Какие проблемы решает психолог? С чем можно к нему обратиться? Когда нужен детский психолог и как найти хорошего специалиста? Неуспеваемость в школе - это тоже психологическая проблема
Психологи не работают с теми проблемами, которые являются психологическими заболеваниями (неврозами и психозами). Это уже сфера деятельности психиатров и врачей-психотерапевтов.
Вы смело можете обратиться к психологу, если у вас нет следующих симптомов :
- галлюцинации, необычные восприятия
- расстройства сна, аппетита
- гиперчувствительность, ставшая хронической
- неконтролируемая агрессивность
- хроническая депрессия, которая длится полгода и более
- уход в себя (когда затруднено нормальное общение с другими людьми и работа, социальные контакты)
- глобальные изменения внешнего и внутреннего мира, очевидные вам и окружающим вас людям (например, резкая потеря веса, небрежное отношение к самому себе, резкий спад активности и др.)
- мании и навязчивые мысли или действия
Список может быть продолжен, однако эти признаки болезни являются основными. В большинстве случае помощь психолога – как раз то, что нужно человеку для решения его проблем. Также не следует переживать относительно того, что психолог отправит вас на лечение в психиатрическую больницу или поставит какой-нибудь диагноз – это делать он не имеет права .
Самые частые темы проблем: с чем работают психологи?
Согласно данным статистики, наиболее частые темы проблем, с которыми обращаются к психологу-консультанту на прием, это:
- неуверенность в себе и проблемы самооценки
- проблемы во взаимоотношениях с близкими
- страхи и тревога
- трудности в принятии решения
- любовная зависимость
- нежелательные эмоциональные состояния (чувство вины, грусть или депрессия, обида, гнев, раздражение и др.)
- проблемы в общении с важными людьми
- стресс и проблемы на работе
- семейные конфликты
- сексуальные проблемы
- одиночество и поиск партнера
- неприятное поведение близких
- и др.
Темы проблем по группам
А с чем еще обращаются к психологу? Перечень, как вы уже догадались, может быть бесконечным. Но в целом, можно разделить все темы проблем, с которыми работает психолог, на следующие подгруппы:
- Работа с нежелательными состояниями
- Работа с взаимоотношениями и общением
- Достижение значимых целей и состояний
- Разрешение конкретной возникшей у человека неприятной ситуации
- Формирование необходимых навыков (например, защита от манипуляций, избавление от привычек и др.)
Как узнать, работает ли психолог с моей проблемой?
Обратите внимание на то, что обычно можно перейти на личную страницу понравившегося вам специалиста, где указано, с какими проблемами работает психолог, с чем можно к нему обратиться. Это делается почти всегда, потому что у каждого психолога есть специализация , которая и определяется этими темами.
Наилучшую помощь вам окажет тот психолог, у которого большой опыт работы именно с вашей темой! Поэтому, если вы не обнаружили у конкретного психолога своей темы, но хотите быть уверенным в том, что специалист работает с ней, то можно сделать, как минимум, две вещи:
- Позвонить по телефону психологического центра (или написать по email) и узнать, работает ли понравившийся специалист с такой-то проблемой
- Выбрать в пункт «К лучшему по моей теме» (в нашем центре таким образом организовано максимально возможное качество психологической помощи, поскольку клиенту под его запрос подбирают самого опытного в этой сфере психолога).
И помните: вероятность того, что мы сможем помочь в вашей конкретной ситуации, равна 90% , т.к. в нашем центре есть специализации, охватывающие большинство сфер практической психологии.
Между психологами для детей и взрослых имеются свои существенные отличия. Мы не всегда четко можем сформулировать, что за вещи нас тревожат. Тем более этого нельзя ожидать от ребенка. Именно поэтому остро стоит вопрос - как найти высокопрофессионального специалиста? Для этого необходимо четко осознавать несколько моментов. Узнайте, какими вопросами занимается детский психолог , на что обращать внимание при выборе.
Какие проблемы решает детский психолог?
Обращаться к детскому психологу необходимо в следующих случаях:
- имеются навязчивые страхи, фобии;
- ребенок испытывает очевидные трудности в общении со взрослыми или сверстниками;
- есть проблемы в обучении;
- присутствуют постоянно повторяющиеся конфликтные ситуации.
Важно! Визит к детскому психологу нужен не только в описанных ситуациях. Специалист помогает разобраться с многочисленными детскими душевными травмами и обидами. Он учит понимать окружающих, способствуют налаживанию отношений с близкими. Обращайте внимание на стрессовые ситуации. Помощь психолога необходима при смене жительства, школы, детского сада. Поводом к посещению специалиста может стать развод родителей, смерть.
Как отличить хорошего детского психолога?
Квалифицированный детский психолог в Екатеринбурге должен соответствовать следующим пунктам.
- Наличие соответствующего образования. Профессия психолога встречается часто. Способствует этой тенденции множество ВУЗов, не относящихся к данной сфере. Их руководство по непонятным причинам уверено в выпуске высококлассных специалистов. Узнайте, какое учебное заведение окончил кандидат, профильная ли специальность.
- Продолжительный опыт в сфере детского консультирования. Психолог похож на шахматиста. Чем большее количество задач он решает, тем лучшим специалистом становится. Достичь этого можно только с помощью обширной и долгой практики.
- Приятный для ребенка внешний вид специалиста. Важный момент: ребенок должен испытывать чувство эмпатии, доверять психологу. Когда внешний вид консультанта раздражает, пугает, добиться нужного эффекта невозможно.
- Важна и манера общения. Для начала поговорите с психологом сами. Почувствуйте, доверяете ли вы ему. Не вызывает ли беседа чувства неловкости ли тревоги? Психолог вам понравился? Есть вероятность, что и ребенок будет настроен к нему позитивно.
- Документы, подтверждающие недавнее повышение квалификации. В мире психологии постоянно появляются новые технологии и методики. Владение ими оказывает существенную помощь пациенту. Излишняя консервативность неприемлема. Желательно прохождение дополнительных курсов и семинаров: арт-терапия, песочная терапия.
У нас в центре работают квалифицированные детские психологи. За плечами у них огромный практический опыт. Они помогут ребенку разобраться с проблемной ситуацией, поспособствуют личностному росту. Специалисты в штате имеют специализацию не только психолога, но и логопеда психолог. Их усилия направлены также на коррекцию, устранение речевых дефектов у ребенка.
Если вы заметили какие-то непонятные или неприятные вам изменения в поведении и/или настроении ребёнка, с которыми вы не можете справиться внутри семьи и причин которых вы не понимаете.
Например, резко ухудшилась успеваемость в школе; появились «странные» капризы, плохой сон, «вредные привычки», деструктивное поведение (причём даже то, которого вы не наблюдаете, но об этом вам говорят посторонние, например, учитель или воспитатель); ребёнок резко теряет или набирает вес, и это не связано с медицинскими проблемами; ребёнок стал раздражительным, гневливым, или, наоборот - слишком конформным, со всеми соглашается, идёт на поводу у авторитетов, и вас это беспокоит. Все это поводы проконсультироваться с детским психологом.
На консультацию к детскому психологу можно прийти с абсолютно любым вопросом, касающемся ребенка, и его профессиональная задача - понять вашу беспокойство и предложить адекватную помощь. Это может быть консультация только для родителя, помогающая понять, что происходит с ребёнком и как это можно скорректировать самостоятельно; либо занятия для ребёнка, если ситуация длится долго и силами семьи справится не получается.
Сколько ребенку нужно заниматься для достижения результатов?
Это зависит от запроса, то есть от того, с каким симптомом обратились родители. Обычно для достижения первых видимых результатов может пройти 2-4 месяца, а для закрепления достигнутого - 4-6 месяцев еженедельных занятий с психологом.
Важно понимать, что у самого ребенка, естественно, нет мотива для работы с психологом, он есть у родителей. И сам «симптом» ребенка не всегда напрямую беспокоит. Ребенку нужно больше времени для того, чтобы возник альянс, «привыкание» к психологу, чтобы ребенок начал доверять психологу и каким-то образом доносить то, что его его беспокоит. Дети школьного возраста делают это, играя и разговаривая, объясняя свою игру или свои рисунки, поделки; маленькие дети, как правило, на занятиях только играют и рисуют, или занимаются построением песочных композиций.
Что происходит на занятиях с детским психологом?
Как правило, первые 2-3 занятия направлены на установления контакта с ребенком и носят ознакомительно-диагностический характер. Психолог первый предлагает ребенку поиграть, порисовать, сочинить сказку, рассмотреть картинки и пр., и наблюдает за поведением и реакциями, чтобы составить представление о возможных причинах нарушений адаптации и появления симптома.
Через несколько встреч, когда ребенок привыкает к занятиям, кабинету, режиму, этого уже не требуется. Наоборот, на этом этапе важнее дать ребенку возможность к спонтанной активности и тем самым позволить проявиться тому состоянию, которое беспокоит. Ребенок играет в то, что его тревожит, он это рисует или строит в песочнице. Задача психолога - понимать и принимать это, проговаривать ребенку его чувства и потребности в этот момент, и таким образом помогать ребенку самостоятельно осмысливать происходящее.
