Меню

Конспект проведения беседы с детьми. Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральная азбука. Проблемно-игровая ситуация « Незнайка в волшебном лесу »

Гинекология

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста ДОУ. Как узнать настроение?


Программные задачи:
1. Систематизировать представления детей о настроении человека
2. Развивать умение узнавать настроение по выражению лица
3. Воспитывать желание дарить другим положительные эмоции

Материалы:
- фотографии эмоций и настроения
- смайлики с хорошим и плохим настроением на каждого ребенка

Ход беседы:

Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение. А у вас? (Ответы ).
А бывает ли настроением плохим? (Ответы )
Посмотрите на эти картинки (воспитатель показывает фотографии веселого и грустного человека ).



Чем отличаются люди на этих фотографиях? (Настроением ).
Правильно. А как вы узнали? (у веселого человека на лице улыбка, а у грустного улыбки нет ).
Да, ребята, улыбка выражает радость. А как можно увидеть грусть? (нет улыбки, слезы, по взгляду )

А что у человека может вызвать радость, хорошее настроение? (подарки, приятные слова и т.д. )
Из-за чего настроение может испортиться? (если кто-то обидел и т.д. )
Вы правы. Предлагаю вам послушать одну историю.

В гости к белочке пришел ежик. Она была очень рада гостю. И предложила поиграть своими игрушками, ведь белочка не была жадной. Ежик взял любимую игрушку хозяйки, это была яркая, разноцветная юла, и, разыгрался так, что нечаянно ее сломал. Белочка очень расстроилась и заплакала. Настроение было испорчено, ведь это была ее самая любимая игрушка. Ежику стало стыдно, он пожалел белочку и попросил у нее прощения. Он взял сломанную юлу домой, отремонтировал ее и вернул белочке. Радости белочки не было предела, когда она увидела свою игрушку целую, как новенькую. Рад был и ежик.

Вопросы по прочитанному:
- Какой была белочка? (доброй, щедрой, веселой)
- Почему она заплакала?
- Каким стало ее настроение?
- Как менялось настроение ежика?
- Как ежик поднял белочке настроение?

Ребята, вы молодцы! Вы знаете, на лице человека мы можем увидеть не только радость и грусть. Есть еще и другие эмоции (показ фото с эмоциями ):
Удивление


Страх


Злость


Спокойствие


Давайте попробуем изобразить эти эмоции:
1. Радость. Я улыбаюсь. Мои глаза слегка прищурены, уголки рта слегка приподняты. Я смеюсь.
2. Печаль. Мне грустно. Глаза слегка сужены. Уголки рта опущены. Я плачу.
3. Спокойствие. Мои движения плавны. Мое лицо спокойно. Глаза слегка приоткрыты.
4. Удивление. Мои брови приподняты. Рот слегка приоткрыт, округлен. Глаза широко раскрыты.
5. Страх. Мои брови приподняты. И слегка сведены к переносице. Глаза очень широко открыты.
6. Злость. Мои брови сильно сведены к переносице. Зубы и губы сомкнуты. Глаза сужены.

Теперь вы знаете, что такое эмоции и как меняется настроение. Предлагаю вам показать смайлик с тем настроением, какое у вас оно сейчас. (Дети показывают свои смайлики )


Спасибо, ребята. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение!

Аннотация

Автором предлагается конспект занятия с экологической направленностью. Занятие может быть полезно воспитателям не только для привития любви к родному городу, но воспитания созидательного, гуманного отношения к природе, уточнения представлений о зависимости городской среды от зеленых насаждений.

Конспект занятия - беседы

для детей старшего дошкольного возраста

«Для чего городу растения? »

Цель: Развивать у детей дошкольного возраста осознанное чувство ответственности за красоту и чистоту родного города.

Задачи:

1. Расширять знания детей о городской среде и значении зеленых насаждений для города.

2. Учить детей приемам культуры дискуссии. Расширять словарный запас детей, вводя в их речь слова: зеленые насаждения, вредные выбросы, городская среда, фитонциды,

3. Воспитывать у детей культуру поведения в природе: не оставлять мусор в местах отдыха, не ломать и не рвать растения, бережно и заботливо относиться к ним.

Материалы для занятия:

1. панорамная картина Ярославля, на которой изображен необычный городской пейзаж (без деревьев, травы и цветов). Видны трубы завода с выходящим дымом, жилые дома, дороги, машины;

2. Картинки с видами Ярославля, клумб;

3. силуэты деревьев, цветов, травы;

4. клей-карандаш;

5. аудиозапись городских шумов, пения птиц, шелеста листвы;

6. экологические модели (углекислый газ - растения - кислород)

Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено? (город, дома, завод, машины…)

Вы не заметили ничего необычного?

Художник правильно изобразил город?

Уютно ли жить в таком городе? (здесь нет деревьев и цветов, нет травы. Жителям плохо)

- Вы не узнаете, что это за город?

Вы правильно заметили, на картине совсем нет зеленого цвета. А может художник прав? Что такое город?

Что важнее в городе - дома, магазины, заводы или деревья и цветы? Может можно обойтись и без них? Как вы думаете?

