Меню

Конспект ОД по логопедической ритмике для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные. Занятие по логопедической ритмике "Путешествие в сказку" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему Список использованной литературы

Кольпит 

Цель: Развитие координации речи с движением в сочетании с музыкой, активизация связной речи.

1. Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление представлений о домашних животных.

Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи.

Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие зрительного, слухового внимания;

творческого воображения;

подражательности;

артикуляционной и общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитание любви к домашним животным.

Корректировать поведение детей,

вызывать у них положительные эмоции.

Оборудование:

подушки, бубны, ложки, треугольник, мяч,

марш, звук звонка, вой волка, минус песни «Купим мы бабушка», Моцарт «Музыка для детей»;

картинки:

зимний лес, лошадиные упряжки, волк, домик, домашние животные, тени домашних животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель : Развитие координации речи с движением в сочетании с музыкой, активизация связной речи.

Задачи :

1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

2. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного, слухового внимания; творческого воображения; подражательности; мимики; жестов; артикуляционной и общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание любви к домашним животным. Корректировать поведение детей, вызывать у них положительные эмоции.

Оборудование : подушки, бубны, ложки, треугольник, мяч, аудио: марш, звук звонка, вой волка, минус песни «Купим мы бабушка», Моцарт «Музыка для детей»; картинки: зимний лес, лошадиные упряжки, волк, домик, домашние животные, тени домашних животных.

Организация начала занятия.

Игрогимнастика «Ходьба по кругу»

Звучит музыка. Дети в темпе марша входят в зал за педагогом по кругу. По окончании музыки останавливаются перед стульчиками.

Вокальное музицирование «Приветствие»

Логопед : «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!» (показывает «лесенку» правой рукой).

Логопед : «А теперь посмотрите на доску (смайлики с разным настроением) давайте поздороваемся с разным настроением!»

Вокальное – инструментальное музицирование «Как тебя зовут?»

Логопед : Мы с вами поздоровались, а теперь давайте познакомимся! Познакомимся мы с вами не обычным образом, свои имена мы не просто произнесем, а пропоем, и на каждый ударный слог нашего имени мы будем ударять в треугольник.

Меня зовут Ли ли я Ра ви лев на, а как тебя зовут? (передать треугольник следующему) Дети выполняют все действия по образцу.

Ход занятия

Раздается звонок. По скайпу звонит бабушка и жалуется на то, что у нее разбежались все животные. Звонок срывается.

Логопед : Звонила моя бабушка, она сказала, что у нее разбежались все животные, а вот какие именно она не успела сказать, звонок оборвался….

Ребята, может, вы догадаетесь, какие животные убежали?

Ответы детей

Логопед : Ребята, как можно назвать всех этих животных и птиц одним словом?

Ответы детей

Что же мне теперь делать, как же помочь моей бабушке?

Ответы детей

Чтобы найти животных нам надо поехать к бабушке в деревню, через лес. Ребята, а напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Ответы детей

Логопед : А лес зимой, какой? (подбор прилагательных)

Логопед : Смотрите (показать картинки), в моем распоряжении только три средства передвижения, на каком поедем, выбирайте сами (картинки лошадь запряженная в карету, лошадь запряженная в телегу и лошадь запряженная в сани.)

Дети выбирают в какой упряжке ехать, объясняя свой выбор.

Логопед : Пора отправляться. Чтобы дорога была веселее мы с вами будем произносить волшебные слова, сопровождая их игрой на деревянных ложках. (упражнение на развитие чувства ритма).

Я копытами стучу и скачу, скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Но! Но! Но! Тпру-у-у-у!!!

Включить фонограмму волчьего воя

Логопед : Ребята, вы слышите этот звук?

Ответы детей.

Логопед : Поскакали быстрее (артикуляционная гимнастика «Лошадка»)

Поставить картинку волка.

Логопед : Ого, какой огромный!!!

Это не волк, а волчище

У него не зубы, а……. Ответы детей

У него не глаза, а……. Ответы детей

У него не усы, а …….. Ответы детей

У него не нос, а……… Ответы детей

У него не лапы, а……. Ответы детей

У него не хвост, а ……… Ответы детей

Логопед : Давайте его напугаем! Мы с вами на выдохе громко будем произносить гласные звуки, повторяйте за мной.

Дыхательно-артикуляционный тренинг

Вдох – выдох ААААААА

Вдох – выдох ААООООО

Вдох – выдох ААООУУУ

Вдох – выдох ААООУУЭ

Вдох – выдох ААООУЭЫ

Логопед : Молодцы! Напугали волка, а вот и дом моей бабушки!

