Будущее сейчас». Обратиться можно через интернет. На официальном сайте есть анкеты для заполнения. Нужно быть готовым, что организаторам потребуется узнать некоторые стороны личности будущего волонтёра, его мотивы для занятия такой деятельностью. Можно указать своё образование, опыт работы, умения и навыки, которые пригодятся на общения с воспитанниками.

Волонтёрами берут лиц, которые достигли совершеннолетнего возраста, то есть могут отвечать за свои поступки. В некоторых организациях подписывают договор. Он имеет больше психологическое, чем юридическое значение. Человек должен ответственно и серьёзно относиться к выбранному делу. На него надеются люди в волонтёрской организации, будут ждать воспитанники детского дома.

Часто волонтёрские движения организуют встречи для кандидатов в добровольцы. На них можно встретиться с руководителями, опытными волонтёрами, задать вопросы. Если человека принимают в ряды волонтёров, ему сообщают, но к участию в работе в серьёзных организациях допускают не сразу.

С новичками-волонтёрами проводится предварительная работа. Их приглашают на тренинги, инструктажи. Добровольцы должны получить начальные знания по психологии, педагогике, ознакомиться с тонкостями работы с детьми-сиротами. При контактах с людьми, особенно с детьми, всегда есть вероятность возникновения форс-мажорных ситуаций. Нужно достойно выйти из них. Это зависит от того, как был подготовлен волонтёр.

Далее новичок получает список мероприятий, проводящихся в ближайшее время. Он определяет дела, в которых будет участвовать. Для волонтёров, работающих с детьми, возможно, потребуются медицинские справки, подтверждающие отсутствие некоторых заболеваний, например, туберкулёза.

Трудиться за бесплатно — оксюморон, нонсенс или современная реальность? Сегодня сотни тысяч людей в России помогают нуждающимся, спасают попавших в беду, выполняют общественно важную работу на добровольных началах. Хотите к ним присоединиться?

Поиск по интересам

Добровольческое движение в России имеет крепкие корни — от странноприимных домов, народных больниц и сборов помощи голодающим Поволжья до тимуровцев и БАМа. Однако за последние 20 лет число волонтерских организаций увеличилось многократно: с одной стороны растет социальная напряженность, с другой все больше людей хочет бескорыстно помогать. Если вы решили принести пользу, куда вы можете обратиться?

1. Благотворительные фонды. Официальные организации собирают деньги на лечение больным со сложными и страшными диагнозами, сопровождают во время лечения, помогают подопечным в больницах и после выписки.

2. Хосписы. Здесь всегда нужны рабочие руки – помочь убраться в палатах, погулять с ходячими пациентами, покормить лежачих и провести гигиенические процедуры. Приветствуются мастер-классы, концерты, творческие занятия с людьми. Необходимы огромная выдержка и терпение.

3. Экологи. Собирают и разделяют мусор на разные виды отходов (пластик, металл и т.д.), организуют уборку в парках, лесопарках, природных зонах, сажают деревья и помогают восстанавливать леса. Борются с рубщиками елок, собирателями «краснокнижных» растений, злостными загрязнителями окружающей среды.

4. Дома престарелых. Пригодится любая помощь — общение с подопечными, уборка, уход, забота. Неравнодушные волонтеры собирают подарки для пожилых к Новому году, Пасхе, 8 марта, организуют концерты и спектакли, вступают в переписку и отправляют открытки «приемным» дедушкам и бабушкам.

5. Детские дома. Практикуют 6 вариантов помощи – социальное обустройство детей и обучение их независимой жизни; подарки, одежду, обувь и инвентарь от спонсоров; «пиар» ребенка в соцсетях с целью скорейшего выздоровления; помощь детям с ограниченными возможностями; дополнительное образование; переписку и виртуальную опеку над сиротами.

6. Помощь бездомным. Работа для сильных духом и телом. Волонтеры готовят и раздают еду для бездомных, приводят в порядок пожертвованную одежду, оказывают медицинскую и санитарную помощь. Актуально юридическое сопровождение, помощь в восстановлении документов.

7. Зоозащитники и приюты для животных. Основная забота зоозащитников — отлов и стерилизация бродячих животных, оказание им ветеринарной помощи и пристройство в хорошие руки. В приютах нужны волонтеры для ухода за животными, кормления и общения с ними, сбора средств на содержание заведений.

8. Добровольные пожарные. Отряды волонтеров месяцами днюют и ночуют в лесах, в пожароопасных зонах. Они патрулируют местность, определяют очаги потенциальных лесных пожаров и своими силами при помощи снаряжения, купленного на пожертвования, тушат пламя.

9. «Лиза Алерт». Поисковые отряды, осуществляющие прочесывание местности и проверку подвалов, заброшенных строек, глухих лесов и т.д. в надежде найти пропавших, заблудившихся и по другим причинам не выходящих на связь детей и взрослых.

10. Фестивальные волонтеры. Веселые и позитивные добровольцы, участвующие в подготовке и проведении всевозможных, более или менее неформальных опэн-эйров. Работа требуется разнообразнейшая – от строительства и охраны до дизайна и кулинарии.

11. Помощь женщинам в кризисных ситуациях. Центры помощи женщинам, пострадавшим от сексуального и домашнего насилия, приюты и дома для беременных и молодых мам, оказавшихся в нелегком положении.

12. Помощь при храме. Работа в церкви, поддержание в порядке помещений, участие в хоре. Забота о престарелых, больных и немощных прихожанах, работа с молодежью, помощь многодетным семьям, сбор пожертвований.

Как стать волонтером?

Воспользоваться поиском в интернете, купить пару газет, пройтись по окрестностям и подобрать тот вариант, который вам больше всего по душе: помогать людям, природе или животным, старикам или детям, здоровым или больным. Начать можно с портала Volonter.ru — это единая служба координации волонтеров . Затем обратиться в ближайшую тематическую организацию — просто позвонить или приехать и спросить, чем вы можете помочь. Не ждите особенной благодарности или восторга, вряд ли ваши усилия кто-то оценит, скажет «спасибо» и подарит ключик от рая. Будет тяжело, утомительно, может быть даже грязно. Но вас согреет понимание, что вы делаете мир чуточку лучше.

«Подари жизнь» — помощь детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями

«Живи» — помощь детям с онкогематологическими заболеваниями.

«Русфонд» — помощь тяжелобольным детям.

«Линия жизни» — спасение тяжелобольных детей и формирование культуры благотворительности в обществе.

«Вера» — помощь хосписам.

«Лучшие друзья» — помогает людям с нарушениями развития и интеллекта познакомиться и подружиться со сверстниками.

«Обнаженные сердца» — фонд помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития.

«Старость в радость» — фонд помогает пожилым людям, живущим в домах в престарелых.

«Дарящие надежду» — международный благотворительный фонд помощи животным.

«Кризисный центр помощи женщинам и детям» создан для несовершеннолетних мам, женщин, подвергшихся домашнему насилию, а также женщин, находящихся в состоянии развода и после разводной ситуации, женщин-инвалидов или имеющих детей-инвалидов, одиноких матерей с несовершеннолетними детьми.

«Волонтеры победы» — помощь Ветеранам Великой Отечественной Войны.

«Волонтеры-медики» — помощь медперсоналу больниц, профориентация школьников, образовательные программы.

«Клуб волонтеров» — межрегиональная общественная организация единомышленников, объединенных желанием поддержать детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Ника Батхен


Есть волонтерские организации, которые вообще никак не работают с самими волонтерами. Кидают клич – «мы завтра едем в детский дом, собираемся в 7 утра на автозаправке». И вот какие-то люди куда-то едут… Нет, ребята, визит волонтеров в детское социальное учреждение – дело не простое, оно требует определенных знаний и подготовки. Итак, как же организовать поездку таким образом, чтобы принести максимум пользы подопечным?

Официально

Детский дом – это режимный объект. Прежде чем приехать сюда, надо выстроить определенные отношения с его администрацией. Она здесь – власть и она отвечает за детей. И когда волонтеры заявляются без документов, без договора, когда за ними не стоит никакая организация, то в данном случае директор пускает вас нас свой страх и риск и несет за вас ответственность. И если, не дай бог, что-то произойдет, например, ребенок бежал на мастер-класс и упал, это все равно связано с вашим приездом, хоть и косвенно. Поэтому, когда вы выстраиваете отношения с детским домом, то лучше делать это на официальной основе и подписывать двусторонний договор о сотрудничестве. Иначе нет гарантии, что вас в принципе пустят к детям.

Регулярно

Разовая поездка ничего не даст. Пользу обеим сторонам принесет только системная работа. Периодичность поездок вы устанавливаете сами – раз в месяц, раз в три недели, раз в 6 недель. И если вы собрались поехать в детский дом, вы должны у себя спросить: готовы ли вы приехать через месяц снова? На сколько вас хватит? Готовы ли работать на привлечение волонтеров? Потому что, если в первый раз приехали 10 человек, через месяц вас осталось пятеро, а потом и вовсе двое – это плохо. Если так происходит, значит, вы что-то делаете неправильно. Помимо работы непосредственно с детьми волонтерская группа должна вести инфраструктурную работу по привлечению новых волонтеров. Люди могут меняться, но присутствие волонтеров должно быть заметно, общение и обучение не должны прерываться.

Не слишком часто

Вопрос о периодичности визитов очень важный. Когда вы ездите каждую неделю, дети перестают вас ожидать. Они привыкают и уже не относятся к вам как к чему-то важному и светлому в их жизни. А они должны вас ждать, должны готовиться к встрече и усидчиво сидеть на ваших мастер-классах. Ездить редко тоже не очень хорошо – вас забудут, вам придется заново знакомиться и устанавливать контакт.

Большими группами

Если в детском доме 100 человек, то должно приехать не меньше 20 волонтеров. Лучше отменить поездку, если людей собралось меньше, чем необходимо. Волонтеров должно быть столько, чтобы охватить все задуманное, прийти к детям разных возрастов, всех занять полезным и интересным делом, всем уделить внимание, чтобы не возникало нездорового настроения в детском коллективе, что к малышам приехали, а к подросткам – нет.

С фотографом

Фотографировать надо много и качественно. Эти фотографии нужны не только для того, чтобы их размещать на сайте волонтерской группы, хотя это тоже очень важно и работает на привлечение. Человек заходит на сайт, видит на форуме ветку о том, что ребята, такие же, как он сам, делают важное дело. То есть это не секта какая-то, а нормальные люди. Это его успокаивает и подстегивает.

Однако у этих фотографий есть еще одна миссия. У каждого из нас есть фотоальбом. Для нас это было важно, нам это делали родители. Детям в социальном учреждении никто такой фотоальбом, кроме нас, не создаст. Эти альбомы нужно делать и постоянно пополнять новыми снимками.

Подготовленными

Нельзя просто собраться и поехать в детский дом. Вы должны четко представлять, куда и зачем вы едете и какой результат хотите получить. Если вы приехали и просто слоняетесь, ничего не делаете, не привезли мастер-класс, не знаете, о чем побеседовать с детьми, во что с ними поиграть – то вам еще рано. Если вы не готовы воспринимать реальность детского дома без горячего желания немедленно там все улучшить и всех спасти – то вам еще рано. Если вы психически и эмоционально не слишком устойчивы и при этом очень абстрактно представляете, что происходит в душе и голове у ребенка, находящегося на государственном содержании, – то вам еще рано. Именно поэтому мы и говорим, что волонтерство должно стать предметом глубокого обучения. И вы, читая это, на правильном пути.

Материал подготовлен редакцией сайта Школы социального волонтерства на основании выступления Ильи Екушевского на семинаре «Как устроен и работает “Клуб волонтеров?». Видеозапись семинара можно посмотреть .

ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Исторически сложилось, что основная наша помощь адресована детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в любой посильной нам вариации. На постоянной основе мы поддерживаем несколько тысяч детей в стенах детских домов и интернатов, осуществляем материальную помощь самим учреждениям интернатного типа, а также навещаем детей, проходящих лечение в медицинских учреждениях. Сегодня под патронажем «Клуба волонтеров» находится более 25 детских учреждений преимущественно в восьми областях Центрального федерального округа Российской Федерации. Основное внимание уделяется детским домам и интернатам в поселках, селах и небольших городах на окраинах областей, так как они обделены вниманием больше, чем подобные учреждения вблизи областных центров.

Список детских учреждений представлен ниже. Помимо общей информации об учреждении, там можно найти перечень острых нужд детских домов и интернатов, пожелания и просьбы детей, воспитывающихся в них, а также нужды выпускников детских учреждений.

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Кольчугино»
В школе учатся и живут порядка 160 детей, часть из них – ребята, оставшиеся без родителей, остальные детки с отклонением в развитии. Интернат очень чистый и просторный, есть, где побегать на переменах!
Обновляемый список нужд детей из Кольчугинской школы-интерната

Государственное казенное учреждение Владимирской области для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Покровский детский дом»
В Покровском детском доме царит действительно семейная атмосфера, старшие дети помогают малышам, а в самом доме по-домашнему уютно. Здесь живут около 35 детишек, а учреждением руководит добрый и отзывчивый директор.
Обновляемый список нужд детей из Покровского детского дома
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Нагорновский психоневрологический интернат»
В интернате проживает около 160 подопечных и все они очень ждут нашего приезда. Ребятам очень нужна наша поддержка и внимание.
Обновляемый список нужд подопечных из Нагорновского психоневрологического интерната

Государственно казенное учреждение Калужской области «Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Одно из старейших учреждений под патронажем организации. Здесь живут около 150 детей с особенностями развития. Все они нуждаются во внимании и дружбе с волонтерами.
Обновляемый список нужд детей из Полотняно-Заводского дома-интерната
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Психоневрологический интернат № 20»
Единственное учреждение в Москве, которое посещают волонтеры. Походы проходят на еженедельной основе. Волонтеры помогают людям с инвалидностью и людям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.
Обновляемый список нужд подопечных из Психоневрологического интерната №20

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Доверие», г. Алмазово
Главная особенность этой подмосковной школы — мальчишки! В учреждении воспитываются исключительно дети мужского пола. Они очень любят экскурсии в столицу, подвижные эстафеты и играть в футбол.
Обновляемый список нужд детей из Алмазовской школы

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Чеховский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок»
В этом центре находятся дети разного возраста. Они ходят в обычную школу, а летом выезжают в детский лагерь. В учреждении есть потребность в волонтерах для организации экскурсий, досуга, обустройства территории и общения с детьми.
Обновляемый список нужд детей из Чеховского центра
РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Костинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
«Клуб волонтеров» поддерживает этот интернат в селе Костино уже более шести лет. С детьми сложились дружеские отношения. Каждый приезд волонтеров детки ждут с нетерпением, а в моменты разлуки пишут друг другу письма.
Обновляемый список нужд детей из Костинской школы-интерната

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рыбновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
В этом учреждении живут и учатся около 110 детей. Здание школы с просторными классами, спортивным и актовым залом, библиотекой, столярной, слесарной и швейной мастерской. Зимой заливают каток, а в школе есть хоккейная команда.
Обновляемый список нужд детей из Рыбновской школы-интерната
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновский детский дом-школа»
Первое в истории «Клуба волонтеров» учреждение, поездки в которое положили начало развитию волонтерской организации. Здесь живут и учатся более 110 детей. В свое время эту школу посещал Юрий Гагарин.
Обновляемый список нужд детей из Сафоновского детского дома-школы

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Рославльский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Теремок»
«Теремок» находится в 360 км от Москвы и является одним из самых отдаленных учреждений, которое посещают волонтеры. Чаще всего поездки проходят на автобусе, а не на личных автомобилях волонтеров.
Обновляемый список нужд детей из Социально-реабилитационного центра
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное казенное учреждение для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Зубцовский детский дом»
Однажды волонтеры привезли и подарили детям несколько новых велосипедов. Веселая сборка великов из коробок, первые попытки катания, правила дорожного движения — это был незабываемый и эмоциональный день!
Обновляемый список нужд детей из Зубцовского детского дома

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Торжокская школа-интернат»
Поселок Зеленый, где располагается школа, находится в 30 км от города Торжок. Здесь живут и учатся около 50 детишек. Они обожают лыжи и зимнее время года.
Обновляемый список нужд детей из Торжокской школы-интерната

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Эммаусская школа-интернат»
«Клуб волонтеров» поддерживает эту школу в поселке Эммаусс уже более семи лет. С детьми сложились самые теплые дружеские отношения. Волонтеры также не бросают и поддерживают выпускников.
Обновляемый список нужд детей из Эммаусской школы-интерната
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Болоховская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Дети в этой школе очень открытые и интересующиеся, они с радостью встречают все мастер-классы, проводимые волонтерами. А мы, со своей стороны, стараемся вместе с администрацией улучшить материальную базу учреждения.

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Барсуковская школа им. А.М. Гаранина»
В Барсуковской школе волонтерам всегда рады и взрослые, и дети. А ещё здесь ребята очень любят походы и петь песни под гитару!
Обновляемый список нужд детей из Болоховской школы

Государственное образовательное учреждение Тульской области «Донская школа №1»
В этом учреждении воспитываются около 80 детей. Среди них есть как дети-сироты, так и домашние дети из многодетных и малообеспеченных семей.
Обновляемый список нужд детей из Донской школы

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Дубовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В школе, расположенной примерно в 230 км от Москвы, приезды волонтеров всегда ждут с нетерпением. Девочки посещают швейный кружок, а мальчики осваивают строительные профессии.
Обновляемый список нужд детей из Дубовской школы

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Учреждение находится на расстоянии 320 км от Москвы. Атмосфера в домике всегда очень уютная: администрация встречает волонтеров горячими сдобными плюшками, а дети очень дружны между собой и всегда готовы помочь и волонтерам, и друг дружке.
Обновляемый список нужд детей из Ефремовской школы

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Новогуровская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Учреждение опекается «Клубом волонтеров» с 2009 года, и многие выпускники до сих пор поддерживают связь и теплые дружеские отношения с волонтерами.
Обновляемый список нужд детей из Новогуровской школы

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Новомосковская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Изначально этот интернат в 220 км от Москвы создавался для детей, потерявших родителей во время Великой Отечественной Войны. Сегодня в учреждении воспитываются около 200 любознательных и талантливых детишек.
Обновляемый список нужд детей из Новомосковской школы-интерната №1

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Новомосковский областной центр образования»
Ребята традиционно выигрывают у волонтеров в футбол и поражают своими кулинарными шедеврами. Волонтеры часто навещают выпускников, а в этом году организовали для них яркую и насыщенную экскурсию в Москву.
Обновляемый список нужд детей из Новомосковского центра образования

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Это одно из самых больших курируемых нами учреждений по количеству детей, часть из которых перевели из тех интернатов, куда ранее ездили волонтеры.
Обновляемый список нужд детей из Суворовской школы

Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1»
В этот Центр попадают детки сразу после того, как их забирают у «горе-родителей», которых вскоре лишают родительских прав. Волонтеры стараются поддержать детей в трудный для них момент.
Обновляемый список нужд детей из СРЦ г. Тулы

Также помощь оказывается периодически, либо оказывалась ранее «Клубом волонтеров» в следующих учреждениях:
— Талдомский детский дом (Московская область)
— Центр развития семьи «Надежда» (Московская область)
— Старооскольский детский дом (Белгородская область)
— Суздальский детский дом № 5 (Владимирская область)
— Обнинская школа-интернат (Калужская область)
— Лебяженская школа-интернат (Курганская область)
— Школа-интернат циркового профиля № 15 (г.Москва)
— Специальная школа-интернат № 80 (г.Москва)
— Серпуховской детский дом (Московская область)
— Серпуховская школа-интернат (Московская область)
— Малаховский детский дом «Соната» (Московская область)
— Новоиткульский детский дом (Новосибирская область)
— Специализированный дом ребенка (Орловская область)
— Торопецкая школа-интернат (Тверская область)
— Нелидовская школа-интернат (Тверская область)
— Бежецкая школа-интернат (Тверская область)
— Алексинский детский дом (Тульская область)
— Иевлевская школа-интернат (Тульская область)
— Обидимская школа-интернат (Тульская область)
— Чекалинский дом престарелых (Тульская область)
— Переславль-Залесский детский дом (Ярославская область)
— Северо-Агеевская школа-интернат (Тульская область)
— Барсуковская школа-интернат (Тульская область)

Поскольку скоро Новый год, и многие захотят подшлифовать свою карму, завалив подарками совершенно незнакомых детей в ближайшем детдоме, я решил показать вам один важный текст. Сразу предупреждаю: в тексте рассказывается, почему так поступать нельзя. И дело вовсе не в этических соображениях (хотя и в них тоже), а в конкретном вреде. Но хватит спойлеров! Сейчас сами всё узнаете.

Поскольку я в деле помощи детям не эксперт, о проблеме вам расскажет профессионал. Несколько лет назад в журнале "Такие дела" вышла прекрасная статья, которая растолковывает, почему экстренное одаривание воспитанников детдомов – это вредно. К сожалению, за эти несколько лет ситуация в России почти не изменилась.

Слово эксперту в области благотворительности, волонтёрства и корпоративной социальной ответственности Анне Пучковой:

" Никаких подарков в детские дома. Да, я имею в виду вовсе не: «Ребята, срочно помогите, у нас в этом году не хватает подарков для несчастных обделенных детишек в детских домах», я имею в виду именно: «Пожааааалуйста, прекратите издеваться над детьми из детских домов, заваливая их подарками».

Я понимаю, что текст этой статьи будет очень больно читать приблизительно половине из тех, кто соберется это сделать (крепитесь, позитив в конце). А другая половина будет тихо и печально кивать со словами: «Да, я тоже об этом все время говорю, но это никого не останавливает». Я знаю, что у первых статья вызовет фрустрацию или даже агрессию. Поэтому сразу хочу сказать: «Да, я тоже очень люблю детей и вообще людей», «Да, я сама тоже кое-что делаю в помощь другим, а именно, посвящаю этому приблизительно 95% своего времени, не считая сна», «Да, я бывала в свое время в огромном количестве детских домов и в одном даже прожила неделю, прямо в группе с детьми», «Да, я имею дело с волонтерами из более чем 20 регионов страны, и там везде точно так же как в Москве». Так что, ребята, давайте вместо фрустрации просто попробуем сделать нашу помощь хотя бы чуть-чуть эффективнее, мы же все именно этого хотим, да?

Итак, почему же все-таки нельзя дарить подарки в детские дома, и что можно сделать вместо этого?

Возьмем, к примеру, идеальную ситуацию, то есть ситуацию, при которой всем детям достались одинаковые подарки, всем поровну, идеальную ситуацию, исключающую вероятность того, что подарки не дошли до детей. Ситуацию, при которой подросток не продал подарок, чтобы купить сигареты или пиво. Или когда подарок не был использован для того, чтобы вызвать у кого-то зависть или просто продемонстрировать свое превосходство («смотри что у меня есть, а у тебя такого нету»), обычно после этого подарок оказывается либо разбитым, либо украденным, как только хозяин от него отвлекся, и, конечно, это очень плохо и для хозяина, и для того, кто разбил или украл.

Так вот, даже в этой идеальной ситуации (а вы же понимаете, что такого не бывает?), дарить подарки в детские дома, школы-интернаты, социальные приюты и в другие формы государственных сиротских учреждений (подчеркну - особенно государственных) разрушительно для психики ребенка, потому что по статистике за время новогодних праздников ребенок из детского дома посещает около 17 елок и мероприятий и получает около 19 подарков (в Московской области - 25). Вы понимаете, что это просто марафон на выживание? Вы хотите быть 26-ми, кто прибежал судорожно любить незнакомого вам еще вчера ребенка? А 18-ми? Самое печальное, что готовы…

В ближайшие полтора месяца миллиарды рублей будут потрачены на игрушки, плюшевых мишек, санки, Барби и даже планшеты, телефоны и айподы (да-да, многие дети просят именно это, и многие взрослые им это покупают, хотя сами догадываются, что тут что-то не так)

Чудовищно все это потому, что воспитывает страшное иждивенчество, ребенок привыкает к тому, что ему все всё время что-то дают, дарят, исполняют, причем без каких-либо усилий или видимых для него причин. Постоянно приезжают какие-то экзальтированные люди, которые судорожно пытаются облюбить их всех до смерти за полдня и поехать дальше (я знаю, потому что сама была точно такая же). А потом вдруг ребенку исполняется 18 лет, и… И ничего, к нему никто не ездит, никто не осыпает его подарками, никому нет дела до проблем «взрослого здорового парня, который должен идти работать». А с чего он должен? Вы его научили только просить, вы не научили его зарабатывать. Вы его научили принимать подарки и увеселения и думали, что про работу он как-то сам должен догадаться. В итоге справляются с таким положением вещей всего 10%, а остальные спиваются, попадают в криминал и тюрьмы, кончают жизнь самоубийством. Вдумайтесь! 10%! 90%!

Дети в детских домах (а я подразумеваю в данном случае все государственные виды учреждений подобного типа) живут по правилам созданной еще в начале XX века угрюмой, бесчеловечной и беспощадной системы. Их воспитанников не считают частью общества, и поэтому они ей не становятся. Их считают бедными и несчастными, убогими и обделенными, и только по-настоящему искренние и профессиональные благотворительные фонды бьются над их социализацией, пытаются вернуть им мотивацию жить, стремиться к чему-то и достигать своих целей, наполняют их верой в собственные силы и устраивают их в семьи.

«Ну каждый помогает как может», - часто отвечают мне обиженно на упоминание профессиональных фондов. Нет-нет, я вовсе не против маленькой помощи, и я точно знаю, что КАЖДЫЙ человек может помочь. Но здесь речь не идет о помощи. Я пишу все это именно для того, чтобы объяснить - подарки в детские дома на праздники и без них, а так же куча увеселительных мероприятий на праздники - это не помощь, это вред.

Я приведу пример из собственной практики, когда много лет назад я приехала в составе группы волонтеров в один из детских домов Тверской области. Мы договаривались о визите заранее, подготовили конкурсы и представления, уточнили у директора, что кроме нас в этот день никого не будет. Когда приехали, прямо у нас перед носом уехала другая группа волонтеров, и дети, потягиваясь, вышли из актового зала с подарками. Они надеялись пойти по своим делам, но директор велел им срочно идти обратно в зал, потому что «спонсоры приехали», и дети побрели смотреть очередные наши песни и пляски, которые им были абсолютно не нужны. Какую пользу мы им принесли, заставив полдня просидеть в актовом зале? Какую пользу можно принести мастер-классом по плетению фенечек и мыловарению?

Ну а что же тогда делать и как помочь, если есть такое желание?

Я обещала в конце позитив, и вот он - вы можете быть не просто нужны, а очень нужны! Например, если вы хотите устроить действительно праздничное мероприятие, то организуйте его для детей с ограниченными физическими возможностями. Причем постарайтесь вывезти их куда-то из дома, у нас в стране им так редко предоставляется такая возможность. А еще лучше - посоветуйтесь с профильными фондами и организуйте совместное мероприятие для обычных детей и детей с ограниченными физическими возможностями. Это будет очень полезно и для тех и для других.

Если вы обязательно хотите вручить кому-то подарок, то есть дети, больные раком, есть дети из малоимущих семей, да и просто те, которые находятся на длительном лечении в больнице, их вы точно не избалуете. Есть еще пожилые люди, люди находящиеся в хосписах и больницах, парализованные люди, заключенные (о них вообще все забывают) - все они будут рады вашему теплу и вниманию, ваши подарки будут им нужны и приняты с благодарностью.

Ну а если вы хотите что-то сделать именно для детей из детских домов, то мой вам совет - пожертвуйте деньги или станьте волонтером в одном из фондов, которые действительно меняют их жизнь и спасают их:

«Измени одну жизнь» - они находят детям папу и маму, и нет ничего дороже этого подарка.

Один из старейших и профессиональнейших фондов, занимающийся социализацией детей сирот.

«Волонтеры в помощь детям сиротам» - бьются над тем, чтобы сохранить в семье как можно больше детей и не допустить их попадания в детские дома, а также ухаживают за самыми маленькими отказничками от нуля до четырех лет.

«Большая перемена» - системное репетиторство и развитие детей сирот, они помогают им поступить в ВУЗы, найти себя в жизни, обрести самостоятельность и независимость.

На деньги, которые ежегодно тратятся на плюшевых мишек для детей, живущих в условиях концлагеря, эти фонды по-настоящему могут их спасти, вытащить оттуда, защитить, позаботиться о них.

Все, что я описала в этой статье, далеко не ново, и любой эксперт в сфере благотворительности вам скажет ровно то же самое. Многие компании и просто добрые люди уже поняли это и начинают отказываться от системы одаривания и увеселения детских домов, и это не может не радовать.

Тем не менее, заканчивая статью, я также печально смотрю в глаза ее читателям, потому что большинство из них согласятся с ней уже ближе к началу нового года, когда вернутся из детских домов, оставив там очередную дозу подарков…"