Коррекция поведения и исчезновение симптома происходят именно благодаря связыванию собственного поведения с эмоциями и потребностями через речь. Сначала через речь того, кто рядом (психолога), а потом через свою собственную речь. Буквально, ребенок, который раньше внезапно бросался с кулаками на обидчика, становится способен сказать: «Не хочу играть с тобой, отойди от меня!», и это уже совершенно другое поведение. Появляется контроль над импульсом, и агрессивности становится значительно меньше, или совсем исчезает.
Сколько встреч нужно, чтобы проблема решилась?
Честно - от 2 месяцев еженедельных встреч до нескольких (2-3) лет, если ситуация очень серьезная.
Как я могу оценить эффективность работы детского психолога?
У ребенка - уменьшение симптоматического поведения и улучшение социальной адаптации. Родителям становится легче взаимодействовать с ребенком, появляется уверенность в своих силах и в своей родительской компетентности.
Кто из окружения ребенка может обратиться к детскому психологу?
Любой или оба родителя, при условии, что они проживают совместно с ребёнком, либо кто-то из опекунов, который постоянно проживает и заботится о ребёнке. Обратиться с запросом по поводу ребёнка может любой из совершеннолетних членов семьи, и обсудить свои связанные с этим вопросы, но договор о работе с ребёнком обсуждается ТОЛЬКО с его родителями или опекунами.
Меня что-то беспокоит в поведении ребенка. Могу ли я придти к детскому психологу один?
Да, конечно. Обычно на первую встречу и приходят один (или оба) родителя без ребёнка. Это необходимо для выяснения запроса и сбора информации. Если ребенок-подросток, лучше прийти сразу с ним, т. к. подростки уже способны понимать и осмысливать происходящие, в отличие от младших детей, и могут самостоятельно обсудить свою ситуацию и мотивы. И это полезно для развития их ощущения самостоятельности и управления своей жизнью.
Как часто родителям придется общаться с детским психологом?
Психологическая работа с ребенком неразрывно связана с работой с родителями. Как правило, родительские встречи проходят 1-2 раза в месяц (необходимый минимум), а также в том случае, если у родителя появляются вопросы по состоянию ребенка или процессу терапии. На этих встречах обсуждаются и могут быть переформулированы родительские запросы, прогнозы работы, тревоги и опасения по поводу ребенка, а также вырабатываются стратегии поведения родителей с ребенком в семье. Родительские встречи помогают взрослым более полно «видеть» своего ребенка и корректировать собственные ожидания относительно него.
Говорят, психологические проблемы детей, это на самом деле проблемы их родителей. Так ли это? нужно ли будет мне самому идти к психологу?
Действительно, иногда (но не всегда!) симптомы ребенка (агрессивность, протестное поведение, упрямство, тревожность, различные страхи, фобии, боязливость, мнительность) могут возникать и усиливаться из-за сложной семейной ситуации или неверных воспитательных стратегий родителей.
Ребенок находится в семье, рядом с окружающими его взрослыми, в едином пространстве и в одном эмоциональном поле. Мы так устроены, что заражаемся теми эмоциями, и теми тревогами, среди которых находимся.
Этот изначально адаптивный психический механизм, необходимый для того, чтобы быстрее и легче было управлять своим поведением в человеческой группе и элементарно выживать(убегать всем племенем, если чувствуем страх и панику среди сородичей; драться, если кто-то бросается на нас в ярости и т. д.), начинает работать «вхолостую» в ситуации, если нам физически ничего не угрожает, а эмоции сигнализируют об обратном (страшно, злюсь, нервничаю). Именно так происходит в эмоциональном мире ребенка, который живет среди встревоженных, испуганных или раздраженных взрослых, не в силах понять, что и почему происходит. Тогда эти сильные, но непонятные, неосознаваемые чувства, находят для себя «лазейку» - симптом. «Очень страшно, но никто ничего не объясняет, не успокаивает. Начинаю грызть ногти или ломать игрушки - чуть легче, отвлекаюсь, сбрасываю внутреннее напряжение в какую-никакую, но активность. Ужасно злюсь, что мама отобрала мой собственный планшет, и я ничего не могу с этим сделать, но могу украсть планшет у кого-нибудь в школе, и спрятать его подальше».
Нужно ли обязательно вести ребенка к детскому психологу, если в в семье или окружении ребенка происходят потенциально травмирующие вещи (смерть близких, развод родителей и т. д.)?
В случае, если вы видите, что ребенок не может справиться с сильными переживаниями, а вы не уверены в том, что сможете оказать ему адекватную поддержку. Мой ответ - лучше несколько встреч с психологом, чем месяцы и годы непроработанной утраты. Так случается, если от ребенка долго скрывали смерть близкого, или посчитали его настолько маленьким, что он «ничего и не поймет»; или не нашлось подходящих слов поддержки и успокоения; или про ребенка из-за собственной утраты (человека или семьи) просто на время «забыли».
Детская психология таит в себе массу секретов, разобраться в которых обычному человеку не всегда под силу. Несмотря на всю сложность вопросов, детская психология на сегодняшний день является областью, достаточно изученной специалистами. Обратившись к детскому психологу, воспользовавшись его рекомендациями, вы сможете наладить отношения со своими детьми.
В каких случаях необходим детский психолог
К детскому психологу чаще всего обращаются родители детей, у которых наблюдается:
- агрессивность к окружающим, конфликты с ними, драчливость, желание причинить физическую боль другому человеку (например, укусить);
- капризы, отсутствие послушания и контакта с родителями;
- тревожное состояние и необоснованные страхи;
- психосоматические нарушения (энурез, тики, заикание, головные боли, рвота на нервной почве и т.п.);
- нежелание учиться, отсутствие интереса к познанию нового;
- застенчивость, робость и отсутствие контакта со сверстниками;
- истеричность и чрезмерная плаксивость;
- навязчивые действия (грызет ногти, сосет пальцы, накручивает волосы, теребит нос и т.д.).
Высокопрофессиональный детский психолог может потребоваться и для решения многих других вопросов, касающихся воспитания малыша, подготовки его к детскому саду, к школе, к переезду на другое место жительства, к рождению братика или сестрички, а также, если вашей семье предстоит пережить развод или повторное вступление в брак.
Как подготовиться ко встрече с детским психологом
Прежде чем отправиться на встречу с детским психологом, необходимо составить список волнующих вас вопросов. Это поможет специалисту точнее диагностировать вашего ребенка, выявить проблему и определить способ лечения. Вспомните, как часто возникает та или иная проблема, как она проявляется и в течение какого времени? Что вы предпринимали, чтобы ее решить? Зависит ли она от окружающей обстановки, ситуации и присутствия определенного круга людей? Обращались ли вы к профильным специалистам ранее, что они говорили и что назначали? Лучше всего, если на прием к психологу вы придете с медицинской карточкой ребенка.
Перед визитом сообщите малышу, что ему предстоит встреча с психологом, что там с ним будут разговаривать и играть. Не стоит придумывать нелепых историй. Ребенок не должен бояться и напрягаться, так как в таком состоянии общение и работа с ним будут затруднены.
На консультации у детского психолога желательно присутствие всех членов семьи, то есть обоих родителей. Если воспитанием ребенка занимаются бабушки и няня, пригласите и их. Если в вашей семье есть и другие дети, и они имеют отношение к проблеме, их также следует взять с собой.
Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.
Кто такой психолог?
Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.
Трудится психолог в трех направлениях:
- Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
- Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
- Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.
Функции психолога
Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:
- адаптивная;
- диагностическая;
- педагогическая;
- консультационная;
- аналитическая;
- проблемная.
Адаптивная
Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.
Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.
Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.
Диагностическая
В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).
Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:
- логопедические проблемы;
- привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
- задержка в развитии;
- расстройства поведения;
- прочие проблемы.
С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.
Педагогическая
Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:
- разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
- составляют график развивающих игр;
- проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
- разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
- проводят обучающую работу с персоналом;
- беседуют с родителями деток;
- разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).
Консультационная
Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:
- личный (беседа с каждым ребенком);
- общий (работа с детским коллективом);
- личный (беседа с каждым родителем);
- общий (с группой родителей);
- личный (с ребенком и его родителями);
- общий (с родителями и воспитателями);
- общий (с воспитателями и детьми).
В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:
- Как помочь ребенку адаптироваться?
- Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
- Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
- Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
- Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
- Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
- Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
- Многое другое.
Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.
Аналитическая
В рамках аналитической работы психолог:
- анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
- составляет отчеты в вышестоящие организации;
- выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
- ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
- подает отчеты, предусмотренные законодательно.
Проблемная
Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:
- выявление проблем у деток;
- анализ проблем и принятие решения - требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
- помощь в решении конфликтных ситуаций;
- работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
- ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.
Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.
Чего психолог не имеет права делать
Функции психолога не распространяются на:
- Постановку диагноза детям.
- Проведение специфического лечения либо его назначение.
- Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
- Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
- Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.
Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.
Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.