(педагог выслушивает и направляет ответы детей)

Вы совершенно правы, растения в городе обязательно нужны, они не только украшают город, но и приносят пользу. Без них не обойтись. Давайте разберемся, как же растения нам помогают.

Для этого мы с вами мысленно перенесемся в город на картине и попробуем исправить ошибки художника, поможем его жителям. Закройте глаза, возьмитесь за руки, 1,2.3 - и мы с вами в городе на картине.

Откройте глаза и пойдем по улице. Посмотрите вокруг стоят дома, под ногами у нас асфальтовая дорожка, ярко светит солнце, нам жарко и негде спрятаться от солнечных лучей. Что поможет нам укрыться от солнца? (давайте спрячемся в тень, посадим деревья)

Хорошее предложение. Давайте посадим много деревьев, чтоб получился парк. (дети наклеивают на картине силуэты деревьев).

Деревья дают прохладу в жаркую погоду. Даже небольшой парк снижает температуру на несколько градусов. Деревья через листву поглощают тепло и отражают солнечные лучи. Давайте посидим в тени деревьев, отдохнем и пойдем дальше. Потом здесь будут отдыхать жители города. А как должны вести себя люди в местах отдыха, чтоб парк всегда оставался чистым и красивым? (убирать за собой мусор, не рвать растения, лечить больные деревья и т.д.)

Идем дальше по улице. (Звучит аудиозапись городских шумов) Вы слышите шум, что это? Посмотрите, вдалеке большой завод, он работает и из трубы идет дым. По дороге едут машины, они тоже загрязняют воздух и издают шум. В городе неприятный запах, нам трудно дышать. Как мы поступим в этом случае? (ответы детей)

- Нам опять помогут растения (показ модели). Деревья поглощают углекислый газ, неприятные запахи и выделяют кислород, они очищают городскую среду от пыли и газа. В городе много машин, заводов и фабрик и они наносят вред окружающей среде загрязняя воздух. А растения задерживают на своих листьях пыль. Даже газон с травой задерживает пыль. Представляете, всего 1 дерево средней величины за день восстанавливает столько кислорода, сколько не обходимо для дыхания трёх человек. Давайте добавим на картине газон вдоль дороги, он защитит нас от пыли, посадим кустарники и деревья, они защитят от шума. (Дети приклеивают силуэты деревьев, кустов, траву)

- А как еще жители могут защитить свой город от вредных выбросов? (строить очистительные сооружения)

Посмотрите, в городе стало тише, воздух стал свежее а улица красивее. (Звучит аудиозапись шелеста листьев и пения птиц) Нам тоже стало веселее. Шелест листьев и пение птиц ласкает наш слух, нам приятно видеть красивые растения, зеленую травку. Давайте позовем дождик полить наши посадки и поиграем.

Физкультминутка «Дождик»

Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают ее движение)

и вторая прибежала - кап! (то же самое)

мы на небо посмотрели, (смотрят вверх).

Капельки кап-кап запели,

Намочились лица, Мы их вытирали. (вытирают лицо руками).

Туфли, посмотрите, (показывают руками вниз и смотрят).

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем (движение плечами)

и все капельки стряхнем,

от дождя убежим, под кусточком посидим (приседают).

В такой обстановке людям становится комфортнее, улучшается их настроение. Мы можем укрыться от солнца, посидеть на травке. Растения украсят жизнь жителей. Но, все-таки чего-то не хватает. Ребята, а что еще мы можем добавить для красоты города? (клумбы, цветы).

Конечно, давайте украсим город цветами. (дети наклеивают цветы).

- Какая красота. Пусть цветы радуют жителей, повышают им настроение.

Как вы думаете, какую пользу людям и животным еще приносят растения?

Зеленые насаждения вырабатывают особые вещества (фитонциды), которые убивают некоторых вредных бактерий и микроорганизмов. Это очень важно города. Скажите, почему это важно именно в городе? (показ модели)

В городском воздухе содержится в 10 раз больше болезнетворных микробов, чем в воздухе полей и лесов. Ученые проводили разные исследования, которые показали, что заболевания, которые у человека вызывает шум, похожи на действия от яда. Что бы деревья, цветы и трава хорошо росли, они сами себе помогают удобрять почву. Они усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды углеводы и другие органические вещества (показ модели). Без растительного мира жизнь человека и животных невозможна. Все животные, кроме хищников, питаются только растениями. Насекомым нужны цветы, кошкам и собакам которые живут в городе трава, они ею лечатся.

Ну что же, жителям города мы помогли - посадили разные растения, пора возвращаться, Закрываем глаза, 1, 2, 3, вот мы и в группе.

Педагог показывает картины с видами Ярославля.

Посмотрите перед вами еще несколько картин.

Что на них изображено? (Ярославль, клумбы с цветами…)

Как вы узнали, что это наш город? (театр, фонтан, мы там были)

А теперь снова посмотрите на картину?

Видите как растения меняют облик города?

Вы узнаете что это за город? Теперь наш Ярославль похож на город на картине? (Да)

Конечно, это наш город и мы с вами помогали себе, мы же его жители.

