Меню

Конспект занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи «Курочка Ряба. Конспект НОД во второй группе раннего возраста по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи план-конспект занятия (младшая группа) на тему Занятия для ясель

Цитомегаловирус 

Белова Надежда
Конспект НОД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи с детьми первой группы раннего возраста на тему «Гости»

Тема. «Гости » .

Программное содержание.

Закрепить знания детей о домашних животных : кошке и собаке. Развивать умение подражать речь взрослого (повторение звукоподражаний : ав-ав, мяу-мяу; слов : собака, кошка); слуховую память. Воспитывать любовь к животным.

Материал : мягкие игрушки (собачка, кошка, кубики.

Предшествующая работа : рассматривание картин, наблюдение за животными.

Воспитатель : Дети, давайте построим из кубиков домик. (Дети вместе с воспитателем строят дом.)

Посмотрите, какой красивый дом получился. Кто к нам сегодня в гости пришёл ? Тук-тук! Кто там? Ав-ав! Кто же это? (прячет игрушку-собачку) .

Воспитатель читает с/х

У него четыре лапы,

Чёрный хвост и четыре лапы

Очень часто громко лает,

А плохих людей кусает!

Он бывает забияка!

Это кто у нас?

Дети : Собака

Воспитатель : Правильно, собака. Заходи, к нам в гости собака .

Воспитатель : Давайте все вместе скажем «Ав-ав» .

Дети повторяют. (Индивидуальная работа с детьми .)

Воспитатель : Тук-тук! Кто ещё пришёл к нам в гости ? (прячет игрушку-кошку) .

Воспитатель читает с/х

Я котёнок, хвост пушистый

Я умею бегать быстро

Я люблю дремать на крыше,

И меня боятся мыши!

Дети : кошка.

Воспитатель : Правильно, кошка. Заходи, к нам в гости кошка .

Воспитатель : Давайте все вместе скажем «Мяу-мяу» .

Дети повторяют. (Индивидуальная работа с детьми .)

Воспитатель : Дети, а где живёт у нас кошка? Собака?

Дети : Дома.

Воспитатель : Собака и кошка - домашние животные. Они живут дома.

Публикации по теме:

«Путешествие в деревню» конспект НОД по развитию речи с детьми группы раннего возраста Цель деятельности: Закрепить знания детей о домашних птицах – петухе, курице и цыплятах. Воспитательные задачи: Воспитывать чувство любви.

Конспект итоговой НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста «В гости к сказке» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Тема занятия: «Кто умеет говорить?» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое и познавательное развитие.

Конспект НОД по развитию речи и ИЗО с детьми раннего возраста «Покормите птиц зимой» Образовательные задачи: Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идёт снег, снег лежит на деревьях, земле);.

Конспект НОД по развитию речи «Магазин игрушек» для группы раннего возраста Цель: Развивать речь с помощью театрализованной деятельности. Задачи: Образовательные: Обучение детей рассказывать стихотворения совместно.

Интеграция областей: Познание (Коммуникация, развитие сенсорных способностей, конструирование) Цель: Знакомство детей с домашними животными,.

Задачи: 1. Образовательные: обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожданная весна; ранняя весна;.

Организация: Центр развития ребенка – детский сад «Рябинушка»

Населенный пункт: Смоленская область, д. Жуково

Цель. Создать условия для получения детьми знаний по теме «Ориентировка в пространстве».
Задачи.

Образовательные. Познакомить детей с домашней птицей – уткой и её детёнышами утятами. Учить называть и различать пространственные направления, используя в речи слова: впереди – сзади, вверху – внизу. Обогатить пассивный и активный словарь детей по данной теме. Актуализировать ориентирование в расположении частей собственного тела, используя в ответах предлоги, выражающие пространственные отношения: на, в, за.
Развивающие. Развивать речь, память, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, чувство ритма, координацию движения.

Воспитательные. Воспитывать интерес к результату своей деятельности, заботу о животных.

Методы и приемы.

· Наглядные (сюрпризный момент, показ, демонстрация)

· Словесные (художественное слово, одобрение, вопрос – ответ)

· Игровые (игра – путешествие, игровое упражнение)

· Практические (моделирование)

Педагогические технологии:

· Проблемные ситуации

· Здоровьесбережение

Усвоение знаний детьми происходит в познавательном ключе и самостоятельном поиске.

Оборудование:

Игрушка-утка пластмассовая, коробка подарочная, цветные силуэты уточек без клюва из плотного картона. Прищепки трех цветов. Ноутбук, аудиозаписи детских мелодий, поднос для прищепок, подарочные мыльные пузыри.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки,
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

(Дети расправляют плечики, принимают правильную осанку)

Игровое упражнение «Красивая коробка»

В группе раздается звук утиного кряканья.

Воспитатель. Ой, дети, что это за звуки, откуда это слышится? Кто это, вы не знаете? Давайте попробуем отыскать, где звучит, и что это за странные звуки.

(Дети с воспитателем отправляются в поиски странных звуков, обнаруживают в дальнем углу группы на столе красивую коробку, откуда издаются звуки кряканья).

Воспитатель . Ребята как интересно, что же в коробке? Может мы, откроем красивую коробку и посмотрим, кто же там есть, кто пришел сегодня к нам в гости. Кто же это здесь так шумит? (ребята вместе с воспитателем открывают коробку) восторженно удивляются и радуются встрече.

Воспитатель . Кто это? Дети рассматривают и дают уточняющие ответы доказательства.

Воспитатель. Уточка! Мама - утка. Папа - селезень. Дети внимательно рассматривают Папу - утку. Уточняют части тела, его строение, оперение. Воспитатель. Посмотрите, вместо носа у уточки на голове? Клюв. А вместо ног? Лапки. Уточки что умеют делать? (детские рассуждения). Воспитатель одобряет и уточняет ответы детей (ходить и плавать, нырять в водичку). А ещё есть у уточек 2крыла и хвост, они помогают им летать? Выясняют, что крылья справа и слева, а хвостик сзади. Дети внимательно обследуют игрушку-уточку, отмечая детали строения тела, его части.

Воспитатель задаёт наводящие вопросы. Где находится у уточке клюв, где крылья, хвост, лапки? Понятия пространственных ориентиров «на», «спереди», «сзади», «внизу» Воспитатель даёт детям информацию о том, где живёт уточка, какие звуки она издаёт, «разговаривает».

Игровое упражнение «Кря – кря – кря»

Уточка живёт у хозяина в подворье и умеет кричать кря, кря, кря.

Задание 1. Уточку кормит хозяйка, она её благодарит

(дети звукоподражают «Кря – кря - кря»).

Задание2 . Уточка гуляет по двору, радуется

(дети звукоподражают «Кря – кря – кря »).

Задание3. Уточка заходит в сарай, кричит

(дети звукоподражают «Кря – кря – кря»).

Воспитатель обращает внимание детей, что Папа – селезень пришел не один, в коробке кто ещё есть. Дети подходят и достают из коробки силуэты утят, которые совсем не похожи на настоящих. Все внимательно рассматривают и обследуют силуэты.

Проблемная ситуация.

Воспитатель вызывает детей на обсуждение. Ребята, утята какие-то странные, почему то не улыбаются, грустные. Что случилось с нашими гостями, почему они такие невесёлые (детские версии, выводы) . Выясняют, что у утят нет клюва, чтобы есть червячков, травку, водичку пить, поэтому они и грустные. Подчеркивают, что беда приключилась с ними, дети выражают сочувствие, желание помочь утятам. Без клюва утятам очень плохо и они могут погибнуть.

Игра-моделирование с прищепками «Сделай уточке клюв»

С помощью педагога дети выполняют клюв из прищепок.

Воспитатель . Какого цвета прищепки будем использовать для утиного клюва? (ответы детей). Утвердительное одобрение (возьмем красные прищепки и сделаем клюв). Вот так! (Показ). Сколько красных прищепок нужно взять? (ответы детей).

Заулыбались наши утята (дети переходят к уточке и показывают свои работы, кладут на поднос).

Воспитатель . Теперь пришло время показать нашему селезню и утятам, какие есть части тела у нас с вами. Я буду называть их, а вы ребята покажите, где они у вас находятся (звучит ритмичная музыка, дети указывают названные части тела на себе)

Динамическая пауза «Моё тело»

Головушка – соловушка (дети качают головой вправо-влево)

Лобик – бобик (выставляют лоб вперёд)

Носик – абрикосик (закрывают глазки и показывают носик)

Щечки – комочки (обхватывают щеки ладонями)

Губки – голубки (вытягивают губы трубочкой)

Зубочки – дубочки (улыбаются широкой улыбкой)

Бородушка – молодушка (поглаживают ладонью)

Глазки – краски (моргают)

Ушки – послушки (потирают ладонями ушки)

Шейка – индейка (вытягивают шейку вверх)

Плечики – кузнечики (поднимают и опускают поочерёдно)

Ручки – хватучки (зажимают кулачки)

Пальчики – мальчики (игра с пальчиками над головой)

Грудочка – уточка (выставляют грудь вперёд, руки на поясе)

Пузик – арбузик (круговые поглаживания живота)

Спинка – тростинка (прогибаются)

Коленочки – поленочки (хлопают ладонями по коленям)

Ножки – сапожки и пошли плясать, только бы не устать.

Подведение итогов занятия .

Сюрпризный момент «Подарок утки-селезня «Мыльные пузыри». Дети под музыкальное сопровождение играют в хлопки с радужными пузырями.

Литература:

1. А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» /Москва, «Просвещение»; 1988г.

2. О.М.Дьяченко «Чего на свете не бывает?» /Москва, «Просвещение»;1991г.

3. Т.И.Ерофеева «Математика для дошкольников». Книга для воспитателей /Москва, «Просвещение»;1992г.

4. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 2013). М

5. Формирование элементарных математических представлений. Система работы ФГОС./Помораева И.А., Позина В.А./ – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013

Непосредственно образовательная деятельность. Игра – занятие во второй группе раннего возраста: расширение ориентировки в окружающем и развитие речи «В гости к бабушке в деревню».

Цель: формировать у детей раннего возраста представление об окружающем мире.
Задачи:
— развивать эмоциональную сферу ребенка, побуждая к выражению радости, удовольствия;
— приучать понимать простые по конструкции и содержанию фразы;
— развивать речь детей, подражая звукосочетаниям и словам взрослого;

Скачать конспект с фотографиями

— пополнять активный словарь детей существительными: капуста, морковка, петушок, курочка;
— упражнять в соотнесении плоских фигур (круг, квадрат, треугольник) с отверстиями в дидактической игрушке.
Оборудование и материалы: Игрушки, изображающие капусту, морковку, петуха, курицу, цыплят, картинки с изображением курицы, листы бумаги.
Возраст детей: 1, 5 года.

Ход мероприятия.
Дети играют.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, У нас в группе сегодня гости. Давайте поздороваемся.
ДЕТИ: Здравствуйте!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Поздоровайся тема, Вика…

1. Сюрпризный момент.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Посмотрите-ка, ребятки! Не успели мы с вами поздороваться, а к нам в группу автобус приехал. Сегодня мы с вами в гости к бабушке поедем.
« звучит музыка Е. Железнова Автобус»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы и приехали. Подойдем к домику. Чтобы бабушка открыла надо постучать в дверь. Постучи Тема, постучи Вика …
«воспитатель накидывает русскую шаль»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, ребятки! Приехали мои помощники. Помогите мне ребятки собрать урожай капусты и морковки. Ой, ой, а корзинки мои прохудились, надо их починить. Помогите мне починить мои корзинки.

2 Упражнение « Починим корзинки»
Дети подбирают плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник) к отверстиям в корзинках.
БАБУШКА: Вот спасибо, а теперь пойдем собирать капусту и морковку.

3. Упражнения «Собираем овощи в корзинки»
БАБУШКА: Вот капуста круглая зеленая, ее положим в большую корзинку. Давайте скажем – капуста. Повтори Тема, Вика… Это морковка, ее положим в маленькую корзинку. Скажите – морковка. Повтори Тема, Вика…
БАБУШКА: Молодцы, ребятки, помогли мне собрать капусту и морковку. Теперь давайте посолим капусту.

4. Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту жмем, жмем.
Уф, устали /ручки поглаживаем/
БАБУШКА: Какие вы помощники. А я теперь покажу вам моих птичек.

5. Показ игрушек на «Птичьем дворе»
БАБУШКА: Кто это ребятки? Это петушок. Скажи Темя, Вика… /Дети: петушок/. Да, это папа – петушок. Золотой гребешок, громко песенку поет. Как кричит петушок по утрам громко? Ку-ка-ре-ку! Повтори Тема, Вика… / дети: Ку-ка-ре-ку! /

БАБУШКА: А это кто у меня? Это курочка. Повтори Тема, Вика /Дети: курочка/. Как курочка говорит? Ко-ко-ко. Повтори Тема, Вика /Дети: Ко-ко-ко /. Вот умницы.

БАБУШКА: Кто же это самый маленький желтый и пушистый? Это маленькие детки – цыплятки. Как цыплятки пищат? Пи-пи-пи. Повтори Тема, Вика /Дети: Пи-пи-пи/. Всех моих птичек мы с вами рассмотрели. Давайте теперь поиграем.

6. Имитационное упражнение «Вышла курочка гулять».
Бабушка берет курочку и показывает имитационное движение.

Вышла курочка гулять, /имитирует ходьбу, дети повторяют/
Свежей травки пощипать, /приседают и имитируют, как щиплют травку пальчиками/
А за ней ребятки – желтые цыплятки /имитируют ходьбу/
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, /качает головой/
Не ходите далеко! /грозит пальчиком/
Лапками гребите. /Гребут рукой/
Зернышки ищите /Поворачивают голову из стороны в сторону/
БАБУШКА: Наигрались, захотели кушать. Давайте, дети, покормим курочку.

7. Лепка «Зернышки для курочки».
Дети садятся за столы и лепят из пластилина зернышки.
БАБУШКА: А теперь вам пора в садик. До свидания.

Дети садятся в автобус и возвращаются в группу. Звучит музыка.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы с вами вернулись. Давайте будем играть.

  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Цели: Формирование у детей элементарных представлений о таких профессиях, как врач, полицейский, пожарный, повар.

    Задачи:

    1. Научить детей различать профессии по признакам (например,по форме одежды).
    2. Развить представление о труде таких профессий, как врач, полицейский, пожарный, повар.
    3. Воспитывать уважение к труду.

    Материалы: Иллюстрированные картинки с изображением профессий, игрушка «Лунтик».

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Лунтик (на стульчик,напротив детей воспитатель усаживает игрушку «Лунтик»). Лунтик очень хочет, чтобы мы помогли ему выбрать профессию, а то он совсем запутался и никак не может решить, кем он хочет стать. Поможем ему ребята?
    (Следуют ответы детей).

    Воспитатель: Посмотрите дети и ты, Лунтик! На нашей доске висят картинки,на которых нарисованы разные профессии (воспитатель указывает на картинки и начинает коротко рассказывать о каждой профессии из представленных).

    Посмотрите, это доктор (врач), он лечит людей, когда они болеют. А еще выписывает разные микстуры от кашля и вкусные витаминки. Доктор носит белый халат, а на голове у него беленькая шапочка с красным крестиком. Так, мы сразу сможем с вами узнать, что это доктор!

    Это, пожарный! Он тушит пожар (огонь). У него очень опасная и ответственная работа. Пожарный ездит на большой красной машине. В этой машине много воды, которой пожарный тушит огонь.

    Это, полицейский! Его работа тоже очень важна. Он ловит преступников и ездит на полицейской машине, вот такой (воспитатель показывает на картинке полицейскую машину). У него красивая одежда, которая называется форма.

    А это, повар! Он приготавливает еду. У нас в садике тоже есть повар, который готовит для вас вкусный суп, варит кашу и лепит котлеты. Посмотрите, какая у него большая поварежка в руках (воспитатель указывает на картинку) и красивый белый фартук, а на голове колпак.
    Вот, мы с вами немного узнали о таких важных профессиях. И Лунтику рассказали.
    А теперь давайте немного отдохнем (воспитатель предлагает детям встать возле своих стульчиков).

    Физминутка: Тесто мы месили (руки перед собой, сжимают и разжимают кулачки)
    Мы пирог лепили (изображают руками как лепили пирог)
    Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп (хлопают в ладоши)
    Слепим мы большой пирог (встают на носочки, поднимают руки вверх и тянутся). (Повторяем два раза).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь!
    Давайте с вами еще раз повторим, где у нас пожарный, где полицейский, врач и повар.
    (Воспитатель, указывая на картинки с профессиями спрашивает, «это кто?», следуют ответы детей). Далее, по очереди спрашивает, что носит врач,повар полицейский,пожарный. На чем ездит и что делает? (следуют ответы детей). Затем воспитатель хвалит деток.

    Заключение: Ребята, Лунтик только что шепнул мне, что ему очень нравится лечить людей,заботиться о них. И он решил, что очень хочет стать доктором. Ну что, ребята, помогли мы Лунтику выбрать профессию? (следуют ответы детей). Молодцы! Давайте проводим Лунтика и скажем ему до свидания (дети прощаются с Лунтиком). Но Лунтик пообещал,что будет приходить к нам в гости, он очень благодарен, что вы помогли ему выбрать профессию и говорит вам спасибо, и до скорых встреч.

    В работе представлена система сюжетно-тематических комплексных занятий для детей раннего возраста и их родителей, рекомендована для использования педагогами в дошкольных образовательных учреждениях, в центрах раннего развития.

    Рецензент Сечкина Ольга Константивна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук.

    Составитель: педагог-психолог

    Скобелева Алина Андреевна

    Введение

    21 век, в котором довелось жить нам и нашим детям, очень динамичен. И именно динамика жизни в современном мире заставляет родителей задуматься о судьбе собственного ребенка уже на первых годах жизни. Важность развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте 3 лет приобретает от 60–70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30–40 %. В настоящий момент ученые доказали, что наиболее благоприятное развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. После первого года жизни ребенка начинается новый этап в его развитии. Младенчество «вооружило» ребенка умением смотреть, слушать и управлять движением рук. С этого времени, ребенок чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей: формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

    В раннем возрасте ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремится подражать. Ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги для него являются главными авторитетами. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Современные специалисты предоставляют родителям возможность самим разобраться в потребностях и возможностях своего ребенка при поддержке профессионалов, которые знают и любят свое дело. Современные научно-обоснованные представления о детском развитии предполагают не ускорение его хода в плане овладения новыми навыками, а обогащение новыми возможностями и развитие способностей в естественных для ребенка видах деятельности – в общении, предметном манипулировании и игре. Максимально действенными средствами в развитии детей раннего возраста являются средства символизации – цвет, музыка, художественно-графические формы, выразительные движения. Они стимулируют познавательную активность ребенка и способствуют вовлеченности в процесс занятия. При посещении центров и клубов раннего развития, дети, впоследствии лучше и быстрее адаптируются к любым занятиям для детей более старшего возраста; реже испытывают затруднения в установлении контактов со взрослыми и сверстниками; у них отличаются достижения в развитии познавательной сферы; активно развивается речь, увеличивается объем внимания, овладевая различными способами обследования предметов, дети при помощи педагогов быстрее обучаются сравнивать, различать, находить сходства, устанавливать связь между предметами и явлениями, что способствует развитию наглядно действенного мышления.

    Целью разработанных нами комплексных сюжетно-тематических занятий, является гармоничное интеллектуально-личностное развитие ребенка раннего возраста.

    Комплексные занятия направлены на решение следующих задач:

    Развитие чувства ритма;

    Адресатом комплексных занятий являются дети раннего возраста (от полутора до трех лет) и их родители.

    Результатом реализации занятий являются положительные изменения в интеллектуально-личностном развитии детей раннего возраста, которые являются предпосылкой для становления двигательной культуры, успешного усвоения графических навыков, что обеспечит успешную подготовку учащихся к школе; родители чувствуют себя компетентными в воспитании и развитии своих детей.

    Апробация примеров занятий проходила на базе детского развивающего центра «Чудесная страна» г.о. Тольятти в течении трех лет.

    Пояснительная записка

    При разработке комплексных занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16), согласно которым предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

    Целью разработанных нами комплексных сюжетно-тематических занятий, является гармоничное интеллектуально-личностное развитие ребенка раннего возраста.

    В ходе реализации занятий в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

    Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений;

    Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

    Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера);

    Развитие внимания, речи, воображения, творческих способностей;

    Развитие слухового внимания, произвольности;

    Развитие чувства ритма;

    Развитие пространственных представлений, умение отображать по инструкции;

    Развитие тактильного восприятия;

    Развитие умения подражать движениям взрослого;

    Создание положительного эмоционального настроя в группе.

    Работа с детьми включает развивающие занятия для детей с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на интеллектуально-личностное развитие ребенка. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятиях музыкальных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием мелких предметов, а так же с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности.

    При создании занятий использовались следующие методологические принципы:

    Принцип системности, последовательности и постепенности;

    Принцип индивидуального подхода;

    Этнопедагогический принцип;

    Принцип деятельностного подхода;

    Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога-психолога).

    Принцип системности, последовательности и постепенности, что занятия выстраиваются педагогом систематизировано, структурировано. В основе принципа лежит идея от простого к сложному. Благоприятные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала.

    Принцип индивидуального подхода соблюдается в том, что развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании комплексных занятий. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности, права на уважение. В свою очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

    Этнопедагогический принцип предполагает, что ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. Народная культура построена на идеях природосообразности. В соответствии с этим в занятия включены потешки, пестушки, сказки, народные песенки.

    Принцип деятельностного подхода выражается в том, что предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Принцип деятельностного подхода реализуется: в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т. д.) и с природным материалом (камешками, ракушками, шишками, каштанами, желудями) в занятиях продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация). В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.

    Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога-психолога) соблюдается в том, что раннее развитие и воспитание во взаимодействии ребенка с родителем направлено на достижение двух целей:

    – создание оптимальных условий для интеллектуального и психомоторного развития ребенка (развитие координации движений, мелкой моторики и чувства ритма);

    – создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирование у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

    Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия «родитель-ребенок-специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего родителя некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.

    Наряду с материалами современной отечественной и традиционной народной педагогики в программе используются элементы зарубежной педагогики: идеи М. Монтессори о создании подготовительной среды и специальных материалов для развития общей и мелкой моторики ребенка.

    Практической деятельностью являются структурированные комплексы занятий. Все занятия выстроены в одной тематической линии, линия выдерживается на протяжении всего занятия. Занятия построены в виде сюжетно-ролевой игры, которая является единственной подходящей формой обучения и развития для детей данного возраста. Каждое тематическое занятие содержит около десяти заданий и упражнений, направленных на решении поставленных задач.

    Конспекты пятнадцати занятий (включая два праздничных) приведены в развернутой форме. Это дает возможность проследить логику занятия и увидеть взаимосвязь его составных частей. Последующие планы-конспекты даны в сжатой форме, предоставляя возможность для творческого воплощения на практике.

    Занятия рассчитаны час, но в зависимости от правил, наполняемости групп и оснащения вашего клуба, могут проводиться как полуторачасовые. Так же отдельной главой, предлагаются варианты приветствия, прощания в кругу, так же варианты для игрового массажа и пальчиковой гимнастики, которые не вошли в предложенные занятия, но проверены и активно используются педагогами нашего центра. Структура развивающего занятия представлена в таблице.

    Структура развивающего занятия

    Краткая характеристика основных частей занятия

    Приветствие , является неизменным каждое занятие, либо можно использовать один персонаж (куклу, солнышко…), при этом менять потешки. Приветствие настраивает детей и родителей на занятие, является организационным моментом. Дети с помощью мам говорят о своем присутствии. Такое начало настраивает ребенка на дальнейшее общение и предоставляет ребенку возможность для осознавания себя как индивидуальность.

    Пальчиковая гимнастика является важной частью занятия. Пока дети не устали, они могут сосредоточиться на сложных движениях, выполняемых руками. Это способствует развитию мелкой моторики, координации движений рук, чувства ритма, развитию речи и музыкальности.

    Изучение заданной темы, направленное на интеллектуально-личностное развитие ребенка (использованием методик Зайцева, Монтессори, Савичева и др.) данный блок является самым обширным во всей структуре занятия. Направлен на развитие мыслительных операций – анализа, синтеза, классификаций, обобщений, на развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. Так же, при помощи методики Зайцева, знакомим детей с чтением и основами математики.

    Музыкально-ритмическая часть осуществляется на выбор педагога, что является простором для творчества. Можно использовать проверенные музыкальные занятия Е.Железновой, можно использовать полосу препятствий либо ортопедические дорожки. Музыкально-ритмические движения являются наиболее удобной формой для развития координации

    Изобразительная деятельность по теме занятия включает в себя: рисование восковыми мелками, рисование акварелью, гуашью, лепку из пластилина и соленого теста, аппликацию из цветной бумаги, поделки из различных материалов. Изобразительной деятельностью дети занимаются совместно с мамами под руководством педагога-психолога.

    Сказка по теме либо игровой массаж. Осуществляется на выбор педагога, просмотр сказки, длящейся не более 5–7 минут, постепенно воспитывает в малышах такие качества, как внимательность и усидчивость, чуткость. Близкое общение со сказочными героями, снимает у ребенка страх перед ними.

    Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие. Ребёнок воспринимает и оценивает холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. Благодаря массажу дети начинают различать лопатки, затылок, ступни, икры и другие части тела. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

    Прощание , так же как и приветствие, является организационным моментом на занятии. Дети усваивают определенные нормы поведения, тем самым достигается своеобразная ритмичность и предсказуемость в построении занятия для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно на занятии.

    Необходимые ресурсы для эффективного проведения развивающих занятий

    Требования к ведущему . Специалисты, ведущие занятия по раннему развитию, должны иметь профильное образование,(желательно высшее), так же иметь опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями, учитывать возрастные особенности детей раннего возраста, владеть игровыми технологиями с маленькими детьми, постоянно повышать свою квалификацию, следить за новинками в сфере образования.

    Перечень учебных и методических материалов для реализации занятий достаточно большой, но все необходимое есть в любом детском развивающем центре: кубики Зайцева, мягкие игрушки, кукольные и настольные театры, фланелеграф, спортивный инвентарь. Для занятия с сыпучими материалами используем горох, фасоль, гречку, орехи, пуговицы, прищепки, клубочки. Необходимо иметь канцелярские принадлежности для занятий творческими видами деятельности. Дополнительные материалы подробно описаны в конспектах занятий.

    Результатом комплексных занятий являются положительные изменения в интеллектуально-личностном развитии детей раннего возраста, позитивная динамика в развитии психомоторных свойств. Данные критерии можно проследить при помощи структурного наблюдения, проведения методики Е.А. Стребелевой, а так же анкетирование родителей.