Меню

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Обследование 

Воображение - это способность формировать в своем сознании образ того, что вы не могли видеть или испытывать, это способность думать о неизведанных вещах. В каждом ребенке с рождения заложена творческая жилка. Если родители развивают детские фантазии, а не пресекают их на корню, из малыша в будущем может получиться творческий гений. К сожалению, многие мамы и папы на бессознательном уровне являются противниками создания "небылиц", полагая, что дети будут иметь искаженное представление о реальности.

Дети понимают разницу между вымыслом и реальностью

Но, по мнению психологов, большинство детей уже в возрасте трех лет прекрасно понимают различия между настоящим и вымышленным. Малыши осознают, что фиолетовых коров, равно как и фиолетового молока, не существует. Однако, придумывая забавные небылицы, они испытывают радость от самого процесса. Позвольте детям использовать свое воображение для тренировки творческих способностей! Не бойтесь поощрять фантазии, это не формирует искаженного представления о реальности. Дети очень любят играть, но в режиме игры грань между вымыслом и явью стирается.

Почему воображение важнее знания?

Альберт Эйнштейн утверждал, что воображение важнее знания. Это является ключом к безграничным возможностям. Тягу к творчеству и стремление изобретать необходимо поощрять с малых лет. Дети получают интеллектуальное развитие и познают мир посредством игр. Цветные мелки, краски, карандаши и фломастеры позволяют выражать свои мысли невербально. За вербальную составляющую отвечают слова или описания.

В ходе творческой игры дети учатся манипулировать различными материалами. Иногда рисунок рождается спонтанно, иногда концепция планируется заранее. Если дети развивают креативное мышление в группе, они учатся взаимодействовать друг с другом, сравнивать работы, делиться опытом, конкурировать за звание лучшего художника, поэта, музыканта или скульптора. Творческие поиски и эксперименты заставляют школьников примерять на себя разные роли, искать свое место в жизни.

Это помогает осваивать школьную программу

Подходить нестандартно можно и к изучению школьных предметов. Например, младшие школьники учатся счету и технике вычислений с помощью ярких разноцветных кубиков. С помощью листов цветной бумаги и картона они развивают пространственное воображение. Куклы или плюшевые игрушки помогают освоить иностранный язык. Пластилин развивает мелкую моторику рук, а эксперименты со смешением красок дают возможность, используя всего четыре базовых цвета, получить на бумаге весь радужный спектр.

Творческое воспитание ребенка не ограничивается развитием художественных способностей и освоением школьных предметов. Когда малыш, облаченный в резиновые сапожки, медленно переходит лужу, он представляет себя огромным парусником. Когда он разводит руки в стороны и начинает бегать, издавая характерный звук работающего мотора, он представляет себя самолетом.

Познавательное развитие

Воображение способствует познавательному и социальному развитию малыша. И если родители хотят максимально раскрыть социально-эмоциональный потенциал крохи, необходимо прививать ему навыки критического мышления. Речь идет о способе, при помощи которого можно отыскать альтернативные пути решения любой задачи. Если фантазия плохо развита, это удерживает малыша в определенных границах. С другой стороны, воображение позволяет ребенку самостоятельно находить пути решения, что, в свою очередь, значительно повышает его самооценку и уверенность в себе. Как видим, творчество благотворно сказывается на различных аспектах жизни. Нет никаких сомнений в том, что креативная жилка поможет вашему ребенку во взрослой жизни. Далее мы познакомим вас с некоторыми рекомендациями по развитию творческого потенциала ребенка.

Проводите время на свежем воздухе

Детское развитие получает безграничные возможности в условиях окружающей среды. Малыш видит, как времена года сменяют друг друга. На смену жаркому лету приходит яркая и сочная осень. Дары природы дают широчайшие возможности для творчества. Каждый раз, когда вы отправляетесь в парк на прогулку, собирайте материалы для будущих поделок. Это могут быть красивые листья, цветы, шишки, желуди и многое другое. Природа постоянно меняется и предоставляет уникальные возможности для наблюдений и бесчисленных открытий. Окружающий мир побуждает детей думать, задавать вопросы и делать предположения. Выходя на улицу, с помощью подручных материалов дети рисуют узоры на песке или строят красивые сказочные замки.

Различные сценарии

Когда девочки или мальчики придумывают различные игровые сценарии, они примеряют на себя множество всевозможных ролей, развивают социальные и речевые навыки. Вот почему родители должны поощрять игры в больницу, в школу, в дочки-матери, в магазин и многое другое. Допустим, что вы выехали за город и не взяли с собой настоящих игрушек. Пытливый ум малышей подскажет им, что куклы легко можно соорудить из соломы или носка, а мастерить мягкие игрушки можно из ваты, пуговиц и ткани.