Мы с вами живем в очень красивом древнем городе. А почему наш город можно назвать красивым? (много цветов, деревьев, красивых зданий, церквей)

Он совершенно не похож на тот серый город, который был вначале. Люди очень любят свой город, стремятся его украсить и сделать чистым. Что нужно делать, чтобы в нашем городе было много растений? (копать землю, сажать растения, охранять их от вредителей, рыхлить и полоть почву, лечить растения)

Воспитатель: в заключении воспитатель подводит детей к выводу:

Любите природу и она будет любить вас. Помните о том, что если болеют растения, болеют и люди.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

на тему: «Добро не умрет, а зло пропадет».

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям

Воспитатель читает детям стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Ситуативный разговор.

Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек". (Добры – добросердечный)

Воспитатель: Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (Наверное больше всего в сказках)

Воспитатель: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Мальчик – спальчик, Ховрошечка)

Воспитатель: А только ли добрыми бывают сказочные герои? Да они бывают злыми.

Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный, Караба – Барабас, Баба Яга, гуси - лебеди)

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики изобразить добрых сказочных героев или злых. (Золушка, Злая мачеха, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Мальвина, Баба – Яга)

Воспитатель: В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному.

Послушайте историю.

Жила – была девочка, такая же как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И осталась только старые закрытые в кладовке игрушки.

Воспитатель: Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему?

Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек?

Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться».

Воспитатель: Как вы думаете, что произошло дальше?

От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.

Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с ними играла.

Воспитатель: Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее? (забота, внимание, сочувствие)

Воспитатель: Как вы думаете, добро победило зло? А почему вы так решили?

www.maam.ru

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как я помогаю маме»

Цель: Воспитывать у детей любовь и уважение, желание помочь и сделать приятное маме, самому дорогому и близкому человеку на земле у детей старшего дошкольного возраста.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о приближающемся празднике.

А как он называется вы догадаетесь после того как прослушаете стихотворение. Слушайте внимательно.

Однажды я сказал дpyзьям:

Hа свете много добpых мам,

Hо не найти, pyчаюсь я,

Такyю мамy, как моя!

Она кyпила для меня

Hа колесиках коня,

Саблю, кpаски и альбом.

Только pазве дело в том?

Я и так ее люблю,

Мамy, мамочкy мою!

(Н. Саконская)

Воспитатель. Правильно, ребята, вы догадались. Сегодня мы с вами поговорим о наших любимых мамах. А праздник значит называется…

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, это «День матери».

Инициатива создания праздника в Российской Федерации исходила от Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. С полезным предложением учредить День матери выступила председатель Комитета - Алевтина Викторовна Апарина. Приказ об учреждении в России Дня матери был подписан 30 января 1988 года Борисом Ельциным, занимающим в то время пост президента страны. Дата празднования была назначена на последнее воскресенье ноября.

С 1999 года этот трогательный праздник стал одним из самых обожаемых в каждой российской семье. В этот день душевные поздравления сыплются в адрес любимых матерей и женщин, которые носят младенца под сердцем. К празднику дети всех возрастов готовят сюрпризы. Малыши мастерят подарки своими руками и рисуют красивые открытки. Повзрослевшие дети навещают родителей с гостинцами, цветами и полезными презентами.

В этот день повсеместно проходят праздничные концерты, конкурсы, фестивали, выставки, посвященные матерям. По телевидению транслируют душевные фильмы и праздничные передачи. В школах и дошкольных детских учреждениях проводят утренники и тематические вечера. В социальных сетях и на форумах счастливые женщины поздравляют друг друга, а любящие дети осыпают их виртуальными букетами, красочными картинками и красивыми стихами.

Воспитатель. Дети, Мама - самый дорогой и близкий человек. Она всегда защитит, поможет в трудную минуту. Мама всегда поймет вас и утешет. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. В этот день все говорят своим мамам слова благодарности, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Воспитатель. Ребята, расскажите, как вы помогаете свои мамам.

Рассказы детей.

Физкультминутка "Помощники"

Дружно помогаем маме-

Мы белье полощем сами (наклоны)

Раз, два, три, четыре, (движения в стороны)

Потянулись, (повесили белье)

Остановились

Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове)

Воспитатель. Молодцы, хорошие помощники!

Воспитатель. А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о маме.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Родных много, а мать роднее всего.

С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.

Сердце матери лучше солнца греет.

Самое ценное и дорогое на свете - это мать и отец.

Воспитатель говорит начало, а дети заканчивают.

Ответы детей.

Воспитатель. Многие знаменитые поэты посвящали свои стихотворения родным матерям. А кто – нибудь знаком с этими стихотворениями?

Чтение детьми стихотворений.

Ребенок 1.

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

«Ангел-хранитель над тобой! »

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь…

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки…

Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин

Ребенок 2.

Я маму люблю

Мне мама приносит

Игрушки, конфеты,

Но маму люблю я

Совсем не за это.

Веселые песни

Она напевает,

Нам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Я ей открываю

Свои все секреты.

Но маму люблю я

Не только за это.

Люблю свою маму,

Скажу я вам прямо,

Ну просто за то,

Что она моя мама!

Л. Давыдова

Ребенок 3.

Чем пахнет мама

По субботам духами

Пахнет мамин наряд,

Так идут они маме –

И духи, и театр.