Логопед : Бабушка приглашает нас на блины. Ой, ребята у моей бабушки, оказывается, болит спина, а когда у нее болит спина я ей делаю массаж, хотите и вас научу (ответы детей). Давайте сначала мы сами себе сделаем массаж, а потом друг другу. Я говорю и показываю, а вы повторяете.

Игровой массаж

Ой, лады, лады, лады! (легкое похлопывание ладошками)

Мы блинов напекли (легкое похлопывание ладошками)

Первый блинчик кисоньке (легкое постукивание пальчиками)

Второй собачонке (легкое постукивание кулачками)

Третий блинчик хрюшке (легкое похлопывание ладошками)

Четвертый коровенке (легкое постукивание ребром ладошек)

Пятый блин поджарим (круговое движение влево)

И съедим мы сами (круговое движение вправо)

Ням, ням, ням!!! (щекотка)

Дети сначала делают массаж себе, потом друг другу.

Логопед : Ребята, вы помните, зачем мы с вами приехали к бабушке? Ответы детей.

Логопед : ребята, давайте попробуем позвать бабушкиных животных ласково, может они придут? (игра с мячом)

Кошка – Ответы детей.

Собачка – Ответы детей.

Свинья – Ответы детей.

Корова- Ответы детей.

Курица – Ответы детей.

Утка – Ответы детей.

Индюк - Ответы детей.

А вот и пропавшие животные! (картинка с домашними животными)

Включить минусовку песни «Купим мы бабушка» (упражнение на координацию речи с движениями под музыку)

Логопед : Пора нам возвращаться в наш родной детский сад. Занимайте свои места, берите ложки, поехали! (упражнение на развитие чувства ритма).

Едем, едем мы домой

На лошадке удалой

Цок, цок, цок.

Организация окончания занятия.

Все! Приехали в детский сад.

Давайте - ка проверим все ли мы вернулись

Игра «Громко-тихо» (на развитие слухового внимания, модуляции голоса)

Каждый имя свое знает,

Громко-тихо называет.

Можно немного отдохнуть! (Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Звучит мелодия « Музыка для детей » А. Моцарт)

Подводим итоги


Представляем вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР »Музыка весны».

Цель : коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи:

  • Активизировать словарный запас по теме «Весна»;
  • Развивать подражательность, диафрагмальное дыхание, координацию и переключаемость движений;
  • Работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой.

Коррекционные задачи:

  • Работать над развитием артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики;
  • Продолжать работу по развитию чувства темпа и ритма;
  • Развивать ориентировку в пространстве, память, слуховое внимание, способность к расслаблению (релаксации).

Оборудование: тазы с водой, бумажные кораблики, разрезные картинки по теме «Первоцветы», магнитная доска, металлофоны,

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Звучит инструментальная обработка «Музыка весны» А.Вивальди, дети входят в зал.

На ковёр все проходите,
Мне улыбки покажите.
Чтоб плясать было удобно,
Чтобы двигаться свободно,
По полянке разойдёмся…
И снова улыбнёмся!

2. Дети выполняют коммуникативное упражнение «Музыка, здравствуй!» муз. и сл.М.Л.Лазарева (Лазарев М.Л. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста.- М.:Академия здоровья, 1997. – с.128)

Здравствуйте, девочки!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, взрослые!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, здравствуйте, все!

Логопед: Дети, послушайте загадку (Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство – Пресс, 2003.) и скажите, о каком времени года в ней говорится.

Почему зелёный листик
Вверх стремится там и тут?
Почему на ветках птички
Звонко песенки поют?
Почему в лесу зверятам
Стало нынче не до сна?
Потому что, потому что
По земле идёт … (весна)

3. Упражнение на согласование речи с движением.

Логопед: Ребята, а вы хотите посмотреть, что происходит в лесу весной?

В лес весенний мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Дети идут, высоко поднимая колени)
Топают ножки по прямой дорожке.
И поскачут ножки прямо по дорожке.
(Дети двигаются на подскоках)
Скакали, скакали и встали. Стоп!
(Дети останавливаются по сигналу)
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки.
(Дети идут, приставляя пятку одной ноги к носку другой)
Друг за другом побежали,
И нисколько не устали.
(Нищева Н.В.)

Логопед: На лесной полянке остановимся. Как приятно греет весеннее солнышко.

4. Упражнение на развитие речевого дыхания «Солнышко». (Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.: М. – Корона – век, 2008.)

Маленькое солнышко я держу в ладошках.
А большое солнышко вижу за окошком.
Маленькое солнышко спит в моих ладошках.
А большое солнышко ляжет за окошком.
Маленькое солнышко мне в ладошки светит.
А большое солнышко светит всей планете.

Логопед: Старается солнышко, греет. Вот уже на деревьях тает снег и с веток свисают ледяные сосульки.

5. Упражнение на развитие чувства ритма «Кап — кап» муз.и сл. Е.Макшанцевой (Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005. – с.34)

На доске изображения сосулек – две короткие, одна длинная.

Кап – кап – кап, кап – кап – кап!
Что там за оконцем?
Кап – кап – кап, кап – кап – кап!
Что блестит на солнце?
Кап – кап – кап, кап – кап – кап –
Капают капели.
То весна к нам пришла,
Птицы прилетели!

Логопед: Сыграйте песенку сосулек на металлофоне.

6. Развитие речи с движением.

Все со мной в кружок вставайте,
И движенья повторяйте.
То – то славно, ребята,
Зиму гоним долой!
Загребаем лопатой,
Выметаем метлой!
Все работают с нами,
Где уж тут усидишь!
Мы сбиваем снежками
Льдинки звонкие с крыш!
И зиме холоднющей
Громко скажем мы: «Кыш!» (притоптывают ногой)
Дружно хором попросим:
«Просыпайся, Весна!»
Домик птичкам построим:
Им сейчас не до сна! (стучат кулачками)
В пляс пошли наши ножки –
Эй, гармонь, заиграй! (играют на гармошке)
Ручеёк у дорожки,
Веселей запевай! (хлопают)

7. Развитие слухового восприятия: слушание журчания ручья в записи. (аудиозапись из серии «Звуки природы»)

Логопед: Зажурчал ручеёк, значит, услышала нас Весна!

Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна.
С голубого небосвода
В гости к нам спешит Весна!

Под музыку заходит Весна:

Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня Весна!

Логопед: Здравствуй, милая Весна, мы тебя долго ждали и приготовили в подарок песню.

8. Дети исполняют песню «Весна» муз.и сл. Л.Самохваловой (Музыкальный руководитель – 2012 — №1 – с.56)
Весна: А я тоже приготовила вам подарок. По весенним ручейкам весело играть с корабликами.
(Весна достаёт из корзинки бумажный кораблик).

9. Игра «Кораблик»

Кораблик «поплыл»: дети передают его друг другу под медленную музыку. Под быструю музыку пробежались, опять передают кораблик, снова побежали. («Русская народная мелодия» аудиозапись из серии «Танцевальные народные мелодии»)

10. Упражнение на развитие физиологического типа дыхания.

Логопед: Давайте подуем на наши кораблики, чтобы они поплыли по ручейку. Вдохнём, не поднимая плечи. Дуем на кораблики. (Дети выполняют).

Весна: А теперь мы с вами перешагнём через ручеёк и попадём на полянку. Проверим, все ли пришли, никто не заблудился в лесу?

11. Игра на развитие слухового внимания и тембрового восприятия «Узнай по голосу» муз. и сл. Е.Тиличеевой (Музыка в детском саду: средняя группа)

Дети поют, стоя в кругу.

Саша, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ну – ка, глазки закрывай, не робей,
Кто зовёт тебя, узнай поскорей.

12. Активизация словарного запаса по теме «Первоцветы». Развитие мелкой моторики рук.

Логопед: А на полянке кое – где растаял снег и на проталинках появились первые весенние цветы.

Весна: Ребята, какие первые цветы вы знаете? Посмотрите и назовите эти цветы.

На стене картинки с изображением первых цветов: мать-и-мачеха, подснежник, ветреница, купальница, медуница, крокусы, ландыш, тюльпан.

Весна: А теперь я предлагаю вам собрать разрезные картинки с изображением цветов.

Дети садятся на ковёр и собирают разрезные картинки «Цветы».

Весна: А вы знаете, какой цветок появляется самым первым? Ну конечно, мать-и-мачеха.

13. Пальчиковая гимнастика «Мать-и-мачеха» (Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005. – с.11) Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикатов.

Золотые лепестки, хрупкий стебелёк.
Распустился у реки солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных лепестках –
Круглые комочки.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Весна: набежала злая тучка, закрылись наши цветочки. А вы, ребята, не боитесь тучки?

Логопед: Нет, Весна, наши дети тучи не боятся. Они весело танцуют под первым весенним дождём.

14. Развитие движений, чувства ритма. Музыкально – ритмическая композиция «Виноватая тучка» муз.Д. Тухманова, сл. Ю.Энтина (движения по выбору музыкального руководителя)

Вот и солнце закатилось,
Славно мы повеселились!
В путь – дорогу вам пора,
Прощаться надо, детвора!

15. Заключительная часть.

Логопед: Спасибо тебе, Весна! Замечательно мы погуляли. Хорошо в лесу весной, но нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и послушайте звуки весеннего леса.