Словесная деятельность

Развивать творческую жилку можно и с помощью словесной деятельности. Для этого хорошо подходят игра в ассоциации, загадки, шарады, составление рифм и любые другие устные интерактивные мероприятия. Все эти приемы хорошо развивают словарный запас и помогают ребенку освоить фонетику. А еще вербальные игры являются отличным времяпрепровождением во время езды в автомобиле.

Поощрение самовыражения

Открытые вопросы

Поощрять развитие творческого мышления можно с помощью открытых или наводящих вопросов. Спросите у малыша: «Что произойдет, если все коровы станут фиолетовыми?» Или: «Чем отличаются собака и кошка?» Предложите крохе составить увлекательную историю на заданную вами тему. Не ограничивайте фантазию, но и не забывайте о времени для творческих пауз.

Перестал замечать в форумах, блогах, статьях и интервью что-то особенно интересное, что подходило бы для перевода и публикации в своем блоге. Повышенный интерес к техническим частностям я проехал, и история этого интереса отражена в моих постах - о чем голова болела на каждый момент развития, то приблизительно и переводил. Безусловно, сейчас появились более яркие статьи по ранее затронутым вопросам, но мне те темы уже не так близки, внутри себя я их как-то отрешил, пережевал. С остаточным любопытством не чураюсь их и приглядываю, когда под руку попадаются, но это уже пассивный мониторинг, как правило ничего до конца и не дочитываю. Для тех, кто интересуется техническими вопросами игры - а таковых читателей судя по статистике посещений блога больше всего - нелишне будет напомнить о существовании блога Грэхама Фитча . По нему чаще встречаю очень теплые отзывы на форумах, и сам я с удовольствием перевёл несколько его постов. Он, да Чанг, да Бернард - вот вся интернет команда по минимуму, которых можно изучать пытливому уму в самом начале. В отношении психологии игры мне показался вполне достаточным «пуленепробиваемый музыкант» . Именно эти люди объемно, без воды и самолюбования хорошо сделали своё дело. ИМХО. Я субъективен, говорю только о своем опыте чтения интернета.

Конечно, очень много и других интересных людей мне попадалось, но их вклад был все же несоизмерим по объему доступного и полезного материала. Много просто пустой болтовни, после которой не остается никакого сухого остатка. И к сожалению, надо признать, что на русском языке мало чего можно найти. Несомненно, мне встретились несколько крайне полезных книг таких авторов как Нейгауз, Гофман, Савшинский, Шмидт-Шкловская, и других, но все это книги мастеров прошлого века, советской эпохи. Чего-то удобоваримого по-русски для взрослых любителей, озабоченных вопросами техники игры, я не встретил в интернете 21-го века. Куча каких-то курсов, роликов ютюба, но все как-то совсем из других весовых (умственных) категорий. Не обязательно более низких категорий, лекции Аркадьева, например, по Баху просто выше, и поэтому кажутся заумными для моего уровня. (Кстати, на днях он анонсировал свою новую книгу , может она окажется более доступной для понимания начинающими). Так что учите, люди, английский язык, если самостоятельно хотите учиться и при этом пользоваться наиболее эффективным мировым учебным материалом, включая возможность с кем-то обсуждать свои узкие вопросы. Да, мне уже кажется, что и делов-то - научиться читать по-английски - совсем никаких! Бернард, говорит, овладел языком (чтением, письмом, речью) за три месяца, а тут нужно только научиться читать. Думаю, за год можно уложиться, если начать с нуля. Если не получается выучить английский, то возникает вопрос, а почему вы думаете, что тогда с фортепиано у вас получится? Дисциплина обучения фортепиано ведь на порядок сложнее дисциплины разучивания чтения иностранного языка.

За последнее время мне понравились такие ролики на YouTube как интервью с Сеймуром Бернштейном , 4-частный фильм с рассуждениями Билла Эванса, интервью с Майлс Дэвисом. Вот оно всё из первых рук, без всяких пересказов, всё по делу, но нет совершенно никакой возможности всё это переводить для блога. Слишком затратно. И опять же всё, только что упомянутое, не касается сугубо технических приемов игры, а больше философского плана. Это мне интересно, но не факт, что эти разговоры так уж волнуют других.

На данном этапе у меня интерес к холистическим аспектам обучения, т.е. ко всей целостности встраивания обучения игре в жизнь. При этом многое умное и интересное в интернете из других областей нежели музыка мне начинает казаться имеющим какое-то отношение к моим занятиям на фортепиано. Потому что это как жизнь, и закономерности общие. Чтобы улучшить свою игру я больше сейчас озабочен, как попасть в правильное психологическое состояние, какие выстроить внутренние отношения, а, значит, как воспринимать окружающую (и внутреннюю!) действительность, нежели что-то там техническое. Потому что именно в этом я усматриваю возможность дальнейшего качественного скачка в игре для себя.

И для примера холистических рассуждений об обучении я предлагаю ниже перевод свежей статьи из Нью-Йорк Таймс How to Raise a Creative Child. Step One: Back Off с небольшими сокращениями. При некоторой фантазии можно представить, что речь не обязательно идет о детях. Попробуйте относить сказанное к своей манере учить что-то новое.

Как воспитать творческого ребёнка. Шаг первый: отстаньте от него.


Они обучаются читать в 2 года, играют Баха в 4 года, выполняют арифметические действия в 6 лет, а к 8 годам бегло говорят на иностранных языках. Их одноклассники страдают от зависти, а родители радуются выигранной лотерее. Но, перефразируя Т.С.Элиота, их карьеры скорее приведут к нытью, чем к взрыву.

Посмотрим на самую престижную победу для научно одаренных старшеклассников в конкурсе поиска талантов в Вестингаузе, названным научным Супер Кубком одним американским президентом. С самого начала его истории в 1942 году и до 1994 года финалистами конкурса были признаны более 2000 одаренных подростков. Но только 1 процент из них дошел до принятия в Национальную Научную Академию, и лишь восемь человек завоевали Нобелевскую премию.

Вундеркинды редко становятся взрослыми гениями, которые меняют мир. Мы полагаем, что им, должно быть, не хватает социальных и эмоциональных навыков для функционирования в обществе. Но когда мы смотрим на факты, такого объяснения недостаточно: менее четверти одаренных детей испытывают социальные и эмоциональные проблемы. Громадное большинство из них хорошо приспособлены - побеждают одновременно и на коктейльных вечеринках, и в грамотности.

Их сдерживает то, что они не учатся оригинальности. Они прилагают все силы, чтобы понравиться родителям и вызвать восхищение у учителей. Но когда дело доходит до выступления в Карнеги Холле или завоевания титула шахматного чемпиона, случается нечто неожиданное: практика доводит до совершенства, но она не создает новое.

Одаренные дети постигают исполнение величайших мелодий Моцарта, но редко сами сочиняют собственную музыку. Они фокусируют свою энергию на овладении имеющимися научными знаниями, не производя при этом новых открытий. Они сообразовываются с кодифицированными правилами вместо того, чтобы изобретать свои. Исследования показывают, что наиболее творческие дети наименее всех остальных становятся любимчиками учителей, и поэтому многие из них приобретают привычку держать при себе свои оригинальные идеи. В терминах языка критика Вильяма Дерезивич они становятся отличными овцами.

Став взрослыми, многие вундеркинды оказываются экспертами в своих областях и занимают руководящие посты. Однако, «лишь малая часть одаренных детей становится в конце концов взрослыми революционными творцами» - высказывает сожаление психолог Элен Виннер. «Те, кто доходит до этого, вынуждены проходить через болезненное преобразование» во взрослого, который «в конечном итоге переделывает сферу деятельности».

Большинство вундеркиндов никогда не делают такой скачок. Они применяют свои необычайные способности блистая в своей работе, но не вызывая никаких волн. Они становятся врачами, которые лечат своих пациентов, но не борются за исправление негодной медицинской системы, или адвокатами, которые защищают своих клиентов от несправедливых поборов, но не пытаются менять сами законы.

Так что же требуется для воспитания творческого ребенка? В одном исследовании проводилось сравнение семей с детьми, которые котировались в 5 процентах наиболее творческих детей в школе, с теми семьями, где дети не были особенно творческими. Родители обычных детей в среднем устанавливали шесть правил поведения дома, касающихся графика выполнения домашних заданий и отхода ко сну. Родители детей с высоким творчеством в среднем имели менее одного такого правила.

Может быть творчество трудно воспитать, но ему легко помешать. Ограничивая правила, родители побуждают своих детей думать самостоятельно. Они стремятся «делать упор на моральные ценности вместо определенных правил», - сообщает Гарвардский психолог Тереза Эмейбил.

Да, родители творческих детей поощряли их на совершенство и достижение успеха, но они также поощряли на нахождение «радости в работе». У их детей была свобода расставить свои приоритеты и найти свои собственные интересы. А это позволяло детям становиться творческими взрослыми людьми.

