Меню

Домашнее задание по лексической теме поздняя осень. Картотека домашних заданий по лексическим темам «Осень», «Грибы. Игра "Отгадай ягоды"

Беременность

Домашние задания по лексической теме «Осень» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).

Лексическая тема «Осень»

Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, месяц, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, урожай, сад, деревья, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, погода, небо, пора.

Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, желтеют, сохнут, вянут.

Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, чистый, редкий, хмурая, сырая, багряная, голые, печальные.

Задания

1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков):

осень (какая?) – …
дождь (какой?) — …
солнце (какое?) — …
погода (какая?) — …

2. Подбери действия (не менее не менее трех действий):

солнце (что делает?) – …
дождь (что делает?) — …
листья (что делают?) — …

3. Один – много (множественное число существительных):

туча – тучи
облако — …
лист – …
дерево — …
лес — …
птица — …
дождь — …
туман — …

4. Чтение, ответы на вопросы.

«Лес осенью»

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опустятся.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

1. О каком времени года говорится в рассказе?
2. Какого цвета лес был летом?
3. Какого цвета стали березки и клены осенью?
4. Какого цвета осины осенью?
5. Какие деревья не изменили своего цвета?
6. Что происходит с цветами и травами осенью?

5. Нарисуй или наклей картинку с изображением осени.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск (ЯНАО)

Специально для малышей дошкольного и младшего школьного возраста я подобрала занятия на тему осень. Их можно использовать как в детском саду, так и дома.

Все осенние игры можно разбить на несколько частей:

  • Рассказ об осени (используя карточки составляем рассказ об осени вместе с малышом или самостоятельно),
  • упражнения на логику
  • упражнения на развитие внимания
  • упражнения на сортировку объектов
  • игры с цветами
  • пазлы на тему осень
  • математические осенние игры.

Рассказ на тему осени: используя тематические карточки об осени составьте рассказ вместе с Вашим ребенком.

Тематические карточки

Скачать карточки на тему осень можно здесь — нажимайте на картинки ниже и распечатывайте:


Если Вы занимаетесь по методу Домана, то их можно разрезать на отдельные слова и отдельные картинки об осени и соединять, когда ребенок выучит слова.

Картинки и задания

второй вариант — рассказ об осени с рисованными картинками — чтобы бесплатно скачать картинки на тему осень нажимайте на них:

Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук на тему осени — нужно обвести пунктирную линию от метлы до листиков:

Осенние игры — здесь нужно рассортировать на два столбика — в один яблоки, а в другой листья:

Здесь нужно найти тень предмета и соединить карточки с друг другом:

Учимся сортировать листья на большие, средние и маленькие:

Пазл с чучелом — разрежьте на части и соединяйте вместе с ребенком:

Пазл с белочкой более сложная логическая осенняя игра:

Осенняя раскраска — здесь нужно обвести по точкам с цифрами желудь, а потом раскрасить его:

Что такое осень? Мы уже видели желтые листья, обилие цветов, фруктов и овощей, дождь и даже изморозь, собирали шишки и каштаны. Настало время поговорить про эту пору года во время наших занятий в . Сразу напомню про лото и , которые Вы можете скачать по ссылкам, и начну рассказывать о новом комплекте.

Мы постарались сделать его максимально творческим, ведь осень – пора вдохновения и новых свершений. Задания комплекта направлены на развитие у детей мелкой моторики и координации движений, креативности, логики и мышления, а также на подготовку руки к письму.

| pdf формат

Тематический комплект “Осень”

В комплект входят такие развивающие задания:

  1. Осенняя находилка. Для выполнения этого задания Вам нужно отправиться с ребенком на прогулку в парк или лес, где Вы сможете вместе найти указанные в задании осенние сокровища.
  2. Найди пару и соедини. Среди разбросанных предметов нужно найти 2 одинаковых и соединить их карандашом или маркером для белой доски, положив предварительно лист с заданием в файл-уголок.
  3. Разложи листочки по цветам. Для подготовки этого задания вырежьте отдельно цветные осенние листочки, а затем предложите ребенку разложить их на прямоугольники подходящего цвета.
  4. Шаблон для рисования пальчиками. Нужно нарисовать осенние листья на дереве и в воздухе, сдутые ветром с дерева.
  5. Разрежь ножницами по пунктиру. Для выполнения этого задания вырежьте осенний листок, раскрасьте его вместе с малышом и, держа его руку в своей, разрежьте листок ножницами по пунктиру.
  6. Шнуровка “Желудь”. Вырежьте желудь и наклейте его на картон, по указанным белым точками пробейте дыроколом отверстия. Покажите малышу, как продевать шнурок в дырочки. Предложите ему повторить за Вами.
  7. Шаблон для аппликации “Осенний листок”. На него можно наклеить кусочки цветной бумаги, журналов или кухонных салфеток, а можно намазать внутри кленового листочка клеем, а потом посыпать манкой или другой крупой.
  8. Шаблон для аппликации из листьев. Во время прогулки с малышом найдите цветные листья, высушите их и наклейте: мишке туловище, девочке платье, бабочке крылья, над корзиной воздушный шар.

Дидактический материал для закрепления по лексической теме: "Осень".

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель: Обобщение знаний обучающихся о времени года – осени.
Задачи: Развивать связную речь, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мышление;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Воспитывать любознательность.
Описание:
Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное впечатление на окружающих производит тот, кто является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли.
Хорошее владение родным языком, речью – это искусство, которому надо учиться.
Для чего необходимо развивать устную речь?
- Уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях
- Выражать свои мысли и чувства
- Говорить красиво, правильно и приятно для слушателей.
Речь служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться речью.
Каждый ребенок испытывает потребность в общении. Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа. И, конечно, детям хочется, чтобы их понимали. Дети часто испытывают затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже, несмотря на достаточный словарный запас, большинство детей не умеют правильно говорить, им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе, вести диалог.
Формирование связной речи является главной задачей речевого воспитания. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Предлагаемые задания направлены на закрепление материала по лексической теме: «Осень». Это своеобразное домашнее задание, которое интересно выполнять с детьми после логопедического занятия дома, на прогулке.
Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, родителям, логопедам.

Задание:

«Читай, добавляй, предложения составляй».



Задание:

«Расположи слова по порядку, составь правильное предложение».

Сапоги, резиновые сапоги, обувь. (Резиновые сапоги – это обувь)


Задание:

"Любимые стихи"

Послушай стихотворение. Найди предложения. Прочитай выразительно.
Чтобы дать детям почувствовать красоту поэтического слова, взрослый сам должен чувствовать её и уметь передать в своём исполнении. Нельзя читать произведение монотонно, невыразительно.

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!..
(А. Н. Майков)


Задание:
Прочитай стихотворение. Придумай название.



Задание:

«Уточним признаки»

Расскажи, что характерно для каждого осеннего месяца? Чем отличается осень от лета?


Согласование прилагательного с существительными:
Задание: Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, день, погода, деревья, трава, животные, птицы, насекомые.



Задание:
Подобрать антонимы к словам: тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, сухой – мокрый, длинный – короткий.

Задание:

«Проговори скороговорку».

Сначала проговори скороговорку вслух медленно два раза. Теперь про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее. Научись быстро произносить скороговорки вслух.

«Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница!»


Задание:

«Учимся отвечать на вопросы»

В зависимости от того, какую задачу вы ставите перед ребенком, такой и требуйте ответ: полный или краткий. После прочтения текста ответы могут быть полные содержательные. Вопрос должен быть построен грамотно, четко, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние детали.
Послушай рассказ. Расскажи, о каком времени года идет речь?
Рассмотри картинки, какая из них соответствует рассказу?
Важно, чтобы текст, читаемый взрослым, был образцом правильного литературного построения предложения, был ярким, выразительным. Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Разноцветные кораблики.

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и и послезавтра. А потом кончатся кораблики. И пруд замёрзнет.
(Д. Н. Кайгородов)
Расскажи, что за кораблики плавают на пруду. В какое время года бывают такие кораблики?
Раскрась эту картинку, составь по ней рассказ.




Поделитесь своими впечатлениями об осени. Спросите, а как вы относитесь к осени? Рассказ начните с таких слов:
Я люблю осень потому что…
Мне не нравится осень, потому что…



Составь по плану рассказ: "День знаний!"


Задание: «Что нам осень подарила».
Слова – помощники: сад, фрукты, овощи, огород, уборка, урожай, грибы, корзины, лес, собирать, созрели, заготавливать.



Игра: «Что растет в огороде?»
Вспомни, что растет в огороде. А что растет в саду? Посмотри на рисунки, сначала назови все овощи, потом все ягоды и наконец все фрукты.
Ответь на вопросы и объясни, почему на один и тот- же вопрос можно дать несколько правильных ответов.



Игра: «Я готовлю сам»
Покажи и назови овощи, из которых варят суп борщ, и фрукты для компота.
Мы сварим борщ из…
Мы сварим компот из…



Игра: «Я придумываю цвет»
Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.
Салат (цвет какой?) – салатный.
Брусника (цвет какой?) – брусничный.
Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый.
Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (цвет какой?) – сливовый.
Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - …

Домашнее задание по теме «Осень»

Калаева Наталья Владимировна

1. Раскрасить картинку (помогает взрослый).

2. Рассмотрите с ребенком картинку и ответьте на вопросы:

    Как греет солнце осенью? (Осенью солнце греет слабо.)

    Какие листочки на деревьях? (На деревьях висят желтые и красные листочки.)

    Когда листочки бывают желтыми и красными? (Листочки бывают желтыми и красными осенью.)

    Что идет? (Идет дождь.)

    Что на небе? (На небе тучи.)

    Что на земле? (На земле лужи, грязь.)

    Какое это время года? (Спрашивает взрослый и показывает на картину.) (Это осень.)

3. Мимическое упражнение

Изобразить Раннюю Осень - У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить Позднюю Осень - Поздняя Осень грустная, печальная.

Изобразить плачущую Осень.

4. Дыхательное упражнение «Осенний ветер».

Дайте детям листочки и предложите сдуть их с ладошки, не поднимая плеч и не надувая щек.

Дует, дует ветер.

Дует, задувает.

Желтые листочки

С дерева срывает.

5. Артикуляционная гимнастика

По лесным тропинкам,

Ходит – бродит осень. (улыбка)

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен. (иголочка- высунуть острый язык изо рта)

И листок с берёзы

Золотистой пчёлкой. (блинчик)

Вьётся и летает

Над зелёной ёлкой. (движения языка из стороны в сторону)

6.Пальчикавая гимнастика «Осень»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Сжимают и разжимают пальцы

Машут кистями рук


Закрывают ладонями глаза,

открывают

и поднимают руки вверх, опускают вниз

7.Речевая игра «Сосчитай»

Сколько туч? (Одна туча, две тучи, много туч)

Сколько луж? (Одна лужа, две лужи, много луж.)

Сколько птичек? (Одна птичка, две птички, много птичек.)

Закрыть все тучи, лужи и спросить:

Сколько туч, луж,? (Ни одной. И т.д.)

8. Составление рассказа «Осень»

Например: Солнце греет слабо. Часто идет дождь. На земле лужи и грязь. Листья желтеют и опадают. Люди надевают теплую одежду. Это осень.

9.Предлоги «НА», «С» А).Составь предложение по схеме и скажи, куда упал листочек.

Листочек упал на траву (на дорожку, на машину,).

В). Составь предложение по схеме и скажи, откуда Петя (Катя) взял(а) листочек?

Петя (Катя) взял(а) листочек с травы (с дорожки, с машины).

10. Игра «Четвертый лишний» Раскрасить (взрослый) 1-й, 2-й, 4-й листочек красным карандашом, 3-й листочек -желтым карандашом.

Какой листочек не такой, как остальные? Зачеркни его.