Дети закрывают глаза и в свободных позах слушают «музыку весны» — пение птиц, журчание ручейка, жужжание мошек и т.д. – аудиозаписи из серии «Звуки природы». Весна уходит.

Логопед: Молодцы, вы сегодня очень старались! Вам понравилось занятие? Вспомните, что мы видели в весеннем лесу?

Список использованной литературы:

Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005.
Лазарев М.Л. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста.- М.:Академия здоровья, 1997.
Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.: М. – Корона – век, 2008.
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005.
Музыкальный руководитель – 2012 — №1
Музыка в детском саду: средняя группа. – М., 1992.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство – Пресс, 2003.

В процессе работы в группе для детей с ТНР мы обнаружили, что у значительного количества воспитанников (60-70 %) наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, то есть, дизартрия. Особенности моторики детей со стёртой дизартрией объясняются нарушением функции двигательных нервов. У них оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляционных движений, движения совершаются с нарушением плавности и переключаемости, с появлением сопутствующих движений в мимической, тонкой и общей мускулатуре. Наиболее сложным является выполнение одновременных движений – результат совместной работы органов артикуляции, голосовых и дыхательных мышц, мимической мускулатуры, мышц кистей и пальцев рук и мышц тела. Поэтому у детей с дизартрией часто страдают просодические компоненты речи: у них не формируется правильное речевое дыхание, наблюдаются нарушения голоса и интонационной выразительности речи. Нарушения темпа и ритмической организации высказывания приводит к тому, что фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски слогов и слов, бормотание к концу фразы.

Известно, что нередко дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия) страдают нарушениями оптико-пространственной координации и трудностями сосредоточения, произвольного восприятия и внимания. Совместно с раскоординированностью в общей моторике, это приводит к тому, что у таких детей очень трудно вырабатывается навык произвольного управления своими движениями и поведением. В связи с вышесказанным, мы считаем необходимым включать в коррекционную работу с дошкольниками логоритмические приёмы как дополнение к системе логопедических занятий.

Логопедическая ритмика – способ коррекции речи, опирающийся на сочетание речи, музыки и движения. Организующим моментом здесь является ритм. Чувство ритма в своей основе имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями: восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений и мышечных сокращений и расслаблений. Многие исследователи (Жак-Далькроз, Бехтерев, Гиляровский, Гринер, Власова и др.) подчёркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на коррекцию различных отклонений в психофизической сфере человека.

В логоритмическом воздействии можно выделить 2 основных звена :

  • Развитие и коррекция неречевых процессов у детей с нарушением речи;
  • Коррекция речевых нарушений и развитие речи

Логоритмическая коррекция требует многократного повторения вырабатываемых двигательных навыков и проводится в системе . Поэтому в коррекционной работе так важна связь и преемственность в работе всех специалистов, работающих с детьми. Помимо специально организованных логоритмических занятий, совместно с логопедом планируют свою работу:

Воспитатели – утренняя гимнастика (музыкально-ритмические упражнения с предметами и без), логоритмические пятиминутки в различных режимных моментах (упражнения на согласование речи с движением, пальцевая, мимическая и артикуляционная гимнастика), подвижные игры с речевым сопровождением;

Музыкальный руководитель – игры и упражнения на развитие качеств голоса, игра на детских музыкальных инструментах, игры-инсценировки, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, в том числе, активное (с двигательными заданиями);

Физкультурный руководитель – ритмические двигательные упражнения с речью, упражнения на движение с перестроением, смену движения по сигналу и т.п., подвижные игры с речевым сопровождением.

Рассмотрим содержание первого звена логоритмического воздействия .

1. Воспитание личностных качеств ребёнка: подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, волевых качеств - смелости, настойчивости, выдержки.

Данные качества воспитываются путём целенаправленного подбора музыкальных и речевых упражнений, составляющих логоритмические этюды и творческие композиции, а также в процессе подвижных игр, хороводных игр, игр-драматизаций с разнообразными ролями. Важна здесь также роль личности педагога, умеющего грамотно и эмоционально заинтересовать каждого ребёнка, чтобы тот почувствовал потребность качественно выполнить предложенное задание до конца.

2. Развитие восприятия, слухового внимания и памяти.

Основным средством здесь является осознанное восприятие музыки и отдельных её характеристик: высоты, динамичности, темпа и тембра и выполнение детьми разнообразных двигательных заданий в соответствии с изменением данных характеристик.

3. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.

Педагог определяет пространственную схему каждого движения. Во времени движения организуются с помощью ритма – музыкального или речевого. Для формирования навыка зрительного сосредоточения на предмете или объекте полезно использовать эмоциональный контакт в игре (когда задание посмотреть на игрушку или партнёра. улыбнуться является частью правил игры). Также чрезвычайно полезными являются упражнения с предметами – музыкально-ритмические или двигательно-речевые.

4. Развитие координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица

происходит через овладение двигательными умениями и навыками. Движения совершенствуются под музыку, которая оказывает влияние на качество исполнения. Под влиянием музыки улучшается выразительность, появляется ритмичность, чёткость, плавность, слитность в исполнении движения. Эмоциональная окрашенность, вследствие восприятия ребёнком музыки, придаёт движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определённых образов способствует развитию мимики и пантомимики.

5. Воспитание чувства темпа и ритма в движении.

Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Своевременное и произвольное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Правильно, ритмично выполняемые движения не вызывают утомления длительное время.

Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента. Поэтому в логоритмике широко применяются игры и упражнения с передачей предмета под музыку (“Укачивание куклы”, “Игра с бубном”, “Яблочко”, “Передача палочки” и т.п)

Рассмотрим содержание второго звена логоритмического воздействия.

1. Воспитание темпа и ритма дыхания.

Средствами являются двигательные упражнения – сначала без речи, затем – с речью. В качестве речевого материала выбираются несложные стихотворные тексты, подходящие по лексической теме занятия, либо вносящие в него игровой (или соревновательный) момент, либо несущие воспитательный смысл; разнообразные считалки. Применяются также игровые дыхательные упражнения под музыку.

2. Развитие артикуляционного праксиса.

Средства – игры, содержащие артикуляционные и мимические движения, выполняемые под ритмизированную речь педагога (фонограмму) либо под музыку, по показу педагога или с использованием схем движений. Также мы широко вводим артикуляционные и мимические движения в игры-драматизации и логоритмические этюды.

3. Развитие просодических компонентов речи.

Осуществляется на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, качеств голоса, речевого слуха и артикуляционной моторики. Речь имеет общие с музыкой элементы- мелодию, темп, ритм, акцент (в речи – логическое ударение), паузацию. Совершенствуется просодика в логоритмических этюдах и играх-драматизациях.

4. Развитие фонематического восприятия.

Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание ассоциаций, связанных со звуками, непосредственно улучшает различение звуков речи на слух. Произнесение под музыку стихов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.

А самое главное и ценное в логоритмических играх – это те положительные эмоциональные реакции детей, которые появляются в ходе выполнения движений с речью и пением, а также умение управлять своим телом и поведением, которое так пригодится детям для адаптации к меняющимся условиям жизни.

Конспект логоритмического занятия для детей 3-4 лет “В гости к пальчику”

Цели:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости, желания взаимодействовать с педагогом и детьми;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики;

Оснащение: пособие на развитие дыхания “Дождик” (тучки со “струйками дождя” из фольги) на каждого ребёнка, фонограмма

Ход занятия

Приветствие, мимическое упражнение Здесь живёт Хмурилка” (С.Дроздова)

Поиграем пальчиками. Первый палец - боковой – называется “большой”. Решил большой пальчик построить себе дом. Маленький, но настоящий. Пальцевые игры под музыку “Дом” , “Ёжик” (С. и Е. Железновы)

Давайте подойдём к домику. Музыка тихая, медленная и идти будем так же, тихонько. Зашли в домик, подошли к окну и выглянули в окошко (показ). Кого же мы увидим, кто там по дорожке идёт? Об этом нам расскажет музыка. “Кто как ходит” (имитационные движения под музыку – общеразвивающие и артикуляционные)

Как много гостей пришло к большому пальчику! Четыре остальные братца-пальчика тоже пришли в гости к большому. Пальцевая игра “В гости к пальчику ”(Аверьянова)

Даже трусишка-язычок открыл дверь своего домика и выглянул посмотреть на новый домик. Но увидел ворону, испугался и снова спрятался (артикуляционная гимнастика под музыку) .

А вороне не нужен был язычок. Она искала червячков, которые ползли по дорожке. У червячков нет ни рук, ни ног, они ползают вот так (показ): собрались – вытянулись, собрались – вытянулись… Пальцевая игра “Червячки и ворона”, танец “Червячки” (С. и Е. Железновы)

Наши пальчики хотели пойти погулять, но вдруг набежали тучи и пошёл дождь. Струи дождя падали на дорожку и шелестели, вот так: игра с пособием “Дождик” (развитие дыхания).

Пальчики немного погуляли под зонтиком, потом пришли в домик, поиграли в мячик и почитали книжку. Пальцевые игры под музыку “Зонтик”, “Мячик”, “Книжка” (Железновы, “Мой Зонтик”)

Сказка была интересная – про репку. Логоритмический этюд “Репка” (Л. Кустова) . Завершение занятия.

Конспект логоритмического занятия для детей 5- 6 лет “Волшебница-весна”

Цели

  • воспитание подражательности и волевых качеств – выдержки, умения действовать в коллективе;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики, оптико-пространственных навыков;
  • совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.

Оснащение: палочка, сигналы-круги красного, синего, жёлтого и зелёного цветов на палочках, фонограмма

Ход занятия

Приветствие. Разминка – пальцевая гимнастика под музыку (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

“Встали пальчики”, “Зарядка”, “Зайчик”, “Огоньки”, “Флажок”

Сказка. – Поиграем в сказку. Мы попадём в волшебный лес.

“Здравствуй, лес!” (ПГ под музыку)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!

В этом сказочном лесу решила зимушка построить себе дом. Позвала на работу мастеров.

“Дружные пальчики” (ПГ под музыку): Раз,два,три,четыре,пять, будем пальчики считать –

Крепкие, дружные, все такие нужные!

“Строим дом” (ПГ под музыку):

Дом мы строим выше, выше,
Есть окошки в нём и крыша!

Дом готов, нужно позвать маляров, покрасить его белой краской.

“Маляры” (АГ под музыку):

Красят домик маляры для любимой детворы.
Если только я смогу, то им тоже помогу!

“Новоселье” (согласование речи с движениями):

А сегодня у зимы новоселье, мы с тобой приглашены на веселье!

Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины!

Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины!

Посмотри-ка: потолки ледяные: высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем, выше ноги: топ, топ!

Двери комнат отворяем: справа хлоп, слева хлоп!

Ты хозяйке поклонись-ка: - Здравствуй, зима!

Логоритмический этюд “Зима в избушке” (муз. Э.Ханка, сл. С.Островой)

Всем надоела зима! Холодно, птички не поют, солнышко не светит! Давайте Весну-красну позовём. Хороводная игра “Веснянка” (муз. народная)

Услышала весна нашу песню и сказала: передайте мне мою волшебную палочку, с её помощью я смогу принести вам тепло и солнечный свет. Логоритмическое упражнение – передача палочки под музыку.

Получила весна волшебную палочку, и сразу засветило солнце, запели птички, расцвели цветы. Курочка вышла пощипать зелёную травку, дети стали качаться на качелях!

Пальцевая гимнастика под музыку: “Солнце”, “Птички”, “Курочка”, “Качели”, “Цветок” (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

Игра “Сигналы” (развитие внимания, темпа и ритма в движении – выполнение определённого движения по показу сигнала на акцент в музыке)

Вот круги – четыре цвета,
Вам игра знакома эта:
Жёлтый круг я покажу –
Вас я хлопнуть попрошу.
Зелёный круг я покажу –
Всех подпрыгнуть попрошу.
Синий – будем мы молчать,
Красный – все “Ура!” кричать.

Завершение занятия.

Конспект занятия по логопедической ритмике.

Тема: «Каша из топора. Сказочное путешествие».

Логопедическое заключение . Общее недоразвитие речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Возраст. Подготовительная к школе группа.

Этап. Формирование первичных произносительных уме­ний и навыков.

Цель: Преодоление речевого нарушения путем воспитания и коррекции движения в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Коррекционные:

воспитание тормозных установок, координации, переклю­
чаемое, плавности движения;

перераспределение мышечного тонуса;

развитие и активизация внимания;

воспитание зрительно-пространственных ориентировок;

развитие речевого дыхания;

воспитание слитности и плавности речи;

воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;

развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, ди­намического слуха;

развитие координации речи, движения и музыки;

развитие общей и мелкой моторики, мимики.
Образовательные:

закрепление умений детей различать разный характер му­зыки и передавать его в движении и песне;

развитие чувства ритма, музыкального слуха;

расширение знаний детей о продуктах питания.
Воспитательные цели.

воспитание воображения, творческой активности и инициа­тивы;

развитие чувства коллективизма, взаимопомощи;

обучение умению подражать и перевоплощаться

Оборудование . Кубики, костюмы солдата, бабушки, камин, горшок, мяч, шнурочки, деревянные ложки, дорожки из мо­чалок, большая деревянная ложка.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Развитие зрительной ориен­тировки на говорящего. Развитие мелодичного и ритмического слуха.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Как вас всех зовут? Называйте свои имена и хлопайте в ладоши.

Дети. Да-ша. (Произнося каждый слог, один раз хлопают в ладоши.) Ма-шень-ка. (Хлопки в ладоши.)

Логопед. Ребята, а вы любите сказки?

Дети. Да, мы очень любим сказки.

2. Развитие оптико-пространственной ориентации. Уп­ражнение «Разминка».

Логопед. Хотите отправиться в сказку на волшебном по­езде?

(Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники», муз. М. Л. Старокадомского.)

