Меню

Семинар практикум для родителей подготовительной логопедической группы. Семинар-практикум для родителей «Скоро в школу. Или первый раз в первый класс! Звук С- песенка водички, насос качает колеса

Климакс 

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Работая с детьми, имеющих нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе - родитель! Кто, как не он, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становится самым главным союзником и помогает ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков.

Именно для него проводятся индивидуальные встречи, собрания, круглые столы, семинары-практикумы, постоянно обновляется информационный стенд, папки-передвижки, разрабатываются анкеты, памятки. Ведется «Домашняя логопедическая тетрадь» - самый главный наш связуемый и помощник в преодолении речевого нарушения!

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшей группы, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления коррекционной работы и их проведение в домашних условиях.

Цель семинара-практикума:

  • познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми;
  • дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

Оборудование: мультимедийная установка; пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, грамматического строя речи; зеркало, логопедические альбомы, тетради, книги; памятка «Как заниматься с ребенком дома».

Первый этап

Знакомство родителей с основными правилами ведения тетради и работы со звуком. Смотреть Приложение 1.

Второй этап: Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

На этом этапе родители ознакомлены с основные артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним. Смотреть Приложение 2.

Третий этап: Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной. Совместная игра. Приложение 3.

Четвертый этап: Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Краткий рассказ о развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Знакомство с упражнениями и совместная игра. Смотреть Приложение 4.

Пятый этап: Игры и упражнения для развития грамматического строя речи.

На этом этапе родители знакомятся нормами развития грамматического строя речи детей, а также с упражнениями направленными на его развитие. Совместная игра. Приложение 5.

Шестой этап: Заключительный этап.

Этап вопросов-ответов. Родителям предлагается лист обратной связи.

Используемая литература:

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя) СПб.: СОЮЗ, 1999.

2. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н.Стрельниковой», 2007.

Приложения


Задачи: 1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях; 2. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, речевого материала по автоматизации звуков, приёмов звуко – слогового анализа и синтеза




Это важно Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности и чёткости произносимых звуков. Первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков, с помощью артикуляционной гимнастики. Каждый комплекс способствует развитию определённых движений и положению губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. всё то, что необходимо для правильного образования звука














КАК РАБОТАТЬ СО ЗВУКОМ Проговорите звук совместно с ребенком. Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука. Используете ли вы голос при произнесении звука. Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце. Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек. Проговорите речевой материал на этот звук.
















Звуковой анализ и синтез Известно, что нарушение фонематического слуха сопутствуют многим речевым дефектам Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Детям сложно на слух определить наличие или отсутствие, какого - то звука в слове. Сосчитать количество звуков в слове. Определить их последовательность и место в слоге или слове. Подключение зрительного анализатора вот, что помогает в этой работе.




Грамматический строй речи Грамматический строй речи Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.


Грамматический строй речи «Посчитай-ка от 1 до 5» Прямой и обратный счет 1 до 5 со словами: рак, рама, робот.. «Измени предложение» Пример: Я хорошо работаю в огороде, ТЫ….. « Подбери признаки и действия к предмету» (Какая?) Кошка (Что делает?) «Путаница» Заяц, сидит, куст, за. Лиза, ёлка, зал, наряжать, в. Зоя, сосна, стоять, за. Мама, продукты, магазин, в, купила. «Образуй слова по образцу» Дом в два этажа – двухэтажный дом. Шкаф для книг – ……. Пакет из бумаги -……. Костюм для пляжа - …… Вагон для багажа - … ….


И. 1. Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен. 2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь. 3. Домашние задания выполняются систематически, по рекомендации логопеда. 4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом, цветными карандашами. 5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют. 6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже. 7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навык. При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:



Организация: МБДОУ детский сад №4 «Ладушки»

Населенный пункт: Россия, Чувашская Республика, г. Шумерля

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: родители и дети, которые посещают подготовительную группу.

Цель практикума: повышение психолого – педагогической компетентности родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовке к школе.

Задачи для взрослых:

  • показать взрослым игровые приемы и упражнения по развитию речевой и психологической готовности детей к школе;
  • сформировать предоставление практического опыта игрового партнерства с детьми;
  • акцентировать внимание родителей на роли сопереживающего помощника ребенка, а не на роли эксперта, оценивающего уровень его интеллектуального развития.

Задачи для детей:

Совершенствовать фонематический слух детей, умение распределять внимание на протяжении всего занятия.