В воскресенье – блинами,

Завтрак – вот он, готов!

Так подходит он маме,

Этот запах блинов.

В понедельник – делами

Сразу дом наш пропах,

Так подходит он маме –

Этот запах бумаг.

Но скажу, между нами,

По секрету скажу:

Я родной своей маме

Больше всех подхожу!

О. Бондур

Ребенок 4.

Мама спит, она устала…

Но и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

Я тоже двигаться хочу!

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

Ничего, - шепнул он будто, -

Посидим и в тишине.

Елена Благинина

Воспитатель. Дети, а сейчас прошу отгадать загадки.

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говоpит

И игpyшки вам даpит?

(Мама золотая)

Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая

Моя. родная!

(Мамочка)

Нет в квартире грязи, хлама,

Убрала всё чисто. (мама)

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?

Чаю - в пиалу налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

Подарки своими руками

На праздник сделаем. (маме)

Воспитатель. Вот сейчас пришла пора подготовить подарки для наших мам.

Дети делают подарки.

www.maam.ru

«Святочные посиделки». Приобщение детей к народным традициям. Конспект занятия-беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Святочные посиделки.

Конспект занятия - беседа

1 часть праздника – беседа, знакомство детей с праздником, его традициями, заучивание наизусть некоторых текстов.

2 часть – колядование в соседских группах, поздравление персонал детского сада.

Цель: приобщение детей к народным традициям.

Орг. момент: беда проходит в вечернее время; в группе украшена елка, приглушен свет, горят свечи. Воспитатель обращает внимание детей на книгу, лежащую под елкой. Это «Рождественская книга». 1 страница – Рождество, 2 – Святки, 3 – Колядки, 4 – Ряженые, 5 – Зимние забавы, 6 – Посиделки: Частушки, Загадки, 7 – Гадание.

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. Давайте мы сегодня отпразднуем Рождество, как встречали его много лет до нас…

У нас ещё стоит елка. А это - свеча. Рождественская свеча – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника (день перед Рождеством) все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Теперь очагов нет, полено заменили свечи.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. 12 дней с 7 по 19 января – это время зимних святок на Руси. Колядки, хождение со звездой, ряжение, зимние забавы, посиделки, гадания всем этим сопровождался праздник святки.

КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, выучить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

Непременными участниками рождественских праздников были РЯЖЕНЫЕ. Рядились в медведей, стариков, чертями, петрушками. Ряженым дозволялось пошалить, похулиганить, в разумных пределах, конечно же.

А на свежем воздухе любили устраивать ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ наши предки. Это и катания на санях с горы, метание снежков, петушиные бои на льду, перетягивание каната и др.

Когда же наступал вечер, все девушки отправлялись на ПОСИДЕЛКИ. Они вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами, пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели. Я предлагаю вам выучить несколько частушек:

Хорошо колядка пелась,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

С колядкой не растануся.

Ещё больше любили загадывать и отгадывать загадки.

Весь день ушами шевелит,

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Святки – это особое время. Издавна на святках занимаются ГАДАНИЕМ. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше. Во время святок различают «святые вечера» (7 по 13 января) для весёлых смешных гаданий – и «страшные вечера» (14 – 19 января) – для опасных, рискованных. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, т. е. на старый Новый год. Т. е., сегодня. Итак, погадаем.

Веер – трудности на службе.

Колокол – вести.

Штаны - развилка пути.

Яйцо – начало нового.

Все эти обычаи дошли и до наших дней. К вам в дом, наверняка, эти дни стучатся знакомые, друзья, просто посторонние люди.

Сегодня колядкам не придают такого большого значения, как в старину. Теперь это детская забава или возможность для розыгрышей.

В. : Дорогие ребята, я предлагаю вам, к нашим соседям – поколядовать, попеть, загадать им несколько загадок, поиграть, погадать… Но для этого нам с вами необходимо переодеться в разные костюмы, как в старину. У нас есть корзины с овсом, пшеницей, их мы будем «сеять».

В каждой группе работать по примерному сценарию:

Слова произносят дети и воспитатель, некоторые слова - дети.

Ехал, было, мимо,

Да завернул до дыма.

Скок на крылечко,

Бряк во колечко.

Нежданный гость,

Лучше жданных двух.

Поют колядки, посевают.

Пою Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Маленький мальчик сел на диванчик.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Поют вместе частушки:

Хорошо колядка пелась,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

Загадывают загадки:

Весь день ушами шевелит,

И время узнавать велит. (часы)

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Не годятся для перинки. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

Гадание на воске. Необходимы - миска с водой и свеча. Когда свеча разгорится, вылить воск в миску с водой. Значения фигур:

Много круглых мелких капель – к деньгам.

Веер – трудности на службе.

Виноград – любовь, дружба, удача, достаток.

Гриб – жизненная сила, упорство, долголетие.

Дракон – высокий полёт, осуществление надежд, завершение труда или рождение ребёнка.

Колокол – вести.

Лист дерева – зависть, интриги со стороны окружающих.

Обезьяна – ложный друг, притворство.

Штаны - развилка пути.

Яблоко – символ жизни, мудрости, здоровья.

Яйцо – начало нового.