Когда психолог Бенджамин Блум провел исследование ранних корней творчества у музыкантов с мировой известностью, артистов, спортсменов и ученых, он обнаружил, что их родители не помышляли о воспитании детей-звезд. Они не были в роли сержантов на плацу или поставщиками рабов. Они прислушивались к внутренней мотивации своих детей. Когда дети проявляли интерес к чему-либо, родители поддерживали их.

У концертных пианистов высшего уровня не было элитных учителей с младенческого возраста, первые свои уроки они получали от живущих по соседству, кто сделал обучение радостным. Моцарт проявил интерес к музыке до уроков, а не наоборот. Мэри Лу Уильямс научилась играть на фортепиано сама, Ицхак Перман начал самостоятельно изучать игру на скрипке после отказа в зачислении в музыкальную школу.

Исследователи обнаружили, что, чем больше мы занимаемся, тем больше мы увязаем в колее - оказываемся в ловушке одних и тех же образов мышления. Эксперты по игре в бридж испытывают больше трудностей, чем новички при адаптации к новым правилам игры, опытные бухгалтеры действуют хуже новичков в применении новых налоговых правил.

Есть доказательства, что творческий вклад зависит от широты, а не только от глубины наших знаний и опыта. В индустрии моды самые оригинальные коллекции появляются у тех кутюрье, кто много времени работал за рубежом. В научной деятельности завоевание Нобелевской премии менее относится к гению в узкой области, а более к тому, кто интересуется разными направлениями. По отношению к обычным ученым нобелевские лауреаты в науке в 22 раза чаще оказываются еще и актерами, танцорами и фокусниками; в 12 раз чаще пишут стихи, пьесы и романы; в 7 раз чаще занимаются искусствами и ремеслами; и в 2 раза чаще играют на музыкальном инструменте или сочиняют музыку.

Никто не заставляет этих выдающихся ученых заниматься своим хобби по искусству. Оно отражает их любопытство. И иногда это любопытство приводит к озареньям и открытиям. «Теория относительности открылась мне интуитивно, и музыка является движущей силой этой интуиции», - писал Альберт Эйнштейн. Его мать записала его на уроки по скрипке в возрасте 5 лет, но ему это не было интересно. Его любовь к музыке расцвела только в подростковом возрасте после того, как он бросил посещение уроков и столкнулся с сонатами Моцарта. «Любовь - лучший учитель, чем чувство долга», - сказал он.

Попытайтесь запрограммировать некий успех и в лучшем случае получите амбициозного робота. Если вы хотите, чтобы ваши дети привнесли оригинальные идеи в этот мир, вы должны дать им возможность преследовать их страсти, не ваши.

(Весь альбом Avi Darash - Impermanence можно послушать .)

Любовь к творчеству, способность мыслить нестандартно, в любом виде деятельности демонстрировать свежесть взгляда и индивидуальный подход к решению проблемы - тот набор качеств, который мы стараемся привить детям с ранних лет. Почему именно сегодня задача взрастить в ребенке творческую личность встала так остро и ставится педагогами и психологами во главу угла всего воспитательного процесса? Причин много, но есть простой и всем понятный ответ на озвученный вопрос.
Время механических навыков, привычных действий и традиционных решений закончилось. Все это за нас с успехом выполняют машины. Человек же, получив наконец возможность решить множество бытовых и производственных проблем «чужими» руками, обязан эту возможность оправдать. Его призвание сегодня - творчество. Во всех областях знаний, искусстве и технике. Все остальное сделают за него умные, но лишенные способности мыслить и творить приборы - для того они и создавались.
Основные направления раннего творческого развития детей - воспитание навыков изобразительного характера, развитие музыкальных способностей и привитие умения правильно строить речь, то есть владеть искусством доступно, логично и последовательно выражать собственные мысли и чувства в словесной форме. Основа для каждой из очерченных здесь сторон личностного роста закладывается в раннем детстве - от трех до пяти-шести лет: в этот период детский мозг наиболее гибок и раскрыть творческий потенциал, выявить характер способностей ребенка удается по максимуму.

Как вырастить из ребенка художника

Не все дети в зрелом возрасте проявят себя как гениальные живописцы, скульпторы и архитекторы. Но рисовать нравится каждому малышу. Желание выразить свое отношение к миру в красках и зрительных формах полезно всем: художественное творчество развивает всесторонне. Рисование - прекрасный способ скоординировать связь между рукой и глазом, синхронизировать действие всех сторон чувственного восприятия мира, улучшить мелкую моторику и развить воображение. Фантазируя, большинство детей совершенствует и речь - внутреннюю и внешнюю.