Логопед. Раз, два, три - в сказку приехали мы.

(Появ­ляется Солдат, приветствует детей и приглашает всех в сказку «Каша из топора».)

Шел солдат с войны домой.

(Звучит «Марш», муз. Т. Н. Ломовой. Дети и Солдат идут друг за другом, маршируя.)

Логопед. Видите, впереди - широкая дорога, пойдем по ней за Солдатом! Встали парами, пошли!

(Дети идут парами под «Марш», муз. Н. Леей)

Логопед. Узкая дорожка на пути,

Нужно «змейкой» нам идти.

(Звучит «Змейка», муз. В. В. Щербачева. Дети идут «змей­кой» по залу.)

Логопед. Куст, пенечек впереди,

Их придется обойти.

(Звучит «Этюд», муз. Т. Н. Ломовой. Дети обходят кубики.)

Логопед. Низкие ветви на пути,

Под ними нужно проползти

(Звучит легкая музыка В. А. Моцарта. Дети ползут на чет­вереньках под дугами (4 дуги).)

Логопед. Небольшой ручеек

Нам дорожку пересек.

Выше ножки поднимайте.

И по камушкам шагайте.

(Звучит полька «Ручеек». Дети идут по дорожке из мочалок, высоко поднимая ножки)

3. Развитие координации пения с движением.

Логопед. Впереди видна река -

Глубока и широка.

Изготовить нужно плот,

По воде он поплывет.

Взял Солдат пилу и начал пилить бревна для плота. (Исполняется песня «Пила».)

Дети (стоят парами, двигают руками вперед-назад, имитируя движения пилой, и поют песню).

Запилила пила,

Зажужжала как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала.

Начинай сначала.

Не начнем сначала!

Логопед. Стал Солдат с бревен сучья срубать топором.

4. Регуляция мышечного тонуса. Упражнение «Топор».

Дети с напряжением поднимают руки, сложенные в «замо­чек», над головой, а потом опускают вниз, проговаривают «Ух!» и расслабленно качают руками внизу.

5. Развитие мелкой моторики.

Логопед. Решил Солдат шнурком бревна связать.

Дети (обматывают шнурком два пальца на левой руке и одновременно проговаривают стихотворение).

Вверх шнурок,

Вниз шнурок.

И еще, еще разок!

Логопед. Решил связать другие бревна. (Дети шнурком обвязывают два пальца на правой руке и повторяют стихотворение.)

Логопед. Готов плот! Взял Солдат шест.

6. Координация речи с движением.

Логопед. Деревянный этот плот Прямо к берегу плывет!

(Дети проговаривают слова вместе с логопедом и одновре­менно «отталкиваются палкой» - плывут.)

Логопед. Стоп! А вот и берег! Устал Солдат. Видит - стоит дом. Решил солдат постучать в дверь.

7. Развитие мелкой моторики, общих речевых навыков,
тембрового слуха. Пальчиковая гимнастика «Два солдата».

Логопед (читает текст и показывает движения, дети повторяют).

Стук в дверь:

Тук – тук.

«Кто там?»

Спросим у мамы:

«Что, дети?»

«Два солдата пришли переночевать»

«Спросите у папы».

«Что, дети?»

«Два солдата пришли переночевать»

«Пустите!»

«Входите!»

«Ах, какая благодать,

Что пустили ночевать!

Раз, два, три – входи!»

Ладони вместе, стучать ребром

ладоней по столу.

Стучать указательными пальцами, говорить низким голосом.

Стучать безымянными пальцами, говорить средним голосом.

8.Развитие слухового внимания.

(Входит бабушка-хозяйка.)

Солдат (кланяется, дети повторяют). Здравствуй, хозя­юшка!

Бабушка. Здравствуй, служивый!

Солдат. Хозяюшка, пусти переночевать.

Бабушка. Заходи, солдатик.

Солдат. А нет ли у тебя чего-нибудь поесть?

Бабушка. Нет, солдатик, самим есть нечего.

(Солдат и дети садятся на ковер.)

9.Развитие мимики.

Логопед. Понял Солдат, что жадная хозяйка. Вдруг уви­дел он топор и горшок и говорит…

Солдат. А хочешь, хозяйка, солдатскую кашу из топора попробовать?

Логопед. Удивилась хозяйка.

(Дети изображают удивление мимикой: раскрыли рот, брови приподняли.)

Бабушка. А разве можно кашу из топора сварить?

Солдат. Еще как можно. Принеси ты нам водицы. Нам водица пригодится.

10. Развитие артикуляторного аппарата.

Дети (повторяют вместе и индивидуально). С-с-с… Солдат. Чтобы кашу сварить, кашу надо посолить. Хо­зяюшка, принеси-ка соли.

(Бабушка приносит банку с солью.)

Логопед (имитируя движения). Соль берем, в котел кла­дем, остатки соли с ладошек стряхнем, а теперь сдуем. (Дети повторяют все движения за логопедом.)

11.Развитие дыхания. Упражнение «Соль на ладошках».

Дети стоят в кругу. Делают вдох и дуют на правую ладош­ку, на левую, затем на обе ладошки. По просьбе логопеда неко­торые дети выполняют упражнение индивидуально.

Солдат. Без крупы не выйдет каша.

Даст крупу хозяйка наша?

Бабушка. А какая тебе нужна крупа, солдат?

Солдат. Нам сейчас дети подскажут, какая нужна крупа для каши.

12. Развитие грамматического строя речи. Игра с мячом: «Какая?»

(Дети стоят в кругу. Солдат бросает им мяч и спрашивает: «Какая нужна крупа для каши?»)

Дети (ловят мяч и отвечают). Гречневая. Рисовая. Пше­ничная. Пшенная. Овсяная. Перловая. Манная.

Хозяйка. Вот тебе, солдат, манка.

Логопед. Манку, сахарок и маслице у хозяюшки берем. Все в котел кладем да песенку поем.

(Логопед раздает детям бутылки, в которые насыпана раз­ная крупа.)

13. Развитие чувства ритмического рисунка, развитие спо­собности выразить ритм в общей и мелкой моторике. Игра «Манка».

Дети (поют и одновременно в такт музыки трясут буты­лочками с крупой).

Манка, манка, молоко,

Манка, манка, сахарок,

Манка, манка, маслице,

Манка, манка, соль.

(Затем дети кладут бутылочки на пол, бегут по кругу на носочках под музыку.)

14. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Слу­шание музыки.

(Дети сидят в удобной позе на ковре.) Логопед. Пока каша подойдет, кот нам песенку споет! (На ширме сидит игрушка-кот, раскрывает рот. Звучит «Русская вечерняя колыбельная».)

Люди, люди, люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон.

Будут гули ворковать,

Будет Ваня крепко спать.

Будут гули говорить,

Будут Ванечку любить.

Полетят они в лесок

И найдут там колосок,

Станут кашку варить,

Станут Ваню кормить -

Белой кашкой с молочком

И румяным пирожком.

Логопед (делает глубокий вдох и говорит). Вкусно пахнет каша. (Дети повторяют.)

Логопед. Очень вкусно пахнет каша. (Дети повторя­ют.)

Логопед. Очень вкусно пахнет каша из топора. (Дети повторяют.)

16. Координация музыки, речи, движения, воспитание рече­вого акцента.

Логопед. Каша готова. А где же ложка?

Бабушка. Вот самая большая и красивая ложка.

Логопед. Бабушка, всем хочется рассмотреть ложку.

Дети (под музыку Т. Н. Ломовой «Мелодия» передают друг другу ложку). Возьми, Даня, возьми, Лиза, возьми, Даша

Логопед. Это ложка для Солдата.

Эти ложки вам, ребята!

17. Координация музыки, движения и речи.

(Исполняется композиция «Как у наших у ребят» (автор неизвестен).)

Как у наших у ребят

Застучали ложки в лад -

Туки-тук, (стучат ложками)

Ай-люли! (стучат по коленкам)

Всем нам нравятся они.

Щи да каша -

Пища наша. (2 раза)

После щей и после каши Дети ели простоквашу.

Ели, ели, ели, ели,

Не худели, не толстели.

Ели, ели, ели, пили,

Две недели сыты были.

(В такт песне дети стучат деревянными ложками.)

18. Организация окончания занятия.

Снятие эмоционально­го излишнего возбуждения, переключение на другой вид деятель­ности.

Солдат. Вот и сказке конец. Пора нам с вами из сказки домой возвращаться. Попрошу я вас, друзья, сказку, в которой мы с вами побывали, для меня нарисовать. До свидания! Буду ждать ваших рисунков. (Уходит под музыку Н.Леви «Марш». За ним следом убегает бабушка.)

Логопед. Ребята, вы запомнили название сказки, в какой мы побывали?

Дети. «Каша из топора».

Логопед. Какая была хозяйка?

Дети. Хозяйка была жадная, скупая, алчная.

Логопед. А Солдат?

Дети. Солдат был смешливый, находчивый, смышленый, догадливый, сообразительный, понятливый

Логопед. Из чего солдат кашу сварил?

Дети. Из манки, воды, молока, масла, сахара, соли.

19. Отражение лексической деятельности в изобразитель­ной деятельности, закрепление пройденного материала.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка и приглашает детей отправиться в группу рисовать сказку. Дети уходят из зала без музыки.