Мы попели, поплясали,

Что ж, хозяева, устали?

С новым годом!

С новым счастьем!

Жить нам вместе

Лет до двести!

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Занятие-беседа для детей старшего дошкольного возраста «Если вдруг укусила собака»

Цель: познакомить с опасной ситуацией, связанной с неправильным поведением при общении с собакой, закреплять правила поведения при общении с домашними животными (собакой, воспитывать любовь к домашним животным, развивать мышление, внимание, память, речь.

Словарь: чужая собака, укусит, первая помощь, правила поведения.

Оборудование: письмо от мальчика.

1. Вводная часть.

– Ребята, я вчера навещала в больнице знакомого мальчика- первоклассника, которого зовут Артём. Теперь он лежит в больнице и его лечат врачи.

2. Чтение письма.

Послушайте историю, которую он мне рассказал: «Однажды я гулял около дома. А когда решил идти домой, то увидел около дверей моего подъезда собаку, как у нашего соседа. Я хотел пройти мимо неё, но она грозно зарычала на меня.

Я – смелый мальчик и не испугался собаки: взял большую палку, замахнулся на неё! Я думал, что она испугается и убежит, но собака вдруг прыгнула ко мне, схватила за руку и больно- больно укусила. Я закричал, заплакал, а собака пошла прочь.

Я зашел домой, поплакал, а когда пришла мама, то ничего ей не сказал: зачем расстраивать, ведь ранка не небольшая. Потом рука стала сильно болеть, и я рассказал все маме. Меня положили в больницу, теперь лечат. Я уже поправляюсь, теперь не больно! »

3. Беседа о прочитанном.

– Ребята, что произошло с Артёмом? Почему собака набросилась на него?

– Как вы думаете, можно ли замахиваться палкой на собаку? Почему? (Собака может наброситься и укусить)

– А можно вообще подходить близко к чужим собакам (Нет)

– Что нужно было сделать Артёму, когда он увидел собаку у дверей подъезда? (Не подходить к дверям, подождать пока собака уйдет, только потом идти к подъезду) .

– Артёма укусила собака. К кому он должен был обратиться за помощью? Кому рассказать о случившемся? (Маме, она бы оказала помощь, вызвала врача) .

4. Правила поведения

– А вам встречались собаки, которые гуляют без хозяев? (Да) .

– Как бы вы поступили, если бы вам встретилась чужая собака? (Чужую собаку надо обходить стороной. Если подошла близко, то нельзя убегать от неё, делать резких движений, размахивать руками. Тогда собака сама отойдет) .

– У кого из вас есть собака? Вы с ней гуляете? Как ухаживаете за собакой?

– Давайте выучим с вами и запомним правила, как надо вести себя при встрече с собакой, чтобы с вами не случилось таких неприятностей, как с Артёмом:

Руками сильно не маши,

Материал с сайта nsportal.ru

Конспект НОД Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Спасибо деду за победу»

Расширить представления детей о героическом прошлом народа.

Познакомить с ветераном Великой Отечественной войны.

Формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.

Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

Развивающие:

Развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.

Развивать навык активного участия в диалоге с педагогом.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа

Материал:аудиозапись песен о войне; фотографии, иллюстрации с изображением боевых действий;

Предварительная работа:Беседы с детьми на тему: «Великая Отечественная война», «Наши герои», чтение художественной литературы на военную тематику, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихов, песен о войне, конкурс рисунков о войне.

Ход занятия:

Дети сидят за столами, перед ними мольберт, на котором иллюстрации военноговремени,фотографии. Тихо звучит музыка «Вставай, страна огромная!»

9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Что это за праздник? (День Победы) . А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Над фашистами) . Правильно дети. Это была страшная и долгая война.

Она длилась целых четыре года. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов.

Весь народ поднялся на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети.

В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве – столице нашей Родины. На наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы.

Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину. Это случилось 9 мая 1945 года. И с тех пор каждый житель нашей страны и жители других стран отмечают этот праздник.

Майский праздник – День Победы

Подробней на сайте nsportal.ru

Тема: Беседа об осени с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Закрепить знания детей о признаках осени.

Продолжать учить сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы об изменениях в живой и неживой природе осенью.

Воспитывать умение чувствовать и понимать красоту окружающей природы, желание принимать участие в ее охране и защите.

Активизация словаря: листопад, златоцвет, рябинник, пернатые друзья.

Демонстрационный материал:набор игрушек разного цвета, картинки деревьев без листьев.

Раздаточный материал: карточки по временам года, осенние листья.

Предварительная работа:наблюдения в природе, прогулка в парк, рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень», чтение поэзии А. С. Пушкина об осени, отображение детьми осенней природы в пейзажах, в декоративном рисовании, создание узоров из листьев.

Ход занятия.

Воспитатель: Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса! Дети, кто и какому времени года посвятил эти прекрасные строки? Ответы детей.

Воспитатель: Осень была самым любимым временем года для А. С. Пушкина, а вот лето он не любил: ах, лето красное, любил бы я тебя,когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему А. С. Пушкин называет осень – очей очарованье? Какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему это стихотворение грустное?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы. Солнце реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

Воспитатель: Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы изображены. (Дети выходят и называют явления природы)

Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы, весенние, летние, осенние.

Воспитатель: Сколько месяцев в году? Ответы детей.

Воспитатель:12 месяцев живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Ответы детей.

Воспитатель: Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы. Почему сентябрь называют златоцветом, рябинником, птичьей стаей?

Ответы детей.

Воспитатель: Как готовятся к зиме звери?

Обобщение ответов детей. Звери устраивают для себя жилища, делают запасы еды на зиму. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок.

Белки и зайцы начинают менять шубки на зимние. У зимних шуб и мех гуще, пышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками.

Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Воспитатель: Какие работы у людей в сентябре в поле? Ответы детей.

Обобщение ответов детей. С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают.

Воспитатель: Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь.

Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо, а потом все тише, а деревья выше! Воспитатель: Почему сентябрь называют листопадом? Ответы детей.

Дидактическая игра: « 1, 2, 3 – к дереву беги». Воспитатель называет, например, береза, а дети, у которых на столе лист березы, бегут к картинке с березой. Игровое упражнение: Ковер из листьев.

Дети за столами составляют орнамент ковра из листьев.

Воспитатель. Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел октябрь. «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Обобщение ответов детей. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

Воспитатель. Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.Давайте с вами вспомним народные приметы.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Воспитатель. Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?

Ответы детей.

Обобщение ответов детей. Ласточки и стрижи улетают первыми, потому что они питаются только насекомыми. А с наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.

Воспитатель. Какие птицы улетают чуть позже? Ответы детей.

Обобщение ответов детей. Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что онипитаются зернами, семенами, ягодами. Воспитатель. Какие птицы улетают позднее всех?

Ответы детей.

Обобщение ответов детей. Это утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

Воспитатель. Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли? Утки? Гуси?

Ответы детей. Обобщение ответов. Журавли летят клином, утки правым фронтом, гуси косяком.

Воспитатель. Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? Ответы детей.

Воспитатель. А птиц, которые зимуют у нас?

Ответы детей.

Воспитатель. В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?

Ответы детей. Обобщение ответов детей. Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.

Воспитатель. Чем занимаются люди загородом в октябре? Ответы детей.

Воспитатель. Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.

Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой». Воспитатель. Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.

Как в народе называют ноябрь?

Ответы детей. Воспитатель. Почему ноябрь называют «Ворота зимы», «Предзимник»?

Воспитатель. Чем занимаются лесные жители в ноябре?

Ответы детей.

Воспитатель. Какие работы у людей в деревнях и селах ноябре? Ответы детей.

Воспитатель. Работы в саду, на полях, на огородах закончились.

Воспитатель. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Ответы детей.

Воспитатель. В ноябре звонко хрустит тонкий лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре. Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму. Дидактическая игра: «Какого цвета осень?». Дети по желанию выбирают любую по цвету игрушку и объясняют, что в осенней природе такого же цвета.

Итог: Хоровод «Калина».

Материал nsportal.ru

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем.

А как же наша кукла Алина: белки ела, углеводы ела, жиры ела. Но весь секрет в том, что есть продукты вредные и полезные, что способ приготовления пищи и ее количество, съеденное нами влияют на то, помогает ли эта пища нашему организму или вредит.

Если хочешь быть весёлым, работоспособным, если хочешь бороться с заразными микробами - каждый день принимай витамины.

Дети, а как вы думаете, что такое витамины? (Ответы детей.)

Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи.

Они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным.

Какие витамины вы знаете?

Я расскажу про то, как выглядят витаминки! После увеличения во много раз они выглядят как воздушные шарики.

ЗЕЛЁНЫЕ ШАРИКИ - это витамин А, он содержится в зелёных и жёлтых овощах, моркови, тыкве, сладком перце, зелёном луке) , горохе, персиках, абрикосах, яблоках, винограде, арбузе, дыне, сливочном масле.) Витамин А полезен для зрения и кожи человека.

КРАСНЫЕ ШАРИКИ – это витамины группы В. Он содержится в хлебе, крупах, орехах, в мясе, рыбе. Эти продукты оказывают положительное воздействие на мозг, нормальный аппетит, на желудок и сердце. Листовые овощи, бобовые, морковь, авокадо, бананы, грецкие орехи, капуста, кукуруза, картофель, мясо, рыба (В2) необходимы для нормального функционирования нервной системы.

ЖЁЛТЫЕ ШАРИКИ – витамин С.

Значительное количество аскорбиновой кислоты содержится в продуктах растительного происхождения (цитрусовые, овощи листовые зелёные, дыня, брокколи, брюссельская капуста, цветная и кочанная капуста, чёрная смородина, болгарский перец, земляника, помидоры, яблоки, персики, шиповник, рябина) . Действие: Защищает организм от микробов и вирусов.

РОЗОВЫЕ ШАРИКИ – витамин Е.

Действие: заключается в поддержании работы мышц и кожи, обогащает кровь кислородом.

СИНИЕ ШАРИКИ – витамин Д.

Яичный желток, сливочное масло, сыр, рыбий жир, икра, молочные продукты.

Действие: обеспечивает нормальный рост и развитие костей.

Дидактическая игра «Полезные витамины» (Приготовленные карточки с изображением отдельных органов человеческого тела (глаза, мозг, волосы, кости, сердце, мышцы) раскладываются на столы, дети разбирают разноцветные воздушные шарики «витамины» и по команде воспитателя подходят к нужным столам и рассказывают какие продукты полезны для этой части человеческого организма.)

Раздать детям витамины «Витрум» и рассмотреть. (Они разноцветные.

Вывод: в них содержится целый комплекс витаминов.)

Рассмотреть аскорбинку. (Она белого цвета – значит в ней содержится только один витамин С) .

А теперь давайте попробуем нарисовать «Что такое витамины», чтобы не только мы, но и кукла Алина, и наши родители не забывали как они важны для нашего организма.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков "Бабушкино мыло"

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Бабушкино мыло»

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- совершенствовать представление о значимости гигиенических процедур
- расширять знания о средствах гигиены
- пополнять словарный запас
Ребята сегодня мы поговорим с вами о гигиене.
- Что такое личная гигиена? (уход за своим телом, содержание его в чистоте)
- Правильно! Ведь недаром люди говорят: «Чистота - залог здоровья!».
- Для того чтобы содержать тело в чистоте у людей есть один большой помощник.
Попробуйте отгадать что это?
Гладко, душисто, моет чисто
Нужно, чтоб у каждого было …. (мыло)
Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Обязательно нужно мыть руки после прогулок, посещения туалета, перед приемом пищи и после, после общения с животными. Ежедневно нужно принимать душ.
И в этом нам помогает наш помощник – туалетное мыло.
- Ребята, подумайте, зачем нужно мыться обязательно с мылом? (чтобы смыть всю грязь и микробы).
- Верно! Давайте рассмотрим кожу на своих руках, обратите внимание, какая она гладкая, эластичная, способна растягиваться при движениях.
– Кожа защищает человека от попадания внутрь различных микробов. Когда вы прыгаете, бегаете, вам становится жарко и на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.
Грязная кожа может принести вред здоровью. И, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.
Вот почему за кожей необходимо ухаживать. Одной только водой, пусть и горячей, смыть с тела всю грязь не удастся. А мыло способно удалить всю грязь и пот.
- Поднимите, пожалуйста, руки те ребята, которые каждый день пользуются мылом.
- Молодцы! Расскажите, какое мыло есть у вас дома? (ответы детей).
- Да, ребята. Мыло бывает разное по форме, запаху, составу.
В конце нашей беседы послушайте одну историю, которая произошла в обычной семье.
В одной большой семье жило-было мыло. Ему так хотелось быть полезным людям, но на него не обращали никакого внимания. А все потому, что было оно «хозяйственным». Не нравился людям ни цвет мыла серо-коричневый, ни его едкий запах!
Бывало, дети по ошибке хватали его. В этот момент мыло радовалось.
- Ну вот, – думало оно, - и я пригодилось!
Но как только они понимали, что взяли хозяйственное мыло
- Фу! – говорили дети и брезгливо кидали его обратно. Тогда, как соседки мыла, так называемые туалетные, пользовались огромным спросом.
- Естественно! – считали они, - мы же такие яркие, ароматные, разные по форме. А что ты? - кирпич-кирпичом!!!
У хозяйственного мыла даже мыльницы своей не было. Так и лежало оно, никому не нужное, на полочке под раковиной.
Однажды, мальчик, проживающий в этой семье, как всегда по ошибке, схватил хозяйственное мыло и хотел бросить его обратно, но вдруг задумался.
- А откуда взялось это ужасное мыло? И зачем мы держим его среди прочих душистых сортов? Надо его выкинуть!
Мыло очень испугалось!
Подошла к мальчику его мама и сказала, что выкидывать его нельзя! Это бабушкино мыло. Что, когда прабабушка была молодой, то не было такого разнообразия. Времена были трудные! И от грязи и микробов спасало только оно – ХОЗЯЙСТВЕННОЕ мыло! Не зря его назвали «хозяйственным». Им мылись, стирали белье, мыли посуду, пол и мебель. Еще мама сказала, что бабушка ни за что не променяет свое самое любимое хозяйственное мыло на любое другое.
Стали уважать тогда дети хозяйственное мыло. Купили ему мыльницу, выделили самое хорошее место на полке. Но, пользоваться все равно не стали! Решили – пусть отдыхает! В свое время наработалось!

Конспект проведения этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Учимся играть и работать дружно».

Назначение: Конспект будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста, а так же родителям.
Программное содержание: Учить умению контролировать своё поведение. Совершенствовать себя как личность через общение с людьми. Сдерживать себя и прислушиваться к мнению других. Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.
Оборудование: Листы с изображением двух рукавичек на каждую пару детей. Наборы цветных карандашей на каждый стол. Чистые листы на двоих детей и листы с изображением незаконченного рисунка, так же на двоих детей.
Предварительная работа: Просмотр подбора иллюстраций «Как играть вместе».
Ход занятия:
В-ль: Ребята, вы любите играть? (да).
В-ль: А как вам больше нравится играть: одному или с друзьями? (разные ответы детей).
В-ль: А почему лучше с друзьями? (одному скучно).
В-ль: Когда играют несколько детей, можно придумать долгую и интересную игру, распределить много ролей, развернуть сюжет. Вдвоём интереснее рисовать, отгадывать загадки, ребусы, лабиринты, побегать. Ребята, а когда вы играете с друзьями, никогда не ссоритесь? (ссоримся).
В-ль: А хотите научиться играть дружно и не ссориться? (хотим).
В-ль: Вот мы сейчас и будем тренироваться играть дружно. Рассаживайтесь за столами по два человека.
В-ль: На каждом столе лежат рисунки и карандаши. Посмотрите, на рисунке две варежки. Каждый из вас разукрашивает одну варежку, но узоры на варежках должны быть одинаковыми.
(Когда дети закончат работу, опрашиваю каждую пару).
В-ль: Кто из вас придумал этот узор? С чем вы оба соглашались? О чём думали по-разному? Понравилось вам вместе рисовать? А теперь поменяйтесь парами.
(дети меняются парами).
В-ль: Надо выполнить вдвоём следующее задание. Внимательно рассмотрите два рисунка. Они очень похожи, но всё-таки чем-то отличаются. Найдите различия, их надо найти вам вместе. (дети выполняют задание).
В-ль: Ребята, как легче искать различия: по одному или по двое? Вы не ссорились? (ответы детей).
В-ль: Молодцы! Вы умеете играть и работать дружно. Но, к сожалению, это не всегда бывает. Вот послушайте, как играли Маша и Петя в рассказе «Лабиринт».
Однажды Маша и Петя захотели поиграть в лабиринт. Взяли они машины, расставили их в гаражи… Поехали!
Вскоре встретились на узкой дорожке Машина и Петина машины.
«А, ну-ка, дай я проеду!» - потребовал Петя. «Ещё чего! Это ты уходи с дороги!» - ответила Маша. «Ах так!» - разозлился Петя, схватил Машину машину и сбросил с дороги. «Ну и не буду играть с тобой», - сказала Маша, надула губы, отвернулась, по щекам её потекли слёзы.
Так и не получилась у ребят игра «Лабиринт».
В-ль: Ребята, как вы думаете, почему у Маши и Пети не получилась игра? (ответы детей).
В-ль: Давайте посоветуем ребятам, что надо делать, чтобы научиться играть без ссор и обид. (предложения детей).
В-ль: Ребята, а давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их и прикрепим куда-нибудь на видное место. (дети соглашаются, начинают формулировать правила).
В-ль: Как вы думаете, если вы будете одновременно говорить, не слушая друг друга, можно о чём-то договориться? (нет).
В-ль: Вот так и в игре. Значит первое правило: Говори по очереди и не перебивай друг друга.
В-ль: Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушает мнения других детей? (нет).
В-ль: Значит, второе правило: Когда скажешь своё мнение, спроси остальных, согласны ли и как они думают.
В-ль: А вам нравятся дети, которые жадничают? (нет). Вот и третье правило: Делись игрушками, не жадничай.
В-ль: А если ваш друг не захотел уступить вам игрушку? Вы обидитесь на него за это? (ответы детей).
В-ль: Вот вам и четвёртое правило: Надо уступать друг другу, не проявлять упрямство, гордость.
В-ль: А теперь давайте попробуем работать вместе, используя наши правила.
Подумайте и нарисуйте, что на свете жёлтого цвета. Вы рисуете вдвоём на одном листе. Чтобы легче было выполнять это задание, повернитесь друг к другу. Если ты знаешь ответ, шепни соседу. Когда вы согласны друг с другом, кивните головами. А если нет, то уточните мнение друг друга.
(После выполнения задания беседую с детьми)
В-ль: Ребята, интересно было работать вместе? О каких правилах вы помнили, когда рисовали? Какие чувства у вас возникли? Какое правило оказалось самым трудным для вас? А теперь работа усложняется. В следующем задании на листе нарисована незаконченная линия. Обсудите вместе, в какую фигуру её можно превратить. Это задание потребует предварительного обсуждения всех вариантов. Не забывайте о правилах!
(Дети приступают к выполнению задания, затем обсуждаем)
В-ль: Кто из вас придумал этот рисунок? С чем вы согласились? Думали ли по-другому? Что каждому из вас понравилось в этом задании? Вам понравилось работать вместе? И мне очень понравилось наблюдать за вами, когда вы дружно работали вместе, не ссорились, уступали друг другу, старались друг друга понять. Так поступают настоящие друзья. А теперь давайте поиграем в словесную игру «Закончи предложение».
Мой друг…
Мне нравится в моём друге…
Я желаю моему другу…
Мне с моим другом…
У моего друга…
Я знаю, что мой друг…
Я хочу, чтобы мой друг…
Такой, как мой друг…
Мой друг умеет…
Мой друг самый…

В-ль: Какие вы молодцы! Желаете своему другу самого хорошего. Вот сегодня, выполняя разные задания, каждый из вас чему-то научился. Подумайте и скажите, чему вы сегодня научились (ответы детей).
В-ль: А теперь поблагодарите друг друга за совместную работу и постарайтесь помнить всегда наши правила, когда будете играть и работать вместе.