Закреплять и расширять знания детей по теме: домашние животные и птицы, преобразуя краткосрочную память в долгосрочную.

Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость, желание помочь тем, кто в этом нуждается (животные, птицы, люди).

Формировать доброжелательные взаимоотношения, расширять и активизировать словарный запас детей.

Предшествующая работа:

  • Знакомство детей с домашними животными и детьми;
  • Тренинг «Мы все разные, мы все удивительные»;
  • Игра - викторина «Дорогою добра».

Необходимые материалы: музыкальное сопровождение «Улыбка» (муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского), мяч, разноцветные полоски (Цветовой тест Люшера), звукозапись голоса животных, лабиринты к заданию «Голодные животные», мультимедийная презентация «Животные и их детеныши», пластиковые тарелки, мисочки со смесью из макарон, фасоли и гороха, цифровой фотоаппарат.

Ход практикума:

Учитель – логопед: Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги. Сегодня мы собрались здесь, чтобы показать Вам, как проходит речевая и психологическая подготовка детей к школе. И хотим предложить вашему вниманию игровые приемы и упражнения по развитию познавательных и речевых способностей детей.

Упр. «Закончи предложение»

Педагог-психолог по очереди бросает мяч педагогам и родителям, произнося начало предложения «Для меня выражение «Ребенок готов к школе» означает…». После высказываний родителей и педагогов, педагог-психолог делает вывод.

Педагог – психолог: Таким образом, мы видим, что ребенок готов к школе, если он:

  • различает цвет и форму;
  • умеет уверенно держать карандаш;
  • умеет отвечать на вопросы: «Почему?», «Что..., если...», «Если..., то...»;
  • умеет решать простые логические задачи;
  • умеет определять положение предметов на плоскости;
  • знает слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед);
  • различает и правильно называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • сравнивает и различает предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно)
  • считать до 10;
  • умеет убрать постель, игрушки, умеет привести себя в порядок, умеет завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии;
  • умеет за столом вести себя «как следует»;
  • умеет работать по инструкции.

А вот что по этому поводу говорит выдающийся детский психолог Леонид Абрамович Венгер: «Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». В чем же суть готовности?

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений и навыков ребенка, но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению.

В интеллектуальной готовности важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

В волевой готовности – умение управлять своими эмоциями, поведением. Речь идет не только об умении слушаться, а об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

Мотивационная готовность.

Существует огромная разница между «хочу в школу» и «надо учиться работать». Подготавливая ребенка к школе, необходимо научит его слышать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Важно понять, что для ребенка лучшая подготовка к школе - это естественное желание играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите его интерес. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать совместную жизнь добрее и веселее.

Учитель - логопед: Игра - основной вид деятельности ребенка, позволяющий с удовольствием получать, те знания, которые ему необходимы. Так как готовность к обучению подразумевает определенный уровень развития речи, то через игру мы учимся правильно произносить звуки, слышать их и различать, определять место звука в слове, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, согласовывать слова в роде числе и падеже, пользоваться развернутой фразовой речью, самостоятельно находить ошибки и устранять их, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание текста. Если у первоклассника есть недостатки в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, ему будет трудно освоить образовательную программу. Обращайте внимание на то, как говорит ваш ребенок. Своевременная логопедическая работа поможет предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Итак, поиграем.

(Под песню «Улыбка» в музыкальный зал входят воспитанники с феей Добра – педагогом – психологом Ольгой Николаевной).

Фея Добра: Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Поздоровайтесь! Это воспитатели и родители, подарите им улыбку. А теперь посмотрите, что я для вас приготовила.

Цветовой тест Люшера.

Фея Добра: Ребята, на столе лежат разноцветные полоски, разложите их по цвету так, как вам нравится. А теперь выберите ту полоску, которая вам нравится больше всего (Отмечает какое настроение у каждого ребенка по тесту Люшера).

(Звучит тихая музыка про улыбку)

Фея Добра: Каждый новый день нужно начинать с добрых дел, хорошего настроения, а чтобы настроение было хорошим и веселым, встанем в круг, закроем глаза и представим, что нам светит солнышко, почувствуем его тепло возьмемся за руки и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам с легким пожатием, из ладошки в ладошку переходит доброта и переносит нас куда то… переносит… переносит. Ой, куда это мы попали? (Дети открывают глаза) Деревня Любимовка. Видимо здесь тоже кому-то нужны наше тепло и забота. (Слышатся голоса животных). На слайдах дети смотрят, как люди ухаживают за животными.

Бабушка Таня - логопед: Здравствуйте, мои хорошие! Рада видеть вас у нас в Любимовке! Что привело вас сюда?

Фея Добра : Искорка добра привела нас сюда.

Ребенок: Может вам нужна наша помощь?

Бабушка Таня : Чудесные, мои, очень нужна. Приболела я, а моих животных нужно покормить. Пожалуйста, помогите лошадям, свиньям и собакам найти путь к своему лакомству.

Фея Добра : Ребята, поможем бабушке Тане? Тогда возьмем сейчас в руки по карандашу и попробуем пройти лабиринты, пройдя которые животные не останутся голодными.

А теперь скажите мне, чем же питается лошадь? Свинья? Собака?

Бабушка Таня: Вот молодцы какие! Спасибо, всех накормили.

А на моем дворе есть ещё и другие животные, и птицы: к урица, к оза, бык , к орова, индюк , утк а, к от, к ролик. Не заметили ли вы чего необычного в названии моих животных? (во всех словах встречается звук К ).

Правильно, а найти где спрятался звук, сможете? В начале, в середине или в конце? (Дети на слух определяют место звука в слове.) А теперь присядьте и выложите схему этого слова. (Раздаются картинки с животными). Проверьте себя, правильно ли вы сделали.

Бабушка Таня: Какие же вы умненькие, только утомила я вас расспросами своими, поиграйте со щеночком, разомнитесь.

Фея Добра: «Бегал по двору щеночек».

Бегал по двору щеночек, (Медленный бег на месте)

Видит пирога кусочек. (Наклон вперед, руки в стороны)

Под крыльцо залез и съел, (Присесть, руки ко рту)

Развалился, засопел. (Руки в стороны, голову на бок)

Вот окошко распахнулось, (Руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (Имитация грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (Запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (Опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (Повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (Повернуть голову направо)

Потянулась, улыбнулась. (Соответствующие движения и мимика)

А знаете ли вы, как ласково называют детеныша у козла, курицы, кролика, барана, индюка. Просмотр слайдов, с животными (взрослые - детеныши).

Бабушка Таня: Разбежались все животные мои. Помогите ребята, соберите семьи.

Игра «Собери семью». (Игрушки для настольных игр).

Игра «Доскажи словечко».

Все животные сытые, в своих домах. Собаки… в конуре, коровы… в коровнике, свиньи… в свинарнике, овцы… в овчарне, птицы… в птичнике, кони …в конюшне.

Спасибо вам, мои волшебники. Ребята, помогите мне рассортировать продукты, пожалуйста.

Фея Добра:

Упражнение «Сортировка». (Психолог раздает детям пластиковые тарелки, мисочки со смесью из макарон, фасоли и гороха и просит детей, закрыв глаза и подняв голову вверх, рассортировать смесь по трем отделам тарелочки.

По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполненной ими работы).

А ловкие то какие!

Бабушка Таня: Спасибо вам за вашу заботу, мои помощники. Приезжайте еще. (Звучит песня об улыбке, бабушка Таня уходит).

Фея Добра: Ребята, нам пора возвращаться домой. До свидания, бабушка Таня.

Упражнение «Доброе животное»

Я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки, закрыть глаза и представить , что мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Повторим так ещё несколько раз.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе .

Итог занятия.

Фея Добра: Вот мы и дома.Я вам предлагаюпосмотреть наше путешествие и сказать, что в нем вам понравилось и запомнилось? ( Все фрагменты занятия сняты на фотоаппарат. Дети просматривают фотоотчет от начала и до конца, комментируя увиденное).

Фея Добра: Какое настроение у вас сейчас? Почему? У меня тоже хорошее настроение. От наших добрых дел стало хорошо и нам и бабушке Тане. Какими добрыми словами она вас называла? (Мои помощники, ловкие, умненькие, чудесные мои.) А вам что понравилось больше всего? (Ответы детей). Ребята, пожалуйста, подойдите снова к столу, на нем лежат разноцветные полоски, выберите ту полоску, которая вам на данный момент больше всего нравится. (Сравниваются цвета полосок, выбранных в начале занятия и оценивается настроение каждого ребенка по тесту Люшера). Попрощаемся с гостями.

Учитель – логопед: Спасибо, уважаемые родители, за то, что нашли время и приняли участие в работе нашего семинара - практикума. Объединяя наши усилия, мы готовим грамотного, уверенного в себе будущего первоклассника. Мы с удовольствием выслушаем Ваши вопросы и пожелания.

Список литературы:

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.

2.Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2017.

3.Волкова И.И. Учебно-методическое пособие: обучающая игра «Найди картинку», 2008.

4.Данилова С.И. Психологическое сопровождение дошкольников. Диагностика и сценарий занятий. ФГОС ДО. – М.: Сфера, 2018.

5.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Академический проект, 2017.

6.Справочник педагога – психолога. Детский сад. №2, февраль. – М.: ООО «МЦФЭР», 2015.


Некоторые «логопедические изюминки» с семинара

Олеси Жуковой.

Записаны со слов лектора на семинаре

" Актуальные вопросы диагностики и коррекции нарушений речевого и коммуникативного развития детей с алалией, РАС и после кохлеарной имплантации"

Лектор: Олеся Жукова

(Центр развития и абилитации ребенка Логопед профи,

г. Санкт-Петербург)

Семинар организован и проведен

Центром "Кругозор", Новосибирск, февраль, 2016.

Моторная алалия.

При возникновении затруднений постановки логопедического заключения - учитывайте: если нет лексико-грамматических нарушений, то нет моторной алалии.

Речь - это собирание статистики и выведение законов согласования. У ребенка с темповой задержкой это происходит очень быстро; у ребенка с моторной алалией очень затруднено.

Поиск причины - неблагодарное занятие, лучше сосредоточиться на создании индивидуального плана работы с алаликом.

У «продвинутого» моторного алалика (наличие указательного жеста, выполнение многоступенчатых инструкций) при условии систематической комплексной грамотной работы в альянсе: логопед - психолог - невропатолог - родители, есть все шансы пойти учиться в гимназию, и уж тем более в общеобразовательную школу и быть там успешным.

Тест для алалика: скажи КУ-КУ-РЕ-КУ. После 2-го повторения начинаются замены звуков.

Хорошим прогностическим критерием для алалика является умение имитировать интонацию.

Для алалика необходима тренировка фразовой речи. Необходимо учить тексты (2-3 в неделю). Так мы делаем при изучении иностранного языка.

Для всех алаликов характерны:

- быстрая истощаемость;

- нарушение концентрации внимания;

-повышенная утомляемость.

С алаликом обязательно должен работать психолог, осуществляющий коммуникативно-речевой тренинг для закрепления речевых возможностей.

Часто родители детей дошкольного возраста ждут от педагога игрового поведения, поскольку игровая деятельность является ведущей деятельностью детей до 7 -ми лет, но это не всегда оправдано, потому как у алаликов нужно рано формировать школьные навыки . Для достижения успеха ему придется много работать.

Нужно как можно раньше начинать давать аналитические задания.

Максимальную динамику при коррекционной работе дают те дети, которым ИНТЕРЕСНО. Очень важно «разбудить» мозг, особенно ценно, когда эмоция выходит в «интеллектуальность» .

Все дети с задержкой речевого развития должны быть направлены на обследование слуха!

Сегодня 28% детей рождаются со сниженным слухом.

Идеология коррекционных занятий:

догнать и ОБОГНАТЬ СВЕРСТНИКОВ .

15 минут из 45-ти минут занятия отводим на обучение родителей и объяснение им стратегии и тактики работы.

Порядок в работе начинается с папки ребенка. Не прощайте родителям невыученных уроков, жирных пятен в тетрадях!

Речь - служанка деятельности и высшая ступень имитации.

Если не сформированы низшие этапы имитации,

речь "не запустится"!

Если нет зрительного контакта,

речь "не запустится"!

Имитация речи для алалика - тяжелая физическая работа, он не всегда понимает, зачем ему это нужно.

Хотите получить достойный результат - «вкалывайте»!

При неправильной работе из алалика получите ребенка с ЗПР,

при правильной - успешного ученика гимназии.

Уважаемые родители, Вы должны понять, что хороший логопед - это «штучный» товар.

Постоянно обучаться, владеть современными методиками работы, чтобы выстраивать индивидуальный коррекционный маршрут ребенка, который приведет к успеху, способны не все.

Мы как «священники» служим детям с нарушением речевого развития и их семьям.

Цените наше «служение»!

Семинар – практикум для родителей

«Логопедические игры – основа гармоничного развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Речь – чудесный Божий дар – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась.

Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

В дошкольном воспитании все больше внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада с семьей. Современная наука пришла к выводу, что личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, в образовательно-воспитательный процесс включаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга.

Наш семинар - практикум позволяет привлечь к занятиям родителей, дает возможность стать активными участниками педагогического процесса.

В последние годы значительно увеличилось число детей, имеющих речевую патологию. Причины ее возникновения различны. Но, если своевременно выявить речевую патологию и оказать разноплановое воздействие на развитие речи ребенка, то данная проблема может быть устранена.

Одной из форм занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста могут быть логопедические игры.

Просмотр родителями логопедического занятия в младшей общеразвивающей группе.


В ходе занятия решались следующие задачи:

1. Формирование представления о значении воды

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение поможет:

· Улучшить подвижность артикуляционных органов

· Укрепить мышечную систему языка, губ, щек

· Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу

· Увеличить амплитуду движений

· Уменьшить спастичность артикуляционных органов

· Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.

4. Развитие силы и длительности выдоха

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонема тических процессов, просодики. Очень важны эти игры и упражнения для отработки сильного, плавного и длительного выдохов, необходимых в работе над звукопроизношением.

5. Развитие слухового восприятия и внимания

6. Обогащение глагольного словаря: плавает, перебирает, машет, резвится, отряхивает

7. Координация речи с движением

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии реи.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваиваются в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект(включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

DIV_ADBLOCK222">


9. Воспитание навыка опрятности

Оборудование: резиновая утка, тазик с водой, камушки, перо, мыльные пузыри, пластмассовые трубочки и стаканы с водой по числу детей.

Ход занятия

Организационный момент

Ребятки, послушайте…(шум воды) Что это? К нам в гости течет Водичка.

Беседа о значении воды. Координация речи с движениями.

Скажите, для чего нужна вода?

Давайте попросим Водичку умыть наше личико.

Игра «Водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А теперь Водичка помоет наши ручки. Что нам еще нужно, чтобы руки были чистыми? (мыло)

Игра «Мы намылим наши ручки»

Мы намылим наши ручки, Круговыми движениями трем одну ладошку о другую.

Раз, два, три. Раз, два, три. Два раза выполняем по три ритмичных хлопка.

А над ручками, как тучки, Выбрасываем руки вверх.

Пузыри, пузыри. Пальчиками показываем колечки.

Давайте посмотрим, какие пузыри полетели.

Дети дуют мыльные пузыри.

Пальчиковая гимнастика

А теперь Водичка с нами хочет поиграть.

· Дуем в трубочку (упражнение «Буря в стакане» ). Водичка пузырится и поет: буль-буль. И наши пальчики покажут пузырики (упражнение «Колечки» ).

· Кидаем в Водичку камушки. Водичка поет: плюх-плюх. Наши пальчики покажут брызги (упражнение «Кулачки» ).

· Стряхиваем мокрые ручки. Водичка поет: кап-кап. Наши пальчики стучат как капельки (упражнение «Щелчки» ).

Пропевание гласных звуков с движениями в звукоподражаниях

Послушайте, кто это к нам плывет? (кря-кря-кря). Это утка. Она любит плавать и слушать песенки воды.

· Утка плавает, перебирает лапками, а Водичка поет: буль-буль. Давайте и мы губы вытянем трубочкой, будем петь: буль-буль и перебирать руками. Дети выполняют.

· Утка резвится, машет крылышками а Водичка поет: плюх-плюх. Давайте и мы губы вытянем трубочкой, будем петь: плюх-плюх и шлепать руками. Дети выполняют.

· Утка отряхивает перышки, а Водичка поет: кап-кап. Давайте и мы широко откроем рот, будем петь: кап-кап и стряхивать ручки. Дети выполняют.

Дыхательная гимнастика

Ребята, пока уточка плавала, она потеряла свое перышко. Давайте подуем на него (упражнение «Сдуй перышко с ладошки») .

Артикуляционная гимнастика

Утка открыла свой клювик и стала с язычком играть. Давайте и мы с нашими язычками поиграем.

· Упражнение «Чистим нижние зубы»

· Упражнение «Чистим верхние зубы»

· Упражнение «Индюк»

· Упражнение «Качели»

· Упражнение «Маятник»

Подведение итогов

Ребята, вам понравилось играть с Водичкой? Будем с ней дружить? Послушайте, что вам скажет утка:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А не мытым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам!