Меню

Экспертная деятельность воспитателя в доу. Оценка качества профессиональной деятельности воспитателя доу. Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога

Онкология 

Экспертное заключение

по итогам оценки уровня квалификации воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад села Кня-Баш»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Экспертная группа в составе: … осуществила экспертизу профессиональной деятельности Ивановой Светланы Владимировны, воспитателя МБУ «Почкучукская средняя школа», дошкольной группы

Иванова Светлана Владимировна имеет высшее образование: Академия социального образования (г.Казань), квалификация по диплому педагог-психолог, диплом ВСГ №0511504, выдан 16 мая 2006 год; среднее профессиональное: Набережночелнинское педагогическое училище» , квалификация по диплому воспитатель детского сада, диплом №476596 выдан 1 июля 1988 года; курсы повышения квалификации «Институт экономики, управления и права (г.Казань) » 2015, 108 часов по программе «Игровые технологии в образовательных процессах дошкольной образовательной организации в рамках ФГОС дошкольного образования», удостоверение 162403683760 дата выдачи 26 декабря 2015г.

Активно развиваю в воспитанниках творческую деятельность, посредством участия в конкурсах различного уровня: п ризер районного конкурса «Мне мама жизнь подарила»- 2013г; победители республиканского конкурса «Я горжусь своим папой»- 2013 г; дипломаты в районном конкурсе «Песни и стихи о матери»-2014, 2015гг., дипломаты республиканского конкурса «Этих дней не смолкнет слава»-2015год, победители районного конкурса “Дусай моңнары”-2016год.

Вношу личный вклад в качестве повышения образования путём транслирования своего педагогического опыта на республиканских семинарах: выступление в курсах повышения квалификации на тему:”Совместная работа педагогов и родителей в области физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ”-2015год; “Физическое развитие в условиях реализации ФГОС ДО”-2015год ; участие в региональном фестивале: «Мастерство педагогов работающих по ФГОС»; участие в семинаре «Примерные основные образовательные программы дошкольного образования издательства «Просвещение», 2015г; участник НОУ ДПО "Центр социально-гуманитарного образования" семинара "Особенности образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в рамках реализации Международной программы "Эко-Школы\Зеленый флаг", 2015г; участник регионального фестиваля ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова» «Мастерство педагогов, работающих по ФГОС», 2016г; дипломат Министерства образования и науки РФ ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" об участии в Международном педагогическом форуме "Педагогическое наследие великих татарских просветителей 18-20вв",. Активно участвую в конкурсах профессионального мастерства: Участник муниципального этапа республиканского смотр-конкурса "Лучший воспитатель года-2015» - 2015г.

Анализ показателей и параметров педагогической деятельности воспитателя показал, что компетентность в области личностных качеств высоко развита и составляет 4,08 балла. Педагог способен к дифференцированному и индивидуализированному восприятию внутреннего мира воспитанников. Все воспитанники безбоязненно обращаются к воспитателю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. У педагога высоко развиты умения находить сильные стороны и перспективы развития для каждого воспитанника. занимает гуманистическую позицию по отношению к детям, проявляет внимание к личности воспитанника, является для окружающих образцом этики и общей культуры. Иванова Светлана Владимировна владеет детской аудиторией , обладает речевой культурой: её речь грамматически правильна, выразительна и содержательна. В обращении к детям доброжелательна, ей присущи точность и ясность изложения . Педагог использует словесные указания, уточнения. Главное внимание уделяет обучению детей, установлению контакта с ними, доверия и понимания.

Результаты анализа деятельности педагога показывают, что педагог характеризуется высоким уровнем развития компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности – 4,18 балла . Воспитатель может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности, умеет обоснованно ставить цели обучения по образовательным областям в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников и корректировать их в зависимости от образовательных запросов обучающихся, выявленного уровня их развития и в зависимости от готовности детей к освоению материала занятия. Цели занятий формулируются в соответствии с той программой, которая выбрана педагогом как наиболее адекватная предмету и запросам обучающихся.

Экспертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности составляет 4,10 балла. В целом воспитатель характеризуется развитыми навыками и умениями формирования мотивации воспитанников к осуществлению учебной деятельности. Воспринимает взаимодействие с детьми как личностно значимую деятельность и представленная система деятельности педагога демонстрирует, что он создает необходимые условия и ситуации, обеспечивающие успех воспитанников в учебной и воспитательной деятельности. Формирует интерес к занятиям на основе творческой активности воспитанника, поощряет самостоятельную деятельность воспитанников. Демонстрирует любой успех ребенка в учебной деятельности родителям, коллегам. Профессионально использует положительную мотивацию: одобрение, похвалу. Создает ситуацию успеха для каждого ребенка. В своей работе умело применяет приемы и методы, способствующие повышению речевой и познавательной активности детей. Отмечается рост количества участников и их результативность в конкурсах: диплом за победу в конкурс детского рисунка «Я - за мир на дорогах».

Экспертная оценка в области обеспечения информационной основы деятельности составила 4,52 балла . Светлана Владимировна владеет базовым компонентом содержания всех образовательных областей. Образовательная деятельность педагога структурирована, логически выдержанна. В процессе работы педагог использует различное оборудование и материалы. Следует отметить высокую технологичность просмотренной образовательной деятельности. Тематическое планирование позволяет педагогу в организации детской деятельности использовать интеграцию образовательных областей для реализации содержания психолого-педагогической работы. Воспитат ель в совершенстве владеет содержанием своего, осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, апробирует и успешно применяет информационно – коммуникационную технологию. Использует в своей работе и метод проектной деятельности как при изучении отдельных тем . Педагог использует разнообразные, в том числе исследовательские и опытно – экспериментальные методы обучения и воспитания. Воспитатель в работе использует ноутбук, проектор, что позволяет: своевременно обновлять раздаточный, дидактический материал, качественно готовиться к занятиям, расширять использование наглядности, самостоятельно готовить презентации к занятиям, формировать у воспитанниках навыки поиска и отбора достоверной и необходимой мультимедиа информации.

Экспертная оценка в области реализации программы и принятия педагогических решений составила 4,02 балла . Воспитатель знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности. Педагог обоснованно выбирает учебники и учебно – методические комплексы. Может провести сравнительный анализ учебных программ, учебно – методических комплексов, методических и дидактических материалов по областям, выявить их достоинства и недостатки. Имеются опубликованные материалы: “Великий татарский просветитель Хусаин Файзханов”, “Формирование культуры поведения у дошкольников на улице “ Большое внимание она уделяет методической работе. За последние годы принимала участие в курсах, семинарах: Участие в работе семинара «Особенности образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в рамках реализации Международной программы 00001220 «Эко школы / Зелёный флаг»- 2015 г., участник регионального фестиваля ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова» «Мастерство педагогов, работающих по ФГОС», 2016г. Провела образовательную деятельность по речевому развитию для воспитателей и учителей начальных классов на базе дошкольного образовательного учреждения «Детский сад села Починок Кучук» Кукморского муниципального района Республики Татарстан – 2015 год.

Экспертная оценка в области организации учебной деятельности составила 3,60 балла. Воспитатель умеет устанавливать субъект – субъектные отношения: создает рабочую атмосферу на занятии, поддерживает дисциплину через сотрудничество с обучающимися, ведение с ними диалога, разрешение конфликтных ситуаций оптимальным способом. Использует методы, побуждающие воспитанников самостоятельно рассуждать, формирует у них навыки образовательной деятельности, в том числе навыки поиска дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи. Воспитатель учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников при оценивании, аргументирует оценки. Педагог применяет различные методы оценивания воспитанников, умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки. В целом ученик усваивает позитивные социальные нормы и правила поведения.

На основании вышеизложенного, эксперт считает, что уровень квалификации Ивановой Светланы Владимировны, воспитателя ДО МБОУ «Почкучукская средняя школа» Кукморского муниципального района Республики Татарстан, соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории (значение показателя уровня квалификации 4,08).

Для дальнейшего совершенствования деятельности и реализации имеющегося у педагога профессионального потенциала рекомендуется: - продолжить работу над повышением компетентности в умении разработать собственную программу, методические и дидактические материалы.

Независимый эксперт _____________

С экспертным заключением ознакомлена _____________ С.В.Иванова.

« » 2016 г.

Коллеги выкладываю своё экспертное заключение, может в качестве образца Вам будет интересно. I. Общие сведения об аттестуемом: Квалификационная категория, срок предыдущей аттестации: 26.03.2015года. Образование: среднее специальное, окончила Ташкентское педагогическое училище им. Н. К. Крупской 30 июня 1997 года, факультет дошкольное воспитание, по специальности: воспитатель детского сада. Диплом №419110, выдан 30.06.1997 года; НОУ «Рос Ноу» фа-культет психологии – педагогики, по специальности: педагог – психолог девиантного пове-дения. 2011г. по настоящее время. Учёная степень или звание – нет. Общий трудовой стаж: 12 лет Общий педагогический стаж: 8 лет 4 месяца Стаж работы в должности, по которой проходит аттестацию: 8 лет 4 месяца Стаж работы в данном учреждении: 5 лет Система повышения квалификации: — Московский институт открытого образования, 2010. 03., 72 часа.

Образец экспертного заключения по итогам оценки уровня квалификации воспитателя

Внимание

Экспертное заключение по итогам оценки уровня квалификации воспитателя Коноваловой Елены Владимировны МАДОУ ДС «Дарование» Экспертная группа в составе: Абаимовой Людмилы Юрьевны — методиста МКУ Ташлинский ИМЦ, Вильдяевой Галины Васильевны – старшего воспитателя МБДОУ Ташлинский ДС «Дружба», Злобиной Марины Венадьевны- старшего воспитателя МБДОУ Ташлинский ДС «Солнышко» — осуществила экспертизу профессиональной деятельности Коноваловой Елены Владимировны, воспитателя МАДОУ ДС «Дарование». Елена Владимировна имеет среднее специальное образование, закончила в 1984 г Бузулукское педагогическое училище по специальности: «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». Стаж работы 29 лет, в данном учреждении – 14 лет, квалификационной категории в настоящее время не имеет.


В межаттестационный период курсы повышения квалификации не проходила. За свою работу Коновалова Е. В.

Экспертное заключение по итогам оценки уровня квалификации воспитателя

Инфо

Преподносит изучаемый материал логично, в игровой форме, понятной воспитанникам различных способностей, широко использует наглядный метод обучения. Информационно – коммуникативные технологии позволяют Елене Владимировне активно использовать их в образовательном процессе. В своей работе педагог использует презентационные слайды, видеоролики, обучающие игры, просмотр обучающих мультфильмов, интернет ресурсы.


В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог высоко компетентен. Елена Владимировна отличается высокой требовательностью к себе. Анализ деятельности показывает, что образовательный процесс строится на комплексном подходе, принципах педагогики и сотрудничества; использует в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

Грамота администрации ДОУ за активное участие в конкурсе «Оформление группового участка»; 2011 г – Грамота за участие в конкурсе «Лучший уголок природы» в номинации «Дизайнерское решение в оформлении уголка природы»; 2012 г- Диплом 2 степени в конкурсе «Театр в жизни ребёнка»; 2013 г- Грамота администрации ДОУ за 2 место в конкурсе «Организация предметно – развивающей среды». Опрос родителей, беседа с коллегами показали, что необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества педагога, такие как творческий подход к делу, ответственность, высокий уровень общей культуры и эрудиции, любовь к детям, полная самоотдача высоко развиты. По отношению к воспитанникам проявляет внимание к личности ребёнка, обеспечивая каждому ребёнку эмоциональное благополучие, через непосредственное общение с каждым из них.

Уважительно относится к чувствам и потребностям ребёнка, создаёт условия для свободного выбора детьми деятельности. Является для окружающих образцом педагогического мастерства и этики. Результаты анализа деятельности педагога позволяют оценить высокую степень сформированности у него профессиональных компетенций.

Важно

В области постановки целей и задач педагогической деятельности Елена Владимировна может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Цели и задачи занятий формулируются на основе нормативных требований, в соответствии с возрастными, индивидуальными психологическими и физиологическими особенностями воспитанников. Свою профессиональную деятельность педагог выстраивает в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, федеральным государственным образовательным стандартом.


Основой профессиональной деятельности Е. В.

Образец написания экспертного заключения по аттестации воспитателей доу

Педагога отличает высокий уровень профессиональной компетентности в сочетании с уме-нием осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм воспитания, что позволяет осуще-ствить перенос основного внимания обучающихся с процесса передачи знаний на процесс разви-тия интеллектуальных и творческих способностей. Елена Владимировна умеет добиться понимания воспитанников, поставленных целей и за-дач, грамотно соотнести с ними полученные результаты обучения. Педагога отличает умение планировать свою деятельность на перспективу с учетом уровня развития детей.
Елена Владими-ровна, работая в тесном контакте со специалистами учреждения, проводит результативную работу с детьми по всем направлениям, что позволяет добиться положительной динамики по всем разде-лам программы, снизить психо-эмоциональное напряжение детей и обогатить их эмоционально-волевую сферу, повысить умственную работоспособность.
Экспертная группа: Директор ГБОУ начальная школадетский сад №1659 Горлова О. А. Руководитель структурного подразделения по организации учебно – воспитательной работы ГБОУ начальная школа – детский сад № 1659 Черкашина Е. К. Председатель первичной профсоюзной организации ГБОУ начальная школа – детский сад № 1659 Сорокина Н.
В. М. п. Дата составления экспертного заключения С результатами экспертизы ознакомлен Е. В. Вартанян «Экспертное заключение проанализировано, материалы подготовлены к представлению на заседании Главной аттеста-ционной комиссии» Дата: Главный эксперт ГБУ г. Москвы «МЦОП» / / Главный эксперт ГБУ г.
В области обеспечения информационной основы деятельности педагог Вартанян Е. В. характе-ризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. Елена Владимировна владеет современными методами, своевременно вносит в них необходимые коррективы в зависимости от сложившейся ситуации.
Применяемые ею методы всегда соответст-вуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы, условиям и времени, отведенным на ее изучение. Она обоснованно использует на занятиях современные информационно-коммуникативные технологии, как при изучении нового материала, так и при повторении. Для Вартанян Е. В. одним из важнейших аспектов преподавания является использование компьютер-ных технологий и интернет — ресурсов. Это позволяет не только совершенствовать навыки владе-ния компьютером, наглядно предъявлять материал, добиваться общекультурного развития воспи-танников.
Психолого – педагогические основы воспитания дошкольников». Данные курсы соответствуют профилю деятельности аттестуемого. Тема самообразования: «Использование мнемотехники при ознакомление со сказкой по ФГТ». Наиболее значимые награды, полученные аттестуемым за весь период педагогической деятельности: — Благодарственное письмо от администрации ГОУ № 1659 «За высокий уровень учебно – вос-питательного процесса в старшей группе» 2008 – 2009 уч. год. — Благодарственное письмо от администрации ГОУ № 1659 «За хорошую организацию воспита-тельной работы». 2009 -2010 уч. год. Наиболее значимые награды, полученные аттестуемым за последний межаттестационный период: — Благодарственное письмо от администрации ГОУ № 1659 «За раскрытие и развитие художе-ственных способностей детей». 2010 – 2011 уч. год.
Главная»Коллектив»Аттестация»Аттестация работников ДОУ. Приложения и экспертные заключения. Нормативные документык текущей странице» Воспитатель Методист ДОУ, включая старшего воспитателя Музыкальный руководитель Инструктор по физической культур Учитель-логопед Педагог-психолог Социальный педагог Воспитатель Приложение_воспитат.ДОУ_ ЭЗ_воспитатель_ДОУ_2016 Методист ДОУ, включая старшего воспитателя Приложение_методист, ст.воспит ЭЗ_методист ОУ, ДОУ, ШИ, ст. воспит Музыкальный руководитель Приложение_муз.рук.ДОУ, ДД 2016 ЭЗ_муз.рук.3 в 1_ДОУ, ДД, ПО_2016 Инструктор по физической культур Приложение_инструктор по физ-реДОУ_2014 ЭЗ_инструктор физ-ры_2 в 1_ДОУ, ОУ_2016 Учитель-логопед Приложение_учит-логопед ДОУ_ ЭЗ_учит-логопед(ДОУ, ОУ, Кор.ДОП)_2016 Педагог-психолог Приложение_педагог-психологДОУ_16 ЭЗ_педагог-психолог_ДОУ_16 Социальный педагог Приложение_соц.педагог ДОУ_16 ЭЗ_соц.
Методический вестник» 2012г.Принимала участие в организации конкурсов на уровне города, имею благодарственные письма:2011год и 2012 год, городской конкурс « Зеркало природы»;2011 год, третья городская спартакиада дошкольников, посвященная Дню Победы2012 год, городской конкурс «Мы — дети Галактики»2013год, городской конкурс рисунков «Русь святая»2013 год, городской конкурс творческих работ «Многообразие вековых традиций»Анализ уровня компетентности в области организации педагогической деятельности показал, что педагог владеет на высоком уровне следующими умениями: работать в коллективе, включаясь в систему деловых и межличностных отношений с другими участниками образовательного процесса, владеет организацией детского и взрослого коллективов, умеет создать положительный рабочий настрой при проведении педагогических заседаний, сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы.
Мачулина Т.Н является администратором сайта ДОУ №18 http://www.ladushki-dou18.ru/, имеет публикации на сайте « Мир дошкольного детства»:В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен. Мачулина Т.Н. отличается высокой требовательностью к себе как к специалисту, реализующему образовательную программу и Программу развития ДОУ. Педагог успешно реализует задачи образовательной программы для дошкольников с учетом принципов индивидуализации и дифференциации и целенаправленно обновляет методические и дидактические материалы в методическом кабинете.Татьяна Николаевна являлась руководителем творческой группы по разработке образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18 « Ладушки».

Современные научно-методические и технологические подходы в диагностике и оценке результатов деятельности организации дошкольного образования

Современное образование ориентировано на достижение высокого качества, доступность, непрерывность, повышение его инновационной и творческой роли, а также его направленность не столько на усвоение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на развитие созидательных способностей личности, стремления учиться, исследовать, познавать, нести ответственность за принятые ими решения. Реформирование системы образования должно базироваться на основе прогнозирования и отслеживания его качества. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей образования.
Анализ показывает, что заимствовать чужую систему оценки качества нельзя, как нельзя взять в готовом виде концепцию другого образовательного учреждения. Необходимо разрабатывать свою систему, формировать черты качества образования в дошкольном учреждении. На практике часто встречается ситуация, когда сама концепция качества образования не стала еще личным смыслом педагогических коллективов, мерилом всех изменений и достижений в образовании.
Комплексное изучение различных параметров оценки управленческой деятельности отражено в теории социального управления и зарубежного менеджмента (М. Альберт, И.В. Бизюкова, П.Ф. Друкер, Л.И. Меньшиков, М.Х. Мескон, А.М.Омаров, Г.Х. Попов, Ф.А. Тейлор, Ф. Хедоури и др.); в управлении педагогическими системами (Е.С. Березняк, Т.М. Давыденко, В.И. Зверева, М.И. Кондаков, B.C. Лазарев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, B.C. Пикельная, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, П.В. Худоминский, P. X. Шакуров и др.).
Отдельным аспектам управленческой деятельности руководителей ДОУ посвящены работы К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, Е.Ю. Демуровой, Т.С. Комаровой, Л. В. Поздняк, Р.Я Спружа, А.Н. Троян и др. Ими обоснованы требования к руководителю, выделены основные направления его деятельности. Особый интерес представляют исследования Ю.А. Конаржевского, Э.В. Литвиненко, В.Г. Молчанова, Г.М. Тюлю, Т.И. Шамовой, в которых разработаны варианты программ оценки управленческой деятельности руководителя в системе образования, в то время как по вопросу оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением специальных исследований не проводилось.
С. Ф. Багаутдинова, Г. Ш. Рубин, Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков, учитывая задачу системного развития предшкольного образования, для оценки результатов выбирают интегративную характеристику готовности ребенка к школе (физической, интеллектуальной, личностной), дополняя ее социально значимыми показателями деятельности учреждения (уровень заболеваемости, показатели функционирования ДОУ, востребованности ДОУ среди населения). Однако ряд ученых критически относится к целесообразности подобного показателя. Так, Т. И. Ерофеева считает, что форсированная целевая специальная подготовка к школе порождает отсутствие мотивации к учению, неврозы, угасание самостоятельности и творческой активности, ухудшение здоровья детей. Введение стандартов, «подстроенных под школу», может серьезно изменить, по ее мнению, статус дошкольного образования (М. С. Аромштам, А. К. Белолуцкая, Е. В. Овчинникова). Основные направления обеспечения комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов как открытой образовательной системы основаны на концептуальных положениях А.И. Остроуховой, Медведниковой.

Проблема.
Анализ практических материалов в органах управления образованием также показал отсутствие четко продуманной системы научно-обоснованных критериев и инструментария оценки управленческой деятельности руководителей.
Сегодня при решении проблемы качества образования можно проследить два направления, которые выводят оценку образовательных систем на принципиально новый уровень.
Первое направление связано с развитием количественного анализа, основанного на данных государственного обязательного статистического наблюдения, внешней оценки образовательных достижений, обработки результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к обоснованному сравнительному анализу, прогнозу по выявлению зависимостей различных факторов, влияющих на результативность образовательных систем.
Второе направление основано на смещении приоритетов в оценке образования с процесса на результат. Вариативность образовательных программ, появление новых образовательных технологий указали на то, что схожие результаты функционирования образовательных услуг могут быть достигнуты разными путями, которые во многом определяются ее индивидуальными характеристиками.
В связи с этим возникает проблема измерения качества образования, связанная с тем, что:
- качество образования необходимо оценивать для обеспечения гарантии прав человека на получение образования, соответствующего мировому уровню;
- качество образования должно являться мерилом всех достижений дошкольного учреждения и вносимых изменений в образовательную политику и практику, поэтому необходимо уметь его оценивать;
- оценивать качество необходимо, прежде всего, для осмысления и формулирования целей развития, создания образцов новой практики, а не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования образовательных учреждений;
- ценна сама система отслеживания, постоянного измерения качества (мониторинг качества). Самоанализ деятельности на всех уровнях ценен тем, что позволяет определить, где дошкольное учреждение находится на сегодняшний день по сравнению с другими, для того, чтобы оставаться конкурентоспособным.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью повышения качества управления дошкольными учреждениями и отсутствием научного подхода к оценке управленческой деятельности руководителя ДОУ.
Итак, многие авторы связывают оценку качества с характеристикой образовательного процесса и его результатов, тогда как существующая практика оценивания в ходе аттестации дошкольных образовательных учреждений ориентирована прежде всего на оценку условий образовательной деятельности.

Понятие «качество образовательного процесса» многогранно. С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме; с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности поступления и школу и др.; с точки зрения воспитателей, это, с одной стороны, положительная оценки их деятельности руководителем ДОУ и родителями, с другой - успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников; с точки зрения, руководителя ДОУ это:
во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОУ как организационной структуры;
во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;
в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников ДОУ;
в-четвертых, высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих органов образования; с точки зрения руководителя микро или макро-уровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.
Анализ разных подходов к оценке качества дает основание утверждать, что показатели результативности должны быть количественно ограниченными, проверяемыми и позволяющими устанавливать продвижение ребенка в своем развитии на протяжении всего дошкольного детства.
В сою очередь Модель комплексной оценки должна включать в себя сбалансированное сочетание нормативно-ориентированного, содержательно-целевого, организационно-технологического, мотивационно-личностного, контрольно-диагностического и коррекционно-аналитического компонентов, с учетом которых определены критерии и показатели.
Под критерием комплексной оценки понимается признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам. Под показателем–количественная и качественная характеристика профессиональной деятельности педагога, являющаяся результатом измерения.
Основой для выработки единой стратегии и управления оценкой качества образования является проектирование различных видов мониторинга (информационный, базовый, управленческий и комплексный) и его основных этапов, которые разрабатываются в совместной деятельности на специальных заседаниях педагогических мастерских. Мониторинговые исследования осуществляются по оценке качества образования: качества целей, условий, процессов, результатов (предметные, метапредметные, личностные результаты, ценности, здоровье всех участников учебного процесса). Особый интерес вызывает педагогический мониторинг, включающий: мониторинг эффективности учебно-воспитательного процесса; инновационных процессов (инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности); развития личности детей и педагогов; успешности учения; качества освоения компонентов образования; сформированности видов и умений педагогической деятельности; творческого уровня детей и педагогов.
Образовательная квалиметрия (Технология комплексной оценки), основными положениями которой являются:
рассмотрение качества деятельности дошкольного образовательного учреждения как единой системы элементов, их свойств и характеристик, функционирование и развитие которых носит закономерный характер, с позиций системного подхода, образовательной квалиметрии, теории качества;
обеспечение объективности результатов оценивания дошкольного образовательного учреждения определением ценностных предпочтений субъекта оценивания в свете социального заказа общества к образованию;
рассмотрение объекта оценивания по интегральной совокупности показателей, что позволяет учесть весь комплекс показателей, все многообразие деятельности дошкольного учреждения, что обеспечивается агрегированием показателей качества деятельности дошкольного образовательного учреждения в единую комплексную количественную оценку.
Процесс оценивания качества в квалиметрии, представляющий собой следующую последовательность действий:
определение целей оценки объекта;
раскрытие структурности качества объекта;
определение номенклатуры взаимосвязанных показателей качества объекта, а также статистических характеристик показателей (статусы и весомости);
определение значений показателей качества объекта;
оценка качества объекта;
свертка оценок показателей качества в единую комплексную оценку;
анализ полученных результатов.
Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов по каждому показателю подобран комплекс методов: изучение документов, анализ педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, экспертная оценка, самооценка, самоанализ; педагогическая диагностика, мониторинг, контроль (оперативный, текущий, предупредительный, срезовый, тематический, результативный), аттестация, методы статистической обработки данных. В качестве примера в приложениях 1–2 соответственно представлены анкеты "Удовлетворенность родителей деятельностью педагогических и руководящих работников ДОУ" и "Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов".
Одним из этапов процесса оценивания качества, в соответствии с требованиями образовательной квалиметрии, является разработка номенклатуры показателей качества, в соответствии со структурой, представленной на схеме 1.

Основным структурным компонентом среди критериев комплексной оценки является методическая работа дошкольного учреждения.
Методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современным ДОУ.

Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в ДОУ являются:
1. критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаются до оптимального уровня (или приближаются к нему) за отведенное время без перегрузки;
2. критерии рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
3. критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов, наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда.
Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
Содержание комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов предусматривает рабочие инструкции и оценочно-измерительные материалы: схемы анализа планирования, нормативно-документационного обеспечения, непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, иных мероприятий образовательного процесса, оценочные листы, карты, в т. ч. разработанные Л.М. Денякиной, М.В. Корепановой, И.А. Липчанской. Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов с помощью вышеуказанных схем в помощь экспертам были разработаны рабочие инструкции.
Рассмотрим методику данной оценки. Например, значения показателей 1.1–1.5, используемых при расчете по критерию 1, определяются с помощью порядковой шкалы измерения (от 1 до 5 баллов). Она устанавливает порядковые отношения предпочтительности и позволяет судить об отношениях "лучше – хуже" между сравниваемыми объектами по измеряемому качеству.
Порядковая шкала в данной методике представляет собой ряд чисел, которые соответствуют определенной степени выраженности оцениваемой профессиональной деятельности педагогов, ее качества применительно к дошкольному образовательному учреждению. Несколько оценок (от 1 до 5 баллов) характеризуют степень выраженности качества оцениваемой характеристики. Эксперт выбирает оценки, наиболее отвечающие качеству профессиональной деятельности педагога, при этом имеющие промежуточную шкалу между качественной и количественной.
Обработка и анализ суммированных балльных оценок проводятся на основе методов математической статистики с выведением среднего балла по каждому из шести критериев по формуле:
S (к) = Б (п) + Б (п) + … + Б (п),
К (п)

Где Б (п) – балл по показателю;
К (п) – количество показателей;
S (к) – средний балл по критерию.

Каждый показатель в данной методике состоит из двух частей: содержательной и оценочной. Содержательная часть включает в себя качественную характеристику профессиональной деятельности педагога, оценочная часть – шкалу оценок по пятибалльной системе, что позволяет наиболее объективно оценить специалиста по каждому показателю:
4–5 баллов – профессиональная деятельность педагога полностью отражает качественную характеристику, ярко выражена и стабильна;
3–4 балла – в профессиональной деятельности педагога в основном отражается данная характеристика и проявляется достаточно устойчиво, педагог стремится достичь качества;
2–3 балла – данная характеристика проявляется в профессиональной деятельности педагога нестабильно, но в пределах допустимой нормы, педагог не в совершенстве овладел теоретическими знаниями и методами использования их на практике;
1–2 балла – характеристика профессиональной деятельности по данному показателю выражена недостаточно, проявляется нестабильно, уровень развития педагога на грани критического.
При определении итогового среднего балла их максимальное число (или максимальная сумма?) может достичь 30. Уровень профессионализма педагога определяется исходя из следующей градации.
О низком уровне свидетельствует сумма 15–20 баллов. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерно отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, особенностей воспитанников, потребностей их родителей, социального заказа общества, ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.
20–25 баллов – конструктивный (эвристический) уровень – свидетельствуют о том, что педагог является личностно-ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией, он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. Воспитатель среднего уровня в большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, координирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.
Работник ДОУ, получивший от 25 до 30 баллов, находится на высоком исследовательском (креативном) уровне. Педагог-мастер – компетентный исследователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике. Кроме того, он прогнозирует развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляет педагогическое образование их родителей, исходя из имеющихся потребностей, а также выполняет свою работу в тесном взаимодействии и сотрудничестве с представителями социальных институтов.
Комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников:
повышение квалификации, профессиональная переподготовка;
знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности;
знание и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитательной работы;
участие в проблемно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;
результаты работы по снижению уровня заболеваемости детей;
результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками;
уровень освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ;
обеспечение безопасных условий пребывания детей в ДОУ;
качество организации развивающей среды группы;
результаты участия воспитанников в мероприятиях различных уровней;
рейтинг педагога среди родителей;
наличие обобщенного педагогического опыта;
наличие научно-методических материалов;
участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе МО ДОУ, секций,
педсоветов;
проведение открытых занятий, мастер-классов;
профессиональная активность педагога: руководство МО, творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов, аттестационных комиссий; сопровождение педагогической практики студентов;
участие в профессиональных конкурсах;
поощрения педагога в межаттестационный период.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:
четкое видение современных задач дошкольного образования;
ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
гуманная педагогическая позиция;
умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл
деятельности педагога.

Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.
В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.

Итак, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения предусматривает ряд составляющих: соответствующие методы; составные части и этапы оценки; характер их связей между собой и со всей деятельностью.
Использование модели комплексной оценки помогает педагогу выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма. Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса).
Представленные материалы не претендуют на полное освещение всех аспектов рассмотренной проблемы, но дают импульс к дальнейшему изучению вопросов оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Взаимосвязь этих вопросов с решением проблемы субъектов оценивания указывает на актуальность дальнейшего теоретического и эмпирического изучения темы комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.

В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Таким образом, иерархическую структуру качества деятельности ДОУ, в соответствии с основными функциями, можно представить следующим образом:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
2. Развитие детей;
2.1. Физическое развитие;
2.2. Познавательно-речевое;
2.3. Социально-личностное;
2.4. Художественно-эстетическое;
3. Взаимодействие с семьей.

Степень достижения цели оценивается через степень реализации основных функций ДОУ.

Приложение №1

Модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
Л.Ф. Медведникова,
канд. пед. наук

Цель:
Комплексная оценка качества профессиональной деятельности, определение уровня профессионализма
Виды комплексной оценки:
внутренняя;
внешняя

Компоненты комплексной оценки:
нормативно-ориентированный;
содержательно-целевой;
организационно-технологический;
мотивационно-личностный;
контрольно-диагностический;
коррекционно-аналитический
Критерии:
реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;
соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования;
создание предметно-развивающей среды;
деловые и личные качества педагога, мотивация к педагогической деятельности;
результативность образовательного процесса;
коррекция педагогической деятельности
Методы:
изучение документов;

Анализ;
самооценка, самоанализ;
мониторинг;
тестирование;
анкетирование;
беседа;
наблюдение;
контроль;
экспертиза;
аттестация

Уровни профессионализма:
репродуктивный (технологический);
конструктивный (эвристический);
исследовательский (креативный)
Результаты:
Достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.
Удовлетворение потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса

Приложение 2

Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования.
2. Применение на практике положений дошкольной педагогики, психологии и педиатрии.
3. Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников.
4. Культура делопроизводства педагогов.
5. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
6. Объем педагогических знаний, соответствующий и (или) превышающий требования дошкольного образования.
7. Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образования.
8. Эффективность педагогических приемов и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
9. Использование информационных технологий.
10. Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников.
11. Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ дошкольного образования.
12. Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования.
13. Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды.
14. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста.
15. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
16. Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам дошкольного образования.
17. Осуществление самовоспитания и самообразования.
18. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
19. Дисциплинированность и ответственность.
20. Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме.
21. Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки).
22. Диагностика развития (знаний, умений, навыков) воспитанников.
23. Координация образовательного процесса, его соответствие требованиям дошкольного образования.
24. Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования.
25. Педагогическое образование родителей воспитанников.

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.

Педагогика – моё призвание

Воспитатель ДОУ - это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Личностные характеристики

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Экспертное заключение

по итогам оценки уровня квалификации старшего воспитателя

муниципального бюджетного образовательного учреждения

детский сад № … города Зверево Ростовской области

Ш. И. А.

В соответствии с порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209, приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 17.01.2011 № 12 «Об утверждении региональных нормативных документов по аттестации педагогических работников», приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.12.2010 №1024 «Об утверждении региональных нормативных документов по аттестации педагогических работников», приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.05.2014 № 271 «Об утверждении графиков проведения экспертизы профессиональной деятельности» эксперт по определению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров Кутняхова Наталия Анатолиевна, кандидат педагогических наук, ведущий специалист отдела образования муниципального образования «Город Зверево», 29.05.2014 г. по 30.05.2014 г. провела экспертизу профессиональной деятельности старшего воспитателя муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад г. Зверево Ростовской области.

Экспертная оценка проводилась в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России по оценке уровня квалификации педагогических работников. Экспертом проведен анализ квалификационных показателей в соответствии с педагогическими компетенциями, проанализирован самоанализ педагогического работника, проведено собеседование с заведующим МБДОУ, проанализированы методический и дидактический инструментарий старшего воспитателя.

На основании проведенной экспертной оценки удостоверяю: старший воспитатель имеет среднее специальное образование, в окончила Донской педагогический колледж, по специальности «дошкольное образование», присвоена квалификация «воспитатель детей дошкольного возраста».

Общий трудовой стаж – 20 лет, стаж педагогической работы - 20 лет, в аттестуемой должности - 10 лет, стаж работы в данном учреждении - 20 лет, квалификационная категория – не имеет.

В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО «Экспертиза профессиональной деятельности и оценка уровня профессиональной компетентности педагога в ходе аттестации педагогических работников в контексте Федерального Закона об Образовании в Российской Федерации», 2014 г., 72 ч.

Принимала участие в региональном семинаре-совещании «Достижение качества дошкольного и общего образования в условиях введения ФГОС средствами учебно-методических комплектов издательства «Дрофа».

За успехи в профессиональной деятельности имеет поощрения и награды:

Грамота мэра за активную жизненную позицию и большой вклад в развитие образовательной системы,

Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей,

Диплом открытого межрегионального турнира способностей «РОстОК-IntellectУм» за организацию и проведение турнира в ДОУ, активную жизненную позицию, профессионализм, творческий подход к работе.

Необходимые для успешной реализации методической и педагогической деятельности личностные качества старшего воспитателя развиты высоко.

Она обладает высоким уровнем профессиональной культуры. Отношения с коллегами по работе строит на основе принципов гуманизма и взаимного уважения. В педагогическом коллективе стремится создать благоприятные условия для позитивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Всегда может найти подбадривающие и искренние слова для коллег и воспитанников, делом откликается на призыв о помощи. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого педагога.

Старший воспитатель внутренне дисциплинирована, грамотно планирует и организует свое рабочее время, распределяет текущие дела, заранее предполагает временные затраты и выполняет работу в установленный срок. Обладает широким кругозором, тактична, деликатна в общении с коллегами и обучающимися. Обладает способностью к самоконтролю, самоорганизации и самодисциплине, сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой. Умеет объективно оценивать свои возможности и адекватно принимает оценочные суждения о себе со стороны всех участников образовательного процесса.

Результаты анализа деятельности старшего воспитателя позволяют оценить степень сформированности у нее отдельных компетенций.

В области постановки целей и задач педагогической деятельности старший воспитатель характеризуется как компетентный педагог. При организации методической работы, городских мероприятий, социально-значимых проектов и акций, мероприятий детского сада старший воспитатель грамотно формулирует их цели и задачи, разрабатывает положения, подбирает содержание и формы проведения, досконально продумывает методическое и дидактическое сопровождение каждого этапа своей деятельности. Учитывает возрастные и психологические особенности аудитории. Гибко реагирует на изменение ситуации, своевременно вносит коррективы в намеченный план деятельности.

В области реализации компетентности обеспечения мотивации учебной деятельности организует работу по повышению квалификации педагогов: планирует деятельность педагогов ДОУ, разрабатывает методические материалы в помощь педагогам, ведет работу по изучению и обобщению передового педагогического опыта, посещает и анализирует занятия и воспитательные мероприятия педагогов, оказывает помощь при подготовке открытых занятий, постоянно стимулирует работу педагогов по программному обеспечению образовательно-воспитательного процесса.

При этом старший воспитатель умело мотивирует педагогов на освоение нового методического материала. Для этого она использует методы социального проектирования, проблемного обучения, методику практико-ориентированной деятельности и другие активные формы познавательной деятельности. При планировании работы педагогов ДОУ старший воспитатель учитывает их интересы, проблемы и пожелания, а также необходимость оперативно знакомить коллег с современными достижениями и требованиями педагогической науки.

Старший воспитатель умеет пробудить интерес педагогов к работе с детьми и вовлечь их в активный поиск решения поставленных проблем. Осуществляет методическую помощь педагогам в воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Обладает умением обыгрывать ситуацию так, чтобы стать на позицию воспитателя, отмечает даже самый маленький успех коллег. Вызывает интерес к работе с детьми, организуя педагогические, методические советы, работу по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, проводит мастер-классы. Содействует выявлению и поддержке детей, обладающих высокими интеллектуальными способностями, оказывает помощь в раскрытии их потенциала.

Старший воспитатель имеет благодарности за организацию и проведение открытого межрегионального интеллектуального турнира способностей «РостОК-IntellectУМ».

Хороший уровень мотивированности воспитанников доказывается и показателями результативности готовности детей к школьному обучению:

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2013-2014

учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

В области обеспечения информационной основы деятельности педагог характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. В своей работе старший воспитатель использует следующие методы: деятельностный, диалог, дискуссии, практический метод, метод проблемного изложения, аналитический, сравнительный, обобщающий, объяснительно-иллюстративный, наглядный и др. Ведет педагогический мониторинг качества образования. Старший воспитатель владеет современными педагогическими технологиями: развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, интерактивного обучения, здоровье-сберегающие, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные, игровые и др. Педагог использует компьютерную технику: ПК, МФУ; материалы мультимедийных дисков, электронные пособия, презентации, что позволяет активизировать познавательную деятельность педагогов и добиваться планируемых педагогических результатов. Активно использует материалы образовательных сайтов: , http://www.openclass.ru/

В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен, знает основные нормативные документы. Годовой план старшего воспитателя составлен с учётом нормативных требований, темпа усвоения материала, требований ФГОС. Целенаправленно обновляет методические и дидактические материалы, многие из них разрабатывает самостоятельно.

Старший воспитатель делится своим опытом с коллегами: является руководителем городского методического объединения дошкольных работников, председателем комиссии по распределению надбавок педагогическим работникам за качество и результативность, владеет навыками публичных выступлений по вопросам дошкольного образования.

Анализ уровня компетентности в области организации учебной деятельности показал, что педагог владеет следующими умениями: организовывать воспитательно-образовательную деятельность педагогов, устанавливать отношения партнёрства, сотрудничества с коллегами; использует в воспитательно-образовательном процессе личный опыт педагогов, их собственные оценки и взгляды, умеет организовать педагогов для поиска дополнительной информации, необходимой при решении воспитательных задач, аргументирует оценку деятельности педагогов, показывает их достижения и пути преодоления трудностей, умеет сочетать методы оценивания, взаимооценки и самооценки педагогов.

На основании изложенного, эксперт считает, что уровень квалификации старшего воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории по должности «старший воспитатель» (значение показателя уровня квалификации – 4,32).

Эксперт Кутняхова Н.А.

С экспертным заключением ознакомлена