Какое из занятий по рисованию-лепке дает наибольший эффект? Все вместе взятые. Так что если сегодня вы занимаетесь с сынишкой или дочкой рисованием красками на листе бумаги, завтра - раскрашиванием или составлением коллажей, послезавтра - лепкой фигурок из пластилина или продавливанием узоров на фольге, будьте уверены: все эти занятия полезны, а смена вида деятельности увлекательна, не надоедает и разнообразит художественные навыки.

Маленькому человечку интересно все: и рисовать смешные картины разноцветными кляксами, выдувая краску через соломинку, и заполнять пустое пространство следами своих пальчиков, ладошек и ножек, и изобретать штампованные узоры, используя самодельные печати из пластилина. Есть множество оригинальных видов развивающего творчества, о содержании которых любому родителю несложно узнать из компьютерных программ. Существуют пошаговые уроки рисования, пластических упражнений - все они они доступны и эффективны.

Как развить у ребенка музыкальные способности

Помня о том, что дети учатся говорить и петь почти одновременно, при попытке решить задачу развития у малыша навыков вокала (музицирования), взрослые сталкиваются с тем, что сам процесс обучения музыке требует больших затрат и времени, чем рисование, и к тому же далеко не всегда осуществим в семейной обстановке. Рисовать и лепить из пластилина способен едва ли не каждый взрослый (абстрагируемся от уровня мастерства) - петь способны лишь некоторые, а играть на инструментах учились единицы из нас.

Как поступить в таком случае? Есть несколько способов развить у ребенка слух и заложить основы музыкальной культуры. Первый - использовать аудио-видеозаписи, компьютерные уроки музыки или обратиться к заочному репетитору (в том числе в интернете). Второй - сдать ребенка в музыкальную школу лет в пять-шесть (раньше туда не берут). Третий - обратиться в детский клуб или центр развития: в таких организациях есть кружки по интересам, и работают там талантливые педагоги-музыканты.

Даже если ни один из этих путей стимуляции музыкальных данных не заинтересовал родителей, расстраиваться не стоит: в любом детском саду уроки музыкального развития детей проводятся, они - обязательная часть воспитательного процесса. Окажется ваш мальчик или девочка одаренным ребенком (это рано становится заметно) - внимательные воспитатели дошкольного учреждения обратят на это внимание взрослых. И если возможность развить то, что заложено в человеке от рождения, у вас есть - отдавайте дитя в музыкальный класс.

Как развивать речь и стимулировать сценические навыки

В большинстве случаев родители способны создать своему малышу неплохие условия для развития речи. Если есть желание помочь ребенку адаптироваться в мире детей и взрослых, используя умение легко общаться с окружающими, родители не лишат кроху внимания и начнут заниматься расширением его кругозора с пеленок. Работа над речью именно тогда и начинается. Ваше стремление приучить грудного ребенка к звукам голосов близких, интонациям, оттенкам, постоянное комментирование своих и его действий, приглашение к участию в разговоре - вот те первые вехи, с помощью которых дитя начнет осваивать процесс говорения, экспериментируя с собственным речевым аппаратом. И неважно, какое слово или фразу маленький человек произнесет первым - главное, чтобы желание высказывать мысли и соображения вслух не покидало его: в жизни умение построить разговор очень ценно.

Как научить малыша общаться правильно: строить фразу, интонировать ее, хорошо выговаривать слова, не спешить, но и не «тормозить» в беседе - задача, в решении которой участвуют не только мама, папа и бабушки с дедушками, но и педагоги, методисты детского дошкольного учреждения либо развивающего центра. Здесь в ход должно идти все - и непрерывное комментирование мамой во время прогулок того, что происходит во внешнем мире, и чтение сказок на ночь, и обучение скороговоркам, считалочкам, шуткам, и разгадывание загадок.
В формировании речевых навыков нет мелочей - здесь все важно. Ибо говорить в жизни человеку придется постоянно: в школе, институте, на работе и в собственной семье. Чем лучше он искусство красноречия освоит, тем легче будут складываться отношения с окружающими во взрослой жизни. Поэтому развивайте желание ребенка говорить постоянно - занимаясь ли рисованием, разучивая ли с ним песенку на утренник в садике, декламируя ли стихотворение, устраивая ли домашние театрализованные представления, прибегая ли к помощи компьютерных аудиовидеоуроков или просматривая детские мультики. Также важно обратить внимание при развитии красноречия на чтение, а именно на
И помните: если проблему творческого развития ребенка решать комплексно, результат не замедлит сказаться. Вы воспитаете незаурядную личность.

Джин Ван’т Хал – мама двух дочек и автор мега-популярного блога Artful Parent наконец-то выпустила книгу, в которой собрала все свои основные наработки и мастер-классы по творческому воспитанию детей. Книга так и называется – «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье ».

В книге Джин объясняет, как развить в ребенке творческие способности, заложенные в нём с рождения, и наполнить креативом повседневную семейную жизнь. Она рассказывает, как выкроить время для творчества в течение дня, помогает подобрать занятия, которые понравятся и подойдут именно вашему ребенку, учит, как обустроить место для занятий и хранения детских работ, как выбрать необходимые материалы и инструменты, как грамотно поощрять и развивать творческое мышление и корректно говорить с ребенком о его «творениях».

Книга состоит из двух частей: теоретической, с массой полезных советов из личного опыта Джин; и практической, включающей в себя целых 60 мастер-классов для занятий с детьми разного возраста.

Джин утверждает, что творческим можно назвать «любое занятие, наполненное красотой и созиданием», и у современных родителей есть масса способов и возможностей, как привнести искусство в повседневную жизнь. Также она настаивает на том, что наполнить креативом можно практически любое дело. Рисование и лепка – самые популярные околотворческие занятия. К ним также можно отнести:

  • научные опыты и эксперименты – они развивают творческое мышление;
  • прогулки – красота природы настраивает на креативную созерцательность;
  • приготовление еды и выпечки – питает не только желудок;
  • ролевые игры с игрушками – развивают воображение.

Психологи утверждают, что творчество помогает детям постигать мир, способствует избавлению от страхов и пробуждает эмоции. Креативные дети учатся нестандартно мыслить, искать решения сложных проблем и делать открытия. Все это способствует личному успеху детей.

Кроме того:

Творчество выстраивает нейронные связи.

Творческие занятия развивают мелкую моторику.

Каракули – предшественники письма. Больше каракулей – быстрее и безболезненнее ребенок научится писать.

Творчество развивает способность самостоятельно решать задачи, помогает познать себя и окружающий мир, а также общаться с другими.

Джин видит два варианта внедрения творческого начала в повседневную жизнь: постепенное, дозированное или революционное, когда всё, сразу и много. Также она отмечает, что важен настрой и своеобразный старт новой креативной жизни. Для этого Джин предлагает «пообещать себе творить». Но чтобы это не было из категории «всё, с понедельника новая жизнь!», она придумала писать на доске или бумаге специальное соглашение следующего содержания (его, разумеется, можно варьировать):

Обязуемся сделать творчество важной частью нашей повседневной жизни. Мы будем стараться поощрять и уважать то, что создает каждый из нас, наслаждаться экспериментами с художественными материалами, свободно выражать себя и свои идеи, а также добавлять в нашу жизнь больше цвета и радости.


Автор «Творческого воспитания» предлагает позволять детям больше экспериментировать и проявлять самостоятельность. Задания, собранные в книге, направлены на исследование способностей ребенка, изучение различных материалов и техник. Они не ориентированы на результат, как в большинстве других изданий, а фокусируются на процессе.

Задача взрослого – дать детям свободу творчества, помогать, направлять, а не руководить. Вам нужно восхищаться и проявлять интерес, помочь оформить готовое произведение искусства и повесить на стену или завернуть в подарок.

Творчество и возраст

Около года дети всё тянут в рот. Но уже в этом возрасте им можно предлагать бумагу и карандаш. Если малыш захочет карандаш грызть, мягко направьте его ручку к бумаге, проговаривая: «Поводи карандаш по бумаге, нарисуй что-нибудь». Повторяя эти действия раз за разом, вы научите малыша тому, что карандаши можно не только мусолить во рту.

В год дети рисуют пальчиками и кистями, а к двум годам интересуются наклейками и скотчем. Важно использовать нетоксичные материалы, неопасные в том случае, если малыш попробует их на вкус. Не усаживайте ребенка за стол, в этом возрасте ему удобно творить стоя. И не рассчитывайте на длительность занятия: 5-15 минут – достаточное время концентрации на работе для этого возраста.

2-3 года

Дети могут дольше концентрироваться, создавая более реалистичные работы. Теперь они могут не только рисовать, но и лепить червячков из пластилина, резать бумагу ножницами, склеивать ее с помощью клея.

4 года

Дети этого возраста очень эмоциональны и инициативны, их работы более сложные и полны символизма. 4-летние малыши понемногу осваивают буквы, степлер, скотч.

5-7 лет

Для этого возраста характерна особая техника: 2 линии – землю и небо – и уже вдоль них выстраивают все объекты. Также в этом возрасте для них типично воздействие других детей и их «творческих манер».

8 лет и старше

Если раньше ребенок мог заниматься всем понемногу, то теперь у него формируются приоритеты и любимые занятия. Периодически они будут меняться, но каждый раз ребенок будет уходить в них с головой. Теперь перед вами творческая единица, художник – наслаждайтесь общением с ним!

Как поощрять творчество

  1. Позволяйте детям изучать различные материалы.
  2. Отведите специальное место для творческих занятий, оборудуйте его так, чтобы ребенок имел свободный доступ к нужным ему материалам.
  3. Предоставьте ребенку для работы кисти, краски и пластилин.
  4. Уважайте – ставьте на видное место его любимые поделки.

Раздел «Творческого воспитания» с мастер-классами посвящен непосредственно творческим занятиям с подробными инструкциями. Все они не похожи на традиционные задания, направленные на результат. Джин предлагает детям исследовать свои возможности, изучать материалы, художественные инструменты и приемы, экспериментировать, пробуя каждый раз что-то новое, самостоятельно принимать решения и действовать. Она концентрируется на процессе и старается сделать его максимально интересным для детей и их родителей. Среди заданий и рисование пеной для бриться, и цветными брызгами в манере Поллока, и обычными игрушечными машинками или мухобойкой, и автопортрет на зеркале, и сооружение скульптур из камней, и самодельные магниты, и коллажирование, и изготовление пластилина, различных масс для лепки, красок, а также многое-многое другое.

Вот пример занятия, которое идеально подойдет для веселого детского праздника.

Музыкальные стулья

Когда зазвучит новая музыка, меняйтесь местами за столом.

Для детей от 3 лет.

Материалы

Краска в чашках, по одному цвету для каждого участника

Кисточки

Инструкция

1. Приготовьте стол, достаточно большой, чтобы за ним поместились все участники (в этом варианте участники не выбывают). Положите каждому ребенку лист бумаги, краску и кисточку.

2. Рассадите детей по местам.

3. Объясните правила игры. Расскажите, что они должны рисовать, пока звучит музыка. Когда мелодия заканчивается, им нужно прекратить работу, взять свою краску и кисточку и пойти вокруг стола по часовой стрелке. Когда же музыка зазвучит снова, надо сесть на ближайший стул и продолжить рисование на новом месте.

4. Попробуйте каждый раз ставить разные мелодии, чтобы дети передали свое впечатление от них.

Или, например, рецепт приготовления самодельного пластилина от Джин. Вы точно будете знать, из чего он состоит и не станете переживать из-за его токсичности.

Невареный пластилин

Текстура этого пластилина совсем другая, и он не хранится так долго, как вареный. Но его быстрее и проще приготовить.

Для детей от 1 года.

Материалы

2 стакана муки

1 стакан соли

2 столовые ложки винного камня (гидротартрата калия)

2 стакана кипятка

2 столовые ложки растительного масла

Пищевой краситель или акварель

Инструкция

1. Смешайте все сухие ингредиенты в миске среднего размера.

2. Сделайте в центре выемку, добавьте туда масло и краситель.

3. Налейте в миску кипяток и хорошо перемешайте.

4. Сначала смесь покажется вам слишком вязкой и жидкой. Оставьте ее на несколько минут, она остынет и затвердеет.

5. Выложите тесто на стол и вымесите, скатайте в шар. Можете добавить блестки или эфирные масла.

6. Поместите смесь в герметичный контейнер.

Наполните жизнь вашей семьи творчеством, и мир преобразится для вас!

По материалам книги Джин Ван’т Хал «ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Искусство и творчество в вашей семье ».

Также вам могут быть интересны следующие материалы.

Консультация для родителей: «Как воспитать творческую личность?»

Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 35, города Ковров.
Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней описаны компоненты творческого потенциала, основные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности, а также даны рекомендации по развитию творческой личности. Данный материал будет полезен прежде всего для родителей, а также для педагогов-психологов образовательных учреждений. Цель работы – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Воображение - это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим - когда образ предмета создается по его описанию, и творческим - когда рождаются абсолютно новые образы.
Креативность - это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо и еще не задавлено стереотипами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческая деятельность очень интересна для ребенка - дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать и действовать продуктивно, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному и пережитому. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря этому ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей. Осуществлять эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их способностей может лишь взрослый. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. Представления о предметах и явлениях формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.
Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, как он начнет рисовать, лепить. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды творческой деятельности, как изобразительная, конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и мышления, с другой - изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Любой вид творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого наибольшие возможности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Компонентами творческого потенциала являются:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Как развить в ребенке творческое начало? Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности .
1. Первая и самая распространенная ошибка – попытка действовать по шаблону . В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы, не задумываясь, что они нацелены на развитие исполнительности, усидчивость и аккуратности, а вовсе не на развитие творческого потенциала. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления – уникальность его результата. Следовательно, трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству.
В связи с эти следует избегать игр и игрушек, которые не оставляют ребенку простора для фантазии – например, мозаик и конструкторов, где необходимо складывать фигурки и узоры по образцу или книжек–раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки для примера.
2. Вторая ошибка – запреты родителей на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот – сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.
3. Третья ошибка – нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу.
4. Четвертая ошибка – родители не спешат включаться в творческий процесс детей. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать.

1. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Родителям необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества. Необходима организация интересной и содержательной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.
2. Успех в воспитании творческой личности зависит от атмосферы, которая царит в вашем доме, от тех отношений, которые сложились между родителями и ребенком. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка , поэтому поддерживайте дома атмосферу тепла, доверия и творчества. Бережно относитесь к процессу и результату детской деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поощрять его успехи и проявлять сочувствие к неудачам, терпеливо относиться даже к самым странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение.
3. Поощряя творчество ребёнка нужно помнить, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы. Поэтому, обучая ребенка, избегайте стереотипов. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то насколько будет разнообразен его внутренний мир, реализуются ли его творческие способности.
4. Предоставьте ребенку свободу в выборе деятельности , в способах и методах действия, не мешайте ему свободно самовыражаться. Понаблюдайте за ребенком. Что он любит делать больше всего? Петь? Танцевать? Рисовать? Лепить? Копировать чью-либо мимику или поведение? Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, цветная бумага, баночки и коробочки. Тогда желание ребенка, его интерес к творчеству и эмоциональный подъем послужат гарантией того, что это дело пойдет ему на пользу.
5. Поддерживайте творческую инициативу ребенка через уважительное отношение всех членов семьи к его рисункам, поделкам, первым попыткам сочинить что-нибудь. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.
6. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс. Ведется немало споров о том, чему и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Запишите ребенка в детский кружок или студию, музыкальную школу и школу искусств , чтобы он мог развивать и совершенствовать свои творческие способности.
7. Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком. Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача не мешать, а помочь ему. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить в волшебного персонажа. Позвольте ребенку научить вас, как надо творить, и тогда свою креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.
Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их. Любая домашняя работа может стать отличным подспорьем для игры, а любой предмет может превратиться в сказочного героя.
8. На творческие способности ребенка влияет и оформление квартиры, ее интерьер. Хорошо, если на стенах висят картины, украшения, декоративные вещи, которые можно потрогать руками. Украшайте квартиру рисунками вашего малыша , но не забывайте менять их время от времени, чтобы у ребёнка возникло желание рисовать больше и больше, чтобы он видел, что вы цените его усилия.
9. Читайте ребенку сказки. Роль сказки для развития воображения ребенка неоценима. Именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что-то новое, потому что в сказке возможно все. От чтения сказки всего один шаг до нового увлечения - сочинения собственных сказок и историй. Оно откроет для вашего ребенка путь к творчеству.
10. Предоставьте ребёнку комнату или отдельный уголок для игр и игрушек. Игры в детстве занимают большую часть времени детей. Игра для ребёнка, не пустая трата времени, а источник получения новой информации. Именно таким способом дети познают окружающий мир. В играх происходит тренировка и развитие всех познавательных процессов, развивается детский талант.
Многие родители отмечают, что часто малыши используют для игр не специально купленные игрушки, а предметы заменители – различные крышечки и палочки, тряпочки и бутылочки, листики и коробочки. Ребенок может использовать для своих игр любой предмет, находящийся в зоне досягаемости, и как ни странно это звучит, чем меньше у него игрушек, тем больше развивается его воображение.
11. Не бойтесь испачкаться или испачкать что-то в доме (накройте белый диван, уберите вазы повыше). О каком творческом развитии может идти речь, если малыш постоянно находится в зоне ограничений: «Не трогай! Не бегай! Не бери!». Не запрещайте ребенку творить и не наказывайте его за творческие эксперименты! Установите определенные границы его творчества. Например, рисовать на стенах - нельзя, а на ватмане, прикрепленном к стене - можно.
12. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение! Вы можете подсказать, подать идею, но не настаивайте на ней, это может снизить инициативность у ребенка.
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству!