Меню

Адаптироваться в новом детском коллективе лагерь. Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря. Готов ли ребенок к разлуке с родителями

Заболевания

Понравится ли малышу отдых? Насколько быстро он сумеет привыкнуть к новой обстановке? Сильно ли будет скучать по родителям?

Вместо того чтобы терзаться этими вопросами, постарайтесь подготовить ребенка к поездке. В ваших силах сделать так, чтобы адаптационный период в лагере прошел с наименьшими потерями, а отдых удался на славу.

1. Скорректируйте распорядок дня

Как показывает практика, детям, особенно в новой для них обстановке, бывает довольно сложно выдерживать определенный режим дня. Психологи советуют начать приучение к лагерному распорядку за пару недель до отъезда. После покупки путевки, уточните режим, принятый в отрядах, узнайте, чем занимаются дети. Постарайтесь ввести этот распорядок дома, впоследствии он не покажется неудобным и непривычным.

2. Расскажите, как завести друзей

Если ваш ребенок не слишком общителен, отдых в лагере может стать для него толчком к развитию коммуникативных навыков. Главное, настрой на нужный лад. Объясните ему, что все дети вокруг будут в такой же ситуации - незнакомы между собой, возможно, стесняются или волнуются. Скажите, что не стоит бояться проявлять инициативу при знакомстве, ведь ребята будут только рады с ним подружиться.

Особо застенчивых малышей хорошо отправлять в лагерь с кем-то знакомым - братом или сестрой, другом по двору или детскому саду, одноклассником. Психологи утверждают, что в таком тандеме ребятишкам будет проще адаптироваться к новой ситуации.

3. Научите не поддаваться на провокации

В каждом отряде обычно находятся свои заводилы, которые подбивают остальных детей к нарушению дисциплины. Чаще всего это происходит в отрядах средней возрастной группы - от 10 до 13 лет. Драки, вылазки за территорию лагеря, несоблюдение режима - все это обычно предлагается зачинщиками «на слабо». Проговорите с ребенком, каким образом вести себя в такой ситуации, подумайте вместе, что ответить заводиле, чтобы сохранить свой авторитет, но не поддаваться на провокацию.

4. Объясните роль вожатых

Маленькие дети могут переживать, что останутся в лагере одни, без защиты родителей. Расскажите, что рядом с ним будут взрослые, которые сумеют помочь в любой трудной ситуации, защитить, поддержать советом. Заранее поселите в ребенке доверие к вожатому, и на протяжении всей лагерной смены ребенок будет чувствовать себя более уверенным.

5. Внушите веру в себя

Дайте малышу понять, что в таком серьезном деле, как поездка в лагерь, вы ему полностью доверяете. Расскажите, как вы рады тому, что он уже такой взрослый и может провести две недели без родителей. Дайте ребенку почувствовать ответственность за себя и свое поведение. По оценкам психологов это становится лучшей мотивацией к быстрой адаптации в летнем лагере.

Но не переусердствуйте, чтобы не вызвать ощущение, что его бросают на произвол судьбы. Обязательно расскажите, что родные (родители, дедушки и бабушки) будут скучать по нему. Начните психологическую подготовку малыша хотя бы за пару недель до отъезда. И тогда период адаптации в летнем лагере пройдет для него легко, а сам отдых принесет только приятные впечатления и воспоминания.

Проблемы адаптация ребёнка в пионерском лагере и пути их преодоления

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Реферат на тему Проблемы адаптация ребёнка в пионерском лагере и пути их преодоления

Студентки 1 курса 221 группы

Парычевой А. А.

Преподаватель

Сухачёв М. П.

Москва, 2009

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 2. Пути преодоления проблем адаптации в лагере………………

2. 2 Подготовленность родителей………………………………………

2. 3 Выбор лагеря…………………………………………………………….

Глава 3. Психологические особенности смены, основные периоды…….

Заключение…………………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………………………

Каждый человек имеет право на отдых, будь то ребенок или взрослый. Один из способов совместить отдых детей с отдыхом родителей от детей - отправить ребенка в детский лагерь.

Адаптационный период у ребёнка может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Я сама работала в летних лагерях каждое лето в течение пяти лет, и поэтому я решила написать реферат именно на тему адаптации детей в пионерском лагере.

Хочу отметить, что попадая в лагерь, ребёнок оказывается в совсем новом для него месте, которое значительно отличается от школы. В школе он проучился несколько лет, он знает детей и учителей, занимается учебной деятельностью, имеет определённый статус в классе.

Процесс привыкания к новому месту и новым людям всегда сопряжён с определенными стрессами и переживаниями как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей. Все это настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки будущего персонала пионерского лагеря и обязательно включения в его структуру психологической службы, при разработке программы которой необходимо использовать опыт, накопленный школьными психологами. Успех их деятельности обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных особенностей школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата. Применение данных принципов в условиях пионерского лагеря будет иметь своеобразное преломление. Поэтому, кроме индивидуально-психологических особенностей детей, в работе психологической службы должны найти отражение и социально-психологические моменты. В отличие от школьной жизни, приезжая в пионерский лагерь, ребенок входит в новую для себя социальную общность (пионерский отряд) и эффективность его развития будет во многом зависеть от того, насколько данная общность заинтересована принимать проявления его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятельности психолога в пионерском лагере необходимо также учитывать положение о закономерности прохождения этапов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде. Кроме того, здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмоционально-психологического климата, ведь именно атмосфера, царящая в лагере, имеет определяющее значение на отдых и здоровье ребёнка.

Глава 1. Проблема адаптации в детском лагере.

Адаптация - процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития, поэтому вожатым и психологам необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности детей.

В контексте последовательного решения комплекса проблем представляется крайне важным организовать в условиях детских оздоровительных лагерей эффективную работу психологов и психологов-тренеров по коррекции эмоциональных состояний детей. Эта деятельность, естественно, не должна стать самодовлеющей, а должна выступать одним из направлений работы педагогов, наряду с досуговым, познавательным, развивающим. То место, которое отводится сегодня познавательному и развивающему аспекту работы с детьми, несомненно, заслуживает уважения, но современная реальная ситуация диктует необходимость усиления психогигиенической направленности профессиональной педагогической деятельности в условиях временных детских коллективов.

Практика показывает, что современным организаторам летнего отдыха детей приходится иметь дело с детьми, страдающими следующими типичными видами эмоционального неблагополучия:

  • расстройство поведения, сопряженное с особенностями сложившегося стиля взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);
  • состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);
  • расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;
  • невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т. д.);
  • стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении.

Как видите, многое из перечисленного связано с отношениями в семье, влияющими на ребёнка, а также его миропониманием, мировосприятием и психическим состоянием.

Таких проблем становится всё больше, и мне самой приходилось сталкиваться с ними фактически каждый раз когда я брала руководство отрядом.

Глава 2. Пути преодоления проблем адаптации в лагере

2. 1 Возрастные особенности детей.

Так как сейчас идёт тенденция к формированию разновозрастных отрядов, то каждому вожатому, как начинающему, так и опытному, необходимо учитывать возрастные особенности детей, находящихся в его отряде, а также искать способы устранения конфликтов между ними.

Дети до 10 лет.

Для детей младшего возраста характерно упрямство и проявление собственной воли. Связано это с тем, что именно в этом возрасте у ребёнка появляется стремление к самостоятельному познанию окружающего мира, также не следует забывать, что маленький человек направлен на познание и самого себя. В любой семье ребёнок – центр, он привык к тому, что его все слушают, уделяют внимание преимущественно ему и поэтому вожатому сразу же надо поставить дитя перед фактом: ты в отряде не один, ты член коллектива.

Интересы:

1. Подражетельность – мы, вожатые и психологи – главный пример

5. Любознательность

6. Конкретное мышление

Для детей до 10 лет характерны чувства: простодушие, открытость (ложь как таковая отсутствует), доброта. Они чувствуют фальшь, поэтому наш основной принцип – маленькая ложь рождает большое недоверие.

Главный оборот речи вожатых и стажёров: «Надо так». Ведь дети очень быстро забывают о том, что нельзя.

Для этого возраста свойственны:

1. Жизнерадостность

2. Активность

3. Эмоциональная яркость

4. Преклонение перед физическими качествами

5. Недалёкие перспективы

любовь и дружба. Повышенный интерес к взрослым, их привычкам и поведению.

Для них характерно формирование собственной точки зрения в противовес нашей. Поэтому вожатые должны строить с ними отношения на договорных основах, на принципах «торговли». Например, представим ситуацию: ребёнок не хочет идти на зарядку, в таком случае отбой для него будет в 9 часов вместо 10:30 вечера.

В этой категории существует своя моральная основа, поэтому любой поступок мы обсуждаем при всех, а затем делаем выводы. Каждый вожатый обязан заработать себе положение в отряде, и главное он должен делать только то, что может сам.

2. 2 Подготовленность родителей.

больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере.

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное. Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Некоторые родители, когда пытаются пробудить в своих детях интерес к лагерю, в юмористической форме рассказывают им о своем лагерном прошлом, о друзьях, которых они приобрели и о полученных впечатлениях.

Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Надо убедить ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора – это вожатые.

Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к вожатому за помощью или советом.

Обязательно решите вопрос связи, если по каким-то причинам боитесь дать ребенку с собой сотовый телефон, то обязательно выдайте телефонную карточку или деньги на ее покупку, чтобы ребенок мог в любое время позвонить домой. Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться телефонным аппаратом или карточкой.

Объясните ребёнку в каких случаях ему следует звонить домой, как часто он должен выходить на связь, а также сколько денег может потратить на разговоры, какова стоимость входящих, исходящих звонков и SMS-сообщений. Ребенок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад.

Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».

2. 3 Выбор лагеря.

Психологи считают, что если ребенку исполнилось 8-10 лет, он здоров телом и душой, значит, отдых со сверстниками отдельно от родителей ему просто необходим.

Ваш ребенок взрослеет, ему нужно "избавляться от пуповины", и детский лагерь в этом случае - прекрасная прививка самостоятельности. В первый раз можно отправить ребенка в лагерь вместе с друзьями - так ему будет проще адаптироваться в незнакомой для него обстановке

Безусловно, поначалу ему придется испытать некоторый стресс. Ведь раньше он никогда не попадал в мир, где нет мамы, которая всегда готова принять за него решение и помочь, которая всегда его любит независимо ни от чего.
А вот воспитатель или вожатый - чужой человек, уважение и любовь которого еще надо заслужить. Не говоря уже о десятке совершенно незнакомых сверстников, которым предстоит стать приятелями или даже друзьями. Другими словами, лагерь - это настоящая школа жизни и взросления.

Главное правило: лагерь надо выбирать не только по принципу - "где хорошая погода и где вкусно кормят", гораздо важнее, чтобы дети все время были заняты и могли с толком проявить свою активность. Если перед вами выбор: за одни и те же деньги отправить ребенка в обычный лагерь (4-5-разовое питание, днем работает спортплощадка, по вечерам - дискотека и игровые автоматы) на 2 смены по 24 дня или в лагерь тематический, где время ребенка будет расписано по минутам и он постоянно будет занят чем-то интересным, но только на 2 недели, вспомните о злейшем враге с названием "скука".

Даже если остальную часть лета ребенку придется провести просто на даче, при выборе лагеря лучше ориентироваться не на количество дней, а на их качество. Если в самом начале лета вы отправите его в лагерь активного отдыха, то потом все оставшееся время он будет жить под впечатлением увлекательных лагерных развлечений, пытаясь перенести их в свою обычную жизнь.

Замечательные лагеря - такие, где вся смена посвящена какой-нибудь тематической психологической игре. Например, игра в государство. В начале смены выбираются президент, парламент, создается телевидение, почта и т. д. Все дети находят себе место в жизни: кто-то становится журналистом, кто-то артистом, кто-то политиком или бизнесменом.

Есть и другие игры: в детектив, в город, где каждый отряд представляет улицу, в школу иностранных языков, в космических пришельцев... Существуют и необычные проекты вроде "Робинзонады", где дети живут на острове в палатках и под наблюдением взрослых изучают искусство выживания человека в экстремальных условиях. Ну а поскольку все дети разные, то здесь еще полезно было бы применить индивидуальный подход и подобрать своему чаду лагерь соответствующей тематики.

Смена в лагере должна состоять из трёх этапов.

1. Организационный этап, включающий в себя реализацию запросов детей, привыкание людей друг к другу, к режиму. Длится оргпериод 3-4 дня. За это время вожатые должны успеть познакомить детей друг с другом с помощью различных игр (Летит по небу шар, Мобила, Снежный ком, Слоники). Именно в этот период происходит адаптация ребят к новому для них миру, новым людям. Дети сразу получают много разных эмоций и надо сделать всё, чтобы эти эмоции были положительными.

подхода и скорейшее сплочение в коллектив. Разработка программ индивидуальных воздействий.

в отрядах. Следует также проводить психокоррекционную работу с детьми, имеющими психические отклонения: различного рода девиации, гиперактивность, импульсивность. Все важные мероприятия проводятся именно в этот период, они должны иметь яркое начало и феерический конец.

3. Заключительный этап 7 дней. Повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят.

психологическое состояние временности пребывания, которое вызывается скорым отъездом и порождает излишнее возбуждение. Необходимо обеспечить, чтобы ребята сильнее ощутили свою общность, принадлежность одним и тем же идеалам и стремлениям. Они должны почувствовать, что их тяга друг к другу усилится после расставания. Это заставит ребят задуматься о возможностях встреч вне лагеря, переписке между собой, о том, как хорошо бы организовать такие отношения в своей школе, классе, дворе.

Заключение

В заключение хочу сказать, что отправка ребёнка в лагерь, особенно в первый раз, это важное испытание как для родителей, так и для детей. Ко всему нужно подготовиться, всё предусмотреть. Проблема адаптации в детском лагере является особенно острой, потому что здоровье детей ухудшилось из-за сидячего образа жизни, окружающая среда всё чаще отрицательно оказывается на психическом состоянии детей и вожатый будет именно тем человеком, который сможет помочь ребёнку поверить в свои силы и свои таланты.

Список литературы

Мало что способно так быстро и так сильно преобразить подростка, как летний лагерь. Отпуская детей на три-четыре недели, родители никогда не знают, какими они вернутся и обрадуют ли их перемены. Как подготовить ребенка к поездке и самим пережить ее без лишних нервов, – расскажет детский психолог.

Подготовка родителей

Стоит предупредить юного путешественника и о том, как избежать конфликтов и проблем: не ябедничать, не ругаться с окружающими, уметь делиться и трудиться в коллективе. Ребенок должен подготовиться к тому, что долгое время он будет постоянно в окружении посторонних людей. Этот очевидный факт может всерьез напугать тех, кто впервые оказался вдали от родителей.

Еще до поездки было бы неплохо познакомиться с вожатым группы, чтобы знать его стиль поведения и методы воспитания, убедиться, что ребенка не шокирует, что новый наставник «совсем не такой, как мама и папа».

Первые пару дней будут для ребенка самыми сложными – он может постоянно звонить, проситься домой, рассказывать о проблемах, которые не способен решить. В этом случае лучше созвониться с воспитателем и узнать, действительно ли сын или дочка столкнулись со сложностями или просто тяжело переносят разлуку с домом. Но при первой же возможности лучше съездить в лагерь и навестить поселенца.

Забирать его домой – крайняя мера. Родителям нужно помочь ребенку справиться, пережить этот первый момент самостоятельной жизни, поддержать, поговорить, вместе обсудить трудности. Уже через неделю после приезда в лагерь большинство детей полностью адаптируются, на смену сложностям приходит радость от общения с новыми друзья. Отпрыск перестает звонить домой, вызывая у родителей панику.

«Лучше еще дома договориться с ребенком, как часто вы будете созваниваться. Как правило, ему нужна регулярная связь с родителем, но частота звонков не должна тревожить ни его самого, ни взрослого», – отмечает детский психолог Мария Ломакина.

Следует подготовиться к тому, что ваше воспитанное, образованное, благоразумное чадо вернется домой с целым ворохом вредных привычек и дурных словечек. Вряд ли за пару недель, проведенных вдали от дома, характер ребенка кардинально изменится. Поэтому, скорее всего, вредные привычки исчезнут так же быстро, как и были приобретены.

Задача родителей – спокойно проявлять неприятие, но не самого сына или дочки, а его нового образа. Ребенок должен понимать, что его любят, как раньше, но бранная или малограмотная речь, грубое поведение расстраивает родителей. Тогда он самостоятельно откажется от накопленного в лагере негативного опыта.

Несмотря на помощь воспитателей, даже маленьким детям в летнем лагере потребуется некоторая доля самостоятельности. Без посторонней помощи дети должны уметь одеваться, умываться, чистить зубы. Возможно, придется подготовить памятку о том, какую одежду при каком случае и какой погоде надевать.

Детям постарше было бы неплохо научиться самим стирать носки и белье, заштопывать дырки, которые появятся за время активного отдыха. И тем и другим придется заправлять постель и следить за личными вещами.

С самостоятельностью связана и другая лагерная проблема – умение управлять своим временем, жить по установленному распорядку. Чтобы потренировать этот навык, можно за пару недель до отъезда начать жить по расписанию: гулять, есть и спать по часам, собираться, одеваться и проводить гигиенические процедуры в определенное время. Благодаря такой репетиции школьник привыкнет и легко адаптируется в реальных условиях.

Избежать тоски по дому и страха одиночества можно, если до отъезда постоянно напоминать ребенку, что остальные члены семьи его любят и будут скучать, что в случае возникновения трудностей взрослые приедут, помогут или вовсе заберут домой. Это поможет не чувствовать себя ненужным, отвергнутым, отправленным в ссылку.

Не стоит планировать путешествие в периоды сложностей в семье. Например, во время развода.

Чтобы оградить ребенка от детей-хулиганов, которые могут натолкнуть на мысль о курении, алкоголе или даже наркотиках, расскажите о последствиях таких экспериментов. Вне зависимости от возраста дети должны научиться отказываться от вредных предложений и твердо говорить «нет», когда им что-то не нравится.

Если ваш отпрыск гиперактивен, задирист и вспыльчив, с ним также нужно провести несколько бесед, чтобы в лагере ребенок не спровоцировал конфликт.

Детский психолог Мария Ломакина считает, что родителям таких проблемных ребят не следует отказываться от летнего лагеря: «Иногда детям с особенностями в поведении бывает полезно оказаться в условиях строгой дисциплины. При этом важно, чтобы ими руководил опытный и авторитетный взрослый, который сможет найти подход, помочь раскрыться лучшим сторонам личности, но строго следить за соблюдением правил. Задиристый и вспыльчивый дома ребенок в другой обстановке и с другими людьми может вести себя иначе. Но проблемы в поведении всегда свидетельствуют о том, что что-то в жизни ребенка идет не так».

В таких случаях нужно обращаться к специалисту, который поможет адаптироваться к предстоящей поездке. Поэтому, чем раньше начнется процесс подготовки к поездке в лагерь, тем больше вероятность того, что она пройдет интересно для школьника и безболезненно для родителей.

Какие факторы свидетельствуют о том, что ребёнок действительно готов к своей первой поездке в лагерь?

Ребёнок может быть готовым к непродолжительной разлуке с родителями примерно с 5-6 лет. Оптимальным возрастом, когда его можно отправить в летний лагерь, психологи считают 8-9 лет, хотя для многих и это рано. Поэтому, прежде чем планировать поездку, внимательно присмотритесь к ребёнку и оцените его возможности.

1. У ребёнка должно быть личное желание туда ехать. Если ребёнок категорически отказывается от предложения отдохнуть пару недель за городом, вероятно, он не готов расстаться со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.

3. Ребёнок должен иметь навыки самообслуживания и быть самостоятельным в бытовых вопросах. Даже если маленькому путешественнику 6-7 лет, он должен уметь самостоятельно переодеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами, застилать постель и следить за своей внешностью.

4. Решения, касающиеся лагеря (куда ехать, какие вещи с собой брать), должны приниматься совместно с ребёнком, учитывая, конечно, степень зрелости ребенка и требования лагеря. Если ребенок чувствует свою вовлеченность в процесс принятия решений, шансы на получение им позитивного опыта в лагере увеличиваются.

С чем же придётся столкнуться ребенку, впервые попавшему в оздоровительный лагерь?

Пребывание в лагере требует определенного уровня самостоятельности и психологической зрелости. Объясните сыну или дочери, что:

1. там придется долгое время быть без родителей;

2. пространство лагеря совершенно незнакомо, и сразу запомнить, что где находится, не так-то просто;

3. правила пребывания в лагере поначалу неизвестны, но их выполнения требуют;

4. необходимо самому за собой ухаживать, например, содержать в порядке и чистоте одежду, тумбочку, постель; следить за своими вещами, чтобы не растерять предметы, без которых будет сложно обойтись - расчёску, зубную щетку и т.д.;

5. детский коллектив абсолютно новый, и нужно найти в нём свое место;

6. ответственность за себя придётся нести самому: решать, в какие кружки записаться, с кем дружить, в каких играх и забавах принимать участие.

Какие существуют способы создания нужного психологического настроя у ребенка?

Для одних людей поездка в лагерь является семейной традицией. Для других, наоборот, это противоречит их внутреннему миру. Если вы впервые отправляете ребёнка в лагерь, то должны осознавать, что и вы сами, и ваш ребёнок вместе учитесь расставанию, но ваша задача – поддержать его в этот нелёгкий для него момент.

1. Родители могут рассказать о том, что такое лагерь, какие в нём правила. Хорошо, если вы вспомните и расскажете малышу несколько интересных историй из вашей «лагерной» жизни, покажете фотографии.

2. Дайте понять, что если ребёнок будет соблюдать основные правила и проявлять доброжелательность в общении, отдых будет удачным. Вселите в ребёнка уверенность, что он сможет хорошо провести время вдали от дома.

3. Если есть возможность, отправьте ребёнка в компании знакомых ему ребят, так ему будет легче адаптироваться в новом коллективе.

4. Чем спокойнее родители будут реагировать на отъезд ребёнка, тем легче он воспримет разлуку и новые условия в лагере. Тревогой родителей «заражаются» практически все дети (особенно начальной школы). Психологами доказано, что у тревожных (истеричных) матерей дети с такими же показателями. Главное – не паникуйте сами!

5. Родителям необходимо как можно больше собрать информации о лагере: где находится, какие условия, кто будет воспитателем, какие кружки, секции, развлечения есть в лагере, когда можно приезжать к ребёнку и т.п. Тогда тревога уляжется.

Как реагировать на просьбы ребенка забрать его домой?

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слёзные просьбы ребёнка забрать его из лагеря. Даже находясь вдали от ребёнка можно попытаться помочь ему, попробовав воспользоваться простыми советами.

1. Надо расспросить ребёнка о том, что именно не нравится в лагере, вместе поискать решение этих проблем.

2. Важно сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдёт новых друзей, следует настроить ребёнка на хороший отдых.

3. Если ребёнок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить воспитателя (вожатого) прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребёнок правду или фантазирует с целью привлечения внимания.

4. Демонстративный ребёнок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому может устроить истерику как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребёнка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Всё зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.

5. Ещё один важный совет: постарайтесь общаться с ребёнком по телефону в первой половине дня и до 18 часов – в это время ваш ребенок увлечён деятельностью и общением. Ваш звонок не вызовет грусти и тоски по дому. Поздние звонки, особенно ближе к отбою, напоминают ребёнку об уютной обстановке дома. Ребёнок начинает скучать и проситься домой.

В большинстве случаев то, что поначалу вызывало тревогу, обернется преимуществом. Обстановка непривычная, но сколько всего увлекательного! Коллектив незнакомый, но зато можно решиться и показать себя по-новому, более смелым и интересным! Нужно принимать самостоятельные решения, ведь это же здорово! Да, родители не подсказывают, но нет ни повышенного контроля, ни излишней опеки. Дети, преодолевшие трудности адаптации, радуются, что не уехали домой, а остался отдыхать.

Еще один «острый», но короткий период, - когда смена переваливает за середину. На несколько дней возвращаются тоска по дому, по родителям, усталость от общения в новом коллективе. Снова вы можете услышать жалобы ребёнка и просьбы забрать его домой. Но это лишь на 2-3 дня. Затем открывается «второе дыхание»: дети понимают, что смена движется к концу, и спешат успеть то, что не смогут сделать дома. Ближе к концу смены многие дети говорят, что им жалко уезжать из лагеря. Если вы слышите от ребёнка такие слова, если он просит вас в следующем году ещё раз отправить его в лагерь, значит, он получил от отдыха то, что ему было нужно!

Даже если первое знакомство вашего ребёнка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, «выучив этот урок», в следующий раз вы и ваш ребёнок отдохнете с куда большим удовольствием.